Перейти к содержанию
Коралас

ОТУКЕНСКАЯ ЧЕРНЬ

Рекомендуемые сообщения

Жахан Бекбаев

2 ч · 

ОТУКЕНСКАЯ ЧЕРНЬ 
При изучении истории тюркских народов, а точнее факта появления на исторической арене Тюркского каганата невозможно обойти миф об Отукенской черни, этой земли обетованной откуда пошла и есть тюркские народы, точнее основатели Тюркского каганата. После того, как на Орхоно-Енисейских (далее ОЕ) памятниках обнаружили и расшифровали рунические надписи, в обиход тюркологии прочна вошла историческая родина тюрков- Отукенская чернь. Как только не расшифровывали это название лингвисты от тюркологии и где только эту местность не размещали. Кроме тюркологии вопросом Отукенской черни вплотную занимаются монголоведы, которые также ведут происхождение своих приснопамятных предков из Отукенской черни. Их цель очевидна и поскольку Отукенскую чернь располагают в Хангайских нагорьях, то основателями Тюркского каганата окажутся предки монголов. От этой мысли у них приятно кружится голова. Но острие данной статьи не направлен против братского народа монголов, которых мне искренне жаль, так как они зачисляют в свои предки жестоких врагов их настоящих предков- выходцев из дальневосточных краев. Серьезные тюркологи и монголоведы критически относятся к этой монгольской версии и понимают, что Отукенская чернь это неотлъемливая часть истории тюркских народов, тюркской мифологии. Хотя в той части монголов, которые с тюркскими корнями как урянхаи, сахиуты, торгауты, зилаиры и т.д. предки которых были ассимилированы, еще можно замолвить словечко. Впрочем, оставим все это на совести адептов из монголоведения. Наша задача совсем другая. На самом деле целью этой статьи является определение географического положения этой самой Отукенской черни.
Буду писать тезисно, так как формат ФБ не позволяет приводит многочисленные доказательства и надеюсь читатели сами найдут чем заполнить лакуны. Итак, Отукенская чернь судя по всему это место является для тюрков, а точнее их предкам, священным местом и находится в определенном месте т.е. малой родине, откуда они и произошли. Назовем их условно прототюрками или гуннами так как основное действие первого и последующих Тюркских каганатов разворачиваются непосредственно на местности, где до этого жили исторические народы хунны/сюнны, усуни, юечжи, жужане, авары, сеянто и т.д. При этом жители Тюркских каганатов явно не считали себя пришлыми или чужими наследию этих прошедших до них народов. Также как и последовавшие за ним Уйгурские, Кыргызские, Тюргешские, Карлукские, Кимакские каганаты. Для них всех Отукенская чернь не была мифической родиной, а вполне реальным сакральным местом, где они проводили свои религиозные обряды. В стародавние времена кочевники собирались в Отюкенской Черни у подножия горы Ул-Тюрки. Здесь они отмечали праздники и значимые события, а старейшины и вожди принимали важные решения. В 460 году тут зародился племенной союз десяти родов- он ок ( 5 родов дулу и 5 родов нушиби) , позже получившие название «тюрки».
Чтобы понять что означает Отукенская чернь, нам надо перевести название этой местности на древнетюркский язык как Отукен иыш. По старорусский чернь означало обильное травами, плодородное место и синими или белыми водами, иначе говоря, райская долина, обетованная земля. По древнетюркский иыш (куыш) означал ущелье среди гор, такой уголок среди горных хребтов, защищенное хотя бы с трех сторон, обрамленные лесами, где можно втайне от других спрятаться, жить в тиши или же проводит свои обряды. Таких иышов, как вы поняли было много среди горных хребтов, но известных и дошедших до нас есть несколько таких мест. Например Кегмен иыш в Западный Саян, Алтун иыш- Алтай, Чугай иыш –гора Иншань, Аба иыш в Кузнецком Алтае и т.д. Как мы поняли, перечисленные иышы-черни служили сакральным местом для некоторых тюркских родов. 
Но разговор в данном случае об Отукенской черни. Его ученые размешали, начиная от Ферганской долины до суровых гор Алтая, Минусинской котловины и на востоке- в Монголии, Манжурии и даже в Китае. До сих пор идут жаркие споры и баталии по месту нахождения этой черни. Нынешние тюркологи, включая покойного тюрколога Л.Н. Гумилева, отводят место в Хангайских горах исходя из того, что центр гуннского, потом тюркского и последующих каганатов вплоть до Чингисханова находился на территории нынешней Монголии. Ученые считают, что Западнотюркский каганат отделился от Восточнотюркского каганата, хотя обзор политических моментов того времени тюркского каганата говорит о том, что наоборот восточнотюркский каганат отделился от западнотюркского центра под китайским влиянием, императоры которых искусно вели дипломатию по разделению каганата, всеми способами проводя китаизацию восточного центра, что потом также успешно делали и в отношении других последующих каганатов. Не зря Культегин и Бильга каган вели борьбу за возрождение Восточно- тюркского каганата, чтобы вырвать из- под влияния китайцев.
Почему ученые считают, что Тюркский каганат возник в Монголии? Потому, что именно здесь нашли ОЕ рунические надписи и решили, что центром каганата был монгольский Каракорум, который всего-то был могильным комплексом и ученые не берут во внимание, что могильник не является городом и занимает малый площадь земли, что трудно его назвать столицей великой империи, где должна кипеть жизнь, со всех сторон должны приходит тысячи караванов и соответственно должны быть караван сараи, люди разной веры должны были жить там и иметь свои храмы и капища и т.д. Аналогично и с Каракорумом Чингисхана, где по свидетельству очевидцев население составляла около 300 тысяч человек. Следовательно, столица всех тюркских каганатов и империи Чингисхана должен быть мегаполисем по тем временам. Отнюдь на территории современной Монголии нечто подобное до сих пор не нашли. Монгольский Каракорум представляет собой не город, а некий пантеон, оставшийся от периода гуннов, и где возможно впоследствии хоронили на протяжении веков своих вождей близи проживающие племена. ОЕ комплекс по сути, по моему мнению, является неким пограничным постом между владениями Тюркского каганата и китайской империи, где встречались послы, заключали договора, вели приграничную торговлю, типа как ныне Хоргос. А каменные стелы , где выбиты ОЕ надписи, представляют собой манифестацию Тюркского каганата и звучало предупреждением китайцам, благо, что рядом с тюркскими рунами выбиты китайские иероглифы с аналогичным текстом. Думаю, незачем было тюркским государям, в своем центре возводит стелу с китайскими иероглифами, учитывая отношения между государствами. 
Теперь не хочу обижать братьев монголов и тюркских братьев проживающих в Алтая-Саянских горах и в Монголии, не хочу выглядит в их глазах шовинистом или еще кем-то, но ради справедливости надо сказать, что места их проживания предков в древности находились на отшибе от цивилизованного мира как и сейчас. На севере они граничили с тайгой и лесными народами, на юге они были заперты горами и пустыней Гоби. Образно говоря, они находились далеко и в стороне от караванных дорог древнего Щелкового пути и вели образ жизни на существование. Их материальный и людской ресурс был также скуден, как и сечас. Поэтому они никак не могли создать империи наподобие Тюркского, Кыргызского и прочих каганатов. Наоборот эти империи приходили к ним с юга и облагали их пушным налогом и взамен снабжали их продуктами питания как пшеница, просо и щелковыми изделями. Эти империи возникали вдоль Щелкового пути идущего из Китая в Семиречье Казахстана. Путь следовал прямо из центра Китая в Восточный Туркестан (ныне СУАР), минуя Монголию южнее Гоби и Алтая-Саянских горных цепей не заходя к монголам и алтайцам. Вдоль этих караванных дорог жили миллионы людей разного этноса, несопоставимые с численностью всех жителей Монголии и Алтая того времени, как и сейчас. Именно из числа этих людей организовывались империи для охраны караванных дорог и только здесь можно было иметь столицы- мегаполисы. Из этого логически вытекает, что все тюркские империи располагались именно в этих местах т.е. на территории нынешней СУАР (Восточный Туркестан) и Семиречья Казахстана. Именно в эти места с востока и запада, с севера и юга могли стекаться тысячи и тысячи караванов со всего конца света того времени. Здесь были все удобства для цивилизации мягкий климат, где можно сеять посевы, пасти множество скотов разных видов, обеспечит всех пришлых караван сараем и т.д. Главное надо было обеспечить всему разношерстному народу одинаковую безопасность, чем и занимались тюркские каганы и беки. Будет логично расположить политические центры и сакральные места тюркских иже с ними кыргызских, уйгурских, тюргешских,карлукских каганатов именно в этих местах. Что и было на самом деле. 
А теперь предоставляю на суд читателей свою версию место нахождения Отукенской черни. Для начала расшифрую, что для меня означает Отукен так как с иыш мы разобрались. Это название связано с понятием тюрков как священное место. Поэтому все лежит на ладони и никто никуда ничего не скрывал. По древнетюркский слово священное означало Ыдык или Удук в зависимости от диалекта произносящегося. Поэтому святое место будет звучат как Ыдыкан иыш, Удуген иыш и отсюда на выходе, опять в зависимости от диалекта говорящего получаем Отукен иыш. Позднее трансформированного в понятия отык/тутык, отан/тутун – родной дом, родина. И где же может расположится географически это место с учетом сказанного выше доводов о том, что политические и сакральные центра тюрков должны были находится в выше перечисленных местах. Но для начало нам надо найти очень известное сакральное место, которое ведет свою историю чуть ли не с каменного века т.е. должно быть древним, очень древним, заодно во все века, беспрерывно должно посещаться для проведения культовых обрядов, неизменно от меняющихся как калейдоскоп империи и народов тюрков и обязательно должно находится в местности, где тюрки автохтонны с древности, поскольку Отукенская чернь воспевается всеми тюрками востока независимо от их имперской или родовой принадлежности, как священная местность. При этом в этом же сакральном месте должны были отражаться наглядно и смена религии народов, которые по инерции продолжали приходит на святое место. Исходя из того, что политическим центром тюркских каганатов был Семиречье, то по всем параметрам, отвечающим вышеназванных условий является ущелье Тамгалы тас, недалеко от гор.Алматы, на берегу р.Или. Там сохранились тысячи и тысячи рисунков зверей, солярных божеств начиная с бронзового века, со средневековыми тюркскими надписями и изображениями Будды. Последние интересны тем, что указывает на смену религии местными жителями и это было примерно в период уйгурского каганата. Ввиду того, что таким образом священное место было «опоганено» язычники ко времени Чингисхана справляли свои обряды в других местах. После того как местное население приняло ислам, то данная местность как сакральное место было забыто. Даже название этой местности было забыто и просто было названо Танбалы тас т.е. камень со знаками. 
Исследования камней в Тамгалы-Тас начались в конце XIX века. В 1875 году Чокан Валиханов сделал зарисовки местности, в 1899 году монголовед Алексей Позднеев в «Записках» Русского географического общества дал подробное описание надписей и рисунков. Николай Пантусов, в 1897 году исследовавший местность, писал:
Киргизы ( вернее казахи. авт), кочующие в этой местности, говорят только, что они из рассказов своих предков знают, что начерченные изображения и надписи на камнях были сделаны калмыками ещё до прихода на эти места киргизов (казахов). Кочующие здесь киргизы (казахи) прибыли сюда лет двадцать тому назад с рек Каратал и Коксу; раньше их здесь жили дулаты (дулу), которые ушли в Верненский уезд. О Тамгалы Тас киргизы (казахи) эти имеют весьма недостаточные сведения. Местность Тамгалы Тас получила своё название уже от киргизов (казахов) и означает «камень со знаками». 
И на этом заканчивается прекрасная история Отукенской черни. Никто ничего никуда не прятал. Все лежит на виду. Надо только присмотреться и увидит, то что надо. Живший за тысячу лет до нас представитель караханидов М.Кашкари, который оставил карту мусульманского мира, указал на карте место Утукун в Семиречье рядом с р.Ила (Иле), местоположение которого совпадает с нынешним ущельем Тамгалы тас. Думаю, что во времена М.Кашкари эту местность как Отукен знали все жители Семиречья. Но времена настали другие и Отукен иышы был позабыт надолго

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Само понятие йыш или чернь отображает понятие тайги, т.е. гор покрытых лесами.

21 минуту назад, Коралас сказал:

Кроме тюркологии вопросом Отукенской черни вплотную занимаются монголоведы, которые также ведут происхождение своих приснопамятных предков из Отукенской черни. Их цель очевидна и поскольку Отукенскую чернь располагают в Хангайских нагорьях, то основателями Тюркского каганата окажутся предки монголов. От этой мысли у них приятно кружится голова.

Логика прямо супер. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

24.06.2018 в 20:26, Rust сказал:

Само понятие йыш или чернь отображает понятие тайги, т.е. гор покрытых лесами.

 

Вообще то на древнетюркских каменных стелах емнип читается не "йыш" (тайга), а "ыдук Отюкен" (священный Отюкен).

 

Мне кажется это древнетюркское название можно объяснить как эпическое, поэтическое понятие "земля обетованная" (райский уголок на земле, блаженная земля, благодатная земля).

 

Сомневаюсь, чтобы кочевые скотоводческие тюркские племена считали райским уголком таёжные места.

Я считаю, что легендарный "Отюкен" это живописная область с богатыми пастбищами и водопоями, вероятно, горная местность с альпийскими лугами.

 

Интересно, что по-казахски "өте кең" переводится как "очень просторная" [земля, страна?].

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Отюкенская чернь оказалась на Хангае, на территории современной центральной Монголии только потому, что так принято считать! Принято и всё тут. :rolleyes::unsure:

 

Короче, это одно из ушей, растущих из главного по своей грандиозности фейка про государство Чингизхана на территории современной Монголии и Забайкалья.

 

Вообще то ушей отросло за 2 века немало.

Если все связанное с Чингизханом историки 19 - 20 веков переместили (конечно только на бумаге и в умах внушенных людей) с западной стороны Алтая на его восточную сторону, то им автоматически пришлось туда же перебрасывать всё то, что хоть как-то связано с этим.

 

Тем самым, одно такое ухо - это перенос прежнего Кара-Корума или Орда-Балыка на восток, в Монголию.

Другие уши мифа - это автоматический перенос вслед за Орда-Балыком в нынешнюю центральную часть Халхи столицы тогуз-огузов (или кочевых уйгуров), а также кыргызов, одно время захвативших её.   

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Руководствуясь письменными источниками, на которые я давал ссылки и из которых приводил цитаты, я уже практически уверен, что легендарное горное ущелье Ергене-кон, родина, ханская ставка (столица Кара-Корум), место погребения (Корук) Чингизхана, его сыновей и внуков, его улус, орды (юрты) его сыновей, Найманский и Керейтско-Меркитский улусы и все остальное находились на западных равнинах Алтая.

 

Если это так, то и легендарный Отюкен должен быть здесь же, где-то на западных равнинах Алтая!

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Если по Чингизхану и окружавшим его татарским племенам обосновать и доказать это не так сложно, то по Отюкену это практически невозможно.

 

Но одна зацепка у меня все таки есть.

 

 И поможет мне в этом карта и свидетельство великого Махмуда Кашгари в его "Диван Лугат ат-Тюрк".

 

Читаем ценнейшую информацию великого ученого: "... Öteken - название местности в Татарских степях вблизи Уйгур".

 

На знаменитой круглой карте ученого "Степи татар" указаны вблизи реки Или. Это либо Семиречье если речь идет о низовьях реки, либо северные районы Синьцзяна если речь идет о верховьях реки. При этом уйгуры совсем рядышком, на карте они близ Кочо южнее Беш-балыка, тоже в равнинной Джунгарии или по современному в Или-Казахском автономном округе СУАР КНР.

 

Рядом с Отюкеном "Степи йемеков", то есть кимаков, которые как известно тоже обитали на западной стороне Алтая, на Иртыше, а также "Йурт чёмюлей", то есть чомулов, которые как известно вместе с племенами ябаку и басмыл обитали в северных районах современного Или-Казахского автономного округа КНР, то есть на Иртыше и западных предгорьях Алтая.

 

Недалеко отсюда чуть севернее Беш-балыка в долине Иртыша указан искомый "Отюкен".

В любом случае это не Хангай, но предположительно западные предгорья Алтая в районе верховий Иртыша, вернее Черного Иртыша! 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Махмуд Кашгари при этом недалеко от Беш-балыка и Баласагуна упоминает город тогуз-огузов "Guz ordu" [МК I 124].

Я предполагаю, что это и есть легендарная столица тогуз-огузов (кочевых уйгур) известный как Орду-балык, а позже татарский Кара-корум.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, АксКерБорж сказал:

 

Недалеко отсюда чуть севернее Беш-балыка в долине Иртыша указан искомый "Отюкен".

В любом случае это не Хангай

 

 

Таким образом, очевидное свидетельство Махмуда Кашгари дает повод считать существующую локализацию Отюкена с монгольским Хангаем ошибочной, а возможно даже намеренно искаженной.

 

Потому что на территории современной Монголии, на Хангае, никогда не было и сейчас нет таких обязательных географических ориентиров для легендарного древнетюркского Отюкена по соседству как:

 

1) Татарские степи;

2) Уйгуры (тогуз-огузы);

3) Чёмюли (чомулы);

4) Иртыш;

5) Беш-балык;

6) Баласагун;

7) Йемеки/кимаки.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Асеке с вами согласен по поводу того, что история Чингисхана перетащена за уши за Алтайские горы в Монголию. Я уже отмечал, что  Монголия и Южный Сибирь  заперты с юга горами Алтай и пустыней Гоби, которые являются естественной преградой. И раньше и сейчас  это географическая местность находится вне цивилизации и людской ресурс скуден и сейчас и тем более ранее. Для создании кочевой империи  необходимо наличие  караванного пути вдоль которой располагается империя, теплый климат для разведения скота и  ведения земледелия и наличие большого людского ресурса. Также обязательно наличие  исторического и традиционного  государствостроения и ее  преемственности  Без этого  все тюркские объединения это просто местная шпана. Взять и скопировать  например китайскую традицию  управления невозможно. Хотя сами китайцы отмечают, что в основе их государственности стояли  варвары севера т.е. кочевники. В то время на севере господствовали только тюрки  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Коралас сказал:

Асеке с вами согласен по поводу того, что история Чингисхана перетащена за уши за Алтайские горы в Монголию. 

 

У меня есть небольшая, но очень ценная подборка цитат из источников, которые рушат существующий фейк наповал.

Я их приведу на днях, планирую это сделать в разделе География. 

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Асеке я уважаю вашу гипотезу о том, что   Чингисхан   жил и был погребен  в долин рек Кара Иртыш и Кок Иртыш. Однако  история говорит, что столица Каракорум не расположен в верховьях Иртыша,  как и в Хангае  и вы сами располагаете  ее недалеко от Баласагуна и  Бес балыка т.е. в Семиречье.  Кстати, предполагается, что  Чингисхан родился  в урочище с родником на берегу р.Онон.   Но я прочитал в СССМ, что Чингисхан родился  вмурочище с родником  на берегу реки Ононкеруле т.е. как бы вместе пишется Онон и Керулен. Оба реки расположены далеко  друг от друга.  Я решил, что он не мог родится одновременно на берегу двух разных рек и  стал заниматься ономастикой  Ононкеруле. Еще я обратил внимание на то, что в ССМ и других источниках чингисханова река река Онон течет с востока на запад, а не как в Монголии  на север Монголии в Бурятию, а Керулен течет на восток Монголии.  И я подумал, что  не идет речь о двух реках. Ононкеруле название одной реки. Название состоит из двух слов Ононо и Керуле.  С Ононом понятно это река текущая на запад.  Керуле (кери)  означает  обратное.   Значит подумал я, что данная река должно течь в обратную сторону чем Онон. До этого я предполагал, что  история Чингисхана творилась в предгорьях Тарбагатая, то  обратив внимание на эту местность нашел реку Терисайрык т.е. река текущая обратно. Данная река сперва течет на восток, потом сворачивает на север и впадает в о.Зайсан.  ВСе остальные реки  текут на запад и потом только сворачивают на север или на юг.  Последние впадают в р.Или, что и есть на самом деле р.Онон, текущая  стабильно  только на запад. Извиняюсь отлучусь.    

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

54 минуты назад, Коралас сказал:

Асеке я уважаю вашу гипотезу о том, что   Чингисхан   жил и был погребен  в долин рек Кара Иртыш и Кок Иртыш. Однако  история говорит, что столица Каракорум не расположен в верховьях Иртыша,  как и в Хангае  и вы сами располагаете  ее недалеко от Баласагуна и  Бес балыка т.е. в Семиречье.  

 

По моей версии все значимые для той эпохи и истории объекты располагались на территории смежных ВКО РК и ИКАО КНР, а также чуть в сторону к Кумулу и Ганьсу.

Это Найман-таг или Чингизхан-тау, Кулан-баши, Тенгис, Ала-камак, Бери-Манграк, Уршаур, Эмиль, Кобук или Кумак, Камланчу, Урунгу, Чингиль, Джили-кёль, Сар-Орда, Кара-Корум или Орда-балык, Беш-балык, Ак-балык, крепость Катун или Хотун, Алтай, Улуг-таг, Букрату-бозлук,  Ергене-кон, Буркан-калдун, Иртыш, Кёк-Иртыш, Улуг или Екэ Корук, коренной (родной) юрт Чингизхана, юрты (орды) всех его сыновей  и другие.

 

По моей версии собственно Кара-Корум находился либо на Эмиле, либо на Иртыше. Но я все же склоняюсь ко второй версии, что город располагался где-то в западных предгорьях Алтая у одноименной горы и россыпей черных камней.

 

Под Семиречье и реку Или указания источников не подходят.

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а как быть с местностью Турген в ССМ, где Чингисхан прятался от преследователей,  которые затем его выследили и     поймали и надели колодки. Кроме Жетысу это местность  не находит свою локализацию.  Под рекой Онон какую реку  предполагаете. По видимому  р.Онон, Керулен, Орхон, Селенга и т.д.  это дописка со стороны последних  "авторов", которые таким образом хотели ССМ привязать к Монголии.   

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, Коралас сказал:

а как быть с местностью Турген в ССМ, где Чингисхан прятался от преследователей,  которые затем его выследили и     поймали и надели колодки. Кроме Жетысу это местность  не находит свою локализацию.  Под рекой Онон какую реку  предполагаете. По видимому  р.Онон, Керулен, Орхон, Селенга и т.д.  это дописка со стороны последних  "авторов", которые таким образом хотели ССМ привязать к Монголии.   

 

Я читал книгу ув. Тлеуберды Тыныбайына и даже лично с ним знакомился. Но к сожалению я не согласен со многими его выводами, в том числе и про Или. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда мне тоже его надо почитать. Наслышан про него. Тем не менее в ССМ говорится о местности  Бурхан халдун. Слово халдун монголоведами переведен с натяжкой "ива" и бурхан халдун переводится как ивовая гора. При этом упускается  основное значение бурхан. Вот если  вместо Бурхан халдуна, назвать Бурхан булак, то все становится на место. Это местность расположена  недалеко от г.Текели  в ущелье где течет река Кора. Кстати   недалеко  от  водопада Бурхан булак  в Кору впадает ныне безымянная речка, в котором я вижу р.Тенгелик ( тенге это мелкая  рыба живущая только в чистых горных  реках). Кстати прадеды Чингисхана относят себя к роду коралас, который по видимому происходит от название реки  Кора.  Бурхан булак место сакральное и самое высокое  горное место в Восточном Казахстане (не считая Алтая) По моим предположением это место и есть Ергенекон ( ергене означает  трон и обозначается  в виде четыругольной тамги)    

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, Коралас сказал:

Тогда мне тоже его надо почитать. Наслышан про него. Тем не менее в ССМ говорится о местности  Бурхан халдун. Слово халдун монголоведами переведен с натяжкой "ива" и бурхан халдун переводится как ивовая гора. При этом упускается  основное значение бурхан. Вот если  вместо Бурхан халдуна, назвать Бурхан булак, то все становится на место. Это местность расположена  недалеко от г.Текели  в ущелье где течет река Кора. Кстати   недалеко  от  водопада Бурхан булак  в Кору впадает ныне безымянная речка, в котором я вижу р.Тенгелик ( тенге это мелкая  рыба живущая только в чистых горных  реках). Кстати прадеды Чингисхана относят себя к роду коралас, который по видимому происходит от название реки  Кора.  Бурхан булак место сакральное и самое высокое  горное место в Восточном Казахстане (не считая Алтая) По моим предположением это место и есть Ергенекон ( ергене означает  трон и обозначается  в виде четыругольной тамги)    

 

Ув. Коралас, по смыслу источников легендарная гора Буркан-калдун находится на западных предгорьях Алтая, у самих истоках Черного Иртыша, на Чингиле. Как она называется сейчас или же она теперь безымянная никто не знает.

Ссылки все я дам.

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, АксКерБорж сказал:

Интересно, что по-казахски "өте кең" переводится как "очень просторная" [земля, страна?].

:asker13mt::asker28it::qazaq1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Вот самые знаменитые поминальные комплексы Монголии в память о тюркских и уйгурских каганах:

Поминальный комплекс «Шивээт Улаан»
Поминальный комплекс в честь Татпар (Кутлык) кагана
Поминальный комплекс Хуюс Толгой
Поминальный комплекс и статуя Нири кагана
Поминальный комплекс в честь Эль Етмиш Ябгу (Билге атачым)
Поминальный комплекс в честь Культегина
Поминальный комплекс в честь Бильге кагана
Поминальный комплекс в честь Тоньюкука
Поминальный комплекс в честь Кули Чура
Поминальный комплекс в честь Алтын Тамган Тархана
Поминальный комплекс и надписи в каменном изваяние "Чойрен"
Поминальный комплекс «Их хануй нуур»
Поминальный комплекс в честь Эль Етмиш Билге кагана (Моюн-чура)

Полагаю, что на Или и "западной стороне Алтая" как месте проживания тюркских и уйгурских племен также много поминальных комплексов?

АКБ наверное расскажет нам о них.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

еще один. ладно мунголов можно за уши или еще что нибудь попытаться перетянуть на "др. сторону Алтая", только вот зачем древних тюрков и уйгуров трогать? нам теперь ждать когда и хунну переселятся с Ордоса и Монголии в Талдыкорган и Урумчи?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, кылышбай сказал:

еще один. ладно мунголов можно за уши или еще что нибудь попытаться перетянуть на "др. сторону Алтая", только вот зачем древних тюрков и уйгуров трогать? нам теперь ждать когда и хунну переселятся с Ордоса и Монголии в Талдыкорган и Урумчи?

не забываите,  тукюэсцы  разделились на два Дома , как передают китаиские источники на западных и восточных , это во времена Дулу-хана или его потомков-наследниках  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, кылышбай сказал:

еще один. ладно мунголов можно за уши или еще что нибудь попытаться перетянуть на "др. сторону Алтая

Г. Ф. МИЛЛЕР

ИСТОРИЯ СИБИРИ

ИЗЪЯСНЕНИЕ О НЕКОТОРЫХ ДРЕВНОСТЯХ, В МОГИЛАХ НАЙДЕННЫХ

Чингис положил начало завоевания Китая, которое внук его Каблай только счастливо привел в совершенство, что он в 1281 г. основал там новое царское колено, которое под именем Юен до 1369 г. продолжалось. В Китае добыли татары первые свои сокровища. Однако тем еще не были они довольны, но похитили почти всю Азию и большую часть Европы, почему богатство их непрерывно увеличивалось. В 1224 г. пришли они в первый раз в Россию и при реке Калке достопамятную выиграли победу. Говорить о том не нужно, как они в 1237 по 1240 год привели всю Россию в порабощение. Хотя они повсюду рассеялись, так что воевавшие в Азии имели токмо общее имя с пошедшими в Европу, однако глава фамилии или определенной к тому от своего предка был от всех признаваем за всеобщего государя; следовательно, в главный его стан стекалась большая часть добычи от толь многих земель и народов. При сем кажется мне вероятным, что оный главный стан около половины XIII столетия был в степи около реки Иртыша, и что принадлежащие к нему ближние народы под их властителями все страны между Яиком и Обью кочевьями своими наполняли. Я говорю здесь о том времени, когда римские проповедники и посланники Карпини и Рубруквис и другие туда ездили. В их пути описаниях  Яик есть последняя река, о которой они упоминают. Если бы они и через [524] Иртыш переходили, то они бы и о сей реке объявили:). Но как они того не учинили, то я из того заключаю, что они главный стан ханов, к коим были посланы, застали еще на сей стороне реки Иртыша. Сие же самое показывает и причину великих сокровищ, кои в тамошних могилах найдены.

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Miller_2/statia3.phtml?id=7910

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этуген

 
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
 

Этуген (Итуген) — (монг. Этүгэн, Этүгэн эх/этуген-мать) монгольская богиня земли. В монгольском языке слово "этүгэн" свяжется с женщиной. Средневековые источники иногда связывают Этуген с Натигаем (монг. Начигай)[1] — её мужским «коллегой». Хотя это скорее всего ошибка, образованная от неверного произношения имени Этуген. В монгольской мифологии Этуген часто изображается едущей верхом на сером быке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

01.07.2018 в 09:06, АксКерБорж сказал:

Вообще то на древнетюркских каменных стелах емнип читается не "йыш" (тайга), а "ыдук Отюкен" (священный Отюкен).

В ДТС (стр. 393) написано "ötükän jɨš", где последнее слово - "горный лес" или "нагорье с долинами, удобными для поселений". 

Также интересно, что в Туве (по базе Старостина) есть место с таким же названием:

Цитата

Tuva: ötükän `name of a mountain ridge in Tuva' (ФиЛ 215)

01.07.2018 в 09:06, АксКерБорж сказал:

Интересно, что по-казахски "өте кең" переводится как "очень просторная" [земля, страна?].

Топоним очевидно сложен из двух базовых слов: древнетюрк. "ötük" и "ken" (приставка к названиям городов в восточных областях по Махмуду Кашгари) = "ötük-ken" - старый город.

Цитата
Proto-Turkic: *ȫtü-
Altaic etymology: Altaic etymology
Meaning: 1 old 2 old, abandoned house 3 everything old 4 name of the homeland of the Turks ("old country")
Russian meaning: 1 старый 2 старое, заброшенное жилище 3 старье 4 назв. местности
Old Turkic: ötüken 4 (Orkh.)
Karakhanid: ötüken 4 (MK)
Chuvash: vadъ 1
Yakut: ötöx 2
Dolgan: ötök 3
Tuva: ötükän `name of a mountain ridge in Tuva' (ФиЛ 215)
Tofalar: ötükän `ровное широкое место на белках, удобное для пастьбы оленей' (ФиЛ 215)

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...