Перейти к содержанию
Kamal

Аральское государство

Рекомендуемые сообщения

По этой теме ничего не ясно. Известно, что в начале 17 века в южном Приаралье образовалось Аральское государство просуществовавшее в течение двух столетий. У кого есть какие-нибудь исторические сведения (источники) об  этих событиях? Ясно одно, что до первой половины 18 века Аральское государство тесно взаимодействовало с Нижними каракалпаками, и в то же время поддерживало союзнические отношения с Бухарой, но были в явной вражде с Хивой. В конце 18 века, население Аральского ханства полностью смешалось с пришлыми с берегов Сырдарьи Нижними каракалпаками, что утратилось по отношению к первым топонимического термина "аральцы". Они стали называться каракалпаками, а впоследствии - единым каракалпакским народом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Некоторые сведения об Аральских владениях в книге "Археология Приаралья", Выпуск 7. 

https://www.academia.edu/6050002/Ягодин_В.Н._Хожаниязов_Г.Х._Амиров_Ш._Бендезу-Сармиенто_Х._Искандерова_А.Д._Комплекс_археологических_объектов_на_возвышенности_Крантау

С конца XVI– начала XVII вв. наступает новый этап истории Арала. Основной сток Амударьи осуществлялся через Приаральскую дельту, по старому, так наз. “Кердерскому руслу. Обводнялась после запустения в конце XIV–первой половины ХVI в. вся территория Приаральской дельты р. Амударьи, хотя отмечаются периодические прорывы амударьинских вод в Сарыкамыш. Письменные источники позволяют довольно точно определить прекращение стока Амударьи в Сарыкамыш и ее поворот в сторону Арала последней четвертью XVI в. В.В.Бартольд указал на то, что хивинский хан  историк Абулгази относит это событие к 986/1578 г. Факт изменения течения реки Амударьи отметил в 1582 г. османский автор [Бартольд, 1965 в, с.176]. Для данного этапа характерны высокие уровни Арала. Эта ситуация сохраняется до начала 60 гг. XX в., когда начинает развиваться современный Аральский кризис. Следствием всего этого стало стремление расселявшихся здесь каракалпаков к переселению на вновь обводненные земли в Приаральской дельте р.Амударьи. Её новое заселение, связанное в значительной степени с каракалпаками, происходит с начала XVII в., а может быть и несколько ранее и памятником этого периода на Южном холме Крантау является могильник Калмак-кала (АО-2). После нового обводнения в Приаральской дельте начинаются работы по строительству ирригационных систем. В 1602 году Араб Мухаммед хан (отец Абулгази хана) выше Токтау проводит канал до Кунграда. В то же время перестает обводняться Дарьялык в Присарыкамышской дельте Амударьи, и население из этих районов переселяется в более Южные части оазиса [Вайнберг, 1999, с.59]. Из-за маловодья в районе Гурганджа резиденция хакима города была временно перенесена на левый берег Амударьи, в местность, расположенную напротив Ток-калы, по всей вероятности в район старого Ходжейли [Гулямов, 1957, с.192]. В это время Приаральская дельта становится пристанищем некоторых царевичей  — детей Араб Мухаммеда, в междоусобных войнах боровшихся за хивинский трон. Один из претендентов на хивинский трон Хабаш султан в течение некоторого времени (1622 г.) располагался недалеко от Крантау на возвышенности Токтау. Все перечисленные события свидетельствуют о том, что уже в конце XVI–начале XVII вв. жизнь в районе Крантау возобновляется. Именно в это время на базе средневекового некрополя начинает складываться каракалпакский некрополь Калмак-кала, использовавшийся до XIX в. Каракалпаки в XVI-начале XVII вв. занимали необычайно разбросанную территорию.Один  из центров каракалпаков этого периода находился на Сырдарье, а другой продолжал еще оставаться значительно далее на северо-запад, по-видимому, между верховьями Яйка и Эмбы [Иванов, 1935, с.41]. Часть каракалпаков, по данным «Шежире» Бердаха, по фольклорным материалам, жила в районе Ургенча и Аккалы (Адак) [Бердах, 1950, с.212; Тлеумуратов, 1968, с.8-10; Есбергенов, 1982, с.59; Толстова,1984, с.115-120; Бижанов, Хожаниязов, 2003,с.55-57]. Однако значительная часть каракалпаков в XVI-XVII вв. располагалась в бассейне среднего и нижнего  течения Сырдарьи, в области, которая по каракалпакской народной традиции называлась «Туркестаном». Здесь, как было установлено академиком Б.Ахмедовым, в 1578-1582 гг. каракалпаки под своим современным именем принимают участие в политической борьбе в Бухарском ханстве [Ахмедов, 1985, с.65]. Каракалпаки в 1598., как особая народность, жившая в окрестностях города Сыгнак, фигурируют в грамоте бухарского хана Абдуллы (1583-1598) [Иванов, 1935, с.33-35]. В конце XVI-начале XVII вв., в связи с усыханием Присарыкамышской дельты и упадком значения Ургенча и Вазира возрастает значение Приаралья и собственно дельты Амударьи, которая вновь обводняется после средневекового Аральского кризиса. Каракалпаки возвращаются на земли своих предков. Полагают, что расселение каракалпаков на территории Приаральской дельты Амударьи происходило  в три этапа: XVI, XVII и XVIII вв. и, согласно «Шежире» Бердаха, одна из основных групп сырдарьинских каракалпаков переселилась в низовья Амударьи в XVI в. [Есбергенов, Хошниязов, 1988, с.61-62]. По данным исторического фольклора, в XVI-XVII вв. переселяются в правобережные районы Амударьи также Куняргенчские каракалпаки [Есбергенов, 1982, с.59]. В  местности Арал, на берегу Аральского моря собираются три тысячи узбекских семейств, сходившихся туда в разное время: конграт, кыпчак, канглы и мангыт, которые затем стали именоваться «аральскими» [Задыхина,1952, с.325]. В результате в первой половине XVII в. в Южном Приаралье было образовано государственное объединение “ Аральское владение”. Время образования владения датируется 1625 г. [Задыхина, 1952, с.324-325; Есбергенов, 1995, с.25]. Его население каракалпаки и узбеки  были тесно связаны с соседними народами [Узбекистоннинг янги тарихи, 2000, с.27]. Правители Аральского владения вступили в тесную связь с суфийским орденом Яссави, пользовавшимся большим влиянием среди населения северного Хорезма. Пытаясь придать движению аральцев в известной мере религиозный характер и подчеркнуть свою преемственность от Суфи –старейшей кунградской династии правителей Хорезма (Хусейн суфи,Юсуф суфи, Ак суфии  и др.), Торемурад принял титул суфии ндрианов, 1958, с.70-71]. Аральское владение по свидетельству Гладышева и Муравина, в 1741г. занимало достаточно большую территорию. Аральцы жили вблизи Аральского моря, около реки Уллыдарьи по обе её стороны, от самого устья вверх: по правую сторону до речки Кулабий, а по левую  до Биштюбя [Поездка.., 1851, с.72]. Граница между Хивинским ханством и Аральским владением на левом берегу Амударьи проходила между Гурленом и Мангитом. В народе эту территорию издавна называют Майли шенгел” [Юсупов, 1993, с.79-92]. “Майли шенгел”, как пограничный район каракалпаков с Хивинским ханством отражен в трудах каракалпакского классика Бердаха Каргабай улы [Бердах,1950, с.251].Эта территория рассматривается как пограничный район Бланкеннагелем (1794 г.). Перечисляя города Приаралья, первым пунктом Хивинского владения на северной границе он называет Гурлен, расположенный в 20 верстах от Мангита [Григорьев, 1861, с.14]. К концу XVII в. в Арале, как и в Южном Хорезме,наблюдается широкое освоение земельных участков и постепенное оседание каракалпаков и аральских узбеков на землях, расположенных по естественным протокам и искусственным каналам. Сооружаются магистральные каналы, как, например, Эшим  (Исим на картах). К середине XVIII в. территории Приаральской дельты мы видим целую серию систем земледельческих оазисов, заселенных аральскими узбеками и каракалпаками, с центрами в Ак-Якыш на Даукаре и Шахтемир и Мангит  в средней части дельты. В 1747-1810 гг. территория Аральского владения расширяется к востоку до средней и нижней  дельты Сырдарьи. Население располагавшееся между Нижней дельтой Амударьи и Жанадарьей, называлось Каракалпак ели”, образуя единое  Аральское ханство [Камалов, 2001, с.26]. Абулгази, чтобы урегулировать отношения между узбекскими племенами и положить конец борьбе четырех враждовавших здесь племен (уйгуры-найманы, канглы-кыпчак, конграты-кияты, нукузы-мангыты), разделил большинство важнейших государственных должностей и званий между ними. Звания имели 4 представителя (по одному от каждого племени). В четыре крупных племенных объединениях  узбеков было влито 14 мелких родов, так называемых «он торт уруг». В это время в Аральском владении, как свидетельствуют источники, были четыре тюби (мангитского рода,

Кунградского рода, кипчакского рода и хожаэлинского рода, в них 32 рода). Наиболее мощные роды (Нукуз, Кият, Мангит, Кунград и др.) имели крепости и 2города:

1. Мангутского рода город Шахтемир;

2. Кунградского рода, возможно, город, Арал (Г.Х.);

3. Кипчакского рода;

4. Хожаэлинского рода [Поездка..,1861, с.20].

Деление каракалпаков на две части  арыс отражалось и на их расселении в Аральском владении. Арыс он торт уруг располагался на правом берегу, в бассейне протока (позже —канала) Кегейли на территории нынешних  Чимбайского, Кегейлийского и Нукусского районов Республики Каракалпакстан.Племена и роды арыса конграт были сосредоточены в северной части дельты, на землях, прилегающих к Аральскому морю (бывшие волости Ишмская, Таллыкская, Наупырская, Кокузякская), а также на левом берегу Амударьи, в нынешних Муйнакском, Кунградском и Ходжейлийском районах Республики Каракалпакстан [Жданко,1952, с.507-515]. Что касается названия  Арал”, то по этому поводу существует почти единое мнение. Так, В.Лохтин, ссылаясь на Абулгази, отметил, что место впадения реки получило название Арал в 1575 г.[Лохтин, 1879, с.48]. В.В.Бартольд считает, что Аралом первоначально называлась дельта реки и уже отсюда море, в которое впадала река, получило название Аральского [Бартольд, 1965, с.89]. Однако Арал, как населенный пункт, упоминается в связи с событием Хорасанского мятежа в 1628 г. [МИТТ, 1938, с.102-106]. В материалах посольства Флорио Беневени в 1725 г.отмечается, что в Арале и Хиве находятся 1500 русских пленников [Ахмедов, 1985, с.214]. На карте капитана Дубровина, составленной в 1729 г., указывается город Арал в провинции Аральский [Задыхина, 1952, с.325]. Муравин, побывавший в 1741 г. в Приаралье, упоминает об Аральском городке [Поездка..., 1851,с.2]. Самарский купец Рукавкин, проехавший по Средней Азии в 1753 г., утверждает, что у араллинцев есть городок, называемый Аралом. Город Арал,расположенный на берегу Аральского моря, упоминается в хивинских письменных источниках, в числе таких древних и средневековых городов Хорезма, как Ургенч, Кят, Вазир, Ианги Шахар, Тирсак, Питняк, Гандумкан, Хазарасп, согласно которым несколько раз разрушался, одно из них произошло во времена Абулгазихана (1644-1663 — Г.Х.)[Ахмедов, 1985, с.122-124]. Таким образом, первоначально Аралом назывался остров, а затем населенный пункт, возможно город, который был построен на этой территории. Название Арал” – это топоним. Григорьев прав, полагая, что никакого Аральского народа илиАраллинцев в этнографическом смысле никогда не было, а назывались так узбеки, поселившиеся в низовьях Амударьи, около Аральского моря, и составлявшие вместе с каракалпаками в разное время отдельное от Хивы владение, главным городом которого был Кунград [Григорьев, 1861, с.11] и Шахтемир. Не исключено, что город Арал находился на месте нынешнего старого Кунграда [Задыхина,1952, с.325]. В настоящее время известны имена нескольких правителей Аральского владения, одним из которых первым был Абулгази Бахадыр хан. Его коронация”, как правителя Аральского владения,происходила в 1643 г. в городе Арале. Аральским владением после Абулгази Бахадырхана управляли Мухаммед аталык (в 80-е годы XVII в.), Адина Мухаммед аталык [Гулямов, 1957, с.213], при Ядгар хане Ишим Султан [Камалов, 1968, с.65] и др. Правители Аральского владения не только боролись за свою независимость, но и не раз участвовали в феодальных смутах Хорезма. Аральские владения имели дипломатические, экономические и культурные связи с внешним миром, в частности с Россией, Бухарой, казахскими султанами. Например, в грамоте императрицы России Анны Иоановны (1693-1740), написанной на имя правителя владения Сатемир хана сына Муса хана от 16 июня 1731 года речь идет о восстановлении торговли между Аралом и Россией (ЦГАДА.Фонд397. Опись 1. Дело 314, с.416-417 по Шамамбетову и Юсупову, 1995, с.59). От имени Шахтемир хана Оразак батыр в 1732 г. 19 февраля был у Тевкелова и информировал о том, что правители Арала и его население желают входить в состав России [Камалов, Кощанов, 1993, с.132]. После завоевания в 1811 г.жанадарьинских каракалпаков хивинский хан мобилизовал все силы для разгрома тогдашнего центра араллинцев Кунграда и в 1812 г. хивинцы захватили город. Аральское владение продолжало существовать полузависимо от Хивы до середины  XIX в., но уже под названием Кунградского владения”. Правители кунградского владения Тюря суфи, Кутлымурат бий, хотя и назначенный ханом, пользовались почти полной независимостью, и все его вассальство ограничивалось уплатой налогов, и они были полновластными хозяевами в Кунграде. Такую же политику вел внук Тюря суфии по имени Мухаммед Фена. В1858 году он объявил себя даже независимым ханом от Хивы. Его владычество продолжалось до зимы 1859-1860 гг., когда он был убит и Кунград снова поступил под власть Хивинского хана Сейида Мухаммеда [Григорьев, 1861, с.13]. Кунград в начале августа 1859 г. окончательно присоединен к Хиве. Таким образом Аральско-Кунградское ( Аральское (1625-1811),  Кунградское (1812-1859) владение существовало более 200 лет как государственное образование каракалпаков и узбеков Южного Приаралья, которые наряду с Хивинскими и Бухарскими ханствами играли важную роль в политических событиях,происходивших в XVII-первой половине XIX вв. в Хорезмском оазисе и Средней Азии в целом [Хожаниязов, 2004, с.52-55]. В XVII-XVIII вв. район Крантау становится одним из крупных культовых и культурных центров каракалпаков в Правобережной части Приаральской дельты Амударьи. Первоначальным ядром его были, вероятно, впоследствии забытые объекты Акбилек Айым и Рустем баба, которые затем сменяются культами Имам ишан и Бектемир ишан”. У мазаров этих святых одновременно с паломничеством и зиаратом шло и обучение студентов. Информаторы сообщают, что здесь находились мечети и медресе Имам ишан и Бектемир ишан [Карлыбаев, 2002, с.23], которые содержались за счет прибылей от вакуфных земель, освобожденных от налогов. В документе, датированном 1851 г., содержится прямое указание на то, что земли принадлежащие людям Имам ишана, освобождаются от уплаты заката [Брегель, 1967, с.139]. Вокруг этих мечетей и медресе разрастаются обширные комплексы, которые включали кладбища и другие культовые сооружения. Это характерная картина для многих аналогичных культовым объектам нижней  дельты Амударьи того времени. Об этом свидетельствуют также и медресе, и мечеть другого крупного культового центра Приаральской дельты Ишан калы, мазар которой также располагался в середине кладбища[Жданко, 1960, с.169-170, рис. 18]. На крыше мазаров Крантау мы не встречаем рога, черепа рогатых животных или шесты, на верхнем конце которого устанавливалось рогообразное изображение из металла и др., характерные среди этнической группы конграт каракалпаков [Есбергенов, Хошниязов, 1988,с.88-93]. Это еще одно из доказательств того, что культовый центр Крантау в основном принадлежал и принадлежит до сих пор этнической группе каракалпаков он торт уру. Здесь и сейчас продолжают хоронить умерших, принадлежащих к этническим группам он торт уру: канглы, айтеке, кенегес, уйгыр и др. Среди них особое место занимают, конечно, первые две группы (канглы и айтеке). В данной связи необходимо заметить, что этногенез канглы может быть в определенной степени связан со средневековыми кангарами   населением  Кердера. Интенсивное разрастание кладбищ в северном направлении в середине ХIХ вв. связано с общим перемещением общественно-культовых сооружений на север. Именно в это время возникают мечети айтекинцев(Маркабай казы) и канглийцев (Ибайдулла ишан), а также безымянная мечеть. В это время мазар Калмак-кала, вероятно, прекратил свое существование,общественно-культовые сооружения Бектемир ишан и Имам ишан превращаются в поминально-мемориальные объекты.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если даже и имеются кое-какие отрывочные сведения о дештийских каракалпаках позднего средневековья, которых я фактически собрал в одно единое и вывел общую картину, то вопрос о потомках исторических "аральцев" ещё никто из историков не поднимал (результаты работ археологической экспедиции до сих пор работающей над "Археологией Приаралья" пока опускаю).

Итак, для простого обывателя, который более или менее интересовался с историей каракалпаков известна лишь одна мнимая картина, мол, в период 16-18 веков каракалпаки жили по нижнему и среднему течению Сырдарьи, а в конце 18 века вытеснены на Амударью, где до сих пор и проживают. О том, что при детальном изучении источников, данная картина сильно меняется и не все так просто с историей каракалпаков, подробно останавливался в соответствующих темах, а здесь хочу рассмотреть происхождение "Аральцев" с кем в конце 18 века полностью смешались пришлые дештийские каракалпаки составляя нынче единый народ. При рассмотрении данного вопроса нужно обратить внимание:

1. на изменения русла Амударьи в начале 13 века на короткое время и длительное с конца 14 до конца 16 веков в связи с монгольским нашествием 13 века и Тамерланскими разрушениями конца 14 века;

2. события 1 пункта привели к оттоку беженцев в разные стороны, в том числе в юго-западном и юго-восточном направлениях:

3. в конце 16 века Амударья вновь повернула свое течение в сторону Аральского моря, за которой потянулись и временные обитатели Сарыкамышского оазиса и других бедствующих районов, а с Куня-Ургенча в город Арал (нынешний город Конрат) к началу 17 века перебрались и правители-шейбаниды по линии Арабшаха, тем самым образовалось Аральское ханство. Позднее один из них, в частности Абулгази хан, перевел свою резиденцию в Хиву, где образовалось Хивинское ханство. При этом Аральское ханство не прекратило свое существование сливаясь с последним, а наоборот, в дальнейшем как отдельное государство даже приняло враждебную линию против Хивинского ханства. В начале 19 века Аральское ханство пало под ударами объединенных хивинско-каракалпакских войск, при этом часть каракалпаков сражалась и на стороне побежденных.

4. Возникает естественный вопрос - а куда делись "Аральцы" и кто их потомки? Есть нелепые версии, что они узбеки, хотя такой нации в то время ещё не было, во-вторых, они и не туркмены, ибо те во времена экологических катаклизмов в основном ушли на Мангышлак. В третьих, Абулгази четко перечисляет родоплеменной состав аральцев стопроцентно идентичный составу нынешних каракалпаков, исключения представляют только Жалаиры, которых нынче нет, но в документах 1740-ых годов их наличие среди Нижних каракалпаков подтверждается. И наконец, Бердах в своей поэме "шежере" (родословная) локализует каракалпаков 16 века в Ургенче (Куня-Ургенч), но надо полагать, что он имел ввиду аральцев.

5. Из рассказов моего деда, мы Кызылаяки (колдаулы-конрат) веками жили на своей земле лишь временами отдаляясь на небольшие расстояния и я лично считаю себя одним из потомков этого народа. Сам дед называл себя Суфий и в очень хорошем мнений был про Айдос Бия, хотя друзья-старики иногда подшучивали, что мой дед "потомок предателя", ибо весь род Колдаулы и в том числе Кызылаяки принимали активное участие в восстании Айдос Бия 1827 года против Хивы, а "предатель", потому что, Айдос на стороне хивинского хана играл основную роль в победе над аральцами, фактически был зачинщиком войны. Его целью было с помощью Хивы устранить аральских правителей, так как опасался от их мести за убийство Маман бия, в общем, Айдос бий сам запутался в своих амбициях и это долго объяснять.

6. Вывод: народа под таким самоназванием "Аральцы" никогда не существовало, это общее название населения Аральского государства равноценно к тому, что население Хивинского ханства называлось хивинцами. Аральское ханство существовало на территории современного Каракалпакстана и в настоящее время потомки данного государства называют себя каракалпаками.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 06.09.2022 в 22:56, Kamal сказал:

Если даже и имеются кое-какие отрывочные сведения о дештийских каракалпаках позднего средневековья, которых я фактически собрал в одно единое и вывел общую картину, то вопрос о потомках исторических "аральцев" ещё никто из историков не поднимал (результаты работ археологической экспедиции до сих пор работающей над "Археологией Приаралья" пока опускаю).

Итак, для простого обывателя, который более или менее интересовался с историей каракалпаков известна лишь одна мнимая картина, мол, в период 16-18 веков каракалпаки жили по нижнему и среднему течению Сырдарьи, а в конце 18 века вытеснены на Амударью, где до сих пор и проживают. О том, что при детальном изучении источников, данная картина сильно меняется и не все так просто с историей каракалпаков, подробно останавливался в соответствующих темах, а здесь хочу рассмотреть происхождение "Аральцев" с кем в конце 18 века полностью смешались пришлые дештийские каракалпаки составляя нынче единый народ. При рассмотрении данного вопроса нужно обратить внимание:

1. на изменения русла Амударьи в начале 13 века на короткое время и длительное с конца 14 до конца 16 веков в связи с монгольским нашествием 13 века и Тамерланскими разрушениями конца 14 века;

2. события 1 пункта привели к оттоку беженцев в разные стороны, в том числе в юго-западном и юго-восточном направлениях:

3. в конце 16 века Амударья вновь повернула свое течение в сторону Аральского моря, за которой потянулись и временные обитатели Сарыкамышского оазиса и других бедствующих районов, а с Куня-Ургенча в город Арал (нынешний город Конрат) к началу 17 века перебрались и правители-шейбаниды по линии Арабшаха, тем самым образовалось Аральское ханство. Позднее один из них, в частности Абулгази хан, перевел свою резиденцию в Хиву, где образовалось Хивинское ханство. При этом Аральское ханство не прекратило свое существование сливаясь с последним, а наоборот, в дальнейшем как отдельное государство даже приняло враждебную линию против Хивинского ханства. В начале 19 века Аральское ханство пало под ударами объединенных хивинско-каракалпакских войск, при этом часть каракалпаков сражалась и на стороне побежденных.

4. Возникает естественный вопрос - а куда делись "Аральцы" и кто их потомки? Есть нелепые версии, что они узбеки, хотя такой нации в то время ещё не было, во-вторых, они и не туркмены, ибо те во времена экологических катаклизмов в основном ушли на Мангышлак. В третьих, Абулгази четко перечисляет родоплеменной состав аральцев стопроцентно идентичный составу нынешних каракалпаков, исключения представляют только Жалаиры, которых нынче нет, но в документах 1740-ых годов их наличие среди Нижних каракалпаков подтверждается. И наконец, Бердах в своей поэме "шежере" (родословная) локализует каракалпаков 16 века в Ургенче (Куня-Ургенч), но надо полагать, что он имел ввиду аральцев.

5. Из рассказов моего деда, мы Кызылаяки (колдаулы-конрат) веками жили на своей земле лишь временами отдаляясь на небольшие расстояния и я лично считаю себя одним из потомков этого народа. Сам дед называл себя Суфий и в очень хорошем мнений был про Айдос Бия, хотя друзья-старики иногда подшучивали, что мой дед "потомок предателя", ибо весь род Колдаулы и в том числе Кызылаяки принимали активное участие в восстании Айдос Бия 1827 года против Хивы, а "предатель", потому что, Айдос на стороне хивинского хана играл основную роль в победе над аральцами, фактически был зачинщиком войны. Его целью было с помощью Хивы устранить аральских правителей, так как опасался от их мести за убийство Маман бия, в общем, Айдос бий сам запутался в своих амбициях и это долго объяснять.

6. Вывод: народа под таким самоназванием "Аральцы" никогда не существовало, это общее название населения Аральского государства равноценно к тому, что население Хивинского ханства называлось хивинцами. Аральское ханство существовало на территории современного Каракалпакстана и в настоящее время потомки данного государства называют себя каракалпаками.

Недавно я был в Кунграде и общался с местными жителями. С ними обсуждали разные темы. Потом начали разговор о родах и племенах здешных узбеков. Один начал говорит, что на самом деле они не узбеки и не имеют отношения хорезмским братьям (говорили, чтотони сарты). Затем перечислил некоторые свои рода: ашамайлы, балгалы, ыргаклы, таз, акногай и др. Затем заявил, что его предок в 10 поколении был казахом и они изначально переселились с берегов Аральского моря, с Муйнака в Шуманай и Ходжейли, и только потом перебрались в Кунград. В общем, было очень интересно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А ещё некоторые кунградцы считали себя Аральцы, так как говорили, что давным-давно существовало Аральское царство со столицей Кунград и они потомки тех самых араллинцев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 7/19/2023 at 4:09 PM, Hakan said:

Недавно я был в Кунграде и общался с местными жителями. С ними обсуждали разные темы. Потом начали разговор о родах и племенах здешных узбеков. Один начал говорит, что на самом деле они не узбеки и не имеют отношения хорезмским братьям (говорили, чтотони сарты). Затем перечислил некоторые свои рода: ашамайлы, балгалы, ыргаклы, таз, акногай и др. Затем заявил, что его предок в 10 поколении был казахом и они изначально переселились с берегов Аральского моря, с Муйнака в Шуманай и Ходжейли, и только потом перебрались в Кунград. В общем, было очень интересно.

Вообще-то, сарты не делились на рода, а в составе казахских Конратов нет одноименных с каракалпакскими Конратами родов. Видимо, твой собеседник что-то путает.

Единственное предположение - рабы, которые приняли род своего хозяина, но и в этом случае, ни сартов, ни казахов в плен не брали и рабами не делали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 7/19/2023 at 4:13 PM, Hakan said:

А ещё некоторые кунградцы считали себя Аральцы, так как говорили, что давным-давно существовало Аральское царство со столицей Кунград и они потомки тех самых араллинцев.

Тут, конечно, без комментариев. Аральцы были и никуда они не исчезли, так как стали каракалпаками.

Кстати, парадокс - каракалпаки веками скитались Бог знает где, а Аральцы находясь веками дома, вдруг приняли этноним пришлых. А главное, каракалпаки сохранили за собой всю территорию бывшего Аральского ханства.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...