Rust

Rashiduddin Fazlullah's - Jami' u't-tawarikh

Рекомендованные сообщения

Давно назрела необходимость публикации здесь на форуме информации с английского перевода "Джами ат-таварих" Рашид ад-Дина, выполненного Тэкстоном. В этой теме постараемся рассмотреть многие аспекты его труда.

  • Like 1
  • Одобряю 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

map_1.png

Карта Центральной Азии.

map_2.png

Карта Китая. Мы видим деление на Катай, Чин и Мачин.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Цитата

Rashiduddin Fazlullah's 
Jami' u't-tawarikh 

P.23-24
So also have the nations who from the remotest antiquity have been and still are called Turks, with all their tribes and subdivisions, dwelt in the wilderness, mountains, and forests of the countries of Qipchaq, Rus,  Circassia,  Kilar-Bashghurd, Talas,  Sayram,  Ibir-Sibir,  Bola[d],  the Angara River,  the vicinity of the territories known as Turkistan and Uyghuristan,  the plains and river valleys attributed to the Naiman tribes,  like the Black Irtysh and the Irtysh Rivers,  Qaraqorum,  the great Angara, Altai Mountains, the Orghan River,  the territory of the Qirqiz,  the Kamkamji'ut,  the many summer and winter pastures known as Mongolia, which are attributed to the Kerayit people,  like the Onon,  the Keluren,  Talan Balji'us, Burqan Qaldun,  Koka Na'ur,  Bu'ir Na'ur,  Qarqab,  Kuyin,  the Ergune, Qala'ir, the Selenga, Barqujin cent to the Wall of China.  At present they still inhabit those areas in the same way, although they have dispersed through out the countries of Chin,  India, Kashmir, Iran, Anatolia,  Syria and Egypt through their strength and military prowess and by conquest and consolidation, and most of the realms on the face of the earth are under their control.

С. 23-24
Так же есть народы, которые с глубочайшей древности были и до сих пор называются тюрками, все их племена и подразделения пребывали в пустынях, в горах и лесах таких стран как Кыпчак, Рус, Черкес, Килар-Башкурт, Талас, Сайрам, Ибир-Сибир, Болад, река Ангара, в непосредственной близости от территорий, известных как Туркестан и Уйгуристан, равнины и речные долины где живут найманы, такие как Черный Иртыш и Иртыш, Каракорум, великая Ангара, горы Алтай, реки Орхон, область Кыргыз, в Кем-Кемджиуте, на многих летних и зимних пастбищах, известных как Монголия, которые относятся к народу кереитов: Онон, Келурен, Талан Балджиус, Буркан Калдун, Коке Наур (Кокунор?), Буир Наур, Каркаб, Куюн, Эргунэ, Калаир, Селенга, Баргуджин, рядом с Китайской стеной.  В настоящее время они по-прежнему проживают в этих районах таким же образом, хотя они рассредоточены по странам Чин, Индия, Кашмир, Иран, Анатолия, Сирия и Египет, благодаря своей силе и военному мастерству, а также завоеваниям и консолидации, и большинство областей на земле находятся под их контролем.

Упоминание известных топонимов позволяет говорить о фейковости теории АКБ и Зэйка о Могулистане на "западной стороне Алтая". Кереиты как мы видим живут на территории современной Монголии.

  • Одобряю 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Относительно местожительства ойратов и их языка: С. 55

Цитата

The yurt and dwelling place of these Oyirat tribes were at the Sekiz Miiran [Eight Rivers]. The Tumat tribe anciently used to dwell at these rivers. The rivers emerge from that place and all join together to form a river called the Kam. It then flows into the Anqara Miiran. The names of these rivers are as follows: Koka Muran, On Muran, Qara Usun, Yabai Usun, Uqut Muran, Uq Muran,  Juircha Muran, and Chaghan Muran.
Although their language is Mongolian, it differs slightly from that of the other Mongol peoples. For example, the others call a knife kituqa, but they call it madagha. There are many such words.
They have always had a ruler and leader. In Genghis Khan's time, although they were [initially] opposed, they submitted in the best fashion and were obedient, as will be narrated in the history. Genghis Khan formed alliances with them by intermarriage, and he maintained anda-quda relations with them. At that time their chief was Qutuqa Beki. He had two sons,  Inalchi and Toralchi, and a daughter named Oghul Qoymish, whom Manggu Qa'an married. 

Примерный перевод:

Цитата

Юрты и жилища этих Oyirat племена были в Sekiz Muran [восемь рек]. Племя Туматов издревле обитало на этих реках. Реки выходят из этого места и все соединяются вместе, образуя реку под названием Кем. Затем он впадает в Anqara Muran. Имена этих рек являются следующие: Кока Муран, Он Муран, Кара Усун Yabai Усун, Uqut Муран, Ук Муран, Juircha Муран и Chaghan (Белая?) Муран.
Хотя их язык монгольский, он немного отличается от других монгольских народов. Например, другие называют нож kituqa, но они называют его madagha. Таких слов очень много.
У них всегда были правитель и лидер. Во времена Чингисхана, хотя они были [первоначально] против, они подчинялись наилучшим образом и были послушны, как будет рассказано в истории. Чингисхан заключал с ними союзы путем смешанных браков и поддерживал с ними отношения анда-куда. В это время их начальник был Кутука Беки. Он имел двух сыновей, Инальчи и Торальчи, и дочь по имени Огул-Гаймиш, которую взял в жены Менгу-каан.

Мы видим четкое их расположение рядом с рекой Енисей (Кем). Используемый термин "река" типичный монгольский - "муран".

Четко показан термин "нож", он тоже типичный монгольский:

Цитата
Proto-Mongolian: *kituga
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: knife
Russian meaning: нож
Written Mongolian: kituɣa, qutaɣa, qutuɣa (L 474)
Middle Mongolian: kituqai (SH), ktɣa (IM), kīdūɣa (Lig.VMI), kituɣa (MA)
Khalkha: xutga
Buriat: xutaga, (зап.) xotigo
Dongxian: qudoɣo
Shary-Yoghur: χudaʁa
Monguor: ćidoGo (SM 445)
Mogol: qitqɛi (Ramstedt 1906)
Comments: MGCD 393. Mong. > Man. kitukan 'scissors' (see Rozycki 140).

От общей алтайской основы в тюркских языках остался термин "кетмен" -т.е. мотыга.

Также показателен монгольский термин "анда":

Цитата
Proto-Mongolian: *anda
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png 
Meaning: 1 friend 2 oath
Russian meaning: 1 друг 2 клятва
Written Mongolian: anda 1, andaɣar, andaɣai 2 (L 42)
Middle Mongolian: anda 1 , andaqar 2 (SH), andoɣ- (IM 432) 'to make an oath', andă 1, andaɣar 2 (MA 102)
Khalkha: and 1, andgaj 2
Buriat: anda 1
Kalmuck: andǝ, andṇ 1, andǝɣǝr 2
Ordos: anda 1
Dongxian: andaɣa(n) 2
Baoan: andǝrǝG 2
Dagur: ande 1 (MD 115)
Shary-Yoghur: andaGar 2
Monguor: ndaGa (SM 261) 2, (MGCD amdaGa)
Mogol: andaɣ (ZM 24-9b) 2
Comments: KW 10, MGCD 106, 624, TMN 1, 151-152.

В тюркских от этой основы остался только термин "ант" - клятва.

Цитата
Proto-Turkic: *Ānt
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: oath
Russian meaning: клятва
Old Turkic: ant (OUygh.)
Karakhanid: and (MK)
Turkish: ant (andɨ)
Tatar: ant
Middle Turkic: ant
Uzbek: ɔnt
Uighur: ant
Azerbaidzhan: and
Turkmen: ant
Oyrat: ant-ɨq- 'to take an oath'
Halaj: a:nd
Kirghiz: ant
Kazakh: ant
Noghai: ant
Bashkir: ant
Balkar: ant
Karaim: ant
Karakalpak: ant
Kumyk: ant
Comments: EDT 176, VEWT 20, TMN 2, 128, ЭСТЯ 1, 151. Original vowel length is proved by Turk., Az. -d.

Мы видим типичные для монгольских языков термины, используемые монголами времен ЧХ.

  • Одобряю 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Следующий фрагмент - о племенах баргут, кори и тёлёс.

7QEiryO1.png

Цитата

These tribes are near each other, and they are called Barghut because their dwelling place is the other side of the Selenga, the last places and lands that the Mongols inhabit. It is called Barghujin Togiim. Many other tribes, like the Oyirat, Bulaghachin, and Karamiichin, used to dwell in that region. Another tribe called the Hoyin Uri- angqa, were also near that area. Each one separately had a leader and chief. Genghis Khan conquered them all, as will be nar¬rated in the history.

Цитата

Эти племена находятся рядом друг с другом, и их называют Barghut, потому что их местом обитания является другая сторона Селенги, крайние земли, которые населяют монголы. Она называется Barghujin Togum. Многие другие племена, как Oyirat, Bulaghachin, и Karamiichin, обитали в этом регионе. Другое племя, называемое Hoyin Uriangqa, также были недалеко от этой области. У каждого отдельно были лидер и начальник. Чингисхан покорил их всех, как будет рассказано в истории.

Упоминание реки Селенга сводит на нет все попытки размещения Баргуджин Тукума "на западную сторону Алтая". Упоминание ойратов, которые жили в регионе Кема (Енисея) также подтверждает это.

  • Одобряю 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, Rust сказал:

Относительно местожительства ойратов и их языка: С. 55

Примерный перевод:

Мы видим четкое их расположение рядом с рекой Енисей (Кем). Используемый термин "река" типичный монгольский - "муран".

Четко показан термин "нож", он тоже типичный монгольский:

От общей алтайской основы в тюркских языках остался термин "кетмен" -т.е. мотыга.

Также показателен монгольский термин "анда":

В тюркских от этой основы остался только термин "ант" - клятва.

Мы видим типичные для монгольских языков термины, используемые монголами времен ЧХ.

 

Вы на kituga, muren обратили внимание, а слово sekiz не заметили?  Такой выборочный подход не пойдёт, потому что вопросы не снимаются.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 минуты назад, Zake сказал:

Вы на kituga, muren обратили внимание, а слово sekiz не заметили?  Такой выборочный подход не пойдёт, потому что вопросы не снимаются.

Зэйк, у вас неправильный подход. Секиз Мурен это двусоставный топоним. Любой топоним может иметь разные корни, например река Енисей от самодийского Ионесси - "Большая вода". Поэтому неудивительно, что в регионе появилась река с двойным названием, тем более там ранее жили тюркские народы.

А вот "китуга" - это РАД передает их монгольское слово.

Так что включайте логику.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 минут назад, Rust сказал:

Зэйк, у вас неправильный подход. Секиз Мурен это двусоставный топоним. Любой топоним может иметь разные корни, например река Енисей от самодийского Ионесси - "Большая вода". Поэтому в том, что в регионе появилась река с двойным названием, тем более там ранее жили тюркские народы.

А вот "китуга" - это РАД передает их монгольское слово.

Так что включайте логику.

Все это закончится на этих 2-3 словах, которые удобно объЯснить с монгольских? Или еще будет продолжение?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Только что, Zake сказал:

Все это закончится на этих 2-3 словах, которые удобно объЯснить с монгольских? Или еще будет продолжение?

Продолжу и дальше, правда времени в обрез.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

QVVw7Jnz.png

Относительно похода Джучи для подавления ен. кыргызов, поддержавших восстание туматов. Джучи как видим форсировал по льду реку Селенгу, а также "другие реки, покрытые льдом". Двигался на север в Минусинскую котловину или Туву, где жили ен. кыргызы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Цитата

С. 59

The chana is known throughout most of the territory of Turkistan and Mongolia, and it is particularly practised in the region of Barqujin Togum [among] the Qori, Qirqiz, Orasut, Talangut, and Tumat.

Санки известны на протяжении большей части территории Туркестана и Монголии, и это особенно практикуется в районе Barqujin Togum  [среди] Qori, Qirqiz, Orasut, Talangut и Tumat.

Учитывая места обитания Кори, Кыргызов, Орасутов, Теленгутов и Туматов, Баргуджин Токум находился на севере Монголии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
24 минуты назад, Rust сказал:

Учитывая места обитания Кори, Кыргызов, Орасутов, Теленгутов и Туматов, Баргуджин Токум находился на севере Монголии.

The chana is known throughout most of the territory of Turkistan and Mongolia, and it is particularly practised in the region of Barqujin Togum [among] the Qori, Qirqiz, Orasut, Talangut, and Tumat.

Так у Текстона везде Монголия)

так что голову ломать не надо)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

oS6cfS2o.png

Описание кераитов, которые жили на Ононе и Керулене, землях Монголии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
57 минут назад, Zake сказал:

The chana is known throughout most of the territory of Turkistan and Mongolia, and it is particularly practised in the region of Barqujin Togum [among] the Qori, Qirqiz, Orasut, Talangut, and Tumat.

Так у Текстона везде Монголия)

так что голову ломать не надо)

При этом пишет Уйгуристан.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

zJRhNL5p.png

Цитата

Qirqiz and Kamkamchi'ut are two adjacent regions, and the two form one realm. The Kamkamji'ut is a large river.  It borders the province of Mongolia on one side, is adjacent on another side to the Selenga River where the Tayichi'ut tribes dwell, borders the large river called Angqara Miiran [the Angara River] near the province of Ibir-Sibir, and ends at the villages and mountains where the Naiman peoples dwell. The tribes of the Qori, Barghut, Tumat, and Bayalug, some of which are Mongol tribes and dwell in the place of Barqujin Togiim, are also near this region.

Цитата

Qirqiz и Kamkamchi'ut являются двумя соседними регионами, и двумя частями одного владения (?). Kamkamchi'ut - это большая река.  Она граничит с провинцией Монголии на одной стороне, рядом на другой стороне реки Селенги, где обитают племена Tayichi'ut, граничит с крупной рекой, называемой Angqara Muran [Ангара] вблизи провинции Ибир-Сибир, и заканчивается в селах и горах, где обитают Найманы. Племена Qori, Barghut, Tumat и Bayaud, некоторые из которых являются монгольскими племенами, живут в местности Barqujin Togum, также недалеко от этой области.

Все очевидно. Ангара, Енисей (Кем), Монголия, тайджиуты, Ибир-Сибир и т.д.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

sot4aBUv.png

С. 81. Описание монголов дарлекинов.  "Все их юрты (в значении владения) находились от границ уйгурских земель до границ Катая и Маньчжурии, на территориях современной Монголии".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Rust сказал:

sot4aBUv.png

С. 81. Описание монголов дарлекинов.  "Все их юрты (в значении владения) находились от границ уйгурских земель до границ Катая и Маньчжурии, на территориях современной Монголии".

Великолепные доказательства ув Руст, только думаю что всё бесполезно, думаю даже если бы вы привели за руку живых Джучи или Чагадая, оппоненты сказали бы что это не они ,потому что на казахском не говорят :D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Относительно языка монголов ЧХ:

oQdyuyYh.png

"эчиге" - отец, "бериган ека" - мать.

"О мой сайн ека" (хорошая мать) .

Ака - старший брат.

  • Одобряю 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 часа назад, Rust сказал:

Относительно языка монголов ЧХ:

oQdyuyYh.png

"эчиге" - отец, "бериган ека" - мать.

"О мой сайн ека" (хорошая мать) .

Ака - старший брат.

Это ведь практически калмыцкий язык :D 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
25.12.2018 в 22:31, mechenosec сказал:

Это ведь практически калмыцкий язык :D 

Ничего удивительного, это же монгольские языки.

  • Одобряю 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 часа назад, Rust сказал:

Ничего удивительного, это же монгольские языки.

Да, только вот не знаю как это донести до АКБ и остальной гоп-компании ?:( 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Quote

Племя баяут

Это племя имеет несколько ветвей, но [из них] известны две ветви: одну [называют] джадай, ее [же] называют [и] баяут, а другую – кэхэрин-баяут. Джадай 912 – речная долина в Монголии. Так как стойбище их было там, то они и относятся к этой местности и [ее название] стало их собственным именем. А тех, что сидят в степи, называют кэхэрин-баяут. Юрты их по реке Селенге 913. Два ее истока [cap]: [176] Курбан 914-Кахт и Бурэ-ундур, являющиеся Великим гуруком [т.е. запретным местом, – А.С.]. В этих пределах имеется одна местность и [притом] наиболее отдаленная, где эта река разделяется на три русла, ее дали в качестве юрта Судун-нойону. В настоящее время там также сидят племена сулдус; они находятся в зависимости от них [баяутов]. Эмиры их: Каджиудар и его брат Тамаджи, который приезжал [в Иран] в качестве посла. Реки, которые вытекают из Бурэ-ундура, суть в таком распределении:

По эту сторону гор: Ширэ-Шибауту, Кибин, Тэлэду.

По ту сторону гор: Энкэ, Джубукра, Буран-Курки, Самр, Кубкату и Туай. Эти девять рек впадают в Селенгу. Там обитает тысяча ойратов из рода Укай-Караджу и охраняют это стойбище [макам]. В начальную пору молодости Чингиз-хана, когда у него началась война с племенем тайджиут и он собирал войско, большинство племен баяут было с ним союзниками. Из тринадцати куреней его войска один курень составляли они, он повелел тому племени именоваться утеку 915. Они имели установленное обычаем право на то, чтобы им дали девушку из рода [Чингиз-хана]. Во времена Чингиз-хана был эмир из эмиров левого крыла, имя его Бука 916-гургэн; девушку отдали ему. Он был из [племени] Баяут-джадай. Хунган 917-гургэн, находящийся здесь, – из его рода. Был другой эмир-тысяцкий, также принадлежавший к левому крылу и пользовавшийся большим авторитетом, имя его – Унгуз 918. Так как прежде отведывателем ханской пищи [букаул] и стольником [баурчи] был Кучур-нойон из племени йисут и он стал старым и немощным, то вместо него стал отведывателем блюд и стольником Борагул-нойон. Когда Борагул-нойон стал эмиром-темником и занялся войсковыми делами, вместо него стал отведывателем пищи и стольником этот Унгуз. Его называют Унгуз-кысат, ибо на языке найманов букаула называют кысат, что значит насыщение 919, этот Унгуз был из племени кэхэрин-баяут. В то время, когда осаждали город Джун-ду 920, который был местопребыванием Алтан-хана, тот покинул его, а его казнохранилища и эмиры остались там; по взятии города послали Кутуку-нойона |А 37б, S 73| и этого Унгуза-стольника вместе с нукерами привезти казну. Заместители Алтан-хана дали [им] из казны ценный подарок [хидмати]. Кутуку-нойон не взял, а Унгуз-стольник взял. Прибывши к Чингиз-хану, [рассказали об этом], он не одобрил [этого поступка] и разгневался 921 на Унгуза и его нукеров, как то записано в летописи.

Нокай 922-судья [йаргучи], его предки и родичи суть из племени джадай этих баяутов. Памятка о его родословной и о его предках [177] следующая: во времена Чингиз-хана [некто], именуемый Соркан, был названным отцом 923 Чингиз-хана. Так как он был мужем умным и смышленым и в необходимых случаях приводил добрые слова и поучал, то его возвеличили, сделали почтенным, и он стал принадлежать к числу унгу-бугулов 924. В то время, когда Чингиз-хан еще не сделался государем и каждое из непокоренных племен имело [своего] главу и государя, этот Соркан сказал: «Лица, которые стремятся к государевой власти: один – Улак 925-Удур из племени татар, другой – Сэчэ 926-беки из племени кият-юркин 927 и [третий] – Джамукэ-сэчэн из племени джаджират. Эти люди предъявляют великое притязание и стремятся к царской власти, но в конце концов во главе станет Тэмуджин и за ним, по единодушию племен, утвердится царство, ибо способностью и достоинством для этого дела обладает он и на его челе явны и очевидны признаки небесного вспомоществования и царственной доблести!». В конце концов было так, как он сказал.

Этот Соркан имел сына, по имени Кукуджу. У Кукуджу были сыновья, из них один – Нокай 928-судья. Сыновья его были Туг-Тимур, Алгу и Эсэн-Бука. Другие сыновья Кукуджу: Джулчи 929-стольник и Мустафа-секретарь-нойон, при жизни каана были судьями [йаргучи]. Кадан, сын Уркэту 930, также был их родичем, и точно так же Тудай-судья. Кукэ-секретарь, который прибыл [в Иран] с Хулагу-ханом и был главою монгольских секретарей [битикчи] – их двоюродный брат. Его сын – Кок-Бури, сыновья Кок-Бури – Рамазан и Токта, [а равно] Булаган-хатун, бывшая супругой Абага-хана, суть из числа двоюродных братьев и племянников по брату Нокая-стольника. В правление Чингиз-хана был некий старший эмир, его называли Кубилай-курчи. Он был в живых после Чингиз-хана, а после Тулуй-хана находился при особах его детей и Соркуктани-бэги. Кубилай-каан имел супругу по имени Баяучин. Она была из этого племени. Он имел от нее сына, по имени Туган. Ширкей – сын Менгу-хана и [его] мать, по имени Баяучин 931, также были из этого племени.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Джида_(река)

Selenga.png

  • Одобряю 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас