Перейти к содержанию
Гость Зиядоглу

Гази Барадж.

Рекомендуемые сообщения

Гость Зиядоглу

Л.Н.Гумилев справедливо утверждал: “Нет, не было и не могло быть этноса, происходящего от одного предка. Все этносы имеют двух или более предков, как все люди имеют отца и мать” (17; 76). Сказанное в полной мере относится и к волжским булгарам.

Приступая к изучению начальных этапов этногенеза древних булгар, оттолкнемся от утверждения эмира Волжской Булгарии Гази-Бараджа (первая половина XIII в.): “Начало наших начал в племенах имэн и синд” (1; 7). Возникают вопросы: кто такие имэнцы и синдийцы? Когда и где они жили? Когда, где и как имэнцы и синдийцы встретились? Почему взаимоотношения между этими двумя племенами решающим образом сказались на процессе этногенеза древних булгар? В поисках ответов на эти и подобного рода вопросы нам нужно будет погрузиться в очень ранний хронологический слой булгарской истории, ибо племена синд и имэн являются наиболее древними первопредками древних булгар. Начнем с изложения начальной истории племени синд, а затем перейдем к имэнцам. Итак, начнем “погружение” в глубины веков.

Истоки этической истории синдов

Разговор начнем с выяснения древнейших географических названий. Начало пространственного обзора – Поволжье и Приуралье. В глубокой древности территорию между Волгой и Уральскими горами ираноязычные народы называли Ура, а тюркоязычные – Арали (перевод: Горы золота). Позже Поволжско-Уральский регион стали именовать Идель. Структура слова “идель” такова: иде – семь и эль – племя, народ. Перевод: союз семи племен (1). Когда слово “идель” стали употреблять для обозначения государственного образования, возникшего в этом регионе, территорию между Волгой и Уралом стали именовать Старый Туран.

Речную систему от устья Волги до впадения в нее р.Камы, далее р.Каму до устья р.Белой и далее саму р.Белую в древности называли Ра.

Таким образом, в древности Поволжье и западное Приуралье представляли единый историко-культурный регион. Он явился общим домом предков многих народов.

В доледниковый период (более 2 млн. лет назад – 100 тыс. лет назад) Поволжско-Уральский регион был заселен историческими предками тех племен, которые в более поздние времена сформировались как огузы (гузы, узы) и канглы. Эти племена известны в исторической науке как древнейшие тюркоязычные этносы. Кроме предков тюркоязычных огузов и канглы, здесь обитали исторические предки ираноязычных этносов.

Таким образом, в древнейший период Поволжско-Приуральский регион был заселен носителями прототюркского и протоиранского языков.

В ледниковый период (100 тыс. лет назад – 13 тыс. лет назад), когда на значительной территории Земли воцарились холод и мрак, предки огузов и канглы ушли в район Семиречья, а предки ираноязычных племен укрылись в пещерах (Уральских гор). Предки ираноязычных народов, переживших ледниковый период в пещерах, в исторической науке стали известны как синдийцы (синд).

Происхождение этномима “синд” и религиозные представления синдийцев. Происхождение этнонима “синд” тесно связано с религиозными представлениями обитателей пещер Уральских гор. Чтобы создать некоторое представление о верованиях синдийцев периода ранней древности, обратимся к сохранившимся мифологическим сюжетам.

Формирование традиции тенгрианства у синдийцев. Разумеется, трудно и практически невозможно воссоздать в цельном виде религиозные воззрения древнейших обитателей Волго-Уральского региона. Мы вынуждены довольствоваться информацией, сохранившейся в мифах, легендах, преданиях глубокой старины. Судя по ней, синдийцы очень рано создали представление о верховном божестве, которого они называли Тангра (варианты: Тара, Тенгре). Термин “тангра” происходит от древнего слова “дингер” (старотюркское– “тенгри”), что значит “небо” (4; 43). Под “небом” подразумевалась сила, управляющая миром, т.е. Бог.

Таким образом, Небо мыслилось синдийцами как верховное божество, существующее реально и карающее за проступки, награждающее за добрые дела. Они полагали, что Тенгре (Небо) постоянно вмешивается в жизнь людей, определяя их судьбу. Он был владыкой человеческих душ, источником человеческой жизни, а также творцом молний и грома. Тенгре управлял движением жизни, начало и конец человеческой жизни были в его власти. Он показывал людям их будущее с помощью звезд и различных небесных явлений. Тенгре владычествовал в “звездных пространствах” (7; 222), указывал путь движения планетам. Поэтому синдийцы с глубокой древности постоянно наблюдали за положением небесных тел. Они полагали, что Тенгре отражается в воде, поэтому осквернение воды нечистотами рассматривалось как самое тяжкое преступление.

Кроме верховного правителя мира Тенгре, по представлениям синдийцев, в мире существовало множество различных духов. Одни из них были добрыми и помогали людям, а другие злыми и вредными. Добрых духов, беспрекословно подчиняющихся Тенгре, синдийцы называли алпами (Alapi – Алапи).

Алпы – это добрые духи, подчиняющиеся воле Тенгре. В данном случае Тенгре выступал в качестве царя духов. Духи жили вечно и были неизменными. Через них Тенгре открывал людям свою волю. Наиболее почитаемыми алпами были следующие (1; 329):

1. Алп Ра. Это дух Первозданного Океана Вселенной. Вселенная же представляла собою бесформенное вещество – хаос. Хаос не имел границ и был темным. Над поверхностью хаоса парил дух Ра. Итак, по представлениям древних синдийцев, в начале были лишь темный хаос и дух Ра. Прошли века, и дух Ра смешался с хаосом. Из этого смешения возник ил. Из ила произошло семя. Оно и послужило отцом всех вещей. Семя имело форму яйца. В этом яйце возникли животные. Первоначально эти животные были лишены чувств.. Животные произвели живые существа, обладающие разумом. Они имели яйцеобразную форму. Возникли солнце, луна и крупные звезды. Воспламенились земля и моря. От этого произошли ветры, облака, полил дождь, стал греметь гром и сверкать молнии. Громы разбудили разумные существа. Так представляли себе происхождение Вселенной и людей древние синдийцы (7; 288 и 289). Мифологический образ алпа Ра являлся воплощением идеи о первоначальной творящей силы.

2. Алп Ур или Ут. Это дух Солнца, источник производящей силы Вселенной. Его представляли в виде петуха или коня.

3. Алп Мардукан (Мардуган, Нардуган). Это дух света, источник живительной силы солнечного света. Алп Мардукан рассеивал, прогонял мрак и оживлял скрытую в веществах жизненную силу. Его представляли в виде дракона со змеиным хвостом. Имя алпа произведено от слов “мар” – солнце и “дукан (дуган)” – рожден. Полный перевод – алп, рожденный солнцем.

4. Алп Туран. Это дух любви. Его представляли в виде змеи и журавля.

5. Алп Чак-Чак. Это дух женской красоты, семейного очага и счастья.

Кроме указанных духов – божеств, синдийцы признавали еще множество других. Все добрые духи-божества жили над землей, в небесах.

Таким образом, некоторых алпов древние синды представляли в виде зверей и птиц, в которых вселялись души богов.

Злых духов синдийцы называли йорегами. Йореги – это злые духи, не подчиняющиеся воле Тенгре. К числу наиболее страшных и вредных йорегов относились следующие:

1. Тиме-Тархан. Это владыка Подземного мира, господин тьмы и хранитель скрытых в земных недрах сокровищ. Он обитал в темных и глубоких пещерах.

2. Шурале. Это дух засухи, бедствий и смерти. Его представляли в виде огромного высохшего дерева с медными листьями и страшной пастью – дуплом.

3. Аждаха. Это дух блуда и разврата. Разрушитель семейного очага.

Часть этих и подобных мрачных и злых духов обитала над, а другая – под землей.

Разумеется, это далеко не полное описание того, что думали древние синдийцы об окружающих их духах, как они представляли себе помощников и врагов Тенгре. Это лишь те немногие черты мифологического мироощущения синдийцев, которые сохранились с тех далеких времен. Тем не менее они свидетельствуют о наличии общего сознания единоплеменности у людей, переживших ледниковый период в пещерах Уральских гор. Еще на одну характерную черту религиозных воззрений древних синдийцев нужно обратить внимание, а именно: верховное божество Тенгре еще не было наделено конкретными свойствами, определенным внешним видом, оно просто в целом было священно, божественно и все. Духи имели чисто физический, а не человекообразный вид. Итак, верховный бог Тенгре имел вид смутного, нечетко выраженного понятия, а духи имели ясно выраженный облик физических объектов.

Общеизвестно: многие народы древности называли своим родоначальником того или иного животного. Своим первопредком и охранителем от злых духов синдийцы считали алпа Синдиу. Синдиу – это дух Луны в образе Волка. Слово “синдиу” состоит из двух слов: “син” – “луна”, а “диу” – “дух”. Итак: синдийцы полагали, что они рождены духом Луны. Дух Луны является к людям в образе волка. Поэтому синдийцы и луну, и волка обозначали одним и тем же словом “син”.

Бог Луны Синдиу был выше по своему рангу, чем бог Солнца Ур. Иными словами, его культ был больше развит, чем культ Солнца. Это объясняется, видимо, тем, что в ледниковый период, судя по мифологии, солнце не показывалось в районе Уральских гор. Люди видели лишь луну. Луна рассматривалась как отражатель и вместилище света.

От слова “синдиу” произошел этноним “синд” – “волчьи люди”. Этот этноним явился первоначальным самоназванием в собирательном смысле для обозначения общности людей, связанных единством происхождения и единством представлений об окружающем мире.

Синдийцы носили шапки, сшитые из волчьей шкуры. Они полагали, что такие шапки оберегают их от злых духов. Своим огненным взглядом волк мог сжечь или превратить в камень, напугать или умертвить воров и прелюбодеев (1; 326). Иными словами, для синдийцев волк выступал в качестве тотемного животного – оберега. Культ Синдиу стоял над всеми синдийцами как некое связующее единство.

В антропологическом отношении синдийцы относились к типу короткоголовых и черноволосых (4; 44). В ледниковый период они охотились на мамонтов, пещерных медведей, большерогих оленей и т.д. На Урале, в урочище Шульган-Таш Белорецкого района Башкортстана, в Каповой пещере сохранилось более тридцати рисунков, сделанных красной охрой. Здесь изображены мамонты, дикие лошади, носороги (6; 15).

В послеледниковый период (13 тыс. лет назад – 6 тыс. лет назад) синдийцы стали постепенно осваивать равнинную часть территории между Волгой и Уралом. В процессе расселения прежде единая синдийская этическая общность стала распадаться на отдельные группы. Первоначально она расчленилась на две части: синдийцев – ура и синдийцев – мурдасов. В дальнейшем мы их будем называть урцами и мурдасами. Урцы заняли территорию между Волгой и Уральскими горами, а мурдасы – между Доном и Волгой. Со временем между ними вспыхнула война. Почему они вели войну друг с другом? – об этом в письменных источниках нет никакой информации. Известно лишь, что урцы одержали победу и установили свое господство над мурдасами.

Распрями среди синдийцев воспользовалось тюркское племя пиняче, прибывшее в Поволжье из районов Западно-сибирской низменности. Тюрки напали на урцев, но потерпели поражение. После неудачной попытки вернуться на родину своих предков тюрки разделились на отдельные группы.

Первая группа ушла на восток и проникла в районы Алтая, Прибайкалья, Монголии и Северного Китая.

Вторая группа направилась на запад и через Балканы проникла в Анатолию. Это было, видимо, первое, но еще эпизодическое проникновение тюрок в Малую Азию.

Третья группа попала в плен к синдийцам-урцам. Хотя урцы и одержали победу, но сильно ослабли. Этим обстоятельством воспользовались мурдасы. Они договорились с вождями пленных тюрков, пообещав освободить их из плена. Благодаря помощи тюрков мурдасы одержали победу, но не выполнили своего обещания: не освободили тюрков. Тогда тюрки убили своих вождей и примкнули к урскому роду сабан (1; 309).

Сабаны. Первоначально это был один из ираноязычных синдийских родов. По–ирански слово “сабан” (“чабан”) означает “пастух”. Сабаны вели пастушеский образ жизни. Иными словами, род сабанов пошел от пастухов.. Причем они были “не только овцеводами, но и коровьими пастухами” (2; 381). К ним и примкнули тюрки.

Таким образом, из разрозненных данных, сохранившихся в различных письменных источниках (1), вырисовывается следующая картина: в незапамятные времена территорию между Волгой и Уральскими горами населяли первопредки тюркоязычных и ираноязычных народов. Соответственно предки тюркоязычных народов поклонялись духу огромного быка по кличке Тюрк, а предки ираноязычных народов – духу Луны в образе волка по имени Син. О глубочайшей древности пастушества в Поволжьи и Приуральи косвенно говорят культ быка Тюрк, а также название одного из синдийских родов сабан – пастух.

Изменение климатических и физико-географических условий в Поволжьи и Приуральи в ледниковый период привели к тому, что предки тюркоязычных народов покинули названный регион и обосновались на территории современного Казахстана. В послеледниковый период их потомки предприняли попытку вернуться на родину предков. Однако она окончилась неудачно

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не соглавен с вам вообще.

"Дж.Тарихы" это поздной татарский переразказ не достигшие до нам волжкоболгарские источники.Но в этою компилацию публикована бешенного пантюркиста ф.Нурутдинова, эсть исторические истины.

Имен это хоны.А Хоны это хиаона из Авеста,самое восточное индоевропеиское население до границам Китая-Это тохары.Не забываите что эфталиты,поздние тохары были АЛХОНы.

Китайские тЮрки изгнали хоны в Семиречия и убили их владетеля.Это хуно-юечжийскии конфликт 175 г.д.н.э.Так щто хоны =юечжи=тохары.

Имен произходит иб Има общоиндоевропеиского предца-иранскии Джемшид.

В Афганистане и сегодня около Герата,живут джемшиды-именцы?

Синд.А.Бернщам локализуют их в Вост.Туркестане,как соседы гегун ,кюеше и уге-это племя цаили,которые он транскрибировал как СИНДИ.Если увидим "Сказании для дочери Шана"/а никакого хана,так что у протоболгары был КАНА СЮБИГИ -кан сын Бога,а ханы не было /то увидим поразительное сходства с Скандинавских саг для Одина.Даже Алп Коян=Локи.

пРОТОБОЛГАРы-ИНДОЕВРОПЕИЦы!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...