Recommended Posts

Ислам и тюрки - 3

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

У нас еще с советских времен приглашение гостей на дастрахан в священный месяц Ораза называется Қатым, правда в последнее время его всё чаще стали называть Ауз ашар.

 

У нас еще с советских времен есть 2 дня Өлінің шегі и Тірінің шегі, один почитания живых людей, другой день - почитание духов умерших.

 

Хочу спросить у наших казахских юзеров хорошо владеющих столпами ислама и держащих пост, а в ваших регионах подобные слова и явления есть?

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
35 минут назад, АксКерБорж сказал:

Ауз ашар.

Катым не слышал, ауз ашар.

Share this post


Link to post
Share on other sites

У нас также ооз ачар, иногда используется арабское ифтар или ифтарлик, произносится как иптар.

Share this post


Link to post
Share on other sites

У нас қатым и ауыз ашар совсем разные вещи. Ауыз ашар это ифтар(слово не используется), и связано с Рамаданом, қатым нет.

Қатым это угощение после поминок. Отличительной чертой қатыма является то что люди приносят деньги и кладут их в табақ который стоит в зале где проходит угощение. Мои родители всегда говорили в Талдыкоргане такого обычая нет, в отличии от ВКО.

Используется словосочетание қатым түсіру.

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
9 часов назад, RedTriangle сказал:

Қатым это угощение после поминок.

люди приносят деньги и кладут их в табақ

Используется словосочетание қатым түсіру.

 

Все три описания у нас неизвестны.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

А как насчет "Өлінің шегі" и "Тірінің шегі" в других регионах или у братьев кыргызов?

 

У нас это 2 дня сразу после Оразы. В этом году это 5 и 6 июня.

В эти дни в наших краях женщины не стирают белье, табу. :ph34r:

 

А может быть это отголоски доисламских наших родных верований? Почитание духов предков (аруақ)?

Не думаю чтобы в исламе (у арабов и других народов) особняком существовали эти 2 дня, эти названия и запрет на стирку белья.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
21 час назад, АксКерБорж сказал:

У нас еще с советских времен приглашение гостей на дастрахан в священный месяц Ораза называется Қатым, правда в последнее время его всё чаще стали называть Ауз ашар.

 

У нас еще с советских времен есть 2 дня Өлінің шегі и Тірінің шегі, один почитания живых людей, другой день - почитание духов умерших.

 

Хочу спросить у наших казахских юзеров хорошо владеющих столпами ислама и держащих пост, а в ваших регионах подобные слова и явления есть?

 

В Караганде

Қатым -  мини мероприятие зовут в гости для чтения Корана

Ауыз ашар для ифтара используется

Шек - не знаю как у других, в нашей семье это почитание умерших за день-два до Құрбан айта

Share this post


Link to post
Share on other sites

У всех казахов есть обычай бата? Когда родственникам умершего дают деньги. У ташкентского знакомого нет такого понятия

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Karaganda сказал:

Шек - не знаю как у других, в нашей семье это почитание умерших за день-два до Құрбан айта

 

Құрбан Айт, который будет в этом году в начале августа, тут не причем.

 

Өлінің шегі (поминовение духов умерших) - это первый день обычного Айта после окончания Оразы, в этом году Өлінің шегі - завтра 5 июня.

Тірінің шегі (пожелания в честь живых близких и родичей) - это второй день Айта после окончания Оразы, в этом году Тірінің шегу - послезавтра 6 июня.

 

В эти первые 2 дня Айта и на третий день в наших краях казахи пекут баурсаки, шельпеки и лепешки, накрывают дастархан, чтобы он в эти 3 дня был всегда готов для любых гостей. И у нас принято ходить по несколько человек по гостям (без приглашений), что у нас называется "Айтшылау", потому что в каждом доме обыкновенно накрыт чайный дастархан (без мяса). Короче, в эти дни нельзя заниматься уборкой и стиркой белья, можно только ходить по гостям и печь лепешки. 

Естественно, что речь у меня идет про казахов сельской местности.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
Только что, АксКерБорж сказал:

 

Құрбан Айт, который будет в этом году в начале августа, тут не причем.

 

Өлінің шегі (поминовение духов умерших) - это первый день обычного Айта после окончания Оразы, в этом году Өлінің шегі - завтра 5 июня.

Тірінің шегі (пожелания в честь живых близких и родичей) - это второй день Айта после окончания Оразы, в этом году Тірінің шегу - послезавтра 6 июня.

 

В эти первые 2 дня Айта и на третий день в наших краях казахи пекут баурсаки, шельпеки и лепешки, накрывают дастархан, чтобы он в эти 3 дня был всегда готов для любых гостей. И у нас принято ходить по несколько человек по гостям (без приглашений), что у нас называется "Айтшылау", потому что в каждом доме обыкновенно накрыт чайный дастархан (без мяса). Короче, в эти дни нельзя заниматься уборкой и стиркой белья, можно только ходить по гостям и печь лепешки. 

Естественно, что речь у меня идет про казахов сельской местности.

 

"За день до Курбан айта" я имел ввиду про свою семью, вы традиции моего аула и моей семьи знаете лучше меня? Ораза айт у нас шек не проводят. Тірінің шегі не слышал в Караганде

Share this post


Link to post
Share on other sites
13 часов назад, RedTriangle сказал:

Отличительной чертой қатыма является то что люди приносят деньги и кладут их в табақ который стоит в зале где проходит угощение. Мои родители всегда говорили в Талдыкоргане такого обычая нет, в отличии от ВКО.

нет такого вообще.

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 часа назад, АксКерБорж сказал:

А как насчет "Өлінің шегі" и "Тірінің шегі" в других регионах или у братьев кыргызов?

У нас вроде это называется  просто ШЕК ( ішек) .

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, Karaganda сказал:

У всех казахов есть обычай бата? Когда родственникам умершего дают деньги. У ташкентского знакомого нет такого понятия

есть

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, Karaganda сказал:

"За день до Курбан айта" я имел ввиду про свою семью, вы традиции моего аула и моей семьи знаете лучше меня? Ораза айт у нас шек не проводят. Тірінің шегі не слышал в Караганде

 

Вы как всегда прокололись даже на этой мелочи разоблачив свое "карагандинство".

Весь наш регион знаком с этими днями и названиями именно после Оразы, в первые дни Айта.

Эти традиции не различаются по отдельным аулам и семьям.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 часа назад, Karaganda сказал:

У всех казахов есть обычай бата? Когда родственникам умершего дают деньги. У ташкентского знакомого нет такого понятия

 

Да, собирают деньги. Так и называется "бата жинау" (собирать бата), "бізден бата" (от нас бата) и т.д.

Кто сколько может. В любой день - в день похорон или на 40 дней. Можно даже каждый раз - основную сумму в день похорон, а на 40 дней и годовщину символически.

Для этого садят одного человека, хоть женщину, хоть мужчину, чтобы он сидел на видном месте у входа и записывал в тетрадку имена и суммы (кто сколько дал).

Потом все деньги отдают самым близким умершего.

Хоть какая-то материальная помощь семье, потому что казахские поминки очень расходные - людей бывает много, лошадь зарежь, пару баранов на "қонақ асы", желательно до 40 дней соорудить кирпичное надгробие ("басын көтеру"), всякие продукты на столы, денежные подношения "садақа" (мечети, молдам (муллам), помогавшим и т.д.), каждый четверг (как ни странно) проводить "жұмалық" (букв: пятничник). 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Да, собирают деньги. Так и называется "бата жинау" (собирать бата), "бізден бата" (от нас бата) и т.д.

Кто сколько может. В любой день - в день похорон или на 40 дней. Можно даже каждый раз - основную сумму в день похорон, а на 40 дней и годовщину символически.

Для этого садят одного человека, хоть женщину, хоть мужчину, чтобы он сидел на видном месте у входа и записывал в тетрадку имена и суммы (кто сколько дал).

Потом все деньги отдают самым близким умершего.

Хоть какая-то материальная помощь семье, потому что казахские поминки очень расходные - людей бывает много, лошадь зарежь, пару баранов на "қонақ асы", желательно до 40 дней соорудить кирпичное надгробие ("басын көтеру"), всякие продукты на столы, денежные подношения "садақа" (мечети, молдам (муллам), помогавшим и т.д.), каждый четверг (как ни странно) проводить "жұмалық" (букв: пятничник). 

 

1) бата беру. 2) обычно до 40 дней все успевают, а на 40 дней гостей приглашают. 3) у нас сидит близкий человек (жена, сестра, дочь, кто то из мужчин редко), и не записывают. 4) уй котеру.

 

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Вы как всегда прокололись даже на этой мелочи разоблачив свое "карагандинство".

Весь наш регион знаком с этими днями и названиями именно после Оразы, в первые дни Айта.

Эти традиции не различаются по отдельным аулам и семьям.

 

Спросил у матери, не после, а за день обоих айтов, почему-то в мой мозг втемяшался перед Курбан айтом. Железинец, тут ты прокололся

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, arkuk сказал:

1) бата беру. 2) обычно до 40 дней все успевают, а на 40 дней гостей приглашают. 3) у нас сидит близкий человек (жена, сестра, дочь, кто то из мужчин редко), и не записывают. 4) уй котеру.

 

все то же самое, только у нас записывают. Потом заодно в этой тетради же ведется учет всех расходов на проводы усопшего и тд

Share this post


Link to post
Share on other sites
17 часов назад, Karaganda сказал:

Спросил у матери, не после, а за день обоих айтов, почему-то в мой мозг втемяшался перед Курбан айтом. 

 

Ты уже чего только не наговорил здесь. Теперь уже поздно пиь боржом (в смысле оправдываться).

Наши старики, бабушки и женщины уже десятилетиями так делают, сегодня - Өлінің шегі, а завтра будет - Тірінің шегі.

За другие регионы к сожалению ничего сказать не могу.

 

17 часов назад, Karaganda сказал:

Железинец, тут ты прокололся

 

Поражаюсь как ты в свои заявленные 30 лет считаешь всех вокруг дураками и только одного себя самым умным и всезнающим, прямо форумный Бильге-каган какой-то, точнее Бильмес-качан. :ozbek: шутка если что

Может быть не забывая свою молодость и неопытность сперва спрашивал бы взрослых людей и стариков, а потом бы кидался в споры, как думаешь?

 

18 часов назад, arkuk сказал:

1) не записывают.

2) уй котеру.

 

1) Деньги любят счет. Это жизнь. Можно же запутаться кто сколько дал, а кто вообще не дал. Думаю записывать все таки правильнее.

2) Очень интересно. Пожалуй закину вопрос на обсуждение в тему Казахский язык. Боюсь что ваши друзья (Никулин, Вицин, Моргунов) опять начнут перевозбуждаться, прямо беда, не знаю что с ними делать. :D 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

1) Деньги любят счет. Это жизнь. Можно же запутаться кто сколько дал, а кто вообще не дал. Думаю записывать все таки правильнее.

2) Очень интересно. Пожалуй закину вопрос на обсуждение в тему Казахский язык. Боюсь что ваши друзья (Никулин, Вицин, Моргунов) опять начнут перевозбуждаться, прямо беда, не знаю что с ними делать. :D 

 

1) у нас в конверт не кладут, дают в руки, всё видно. Один раз какая то женщина начала заранее собирать деньги, дала тетрадь для записи. никто в такой день(ситуации) не стал "шуметь".это было дико . Женщина  была не коренной.

2)  Главное на новоселье у кого нибудь (частный дом) не перепутать "уй котеру" с "уй салдын". Первое как писал ранее относится к могиле.

А про то, что я подчеркнул, я не понял.:wacko:

Share this post


Link to post
Share on other sites
46 минут назад, arkuk сказал:

1) у нас в конверт не кладут, дают в руки, всё видно. Один раз какая то женщина начала заранее собирать деньги, дала тетрадь для записи. никто в такой день(ситуации) не стал "шуметь".это было дико . Женщина  была не коренной.

2) А про то, что я подчеркнул, я не понял.:wacko:

 

1) У нас тоже в конверт не кладут. В конверт кладут деньги на свадьбах, тоях. Но в тетрадь записывают "бата" для того, чтобы потом собранные деньги вместе с тетрадкой отдать хозяину/хозяйке, чтобы они смогли узнать кто и сколько дал, а кто вовсе не дал, наконец чтобы деньги не пропали и чтобы всё было по счёту.

2) Чтобы вы с вашим то юмором и не поняли шутку. ;)   

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
17 минут назад, АксКерБорж сказал:

2) Чтобы вы с вашим то юмором и не поняли шутку. ;)   

И на старуху бывает проруха:lol:

Share this post


Link to post
Share on other sites
11 минут назад, arkuk сказал:

И на старуху бывает проруха:lol:

 

Действительно.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
05.06.2019 в 07:51, АксКерБорж сказал:

 

Ты уже чего только не наговорил здесь. Теперь уже поздно пиь боржом (в смысле оправдываться).

Наши старики, бабушки и женщины уже десятилетиями так делают, сегодня - Өлінің шегі, а завтра будет - Тірінің шегі.

За другие регионы к сожалению ничего сказать не могу.

 

 

Поражаюсь как ты в свои заявленные 30 лет считаешь всех вокруг дураками и только одного себя самым умным и всезнающим, прямо форумный Бильге-каган какой-то, точнее Бильмес-качан. :ozbek: шутка если что

Может быть не забывая свою молодость и неопытность сперва спрашивал бы взрослых людей и стариков, а потом бы кидался в споры, как думаешь?

 

 

1) Деньги любят счет. Это жизнь. Можно же запутаться кто сколько дал, а кто вообще не дал. Думаю записывать все таки правильнее.

2) Очень интересно. Пожалуй закину вопрос на обсуждение в тему Казахский язык. Боюсь что ваши друзья (Никулин, Вицин, Моргунов) опять начнут перевозбуждаться, прямо беда, не знаю что с ними делать. :D 

 

Балбес, трус и бывалый? То есть герои анекдотов? Боюсь выстрел мимо, молодежь не знает этих парней, их знают только динозавры - "совки" типа нас :lol:

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now