Перейти к содержанию
Гость Artak

Казахи

Рекомендуемые сообщения

Значит казахи тоже потерпили сокрушительное поражение что ли?

Хукер, казахи могут проиграть битву, но войну побеждают!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хукер, казахи могут проиграть битву, но войну побеждают!

На мой взгляд- казахи войну не побеждают ,а калмыки просто ушли.А если казахи завоевали Джунгарию и калмыков изделали свойми подаными,то тогда можно говорить о победе казахов. :)

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На мой взгляд- казахи войну не побеждают ,а калмыки просто ушли.А если казахи завоевали Джунгарию и калмыков изделали свойми подаными,то тогда можно говорить о победе казахов. :)

Сын Аюки-хана Санджиб 1701г. с 15тыс.кибиток укочевал с Урала в Джунгарию.И эта территория была пуста.Старший сын Аюки наследник Чакдоржаб умер 1722г.Сам хан Аюка умер 1724г.Новый хан Дондук-Омбо был утвержден 1735г.Промежуток времени с1724-1735гг разгорелась междусобица за престол.В это время казахи очевидно появились в районе Урала(Яика) по калмыцки Зә-hол.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На мой взгляд- казахи войну не побеждают ,а калмыки просто ушли.А если казахи завоевали Джунгарию и калмыков изделали свойми подаными,то тогда можно говорить о победе казахов. :)

Всего лишь один факт - казахи отобрали у калмыков свои прежние кочевья в Джунгарии (одну из половин того самого Мугулстана или Монголии) и кочуют там по сей день. Вот карта (речь идет о верхнем или северном треугольнике СУАР, т.е. о Джунгарии):

667_src.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всего лишь один факт - казахи отобрали у калмыков свои прежние кочевья в Джунгарии (одну из половин того самого Мугулстана или Монголии) и кочуют там по сей день. Вот карта (речь идет о верхнем или северном треугольнике СУАР, т.е. о Джунгарии):

667_src.jpg

Ну эта победа казахов над китайцами в степях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1.1 Причины переселения

Казахская диаспора неоднородна и разнотипна, формировалась на протяжении ни одного столетия и имела в каждый исторический период различные причины для формирования и развития. Эти причины можно дифференцировать как политические, религиозные и экономические.

К политическим причинам можно отнести такие события, породившие и развившие казахскую диаспору, как: джунгарско-казахские войны XVIII в., национально-освободительные восстания и войны казахов против царского самодержавия XVIII-XIX в., национально-освободительное движение в Центральной Азии против царизма в 1916 г., установление советской власти а Казахстане, проведение политики геноцида по отношению к казахам в период коллективизации, борьба казахов против коммунистов Китая и Синьцзяна, события Второй мировой войны.

Экономические причины, побудившие казахов к миграции следующие: разрушение традиционной кочевой системы хозяйствования в Казахстане после присоединения его к Российской империи, т.е. проведение Столыпинской аграрной политики в Казахстане в царский период, а также в советский период во время коллективизации, трудовая иммиграция в страны Западной Европы и Америки в 1960-1990-х гг., нестабильность в экономике современного Казахстана, находящегося в состоянии перехода к рыночным отношениям после развала социалистической системы СССР.

Религиозные причины существовали в основном в царский и советский периоды, когда был затруднен выезд верующих для совершения хаджа в Мекку и Медину – святые места для всех верующих мусульман. Поэтому казахи, совершавшие хадж, старались оставаться в странах Востока для беспрепятственного совершения религиозных постов ислама [39, 17-18].

Основополагающую роль в возникновении казахской диаспоры сыграли политические события, происходившие в XVI-XIX вв. в Центральной Азии, в особенности, тесные многосторонние взаимоотношения между Казахстаном, Российской империей, Китаем и Джунгарией.

Казахско-ойратские отношения в XVII – первой декаде XVIII вв. являются той исторической основой, на которой спустя век – полтора была создана казахская диаспора в Китае, ставшая отправной точкой для возникновения диаспоры у казахов в ХХ в. Необходимо отметить, что районы Южного и Юго-Восточного Казахстана подвергались нападению со стороны ойратов еще в XV в., в период существования государства Моголистан [39, 51].

Побудительным мотивом появления ойратов в Казахстане во второй половине XVI в. становится территориальный захват вследствие земельного голода и пастбищной тесноты в Джунгарии [18, 21]

На рубеже XVI-XVII вв. некоторая часть ойратов была подчинена казахским ханам, военные столкновения между казахами и ойратами зачастую заканчивались победой первых, в особенности при хане Есиме, то с возникновением Джунгарского ханства (из юго-восточной группировки ойратов, располагавшихся на востоке от Казахского ханства) в середине 1630-х гг., отношения между этими двумя государствами кардинально изменяются. Набеги в целях грабежа казахского населения отступают на второй план, а на первый выдвигается идея (цель) захвата территорий. Со второй половины XVII в. борьба между Казахским ханством и Джунгарией за кочевья велись с переменным успехом, но вскоре ойратам удалось захватить и удержать за собой небольшую восточную часть Семиречья, ранее принадлежавшую казахам [54, 43-46]. Это было первое отторжение земель в пользу Джунгарии, приведшей к миграции основной массы казахов племени дулат, кочевавших по левобережью р. Или, в районы рек Чу, Талас, Келес [14, 38].

В начале 1690-х гг., с приходом к власти Галдан – хана, Джунгария укрепила свои позиции. Ойратская армия во главе с Галдан – ханом вторглась в районы Семиречья и Южный Казахстан [37, 109]. Несогласованность в действиях казахских, бухарских и кыргызских военачальников, а также стремительность и неожиданность, с которыми ударились ойраты, привели к разгрому некоторых казахских родов и захвату нескольких оседлых оазисов бассейна р. Сырдарьи, вследствие чего казахам пришлось покинуть родные места [66, 19].

XVIII в. вошел в историю казахско-ойратских отношений как время кровопролитной и жестокой войны, огромных людских потерь с обеих сторон, мощных миграционных процессов, повлиявших на дальнейшую историческую судьбу народов Центральной Азии.

В феврале – марте 1723 г. ойраты обрушились на казахские аулы Старшего и Среднего жуза, не подготовленные к отражению нападения в силу ряда причин. Казахи не смогли оказать сопротивления и вынуждены были бежать со своих кочевий, бросив там скот и имущество.

Вторжение ойратских феодалов привело к нарушению исторически сложившихся этнических границ, вызвало целый ряд перемещений племен и народов Центральной Азии.

В 1757 г. Цины разгромили Джунгарское ханство и за этим последовало отторжение казахских земель в пользу Цинского Китая.

В августе – сентябре 1757 года хан Аблай направляет первое посольство в Пекин, с целью установления мирных отношений с Цинской империей. В ходе встречи Аблая с китайскими послами им был обсужден широкий спектр вопросов. В первую очередь дольновидный и тонкий в дипломатии Аблай пытался получить подтверждение в заверении цинских военоначальников о неприкосновенности системы политического управления казахов. Во время переговоров Аблай ставит вопрос о меновой торговле, и в итоге была достигнута договоренность об открытии торговли в местностях Иран-Хабирга и Урумчи [27, 81].

Следует отметить тот факт, что в течении правления в Китае Маньчжурской династии Цин всегда было две наиболее важные области, которые редко находились под китайским контролем вследствие свободолюбия народов, исконно проживавших на этих землях. Во-первых, это – Тибет и во-вторых, северо-западная часть Китая, образованная на захваченных землях разгромленного Джунгарского ханства, включавшего в свой состав земли народов Центральной Азии и позже, спустя полтора столетия, названная китайскими правителями «Синьцзян», что в переводе с китайского означает «новая граница» или «новая территория». С 1884 года Синьцзян стал обычной провинцией Китая [16, 41] (см. Приложение № 3).

В период военных действий Китая против Восточного Туркестана китайское правительство отвлекало казахов от вмешательства в антицинское национальное-освободительное движение уйгуров путем ведения переговоров о праве казахов кочевать в верховъях р. Иртыш, долине и верховъях реки Или. Как только восточнотуркестанские города были захвачены, и антицинские национально-освободительные движения подавлены, китайское правительство резко изменило свою политику по отношению к казахам и категорически отказалось от своих обещаний, так как с покорением Джунгарского ханства и Восточного Туркестана Китай получил ключ к северо-западной части Центральной Азии и не нуждалось в нейтралитете или поддержке казахов.

5 сентября 1763 г. вышел приказ о запрещении казахам и кыргызам кочевать в районе р. Чу, Талас и в некоторых других местах западнее р. Или и южнее р. Аягуз [19, 173]. Несмотря на запрет казахи продолжали кочевать в Тарбагатае и Семиречье, за что подвергались постоянным репрессиям со стороны китайских гарнизонов. Маньчжоу-го начали проводить политику выдворения казахов с земель долины рек Или, Хоргоса, Лепсы, озера Алаколь, урочищ Тарбагатая и долины верховъев Иртыша.

Получая отпор со стороны казахов в 1767 г. Цины «разрешили» казахам зимовать в Тарбагатае и в других местах Восточного и Юго-Восточного Казахстана при условии выплаты податей. Казахи продолжали кочевать на этой территории и в первой половине XIX в., когда колонизационные захваты России в Казахстане и Средней Азии имели успешные результаты, вызвавшие необходимость решения ряда межгосударственных проблем, таких как развитие русско-китайских отношений и начало русско-китайских государственно-территориального разграничения в Центральной Азии.

В июне 1822 года издается «Устав о сибирских киргизах (казахах)», который устанавливал выборность окружных старших султанов, а в «Уставе об управлении инородцев», изданном месяцем позже четко прописывалось: п. 35 – «кочующие управляются по степным законам и обычаям, каждому племени свойственным» [54, 8].

Первым официальным документом о проведении границ между Китаем и Россией в Центральной Азии стал Пекинский договор от 2 ноября 1860 г., получивший более конкретную доработку в Чугучакском Протоколе 1864 г. Спустя несколько лет после подписания Чугучакского Протокола, воспользовавшись начавшимся в 1864 г., антицинским национально-освободительным движением в Синьцзяне, Россия потребовала провести проверку и изменить кое-где демаркационную линию путем присоединения к ней земель за счет китайской империи. Так был подписан Хобдинский Протокол 1869 г., а на следующий год – Тарбагатайский Демаркационный протокол 1870 г. [39, 55-70] (см. Приложение № 1 и Приложение № 2).

Государство Якуб-бека и «Илийский вопрос» сыграли немаловажную роль в окончательном территориально-государственном разделе земель между Китаем и Россией в Центральной Азии, вследствие которого были нарушены традиционные маршруты казахов, а пастбищные и водные угодья были отняты у них.

Взаимоотношения Якуб-бека и России складывались следующим образом. С приходом к власти в Кашгарии Якуб-бек испытывал неприязненные отношения, искусно подогреваемые британскими агентами, к своему западному соседу и всячески демонстрировал это. Его противодействия России прекрасно просматривались в событиях, связанных с Кркандским и Таранчинским ханствами и т.д. Россия же была больше заинтересована в Илийском крае, нежели в Кашгарии, так как плодородие земель данного района и важность в ведении русской торговли повлияли на то, что Или (Кульджа) была очень интересна и необходима для Российской империи.

Начавшееся 7 июня 1864 г. восстание дунган в г.Кучаре распространилось на весь Синьцзян, в котором участвовали практически все неханьские народы. В ходе восстания была разрушена военно-бюрократическая машина Маньчжоу-го в Синьцзяне [17, 368]. Данные события вызвали опасения и озабоченность царского правительства, не имевшего в тот момент достаточных военных сил для поддержки китайских властей и справедливо полагавшего, что выступления на стороне Цинов вызовет мощный взрыв недовольства народов Казахстана и Средней Азии. Несмотря на настойчивые просьбы цинских властей помочь войсками в установлении порядка и ликвидации антиманьчжурского восстания, русское правительство так и не оказало помощи им, решив придерживаться политики невмешательства в ход антицинской борьбы, и к 1865 году в Синьцзяне была ликвидирована власть Маньчжоу-го.

После захвата Илийского края дунганами и таранчами в январе 1866 г. ими был установлен весьма неустойчивый режим, возглавляемый султаном Абиль-оглы. Но когда в 1870 году начались трения между этими двумя этническими группами, торговля была полностью остановлена в данном регионе, и распространился слух о том, что Якуб-бек собирается овладеть Илийским краем, Россия решила ввести в июле 1870 года свои войска под командованием генерала Г.А. Колпаковского в район Или, используя несостоятельность маньчжурского правительства в усмирении антицинских восстаний.

Посол России в Пекине заявил, что введение войск в район Или следует расценивать как помощь русского правительства Цинам для установления там закона и порядка. Видимо, Россия была действительно очень озабочена британской помощью, оказываемой Якуб-беку, вследствие чего она пообещала цинскому правительству, что покинет район или, когда Китай в состоянии будет управлять им. Столь опрометчивое заявление спустя десятилетие стоило России земель в Илийском крае, из которого она вынуждена была уйти.

22 июня 1871 года русские войска при поддержке казахов-волонтеров почти без боя заняли Кульджу. Этот факт хорошо был использован Великобританией, которая видела в государстве Якуб-бека необходимый оплот борьбы против продвижения и укрепления позиций России в Центральной Азии.

Интерес Великобритании к государству Якуб-бека был неслучаен, так как оно находилось на стыке среднеазиатских владений Российской империи и Британской Индии, куда англичане не хотели допустить возможного проникновения русских через Кашгарию. Кроме того, Британия рассматривала данный регион как прекрасный рынок сбыта английских товаров и получения дешевого сырья. В-третьих, государство Якуб-бека было бы удобным плацдармом для британского проникновения в Казахстан и среднеазиатские государства. Британские правящие круги пытались использовать мусульманина Якуб-бека против русских соседей, удачно используя религиозный мотив в своей политической игре. Политика британского правительства «divide et impera» (разделяй и властвуй), принесшая свои плоды в Индии, проверенная и испытанная в течении двухвекового колониального угнетения, разобщения, уничтожения государств и населения полуострова Индостан, стала распространятся и в регионе Центральной Азии.

Однако, принимая британскую военную помощь (в виде посылки оружия и военных консультантов), Якуб-бек оставался независимым правителем, что в конечном итоге привело к потере интереса Великобритании к его персоне. С помощью огромного иностранного займа Цинам удалось отправить сильную экспедицию в Синьцзян для возврата этой области. С разгромом государства Якуб-бека между Китаем и Россией возникла необходимость выяснить свои отношения и приоритеты в данном регионе. Русско-китайские переговоры завершились подписанием Ливадийского договора о возвращении Илийского края Китаю 20 сентября 1879 г. Несмотря на обещания китайского правительства не проводить репрессии против участников антиманьчжурского восстания в Синьцзяне, которые были оговорены в Петербургском договоре, подписанный 12 февраля 1881 г., представители неханьских народов (около 100 тыс. человек) старались переселиться в пределы Казахстана и Средней Азии.

Для Российской империи переселение такого количества подданых, имевших навыки антигосударственных восстаний, нуждающихся в земельном обеспечении, уставших от беззакония и произвола манчжурско-китайских местных властей и готовых при неправильной политике по отношению к ним в любой момент «вспыхнуть, как спичка», с одной стороны, доставляло много хлопот в политическом, экономическом и военном плане, с другой же стороны, при вдумчивой и мудрой политике за счет притока уйгуров, дунган, казахов, кыргызов из Синьцзяна прибавлялось податное население, что соответственно увеличивало денежные поступления в царскую казну, с третьей же стороны, уйгуры, дунгане, казахи, кыргызы, были настроены не вполне миролюбиво по отношению к китайскому правительству, что могло быть использовано Российской империей против Китая.

С возвращением Россией Илийского края Китаю казахские роды суан, албан, кызай лишились своих сезонных кочевий по долинам рек или, ее притока Текес и в других районах, так как нарушились традиционные кочевые маршруты казахов, насильственно причисленных к одному из государств, разделивших между собой казахские земли.

Вследствие достигнутых соглашений между Китаем и Россией казахи пользовались своими бывшими кочевками практически до 1892 г., когда озабоченные данными постоянными проникновениями и возникавшими беспорядками китайские власти стали ограничивать кочевки казахов, что негативно отразилось на их жизнедеятельности.

События ХХ в. еще более усугубили насущные проблемы казахского населения, находившегося в составе двух государств – Российской империи, а затем СССР, и Китая, - привели к многочисленным людским потерям у казахского народа, проживающего как в Казахстане, так и в Синьцзяне.

В начале ХХ в. на территории Казахстана крупномасштабно проводилась Столыпинская аграрная реформа, приведшая к изменению демографической картины, социально-экономических отношений, ухудшению и без того тяжелого положения казахов. В Казахстан, кроме добровольных, негосударственных мигрантов, хлынули потоки государственных переселенцев из Европейской части России, Украины, Белоруссии, являвшихся, по существу, разорившимися мелкими крестьянами, остро нуждавшимися в земле. Все время растущий поток русских переселенцев и незаконные изъятия земель Переселенческим управлением, чинимые произволом чиновников, вынудили казахов тысячами мигрировать в Китай.

Следует отметить, что за 1902-1913 гг. численность казахского населения сократилось на 8-9%, что составляет около 286 тыс. человек.

Большинство казахов пришли в Или и Алтайские просторы Синьцзяна. В 1911 г. в Китае казахи составляли 244 тыс. 900 человек. Для упрочения верноподданческих идеалов в казахской среде китайские чиновники заставляли обучать детей в школах на китайском языке, а учителей присылали специально не исповедующих мусульманскую религию. Так дело обстояло со всеми представителями неханьских этнических групп: казахами, уйгурами, кыргызами, монголами, татарами, узбеками и др. Такими мерами китайские чиновники пытались разъединить мусульманское население Синьцзяна и превратить его в послушных верноподданых.

В 1914 г. китайские власти Синьцзяна и русский консул в Урумчи достигли соглашения, в котором ставилось условие, что казахи, иммигрировавшие до июля 1911 г. (до начала Синхайской революции в Китае) и оставшиеся в Синьцзяне, становились китайскими поддаными, те, которые прибыли после этой даты, возвращались в Российскую империю. Китайские власти в Пекине, опасаясь, что русские будут использовать казахов в своих политических требованиях на Или, решили, что число репатриантов не может превышать 6 тыс. человек.

25 июня 1916 г. был издан царский указ «О привлечении мужского инородческого населения империи для работ по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии, а равно для всяких иных необходимых для государственной обороны работ», в котором говорилось, что на оборонительные работы привлекается мужское инородческое население в возрасте от 19 до 43 лет из областей Сырдарьинской, Ферганской, Самаркандской, Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской, Тургайской и Закаспийской. Казахи, как и другие народы Центральной Азии, традиционно были освобождены от несения военной службы в царской России, но данный указ послужил поводом для начала национально-освободительного движения в Казахстане и Центральной Азии, причинами которого являлись усиление колониального гнета, изъятие казахских земель, увеличение налогов и поборов, резко ухудшившееся положение народных масс.

Миграция казахов из Семиреченской области в Китай начались еще в июле 1916 г., а к сентябрю достигли широких размеров [39, 70-85].

В октябре 1916 г., после восстания в Семиречье против царского самодержавия, спасаясь от карательных акций русской армии, перешли через русско-китайскую границу около 300 тыс. казахов. Пограничные области Синьцзяна, такие как Тайчен на севере, Или на западе, Кашгар и Аксу на юге, стали центрами казахских беженцев, в которых насчитывалось: в Алтайском округе – около 100 тыс., Тарбагатайском – 60-70 тыс. и более 100 тыс. – в Илийском округах [55, 7].

За переход на свою сторону китайцы с казахов потребовали плату: 9 черных иноходцев, 9 аргамаков, 10 тыс. рублей деньгами и 12 джамбе (слитков серебра). Только при такой оплате казахи имели возможность перейти китайскую границу, но нередко доведенные до отчаяния карательными мерами царских войск, природными несчастьями или грабежами со стороны многочисленных банд, казахские беженцы прорывали границу в тех местах, до которых могли добраться.

Губернатор Синьцзяна Ян Цзэнсинь хотел как можно быстрее покончить как с проблемой поддержки этих беженцев, так и с проблемой безопасности своих границ, потому что количество казахских беженцев намного превышало войска, находившихся в его подчинении. Кроме того, он не хотел давать ни малейшего повода русским войскам для проведения карательных акций, от которых могли пострадать жители Синьцзяна. Поэтому губернатор Ян Цзэнсинь решил урегулировать вопрос с казахскими беженцами мирным путем. Кроме того, по обеим сторонам границы доминировало казахское население, и Ян не хотел рисковать лояльностью казахов, которые могли оказаться полезным в случае русского нападения.

Русские власти требовали от Яна немедленно «выдворить проживающих в Китае дунгане, таранчей, киргизов и других рабочих-инородцев в возрасте от 19 до 31 года. в ходе переговоров с русскими властями он добился подписания договора об амнистии казахских и кыргыских беженцев при условии возвращения их домой. В конце мая 1917 года около 160 тыс. казахов было репатриировано в Казахстан. Благодаря действиям губернатора, последние казахские беженцы покинули Синьцзян осенью 1918 года.

Установление Советской власти и гражданская война в Казахстане явились новым толчком для миграций казахов за пределы Родины. Вскоре после начала Великой Октябрьской социалистической революции казахи небольшими группами стали переходить границу с Китаем. Они перегоняли свой скот, в основном, в районе пограничной Кульджи, через Тарбагатайские горы и долину Черного Иртыша. Многие из них оставались в Синьцзянском Алтае и Илийском крае. Годфри Лиас упоминает о нескольких сотнях беженцев из Казахстана в Китай во время установления советской власти и гражданской войны [65, 61].

Одним из трагических событий ХХ в. для Казахстана стало проведение насильственной и беззаконной коллективизации 1928-1932 гг., являвшихся, по сути своей, геноцидом против казахского народа, разрушением сложившейся хозяйственной системы с ее отработанными социокультурными традициями и механизмами регуляции, не сопровождавшимися заменой экологически, экономически и технологически более приемлемой, перспективной альтернативой [32, 243]. Данный процесс характеризовался в Казахстане огромными человеческими жертвами, которые сказываются до сих пор на всех сферах жизни казахстанского общества. По данным извлеченным из Центрального Государственного архива Республики Казахстан (ЦГА РК ), можно судить о том, как чиновники разных уровней пытались обставить и объяснить дело с возникшими откочевками из Казахстана, говоря о том, что: «В первые откочевки шли, главным образом, байско-кулацкие элементы, которые самочинно забирали скот и уходили за пределы края» [39,74].

В советский период сведений о числе погибших во время коллективизации не давалось, даже материалы Всесоюзной переписи населения СССР 1939 г. до периода перестройки держались в секрете для советских людей. Однако на Западе выходили работы, в которых английские и американские исследователи писали о размерах коллективизации для СССР и региона Центральной Азии. Но в большей степени западные ученые были поражены размером катастрофических последствий данного явления для Казахстана.

Безусловно, что источниками, дающими возможность при сопоставлении и анализе получить относительно точные сведения о размерах казахской катастрофы в период проведения коллективизации, являются две Всесоюзные переписи населения – 1926 и 1939 гг. По сведениям, извлеченным их материалов Всесоюзной переписи населения 1926 г., в КазССР проживало 3 млн. 628 тыс. казахов [15, 37]. По Всесоюзной переписи населения 1939 г., в Казахстане проживало, а точнее сказать, осталось в живых 2 млн.307 тыс. человек. Следовательно, в период с середины 1930 г. по 15 января 1939 г. казахское население сократилось на 1 млн. 793 тыс. человек. Эти данные приводятся без учета часто неточных данных переписей 1926 и 1939 гг. (неучтено количество кочевого и полукочевого казахского населения, женщин и грудных детей). С учетом этих поправок уменьшение численности наличного казахского населения в Казахстане в эти годы составило около 2 млн. человек, или 49% его первоначальной численности [31, 225].

Загнанные в коллективы, где выпас скота был часто недостаточен, казахи видели, как погибали от голода их стада, после гибели которых следовала смерть людей. Начались массовые переселения казахов, исчисляемые в 1 млн. 30 тыс., в Россию, Узбекистан, Туркменистан, Каракалпакию, Китай, Иран, Афганистан. Из них 616 тыс. откочевали безвозвратно и 414 тыс. впоследствии вернулись в Казахстан. Около 200 тыс. казахов, безвозвратно откочевали, ушли в Китай, Монголию, Афганистан, Иран [32, 57].

Одной из малоприводимых причин переселения некоторых казахских семей в Китай в 1930-1940-х гг. являлось проведение политики направления советских кадров военных, инженеров, учителей, врачей и т.п. в Синьцзян на работу для повышения профессионально - образовательного уровня населения, что западными исследователями рассматривается как наличие мощного советского контроля и влияния в данной пограничной с СССР области Китая в вышеназванный период во время правления Шэн Шицая.

1 октября 1931 г. было подписано секретное соглашение между китайским комиссаром по Иностранным делам Чен Чи-шаном и Генеральным консулом СССР в Табризе Славутским, результатом которого явилось проведение интенсивного курса на советизацию Синьцзяна путем военного, политического и экономического влияния. Думается, что проблема советизации данной провинции стояла перед советским правительством как следствие обеспечения безопасности своих границ и наличия хорошего союзника на востоке страны перед надвигающимися событиями в годы японо-китайской и Второй мировой войн [39, 97-98].

7 июля 1937 году Япония вторглась во Внутренний Китай, что заставило Гоминьдан согласиться с Коммунистической партией Китая о создании единого антияпонского национального фронта и обратиться в сентябре этого же года к СССР с просьбой о срочной поставке вооружений и боеприпасов. Эта просьба была выполнена, Китаем также был получен кредит в сумме 500 млн. американских долларов, выдававшийся по частям или боевыми самолетами, танками, артиллерией, боеприпасами и т.п. [53, 254].

Рост советского влияния в Восточном Туркестане характеризуется следующими показателями: в стране было открыто пять советских консульств, 9\10 всей иностранной торговли Синьцзяна велось с СССР, происходило неограниченное перемещение должностных лиц или просто граждан из Советского Союза для совершения торговых операций, посылка советских технических экспертов для развития Синьцзяна.

Вторая мировая война принесла много бед, изменила судьбы народов, многих лишила Родины, а миллионы людей – жизни. Более 350 тыс. казахов не вернулись домой с фронтов Великой Отечественной войны, будучи убитыми или пленными.

Разная судьба была у казахов на войне и после нее. Кто-то вернулся в Отчизну, которая не ждала, не доверяла, проверяла, содержала в лагерях, а затем, проверив и поверив, отпускала. Кто-то предчувствуя свою горькую судьбу на Родине, не возвращалась туда, выживал, жил на чужбине [39, 98-157].

Во время гражданской войны в Синьцзян бежали белогвардейцы генералов Дутова, Бакича, Новикова. В 30-х годах в Китай ушли тысячи казахов, укрываясь от голода и сталинских репрессий; в 40-х бежали дезертиры, уклоняясь от войны с Японией [70].

До обострения советско-китайских отношений в 60-х годах родственники навещали друг друга, пересекая «границу дружбы» без всяких виз и официальных пропусков. В Синьцзяне были созданы автономные уезды, районы и волости для нацменьшинств – выходцев из Средней Азии [43, 79]. Советские власти разрешали китайскому населению заниматься сенокошением, заготовкой дров, ловлей рыбы и другой хозяйственной деятельностью на ряде участков советской территории. Товарищеские отношения сложились между пограничниками двух государств [12, 259].

В 1962 году в результате притеснений китайских властей произошел массовый переход этих нацменьшинств из СУАР в СССР. Десятки тысяч беженцев с детьми и имуществом покинули свои обжитые места и перебрались из Синьцзяна в Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Таджикистан. Границы были закрыты. Однако связи между людьми, проживающими по обе стороны границы, сохранились [43, 80].

Итак, говоря о возникновении казахской диаспоры в Китае, можно сделать следующие выводы. Процесс возникновения казахской диаспоры в Китае состоит из двух этапов: первый – во время ойратско-казахских войн XVII-XVIII вв., в ходе которых казахи потеряли свои земли в районах Семиречья, Тарбагатая, Барлыка и др. Казахско-ойратские войны непосредственно привели к гибели тысячи людей, мощным миграционным процессам у народов Центральной Азии, коренным образом изменивших демографическую ситуацию в этом регионе. Кроме того, во второй половине XVIII в. была установлена непосредственная граница между Казахстаном и Китаем.

Второй этап в истории возникновения казахской диаспоры в Китае характеризуется процессом русско-китайского территориально-государственного разграничения в Центральной Азии путем подписания ряда важных правительственных документов, таких как Пекинский договор от 2 ноября 1860 г., Чугучакский Протокол 1864 г., Хобдинский Протокол 1869 г., Тарбагатайский Демаркационный протокол 1870 г., Ливадийский договор 1879 г., Петербургский договор 1881 г. Вследствие подписания и ратификации вышеназванных договоров и протоколов казахские территории и население, проживающее на них, были насильственно разделены между этими государствами и без учета их желаний были распределены в подданство к ним.

События ХХ в. еще более усугубили насущные проблемы казахского населения, находившегося в составе двух государств – Российской империи, а затем СССР, и Китая, - привели к многочисленным людским потерям у казахского народа, проживавшего как в Казахстане, так и в Синьцзяне. Следствием этого явилось возникновение казахской диаспоры и ее развитие в странах Центральной Азии, а затем дальнейшее распространение по всему миру.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

“Вообще подданство киргизов было престранное: податей они никаких не платили, повинностей не несли, а наше правительство ухаживало за ними, точно ради славы считаться владыкою киргизов(казаков)!” описывал М.Терентьев в книге “История завоевания Средней Азии”.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я лично ничего против сартов или их потомков не имею, но мне не нравится когда начинаются фальсификации, передергивания, подтасовки и спекуляции с целью приписать историю тюрков-кочевников сартам (или халха-монголам), не имеюшим к ним почти никакого отношения

Посмотри какие вы тюрки, какая связь казахов с туркменами, да вообще с тюркоязычными народами? Вы же братцы-близнецы с монголами :o

http://sites.google.com/site/thelineagesofasia/populationmap

просто часть монголов ассимилировалась и стала говорить на тюркском, а часть так и осталась монголами ^_^

  • Не согласен! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Посмотри какие вы тюрки, какая связь казахов с туркменами, да вообще с тюркоязычными народами? Вы же братцы-близнецы с монголами :o

http://sites.google.com/site/thelineagesofasia/populationmap

просто часть монголов ассимилировалась и стала говорить на тюркском, а часть так и осталась монголами ^_^

по идее тюрки должны быть братцами-близнецами монголам (тюрки и монголы - алтайские народы)

а посмотрите на узбеков, они же братцы-близнецы Таджикистану, Пакистану и др. Какие вы тюрки? :lol:

  • Одобряю 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1.1 Причины переселения

Казахская диаспора неоднородна и разнотипна, формировалась на протяжении ни одного столетия и имела в каждый исторический период различные причины для формирования и развития. Эти причины можно дифференцировать как политические, религиозные и экономические.

К политическим причинам можно отнести такие события, породившие и развившие казахскую диаспору, как: джунгарско-казахские войны XVIII в., национально-освободительные восстания и войны казахов против царского самодержавия XVIII-XIX в., национально-освободительное движение в Центральной Азии против царизма в 1916 г., установление советской власти а Казахстане, проведение политики геноцида по отношению к казахам в период коллективизации, борьба казахов против коммунистов Китая и Синьцзяна, события Второй мировой войны.

а можно ли узнать откуда статья? название, автор, а лучше со ссылкой...

Мне кажется, что все-таки зря не учли факт создания Казахской автономии. По идее создание республики, на мой взгляд, положительно сказался на численности и на самосознании. Думаю, что в середине и в конце 20-х годов, а также в годы НЭП - численность казахов должна была увеличиваться:

1) относительно спокойные годы должны положительно влиять на естественное воспроизводство

2) окончание Гражданской войны, создание автономии, окончание восстания 1916 года, а значит отсутствие карательных действий - положительно должно сказаться на миграции, в том числе и со стороны Китая.

Во всяком случае от автономии влияние было больше чем от казахских специалистов, направляемых в Китай.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

как раз по гаплогруппам сходство между узбеками и таджиками не такое уж явное как между казахами и монголами :az1:

Извините я не в курсе темы - а в чем плохо сходство одних кочевников с другими, тем более с соседними?

и чем лучше отсутствие сходства с таджиками?

Может быть, именно отсутствие сходства, а вернее меньшее сходства, узбеков и таджиков хуже, чем сходство, а вернее бОльшее сходство между казахами и узбеками?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

просто часть монголов ассимилировалась и стала говорить на тюркском, а часть так и осталась монголами ^_^

http://www.tsahimurtuu.mn/index.php/stories/2012-05-10-04-44-52/2123-2012-03-06-11-08-42

Монголчуудтай хамгийн ойр үндэстэн бол Казак үндэстэн юм.-Казахи-Самая близкая нация к монголам по крови.
:D Из картин видно,что к монголам близки казахи, а потом уйгуры ,не кыргызы! :unsure:

http://sites.google....a/populationmap

а можно ли узнать откуда статья? название, автор, а лучше со ссылкой...

http://reown.ru/downloads.php?page_id=97852

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Извините я не в курсе темы - а в чем плохо сходство одних кочевников с другими, тем более с соседними?

и чем лучше отсутствие сходства с таджиками?

Может быть, именно отсутствие сходства, а вернее меньшее сходства, узбеков и таджиков хуже, чем сходство, а вернее бОльшее сходство между казахами и узбеками?

ну я в целом о том что, играть в самых древних тюрков неправильно как и говорить о других народах как отюреченные иранцы,армяны,греки, т.д. иначе говоря, чья бы корова мычала - вот что имею ввиду

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

как раз по гаплогруппам сходство между узбеками и таджиками не такое уж явное как между казахами и монголами :az1:

там же результаты всего лишь 50 казахов и результаты 300-400 узбеков. Там тестированы лишь восточные казахи. Например, один из самых крупных племен - аргыны не тестированы, у которых с монголами вообще не совпадают гаплогруппы.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

там же результаты всего лишь 50 казахов и результаты 300-400 узбеков. Там тестированы лишь восточные казахи. Например, один из самых крупных племен - аргыны не тестированы.

ну да, у аргынов G и R -скифы, сарматы наверно.

в целом С3 примерно 45% (по данным асан-кайги), О3 будет 10-15%.

Вот и больше половины это дальневосточные гаплогруппы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ну да, у аргынов G и R -скифы, сарматы наверно.

в целом С3 примерно 45% (по данным асан-кайги), О3 будет 10-15%.

Вот и больше половины это дальневосточные гаплогруппы.

у хуннов тоже было 89% восточные гаплогруппы если что :ph34r:

замечу, и у каракалпаков по новейшим данным восточных гаплогрупп больше, у кыргызов С3 - около 33%.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

у хуннов тоже было 89% восточные гаплогруппы если что :ph34r:

также R1a не мало у них,

в любом случае гаплогруппа С3 в регион пришла массовым образом лишь в 13 веке.

а огузы, карлуки, кипчаки обитали здесь задолго до 13 века

у них С3 не наблюдается, например у туркмен

замечу, и у каракалпаков по новейшим данным восточных гаплогрупп больше, у кыргызов С3 - около 33%.

это объяснима, у уйгуров тоже достаточно С3, соседство с монголами, ассимилированные джунгары, потомки могулов.

все это в основном после 13 века

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ну я в целом о том что, играть в самых древних тюрков неправильно как и говорить о других народах как отюреченные иранцы,армяны,греки, т.д. иначе говоря, чья бы корова мычала - вот что имею ввиду

Кто-то же все таки более близок к средневековым тюркам (древность это то что было до нашей эры), а кто-то дальше... Но это вопрос чисто теоретически, не имеющий практической пользы.

А вообще ДНК-гаплогруппы и все что с этим связано на данном этапе не сильно развернуто, пока еще на начальной стадии и думаю в ближайшие 5-10 лет, выводы ДНКанализов нужно тупо игнорировать, пока не соберется достаточный материал.

это все равно что по отдельным черепкам судить о всей культуре целого мира.

Ну ладно, в общих чертах суть спора я понял - воздержусь.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

также R1a не мало у них,

в любом случае гаплогруппа С3 в регион пришла массовым образом лишь в 13 веке.

а огузы, карлуки, кипчаки обитали здесь задолго до 13 века

у них С3 не наблюдается, например у туркмен

это объяснима, у уйгуров тоже достаточно С3, соседство с монголами, ассимилированные джунгары, потомки могулов.

все это в основном после 13 века

1.не мало? максимум 11% (напоминаю: все европейские гаплогруппы - 11%, в том числе ваш любимый Р1)

2.у кипчаков и канглы среди каракалпаков и у кипчаков среди кыргызов наоборот наблюдается С3.

3.просто европеоидные тюрки, которые благодаря своей иранской крови получила Р1, стараются из С3 сделать монголов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С3 и есть монголы. У исконных тюрок не наблюдается. Р1а может и иранский, но к тюркам попал еще тогда, когда тюрки появились. А С3 лишь в 13 веке от монголов. Это подтвердит и асан-кайгы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С3 и есть монголы. У исконных тюрок не наблюдается. Р1а может и иранский, но к тюркам попал еще тогда, когда тюрки появились. А С3 лишь в 13 веке от монголов. Это подтвердит и асан-кайгы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2.у кипчаков и канглы среди каракалпаков и у кипчаков среди кыргызов наоборот наблюдается С3.

Значат эти кипчаки возможно тоже монголы (генетически).

В 13 веке произошло вот что:

Й.Маркварт: «Кипчаки, которые прежде имели соб-ственное государство, были побеждены. Поскольку победители (монголы) поселились в этой стране и путем браков объединились с ее жителями, в сочетании с воздействием климата это привело к тому, что их внешность изменилась, так что в настоящее время оба народа внешне уже не различаются» [Маркварт].
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Маркварт при таких заявлениях опирался на конкретные источники, или же умозрительно предположил?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...