Перейти к содержанию
АксКерБорж

Жаулык-Жоолук-Йаулук-Кимешек-Элечек-Намитка - головной убор замужних женщин кочевых тюрков

Рекомендуемые сообщения

11 часов назад, АксКерБорж сказал:

1) Орамал - это любой обычный женский платок любого цвета, который завязывается различными способами своими двумя противоположными углами.

2) Жаулык - это цельносшитый белый платок с отверстием для лица.

3) Кимешек - это южно-казахстанская и западно-казахстанская разновидность жаулыка с тюрбаном на голове.

4) Восточный или Найман-Керей-Меркитский жаулык отличается от того и другого. В теме я дал достаточно инфы про него. 

5) Казашки выйдя замуж надевали и вплоть до глубокой старости носили этот цельносшитый головной убор:

На юге и западе - кимешек;

На северо-западе, севере, северо-востоке и востоке - жаулык.

1) Орамал это современное название Жаулыка.

3) Тюрбан на голове имеет свое название - Кундык. 

Знаток то же мне! :lol:

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Almaty сказал:

Какой же непорядочный обманщик наш АКБ, тебе не стыдно постоянно врать? 

Уже и Дудина приватизировал, АКБ хавтит врать! :lol:

Что и стоило ожидать, обычная подтасовка фактами чем он давно занимается на этом форуме не без молчаливого согласия Админа.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Almaty сказал:

Какой же непорядочный обманщик наш АКБ, тебе не стыдно постоянно врать? 

Уже и Дудина приватизировал, АКБ хавтит врать! :lol:

Обманщик АКБ что на это скажешь? :lol:  

 

Ты что по-русски читать не умеешь?

Я не сам это придумал, а дал ссылку на статью Ю.Г. Попова.

Ваши кривлянья с Arсеном демонстрируя из себя знатоков казахской культуры и женских платков только вызывают жалость, потому что вы приносите вред запутывая и искажая и без того запутанные вопросы.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Almaty сказал:

1) Орамал это современное название Жаулыка.

Знаток то же мне! :lol:

 

Неправда. Вы двое из-за своей региональной амбициозности всё намеренно путаете и сбиваете всех с толку.

 

Все гораздо проще:

 

1) Орамал - это любой обычный женский платок любого цвета, который завязывается различными способами своими двумя противоположными углами.

2) Жаулык - это цельносшитый белый платок с отверстием для лица.

3) Кимешек - это южно-казахстанская и западно-казахстанская разновидность жаулыка с тюрбаном на голове.

4) Восточный или Найман-Керей-Меркитский жаулык отличается от того и другого. В теме я дал достаточно инфы про него. 

5) Казашки выйдя замуж надевали и вплоть до глубокой старости носили этот цельносшитый головной убор:

На юге и западе - кимешек;

На северо-западе, севере, северо-востоке и востоке - жаулык.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Аrсен сказал:

Что и стоило ожидать, обычная подтасовка фактами чем он давно занимается на этом форуме не без молчаливого согласия Админа.

 

В который раз говорю тебе, не надо навязывать степнякам северянам южное название КИМЕШЕКв Среднем джузе этот головной убор назывался ЖАУЛЫК!

 

Просвещайся со своим подельником:

 

"... Че­рез год мо­ло­дая на­де­ва­ла бе­лый хлоп­ча­то­бу­маж­ный убор (ки­ме­шек, у казахов Сред­не­го жу­за – жау­лык), род ка­пю­шо­на с вы­ре­зом для ли­ца, за­кры­ваю­ще­го грудь, пле­чи и спи­ну; по­верх не­го на­вёр­ты­ва­ли тюр­бан или пла­ток."

Пруфф:

https://bigenc.ru/ethnology/text/2032907

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

В который раз говорю тебе, не надо навязывать степнякам северянам южное название КИМЕШЕКв Среднем джузе этот головной убор назывался ЖАУЛЫК!

 

Просвещайся со своим подельником:

 

"... Че­рез год мо­ло­дая на­де­ва­ла бе­лый хлоп­ча­то­бу­маж­ный убор (ки­ме­шек, у казахов Сред­не­го жу­за – жау­лык), род ка­пю­шо­на с вы­ре­зом для ли­ца, за­кры­ваю­ще­го грудь, пле­чи и спи­ну; по­верх не­го на­вёр­ты­ва­ли тюр­бан или пла­ток."

Пруфф:

https://bigenc.ru/ethnology/text/2032907

 

жаулык был исключительно в Среднем жузе?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Almaty сказал:

3) Тюрбан на голове имеет свое название - Кундык. 

 

Вы оба все запутали и сами уже запутались в женских нарядах.

Правильно не "Кундык", а "Күндік".

И это не тюрбан, а накидка для прикрытия от солнца от слова "күн", как пишет этнограф Мәшһүр-Жүсіп Көпейұлы.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Оказывается, южно-казахское название жаулыка - кимешек - происходит от кыргызского названия "элечек", из слияния двух слов:

киім + элечек = киймелечек, киймечек, кимешек.

 

В свою очередь кыргызское "элечек" это фарсизм, обозначает "тюрбан" на голове, намотанное на жаулык навершие.

 

(Профессор К.К. Юдахин "Киргизско-русский словарь", стр. 949)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, Zake сказал:

жаулык был исключительно в Среднем жузе?

И вы тоже ведетесь на ложь? 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Я не местечковый путриот как наша алматинская парочка, Arсен и Almaty.

Я всегда стараюсь быть объективным и называть вещи своими именами, пусть они даже неприятны кому-то или мне самому,.

 

И здесь, в вопросе разных видов казахских жаулыков я честно отдаю свое личное предпочтение и симпатию не нашему северо-восточному жаулыку, а восточному Алтайскому жаулыку (Найман-Керей-Меркитскому казахскому), оно бесспорно самое красивое и изящное по праву!

 

Ведь не даром они прямое культурное наследие конских седел татар Чингизхана!

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 минут назад, Аrсен сказал:

И вы тоже ведетесь на ложь? 

 

Ложь может быть только у тебя, потому что никто не знает ни твою профессию, ни твой род, ничего абсолютно, кроме ник-нейма.

А у автора утверждения, что жаулык - это название у казахов Среднего джуза, профессора А.Ш. Кадырбаева, в отличие от тебя никакой лжи быть не может априори.

Кстати он ваш двоих земляк, алматинец, но не ведет себя невежественно и местечково как вы двое, потому что он Проофессионал своего дела, а не форумный тролль как вы двое!

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Ложь может быть только в тебя.

А у автора утверждения, что жаулык - это название у казахов Среднего джуза, профессора А.Ш. Кадырбаева, в отличие от тебя никакой лжи быть не может априори.

Кстати он ваш двоих земляк, алматинец, но не ведет себя невежественно и местечково как вы двое, потому что Проофессионал своего дела!

 

не совсем правильное утверждение у уважаемого профессора

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Zake сказал:

не совсем правильное утверждение у уважаемого профессора

 

Докажите.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

36 минут назад, Zake сказал:

жаулык был исключительно в Среднем жузе?

21.06.2018 в 09:57, AynurAskar сказал:

Не припомню, чтобы кто-нибудь на Севере его жаулык называл. Даже мои родственники из ауыла всегда говорили кимешек.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

38 минут назад, Zake сказал:

жаулык был исключительно в Среднем жузе?

Кимешек Павлодар

f5eaa746f1f53f81c3e9354d61202c53.jpg

c4b5fd9849501b8e9e4ee3f896ee3c03.jpg

"Посмотрите, какая прелесть, кимешек, XIX век. Здесь золотая вышивка (такая же, как на найденных фрагментах ткани, которые Татьяна Крупа изучает в Маргулан-центре - прим. автора), ее мода уходит в те далекие времена. А это - фабричное полотно, но работа очень тонкая", - комментирует историк, обращая внимание на декор юрты, расшитый мельчайшим тамбурным швом сложными узорами.

"Это наш регион, северный - Баянаул", - пояснили музейные работники. "Это редчайшая по такой технике исполнения вещь", - дополняет Татьяна Крупа. 
https://tengrinews.kz/article/808/

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

40 минут назад, Zake сказал:

жаулык был исключительно в Среднем жузе?

Научный журнал Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова

СВИДЕТЕЛЬСТВО о постановке на учет средства массовой информации № 4533-Ж выдано Министерством культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан 31 декабря 2003 года

1) Например, к тюркско-кыпчакскому этническому пласту относятся манера запахивания одежды на левую сторону. Окаймление халата, камзола-безрукавки нашив­ ками, размещение цветных строчек, вышивок по краям выреза для головы в кимешеке — женском головном убо­ре в виде капюшона, со спускающимся вниз по спине треугольником.

2) Замужней женщине считалось не к лицу носить пла­ тье из яркой ткани, с оборками, вышивкой, тогда как де­вушка могла носить любое платье на свой вкус, нередко расшитое тамбуром, золотой и серебряной канителью. Правда, молодая женщина могла носить богато отделан­ные нагрудники — кокрекше из плотной ткани, надевае­мые на платье под безрукавку; жаулык — головной убор открытого типа, складываемый из квадрата белой хлопча­тобумажной ткани, перекрещенные концы которого заки­дывались на плечи. Но, став женой и матерью, она должна была, как того требует обычай, носить длиннее, чем у де­вушек, платья без оборок; камзол, застегиваемый спереди на талии большой металлической пряжкой — капсырмой, нередко и на пуговицы. Ношение головного убора, в час­тности, кимешека и его разновидностей — сулама , шылауым, кундик, орама, определялось древним обычаем, по которому замужняя женщина должна была прятать свои волосы, особенно в височной части, от посторонних глаз. Ей нельзя было непокрытой выходить из дома и занимать­ ся хозяйством, тогда как девушка, могла, заплетать волосы в две и более косы и не покрывать их вовсе.

3) Через год после замужества женщины начинают но­сить более простой’, практичный и удобный головной убор — желек. Это упрощенное саукеле., он имеет твер­дый каркас в форме усеченного конуса, который обши­вается глазетом или обертывается фольгой, украшается привесками из золотых и серебряных бляшек со вставка­ ми самоцветов. Этот головной убор встречается на ри­сунках художников Е. Корпеева, Л. Мартынова, П. Кошарова и II. Клапрота. После рождения детей молодая женщина переходит к третьему виду головного убора - кимешек. Его обычно носят в возрасте 25—45 лет. Он шьется из белой ткани, часто вышивается гладью. В альбоме «Казахский народ­ный костюм» опубликованы кимешеки, хранящиеся в ЦГМК. Среди них выделяется кимешек из белого шелка. Чащечные его части расшиты шелком и очень мелкими жемчужинами. Кимешеки из белой ткани «маре» с вы­шивкой шелком и отделкой бахромой были представле­ны на выставке Третьего конгресса ориенталистов в Петербурге и на Всемирной выставке в Париже» [8.-стр. 115].

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 минуту назад, АксКерБорж сказал:

 

Докажите.

 

что доказывать? название жаулык не может относится только к Среднему жузу, бред настоящий 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

48 минут назад, Zake сказал:

жаулык был исключительно в Среднем жузе?

АКБ-ный любимый жаулык китайские керей-меркит-найманы не знают 

Жәди Шәкенұлы. Қытай қазақтары

Қазақ әйелдерінің кимешек шылауыштары жас кезінде, барынша ашық, әсем жібек жіптермен қанық және жиі кестеленеді. Алдымен кимешек киіледі де үстінен шекесіне шылауыш тартылады. Шылауыштың маңдайы, төбесі (тіпті етегіне дейін ) кестеленіп, маңдайына күміс салпыншақ тағылады. Кимешек шылауыштың жасауында жалпы үлгісі ұқсаса да кейбір үлкен тайпалардың (үйсін, найман, керей) әйелдерінің кимешек шылауышында айырма да болады. Үйсін әйелдері кимешектерін баспалап тігеді де, кимешегіне маңдай (шылауыш орнына) қояды. Ал керей әйелдерінің кимешегінің жағы кең тігіледі де, құлағы, самайы көрініп тұрады. Қызай әйелдерінің кимешегі көбінше кестеленіп (ішінара кануалап) тігіледі де, жағы басына лайықтап тігіліп әдетте құлағы көрінбейді. Қазақ әйелдері жасы ұлғайып кеткенде кимешек шылауыштарын шалаң кестелеп киеді. Өлімді-жітімді болған кездерінде, қызыл алалы кестелі кимешек-шылауыштарын бір жылға дейін кимей, бастарына қаралық салады. Ал күйеулері өлген әйелдер кимешек-шылауышты мүлде кестесіз (тек лайықты дәрежеде ақ, сары машина жіппен өрнектеп) киеді. Келіншектердің кимешектерінің алды көрікті, кестелі болудан сырт, оған маржандап сөлкебай тағылады. Шылауыштарының маңдайына тағатын салпыншақтары асыл меруерт маржандардан немесе күмістен жасалады. Бас киімде әсемділік әйелдердің көркін асыра түседі.

Кимешек шылауыш казахских женщин украшается узорами из шелковых ниток. На голову одевают кимешек и поверх покрывают шылауыш. Шылауыш украшается узорами и серебряным салпыншак. У разных племен кимешек шылауыш немного отличается. Уйсинские женщины прилегают кимешек очень плотно к лицу. Керейские женщины шьют кимешек свободнее и оттого уши проглядываются. Это мой перевод прошу не судить сильно ;)

https://www.inform.kz/kz/zhadi-shakenuly-kytay-kazaktary_a2922925

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

49 минут назад, Zake сказал:

жаулык был исключительно в Среднем жузе?

08.09.2018 в 09:21, Karaganda сказал:

Всем привет! Кимешек у нас называют белый головной убор, одеваемый женщинами преклонного возраста, жаулык в широком понимании вообще головной платок, с уважением

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Аrсен сказал:

AynurAskar: Не припомню, чтобы кто-нибудь на Севере его жаулык называл. Даже мои родственники из ауыла всегда говорили кимешек.

 

Она уроженка юга, переехавшая на постоянное жительство на север. Да и возраст у нее весьма молодой, не старше 25 - 30 лет. Как она может что-то припомнить из местного и из старины местной в таком случае?

Ты уже не знаешь на что и на кого ссылаться. ;)

 

2 часа назад, Аrсен сказал:

Кимешек Павлодар

 

Хех, уже и слова гостьи из Украины приводит. Если сами казахи не могут отличить жаулык от кимешека, то откуда ей знать про такие тонкости?! 

Если честно, то до моей этой темы никто в Казахстане даже не задумывался над этим вопросом и все ошибочно считали как и ты, что всё у казахов одинаковое. Но я копнул и открыл целинные залежи великого разнообразия во всем!

 

Извините меня за мою нескромность, но как говорится, сам себя не похвалишь - Arсен с Almaty не похвалят. -_-

 

2 часа назад, Zake сказал:

что доказывать? название жаулык не может относится только к Среднему жузу, бред настоящий 

 

Это не бред, а утверждение профессора А.Ш. Кадырбаев, наверняка основанное на свидетельствах исторических документов. Историки не коммерсанты как наш Arсен, и всегда каждое свое утверждение и мнение обосновывают ссылками на источники. 

Бред это у Arсена с Almaty. Если вы присоединитесь к их троллингу и искусственно созданной путанице в теме, то и у вас появится бред, чего бы если честно не хотелось.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 минут назад, Zake сказал:

что доказывать? название жаулык не может относится только к Среднему жузу, бред настоящий 

Конечно бред.

Это из той же серии как - Жая, Калжа, Тентек, Коктем, Наурыз, Казы и тд.

Я пока в другие темы не лезу (там нужно более углубленно этим заняться) и для этого нужно время. Но как и обещал Кудай буйырса скоро займусь!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Аrсен сказал:

Я пока в другие темы не лезу (там нужно более углубленно этим заняться) и для этого нужно время. Но как и обещал Кудай буйырса скоро займусь!

 

А как же твоя закусочная, ты же сам писал, что имеешь такой бизнес в Алмате. Я не в уничижительном плане, ведь все профессии хороши,  я в том плане, что из-за меня ты только потерпишь убытки впустую просиживая на форуме и копая на просторах интернета созвучные словечки, рекламу, ценники, бирки по ключевым словам "бешбармак", "кимешек", "картошка". 

Нет, так дело не пойдет, я не хочу быть виноватым если ты разоришься. Давай занимайся ка лучше своим любимым и прямым занятием, а казахские разновидности жаулыков, кимешеков, конских сёдел, юрт и прочего это не твое призвание, честно.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очередная ложь - про закусочную! Придумывает все находу в своем репертуаре. Факты кидай про закусочную!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

г.Алматы, музей, основанный в 2001 году.

 

На фото отчетливо и ясно видно, что перед нами самый обыкновенный северо-западный, северный, северо-восточный ЖАУЛЫК, но экспонат подписан по привычному для юга названием КИМЕШЕК, хотя он без тюрбана и прочих причиндалов. 

Я думаю что это конечно же опять из-за не владения вопросом, который я впервые поднял открыв эту тему-целину:

 

 d9de81861699ab16d61cb161078dc995.jpg

Пруффы:

http://almatymuseum.kz/ru/category/3

http://almatymuseum.kz/ru/search

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...