Перейти к содержанию
BAWIR$AQ

Средневековый город Алматы (Алмату) в Семиречье

Рекомендуемые сообщения

об этом средневковом городе упоминает Бабур и Шараф ад-дин Али Иазди.

Мухаммад Хайдар относит его к одному «из известнейших мест» в Семиречье.

городище Алматы в 19 в. отметили Ч.Уалиханов; верненский архитектор Гурдэ, на что ссылается востоковед Бартольд.

по утверждениям археологов на месте современного Алматы (быв. Алма-Ата) находилось несколько небольших городков с одним крупным.

считается, что как город Алматы сформировался в 10-11 веках.

причина захирения Алматы считается угасание Шелкового пути и междоусобные войны в Могулистане. в 16 в. город уменьшается и на его территории остается только небольшие оседлые поселения, вплоть до вхождения в Российскую империю в 19 веке.

в 20-х годах 20 века городище Алматы изучал профессор археологии В.Д.Городецкий, потом в 70-х казахстанские археологии К.Байпаков и другие проводят раскопки в городище Алматы.

Городецкий пишет о "небольшом городоке, с домами плана шахматной", а Байпаков и другие раскапывали городище "Возвышенное на 1-1,5 м. размерами 140x150 м., окруженный оплывшим валом, когда-то бывшим городской стеной, с круглыми башнями по углам".

сейчас почти все эти городища находятся под новыми (с 80-х годов) застройками.

а в 1990 г. встоковеду и нумизмату В.Н. Настичу принесли пару монет, найденных на юге Казахстана. и на одной из этих монет В.Н. Настичем было прочтено:

"....Чеканен этот дирхем в Балад Алмату в году {1285-86}"

термин "балад" обозначает 'город', 'города', 'район, область, провинция'

дата чеканки была прочтена по системе «та’рих абджад», монета датирована 684 годом хиджры что соответсвует 1285-86 г. европейского календаря.

вот еще статьи на тему Алматы (Алмату):

Новости недели - "Тысячелетняя молодость"

Казахстанская правда - "Алматы все возрасты покорны?!"

Столичная Жизнь - "Времен связующая нить"

Вазы Алматы

и самое главное:

У кого есть дополнительные материалы об истории средневекового Алматы?

Кто может достать работы о городище Алматы - Городецкого, Бартольда, Валиханова и других не упомянутых мной ?

У кого есть возможность достать изображения городища, найденные предметы и т.д.?

прошу всех, помочь в изучении истории моего родного города !

заранее благодарю

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сколько лет Алматы? Замакима С.Сейдуманов утверждает, что первую монету в городе отчеканили в 1271 году

10:19 29.09.2009

Сколько лет Алматы?

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Виктор БУРДИН

После выхода статьи "155 - город ягодка опять", посвященной празднованию очередной годовщины Алматы (см. "Время " от 22.9.2009 г.), в редакцию позвонил читатель и обвинил нашу газету ни много ни мало… в шовинизме: мол, южной столице не 155, а 2000 лет, и этот факт является, по его словам, научно доказанным. Мы переадресовали его в акимат, поскольку именно мэрия проводила День города, а дата основания крепости Верный, предтечи современного Алматы, - 1854 год - официально под сомнение не ставилась. Каково же было наше удивление, когда буквально следом за вдумчивым читателем с нами связался заместитель акима Алматы Серик СЕЙДУМАНОВ и изъявил желание дать интервью - о том, что возраст города в предгорьях Алатау - как минимум... тысяча лет.

Серик СЕЙДУМАНОВ, заместитель акима Алматы:

Верный - лишь часть истории города

- Серик Турарович, городской акимат долгие годы проводит День города, беря за дату основания 1854 год, когда отряд казаков под командованием майора Перемышльского основал крепость на берегу реки, которая теперь называется Малая Алматинка. Читатель, обвинивший нас в "шовинизме", утверждает, что Алматы порядка двух тысяч лет. Вы же говорите, что городу тысяча лет. Так кто же прав?

- Давайте разберемся. Сначала необходимо проанализировать имеющиеся у нас данные. На территории города есть стоянка человека, которой - и это доказано учеными - более трех с половиной тысяч лет. Но мы не считаем стоянку городом. На территории города также находятся cакские Боралдайские курганы, которым две с половиной тысячи лет. Но мы тоже не называем их городом. Ведь что такое город? Если рассуждать с точки зрения истории Древнего Востока, то у города было три четко выраженные зоны - цитадель, шахристан и рабат. То есть город - это административный центр, в котором развиты торговля и ремесло, а также культура.

На чем мы основываемся, когда говорим, что городу около тысячи лет?

Во-первых, это письменные источники. Город Алматы упоминается в рукописях на арабском, персидском, тюркском, западно-европейских и китайском языках. В них говорится, что в период с IX по XIV век нашей эры на территории нынешнего Алматы развивался средневековый город, который назывался по-разному: Алматы, Алмату, Алемту, Алмалык. То есть в основе всех названий было слово "алма".

Во-вторых, это нумизматика. Как правило, монеты чеканились только в городах. У нас есть монета, датированная 1271 годом нашей эры, которая была отчеканена в Алматы. То есть уже ни у кого не вызывает сомнения, что в 1271 году Алматы существовал. Эта монета, как видите, свидетельствует только о том, что городу не меньше 700 лет. Но есть еще и археологические раскопки, подтверждающие, что город появился в IX-XI вв. н.э. Наши археологи нашли несколько древних городищ: первое - на территории Верненской крепости, второе - там, где сейчас располагается Военный институт КНБ, и третье - в районе Большого Алматинского ущелья. Мы предполагаем, что это один и тот же город, просто его границы регулярно менялись из-за землетрясений и селей, которые свойственны нашему региону.

- В истории было немало случаев, когда научные теории строились на мельчайших деталях. К примеру, раньше считалось, что египетские пирамиды построены из тесаных каменных блоков, пока швейцарский химик Джозеф ДАВИДОВИЦ не нашел в одном из них человеческий волос, что позволило ему выдвинуть гипотезу: пирамиды сделаны из блоков, не выдолбленных в каменоломнях, а представляющих собой застывший геополимер (аналог бетона). И все же, как вы думаете, достаточно ли одной-единственной монеты, чтобы утверждать, что у Алматы более древняя история?

- Наши ученые уже едины в мнении, что городу около тысячи лет. Но мы не спешим организовывать празднества по этому поводу. Потому что хотим собрать больше доказательств, чтобы ни у кого не осталось сомнений. Единственное, о чем сейчас спорят ученые, так это точный возраст города: одни считают, что Алматы 1100 лет, другие - что 1200, третьи - что 950. Когда мы соберем все данные, в том числе и из зарубежных источников, и сведем их воедино, тогда можно будет задуматься о праздновании тысячелетия города. И правительство определит, когда будет отмечаться юбилей.

- Тем не менее некоторые наши читатели считают желание "удлинить" историю Алматы попыткой заретушировать в памяти людей тот факт, что Верный был основан Российской империей и, в частности, казаками...

- А как можно вычеркнуть этот факт? История Верного является важной частью истории нашего города. Отказываться от нее никто не собирается. Просто неверно утверждать, что история Алматы началась с Верного. Это доказывают найденные при раскопках на территории крепости Верный керамические предметы быта, датируемые IX-X веками. Не могут же быть найдены такие предметы в городе, которому всего 155 лет! Мнение, что наш город начался с Верного, было выгодно Российской империи. Она считала, что до Верного никакой истории здесь не было. В советские годы это мнение продолжало существовать. Но уже тогда были ученые, которые доказывали, что Алматы значительно старше.

- Как рассказывают старожилы, раньше День города традиционно праздновался 30 сентября в День святой Софии и ее дочерей - Веры, Надежды и Любови. В честь этих праведниц и были названы крепость Верный (Алматы) и три казачьих станицы в его окрестностях - Надеждинская (Есик), Софиевская (Талгар) и Любавинская (Каскелен). Но затем праздник начал "гулять" по датам. С чем это связано?

- Привязка к 30 сентября была в царское и, возможно, советское время. После того как Казахстан получил независимость, День города всегда отмечался в первое воскресенье октября. То есть праздник мог выпасть на любую дату - от 1 до 6 октября, что было не очень удобно. Во-вторых, в начале октября, как правило, всегда холодает. В-третьих, в первое воскресенье октября отмечаются еще два праздника - День учителя и День пожилых людей. Поэтому маслихат Алматы в этом году решил перенести празднование на третье воскресенье сентября.

- Недавно казахстанские ученые выдвинули теорию, что Астане не меньше тысячи лет. Так какая же столица старше - северная или южная?

- Я занимаюсь изучением истории Алматы, поэтому не хочу спорить о древности других городов.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы

Владимир ОВСЯННИКОВ, атаман Союза казаков Семиречья:

Когда пришли казаки, здесь никого не было

Мы попросили высказаться по поводу возраста Алматы основателя и бессменного главу Союза казаков Семиречья атамана Владимира ОВСЯННИКОВА.

- Владимир Александрович, вы изучали историю Алматы?

- Конечно. Более того, недавно мы переиздали книгу "История семиреченского казачьего войска", написанную в начале прошлого века историографом есаулом ЛЕДЕНЕВЫМ. Последние события в ней датируются 1909 годом. Автор в своем более чем 900-страничном труде подробно описывает продвижение казаков в наши края. Весь труд Леденева основан на документах.

Так, он рассказывает, что казаки впервые пытались войти в Семиречье в конце XVIII века, когда эти земли были фактически под протекторатом Китайской империи. Казаки начали делать сюда вылазки со стороны Семипалатинска. Прошли Аягуз, Лепсинск. Но Китай предъявил России ноту протеста, и казаки отошли назад, к Аягузу. Потом пошли снова, переправились через Или и впервые появились в Семиречье на месте нынешнего города Есик. Там они перезимовали и основали станицу Надеждинскую. После этого двинулись к Заилийскому Алатау. Здесь в середине XIX века они основали военное укрепление Верное (Заилийское), а рядом с ним Большую и Малую станицы. Отсюда и стал развиваться город.

- Зачем Российской империи нужна была крепость в Семиречье?

- Чтобы укрепить границы государства и прекратить набеги кокандцев. Кокандское ханство существовало с 1709 по 1876 год на территории современных Узбекистана, Таджикистана, Южного Казахстана и Киргизии.

Для этого казаки укрепились не только в Верном. В ХIХ веке они основали Любавинскую станицу, из которой вырос Каскелен. Также станица была в нынешнем Узун-агаше. Потом казаки пошли на территорию современной Киргизии: в книге описывается, как они брали укрепления Токмак и Бишкек, которые принадлежали Кокандскому ханству. Становление города Верного началось после того, как было разбито Кокандское ханство. В 1860 году состоялась знаменитая битва под Узунагашом, где первый губернатор Верного Герасим Алексеевич КОЛПАКОВСКИЙ разгромил 22-тысячное кокандское войско. С нашей стороны было лишь 400 казаков, 300 солдат царской армии. На месте битвы уже более 150 лет стоит стела.

- Почему Российская империя пошла на них войной?

- Потому что Бухара и Хива были переполнены русскими и казахами, которых продавали на рабовладельческих рынках. В Семиречье кокандцы шли покорить казахов, которые дерзнули уйти в подданство к русскому царю, и одновременно разрушить крепость Верный: она была для них как кость в горле.

Когда мы издали книгу, один казахский историк нам сказал, что это палка о двух концах. С одной стороны, в ней очень подробно рассказывается об истории казачества в Казахстане. С другой - сейчас среди историков модно считать, что Российская империя была лишь завоевателем и колонизатором для казахов. На самом деле казаки помогли укрепить территорию Казахстана, потому что местное население не знало оседлости и кочевало с одного места на другое. Многие же казахстанские города сформировали именно казаки - раньше они были станицами и крепостями.

- Когда в Семиречье приехали казаки, здесь были какие-то поселения?

- Хочу еще раз подчеркнуть: казаки пришли в Заилийский Алатау не в какой-то населенный пункт. Здесь никого не было.

Виктор БУРДИН,

29 сентября 2009 |

Источник - Время

Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1254205140

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Об истории топонима «Алматы»

Письменные материалы по истории Алматы и алматинского региона достаточно многочисленны, но сведения, которые в них содержатся, отрывочны и кратки. Сочинения составлены на арабском, персидском, тюркском и западно-европейских языках и принадлежат географам, историкам, путешественникам и дипломатам. В этих сочинениях и записках город известен под названиями Алматы, Алмату, Алимту.

Этимология слова Алматы восходит к древнетюркскому alma (красная ягода или яблоко): alma + lnq (+ liq — аффиксы со значением овладения каким-либо признаком или свойством).

В кыпчакской группе языков, особенно в казахском, данный аффикс встречается в двух формах: 1) слово + лык: бай + лык (богатство), су + лык (полотенце для мытья рук), май + лык (полотенце для вытирания рук после еды), жау + лык и т. д.; 2) слово + лы: тау + лы (гористый), алма + лы (яблочный), су + лы (водянистый), кар + лы (снежный) и т. д.

Само слово «Алматы» произошло от alma + tn//alma + tu. Данная модель на казахском языке часто встречается, например: тас + ты (каменистый), кат + ты (твердый), жеміс + ті (ягодный), камыс + ты (камышовый), туз + ды (соляный), кум + ды (песчаный), жауын + ды (дождливый) и др.

На древнемонгольском аlim + ti, аlim + tu, аlim (яблоко) + tai, +ti, +tu (аффиксы со значением овладения каким-либо признаком или свойством).

Согласно мнению топонимистов Г. Коншакбаева и А. Абдрахманова, лексическое и топонимическое название города означает «место, где растет много яблок», «яблоневая местность» или просто «яблоневый город». Ученый-языковед Е. Койшибаев считает, что лексема ты в начале имела форму ту, что в современности означает гору (тау). Впоследствии, в ходе длительного процесса трансформации, эта лексема на базе казахского языка приняла форму ту и ты. Как полагает Е. Койшибаев, это вполне закономерное явление. Однако, следуя его гипотезе, трудно объяснить значение таких названий, как Шідерті и Тобылгытты, поскольку Шідерті — это название реки, протекающей по равнине, а тобылгы растет в равнинной местности. Версия Е. Койшибаева лишь повторяет мнение А. Голубева, который писал, что «древнее название Алматы — это Алмату. Верный иногда называют Алматы; по-киргизски (казахски. — Ред.) это слово означает «гору, где растут яблоки». В действительности слово Алмату очень часто встречается во многих тюркских языках, форманты ты и ті применялись параллельно. Однако вряд ли они носили смысл «горы».

Тюрколог В. В. Радлов дает следующее толкование с основой «алма». «Аlmа — Алма (der Apfel), Аlmali (алма + лы), имеющий яблоко, алмалы агач — дерево с яблоками, Аlmalik — яблоневый сад, Аlmalik (alma + liк), Верный город — die Stadt Werny (auch Almaty genant), Аlmaty, almalik.

Однако, по утверждению Е. Бретшнейдера, А-ли-ма-ли, или Алмалык мусульманских авторов, часто упоминаемый историками монгольской эпохи, а также путешественниками этого времени, следовавшими из Западной Азии в Монголию, находился на Великом пути из Монголии в Персию и располагался поблизости от современного города Кульджа (КНР). В первой части «Исследований» Е. Бретшнейдера можно найти некоторые детали описаний А-ли-ма-ли китайскими путешественниками, ими уделено внимание вопросам локализации древнего Алмалыка.

Сведения об Алматы встречаются в монгольских, маньчжурских и китайских источниках, датируемых XVIII–XIX веками. После распада Джунгарского ханства, особенно после включения Кашгарии в свое владение, империя Маньчжур-Цин начала проявлять еще больший интерес к земле и народу Центральной Азии. Вследствие этого в сочинениях, написанных на китайском и маньчжурском языках, увеличилось количество сведений о казахской земле. Из китайских трудов XVIII века особый интерес как источник по истории казахов и среднеазиатских народов представляет «Циньдин хуанюй Сиюй тучжи» («Сиюй тучжи»), то есть «Сведения о Сиюй, с зарисованными картами, сделанными по приказу императора». Эта работа, написанная по приказу императора Цинской династии Цяньлуня в 1756–1782 годах, состоит из 52 частей. В книге встречаются три названия, связанные со словом «Алматы»: 1) название реки «Алимату Баршук гол», которая находится на юго-западе от реки Эмиль, то есть эту реку надо искать далеко от Алматы, в горах Барлык; 2) названия земли «Алимату», которое исходит от реки, называющейся «Алимату гол (река)». По словам автора, эта река «находится в западно-северной части Шаган Усу, северной части реки Или, в 100 ли от Или (Кульджи)». Значит, эта река должна находиться в северо-западной части нынешнего СУАР, у Хоргоса; 3) название «Гурбан Алимату», на монгольском «Три Алматы», связано с реками нынешней местности Алматы. Автор книги называет также талгарскую реку: «Гурбан Алимату на севере реки Или, в 20 ли на восток от места Куэрту. Если пересечь две реки, можно дойти до этого места. Раньше это место было излюблено подчиненными Очир Обаша джунгарского племени Кубэньноятэ».

«Талгар на севере реки Или, в 40 ли в сторону востока Алимату. Если пересечь одну реку, можно добраться до этого места. Там есть три ключа».

«Талгарская река. Талгарская река в 20 ли в сторону северо-запада ключа (реки) Тургень, на севере нижнего течения реки Или. Эта река впадает в реку Или, протекая на восток-север 80 ли. В 20 ли на запад есть ключ (река) Гурбан алимату, состоящая из трех ветвей, эта река течет на восток-север начиная с горы Агуй, не соединяется с рекой Или».

В книге «Сиюй шуй дау цзи», автором которой является китайский чиновник Сюй Сун, название «Алматы» связывается с реками. Это «Гурбан Алимату шуй» («Три реки Алматы») и «Алимату» («Алматы). В качестве дополнения ко всему автор указывает еще одно название местности «Алимату Шалаболэ», расположенной вдоль реки «Гурбан Алимату». Автор дает такую информацию об этой местности: в свое время сам джунгарский правитель Галдан Церен установил десятитысячную армию на земле «Алимату Шалаболэ», чтобы обороняться от казахов. Автор приводит также следующие сведения, связанные с землей «Шалаболэ», сохраненные в книге «Сиюй вэнь цзянь Лу»: «В 1770 г., в то время, когда Торгауытские калмаки переезжали с земель реки Едиль в Китай, пострадали от битвы казахских ханов Абылай, Абилпейиз, Абилмамбет и султаны Ералы, Нуралы, при подходе к северной границе Шалаболэ попали под захват более 100 000 бурутов (кыргызов), отошедшие от северной границы Шалаболэ на 1000 ли Торгауытские калмаки пришли в степную местность, где пили кровь скота от жажды, от чего распространилась оба на более чем 300 000 человек, лишились 6/10 или 7/10 поголовий скота». «Сиюй шуй дау цзи» была составлена в 1811–1821 годах.

Таким образом, эта местность, название которой на китайском звучит как Шалаболэ, известная в истории как территория кочевников, в первую половину XVIII века (Галдан Церен жил в 1695–1745 гг.) представляла собой военную крепость. Можно сказать, что место, названное Алимату Шалаболэ, находилось на реке Алматы. Здесь же сообщается: «Талгарская река впадает в реку Или по течению на северо-запад. После того как Талгарская река протекает на северо-восток более 160 ли, с юга приливает река Исикэту (Есикская река), затем, протекая на север в 130 ли, впадает в реку Или. От реки Талгар до реки Тургень, которая на востоке, расстояние более 20 ли (река Или). Далее на северо-западе добавляется река Гурбан Алимату.

Три ветви воды Алимату текут 50 ли, затем, объединившись в одно русло, текут в 80 ли на восток-север и, пройдя расстояние в 140 ли на север, впадают в реку Или.

Место, где впадают в реку Или, находится в 20 ли от реки Талгар, что на востоке».

Далее в книге написано: «Галдан Церен, чтобы обороняться от казахов, передал 10 000-е войско под руководство мужу своей младшей сестры, планировали укрепиться в Алимату Шалаболэ». В книге также сказано: «В 28 год Цяньлун (1763 г.) баньши Или императору Илэту доложил следующее: разделившись на две группы, обошли и проверили казахов. Те, кто шел по южному направлению, одолевая пик Баэрхун на юге нор Темирту (Иссык-Куль), доходили до местностей Талас, Шу. Те, кто шел по северному направлению через Гурбан Алимату, доходили до местности Шалаболэ. [...]

Когда река Или течет на северо-запад, в нее впадает река Каскелен.

Две ветви реки Каскелен впадают в реку Или, пройдя более 70 ли на восток-север, затем 160 ли на север. Расстояние от места, где реки впадают в Или, до реки Алимату, что на востоке, более 20 ли».

Эпизод с перекочевкой в XVIII веке калмыков через территорию Казахстана повторяется в книге «Сиюй вэнь цзянь Лу».

Книга «Тарих-и Шахрухи» кокандского писателя Мулла Нийаз-Мухаммада Хуканди (род. ок. 1803 г.) также содержит интересные сведения о регионе Алматы. В первой версии сочинение было закончено в 1872 году, во второй — приблизительно в 1873 году в Коканде. Ее автор — потомственный кокандский военный, долгое время служил в ханской гвардии и принадлежал к числу действенных сторонников Худайар-хана и партии оседлой верхушки.

«Тарих-и Шахрухи» излагает историю владетелей Ферганы с начала XVIII века до начала 70-х годов XIX века. В ней содержится много сведений по Южному Казахстану и Жетысу 1810–1864 годов, поскольку именно тогда Кокандское ханство играло большую роль в жизни казахского народа.

«В то время, когда управление Ташкентом принадлежало Канаат-шаху, он довел до сведения Малля-хана известие о захвате русскими крепости Уч-Алматы с ее округой и крепостей Тухмак и Аштек с округой. Собрав тотчас же своих военачальников и сановников, [Малля-хан] по их совету приказал правителю Андижана, каковым в то время был киргиз по имени Алим-бек, двинуться дорогою через Куртку. Семи другим пансад-баши повелел [выступить] с кошуном из столицы и с кошунами Курамы, Ташкента и его округи. И эти столичные пансады, двигаясь с большой быстротой, прибыли вместе с кошуном Курамы в Ташкент. Там они остановились и простояли два-три дня. Канаат-шах также собрал ташкентский кошун и выступил из Ташкента со множеством нукеров и аскеров. Направившись на газават, он двинулся по дороге на Пишпек.

[Кокандские войска] шли очень быстро и через два-три дня вступили в Чимкент. Простояв там два дня и выйдя оттуда на третий день, они после шестидневного перехода вошли в Аулие-Ата, где шесть дней отдыхали. И тронувшись снова оттуда в путь и каждый день делая быстрые переходы, они за шесть дней достигли Пишпека. На стоянке там они также находились в течение одной недели. Пешим воинам дали лошадей и вьючных животных. Были выданы также продовольствие, припасы и снаряжение — [все необходимое] войску, подготовка его была завершена должным образом. После этого снова отправились в путь, выступили оттуда и, подойдя на второй день к берегу реки Чу, остановились.

Шадман-ходже с 7 тысячами человек было приказано, двигаясь впереди, идти оттуда на русских, которые укрепились в Бикете, что между Аштеком и Уч-Алматы. Следом за ним выступил также и Канаат-шах с сарбазами войском. Пройдя быстрыми переходами пять дней, войско Канаат-шаха подошло к какой-то горе и остановилось.

Стоянка продолжалась три дня. На четвертый день к этому месту подошел Алим-бек Киргиз с 12 тысячами людей Андижана и киргизов Куртки, Кетмень-Тюбе и т. д. и присоединился к [главному] кошуну.

В это время от Шадман-ходжи поступило сообщение: «Встретились с русскими и завязали бой». Получив такое известие, войско ислама тотчас же тронулось в путь и, двигаясь со всей поспешностью, прибыло утром в расположенную между крепостями Аштек и Уч-Алматы местность, именовавшуюся Бикет, где находились кафиры. Войско ислама окружило кафиров и, взяв их в кольцо, построилось к бою.

В то время, когда войско ислама бросилось [в атаку], 2 тысячи кафиров, завершив подготовку пушек, открыли огонь и повели стрельбу. Как будто настал день Страшного суда; из-за обилия несчастий, [причиненных] пушками и ружьями, казалось, что загремела труба ангела Исрафила. Большинство отважных храбрецов и юношей благородного происхождения, ринувшись, подобно саламандре, в пылающий костер и успешно опередив [других] в том, чтобы первыми попасть в рай, испили напиток мученичества. Некоторые рискующие жизнью смельчаки и неустрашимые храбрецы ударами кровь проливающего меча рубили головы [кафиров], ставших по велению немилостивого рока их добычей, подобно горным козлам».

Бой таким образом продолжался целый час. Войско сартов и таджиков, «не отвернув лица от русских, продолжало вести битву до ее завершения со времени чашт и до времени полуденного намаза. Кафиры не выстояли, ослабели в бою и, оттянув свои силы на высоты, обратились в бегство. Большая часть войска людей ислама с Канаат-шахом Аталыком, также предприняв отступление, стала лагерем более чем в двух сангах от места сражения. А остальные воины, которые были в боевой готовности, преследуя кафиров и ведя стрельбу до наступления сумерек, гнали [их], пока не приблизились к крепости Аштек; они [преследователи] также отступили и присоединились к Канаат-шаху Аталыку.

В ту ночь [Канаат-шах] собрал всех казахов и кочевников, сколько их было в окрестностях Уч-Алматы и Аш-тека, и, приказав [создать из них] лашкар, переселил их, переведя их в Пишкек и в крепости Мерки и Аулие-Ата».

Одним из первых востоковедов–исследователей Алматы является выдающийся казахский ученый и путешественник Ч. Ч. Валиханов. В 1856–1858 годах, исследуя окрестности Тянь-Шаньских и Тарбагатайских гор, он проделал сравнительно-сопоставительный анализ географических названий в древнеойратском, древнетюркском и китайском языках. Валиханов при этом основную ссылку делает на карту, составленную членом русского географического общества Я. В. Ханыковым (1818–1862), где использованы названия местности на древнемонгольском языке. Наэтой карте встречаются следующие географические названия: Ыстык кул (по-монгольски Темурту нагур Нарын), Манас Бора-гала, Аксу, Кара Су, Алтын емел, Ташы балык, Курті, Турген, Талгар, Гурван Алимату, Тарбагати и т. д., и по-древнеойратски записано «Gurban Alimatu», на русском «Три Алматы», в ойрат-монгольских источниках называлась «Гурван Алматы», афиксы +tai, +tu в основании Аlim. Древнетюркский Аlim + tai, Аlim + tu (Алма), можно сказать, полностью по значению совпадает с казахскими -лы, -лык, -ты, -ды, -дi.

В китайских и маньчжурских источниках географических названий местность Алматы именуется как Гурбан Аламуту или Гуербан Алимату Уш Алматы. Следовательно, название Уш Алматы исходит от ойратского языка. Оно возникло от современного названия рек Алматы — Большая Алматинка, Малая Алматинка и Весновка (Есентай) или три озера (Большое Алматинское, Иссык, Кульсайское) в Алатауском хребте, поэтому, вероятно, по-ойратски были названы три реки или озера. Возможно, это название получило распространение в конце XVIII века.

В «Очерках Джунгарии», «Записках о киргизах» и др. Валиханов сообщает, что «…в средние века оседлость здесь сильно распространилась, особенно в Илийской долине. Города Алмалык (ныне Туркестанское селение), Хонакай и Кайнак (существующие и теперь) и Алмату (где ныне укрепление Верное) были известны по своей торговле и служили станциями на большой дороге, по которой ходили генуэзские купцы в Китай и кипчакские послы к великому хану».

История Алматы. В 2 т. Т. 1. Алматы: ИД Credo, 2006. 14, 15, 25–33 с.

http://elementmag.kz/?p=2576

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Объяснено неплохо, только теперь название горожан Алматы по-русски следует писать и произносить - алматынцы. Правописание "алматинцы" после переименования Алма-Аты теперь неправильное.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Объяснено неплохо, только теперь название горожан Алматы по-русски следует писать и произносить - алматынцы. Правописание "алматинцы" после переименования Алма-Аты теперь неправильное.

Главное, чтобы на казахском, т.е. государственном языке было правильно, а это "алматылык" и наоборот неправильно "алматилик". Сделать так, чтобы было правильно на двух, трех или более языках, просто невозможно. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XX/1900-1920/Kaufmann_sbornik/text10.htm

...На запад от Кера расположена местность Байнаман, где проживал Туглук-Тимур-хан. Название Алматы или Алмалык носят здесь многия местности. Кроме названия города Алмалыка существует название реки Алмату или Алимату, Алимту. Местность, где была раньше русская почтовая станция по дороге в Кульджу, называлась и называется Алимту (или Алмату).

Селение Мазар-Шейха Мухаммед Садыка находится на местности ”Алматы-аузы”.

На правой стороне р. Хоргоса, у выхода его из гор, также есть местность Алмалы (или, как пишут на картах, Алмоллы); у Кульджи тоже есть урочище Алматы. Словом, вся эта местность по левую сторону р. Хоргоса носила название Алматы или Алмалык, т. е. яблочное место...

Думаю, что "Алматы" - могулистанское название, так же, как село Иссык, озеро Иссык-Куль,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю, что "Алматы" - могулистанское название, так же, как село Иссык, озеро Иссык-Куль,

На могульском -Гурбан Алимтай. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

слишком однобоко судите...

Не которые считают, что Алматы-это крепость Верный, построенная генералом Скобелевым в середине 19 века для защиты военнослужащих русского гарнизона и их семей от нападения кочевников.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю, что "Алматы" - могулистанское название, так же, как село Иссык, озеро Иссык-Куль,

Ув. Атыгай, здесь вынес на обсуждение ряд мыслишек по могульскому языку (в смысле монгольскому!):

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4042-%d0%ba%d0%b0%d0%b7%d0%b0%d1%85%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d1%8f%d0%b7%d1%8b%d0%ba/page__st__380__gopid__126298#entry126298

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О городе Алмату, википедия

Алмату (также Алматы) - название средневекового поселения, существовашего на месте современного г. Алма-Ата в средние века (X-XIV). С началом тюркско-монгольских нашествий ремесло и сельское хозяйство в предгорьях Заилийского Алатау пришли в упадок. Тем не менее, в ХVI-ХVIII вв. остатки городища использовались как место стоянки тюркско-монгольских кочевников, в результате смешения которых возникли современные казахи. К началу ХIХ века место почти полностью запустело. Современная Алма-Ата появилась вновь как форт Верный, основанный российской армией в 1854 г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, что в конце XIX века главный архитектор города Верного Поль Гурдэ видел здесь остатки большого средневекового города, который по предположению ученых, располагался на месте нынешнего Военного института. Именно на этой территории было найдено несколько монет выпушенных в XIII веке, 1271-1272 годах. На них имеется надпись сделанная на арабском «Алматы».

Об этом и о другом здесь:

http://xland.region.kz/viewtopic.php?f=20&t=93

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

От каково времени остались многочисленные монгольские топонимы в КЗ?. От хуннов,сяньби-кипчаков,монголов или джунгаров ?

Монгольские топонимы в Казахстане (Г.К.Конкашпаев 1956)

Аблакетка -маленькая река впадающая в Иртыш. мо.Аблайкит

Ак-Бурхан- гора западнее города Зайсан

Алтай

Арганаты- горные хребты севернее Улутау, Тарбагатая и восточнее озера Балхаш в области Талды-Курган мо. Аргалинту

Аркат- горный хребет между Семипалатинском и Аягузом. Северную часть называют Аркат южную часть Боркат. Этимилогизируется мо. Ар хад Обур хад

Балгасун- городище возле станции Чалкар в Оренбургском

Баян-Аул- гора в Павлодарском области

Баянкол- река впадающая в Текес в Алма-Атинской области

Богдо- гора восточнее озера Баскунчака

Боргустай- один перевал в Тарбагатае

Боркат- см. Аркат

Бордабасун- озеро в Нарынкольском районе Алма-Атинской области

Боро-Дересин- см. Дересин

Боро-Худзир- река впадающая в Или область Талды-Курган

Бугунь- маленькая река начинающая в горе Каратау мо. Богони

Бурхан- река северо-западнее города Панфилова в области Талды-Курган

Бурхан- северо-западная часть Жунгарского Алатау

Бурхан- речка возле города Зайсан

Бурхантау- гора в области Талды-Курган

Дабсунтуз- солёное озеро в Бетпакдальском пустыни

Дересин и Боро-Дересин- пастбище севернее Балхаша

Жаматы- две реки в Чуйской и Илийской районе. Река впадающая в озеро Алаколь мо. Ямаат

Жунгарский Алатау- мо. Зуунгар

Доланкара- горы севернее озера Зайсан и Калбийском хребте

Дурбунбулак- маленькая река из Кетменского горного хребта в Алма-Атинской области

Ереймен- гора в Акмолинской области мо. Эр эм

Зайсан нор- в южном Казахстане

Индер- название озера и горы в Гурской области мо. Ундур

Калгунты- река в южном Алтае и еще одна река в Чуйско-Илийском хребте мо. Хаалга ууд

Кандагатай- одна часть Калбийского хребта мо. Хандгайтай

Кегень- река в Алма-Атинской области мо. Гэгээн

Китынкара- в восточном Тарбагатае мо. Хуйтэн хар

Кок даба- гора в южном Алтае мо. Хух даваа

Кургальджин- озеро в Акмолинском области мо. Хорголжин

Курдай- перевал между Алма-Атой и Фрунзе мо. Хуртай

Лаба, Лабасы- гора в середину городов Талды-Курган и Карабулак

Мукур- река впадающая в Иртыш, речка в районе Чингистау, река впадающая в Жамши в Карагандинском области, река в Акмолинском области, в Талды-Курган, в западном Казахстане, в Кустанайском области

Нарын- этот топоним часто встречается в Казахстане. Река впадающая в Иртыш, горный хребет в южном Алтае, две реки Нарын и Карагаш-Нарын впадают в реку Аягуз в Семипалатинском области. Нарын река в западном Тарбагатае, озеро Нарын в области Акмая. Ту часть реки Урала которая впадает в Каспийском море называют Нарын. Река Нарынкол в Кетменском хребте, река Нарынкол в Алма-Атинской области. Раньше озеро Алаколь назвали по-монгольски Гурге-нор.

Нохай-Толога- см. Тологай

Сайкан- северная часть горного хребта Саур еще Бала-Сайган, Улькен-Сайган горные хребты в жунгарском Алатау. Мо. Сайхан

Сарнукай- в жунгарском Алатау мо. Шар нохой

Слеты- река в Акмолинском области мо. Чулуутай

Сюмба- часто встречается мо. Сумэ

Тарбагатай- горный хребет

Толагай- часто встречается в Казахтсане

Тугул- река в Калбийском хребте. В древности озера Алаколь называли еще Алак-Тугуль-нор. Другое же название этого озера Гурге-нор. Мо. Тугал

Коянды-Туляй- река в Карагандинском области мо. Туулай

Тургень- река впадаюеая в Или

Тургосун- река в Бухтармиискую реку впадает мо. Тургэн усун

Уйдене-река между Саур и Монрак мо. Ууд

Укок- гора на южном границе Казахстана мо. Ухэг

Уланбель- высота в конце реки Чу

Уласты- река в Тарбагатае мо. Улиастай

Халзун- часть горного хребта Алтая мо. халзан

Хамур- река впадает в Бухтарму мо. Хамар

Чаган- часто встречается в Казахстане. Река впадает в Иртыш, еще одна река впадает в Урал

Чаганбогу- гора в жунгарском Алатау мо. Цагаан буга

Чаган-Обо- река в Саурском хребте

Чар- река впадает в Иртыш. В древности называли реку Гурбан-Чар. Мо. цар или шар

Чертэй- река и гора в Калбинском хребте мо. Цээртэй

Чорга- река впадает в Кондысу мо. Цорго

Шабарты- севернее Зайсан нора. Мо. Шавартай

Эмель- часто встречается в Казахстане мо. Эмээл

Алтын-Эмель- юго-западная часть жунгарского Алатау. Калмак-Эмель гора в западном части горы Чингистау. Мо. Эмээл

Яманушка- река впадает в Кара-Каба в южном Алтае. Мо. Ямаан

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хукер. Где вы взяли список? Или сами придумали? Что означает сокращение "мо"? Зайсан на востоке КЗ, а не на юге. Доланкара не на Калбе, а на Тарбагатае. Это не гора, а местность, где достойно погиб калмакский батыр Доланхара.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

От каково времени остались многочисленные монгольские топонимы в КЗ?. От хуннов,сяньби-кипчаков,монголов или джунгаров ?

большинство конечно от джунгар, есть и такие которые древние (балгасун и др.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хукер - а где указано, что хунну и кыпчаки были монголами? Может обоснуете?

И где сказано,что они себя называли тюрками?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хукер. Где вы взяли список? Или сами придумали? Что означает сокращение "мо"? Зайсан на востоке КЗ, а не на юге. Доланкара не на Калбе, а на Тарбагатае. Это не гора, а местность, где достойно погиб калмакский батыр Доланхара.

Мо-монгольский топоним. Взял из трудов мо.ученыйх.Значит Зайсан находится на западе КЗ?Считаю что предки казахов разное время говорили на монгольском и растворились.Это много раз повторилось. Последние керей ,найманы и пр.монголы.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

И где сказано,что они себя называли тюрками?

Хукер - почитайте "Кодекс куманикус", а также любые работы по языкознанию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хукер - почитайте "Кодекс куманикус", а также любые работы по языкознанию.

Новую тему открыл.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Считаю что предки казахов разное время говорили на монгольском и растворились.Это много раз повторилось. Последние керей ,найманы и пр.монголы.

почему говорите только о казахах? те же племена составляли основу всех кочевых народов средней азии

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И где сказано,что они себя называли тюрками?

где сказано что, хунну и кипчаки называли себя монголами? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...