Перейти к содержанию
Shamyrat

Исконно тюркское слово обозначающее человек.

Рекомендуемые сообщения

Принято считать что слово adam это арабизм.Тогда какое тюркское слово обозначает человека.Слово kişi сомнительна так как в большинстве тюркских языков киши обозначает некто или кто-то и только в нескольких сибирских языках киши обозначает человек.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как-то странно что почти все тюркские народы с приходом арабов взяли да и забыли родное слово обозначавшего человека и не только мусульмане ,но и тюрки христиане и даже тюрки иудеи .При этом у арабов и евреев слово адам обозначает всего лишь первого человека.А может все-таки адам это исконно тюркское слово?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  адам оҕланы — род человеческий, люди

1äläм
1) — свет, мир
  бу äläм — этот мир
  о äläм — тот мир
2) — народ, люди
3) — век

амыттан
1) — имевший душу, народ, люди, люд, живые существа
2) амыттан нäмä — всякий, какой либо
3) — (с отрицанием) - никто

амышkа = абышkа — старик

ähl
1) — народ, люди
2) — жена, супруга

1äр
1) — мужчина

1äl (еl)
1) — мир, согласие
2) — племя, семья, жители одной местности, приход (первоначально вероятно: те, которые вместе кочуют и мирно живут)
3) — народ
  äl jон — народ
4) — страна, губерния

5) — собственный народ, свое племя, своя семья (противоположно: jат - чужой
6) — люди прихода, в противоположность собственной семье, т. е. чужие, другие

7) — люди вообще

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 минут назад башгирд написал:

  адам оҕланы — род человеческий, люди

1äläм
1) — свет, мир
  бу äläм — этот мир
  о äläм — тот мир
2) — народ, люди
3) — век

амыттан
1) — имевший душу, народ, люди, люд, живые существа
2) амыттан нäмä — всякий, какой либо
3) — (с отрицанием) - никто

амышkа = абышkа — старик

ähl
1) — народ, люди
2) — жена, супруга

1äр
1) — мужчина

1äl (еl)
1) — мир, согласие
2) — племя, семья, жители одной местности, приход (первоначально вероятно: те, которые вместе кочуют и мирно живут)
3) — народ
  äl jон — народ
4) — страна, губерния

5) — собственный народ, свое племя, своя семья (противоположно: jат - чужой
6) — люди прихода, в противоположность собственной семье, т. е. чужие, другие

7) — люди вообще

Например
Арал =Ар + Ал (эль) - страна, территория народа "ар", а не непонятное Арал - остров.

Аналогично
Урал -  страна, территория народа "ур"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад башгирд написал:

Например
Арал =Ар + Ал (эль) - страна, территория народа "ар", а не непонятное Арал - остров.

Аналогично
Урал -  страна, территория народа "ур"

 Скорее всего и ур и ар это от слова благородный муж()

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад Shamyrat написал:

 Скорее всего и ур и ар это от слова благородный муж()

Не только.
Ар —муж, воин (чувашс).
ăря -- племя, вождь племени --ăря пязĕ

Арс- предположительно древний этнос. (Вики)

АР на древнетюркском будет рыжий (солнечный, золотой?). http://turan.info/forum/showthread.php?t=6347

арры, ары, ари, арины, аряне (Страденберг}. В.Н.Татищев. История Российская. 1892, 146; Сказания князя Курбского.

Так неофициально именуют удмуртов и сейчас соседние тюркские народы (татары, башкиры и чуваши) [6]

ari -- норв. орёл; *H₃or-no- праиндоевропейский корень слова - орёл; алб. orë; англ. earn/erne; арм. arciv/ardziv; валлийск. eryr; готск. ara; греч. orneon; др.- др.-прусск. arelis; ирл. irar/; латв. ērglis; лит. erelis; нем. arn/Aar; польск. orzeł; рус. орёл

Арей (Ареса) -- «бог» войны у греков, у карачаево-балкарцев «божество» ветра - Эрей/Эррей/Эрирей от архаического названия меча - эрек, эрей, откуда и один из терминов, обозначающих дружинника, воина - «эрейчи», буквально, «мечник». Ученые-эллинисты также отмечают, что культ Арея не греческого происхождения, и в олимпийской религии занимает второстепенное место. И, к примеру, в Троянской войне Арей «участвует» на стороне троянцев, а не греков. (М.Ч. Джуртубаев, 2005)

Арес - был известен у этрусков по имени Maris и был заимствован латинами.

Арай --планета Марс у казахов - праобраз греческого "бога" войны - Арея (Ареса)


У́р (Urim) (шумер. — Урим) — один из древнейших шумерских городов-государств древнего южного Междуречья 5-го тысячелетия — IV в.
А также другие города на Ур и государство Урарту в честь Ура, который не был богом, но получается весьма почитаемым.

(Страна Ур царя царей и страна ат-Турк. Калинина Г.М. Сведения ранних ученых арабского  халифата/ ал-Баттани.)
 

Также:
Ur
-удар,
Ur от OR –орда –ставка,
Uri – сын,
Uran- боевой клич, (у римлян- бог)
ОР- высота, возвышенность.

Если Uri – сын, то Ur -его родитель (отец, мать …предок)

Поэтому Урал, возможно, означает "земля предков -Уров" - отчизна, что объясняет трепетное отношение башкир к этому "географическому термину".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть еще одно обозначение человека - Инсан, по крайней мере у каракалпаков относительно человека чаще всего применяется именно это слово. Слово Сан когда-то обозначало общность людей в несколько тысяч, например, многосанные ногаи встречаемые в каракалпакских эпосах. Здесь многосанные скорее всего означает разные группы народов, объединенных именем ногаев. Поэтому, если Сан это множество людей, то может ли быть Инсан одним человеком? Правда, само собой разумеется Инсан состоит из двух слов Ин+Сан, но я не знаю точно, а предполагаю, что Сан = люди, а в сочетании Ин = человек. У каких еще народов есть слово Инсан - Человек?    

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад Shamyrat написал:

Инсан возможно фарсизм

 

2 часа назад Kamal написал:

Есть еще одно обозначение человека - Инсан, по крайней мере у каракалпаков относительно человека чаще всего применяется именно это слово. Слово Сан когда-то обозначало общность людей в несколько тысяч, например, многосанные ногаи встречаемые в каракалпакских эпосах. Здесь многосанные скорее всего означает разные группы народов, объединенных именем ногаев. Поэтому, если Сан это множество людей, то может ли быть Инсан одним человеком? Правда, само собой разумеется Инсан состоит из двух слов Ин+Сан, но я не знаю точно, а предполагаю, что Сан = люди, а в сочетании Ин = человек. У каких еще народов есть слово Инсан - Человек?    

арабизм. На турецком также будет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 4/30/2018 at 5:53 PM, башгирд said:

  адам оҕланы — род человеческий, люди

1äläм
1) — свет, мир
  бу äläм — этот мир
  о äläм — тот мир
2) — народ, люди
3) — век

амыттан
1) — имевший душу, народ, люди, люд, живые существа
2) амыттан нäмä — всякий, какой либо
3) — (с отрицанием) - никто

амышkа = абышkа — старик

ähl
1) — народ, люди
2) — жена, супруга

1äр
1) — мужчина

1äl (еl)
1) — мир, согласие
2) — племя, семья, жители одной местности, приход (первоначально вероятно: те, которые вместе кочуют и мирно живут)
3) — народ
  äl jон — народ
4) — страна, губерния

5) — собственный народ, свое племя, своя семья (противоположно: jат - чужой
6) — люди прихода, в противоположность собственной семье, т. е. чужие, другие

7) — люди вообще

HC8EmyKtGPA.jpg

 

По вашему хүн,кун,кумун  это монголизм или пие. в древнетюркском?

Я считаю,что башкирские эл,амыттан и жон -это монголизмы.

:D

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

30 минут назад Peacemaker написал:

HC8EmyKtGPA.jpg

 

По вашему хүн,кун,кумун  это монголизм или пие. в древнетюркском?

Я считаю,что башкирские эл,амыттан и жон -это монголизмы.

:D

küng -- күң это рабыня/раб в казахских эпосах

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 hours ago, башгирд said:

Считайте на здоровье.

Значит, согласны .Башкиры не имеют никакого отношения тюркютам.Тюркюты это нынешные монголы.

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 30.04.2018 в 12:03 Shamyrat написал:

Принято считать что слово adam это арабизм.Тогда какое тюркское слово обозначает человека.Слово kişi сомнительна так как в большинстве тюркских языков киши обозначает некто или кто-то и только в нескольких сибирских языках киши обозначает человек.

Адам это перво-человек! Адам это перво-мужчина! Адам это перво-отец! Отсюда схема Отец---> Мужчина ---> Человек!

И действительно, не было бы Отца, то не было бы Мужчины (в опосредованном смысле) и не было бы Человека (Мужчины или Женщины)!

У мужчины есть Сперма с отношением СИ(жизнь)+ per(lдавать) + аффикс ma! CИ===ZI(Life) - это из Шумера!

Понятие Человек в обозначении АДАМ вышло из понятия Отца!

Отец ada[FATHER] + am (энклитическая копула) передаёт чисто тюркское семантическое отношение "мой отец".

Слово ada[FATHER], которое известно всем тюркским народам, имеет своим истоком месопотамскую цивилизацию!

Посему то арабы могли спокойно узнать о Адаме!)))

Пойдём глубже- мы выяснили семантическую цепочку Отец-Мужчина-Человек, а теперь внутри этого отношения рассмотрим шумерское слово:

a[WATER] с значениями 1. water "вода" 2. semen "семя, сперма" 3. progeny "потомок".

Это слово абсолютно понимается всеми тюркскими языками- собственно глагол ax- течь отсюда!

Вот почему ada[FATHER]= a[SEMEN]+da[LINE], где da[LINE] имеет значения line, edge, side!

На шумерском dam[SPOUSE] это cупруг, супруга. Адам супруг Евы? Да!

На азербайджанском языке слово dam имеет значения "крыша" и "дом"! Но посмотрите на шумерское слово adam[HABITATION] habitation жилище. 

Его структуру можно вывести из a[PROGENY]+dam[HOUSE] из которой выводится логика-человек это потомок живущий под крышей дома своего!

Человек это потомок из Дома, родового убежища! Вы из какого дома будете?)))

Некий контекст Времени брака, согласия, сосуществования, крови, освящённый домом в Пространстве!

Так я думаю!!!)))

С Киши всё просто- в шумерском языке geş- пенис. Вот почему в азербайджанском языке в отличии от других тюркских языков kişi- мужчина, но никак не "человек"!. Мужчина это тот, у кого есть пенис!!! А человек может быть и мужчиной и женщиной!

Вот почему значение  kişi- человек не предковое, а приобретённое от тюркского первопредка пришедшего из района месопотамской цивилизации! Тюрки шли в ЦА, а не наоборот! Это моё мнение!!!

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 hours ago, Ashraf said:

С Киши всё просто- в шумерском языке geş- пенис. Вот почему в азербайджанском языке в отличии от других тюркских языков kişi- мужчина, но никак не "человек"!. Мужчина это тот, у кого есть пенис!!! А человек может быть и мужчиной и женщиной!

Логично, в каракалпакском Киси - исключительно мужчина зрелого возраста, а в отношении детей, женщин не применяется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 часа назад Kamal написал:

Логично, в каракалпакском Киси - исключительно мужчина зрелого возраста, а в отношении детей, женщин не применяется.

Остаётся только вспомнить, что Сырдарья в древности называлась Кангаром, а Шумер назывался Кенгиром!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тöрöңöi    имя первого человека

Äjiимя жены первого человека (Радлов В.В.)
Какая этимология этого слова и есть связь с адам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

30.04.2018 в 12:08, Shamyrat сказал:

Как-то странно что почти все тюркские народы с приходом арабов взяли да и забыли родное слово обозначавшего человека и не только мусульмане ,но и тюрки христиане и даже тюрки иудеи .При этом у арабов и евреев слово адам обозначает всего лишь первого человека.А может все-таки адам это исконно тюркское слово? 

Ничего подобного.

Никто не забыл, и трудно назвать язык, где бы не было слова "адам" или составляющей его части, в том или ином фонетическом виде.

Вот давайте разберём с позиций русского языка.

Есть в слове "адам" буква Д, которая может передавать звуки д и т. У нас звук д слышится в сильной позиции, звук т - в слабой. Сильная позиция - перед гласными, слабая - на конце слов.

Производное от слова "адам" в русском - слово "отец". Графическая запись звучания этого слова (фонетическая транскрипция ) выглядит так: [ат’эц] . Такая фонетика означает только одно - корнем, основой является слово "ад" (звучит как "ат"), ну, а -ец это суффикс, называщий людей мужского пола со значением принадлежности,  характеризующего свойства,  явления, характеризующегося признаком или действием, названным словами, от которых они образованы, ну и конечно же, суффикс -ец может выступать как суффикс субъективной оценки, образующий не новые слова, а их формы, отличающиеся от базовых слов эмоционально-экспрессивной, уменьшающей окраской (брат - братец, мороз - морозец). Вообщем, все значения -ец указывают на соотношение слова "отец" к слову "адам". Возможно и в слове "адам" -ам так же является каким-то, характеризующим основу "ад", суффиксом.

Вот этимология по Фасмеру
 

Цитата

оте́ц
род. п. отца́, укр. оте́ць, блр. оце́ц, др.-русск., ст.-слав. отьць πατήρ (Зогр., Мар., Остром., Супр.), болг. оте́ц, сербохорв. о̀тац, род. п. о̀ца, словен. óčе, -étа (от зв. *оtьčе), чеш., слвц. оtес, польск. оjсiес, в.-луж. wótc, wóćec, н.-луж. wóśc.
Праслав. *оtьсь из *оtьkъ, производного от *оtъ "отец", которое предполагается на основе др.-русск., цслав. отьнь "отчий" (Мейе, Ét. 382), а также диал. о́тик "самец животного", олонецк. (Кулик.), отёк "отец", ряз. (РФВ 28, 60); см. также Гуйер, LF 55, 360. Ср. греч. ἄττα "отец", лат. аttа, гот. atta "отец", алб. аt, ирл. aite "опекун, воспитатель", хетт. аttаš "отец" (Фридрих, Неth. Wb. 38), осет. ædа "папа, отец", также др.-инд. attā "мать, старшая сестра матери".
В Передней Азии тоже распространено аttа; см. Фридрих, там же.

Основой является праиндоевропейское *at-ta (отец или мать) из детской речи. Схожие формы существуют в неиндоевропейских языках (ср. тур. ata, венг. atya).
Нет ни малейшего основания, вопреки Шахматову (AfslPh 33, 91), для предположения о заимствовании из ирл. aithech, аthесh "мужчина из состоятельного слоя общества"; см. Фасмер, RS 6, 194 и сл.

"Адам" проматривается и в слове "атама́н" (предводитель, начальник) — старший в роду и предводитель у степных народов, предводитель казаков или (устар.) вообще старший в деле (как тамада у кавказских народов).

Версий происхождения "атаман" несколько:
 

Цитата

Происходит, как и др.-русск. ватамманъ от слова гетман (Headman англосаксов и скандинавов, нем. Hauptmann, раньше Heubtmann). Гатманами называли крымских христиан, назначаемых старостами поселений и зазывавших переселяться на Украину.
Атаман — от «ата» (с тюркского «отец» - оттома́нская империя ) или тюркского же odaman «старейшина пастухов или казачьего лагеря». Да и в русском слове "батя, батяня", слышется тоже общее "ата, отец".
Заслуживает также внимания версия происхождения слова атаман от немецкого «Amtman» — начальник службы, глава канцелярии; либо от немецкого «harter Mann» — твёрдый, крепкий человек.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

30.04.2018 в 13:03, Shamyrat сказал:

Слово kişi сомнительна так как в большинстве тюркских языков киши обозначает некто или кто-то и только в нескольких сибирских языках киши обозначает человек.

В казакском языке слово  "КІСІ"   означает ЧЕЛОВЕК.  "Ана   кісі"  - тот человек ( не путать со словом АНА= мать),  "мына  кісі" - этот человек ( не важно, женщина или мужчина).  Кто-то говорил что  это слово не произносится в отношении к детям - да, у нас так. Если ребёнку сказать что он дитё человека, то говорим - Сен адам баласын/ Адам баласы. Когда нужно сказать МУЖЧИНА  то говорим - Ер адам, женщина - айель адам. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

06.05.2018 в 11:35, Ashraf сказал:

С Киши всё просто- в шумерском языке geş- пенис. Вот почему в азербайджанском языке в отличии от других тюркских языков kişi- мужчина, но никак не "человек"!. Мужчина это тот, у кого есть пенис!!! А человек может быть и мужчиной и женщиной!

С такой логикой вы далеко пойдете. Во первых шумерский не имеет никакого отношения к тюркским языкам. Во вторых в азербайджанском значение слова kişi просто поменялось со временем. kişi означает человек, как мужчина, так и женщина. На Алтае, прародине тюрков, кореной народ алтайцы называют себя алтай кижи, то есть алтайские люди, люди алтая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 минут назад, Nurbek сказал:

С такой логикой вы далеко пойдете. Во первых шумерский не имеет никакого отношения к тюркским языкам. Во вторых в азербайджанском значение слова kişi просто поменялось со временем. kişi означает человек, как мужчина, так и женщина. На Алтае, прародине тюрков, кореной народ алтайцы называют себя алтай кижи, то есть алтайские люди, люди алтая.

не стоит спорить, просто некоторые азербайджанские братья прям окутаны манией тюрко-шумеров и гипотезой о переселении тюрков с Кавказа в ЦА, а не наоборот

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

02.05.2018 в 13:46, Peacemaker сказал:

HC8EmyKtGPA.jpg

 

По вашему хүн,кун,кумун  это монголизм или пие. в древнетюркском?

Я считаю,что башкирские эл,амыттан и жон -это монголизмы.

:D

эл - род/(бур)

амьтан - люди /(бур)

зон - общество, зонэ - общественный/(бур)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...