Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

Территорий Аральцев до 1804 года был отдельная Аранское ханство каракалпаков. Значит они не учли каракалпакских городов. В каракалпакских городах как Кунград, Ходжейли, Чимбай, Кият (Шаббаз, ныне г. Беруний) и Кыпшак велось торговля с Х.х. и Б.э. а так же с кочевники, т.е. каракалпаками, казахами и туркменами. По этому и территория каракалпаков назывался БЕС КАЛА.

f3b364e7e784.jpg

В этом карте указано граница Аральцев (Аранских каракалпаков) и Хивинского ханство (18 – 19 вв.), а территория каракалпаков Восточная и Юго-Восточная часть Аральского моря между дельтами Амударьи и Сырдарьи.

Любопытно что, земли над которыми написано слово QARAQALPAQS сейчас не являются территорией современного Каракалпакстана и Узбекистана (лишь малая часть).

Наоборот, современная территория Каракалпакстана расположена на месте Khorezm на карте ))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Любопытно что, земли над которыми написано слово QARAQALPAQS сейчас не являются территорией современного Каракалпакстана и Узбекистана (лишь малая часть).

Наоборот, современная территория Каракалпакстана расположена на месте Khorezm на карте ))

В карте конкретно показано территория Аральцев и Хивинского ханство, а общая территория обозначено как Хорезм.

Не путайте Хорезмскую ханство с Хивинским ханством.

Хорезмская ханство это ханство династии Кунгратов (1359—1388)

Хусейн Суфи, 1359—1373

Юсуф Суфи, 1373—?

Сулейман Суфи, ?—1388[

Хивинская ханство династии Шибанидов (1511—1695), начинается с 1558 года с Абу-л-Мансур Ильбарс-хана, т.е. он объявил г. Хива столицу ханство.

Вы можете отрицать мнение историка Сабыр Камалова и доказат обратное.

С. Камалов ученик Толстова и всемирно известный академик АН РУз. и Нью-Йоркский академии. С. Камалов доказал что в начале 17 в., на современном территории Каракалпакстана образовался Аранская ханство каракалпаков. Аранская ханство каракалпаков в истории известно как Аральцы. И всем известно в 19 веке Сырдарьинские Каракалпаки и Аральцы объединившийся образовали современную Каракалпакскую Нацию.

Из «ДОРОГИ, МОСТЫ И ПЕРЕВАЛЫ ИСТОРИКА С.КАМАЛОВА» Международный исторический журнал №18 2002 г. Бочин В.А.

Открытия ждали С.Камалова и тогда, когда он двинулся по географо-экологической дороге. Историкам были известны последствия нашествия Чингиз-хана на Хорезм в 1218-1221 гг. Захватчики разрушили плотину на Амударье, в результате чего столица Ургенч подверглась затоплению. Более миллиона жителей было предано смерти. Свыше 100 тысяч девушек и ремесленников монголы увели в плен. Выведение из строя оросительной системы привело к тому, что поливное земледелие громадной территории от Ургенча до Аральского моря перестало получать живительную влагу. Упал уровень Арала, поскольку Амударья изменила свое русло, она стала нести свои воды во впадину Сарыкамыш, а через Сарыкамыш - в Узбой. Ну, а что дальше? Камалов дал оценку тому, что археологические раскопки и многочисленные разведывательные маршруты в нижнем течении Амударьи не обнаружили ни одного исторического памятника XIV-XV вв. Местность не только обезлюдела. Территорию нынешнего проживания каракалпаков ветер покрыл многометровым слоем песка и соли, выдуваемых с обнажившегося дна Аральского моря. Пески похоронили даже брошенные людьми постройки, которые находились на возвышенных местах. Недавно удалось откопать мечеть XII века, возвышавшуюся когда-то над древним центром международной торговли городом Миздахкан.

Выражаясь современным языком, неблагоприятная экологическая обстановка заставила оставшееся население переселиться на Устюрт, на берега Сарыкамыша и Узбоя. Часть каракалпаков достигает берегов Волги, куда продвинулись и каракалпаки Ногайской Орды. Опираясь на народные предания и строки "Шежире" ("Родословная") Бердаха, историк делает заключение о том, что каракалпаки на берегах Волги составляли целостный народ под властью своего правителя.

Этап за этапом прослеживает историк пути-дороги своего народа. Во второй половине XVI в. Россия захватывает Астраханское ханство. Это усиливает распри в правящей верхушке соседнего Ногайского ханства. Из-за неурожая здесь возникает голод. Каракалпаки покидают Поволжье, переселяются на восточные берега Арала вдоль Сырдарьи, вплоть до города Туркестана.

В начале XVII в. Амударья поворачивает в свое прежнее русло и снова впадает в Аральское море, обводняя южное побережье, т.е. исконные владения каракалпаков. На свою родину возвращаются каракалпаки с берегов Сарыкамыша, Узбоя и с плато Устюрт. Совместно с пришедшими в Хорезмский оазис кочевыми узбеками они создают Аранское (Аральское) государство со столицей в Кунграде. Правил государством Шахтемир. Позднее главный город был перенесен в Шахтемир (ныне на этом месте вырос город Чимбай). Во второй половине XVIII в. на землю отцов переселяются каракалпакские племена с берегов Сырдарьи и вновь осваивают земли правобережья и левобережья низовьев Амударьи.

А насчет современного территории Каракалпакстана:

Территория Каракалпакская АО 30 годы ХХ в.:

90eec9d87123.jpg

а когда ККАО объединили к УзССР в 40 годы ХХ в. образовали Навоинскую обл. по карте видно сколько территории отошло в ползу УзССР (Навоинскому и Бухарскому обл.).

и что от этого, как вы думаете?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Полат, обрати внимание: русские ведь не идиоты, в 1803 году двумя экспедициями в одно и то же время, в Хивинском ханстве установили численное наличие более 500 тысяч каракалпаков, а в течение 70 лет, когда каракалпаки официально вошли в состав российской империи, эта цифра сократилась в пять раз. Что произошло, догадаться не трудно. Каракалпаки Хорезма и все Аральцы были ярыми сторонниками присоединения к России. У Абулгази есть письменное сообщение, что в 1660 году из Ургенча к Сырдарьинским каракалпакам бежал Хасан султан (потомок Кучума, отец Ишима и Байбулата (Карасакала), в последующем был отдан калмыкам в заложники). Что он натворил, нужно выяснить. Также в 1722 году Ишим Мухаммед от имени каракалпаков дал клятву верности русским. Короче говоря, все эти благие намерения каракалпаков, является "бунтом на корабле" или "удар в спину" для хивинского хана, который намеревался взять правление всем Хорезмом. Над такими "выходками" каракалпаков конечно же последовала расправа и опальные каракалпаки переселились подальше от Хивы. К тому же ханы одни не бегают, с ними следует толпа сторонников, которые по цепочке тянут других своих сторонников. Враждебное состояние каракалпаков с хивинским ханом удалось урегулировать только Айдосу в 19 веке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из «ДОРОГИ, МОСТЫ И ПЕРЕВАЛЫ ИСТОРИКА С.КАМАЛОВА» Международный исторический журнал №18 2002 г. Бочин В.А.

Это похоже на фольк-хистори. Какие каракалпаки до монголов, до Чингисхана? Была Золотая орда, потом Ногайская, всем известно что каракалпаки выделились из Ногайской орды. Отсюда надо вести отсчет.

а когда ККАО объединили к УзССР в 40 годы ХХ в. образовали Навоинскую обл. по карте видно сколько территории отошло в ползу УзССР (Навоинскому и Бухарскому обл.).

Точнее в 1936 году. Хорезмские земли из состава РСФСР возвратились Узбекистану.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

и что от этого, как вы думаете?

Я думаю каракалпаки массово оказались на территории современного Каракалпакстана благодаря политики царской России по присоединению ЦА (18 -19 вв.). Это было своего рода предварительным актом по завоеванию Азии, тогда российские власти натравили казахов, башкиров, каракалпаков друг на друга, вооружили джунгаров против казахов, каракалпаков и ногай, джунгары заставили казахов сдвинуться на запад, тем самым спровоцировали их на столкновения с каракалпаками на нижнем течении Сырдарьи и туркменами на полуострове Мангышлак. И это привело к вытеснению каракалпаков на юг. До этого каракалпаки не занимали южное побережье Аральского моря (т.е. на территории современного Каракалпакстана их не было). Если там были кое-какие каракалпаки, то они были там нацменьшинством. Нацменьшинств везде были. Это как в случае с узбеками в Афганистане, как народ узбеки сформировались на территории Узбекистана, не в Афганистане. Тоже самое с каракалпаками. Они как народ, как этнос, как каракалпаки образовались на севере Арала (примерно это месте QARAQALPAQS на твоей карте).

Факты:

Первые исторические сведения о каракалпаках относятся к 1598 г. Видный историк-востоковед П. П. Иванов в одной из грамот Бухарского хана династии Шейбанидов — Абдуллы хана (1583—1598 гг.) нашёл перечисление оседлых, полуоседлых, кочевых народностей, проживающих в окрестностях города Сыгнака, на нижнем течении Сырдарьи, среди которых упоминаются и каракалпаки.

К 20-годам ХVII в. Абулгази в своем труде «Родословная тюрков» сообщает о бегстве из Хивы Хабат-Султана к каракалпакам на берега Сырдарьи.

78efc3076d71.jpg

f8e110275a92.jpg

Bonne,_Rigobert._Tartarie_Independante._1791_B.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Полат, обрати внимание: русские ведь не идиоты, в 1803 году двумя экспедициями в одно и то же время, в Хивинском ханстве установили численное наличие более 500 тысяч каракалпаков, а в течение 70 лет, когда каракалпаки официально вошли в состав российской империи, эта цифра сократилась в пять раз. Что произошло, догадаться не трудно. Каракалпаки Хорезма и все Аральцы были ярыми сторонниками присоединения к России. У Абулгази есть письменное сообщение, что в 1660 году из Ургенча к Сырдарьинским каракалпакам бежал Хасан султан (потомок Кучума, отец Ишима и Байбулата (Карасакала), в последующем был отдан калмыкам в заложники). Что он натворил, нужно выяснить. Также в 1722 году Ишим Мухаммед от имени каракалпаков дал клятву верности русским. Короче говоря, все эти благие намерения каракалпаков, является "бунтом на корабле" или "удар в спину" для хивинского хана, который намеревался взять правление всем Хорезмом. Над такими "выходками" каракалпаков конечно же последовала расправа и опальные каракалпаки переселились подальше от Хивы. К тому же ханы одни не бегают, с ними следует толпа сторонников, которые по цепочке тянут других своих сторонников. Враждебное состояние каракалпаков с хивинским ханом удалось урегулировать только Айдосу в 19 веке.

В 1819—1820 годах в Хиве побывал российский посланник Н.Муравьев (1794—1866), который написал книгу о своем путешествии. По его данным население Хивинского ханства насчитывало триста тысяч человек. Основное население было представлено узбеками и туркменами.

В середине XIX в., во время путешествия А. Вамбери, земли низовий Амударьи, части Приаралья и Северного Прикаспия входили в состав Хивинского ханства, населенного в основном узбеками. Потомки бывших кочевых узбеков - кунграты, найманы, кипчаки и другие племена - расселялись вдоль крупных оросительных каналов. Подвластные Хиве туркмены обитали на северозападных границах ханства, а также в нынешней Ташаузской области Туркменистана. Узбеки и часть туркмен населяли малочисленные города, где жило и немало сартов - отюреченных по языку потомков древних хорезмийцев. Хивинскими подданными считались и каракалпаки дельты Амударьи, переселившиеся сюда в XVIII - начале XIX в. Хивинское государство переживало в середине XIX в. нелегкую пору своей истории, характеризовавшуюся беспрерывными народными волнениями и междоусобной борьбой. Узбекские, туркменские, каракалпакские племенные вожди и знать стремились захватить политическую власть и установить свое господство над ханством. Рост крупного землевладения, нещадная эксплуатация в Хиве крестьян и ремесленников вызывали многочисленные протесты, выливавшиеся в крупные мятежи. Упорный характер носила борьба с ханской властью туркмен-йомутов, предводитель которых Ата Мурад в 50-60-х годах XIX в. не раз обращался в Петербург с просьбой о принятии в российское подданство. Таково было положение в Хивинском ханстве при Сеид Мухаммед-хане (1856 - 1864), в правление которого там побывал А. Вамбери.

http://kungrad.com/history/biblio/vamberi/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это похоже на фольк-хистори. Какие каракалпаки до монголов, до Чингисхана? Была Золотая орда, потом Ногайская, всем известно что каракалпаки выделились из Ногайской орды. Отсюда надо вести отсчет.

Вы что мнение всемирно известных историков как Толстова, Жданко, С. Камалова и Ягодина ставите под сомнение! А Вы вообще имеете свою мнению откуда каракалпаки тут появились? Расскажите нам Вашу фольк-хистори и и докажите!

Вы прочитайте все наши переписки в этом форуме, и поймёте что с Ваши стороны ни одна доказательство а одни упреки и голословны намеки моль каракалпаки здесь пришлые.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Факты:

Первые исторические сведения о каракалпаках относятся к 1598 г. Видный историк-востоковед П. П. Иванов в одной из грамот Бухарского хана династии Шейбанидов — Абдуллы хана (1583—1598 гг.) нашёл перечисление оседлых, полуоседлых, кочевых народностей, проживающих в окрестностях города Сыгнака, на нижнем течении Сырдарьи, среди которых упоминаются и каракалпаки.

К 20-годам ХVII в. Абулгази в своем труде «Родословная тюрков» сообщает о бегстве из Хивы Хабат-Султана к каракалпакам на берега Сырдарьи.

Если взялись за фактами, Вы можете отрицать происхождение каракалпаков от Массагетов?

0d84da193683.jpg

И почему Вы зациклились в 17 в. Вы хорошо знаете что каракалпаки и узбеки из Алтын Орды, а Алтын Орда потом стало Ногай Орда. Теперь как думаете, откуда взялись в дельтах Амударьи Аральцы (Аранские каракалпаки).

Хорезм неотделимая часть Алтын Орды, потому что Гурганж (Ургенч, ныне Куня-Урганч РТ) столица Улыса Жошы.

Аксак Тимур присоединил Хорезма в Маверенахр. После кончины Аксак Тимура батыр Едиге эмир мангытов обратно вернул Хорезма в Ногай Орду. Каракалпаки были авангардом войск батыр Едиге эмира мангытов.

29_map_max.gif

А Вы можете отрицать, что узбеки перекочевали с Шайбанидами и они пришлые в 16 в. в ЦА.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В середине XIX в., во время путешествия А. Вамбери, земли низовий Амударьи, части Приаралья и Северного Прикаспия входили в состав Хивинского ханства, населенного в основном узбеками. Потомки бывших кочевых узбеков - кунграты, найманы, кипчаки и другие племена - расселялись вдоль крупных оросительных каналов. Подвластные Хиве туркмены обитали на северозападных границах ханства, а также в нынешней Ташаузской области Туркменистана. Узбеки и часть туркмен населяли малочисленные города, где жило и немало сартов - отюреченных по языку потомков древних хорезмийцев. Хивинскими подданными считались и каракалпаки дельты Амударьи, переселившиеся сюда в XVIII - начале XIX в. Хивинское государство переживало в середине XIX в. нелегкую пору своей истории, характеризовавшуюся беспрерывными народными волнениями и междоусобной борьбой. Узбекские, туркменские, каракалпакские племенные вожди и знать стремились захватить политическую власть и установить свое господство над ханством. Рост крупного землевладения, нещадная эксплуатация в Хиве крестьян и ремесленников вызывали многочисленные протесты, выливавшиеся в крупные мятежи. Упорный характер носила борьба с ханской властью туркмен-йомутов, предводитель которых Ата Мурад в 50-60-х годах XIX в. не раз обращался в Петербург с просьбой о принятии в российское подданство. Таково было положение в Хивинском ханстве при Сеид Мухаммед-хане (1856 - 1864), в правление которого там побывал А. Вамбери.

http://kungrad.com/h...biblio/vamberi/

А кто отрицал мнение путешественника Хермана Вамберия. Он же путешественник а не историк.

В этом посту #775 я написал что Хивинские ханы с 1806 – до 1842 годов расширили территорию ханство покорив непокорных Аральцев (Аранских каракалпаков) и Каракалпаков (Сырдарьинских каракалпаков), а так же захватили туркменских земель. ( ; ; ; )

Чтобы не было сомнение, Я цитировал из официально Узбекского сайта

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы прочитайте все наши переписки в этом форуме, и поймёте что с Ваши стороны ни одна доказательство а одни упреки и голословны намеки упрёки моль каракалпаки здесь пришлые.

Узбеки перекочевавшие с Шайбанидами они пришлые, пришлые и еще раз пришлые, а каракалпаки часть тех племен, но остались где-то там на северо-востока Аральского моря (Камал ранее говорил что в завоевании с Шейбаниханом участвовали и каракалпаки, но Шейбанихан не дал им земли, наверно он прав).

Хорезм неотделимая часть Алтын Орды, потому что Гурганж (Ургенч, ныне Куня-Урганч РТ) столица Улыса Жошы.

Аксак Тимур присоединил Хорезма в Маверенахр. После кончины Аксак Тимура батыр Едиге эмир мангытов обратно вернул Хорезма в Ногай Орду. Каракалпаки были авангардом войск батыр Едиге эмира мангытов.

Э.Оллворт: Современные узбеки.

издержки из книги "Modern uzbeks"

В 1430-1431гг. под предлогом воссоединения конгратов, которые правили в Хорезме и одно из его племен также называлось конгратами он внезапным нашествием захватывает Ургенч и объявляет себя хорезмским правителем. Чтобы превзойти своих предшественников в области культурного развития, он собирает при своем дворе выдающихся теологов и видных поэтов города, устраивая различные дискуссии, состязания поэтов. Поэты посвящали ему оды и панегирики привычные для восточных дворов. Однако, смуты в Дашты кипчаке и угрозы отделения некоторых племен, не пожелавших городской жизни, вынудило его уйти из Хорезма. Это на несколько десятков лет отсрочило наступление Абулхайирхана, но не уменьшило его страстного желания вернуться вновь.

В 1446-1447гг. он вновь двинулся на юг. Решив обосноваться здесь навсегда, он образовывает по нижнему течению Сырдарьи зимние квартиры для своих войск. Для кочевых племен он избрал территорию по среднему течению реки, объвив своей столицей г. Сигнак и практически создав плацдарм для дальнейшей экспансии на юг. Перенесение узбекской столицы на Сырдарью расценивается историками как самое важное событие в период правления Абулхайирхана и поворотным пунктом в истории узбекских племен.

В менталитете узбеков, когда они вторглись в Мавераннахр, сохранились в памяти их надплеменные групповые названия. В их коллективном сознании народный эпос Алпамыш занимал центральное место. Здесь герой отождествлялся с народом . узбеками. И повидимому многие стихи и поэмы, вошедшие в него были, были составлены еще до вторжения узбекской конфедерации в Мавераннахр. Алпамыша у тимуридов не было.

Были и языковые различия. Кипчакский диалект кочевых узбеков отличался от огузского варианта узбекского языка конгратов, проживавших в Хорезме и изысканного разговорного тюркского языка Ферганской долины Восточного Туркестана.

http://turan.info/forum/showpost.php?p=222401&postcount=25

Я не думаю, что огузоязычные конграты, проживавших в Хорезме со времен Золотой орды были предками каракалпаков. Они скорее сейчас узбеки. По мнению И. П. Магидовича, предками большей части хорезмских узбеков были кунграты, жившие до расселения основной массы дашти-кипчакских узбеков. Мы уже прошли это вот здесь:

http://turan.info/forum/showpost.php?p=214508&postcount=412

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из российских архивных источников видно, что каракалпаки в 15 веке еще обитали на Волге и примерно в 1480-х годах ушли в Бухару с завоевательным походом. На такую аферу в 15 веке их могли подтолкнуть только Шибаниды (кочевые узбеки). В конце 16 века Шибаниды в Бухаре потерпели крах. И в это же время, каракалпаки выделяются от всех своим нынешним именем. Еще немаловажный фактор: каракалпаками в последующем правили потомки Шибанида Кучума, а соратник Кучума Бухарский хан Абдулла умер также в конце 16 века. Все эти события могли привести каракалпаков к отделению от кочевых узбеков. А те которые ушли в Хорезм до конца 18 века оставались кочевыми узбеками, так как Шибаниды были у власти и каракалпакам незачем было отделяться от своих союзников.

Приведу некоторые интересные отрывки из донесения Неплюева от 1743 года. Особенно обратите внимание на слова Келвет-Шиха, который гласит примерно так: если будет необходимо, то вместе с каракалпаками, он приведет в русское подданство и Бухару, Ташкент, Хиву. Эти слова могут значат, что у каракалпаков были тесные связи и с Бухарой, и Хивой, и Ташкентом.

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVIII/1720-1740/K_ist_karakalpak_18/text2.htm

И хотя мне не невозможно было означенных посланцов с надлежащим ответом возвратить от себя и понеже оной каракалпацкой хан, салтаны и старшины в письмах своих к верности ея императорского величества довольно себя подтверждают, и прибывшей порутчик Гладышев доносил, что они ево приняли с радостию и содержали у себя со всяким удовольствием; из них де прибывшие посланцы как у генерал-майора фон-Штокмана, так и у меня при подаче писем объявляли, что их каракалпацкой народ назад тому з 260 лет от Российской империи отстал и называли себя природными подданными, [178] ибо, как то прибывшей с ними порутчик Гладышев о них объявлял, что они изстари живали между Астрахани и Казани, а потом на Бухарскую сторону к Аральскому морю отошли в раззорение оных царств, и всех в их орде имеющихся российских пленников собрать и освободить и аманатов давать обещаются они ж, яко промышленные и торговые люди и к разпространению оренбургских торгов полезны. Того ради, к пользе высочайших ея императорского величества интересов, разсудил из оных прибывших посланцов, помянутых Мамон Батыря и Пулата есаула, при доношении моем в Государственную колегию иностранных дел с вышеозначенным прибывшим с ними порутчиком Гладышевым отправить.

31 октября уведомился он, Гладышев, чрез некоторых каракалпаков, якобы некоторые каракалпацкие старшины разглашают: ежели де киргисцы нынешнюю зиму с ними иметь будут войну, то де они каракалпаки русских послов побьют до смерти или продадут.

20 ноября пришедший к нему, Гладышеву, к кибитку каракалпаченин Чюман-Ших между протчих в разговорах объявил, что де их каракалпацкой народ дикой, а ея императорского величества никакой милости не видали, а ежели от ея императорского величества милость увидят, то де они будут кочевать все вблизь к Российским жилищам з женами и з детми, ежели де не будет помешательства от киргис-кайсаков.

4 декабря между протчих разговоров объявил ему, Гладышеву, каракалпаченин Калветь-Ших: ежели де прикажет ему ея императорское величество привести к российскому подданству Бухары и Ташкент и Хиву, то де оные городы в подданство приведет.

6 числа декабря между протчих разговорах объявил ему, Гладышеву, часто упоминаемой Убейдулла салтан, что де у них в нижних каракалпаках имеется русских пленников с три тысячи человек.

9 декабря объявил ему, Гладышеву, вышеписанной же каракалпаченин Чюман-Ших, что де они каракалпаки, кроме вышняго бога, никого не боятся, а в подданство де ея императорскому величеству пошли они не для какой боязни, но для торгу.

3 марта между протчих разговоров объявил ему, Гладышеву, каракалпаченин Чюман-Ших: ежели де их нижних каракалпаков ея императорское величество так не пожалует, как часто упоминаемого Абул-хаир хана, то де, хотя и еще пришлются к ним из России посланцы, то они тех посланцов будут кормить из собачьей посуды.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Узбеки перекочевавшие с Шайбанидами они пришлые, пришлые и еще раз пришлые, а каракалпаки часть тех племен, но остались где-то там на северо-востока Аральского моря (Камал ранее говорил что в завоевании с Шейбаниханом участвовали и каракалпаки, но Шейбанихан не дал им земли, наверно он прав).

Вы не как не можете отрицать что территория южного Арала до Куня-Ургенча и до Ургенча, а так же правый берег р. Амударьи полностью были владение Аранского ханство основанным каракалпаками в начале XVII в. Аранское государство в истории известно как Аральские владение Аральцев.

В XIV - XVI вв. территория южного Арала до Куня-Ургенча и до Ургенча, а так же правый берег Амударьи было без людное пустыня из за изменение русло р. Амударьи в сторону о. Сарыкамыш, по этому у Шайбанидов не было интерес на эти земли.

Чингиз-хана в XIII в. разрушили плотину на Амударье, в результате чего столица Ургенч подверглась затоплению. Выведение из строя оросительной системы привело к тому, что поливное земледелие громадной территории от Ургенча до Аральского моря перестало получать живительную влагу. Упал уровень Арала, поскольку Амударья изменила свое русло, она стала нести свои воды во впадину Сарыкамыш, а через Сарыкамыш - в Узбой. В нижнем течении Амударьи не обнаружили ни одного исторического памятника XIV-XV вв. Местность не только обезлюдела. Территорию нынешнего проживания каракалпаков превратился в пустыню.

Из за неблагоприятная экологическая обстановка заставила каракалпаков переселиться на Устюрт, на берега Сарыкамыша и Узбоя. Часть каракалпаков достигает берегов Волги, куда продвинулись и каракалпаки Ногайской Орды. Так в XIVв. каракалпаки на берегах Волги составляли целостный народ под властью своего правителя.

Во второй половине XVI в. Россия захватывает Астраханское ханство. Это усиливает распри в правящей верхушке соседнего Ногайского ханства. Из-за неурожая здесь возникает голод. Каракалпаки покидают Поволжье, переселяются на восточные берега Арала вдоль Сырдарьи, вплоть до города Туркестана.

Но во второй половине XVI в. Амударья поворачивает в свое прежнее русло и снова впадает в Аральское море, обводная южное побережье, т.е. исконные владения каракалпаков. На свою родину возвращаются каракалпаки с берегов Сарыкамыша, Узбоя и с плато Устюрт.

В начале XVII в. каракалпаки совместно с пришедшими в Хорезмский оазис кочевыми узбеками они создают Аранское (Аральское) государство со столицей в Кунграде. Правил государством Шахтемир. Позднее главный город был перенесен в Шахтемир (ныне на этом месте вырос город Чимбай). Во второй половине XVIII в. на землю отцов переселяются каракалпакские племена с берегов Сырдарьи и вновь осваивают земли правобережья и левобережья низовье Амударьи.

И нет отрицание с Ваших сторон что Арански каракалпаки (Аральцы) и Сырдарьинские каракалпаки в XIX в. объединиться в единую нацию, т.е. современную Каракалпакскую нацию. Помимо этих существовало верхние каракалпаки в владения Коканда Бухарского эмирата.

Историки доказали что Аральские владение Аральцев (аранские каракалпаки) до XIX в. не входило в состав Х.х.,

Мухаммед-Рахим I (1806—1825 гг.) завершил борьбу за расширение Хивинского ханства, начатую Мухаммед-Амином. Наиболее упорное сопротивление оказало Аральское владение. После упорной борьбы, закончившейся в 1811г. поражение аральцев, Аральское владение так же вошло в состав ханства. Муххамед-Рахим так же подчинил каракалпаков, составлявших в начале XIX в. самостоятельное владение на северо-восточных окраинах Хивинского ханства.

Вот такая история!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Узбеки перекочевавшие с Шайбанидами они пришлые, пришлые и еще раз пришлые, а каракалпаки часть тех племен, но остались где-то там на северо-востока Аральского моря (Камал ранее говорил что в завоевании с Шейбаниханом участвовали и каракалпаки, но Шейбанихан не дал им земли, наверно он прав).

Нет, Чиаль, каракалпаки также прошли и в Хорезм. Вот только их каракалпакское самосознание проснулось намного позже, чем у тех, кто остался севернее. Отсюда и "выходки" и Хасан султана, и Ишим Мухамеда, которые возжелали также отделения от кочевых узбеков и прочие противостояния. Ведь власть шибанидов потихоньку шла к своему концу, а к 1770-м годам и вовсе перестала существовать. Так называемый Шейбанихан вдоволь использовал воинскую славу каракалпаков и ему не имело никакого смысла обделить своих союзников чем-то. Каракалпаки были надежной частью его войск.

В архивных источниках ясно говорится о воинской доблести и бухарских, и хивинских каракалпаков.

Вот что отмечал, к примеру, русский посол Борис Пазухин, посетивший в 1671 году Хиву, Бухару и Балх: “А конные бухарские и балховские ратные люди к бою заобычны и плохи. А надежные люди в бою в Бухарской земле туркестанские казаки и подданные бухарскому царю царевичи каракалпацкие”.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не думаю, что огузоязычные конграты, проживавших в Хорезме со времен Золотой орды были предками каракалпаков. Они скорее сейчас узбеки. По мнению И. П. Магидовича, предками большей части хорезмских узбеков были кунграты, жившие до расселения основной массы дашти-кипчакских узбеков.

Конечно, сейчас узбеки, НТР проведено большевиками в 20-м веке.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, Чиаль, каракалпаки также прошли и в Хорезм. Вот только их каракалпакское самосознание проснулось намного позже, чем у тех, кто остался севернее. Отсюда и "выходки" и Хасан султана, и Ишим Мухамеда, которые возжелали также отделения от кочевых узбеков и прочие противостояния. Ведь власть шибанидов потихоньку шла к своему концу, а к 1770-м годам и вовсе перестала существовать. Так называемый Шейбанихан вдоволь использовал воинскую славу каракалпаков и ему не имело никакого смысла обделить своих союзников чем-то. Каракалпаки были надежной частью его войск.

В архивных источниках ясно говорится о воинской доблести и бухарских, и хивинских каракалпаков.

Вот что отмечал, к примеру, русский посол Борис Пазухин, посетивший в 1671 году Хиву, Бухару и Балх: “А конные бухарские и балховские ратные люди к бою заобычны и плохи. А надежные люди в бою в Бухарской земле туркестанские казаки и подданные бухарскому царю царевичи каракалпацкие”.

Нет там про земли Харезма нет и речи. Только Бухара и Присырдарьинские земли.

История народов Узбекистана

Автор - Бахрушин С.В.

Год издания – 1947

Глава 111 Углубление феодальной раздробленности в Узбекистане в XVII в.

Имамкули-хан (1611—1642).

Борьба с кочевниками на севере. В борьбе с иранцами и Вали-Му- хаммед-ханом Имамкули-хану помогали казахи из Ташкентского рай- она. Однако вскоре ему пришлось защищать свои владения от набе- гов недавних союзников. В 1612—1613 гг. Имамкули-хану удалось разбить казахов, овладеть Ташкентом и посадить там наместником своего сына Искандера. Но едва Имамкули ушел из Ташкента, как жители восстали и убили царевича. В отмщение за смерть сына Имамкули поклялся, что по взятии Ташкента он не прекратит избие- ния горожан до тех пор, пока кровь не дойдет до стремени его коня. После месяца осады Ташкент был взят, и бухарцы произвели в нем столь чудовищную резню населения, не разбирая ни пола, ни возра- ста, что, по словам историка, „получилось такое беззаконие, которого не помнило время".

В правление Имамкули-хана государству аштарханидов пришлось иметь дело и с другим кочевым племенем—каракалпаками, повиди- мому, особенно близко придвинувшимся к границам бухарских вла- дений. При описании разгрома каракалпаков войсками Имамкули в Кара-тау, историки упоминают, наряду с каракалпаками, и калмы- ков. Калмыки, или ойраты, многочисленный народ монгольского про- исхождения, обитали первоначально на пространствах между Сибирью и Кашгаром и от Алтая до р. Или. Продвигаясь в XVI в. на запад, калмыки столкнулись с казахами, с которыми вступили в кровопро- литные войны. В зиму 1603—1604 г. калмыки совершили свое первое нападение на Хорезм. При Имамкули-хане выступления калмыков про- тив Мавераннахра усилились. Это был сильный и беспокойный кочевой народ, против которо- го хану пришлось совершить несколько походов.

Феодальные распри и междоусобная борьба узбекских племен осложнялись нападениями кочевников присырдарьинских степей, свя- занными с продвижением калмыков, которые нанесли пораже- ние казахам и киргизам и образовали сильное кочевое государство с центром в долине Или. Движение калмыков вызвало бегство каза- хов и каракалпаков, главным образом, под стены Ташкента, сильной крепости, которая в то время, повидимому, принадлежала казахам, как и Туркестан с его районом. В Самарканде и Бухаре возникли серьезные опасения, что калмыки могут появиться и в Самаркандском вилайете. В мае 1709 г. Убайдулла-хан выступил с войском в Самар- канд. Полученное вскоре известие, что калмыки, разгромив казахские и каракалпакские аулы, вернулись в свои становища, делало бес- полезным дальнейший поход.

Каракалпаки в XVI-XVIII вв.

Местожительство каракалпаков. С конца XVI в. в Узбекистане упоминаются, как особая народность—каракалпаки, которые в XVIII в. принимали деятельное участие в смутах, охвативших Среднюю Азию.

По мнению некоторых исследователей, каракалпаки являются по- томками печенежского племени, известного в русских летописях под названием „черных клобукоз", которое затем входило в состав кип- чаков (половцев), а после того, как кипчаки смешались с монголо- татарами, кочевало вместе с ногайцши и появилось в Средней Азии в связи с отходом ногайцев на восток в XVI в. Гипотеза эта не мо- жет, однако, считаться бесспорной, тем более, что история ногайцев еще далеко не изучена с достаточной полнотой. Поскольку печенеги и половцы занимали уже в древности часть среднеазиатских степей, возможно, что каракалпаки, если даже считать их потомками пече- нежского племени, поглощенного половцами, сложились как народ- ность, иа месте, в тех районах Средней Азии, где их застает история.

В XVI в. и в начале XVII в. каракалпаки занимали нижнее тече- ние Сыр-дарьи, приблизительно между Туркестаном и теперешним селением Мерке и горами Каратау. Район этот входил в состав вла- дений бухарского хана Абдуллы. В начале XVII в. каракалпаки совме- стно с казахами и калмыками опустошили и разграбили некоторые бухарские области. В 1611 г. Имамкули-хан организовал карательную экспедицию на нижнюю Сыр-дарью, истребляя и забирая в плен мя- тежных казахов, каракалпаков и. калмыков. „Те из них, кому уда- лось спастись от гибели, скрылись в горах и глухих лесных зарослях, куда до сих пор не ступала нога человеческая".

Основным местожительством каракалпаков в XVII в. Оставались оба берега нижнего течения Сыр-дарьи „от Туркестана к Хивинско- му (т. е. Аральскому) морю". На этой территории находилось несколь- ко городов с оседлым населением (например, Туркестан, Сыгнак, Уз- генд и другие), с которых каракалпаки взимали временами дань. Ко- чевья сырдарьинских каракалпаков примыкали к кочевьям казахов, а частично были даже расположены между ними. „Живучи сообща* с казахами, каракалпаки находились в зависимости от казахских ханов.

Зимой каракалпаки откочевывали к северу и жили „зимней порою под Сибирью*. С другой стороны, и башкиры перекочевывали к ка- ракалпакам и жили „с ними во многих юртах заодно*. Совместно с казахами и башкирами, каракалпаки во второй половине XVII в. про- изводили неоднократно набеги на русские селения в Сибири. Укреп- лению отношений с башкирами способствовало и то обстоятельство, что в конце XVII в. у каракалпаков утвердился в качестве хана один из потомков сибирского хана Кучума—Кучук. Он пользовался автори- тетом среди башкир, некогда бывших в зависимости от Сибирского ханства и никогда не порывавших связей с кучумовичами.

Наряду с известиями о сырдарьинских каракалпаках, имеются све- дения от конца XVII в. о „каракалпаках, живших на среднем Зараф- шане". Зарафшанские каракалпаки числились „бухарскими улусами- и считались „подданными бухарскому царю". В качестве таковых, они участвовали в бухарских войсках как „самые надежные люди в бою". Однако зависимость каракалпаков от Бухары была очень непрочна. В 1681 г. они совместно с частью узбеков, живших на Зарафшане, подняли даже восстание против хана Субханкули. Еще слабее была зависимость сырдарьинских каракалпаков от Хивы; это были, по вы- ражению хивинского хана Ануши, „люди своевольные". У сырдарьин- ских каракалпаков бывали даже собственные „царевичи", как напри- мер, упомянутый царевич Кучук.

Хозяйство каракалпаков в XVII—XVIII вв. В XVII в. каракал- паки большей частью являлись кочевниками-скотоводами. Скотовод- ство не обеспечивало, однако, нужд скудного хозяйства кочевников, и каракалпаки удовлетворяли свои потребности в продуктах сельско- го хозяйства и ремесленного производства нападениями на караваны. Одно время каракалпаки на половинных началах с казахским ханом собирали дань с города Узгенда, расположенного на их территории (на левом берегу Сыр-дарьи).

Часть каракалпаков переходила постепенно к земледелию и воз- делывала пашни совместно с казахами. Казахи и каракалпаки, про- живавшие в низовьях Сыр-дарьи, добывали примитивными способами свинец, красную медь, селитру и изготовляли „порох добрый и лили пули"; им были известны свинцовые месторождения в горах Каратау („Свинцовая гора" русских источников начала XVIII в.). Огнестрель- ное оружие каракалпаки получали из Бухары.

Войско. В случае войны бухарский хан мог, если верить сведе- ниям Пазухина, поднять большое по численности войско в 100—150 тыс. человек, считая каракалпаков и казахов. Балхские наместники, с своей стороны, могли выставить около 75 тыс. человек, среди кото- рых самыми надежными ратными людьми считались узбеки-катаганы, калмыки и туркмены, В основе это было нерегулярное феодальное ополчение, созываемое по „кличу" глашатаев, которые объявляли от имени хана „приказ явиться всем победоносным войскам на смотр". По этому кличу собиралось так много „мужественных воинов и опыт- ных бойцов с кинжалами в руках,., что мысль была бессильна пред- ставить их численность". Узбеки выступали поголовно целыми племенными объединениями во главе с племенными эмирами. Полунеза- висимые кочевники-казахи и каракалпаки ходили „на помочь к бухар- скому царю" под начальством собственных царевичей (султанов) и выступали „пополам", с одной половиной своих воинов, оставляя дру- гую для охраны своих кочевий в случае нападения со стороны кал- мыков. Вооружение бухарских ратных людей состояло из кинжала, копья и лука, только немногие „ездят с турками" (т. е. с ружьями), с которыми, впрочем, плохо справлялись, „только-де стрельба меш- котна". Регулярного строя бухарские войска не знали. В сражение они бросались беспорядочной толпой. „А конные бухарские и балхов- ские люди,—сообщали московские послы в XVII в.,—к бою незаобыч- ны. А пеших ратных и ученых людей в Бухарах и Балхах нет". В стремлении укрепить свое положение ханы, по образцу турецких сул- танов, завели личную гвардию (курчи) из иноземных рабов—русских и калмыков". Хан ни на кого так не надеется,—писал посол Петра I Беневени,—как на своих холопов калмыков и русаков, сиречь на тех, которые на Руси родились, а которые и здесь родились от отца или матери бусурманской, и тем не весьма верят".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы не как не можете отрицать что территория южного Арала до Куня-Ургенча и до Ургенча, а так же правый берег р. Амударьи полностью были владение Аранского ханство основанным каракалпаками в начале XVII в. Аранское государство в истории известно как Аральские владение Аральцев.

Хивинское ханство основано узбеками, владение Аральское отделялось от Хивинского ханства в 1623-1643 гг. Хивинцы неоднократно вернули их на законные владения Хивы и до Мухаммед-Рахима. Тот же автор Бахрушин пишет что, «Аральцы, враждуя с южными хивинцами, приглашали к себе ханов то из ставленников Бухары, то из казахских султанов, то из каракалпаков». В 17 веке аральцы не каракалпаки. Они тогда были северными хивинцами, т.е. узбеками. Стали каракалпаками лишь к концу 19 века благодаря кому ты сам знаешь, если бы царское завоевание аральские узбеки и прибывшие сырдарьинские каракалпаки в XIX в. не объединились бы в современную каракалпакскую нацию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хивинское ханство основано узбеками, владение Аральское отделялось от Хивинского ханства в 1623-1643 гг. Хивинцы неоднократно вернули их на законные владения Хивы и до Мухаммед-Рахима. Тот же автор Бахрушин пишет что, «Аральцы, враждуя с южными хивинцами, приглашали к себе ханов то из ставленников Бухары, то из казахских султанов, то из каракалпаков». В 17 веке аральцы не каракалпаки. Они тогда были северными хивинцами, т.е. узбеками. Стали каракалпаками лишь к концу 19 века благодаря кому ты сам знаешь, если бы царское завоевание аральские узбеки и прибывшие сырдарьинские каракалпаки в XIX в. не объединились бы в современную каракалпакскую нацию.

Ну и не узбеки в современном понимании. Узбеки, принявшие этот этноним в последующем не стали каракалпаками. Они и поныне живут на южных территориях ККР. Официально их численность примерно 30% от населения ККР, но визуально их гораздо меньше. Поверь мне, я в тех краях бывал не раз.

А вот каракалпаки, оставшиеся на территории Узбекистана после национально-территориального размежевания, в последующем большей частью стали узбеками. После НТР 1924 года, Каракалпакстан остался в составе РСФСР, а Узбекистан строил свою политику наперекор судьбе нацменьшинств, в т.ч. каракалпаков.

Если бы Шибаниды продержались до 20 века, возможно и вообще не было бы Каракалпакстана и Узбекистана, а вместе назывались бы, например Шибанистан. Но межплеменные распри сделали свое дело. В 16 веке бухарские каракалпаки вспомнили чьи они потомки, а хивинские сделали это чуть погодя и не без помощи бухарских.

Но давай отбросим все эти "если бы да кабы". Нынче есть Каракалпакстан и Узбекистан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каракалпаки в XVI-XVIII вв.

Местожительство каракалпаков. С конца XVI в. в Узбекистане упоминаются, как особая народность—каракалпаки, которые в XVIII в. принимали деятельное участие в смутах, охвативших Среднюю Азию.

По мнению некоторых исследователей, каракалпаки являются по- томками печенежского племени, известного в русских летописях под названием „черных клобукоз", которое затем входило в состав кип- чаков (половцев), а после того, как кипчаки смешались с монголо- татарами, кочевало вместе с ногайцши и появилось в Средней Азии в связи с отходом ногайцев на восток в XVI в. Гипотеза эта не мо- жет, однако, считаться бесспорной, тем более, что история ногайцев еще далеко не изучена с достаточной полнотой. Поскольку печенеги и половцы занимали уже в древности часть среднеазиатских степей, возможно, что каракалпаки, если даже считать их потомками пече- нежского племени, поглощенного половцами, сложились как народ- ность, иа месте, в тех районах Средней Азии, где их застает история.

В XVI в. и в начале XVII в. каракалпаки занимали нижнее тече- ние Сыр-дарьи, приблизительно между Туркестаном и теперешним селением Мерке и горами Каратау. Район этот входил в состав вла- дений бухарского хана Абдуллы. В начале XVII в. каракалпаки совме- стно с казахами и калмыками опустошили и разграбили некоторые бухарские области. В 1611 г. Имамкули-хан организовал карательную экспедицию на нижнюю Сыр-дарью, истребляя и забирая в плен мя- тежных казахов, каракалпаков и. калмыков. „Те из них, кому уда- лось спастись от гибели, скрылись в горах и глухих лесных зарослях, куда до сих пор не ступала нога человеческая".

Вот именно, пока Абдулла был жив, у каракалпаков не было необходимости на отделение. А с начала 17 века каракалпаки уже сказали свое недовольство происходящим в Бухаре переменам. Может быть порой неудачно, так как народ только-только самоопределялся. Только непонятно, где эти густые заросли, где смог бы скрыться целый народ, да еще в придачу с казахами и калмыками?!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... владение Аральское отделялось от Хивинского ханства в 1623-1643 гг.....


В науке история надо правильно использовать простую арифметику. Абу-л-Мансур Ильбарс-хан, сын Буреке-султана, 1511 г. хан Кок Орды и хан Хорезма (1511-1518). Он родоначальник узбекских ханов Хорезма. А столица Хорезмского ханство г. Гурганч (Ургенч, ныне Куня – Ургенч). Между городами Гурганч и Ходжейли примерно 40 км., а город Ходжейли всегда было городом Аралцев.

По моему Ходжи Мухаммед-хан (1558-1602), сына Агатай-хана, столицу ханство объявили г. Хиву. Так государство назывался Хивинское ханство. Столицу перенесли из за постоянных угрозы со стороны Аральцев. Так как в то время перекочевали на прежние Родину из Сарыкамыша и из Узбоя и из Устюрта (это территорий Хорезма) Аранцы, основная масса из племени араншы (кенегесы), мангыты и кунграты. Их в истории называли Аральцами.

Уже в начале 17 в. они создали свою независимую государство, они не признали ханство Шейбанидов. Аральцы всегда поддерживали кунградцев, так как Хорезм был государство кунградских ханов.
 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... Хивинцы неоднократно вернули их на законные владения Хивы и до Мухаммед-Рахима. Тот же автор Бахрушин пишет что, «Аральцы, враждуя с южными хивинцами, приглашали к себе ханов то из ставленников Бухары, то из казахских султанов, то из каракалпаков». В 17 веке аральцы не каракалпаки. Они тогда были северными хивинцами, т.е. узбеками. ...

Для Аральцев понятие хивинцы и узбеки одно и тоже, так как они себя считали хорезмийцы а не узбеками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... Стали каракалпаками лишь к концу 19 века благодаря кому ты сам знаешь, если бы царское завоевание аральские узбеки и прибывшие сырдарьинские каракалпаки в XIX в. не объединились бы в современную каракалпакскую нацию.


Так как Аральцы и каракалпаки себя несчитали узбеками они объединились. Племенной состав Аральцев идентичен с племенными составами Нижних (Сырдарьинских) каракалпаков и Верхних (Кокандский) каракалпаков и Зарафшанских каракалпаков.

Щас в нынешнем Хорезмском обл. днём с фонарём не можете найти представителей этих племени.
 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Полат, я в плане того, чтоб Чияль понял, что кочевые узбеки не есть поголовно чистые нынешние узбеки. У Мухамада Шейбани, если на то пошло, фактически силы-то не было. За то каракалпакам было привычно выступать под чужими знаменами.

Конкретное объяснение того, как каракалпаки Причерноморья появились в Поволжье, изложил в книге "Идолы, курганы, монеты" известный археолог, доктор исторических наук Г. А. Федоров-Давыдов.

После разгрома монголами Киевской Руси подчинявшиеся русским князьям черные клобуки оказались подвластны монгольским золотоордынским ханам. И те заставили своих новых подданных перекочевать в Поволжье, поближе к столице Золотой Орды, Сараю, туда, где черных клобуков можно было всегда иметь под рукой и для сбора с них дани, и для использования их как военной силы. А воинская слава каракалпаков продержалась несколько столетий, хоть им и приходилось воевать в основном под чужими знаменами. Восточные летописцы позднего средневековья не раз говорят о доблести и упорстве каракалпаков в бою. (Почти посередине Азии).

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...