Перейти к содержанию
АксКерБорж

Жаулык-Жоолук-Йаулук-Кимешек-Элечек-Намитка - головной убор замужних женщин кочевых тюрков

Рекомендуемые сообщения

12 часов назад, Momyn сказал:

1.Просил же тебя Жаксылык не упоминать его всуе :ph34r:.

Он действительно пишет много статей, а я даже постов на форум мало отправляю, не то что ты, поэтому «горячие пирожки» не по мне, поэтому отмазка твоя не прокатит. Раз уж начали продолжу про пирожки. В школьные годы часто бывал летом у нагаши дяди, в те года казахи на кухню не ступали. Жил у них в основном немецко-русском  селе несколько семей казахов и единственная узбекская семья глава которого заведовал столовым. Вместе с дядей иногда посещали его столовую, где вкусно готовили и пирожки тоже. Он по приятельски шутил – Что друг все пирожки жаришь? Тот отвечал: - А ты ветеринар все в каске?  Дядя ездил на мотоцикле все советское время, а его одноклассник на белой машине сверкавший хромом и оленем на капоте. Так, что не смейся над пирожками:angry:

2.Такое я слышал и от найманов, кипчаков, аргынов и много от кого. Факт в том, что казахи аутосомно одинаковы, а от них генов все эти антропризнаки и зависят. Казахи разнообразны и это разнообразие одинаково по регионам. Просто поезди посмотри. Даже среди оралманов с Узбекистана и Каракалпакий таких полно. По моим прикидкам каждый десятый казах имеет светлые глаза, каждый третий светлую кожу.

3.Я тебе объяснил твое заблуждение через которое ты хочешь одеть в кимешек почти всех женщин Евразии. Нет бы признать свою неправоту, а ты по старинке все забалтываешь цыплятами с инкубатора.

У меня времени, чтобы все время сидеть на форуме нет, но я же редкими постами даю знать, что с вами форумчане. А ты АКБ бездельник или накопил много денег и имеешь управляющего, а сам рыбу ловишь с ноутбуком в придачу? Вообще-то зажигай и дальше, посмеяться тоже надо, но иногда умные вещи и у тебя бывают;).  

Хотел продолжить в другой теме, но все время потратил на тебя.  

 

Оффтоп, публичное обсуждение чужой личности и личной неприязни и ни одного конкретного материала по теме. Даже комментировать не стоит.

Ты и вправду потратил уйму времени впустую.

 

И что за нехорошая привычка у тебя с Arсеном и Almaty постоянно обсуждать и мусолить мою личность во всех темах, ведь вы трое со мной лично совершенно не знакомы и не знаете меня. Может быть лучше вам троим следовало бы попытаться опровергнуть мои версии и комментарии путем нормальных дискуссий, ведь это в конце концов не базар, а исторический форум.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Momyn сказал:

Писмейкер миниатюры комментируйте пожалуйста. 

 

Плохо что Peacemaker никогда не подписывает заливаемые свои фотографии и рисунки.

Очевидно, что на рисунке аналог казахского жаулыка Степного края (северо, северо-восточного типа).

Если окажется, что на этой персидской миниатюре изображены татарки 13 - 14 вв., то мои версии об исторических аналогиях жаулыков и моя классификация жаулыков-кимешеков подтвердятся лишний раз.

Это может только радовать. ;)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 hours ago, АксКерБорж said:

 

Плохо что Peacemaker никогда не подписывает заливаемые свои фотографии и рисунки.

 

 

dae-10349329.jpg

Mongolian camp with women under a tent, miniature from a Persian manuscript

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, Peacemaker сказал:

Mongolian camp with women under a tent, miniature from a Persian manuscript

 

Судя по белым жаулыкам это не монголы в современном их понимании, а тюрки, причем жаулык явно степного покроя, из одной детали.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 minute ago, АксКерБорж said:

 

Судя по белым жаулыкам это не монголы в современном их понимании, а тюрки, причем жаулык явно степного покроя, из одной детали.

 

По моему  на картине монголы-воины развлекаются с местными женщинами.

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Peacemaker сказал:

По моему  на картине монголы-воины развлекаются с местными женщинами. :D

 

Странный татарин, в чалме, да еще и с голыми ногами.

Нельзя так слепо и страстно верить рисункам перса 14 - 15 веков, да еще и пытаться их комментировать с серьезным видом.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Если верить подписи, то это Астраханская казашка, тип жаулыка-кимешека по моей классификации юго-западный:

 

bdb545e453c77fd3c70c5d9842ac6894.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Не зря наверно все европейские путешественники очевидцы не делали абсолютно никаких различий в своих долгих поездках и описаниях между половцами и татарами.

 

Казахский найман-керей-меркитский жаулык:

image?id=852400129722&t=0&plc=WEB&tkn=*s

Половецкий аналог:

1e1a05630133.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Северный, северо-восточный тип жаулыка оказывается характерен был не только Омской и Павлодарской областям, но и Акмолинской области.

Короче этот вид жаулыка с уверенностью можно назвать жаулыком казахов Степного края.

На фото Мария Рыкина, известная казахам как Мариям Жагоркьызы, сочинившая своему возлюбленному джигиту Дюйсену песню "Дударай" (кучерявенький) :):

0_5_Mariy.JPG

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 7/6/2018 at 2:16 PM, АксКерБорж said:

Ув. Kamal, моя попытка развить тему показало:

1) Что казахские племена Степного края и Алтая или северные, северо-восточные и восточные, называли этот головной убор ЖАУЛЫКЬ, а племена запада, юго-запада и юга называли его КИМЕШЕК.

2) Что северный, северо-восточный жаулыкь состоял из ОДНОЙ ДЕТАЛИ, а юго-западный, южный и восточный из ДВУХ ДЕТАЛЕЙ.

Пока что я предполагаю и до конца еще с точностью не выяснил какая из двух деталей на юге называлась кимешек, а какая жаулык. Но думаю постепенно мы все сообща это выясним.

Скорее всего тут идет путаница. Жаулык в моем понимании - закрыть голову и происходит от слова "жау" (закрой). Мусульманской женщине неприлично показывать неприкрытую голову, этого все еще придерживаются даже современные невестки, по крайней мере будучи дома перед свекром и свекровью или другими взрослыми домочадцами, сноха всегда надевает хотя бы косынку, это дань уважения. А Кимешек, я думаю, что-то другое, его наряжают кто как может разными украшениями и узорами тогда как жаулыку особого значения в этом плане не придают, накинул на голову и порядок. А с другой стороны, кыргызский элечек очень уж созвучен с Кимешеком, но правильно ли согласиться с предположениями кыргызских знатоков этого вопроса, что казахский Кимешек будто заимствованное от кыргызского Элечек в виде Киим Элечек - Кимешек?!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, Kamal сказал:

Мусульманской женщине неприлично показывать неприкрытую голову

 

Я думаю наши далекие предки даже еще не будучи мусульманами тоже так считали.

Поэтому древний тюркский жаулык-кимешек я думаю никак не связан с исламом (если только не наоборот :)).

Я не богослов и не фанат в деле веры, но предполагаю, что у арабов хиджаб это не просто платок, а вся женская верхняя одежда, покрывающая ее с головы до пят. Более того я думаю у арабов хиджаб должны носить как минимум с детства. У нас же традиционный жаулык или кимешек это исключительно головной убор женщины, вышедшей замуж и которая носила его до смерти. Девочки и девушки их никогда не носили!

 

11 часов назад, Kamal сказал:

Скорее всего тут идет путаница. 

 

Да, есть путаница, которую я и хочу вместе со всеми распутать.

 

11 часов назад, Kamal сказал:

Жаулык в моем понимании - закрыть голову и происходит от слова "жау" (закрой).

Кимешек, я думаю, что-то другое, его наряжают кто как может разными украшениями и узорами тогда как жаулыку особого значения в этом плане не придают, накинул на голову и порядок. 

 

Я тоже так считал и считаю. Потому что в Степном крае Казахстана кимешек как таковой (как название и как предмет) не был известен.

Я как и вы считаю, что жаулык это сам белый платок, сшитый так, что оставлял открытым одно лицо.

А в других регионах, где название кимешек знакомо и используется, думаю кимешек это вторая деталь жаулыка, его украшение - это либо намотанный поверх тюрбан, либо нагрудник как у найманов, кереев и меркитов, либо еще что-то красочное.

 

С такой позицией категорически не согласен не я, а  Arсен, правда мотивировать свое несогласие он пока никак не может. Просто ему не нравится всё степное, название жаулык в частности, ему больше нравится название кимешек.

 

11 часов назад, Kamal сказал:

казахский Кимешек будто заимствованное от кыргызского Элечек в виде Киим Элечек - Кимешек?!

 

По моему, неправильная постановка вопроса. Это все равно что сказать, что казахи заимствовали у кыргызов ..... юрту, бешбармак, войлочный колпак и т.д. :)

А если серьезно, то все это у нас общее.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Я тоже так считал и считаю. Потому что в Степном крае Казахстана кимешек как таковой (как название и как предмет) не был известен.

Я как и вы считаю, что жаулык это сам белый платок, сшитый так, что оставлял открытым одно лицо.

А в других регионах, где название кимешек знакомо и используется, думаю кимешек это вторая деталь жаулыка, его украшение - это либо намотанный поверх тюрбан, либо нагрудник как у найманов, кереев и меркитов, либо еще что-то красочное.

 

С такой позицией категорически не согласен не я, а  Arсен, правда мотивировать свое несогласие он пока никак не может. Просто ему не нравится всё степное, название жаулык в частности, ему больше нравится название кимешек.

 

 

Об этом хотя бы свидетельствует тот факт, что у казахов существуют устойчивые выражения:

Ақ жаулық - белый жаулык (белый жаулык).

Ақ жаулықты аналар - матери в белых жаулыках (поэтический образ преклонения перед матерями).

 

Но не существует выражений:

Ақ кимешек - белый кимешек.

Ақ кимешекті аналар - матери в белых кимешеках.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 hours ago, АксКерБорж said:

1. Я думаю наши далекие предки даже еще не будучи мусульманами тоже так считали.

Поэтому древний тюркский жаулык-кимешек я думаю никак не связан с исламом (если только не наоборот :)).

Я не богослов и не фанат в деле веры, но предполагаю, что у арабов хиджаб это не просто платок, а вся женская верхняя одежда, покрывающая ее с головы до пят. Более того я думаю у арабов хиджаб должны носить как минимум с детства. У нас же традиционный жаулык или кимешек это исключительно головной убор женщины, вышедшей замуж и которая носила его до смерти. Девочки и девушки их никогда не носили!

2. А если серьезно, то все это у нас общее.

1. Возможно, религия тут ни причем, по крайней мере в прошлом у разных народов были разные формы женского головного убора, которого носили и в домашних условиях. Нет даже никакого намека на хиджаб, так как, предки (женщины) никогда не закрывали лицо. Правда, каракалпакские женщины помимо орамала и кимешека носили еще халат в виде паранджи, прикрывающий все тело от головы до ног, но лицо при этом оставалось открытым.

2. Однозначно. Только я писал, что можно ли принять такое предположение кыргызов за основу?! Я лично не думаю, что Кимешек это искаженное от Киим Элечек. 

6 hours ago, АксКерБорж said:

Об этом хотя бы свидетельствует тот факт, что у казахов существуют устойчивые выражения:

Ақ жаулық - белый жаулык (белый жаулык).

Ақ жаулықты аналар - матери в белых жаулыках (поэтический образ преклонения перед матерями).

Но не существует выражений:

Ақ кимешек - белый кимешек.

Ақ кимешекті аналар - матери в белых кимешеках.

У нас есть  - Ак орамаллы аналар (матери в белых платках).

Относительно Кимешека есть - кызыл (красный) и ак (белый) кимешек. Но не слышал выражения - Ак кимешекли аналар. Стало быть, статус Орамала (турме, жаулык) как головного убора - выше.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

09.07.2018 в 01:01, Kamal сказал:

Я лично не думаю, что Кимешек это искаженное от Киим Элечек.

 

Очень интересная версия!

В таком случае как можно объяснить на кыргызском языке "элечек", кто знает?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Peacemaker, вы смешали в кучу разные виды жаулык-кимешеков!

 

Эти вероятно так называемого юго-западного типа, емнип из антропологической экспедиции Руденко и из Туркестанского альбома Кауфмана:

?qa=blob&qa_blobid=11303753004943870877

616x510.jpg

Эти вероятно так называемого южного типа, емнип из собраний фотографов по Семиреченской области и Лепсинскому уезду:

fb03a892fce7ae603cd62263ec458c84.jpg

0_3_DSC04267.JPG

А это просто рисунок как художественная выдумка какого-нибудь художника, а не документальное фото: :D

fullsize.jpeg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 hours ago, АксКерБорж said:

 

 

А это просто рисунок как художественная выдумка какого-нибудь художника, а не документальное фото: :D

 

 

 

0_6_00.png

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Это фото тоже из Туркестанского альбома Кауфмана.

Peacemaker, ну что ходили на площадь? Что видели, есть ли фотки с Наадама?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, АксКерБорж said:

 

Это фото тоже из Туркестанского альбома Кауфмана.

Peacemaker, ну что ходили на площадь? Что видели, есть ли фотки с Наадама?

 

201105220843044dd904d8867e2.JPG

:D

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, Peacemaker сказал:

201105220843044dd904d8867e2.JPG

:D

 

Монгольская водка "Найман шарга архи" - водка "Восемь палевых [жеребцов]": :D

3fd5cc52884c003agreat.jpg

2444b877-b69e-4b42-9ed7-949ea884d07b_m.j

 

Вы лучше фотки скиньте с Наадама!

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 7/10/2018 at 2:35 PM, АксКерБорж said:

Очень интересная версия!

В таком случае как можно объяснить на кыргызском языке "элечек", кто знает?

Обычно, когда указывают надеть головной убор мужчинам, то говорят "калпагынды кий" (надень шапку). А когда женщинам обращаются, то это указание звучит по иному - орамалынды ора (обмотай), туй (завяжи), ил (накинь). А что, если у кыргызов бытует только последнее выражение в форме Эл (накинь), а отсюда Элечек (накидка)? Как Вам такая версия?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...