Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

Полат, я в плане того, чтоб Чияль понял, что кочевые узбеки не есть поголовно чистые нынешние узбеки. У Мухамада Шейбани, если на то пошло, фактически силы-то не было. За то каракалпакам было привычно выступать под чужими знаменами.

Камал, почему то нашему Всезнайку до сих пор не дошло что до ХХ в. в Хорезме и вообще в ЦА понятие узбеки – это военно-демократическая союз племен сторонников Чингизидов и они не имели этническую образование как национальность, тому пример наследие Вамберия.:turkmen1:

Спасибо Советскому властью, за то что объединил их (т.е. кочевых узбеков и оседлых) в единую, многомиллионную нынешнему Узбекскую нацию. И за то что им дали единую государство, я думаю они сами не объединились бы если не Советский Союз.:turkmen1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Узбек стал общим этнонимом народа и кочевых и оседлых еще до вашего объединения. Просто если бы не советский союз не было бы единого Узбекистана и единой узбекской нации. Были бы узбек из Хивы, узбек из Бухары итд. как араб из Кувейта, араб из Катара итд.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каракалпаки я вами займусь! Пока занялся туркменами и киргизами.

Перечитал Абрамзона, Ата Джикиева и Фиельструпа. Поговорим о

Фиельструпе? Его материалах по киргизам? :turkmen1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Узбек стал общим этнонимом народа и кочевых и оседлых еще до вашего объединения. Просто если бы не советский союз не было единого Узбекистана и единой узбекской нации. Были бы узбек из Хивы, узбек из Бухары итд. как араб из Кувейта, араб из Катара итд.

Также и бухарские каракалпаки, хорезмские каракалпаки, ферганские каракалпаки, каракалпаки каракалпакских степей и т.д., кроме каракалпаков самой ККР. Как видишь, советский союз и нам не на руку, что порядком принизил нашу численность.

А если Каракалпакстан также исторически оставался в составе российской империи, мы бы и вообще не выясняли отношения с нынешними узбеками, нам было бы до лампочки, как они строят свою историю. С 1873 по 1917 год, Каракалпакстан развивался семимильными шагами капиталистическим путем развития, когда в других тюркоязычных регионах Средней Азии еще продолжались междоусобицы. Да и было бы не так плохо как сейчас, если бы Каракалпакстан оставался в составе даже РСФСР или в крайнем случае Казахстана. И вообще жилось бы круто, если мы были бы отдельным государством.

С точки зрения "если бы да кабы" у каракалпаков преимуществ много.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Узбек стал общим этнонимом народа и кочевых и оседлых еще до вашего объединения. Просто если бы не советский союз не было единого Узбекистана и единой узбекской нации. Были бы узбек из Хивы, узбек из Бухары итд. как араб из Кувейта, араб из Катара итд.

Ух с кем сравнили, хотя бы сравнили бы с братьями, например казахами. У казахов было три ханство, но они были объединены в одну огромную казахскую государство. Щас территория Казахстана 2 млн 724,9 тыс. км²:qazaq1:

Территория современного РУз. 448 900 км² и то 37,1 % территорий, т.е. 166,6 тыс. км² суверенного государство Республики Каракалпакстан. dry.gif

Я думал, что Вы сторонник единого узбекского государство.:angry:

Вы представьте на территории площадью 282,3 тыс. км² совместились бы три узбекского государство, т.е. Хорезмский (кипчако-огузский), Бухарский (кипчако-таджикский) и Кокандский (карлукский). Получается карликовые государство. Так не добьётесь на единого национального прогресса.dry.gif

Как вы думаете, в современном мире в арабские государствах всё спокойно и целая Арабская лига в войне с Ираном или Израилем одержали сокрушительную победу над врагами. Ещё так много арабских государств и не как не может помочь таким же арабам как Палестинским и арабам из сектора Газа.:angry:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

каракалпаки - это казахи живущие среди узбеков?

или

каракалпаки не имеют никаких особенных связей с казахами.

Казахи получается - узбеки в основном. <_<

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Также и бухарские каракалпаки, хорезмские каракалпаки, ферганские каракалпаки, каракалпаки каракалпакских степей и т.д., кроме каракалпаков самой ККР. Как видишь, советский союз и нам не на руку, что порядком принизил нашу численность.

Просто если не Россия, нигде не было бы Каракалпакии, даже на исконной родине каракалпаков на устье Сырдарьи.

А если Каракалпакстан также исторически оставался в составе российской империи, мы бы и вообще не выясняли отношения с нынешними узбеками

Вы впервые просили в российское подданство на своей родине (на севере Арала). Если бы каракалпаки не сбежали оттуда на юг и если бы каракалпаки исторически оставались в составе российской империи там на нижнем течении Сырдарьи, мы бы и вообще не выясняли отношения с каракалпаками.

Верхние каракалпаки в начале ХVIII столетия отдались под покровительотво джунгар, а нижние, следуя примеру Малой киргис-казахской орды, вступившей в 1730 г. в подданство России, обратились в 1731 г. к русскому правительству с просьбой о принятии их в российское подданство, но с условием — не платить русскому правительству ясака, так как каракалпаки платили ясак киргис-казахскому хану Абул-Хаиру, и двойная ясачная подать была не по силам каракалпакскому народу. Каракалпакские ханы приняли присягу верности России и вернули царскому правительству 160 кибиток башкир, бывших у них в плену. Несмотря на принятие русским правительством каракалпаков в свое подданство, яицкие казаки в том же году разгромили каракалпакский торговый караван в 300 человек, идущий в Астрахань. В 1740 г. выяснилось, что грамоты, посланные с Тевкелевым и с статским советником Кирилловым, адресованные «киргиз-кайсацким ханом каракалпацкому Каиб-хану, ходжам, батырям и ко всему народу, которыми им дано знать, что они по их прошению в здешнее подданство приемлются» оказались задержавшимися у Кириллова и Тевкелева. В 1740 г. были разосланы другие грамоты, свидетельствующие о русском подданстве каракалпаков с объяснением, что яицкие казаки разбили каракалпакский караван «не зная, что они в подданство здешнее вступают».

В 1742 г. приехавшие в Орскую крепость каракалпакские послы, вместе с Абул-Хаиром и с киргиз-казахскими старшинами, именем своего Каиб-хана, старшин и всего народа вторично присягали на верность русскому царизму.

Из архивных материалов мы узнаем, что каракалпакский народ в первой половине XVIII столетия ведет полукочевой образ жизни и делится на две части: — верхних каракалпаков, кочующих около города Туркестана, на берегаx реки Чирчик, берущей начало в горах джунгарских кочевий, и нижних каракалпаков, кочующих на восточной стороне Аральского моря по берегам Сыр-Дарьи, «где и хлеб пашут, почему живут более в одном месте, да и кочуют не отдаляясь от оной реки Сыр-Дарьи

...надежда каракалпаков найти себе опору и защиту в русском правительстве не оправдалась. Уже в 1743 г., т. е. через год после перехода в русское подданство, они были совершенно разгромлены Абул-Хаиром. Хозяйственное благосостояние каракалпаков было почти полностью разрушено. Абул-Хаир явно мстил каракалпакам за отказ платить ему подати и стремление выйти из [227] сферы его влияния. Абул-Хаир пытался мстить и русскому правительству.

Русский царизм в подданстве каракалпаков видел лишь, что «польза быть от них может такая, что живут они близь Аральского озера по реке Сырь, где пристани быть надлежит для российских купеческих караванов, кои имеют ходить... до Бухар и до Водокшана и в Индию и наипаче через те места, ежели какие нечаянные противные случаи не помешают удобно рассыпанные бухарские владения одно по другом в вечное ее императ. велич. подданство приводить». (ГАФКЭ, Киргиз-кайсацкие дела, к. 5, д. № 4.).

При назревающих событиях в Средней Азии политика русского царизма была: «разными политическими средствами, время от времени сей непостоянный и легкомысленный народ (народы Средней степной Азии А. Б.) уменьшать, приводя их... в такое безсилие и изнурение, чтоб они бунтовать не отваживались», поэтому действия Абул-Хаира по отношению к каракалпакам не являлись чем-либо противоречащим политике русского царизма.(ГАФКЭ, Контора коллегии иностранных дел, д. № 492.).

Каракалпаки, почти совершенно разоренные и вынужденные силою обстоятельств устремиться на Яны-Дарью в районы к юго-востоку от Аральского моря, к границам Хивы, попали в полную зависимость от Хивы, а впоследствии и бухарского хана (1754 г.).

(И. Сталин. Марксизм и национально-колониальный вопрос, Партиздат ЦК ВКП(б), 1935 г., стр. 69-70.)

Я думаю если от РСФСР отделятся Татарстан, Башкирия, Кумыкстан и Саха то

это пойдет только на пользу.

В России планируется ликвидировать республик и округов.

http://turan.info/forum/showthread.php?p=223808

Территория современного РУз. 448 900 км² и то 37,1 % территорий, т.е. 166,6 тыс. км² суверенного государство Республики Каракалпакстан.

Благодаря России.

Вы представьте на территории площадью 282,3 тыс. км² совместились бы три узбекского государство, т.е. Хорезмский (кипчако-огузский), Бухарский (кипчако-таджикский) и Кокандский (карлукский). Получается карликовые государство.

asia1900.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сейчас во всей Европе идет тенденция образования новых национальных государств

и тесное экономическое сотрудничество.

Вроде Черногория стала независимым государством? Вместо Югославии сейчас

сколько государств? От Испании недавно слышал вроде отделился Каталония

или Кастилия? На очереди Баскония и Галиция... <_< <_<

Я думаю если от РСФСР отделятся Татарстан, Башкирия, Кумыкстан и Саха то

это пойдет только на пользу. Ведь одно дело фиктивная независимость и

другое экономический союз! Как это делает Чечня с Россией. <_<

Добро пожаловать, Урянхаец! Я отлично понимаю, что ты хочешь сказать, но в нашем случае это табу. Ни слова о политике, только история. Пойми правильно, я не боюсь говорить о политике открыто и развивать с тобой диалог, просто здесь исторический форум. Поэтому извини, не думай, что каракалпаки тебя не поддерживают. С уважением!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Просто если не Россия, нигде не было бы Каракалпакии, даже на исконной родине каракалпаков на устье Сырдарьи.

Вы впервые просили в российское подданство на своей родине (на севере Арала). Если бы каракалпаки не сбежали оттуда на юг и если бы каракалпаки исторически оставались в составе российской империи там на нижнем течении Сырдарьи, мы бы и вообще не выясняли отношения с каракалпаками.

Во-первых, если не Россия, то англичане точно хозяйничали бы в Средней Азии. Так, что лучше русские, у которых более менее тюркский менталитет, чем быть колонией Англии. Каракалпаки первыми поняли это, а может быть и вправду считали себя природными подданными русских.

прибывшей порутчик Гладышев доносил, что они ево приняли с радостию и содержали у себя со всяким удовольствием; из них де прибывшие посланцы как у генерал-майора фон-Штокмана, так и у меня при подаче писем объявляли, что их каракалпацкой народ назад тому з 260 лет от Российской империи отстал и называли себя природными подданными, [178] ибо, как то прибывшей с ними порутчик Гладышев о них объявлял, что они изстари живали между Астрахани и Казани, а потом на Бухарскую сторону к Аральскому морю отошли в раззорение оных царств, (из донесения Неплюева от 1743 г)

Во-вторых, впервые о подданстве русских, каракалпаки просили именно в Ургенче под предводительством Ишим Мухаммеда в 1722 году. И исторически, каракалпаки вошли в состав российской империи именно на Амударье, на своей исконной территории, при этом потеряв свои северные территории на Сырдарье.

Первые из них носили имя «канглы», «кангары» или «кенгересы». Прежним местом их проживания был южный Казахстан (который так и назывался: «Кангюй» – «страна канглов»). Засуха расколола этот народ: часть его двинулась на запад и осела в Средней Азии, часть двинулась дальше на Запад и достигла Русской равнины. Себя они называли по-прежнему, но византийцы называли их «пацзынаки», по-русски – «печенеги». С этим народом нам ещё предстоит познакомиться повнимательней, пока же отметим, что русичи впоследствии называли их ещё «чёрные клобуки» (т.е., шапки) – по характерному головному убору. По тюрски это звучит как «кара калпак».

Каракалпаки – так и поныне зовутся потомки канглов, живущие в северной части Узбекистана. Потомками же западных печенегов являются современные гагаузы Молдавии. (Д. Суворов. История и культура России. Мифы и реальность. Том 1, стр.96)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

каракалпаки - это казахи живущие среди узбеков?

или

каракалпаки не имеют никаких особенных связей с казахами.

Казахи получается - узбеки в основном. <_<

каракалпаки родственны казахам

казахи - не узбеки

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

каракалпаки - это казахи живущие среди узбеков?

или

каракалпаки не имеют никаких особенных связей с казахами.

Казахи получается - узбеки в основном. <_<

По правде, все мы родственны. Только из-за некоторых обид и недопонимании со стороны окружающих их племен, в 16 веке каракалпаки самоопределились в особый народ по зову предков. Кто сгруппировался под этот лозунг, являются каракалпаками. До этого составляли население Ногайской орды, с конца 15 века в составе кочевых узбеков. А себя сами всегда называли каракалпаками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мечтать не вредно!

Ну что, ошеломлен? :o:blink:

Это 18 век:

http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/asia1800.gif

1-я половина 19 века:

http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/russia1850.png

Автор не узбек, а Николаев В.В.

Во-вторых, впервые о подданстве русских, каракалпаки просили именно в Ургенче под предводительством Ишим Мухаммеда в 1722 году. И исторически, каракалпаки вошли в состав российской империи именно на Амударье, на своей исконной территории, при этом потеряв свои северные территории на Сырдарье.

Увы, против фактов не попрешь:

Каракалпаки. С конца XVII и до середины XVIII в. населяли территорию по среднему и нижнему течению Сырдарьи. Они жили в тесном соседстве с казахами Младшего жуза и в экономическом и в политическом отношениях находились в зависимости от казахских ханов. Правили ими, по данным письменных источников, казахские султаны; при Тауке управлял некоторое время один из его ставленников Табурчак-султан. В 1709 г. упоминается в русских источниках в качестве хана каракалпаков Ка-ип-султан, сын Табурчака. В 1722 г. ханом становится Ишим Мухаммед, в 30 — 40-х гг. каракалпаки были под властью хана Младшего жуза Абулхаира. Каракалпаки должны были ежегодно платить казахским ханам дань хлебом, выставлять конные войска, вместе с казахами участвовать в набегах на русские пограничные селения и соседние государства — Бухару и Коканд. В 20-е гг. XVIII в. в результате захвата джунгарами среднего течения Сырдарьи завершилось разделение каракалпаков на нижних и верхних: верхние каракалпаки попали в политическую зависимость от джунгар, а нижние — до 1743 г., а частично и до 1762 г. — от Младшего жуза казахов (А. И. ЛЕВШИН. ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ СРЕДНЕЙ И МЕНЬШЕЙ КИРГИЗ-КАЗАЧЬИХ ОРД 1 С 1730 ГОДА ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ).

Более подробно написано на дастане о каракалпаках. Сказание о Маман-бие:

Матери своей Маман не помнил. Она погибла в страшную пору джунгарского нашествия, которая осталась в памяти людской под именем годины белых пяток, потому что беженцы, голые, босые, уходили куда глаза глядят, в пустыни, и их обожженные в песках пятки были белы от волдырей.

Джунгары растоптали землю и волю бескрайних казахских степей и всего Туркестана. А мать-Сырдарью, кормилицу, перехватили военной пятой по самой середине, бросили, как женщину похищенную, поперек седла… И не стало единых каракалпаков, а объявились Верхние Каракалпаки и Нижние Каракалпаки. Верхние, в верховьях реки, на юге, жили под игом джунгар; Нижние, ближе к Аралу, подпали вновь под руку казахского хана Абулхаира. Было это в 1723 году, проклятом навек.

Бедный, несчастный народ… Рушились и рушились на его голову лавины бедствий, секли в самое темя молнии судьбы. Был ли день, когда бы черные шапки вздохнули свободно?

Так же, как Оразан-батыр, с великой болью думал Мурат-шейх об опустошенной отчей земле. Кто ее воскресит? Это чудо могли бы сотворить люди, с благово-лснья божия. Но кто воскресит погубленных людей, убитых, искалеченных, рассеянных, пропавших без вести, гибнущих в неволе, на чужбине, от близкой Бухары до чуждого Китая? В куче — только Нижние Каракалпаки, в малой куче. Шестьдесят тысяч кибиток уцелело в низовьях Сырдарьи, десятая часть того, что было. Вдесятеро больше их было до нашествия джунгар, несчетно больше (автор - Т.К.Каипбергенов).

"Дастан о каракалпаках" разворачивается в середине второй половины XVIII века, когда каракалпаки, разделенные между собой на враждующие роды и племена, подверглись опустошительным набегам войск джуигарского, казахского и хивинского ханов. Там ясно что, родина каракалпаков это Сырдарья (а не нынешняя территория Каракалпакии. Там где сейчас Каракалпакстан предки подавляющего большинства современных каракалпаков оказались после джунгар и Абулхаира).

Далее по дастану:

В Хорезме жило мангытское племя каракалпаков. Когда пронесся зловещий слух, что глава мангытов Шердали-бий подло убит хивинским ханом Ильбарсом, Оразан-батыр не мешкая отправился туда — укрепить духом людей, оставшихся без вождя. И сам по общему признанию стал их вождем. За ним не знали интриг и не опасались его коварства. Он был прямодушен и бескорыстен, как истинный солдат. Вернувшись, он едва передохнул дома. И вот сегодня — опять туда же. На этот раз он собирался пред светлые очи самого злодея — хивинского хана. Прийти к нему и сказать: «Унижаете каракалпаков? А они не одиноки!» Сказать, какая у них теперь опора — отныне и навеки: русский царь (вернее — царица), о чем имеется грамота. И еще сказать хану, что черные шапки — народ не из пугливых. Пусть знает хан, что есть у них даже пленные русские!

Да, как ни странно, это была правда: и царская грамота, и русские пленные…

Еще при царе Петре, за год до злосчастной годины белых пяток, пошла от берегов Арала в далекую русскую столицу первая грамота, и в той грамоте писано было: «Которое было наше зло между нами, надобно простить, а впредь бы нам с вами быть в совете». Так писал Ишим Мухаммед Батыр, хан каракалпакский, Петру, царю русскому.

Хан Абулхаир обратил свои взоры к России позднее каракалпаков. Его послы шли по следам каракалпакских послов, и хан, случалось, затаптывал эти следы. Понятно, хотел он, чтобы каракалпаки во всех делах смотрели из-под его рук. И все же решимость каракалпаков придавала решимость и ему. Бывает, что и малый народ протаптывает тропу большому, — так говорил Оразан-батыр.

Казахи и Нижние Каракалпаки вступили в русское подданство, можно сказать, нога в ногу, рука об руку. Сошлись на том, что каракалпаки не будут платить ясак России, поскольку платят его Малому жузу. Было это в 1731 году.

Тому уже девять лет… Перед лицом русских послов дал хан Абулхаир клятвенное слово — не драться. Не поднимать руки на своих — Нижних Каракалпаков. Надеялись черные шапки, что если уж не будет им Абулхаир любящим отцом, то — хотя бы добрым хозяином. Не сдержал хан слова. Трижды за девять лет бил лежачих. А русские не заступались. И толки пошли разные: одни судили, что, значит, не видать издалека царице Анне Иоанновне, сменившей на престоле царя Петра, что деется за Аральским морем, а другие приговаривали и так, что сильный всегда принимает сторону сильного.

Если прочитать внимательно понять не трудно. Нижние Каракалпаки вступили в русское подданство не на территории нынешней Каракалпакии, а на севере-востоке Арала (Сырдарья), где жили в основном. Только потом отправились в Ургенч (якобы к Ишиму, точнее не к нему, а к узбекскому хивинскому хану) чтобы кичиться "у нас теперь опора — русский царь".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну что, ошеломлен? :o:blink:

Это 18 век:

http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/asia1800.gif

1-я половина 19 века:

http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/russia1850.png

Автор не узбек, а Николаев В.В.

Увы, против факто не попрешь:

Каракалпаки. С конца XVII и до середины XVIII в. населяли территорию по среднему и нижнему течению Сырдарьи. Они жили в тесном соседстве с казахами Младшего жуза и в экономическом и в политическом отношениях находились в зависимости от казахских ханов. Правили ими, по данным письменных источников, казахские султаны; при Тауке управлял некоторое время один из его ставленников Табурчак-султан. В 1709 г. упоминается в русских источниках в качестве хана каракалпаков Ка-ип-султан, сын Табурчака. В 1722 г. ханом становится Ишим Мухаммед, в 30 — 40-х гг. каракалпаки были под властью хана Младшего жуза Абулхаира. Каракалпаки должны были ежегодно платить казахским ханам дань хлебом, выставлять конные войска, вместе с казахами участвовать в набегах на русские пограничные селения и соседние государства — Бухару и Коканд. В 20-е гг. XVIII в. в результате захвата джунгарами среднего течения Сырдарьи завершилось разделение каракалпаков на нижних и верхних: верхние каракалпаки попали в политическую зависимость от джунгар, а нижние — до 1743 г., а частично и до 1762 г. — от Младшего жуза казахов (А. И. ЛЕВШИН. ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ СРЕДНЕЙ И МЕНЬШЕЙ КИРГИЗ-КАЗАЧЬИХ ОРД 1 С 1730 ГОДА ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ).

Более подробно написано на дастане о каракалпаках. Сказание о Маман-бие:

"Дастан о каракалпаках" разворачивается в середине второй половины XVIII века, когда каракалпаки, разделенные между собой на враждующие роды и племена, подверглись опустошительным набегам войск джуигарского, казахского и хивинского ханов. Там ясно что, родина каракалпаков это Сырдарья (а не нынешняя территория Каракалпакии. Там где сейчас Каракалпакстан предки подавляющего большинства современных каракалпаков оказались после джунгар и Абулхаира).

Далее по дастану:

Если прочитать внимательно понять не трудно. Нижние Каракалпаки вступили в русское подданство не на территории нынешней Каракалпакии, а на севере-востоке Арала (Сырдарья), где жили в основном. Только потом отправились в Ургенч (якобы к Ишиму, точнее не к нему, а к узбекскому хивинскому хану) чтобы кичиться "у нас теперь опора — русский царь".

Чиаль, ты ведь образованный человек, а приводишь ссылки из Википедии и художественной литературы. В Википедии имеются приблизительные домысли, а дастан о Маман бий описывают события середины 18 века. Джунгары напали на Сырдарью в 1723 году, а Ишим Мухамед просил российское подданство в 1722 году, до раскола каракалпаков после нашествия джунгар.

Каракалпакское ханство не зависело от казахов, а вот раздробленные каракалпакские племена действительно обитали в среде казахов, бухары, хивы и джунгар. Имеются архивные данные с присягой каракалпаков от 1743 года. Там вместе с каракалпакскими ханами, присягу о верности к России приняли более 50 вождей этих раздробленных племен, готовых присоединиться в единое каракалпакское ханство. Это и спровоцировало войну с казахами, опасавшихся очередного усиления каракалпаков.

Для тебя еще раз приведу реестр присягавших каракалпаков от 1743 года. Такого большого списка нет ни у кого, кто дал клятву верности России. А такую клятву давали все народы, в последующем вошедшие в СССР. Если потрудишься, то эта ссылка уже была выше, там есть весь текст присяги. Заметь, верхние каракалпакские ханы при этом участие не принимали, так как находились в полузависимости от джунгар.

Реестр присягавшим в приезд поручика Дмитрия Гла-дышева каракалпацким ханам, салтанам и старшинам.

1. Каип хан Ишим ханов.

2. Кунуратского роду Урускул хан.

Салтаны.

3. Губайдулла, вышеписаного Наип-хана большой родной брат, который в той же подписке и ханом написан.

4. Алтай

5. Вали — Наип-хановы дети.

6. Хан Урускул ханов сын

7. Шуна

8. Бахтигирей, да Губайдулла-салтановы дети

9. Абулхаир

Итого: салтанов —6.

10. По вышеписаном Каип-хане состоящий первознатнейший старшина Муратших Ходжа, то есть главный духовный.

11. Хылвятших Его, Муратшиха,

12. Чуманших дети, роду

13. Хусейнших Ябинского

14. Карабатырших

15. Шаих Хасянших, оного ж, Муратшиха, внук.

Старшины

16. Ишмухамет Того ж

17. Ирызбай Ябинского

18. Бирюбай Есаул роду

19. Избасар батырь

20. Алебий

21. Базарь Аткитярев

22. Девлет-бай, самый главный своего роду.

23. Бий Мулла

24. Караби Байкучкарбиев

25. Маилы бий

26. Джияибай батырь

27. Ириазби

28. Чувакбай батырь

29. Батрыибет бий

30. Арак батырь.

31. Хошман батырь

32. Баймурза батырь

33. Халыбяк батырь

34. Уразгильды батырь

35. Базар батырь

36. Мишляияк батырь

37. Кушка батырь

38. Куртаман батырь

39. Яртаман батырь

40. Мрюбаиби

41. Арлыкап батырь

42. Сеюндюк бий

43. Баикучкарби

44. Актуган ясаул

45. Ходой Берген Сеюк Дюкбиев

46. Азнабай есаул

47. Утяшь батырь

48. Кулаибай батырь

49. Алявкара

50. Бай Карабатырь

51. Кюите батырь

52. Шамуратби

Секретарь-канцелярист Иван Коптяжев2.

АВПР, ф. Каракалпакские дела, оп. 117/1, 1743, д. 1, л. 10а — 30 (подлин­ники), л. 31—34 (перевод).

Купуратского роду

Примечания

! Так в подлиннике.

2 Через весь текст на полях л. 31—34 скрепа: «Секретарь-канцелярист Иван Коптяжев». (Под стягом России, архивные материалы).

Если уж ты привел ссылки от Левшина, то он ясно пишет о каракалпакском ханстве, который конкурировал с казахами. Надо выложить все, например о том, как казахи воспользовались моментом, когда каракалпаки после нашествия джунгар на время ослабели.

Таким образом, целый народ каракалпаков, бывший независимым, имевший своих ханов и кочевавший на реке Сыр, от частых нападений и мщения киргизов за древние обиды, рассеялся и в конце минувшего столетия потерял политическое бытие свое (в конце 18 века). (А.И.Левшин. Описание о киргиз-кайсацких орд. часть 4)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну что, ошеломлен? :o:blink:

Это 18 век:

http://www.ostu.ru/p...ev/asia1800.gif

1-я половина 19 века:

http://www.ostu.ru/p.../russia1850.png

Автор не узбек, а Николаев В.В.

Как и остальные узбекистанцы зациклились в «Залотой век узбеков», т.е. в средневековье.

Надо жить в настоящий время и примирится реальными историями.

Всемирно известные и авторитетные учёные Толстов и Жданко (СССР) посветили 40 лет своих жизни для изучение каракалпаков Хорезмского оазиса, а академики АН РУз. С. Камалов и Ягодин всю научные жизнь посветили историю каракалпаков начиная с Х в. д.н.э. до современности. Они доказал что каракалпаки не только Чёрные клобуки но и потомки легендарных Хорезмийцев.

Rust - [цензура] - Polat - не стоит переходить на личности, иначе последует наказание.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мы живем сегодняшним днем поверь мне, а это исторический форум. Ты сам говорил о карликах. Карликовыми стали после завоевания царской Россией: http://s018.radikal.ru/i505/1212/14/c3a51175bc7e.jpg

На счет дастана о каракалпаках, она опубликована в советское время, когда еще не было ни интернета, ни википедии и события там на самом деле детально точные и правдивые.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мы живем сегодняшним днем поверь мне, а это исторический форум. Ты сам говорил о карликах. Карликовыми стали после завоевания царской Россией: http://s018.radikal....3a51175bc7e.jpg

На счет дастана о каракалпаках, она опубликована в советское время, когда еще не было ни интернета, ни википедии и события там на самом деле детально точные и правдивые.

Сегодняшним днем говоришь, а говорил каракалпак за Аралом жили. :asker28it: Современная Каракалпакия это южный часть Арала.:asker13mt:

Это не дастан а историческая трилогия роман – эсса Тулека (Толепбергена Кайыпбергенова), он Герой Узбекистана и народный писатель Узбекистана и Каракалпакстана. Т. Кайыпбергенов был одним из самых уважаемых человек тюркского мира.:turkmen1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мы живем сегодняшним днем поверь мне, а это исторический форум. Ты сам говорил о карликах. Карликовыми стали после завоевания царской Россией: http://s018.radikal.ru/i505/1212/14/c3a51175bc7e.jpg

На счет дастана о каракалпаках, она опубликована в советское время, когда еще не было ни интернета, ни википедии и события там на самом деле детально точные и правдивые.

Как же ты не поймешь простую истину. На счет твоей картинки, также как и в случае с Вамбери, красочно описавший "узбеков".

Пришел русский к Бухарскому хану и говорит:

- Я ученый картограф, хотел бы нанести на карту Ваши владения.

Хан:

- Вон от того забора и до обеда, наверняка будут моими владениями (никаких границ в Средней Азии до 20 века не было).

Вот так и со всеми ханами переговорил, нанес на карту. Но русским ведь известно, что эти ханы во-первых грызутся между собой, а во-вторых, внутри каждого ханства творится своя грызня. Значит легко завоевать малой кровью и т.д. и т.п. А чем больше границы, тем лучше для русских.

Теперь о дастане. Т.Каипбергенов был авторитетным писателем. В нашем с тобой споре, затрагивается одна часть его трилогии "Сказание о Маман бий". Маман бий был бийем ябинского роду. По поручению каракалпакского хана объездил все отдаленные каракалпакские кочевья, находившихся в среде казахских и прочих ханств, призывая их к присоединению в Центр. Кто откликнулся на призыв есть в приведенном мной выше списке присягавших. Только лишь это имеет отношение к истории, а в остальном описывается его личная жизнь на основе народных предании.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:asker28it:

Из трилогии:

Звали этого человека (русского), видимо, за то, что дал ему бог такую бороду, — Бородин… Понял это Маман, когда научился балакать по-русски. Схватывал он русскую речь на редкость легко и быстро, много быстрей, чем пленники — каракалпакскую. Однажды раскричался Маман. Кричал он по-русски, взвизгивая, как кабаненок:

— Эй вы, свиньи… эй вы, свиньи…

И вдруг молчаливый дотоле бородач, у которого и русского-то слова не вытянешь, заговорил с Маманом на его языке свободно и бегло. Была это не больно чистая тюркско-татарская речь, но вполне попятная!

— Распускаешь язык, молодой мулла. Срамишь свой народ. Это самый большой грех.

Маман оторопел.

— Ты кто? — спросил, запинаясь.

— Я купец. Торговый гость. Твой гость.

— Л я сын батыра! Мой отец бил джунгар. Нет в мире сильней джунгар… Все ханы всех народов мечтают, чтобы в их войске были каракалпаки. Мы самые лучшие воины…

— Не тем гордишься, молодой мулла. Твой народ — хлебопашец. Все народы кругом кормил хлебом. Знаешь ты, какое здесь созревало зерно — пшеницы, проса, ячменя? Откуда тебе знать! Ты еще тогда мамку сосал.

— Мы воины! — повторил Маман упрямо. Труженики! «Три месяца молока, три месяца дыни, три месяца тыквы, три месяца рыбы, — проживем…» Чья это пословица? Ваша!

Маман был поражен. Такие речи он слыхал от отца, и даже от него, батыра, они были менее удивительны.

Бородин переложил из правой руки в левую пудовую кувалду, которой бил камень, и внезапно обнял Мамана за плечи, стиснул железной десницей.

— Молод ты, а ведь не скажу, что глуп. Не на то растрачиваешь силу. Людей мытарить? Это дело палача, а не джигита.

Маман вырвался.

— Не можешь ты судить! Ты пленный, мой раб!

— А разве ты меня взял в бою? — спросил Боро дин. — Выкрали, как барымтачи лошадь. А болтаете про то, какие вы честные, праведные. И какие грозные! Много болтаете.

:blink:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Уважаемые спорщики - не могли бы вы мне объяснить суть спора? Каракалпаки и узбеки - являются родственными народами, тем более в тех и других присутствует большой хорезмийский пласт, как и пласт так называемых "аральских узбеков". Полат и Чиал - может Вам стоит начать искать примеры родства между узбеками и каракалпаками, а не кичиться древней историей и т.д.?

Переходы на личности будут наказываться отлучением от форума.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые спорщики - не могли бы вы мне объяснить суть спора? Каракалпаки и узбеки - являются родственными народами, тем более в тех и других присутствует большой хорезмийский пласт, как и пласт так называемых "аральских узбеков". Полат и Чиал - может Вам стоит начать искать примеры родства между узбеками и каракалпаками, а не кичиться древней историей и т.д.?

Переходы на личности будут наказываться отлучением от форума.

Суть спора в том, что Чиаль никак не может понять, почему каракалпаки называют Каракалпакстан своей родиной. По его разумению, большевики в 20 веке некоторым узбекам надели на головы черные шапки и "окрестили" их в каракалпаков.

Что касается родства, то не отрицаю, каракалпаки больше родственны узбекам по сравнению с другими тюрками. Об этом говорит некоторое сходство в названиях племен. Но это не означает, что каракалпаки произошли от узбеков или наоборот. В 16 веке каракалпаки бросили клич "Каракалпаки всех племен и народов, объединяйтесь". Кто объединился нынче каракалпаки, а кто нет, те узбеки, казахи и др. Таким образом, каракалпаки первыми среди Среднеазиатских тюрков определили себя в конкретную народность. Им надоело воевать под чужими знаменами и вечно оставаться в дураках.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые спорщики - не могли бы вы мне объяснить суть спора? Каракалпаки и узбеки - являются родственными народами, тем более в тех и других присутствует большой хорезмийский пласт, как и пласт так называемых "аральских узбеков". Полат и Чиал - может Вам стоит начать искать примеры родства между узбеками и каракалпаками, а не кичиться древней историей и т.д.?

Извините за эмоции! Я то тоже об этом. Я сам про узбеков ничего личного не написал.

Но Я не как не могу понят господина Чияльа, как начну писать что то про историю каракалпаков, а он тут как тут с своими источниками что современная Каракалпакстан не является Родина каракалпаков.

А кто ему дал такой право чтоб он указал нам каракалпакам «где» нашо место?

Есть такие ученные:

Всемирно известные и авторитетные учёные Толстов и Жданко (СССР) посветили 40 лет своих жизни для изучение каракалпаков Хорезмского оазиса, а академики АН РУз. С. Камалов и Ягодин всю научные жизнь посветили историю каракалпаков начиная с Х в. д.н.э. до современности. Они доказал что каракалпаки не только Чёрные клобуки но и потомки легендарных Хорезмийцев.

Господин Чиаль изучал бы труды этих ученных про каракалпаков, а не тупо доказывать второстепенные факты.

Ещё раз извините за эмоцию!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Господин Чиаль изучал бы труды этих ученных про каракалпаков, а не тупо доказывать второстепенные факты.

Так как каракалпаки в конце 16 века выделились в отдельный народ, то активно подключились к освоению земледелия, ибо народ это не наемные войска, его нужно кормить и содержать. А для этого еще необходима территория. В 1603 году каракалпаки подчинили себе весь Туркестан, столицей сделали Ташкент. Но отсутствие Чингизидов сделало правление каракалпакского хана не легитимным, к тому же ставка хана была атакована казахскими Чингизидами, а хан (Абдал Гаффар) убит. Власть в Туркестане к 1610-м годам снова перешла казахам. А каракалпаки перешли под правление Шибанидов Кучумовичей, которое продержалось до середины 18 века. Дальше каракалпаки управлялись своими племенными вождями. Тем не менее уже есть сведения о Кучумовичах, об их дальнейшей судьбе после 1750-х годов. Их потомки в Каракалпакстане.

Чиялу можно почитать хотя бы эту ссылку "Культура и история каракалпаков", так сказать, для общего кругозора. Из узбекского сайта, между прочим.

http://iiagency.com/uzhistory/kultura-i-istoriya-karakalpakov/

С конца XVI в. в среднеазиатских письменных источниках упоминаются как особая народность — каракалпаки. Наиболее ранние достоверные сведения о них содержатся в жалованной грамоте мавзолею Зияуддина в г. Сыгнаке, выданной в 1598 г. бухарским ханом Абдуллой. Грамота свидетельствует, что каракалпаки жили в это время на Сырдарьр, в местности, прилегающей к г. Сыгнаку; они вместе с казахами причисляются к «аймакам», то есть к кочевому к полуоседлому населению.

По мнению большинства исследователей, каракалпаки сложились в народность в Приаралье и по своему происхождению близки многим тюркоязычным народам Средней Азии. Можно полагать, что наиболее ранними предками их были «массагеты болот и островов» греческих авторов, в том числе предшественники печенегов — апасиаки. Начиная с первых веков нашей эры в этническую среду Приаралья проникают с востока хуннские (гунны)элементы, ассимилирующиеся с местными племенами; к IV в. население этой территории выступает в источниках, как хионито-эфталитское, с VI в. в связи с образованием Западно-Тюркского каганата усиливается приток в Приаралье тюркских племен. Племена хионитов-эфталитов и тюрков, вероятно, оказали влияние на этногенез каракалпаков, однако формирование этой народности произошло позже в среде печенегов, огузов и главным образом кипчаков.

"П. П. Иванов, анализируя одно из сообщений историка Абулфазла Байхаки о тюркской гвардии хорезмшахов, полагал, что этническое название «калпак» появилось в прилегающих к Хорезму областях еще в XI в.

В X—XI вв. печенежские племена разделились: часть (восточная или тюркская группа) осталась в Приаралье, часть передвинулась на запад и проникла в южную Русь. Вместе с печенегами и огузами (торки или узы русских летописей) некоторые группы средневековых предков каракалпаков оказались в южнорусских степях. Это отразилось в русских летописях, где появились упоминания народа «черные клобуки»,, соответствующего по своей семантике названию «каракалпак» («черная шапка»), «Черные клобуки» по договору с русскими князьями были поселены на притоке Днепра — реке Рось; за это им вменялась в обязанность защита русских границ. Они играли активную роль в политической жизни Киевской Руси. Постепенно накапливаются сведения о связи этнической истории каракалпаков , с Приуральем, с племенами-предками башкир, а также с населением Северного Кавказа, Поволжья и более западных районов Восточной Европы. Эти западные связи, очевидно, были особенно сильны в период существования Хазарского каганата, в истории которого принимали деятельное участие печенеги и огузы. Можно полагать, что предки -некоторых каракалпакских племен в составе печенегов, огузов, кипчаков в средние века проникали далеко на запад от Приаралья — до Придунавья и Карпат. Восточная группа печенежско-огузских племен, оставшаяся в Приаралье, в XII в. была завоевана кипчаками (кимаками), пришедшими с Иртыша, и вошла в состав кипчакского союза. У средневековых авторов (Нувейри) при перечислении племен, входивших в этот союз, называются и «караборкли»— «черные шапки», видимо, вариант названия каракалпаков. Живя вместе с кипчаками, предки каракалпаков восприняли их язык и многие элементы культуры. В XI—XIV вв. на главном этапе формирования каракалпакской народности влияние кипчакских этнических элементов было доминирующим. Этногенез каракалпаков завершается в послемонгольский период (XV в.) в составе ногайского союза. Часть их в это время, вероятно, вместе с ногайцами обитала в бассейне рек Урала .и Волги, о чем есть -свидетельства в исторических источниках, в эпосе и некоторых элементах культуры каракалпаков. Из тюркских языков кипчакской группы ближе всего к каракалпакскому ногайский, а затем — казахский языки.

Каракалпаки были народом полукочевым. Археологические и исторические данные, освещающие уклад предков каракалпаков — печенежских и огузских племен, говорят о комплексном типе их хозяйства, сочетающем скотоводство с земледелием и рыболовством. О давнем знакомстве с-земледелием, основанном на использовании каирных земель и лиманном орошении, свидетельствует и каракалпакский фольклор, в частности «Кырк-кыз», где описываются пашни и сады, выращенные героями эпоса на острове. Первые описания русских наблюдателей, относящиеся к XVII в., подтверждают, что каракалпаки на Сырдарье занимались земледелием. «Живучи сообща» с казахами, — сообщают они,— каракалпаки «пашут пашни».

В XVI и в начале XVII вв. каракалпаки занимали нижнее течение. Сырдарьи, приблизительно между Туркестаном и современным селением Мерке и горами Каратау. Этот район входил тогда в состав владений бухарских ханов, к каракалпаки участвовали в политической жизни Бухары, как жители окраин ханства.

По сведениям Мухаммед Юсуфа Мунши, в 1611 г. Имам-кули-хан выступил с карательной экспедицией на Сырдарыо, в район города Туркестана и гор Каратау; войска его истребляли и забирали в плен восставших против Бухары «мятежников» — казахов, каракалпаков и калмыков. «Те из них, кому удалось спастись от гибели, скрылись в горах и глухих лесных зарослях, куда до сих пор не ступала нога человеческая».

Основным местожительством каракалпаков в XVII в. оставались оба берега нижнего течения Сырдарьи «от Туркестана к Хивинскому (то есть Аральскому) морю». Здесь они показаны и на карте Ремезова, составленной по указу Петра I в 1696 г. На этой территории находилось несколько городов с оседлым населением (например, Туркестан, Сыгнак, Узген и др.), с которого каракалпаки временами взимали дань.

На рубеже XVII и XVIII вв. сырдарьинские каракалпаки подчинялись казахским ханам. Кроме Сырдарьи, в этот период существовали и другие центры расселения каракалпаков. Значительная группа их жила у верховьев . pp. Яика и Эмбы. В 70-х годах XVII в., во время восстания башкир, эти каракалпаки принимали участие в выступлениях башкир и поддерживали с ними тесную связь и дружбу. В свою очередь и башкиры перекочевывали к каракалпакам и жили «с ними во многих юртах заодно».

С конца XVII в. имеются сведения о каракалпаках, живших на среднем Зарафшане. Зарафшанские каракалпаки числились «бухарскими улусами», считались «подданным» бухарскому царю» и участвовали в бухарских войсках как «самые надежные люди в бою». Однако зависимость каракалпаков от Бухары была очень непрочной. В 1681 г. они. совместно с узбеками, жившими на Зарафшане, подняли восстание против Субханкули-хана. Свободолюбие и непокорство этого народа отмечаются во многих источниках.

В XVIII в. каракалпаки играли активную роль в событиях, происходивших в Хивинском ханстве, казахских жузах, в Приуралье и на Нижнем Поволжье. Значительное усиление связей каракалпаков с Россией в этот период нашло отражение в исторических источниках; некоторые «статейные списки», «реляции» и письма послов, дипломатическая переписка, материалы Оренбургской экспедиции и др. содержат ценные сведения о каракалпаках; наряду со среднеазиатскими источниками, эти документы освещают многие вопросы истории, хозяйственной и общественной жизни каракалпакского народа.

Основной территорией обитания каракалпаков в первой половине XVIII в. оставались при сырдарьинские районы и дельта Сырдарьи. Здесь каракалпаки вели свое хозяйство,, сочетая земледелие со скотоводством и рыболовством. Они умело использовали протоки, озера и временно затопляемые пространства обширной сырдарьинской дельты для . искусственного орошения своих полей; до настоящего времени в низовьях Сырдарьи сохранились следы каракалпакских полей и остатки ирригационных сооружений XVIII в, Земледелие у каракалпаков являлось ведущей отраслью хозяйства. Они сеяли пшеницу, просо, ячмень; пахали на быках. Хлеб производили не только для удовлетворения своих потребностей, но также на обмен и продажу. «Хлеб у них киргиз-кайсаки (казахи) на бараны и другой скот меняют». Казахские ханы брали с подвластных им каракалпаков дань по преимуществу хлебом.

Второй важнейшей отраслью их хозяйства являлось, скотоводство, типичной чертой которого было разведение преимущественно крупного рогатого скота, а не овец и коз, преобладавших в стадах кочевников-казахов. Такой состав скота, непригодный для дальних перекочевок, объясняется большой ролью земледелия в хозяйстве каракалпаков и условиями их полуоседлого образа жизни; камышовые заросли в низовьях Сырдарьи представляли собой неистощимые ресурсы корма для коров и рабочих быков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Была Золотая орда, потом Ногайская, всем известно что каракалпаки выделились из Ногайской орды. Отсюда надо вести отсчет.

В середине 16 века из-за междоусобных войн Ногайская орда распалась на части. Часть ногайцев осталась на месте и стала носить название Большие ногаи, часть ногайцев ушла на Кавказ и стала Малой Ногайской Ордой. Еще одна часть ушла в Среднюю Азию, где данная часть ногайского этноса стала именоваться как каракалпаки.

Каракалпаки состоят из 2 больших племенных групп:

1. Конгират;

2. Он торт уру (14 «родов»).

Конгират состоит из 2 отделений:

1. Шуллук;

2. Жаунгыр.

Шуллук состоит из следующих подродов:

1. Кият;

2. Ашамайлы;

3. Колдаулы;

4. Костамгалы;

5. Балгалы;

6. Кандекли;

7. Карамойын;

8. Муйтен.

Жаунгыр состоит из следующих подродов:

1. Теристамгалы;

2. Баканлы шеужейли;

3. Тиекли;

4. Ыргаклы;

5. Баймаклы;

6. Казаяклы;

7. Уйгыр.

Он торт уру состоит из следующих родов:

1. Ктай;

2. Кыпшак;

3. Кенегес;

4. Мангыт.

Как мы можем видеть, большую часть ка-

ракалпакского этноса составляют потомки Зо-

лотоордынских конгиратов, причем в состав

их вошли такие отдельные племена, как кия-

ты и уйгуры. Также, вполне возможно, подрод

Муйтен имеет какие-то генетические связи с

башкирскими усерганами, чьим предком был

Муйтен из рода токсоба («сын Токсобы»).

Также, вполне вероятно, что подроды

Ашамайлы и Теристамгалы могут оказаться

родственниками одноименных казахских под-

родов Кереев и Найманов. Второй каракал-

пакский субэтнос – это он торт уру. Он состо-

ит, в основном, из монгольских племен мангы-

тов и кенегесов, которые пришли в улус Джу-

чи в 13 веке. Кыпшаков, которые до этого

проживали в Дешти-Кипчаке, и ктаев, потом-

ков либо китаев (киданей), пришедших с мон-

голами Чингиз-хана в 13 веке, либо потомков

каракитаев, пришедших в Семиречье в 12 ве-

ке. Вполне возможно, некоторые каракитаи

могли попасть в улус Джучи, где стали осно-

вателями рода Ктай.

http://rjgg.molgen.org/index.php/RJGGRE/article/view/76

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...