Перейти к содержанию
Аrсен

ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЛЕКСАХ КАЗАХОВ ЮГА ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ РАВНИНЫ

Рекомендуемые сообщения

ИСТОРИОГРАФИЯ ВСЕОБЩЕЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2016. № 4 (12). С. 141-145. УДК 93; 394

Н. А. Томилов

ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЛЕКСАХ КАЗАХОВ ЮГА ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ РАВНИНЫ В ТРУДАХ УЧЁНЫХ 80-х ГОДОВ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА*

 

КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/izmeneniya-v-sotsiokulturnyh-kompleksah-kazahov-yuga-zapadno-sibirskoy-ravniny-v-trudah-uchyonyh-80-h-godov-xx-nachala-xxi-veka

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Охарактеризованы те изменения в социокультурных комплексах казахов юга Западной Сибири, которые происходили во второй половине XVIII - начале XX в. благодаря взаимодействию казахов с татарами и русскими.

Ключевые слова: социокультурный комплекс; этнография казахов; этнокультурные процессы; брачные связи; материальная культура.

N. A. Tomilov

CHANGES IN SOCIOCULTURAL COMPLEX KAZAKHS SOUTH WEST SIBERIA IN THE WORK OF SCIENTISTS 80-ES OF XX - BEGINNING OF XXI CENTURY

The article describes the changes in the socio-cultural complexes kazakhs south of Western Siberia, which occurred in the second half of the XVIII - early XX century due to the interaction kazakhs with the tatars and russian.

Keywords: socio-cultural complex; ethnography of the Kazakhs; ethnocultural processes; marital ties; material culture.

На протяжении долгого времени казахи Западно-Сибирского региона либо вообще не изучались в этнографическом плане, либо изучались отдельные стороны хозяйства, культуры и социальной жизни некоторых поселений. Более целенаправленно этнография казахов юга Западной Сибири стала изучаться с возникновением в 1974 г. Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского и его дальнейшей научной деятельностью. Актуальность работ по этнографии казахов Западной Сибири связана прежде всего с той значительной ролью, которую казахи играли в истории и культуре народов Сибири и прилегающих районов Казахстана и Зауралья. В Западной Сибири по численности казахи сегодня входят в первую пятёрку наиболее многочисленных этнических образований.

Обзор работ учёных и путешественников, опубликованных на протяжении конца XVIII - начала XXI в. именно по этнической истории, народной культуре и социальным явлениям, в том числе по социокультурным процессам у казахов юга Западной Сибири, приведён в ряде специальных публикаций

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как известно, после падения Джунгарии в 1758 г. часть казахов, обитавшая в XVIII в. в пределах Центрального Казахстана, перекочевала ближе к Иртышу и даже вышла за Иртыш. Их кочевья развернулись между Омском и Усть-Каменогорском и вплотную придвинулись к этнической территории сибирских татар. Движение казахов на север в освободившиеся от калмыков места и на сибирские земли было быстрым.

Видимо, с конца XVIII в. часть казахов стала оседать на постоянное местожительство в южной полосе Тобольской и Томской губерний. Они устраивались на крестьянских или казённых землях в качестве земледельцев и пастухов. Но таких казахов в тот период было ещё немного.

Таким образом, фактически лишь со второй половины XVIII в. (после 1758 г.) переселение казахов в Сибирь на долгое время стало постоянным фактором, меняющим этническую ситуацию в её южных районах. В последней четверти XVIII - первой четверти XIX в. они расселялись и по южным округам Тобольской и Томской губерний, сосредоточивались в большой массе вдоль Сибирской пограничной линии, переходили её, обращаясь с прошениями об отведении им земель в сибирских губерниях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В первой четверти XIX в. часть казахского населения была зафиксирована в Курганском, Ишимском и Омском округах Тобольской губернии. Казахов, живших в Тобольской и Томской губерниях, а также на землях русских казачьих войск, считали «внутренними» казахами. После того как казахи Среднего жуза, согласно реформе управления сибирскими губерниями 1822 г., оказались в Омской области, их стали называть сибирскими киргизами. Небольшое количество казахов, наряду с башкирами, калмыками, татарами и представителями других национальностей, в XVIII - первой четверти XIX в. оказалось в разных местах Западной Сибири (главным образом в городах) в качестве дворовых людей.

Изменения в последующий период (XIX - начало XX в.) выразились здесь в том, что в Ишимском округе казахи поселялись в селениях пришлых поволжских татар, а в Тюменском и других уездах - среди сибирских татар. В свою очередь, грамотные сибирские и поволжские татары нередко становились муллами и учителями в кочующих группах сибирских казахов. Ограничение территории для кочёвок, особенно начиная с XIX в., водворение казахов в казённые селения, закрепление их за землями, расселение среди быстрорастущего по численности русского населения в Курганском, Ишимском и Омском округах приводили к переходу части их на оседлость. Видимо, более массовое переселение казахов в районы Тобольской губернии началось со второго десятилетия XIX в. Группа казахов освоила часть земель Каинского округа Томской губернии. Более компактно казахи расселились в Прииртышье, в районе нынешнего г. Омска, и южнее на землях, входивших в Омский уезд, с 1891 г. причисленный к Акмолинской области.

Разнообразные связи казахи имели с разными группами сибирских татар. С установлением мирных отношений с казахами, а также с принятием частью их русского подданства и подселением их в южные районы Западной Сибири стали укрепляться и отношения с сибирскими татарами - хозяйственные (нередко проживали в одних аулах, совместно с барабинцами пасли скот и т. д.), торговые, религиозные. Тобольские татары назначались к казахам муллами. Тесные связи с казахами были прежде всего у тюменских и барабинских татар. Но как соседи, расселяясь по р. Ишим, контактировали они и с тарскими, и с курдакско-саргатскими татарами. Томские татары нередко покупали у них лошадей, а калмаки (группа томских татар) вместе с казахами в XIX - начале XX в. часто работали пастухами в хозяйствах зажиточных казахов. Эти связи нашли достаточно чёткое отражение и в браках казахов с сибирскими татарами. Выявляются они по генеалогическим записям у барабинцев. Наибольшее количество брачных союзов казахов с тоболо-иртышскими татарами в XVIII в. фиксируется материалами ревизий населения: в 1782 г. их было заключено 11, в 1795 г. - 2. Всё это приводило к значительному взаимовлиянию в языке и культуре. Влиянию татарского языка на язык казахов способствовало, в частности, и то обстоятельство, что религиозные книги, распространяемые среди казахов, были написаны на татарском языке.

Со второй половины XVIII в. и особенно в XIX - начале XX в. устанавливаются прочные контакты с русскими у казахов южных районов Западно-Сибирской низменности. Постепенно между ними возрастал объём торговых связей, имевший начальный период ещё в XVII в. Он осуществлялся в XVIII - начале XX в. на рынках городов Кургана, Омска, на Ирбитской и Тюменской ярмарках, а также в других городах и крупных русских станциях и деревнях. Те казахи, которые и в XIX в. сохраняли свой кочевой образ жизни, весной передвигались со своими стадами на север вниз по Ишиму, где постоянно вступали в контакты с русскими. Занятия казахов извозом в XIX - начале XX в., дававшие им неплохой заработок, также способствовали развитию их взаимоотношений с русскими. Но наиболее тесным было общение у оседлых и полуосёдлых казахов Тобольской губернии, а также Каин-ского округа Томской губернии и Омского округа Акмолинской области. Нередко казахи жили не только в селениях русских, но и прямо в их домах, снимали у русских квартиры либо нанимались к ним в работники. В Омске казахи нередко собирались тысячами на ярмарках, устраивали здесь свои праздники (соревнования-скачки, соколиные охоты и др.). С молодых лет некоторые казахи общались с русскими, обучаяясь в школе в Омске. А в XVIII - первой четверти XIX в. часть казахов находилась на положении дворовых в зажиточных русских домах. Только в 1825 г. была запрещена купля-продажа «азиатцев» и назначен срок для их освобождения ... Как правило, дворовые казахи все были крещены, что в ряде случаев способствовало заключению браков с русскими. Небольшое количество крещёных казахов (10 мужчин в 1795 г.) было зафиксировано и в Омском округе. Отдельные случаи крещения казахов и перехода их в сословие крестьян имели место и позднее - в XIX в.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С середины XIX в. усиливается влияние русского языка, среди казахов шире распространяется двуязычие. По данным 1897 г., среди казахов Тобольской губернии 7 309 человек родным назвали казахский, 206 - татарский и 31 человек - русский язык. И хотя последняя цифра кажется незначительной, она свидетельствует, что небольшие этноязыковые ассимиляционные процессы у казахов со стороны русских всё же имели место.

Новые социально-экономические условия, в которых оказались казахи после принятия ими русского подданства, способствовали хозяйственно-культурному и бытовому сближению их с русскими. В XVIII в. процессы оседания казахов хотя проходили в южных районах Западной Сибири и в небольших масштабах, но уже тогда стали усиливаться. Это было связано с некоторыми признаками разложения кочевого скотоводства и первых земледельческих опытов казахов. Ещё более усиливались эти тенденции в XIX в. Тем не менее, вплоть до конца XIX в., земледелие было основным занятием лишь у небольшой части казахов (например, в Каин-ском округе в 1897 г. лишь у 8,1 %), в некоторых районах Омского округа отсутствовало вообще. В конце XIX - начале XX в. начинается массовый переход казахов Западной Сибири к земледелию и, соответственно, оседлому образу жизни. Так, в 1897 г. 82,1 % казахов Ишимского округа и 97,4 % - Тюка-линского основным занятием назвали земледелие. В Омском округе в 1897 г. земледелием занималось лишь 3,3 % казахских хозяйств, а в 1908 г. этот показатель резко возрос до 27 %, при этом примерно одна треть этих хозяйств занимались только земледелием. Менялся и состав скота в их хозяйствах. Так, в 1901 г. в Омском округе был самый высокий процент крупного рогатого скота (36,1 %) по сравнению с другими видами домашних животных во всей Акмолинской области. В конце XIX - начале XX в. в казахских хозяйствах стали распространяться новые сорта пшеницы, лучшие пахотные орудия (плуги «тюменки»), жатки, сенокосилки, конные грабли.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В XIX - начале XX в. казахи Западной Сибири стали использовать в своём хозяйстве телеги, постепенно распространялись среди них новые виды построек: землянки, избушки, глиняные мазанки и, наконец, обычные избы и пятистенники русского вида. В Омском округе у казахов даже среди надмогильных сооружений в конце XIX в. строились четырёхугольные загородки из бревёшек или досок, сходные с русскими. В научной литературе отмечается, что, «по данным начала XX в., к существенным признакам в сфере материальной культуры омских казахов следует отнести: наличие дерновых землянок, широкое распространение русской утвари, значительный удельный вес новых продуктов в пищевом рационе (хлеб, овощи, сахар и др.); в одежде заметно сочетание традиционных и заимствованных элементов (выкройка "хаулык", русский способ повязывания платка и др.)». В то же время и данные научной литературы, и материалы наших этнографических экспедиций к казахам Новосибирской и Омской областей, и музейные коллекции свидетельствуют о значительном своеобразии этнокультурного облика казахов Западной Сибири в XIX - начале XX в.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

При изучении изменений в казахской одежде И. В. Захарова и Р. Д. Ходжаева выделили три периода. В XVIII - начале XIX в. полностью сохранялись традиционные материалы и виды одежды казахов, в середине XIX в. происходили изменения в материалах, идущих на одежду, во второй половине XIX в. исчезли некоторые виды традиционной одежды, изживалась возрастная специфика женской одежды, распространялись покупные изделия. В конце XIX - начале XX в. «в казахский быт стала проникать одежда русского покроя, почти исключительно мужская». Примерно такая же периодизация изменений этнокультурного направления характерна и для районов юга Западно-Сибирской равнины. Только проникновение отдельных элементов одежды русского покроя в быт казахов, особенно осевших в городах и русских селениях, начиналось здесь раньше - с середины XIX в.

Постоянный характер контакты казахов и русских приобретали в XIX - начале XX в. в условиях городской социокультурной среды. Там более интенсивно шли процессы распространения среди казахов русского языка, этнокультурного взаимовлияния казахов и русских, формирования казахской интеллигенции, которая более подвержена была билингвизму (казахско-русскому двуязычию) и восприятию культуры русского населения при сохранении казахских этнокультурных традиций.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В XVIII – начале XIX вв. земледелие казахов еще не выделилось в самостоятельную отрасль хозяйства; оно было тесно связано с кочевым и полукочевым скотоводством. Об этом свидетельствует тот факт, что пашни казахов обычно располагались около зимовок, по берегам рек и озер, а также в предгорьях. На территории Прииртышья и в смежных районах устанавливаются следующие очаги казахского земледелия: междуречье Ишима и Тобола, Атбасарская степь и бассейн Тургая, на востоке — среднее течение Иртыша и на юго-востоке — верховья левобережья Иртыша. В названных районах размещались посевы пшеницы, проса и ячменя6. Возникновение посевов пшеницы в Казахстане не было одновременным. В верховьях Иртыша сеяли пшеницу бухарцы уже в XVII в.7, казахи, по-видимому, — в середине XVIII в. Прямые указания источников о возделывании казахами пшеницы в этом районе относятся к 30-м годам XIX в. В районе Тургая сеяли главным образом просо и яровую пшеницу (бидай). К сожалению, мы не имеем точных сведений о том, когда на территории Казахстана появилась яровая и озимая пшеница. «На протяжении ряда веков пшеница в Казахстане по удельному весу уступала просу и ячменю»8. Этот вывод распространяется и на земледелие казахов Прииртышья в XVIII в. Посевы проса были распространены повсеместно в районах, где казахи занимались земледелием, так как при посевах проса можно было обойтись без сохи, которая являлась дефицитным сельскохозяйственным орудием, особенно в хозяйстве джатаков. 
http://e-history.kz/ru/contents/view/413
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Земледелие по Тоболу, Ишиму и притокам этих рек могло развиваться без полива, что давало возможность расширять площадь посевов. Здесь казахам была известна залежная система земледелия, которая была обусловлена не только особыми почвенными условиями (засолонение почвы), но и специфическими условиями орошения (высокий уровень паводковых и грунтовых вод в летнее время). С чередованием зерновых культур (трехпольем) на Ишиме казахи познакомились с помощью русских крестьян, посланных сюда по просьбе султана Аблая с сельскохозяйственными орудиями. Но трехполье требовало обширной площади пахотной земли. Со второй половины XVIII в. происходит заметный подъем культуры земледелия на всей территории Казахстана. Это обстоятельство находит свое отражение в восстановлении ряда старых и постройке новых крупных ирригационных систем, в расширении площади орошаемых земель, в переходе значительной части населения к относительно устойчивому занятию земледелием9. Источники отмечают значительно возросшую потребность казахов в земледельческой продукции и их стремление к занятию земледелием. Казахи, свидетельствуют М. Тевкелев и Рычков, «…к пище хлебной нарочито уже привыкли, и на каждую зиму оную запасать стали»10. Один из примеров перехода к земледелию казахов находим у К.Риттера. Он описал ближайший приток Иртыша, далее к северу текущий с восточной стороны — Нарым — (На-лин-гол у китайцев. — И.П.) который как пограничная река разделял в то время Россию и Китай. До этой реки при подножии Курчумских гор, доходили кочевья казахов, которые здесь начинали заниматься земледелием. Они взрывали землю самою простою сохою. Это уже достаточно для засева; боронование они совершали посредством пучков таволжного кустарника. Несмотря на это, жатвы обильны, потому что казахи, подобно крымским татарам, мастера в искусстве орошения, к чему необходимую воду доставляют многочисленные небольшие горные ручьи ближних, обильных снегом Курчумских гор. Казахи сеют только просо и ячмень, замечает Риттер в конце XVIII в.11. Если в период средневековья основную массу земледельцев составляли джатаки, то в дальнейшем земледелием стали заниматься знатные люди12. Султан Аблай одним из первых понял исключительно важное значение земледелия для казахов. В 1763 г. он предпринимает попытку «завести хлебопашество» среди казахов подвластной ему территории Среднего жуза. В письмах к различным представителям царской администрации он сообщал о своем намерении «завести» пашню «при речке.... Колчалке» (близ Петропавловска), где и сам хотел, по его словам, «остаться безотлучно...» Аблай сообщал также, что «на первый случай» «у него есть из киргизов два человека — несколько уже в хлебопашестве знающие». Посланные вскоре к Аблаю «для разведывания о киргиз-кайсацких делах» башкирские старшины подтвердили действительность намерений султана и сообщили к тому же, что летом 1764 г. «он Аблай и просу сеял»13. Аблай располагал большим количеством рабочих рук: в его аулах насчитывалось до 5 тысяч хозяйств туленгутов и большое количество пленных, превращенных в рабов (кулов). Но эти работники не имели опыта в земледелии. Поэтому весной 1765 г. Аблай отправил группу казахов на линию для обучения их хлебопашеству, а также просил прислать русских крестьян на Ишим, чтобы обучать казахов земледелию. Просьба Аблая была удовлетворена. Более того, на Ишим посылались семена пшеницы и ячменя, сошники и железо (уклад) на изготовление сошников, мотыг и топоров14. Земледелие в хозяйствах знати на Ишиме, в Прииртышье развивалось на призимовочных участках и поэтому было связано с устройством оседлого жилья (деревянных домов — «хоромов» и хлевов для мелкого скота). В восточных районах Среднего жуза в 60-е годы XVIII в. инициатором земледелия среди казахов стал правитель найманского племени Абулфеиз султан. В этой связи один из командиров Сибирской линии — генерал-поручик Шпрингер докладывал Коллегии иностранных дел, что подданные Абулфеиза принимают к себе пленных и селят ради производства хлебопашества на территории, занятой ранее джунгарами15. Указания мест казахского земледелия на Северо-Востоке дает Левшин в своем «Описании». На обширном пространстве Прииртышья территорию хлебопахотных угодий, простиравшуюся на юго-восток до озера Нор-Зайсан, он ограничил 48 градусом северной широты, наиболее плодородные угодья отметил в предгорьях (Ку-Казлык, Кено-Казлык) и в оазисах горных рек; здесь удобные для хлебопашества долины орошаются выходящими из гор ключами. Места, удобные для хлебопашества, находятся на Тоболе, Тургае, Ишиме, в горах Каркаралы. Шангин упоминает «о пашнях киргизских по очищенным от камыша берегам озера Кургальджина и Нуры»16. В то время, как и прежде, казахские посевы представляли собой очаги, разбросанные на призимовочных участках: земледелие казахов и в XVIII – первой половине XIX вв. сочеталось с кочевым скотоводством. Известно, что султан Аблай, построив в 1765 г. жилой дом на своей зимовке в районе Ишима, занимался земледелием, но не расстался с кочеванием. Продолжали кочевать и другие султаны со своими батырами. О намерениях сочетать кочевое скотоводство с земледелием свидетельствует прошение казахских старшин Сатыбалдана и Байгажина 1808 г., кочевавших в районе Ямышевской крепости. Не имея «постоянных жилищ в границах российских», перекочевывая только в зимнее время на внутреннюю сторону для пастьбы скота, старшины с населением аулов (69 человек) хотели заниматься земледелием. Они просили «отвести им для того, а равно и для табунов их лежащую при урочище Ключах землю на 10 верст квадратных», обязуясь «сверх платимой ими за перезимовку пошлины, внести в казну единовременно 200 рублей». При этом старшины требовали удаления с урочища Ключи находящихся здесь на вечной кочевке и начавших производить хлебопашество султана Тетеня Урусова с братом и старшину Айдарата Матбакина. Старшины заявили, что они «не хотят навсегда остаться в пределах российских для прочного водворения, но предполагают по произволу своему переходить за границу, а потом... возвращаться» на просимую ими землю. Сибирская администрация, считая невозможным отвести просителям 1041 десятину земли (по 50 десятин на каждого земледельца, а с учетом «неспособных» — по 21 десятине на душу, поскольку «государственные крестьяне... наделяются только по 15, а за недостатком по 8 десятин»), не удовлетворила просьбу старшин. Было принято во внимание, прежде всего то обстоятельство, что старшины с их аулами «не хотят сделать совершенного переселения» на внутреннюю сторону и осесть здесь, расставшись с кочеванием. Между тем царским указом от 23 мая 1808 г. было предписано не допускать временных переселений казахов за линию казачьих укреплений, водворять их в казенные селения внутри линии и «нарезать им соразмерное для того количество земли из ближайших пустопорожних мест», т.е. допускать лишь пожизненное переселение на внутреннюю сторону. 
http://e-history.kz/ru/contents/view/413
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Правительство стремилось предотвратить произвольное пользование пастбищами на внутренней стороне (т.е. за Иртышом, на правой стороне. — И.П.), превратить казахов в сельских обывателей (крестьян), включить их хозяйство в экономику Российской империи17. Казахское земледелие этого времени выглядело следующим образом: закончив сев и сделав первый весенний полив пашен, казахи-земледельцы в конце мая откочевывали со своими аулами на летние пастбища и возвращались к пашням обычно через два месяца, для уборки урожая. В летнее время хозяева пашен иногда посещали свои посевы для наблюдения за их сохранностью и изредка, в случае надобности, для полива. Богатые скотоводы оставляли, как правило, на своих пашнях зависимых людей или разорившихся и неспособных кочевать сородичей, предоставив в их распоряжение немного молочного скота, а заодно и больных или слабых животных, не пригодных к длительному передвижению, перекочевке. Обедневшим скотоводам приходилось оседать около зимовок биев, батыров и султанов. На положении зависимых егинши возделывали их пашни, рыли арыки, сооружали чигири; они поливали и караулили посевы своих хозяев, откочевавших на летние пастбища. Рассчитывая путем отработок приобрести хотя бы небольшое количество скота и вернуться к кочевому скотоводству, егинши нередко в течение нескольких лет обслуживали хозяйство знати. Последняя, в свою очередь, была заинтересована в их дешевой рабочей силе и в сохранении устоев кочевого хозяйства. Примеры такого земледелия наблюдали многие путешественники. В 1793 г. в Северо-Восточном Казахстане ученый-аптекарь Сиверс недалеко от впадения р. Кюрмюлты в р. Кокпекты, впадающей в Иртыш, обнаружил несколько делянок пашни, засеянной отличной пшеницей, принадлежащей казахам. По его сообщению, земледелие, как правило, ведется при реках и дает превосходную пшеницу. Полевыми работами занимаются наемные работники или рабы. Казахи используют для поливов каналы, такие посевы разбросаны по всей степи. У озера Балык-коль он обнаружил казахские просяные и пшеничные поля и землянку для людей, охраняющих эти посевы18. Гавердовский сообщал, что занимающийся полевым земледелием в бассейне р. Нуры в 80-е годы XVIII в. султан Срым «обогатил себя через продажу хлеба» избыточно. В конце 70-х годов XVIII в. султан Худайменды предпринял попытки заняться земледелием в урочище Убаган. К этому времени у казахов Среднего жуза земледелие уже развивалось между гор Тарбагатая и Чингизтау. Казахи рода ак-найман, кочевавшие у китайской границы и между двух речек Букан и Чегелек, расстоянием от Усть-Каменогорской крепости 150 верст, занимались хлебопашеством, сеяли пшеницу, ячмень, просо, получая семена на посев от китайцев. По сведениям 80-х годов XVIII в. этот хлеб был «весьма крупен»19. Нельзя не констатировать все же исключительную слабость и ограниченность масштабов развития казахского земледелия, что было отмечено в свое время М.П. Вяткиным. Земледелием занимались главным образом бедные скотом хозяйства, которые уже не могли вести кочевой образ жизни, но частично занимались и богатые семьи. По крайней мере, у Гавердовского мы читаем: «По окончании молотьбы опять пускаются в кочевание. Одну часть полученных зерен и весь овощ берут с собой для употребления, а другую при известных местах тайно зарывают в песок для будущего посева, богатые к сохранению сих запасов оставляют стражу». Несомненно то, что в XVIII – начале XIX вв. земледелие богатых хозяйств все-таки не получило распространения21. Гавердовский сообщает о начале казахского земледелия следующее: «Если и принялись казахи за земледелие, то они были побуждены к нему их бедностью». Он встретил работников «почти нагих и живущих в открытых, тростником огороженных шалашах; зажиточный же считал себе бесчестием приняться за эту работу, исключая только некоторых; но и те вместо себя заставляли работать также бедных, за малое пропитание, или находящихся у них пленных»22.
http://e-history.kz/ru/contents/view/413
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В северо-восточных районах преобладало богарное земледелие. Здесь урожайность была обусловлена техникой обработки земли, своевременными сроками посева, качеством семян и сезонными климатическими условиями. При богарном земледелии важную роль играли весенние и летние дожди. Но привычное казахам поливное земледелие применялось и там, где могло существовать богарное земледелие (в частности в верховьях левобережья Иртыша), где посевы располагались в долинах небольших рек, выходящих из гор, и около горных ключей. Здесь поливной культурой была главным образом пшеница. Поднятая тисом (сохой) земля разбивалась мотыгой или кетменем, после чего пашню готовили к посеву и поливу. В целях равномерного распределения воды во время полива пашню делили вдоль и поперек взаимно пересекающимися канавками, образуя квадраты для посева. Засеянное поле поливали водой, выведенной из реки или озера посредством арыка, собиравшего воду неподалеку от пашни в эут (водоем)23. Из этого водоема вода поступала на пашню с помощью примитивного водоподъемного сооружения кулкауги (ведерка), прикрепленного к концу длинного шеста, с тяжестью на другом конце. Вычерпывание воды из водоема и полив производился ручным способом, движением шеста с лотком вниз и вверх. Длинный шест, служивший рукояткой деревянного черпака вместимостью около двух ведер, прикреплялся к большому треножнику из кольев, чтобы черпак имел ход по дуге. Треножник устанавливался над арыком, проводившим воду на участок поля. При поливе приходилось многократно поднимать воду в черпаке, приблизительно на метр, а затем выплескивать ее в небольшие канавки, откуда вода шла на орошаемое поле. Так поливали свои небольшие посевы джатаки24. Ценные сведения о вспашке земли и поливе казахских посевов сообщает Гавердовский. Он пишет, что когда вода в пашнях становится излишней, то спускают её в новые каналы, прокопанные ниже горизонта полей, к коим нарочито примыкают прочие каналы и бороздки. Таким образом, два человека в малое время могут наводнить без затруднения весьма большое пространство. Это повторяется, смотря по засухе, до тех пор, пока хлеб начнет созревать. Случается иногда, что пашни бывают вблизи таких мест, где воду нельзя удержать плотиной, то употребляют при убыли её для впуску в каналы специально устроенное колесо, ворочая которое быками или людьми, поднимают воду на веревках ведрами и кожаными мешками. Вспахивание земли производят казахи на быках и лошадях; плуг их, хотя и основан на двух колесах, но сошники разнятся с русскими как видом, так и расположением своим; они не могут отделять земляных глыб, но, будучи возимы вдоль и поперек, раздирают только землю, в глубину не более трех дюймов; потом умягчают пашни небольшими деревянными боронами и граблями. Вместо плугов употребляют казахи также и ручные сохи, кои во всем подобны первым, но только без колес. Жнут они серпами, а иногда и ножом; молотят же посредством лошадей или быков: обыкновенно, разложив колосья на расчищенном, гладком и огороженном месте, гоняют вокруг по одному упомянутый скот, топотом коего и отделяются от соломы хлебные зерна25. В 1811 г. казахские аулы посетил проездом переводчик Путинцев, который отметил, что казахи на всем протяжении его путешествия от Иртыша до Семиречья занимались поливным земледелием. В частности, он писал: «Земля в окрестностях оз.Ала-Куль плодоносна, рачение киргизов в обработке её удивительно: они … утучняют и удобряют пашни единственно трудами своими, проводя на оные из речек воду»26. Эти сообщения подтверждаются и данными сотника Карбышева. А по сведениям С.Броневского, «степь между рек Иртыша и Оби на расстоянии 300–400 верст в ширину и около 600 в длину…(казахами. — И.П.) наполнена. Некоторые сверх скотоводства занимаются хлебопашеством». Он же сообщает, что «за крепостью Бухтарминскою, при подошве гор Нарымских… довольно значительные пашни, искусно наполняемые водою… посредством влаги… изрядно родиться просо…». По данным же А.Янушкевича, в «Кокпектинском округе, где земля годится для обработки, большая часть казахов занимается земледелием и собирает много пшеницы. Казахи занимались земледелием в речных долинах Черного Иртыша, Курчума, Калджира, на Зайсанской равнине, у западного и северного подножий Тарбагатайских и в системе Калбинских гор, в долинах рек и у озер Восточного Казахстана27. 
http://e-history.kz/ru/contents/view/413
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Стремление знати узурпировать и закрепить в своем владении лучшие пастбища в северо-восточных владениях Среднего жуза объясняется тем, что здесь имелись хорошие сенокосные угодья и более благоприятные условия для развития земледелия. Кроме того, оседая на территории, смежной с русскими прилинейными районами, бии и султаны могли установить регулярные торговые связи с меновыми дворами Иртышской линии. Таким образом, пастбищно-кочевая система скотоводства и специфические условия Казахстана, где массовые падежи скота были обычным явлением, обусловили возникновение джатаческого парцеллярного земледелия на побережьях рек и озер и издольного — на призимовочных участках знати. Первое имело глубокие корни, представляя собою историческую традицию земледелия средневековья; второе развивалось главным образом в новых условиях, когда стали заниматься полукочевым земледелием представители знати. Но кочевое скотоводство оставалось основной отраслью их хозяйства как во второй половине XVIII в., так и в первой половине XIX в. При всех обстоятельствах у знати были огромные излишки скота, которые становились товаром на русском и среднеазиатском рынках. С кочевым скотоводством феодалы были связаны исторической традицией и многовековым опытом. Поэтому во второй половине XVIII в. в северных и восточных районах Казахстана, смежных с меновыми дворами городов Сибирской линии, еще немногие султаны и батыры хотели заниматься земледелием. Здесь земледелие начало развиваться тогда, когда лучшие зимовки были узурпированы знатью, превращаясь в очаги полуоседлого хозяйства. Имеются сведения о посевах на зимовках казахской знати (в первой четверти XIX в.) в верховьях левобережья Иртыша, на территории, смежной с Усть-Каменогорской крепостью, и в районе Бухтарминской крепости. Здесь появились посевы шести султанов: дасана Ханбабина, Клыча и Карагулы Дасановых, Мусаралы, Мартыбая, Темирхана с их туленгутами и 13 биев с «их киргизами», т.е. рядовыми скотоводами подвластных аульных общин. Посевная площадь этого района, располагавшаяся в долинах небольших речек, притоков Иртыша и горных ключей, была невелика — 325 десятин. Но в отличие от опыта земледелия на Ишиме здесь наряду с посевами биев и султанов имелись самостоятельные посевы проса у егинши; они составляли от трех до 15 десятин. Отличительная особенность периода — создание самостоятельных земледельческих хозяйств казахов. 
http://e-history.kz/ru/contents/view/413
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...