Перейти к содержанию
Peacemaker

Баяуты и дуруты/дербеты/-Основатели Кипчакской Династии.

Рекомендуемые сообщения

2 часа назад mechenosec написал:

Это и без ССМ знаю, это было в 1219г, в составе войска Чингисхана был и некий  нирун- монгол , с Онона или Керулена ? ваш очень далекий пращур ,которого вы упорно записываете в тюрки , вы конечно тюрк ,но он то им не был  :D

 

Ваши 1219 год и Онон с Хэрлэном грубо противоречат существованию задолго до этого и далеко на западе токсаба, дурутов, найманов керейтов, меркитов.

Нет, вам все же надо перестать наконец читать художественные книжки. Идите лучше в библиотеку.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 3/19/2018 at 2:03 PM, АксКерБорж said:

 

Ув. Steppe Man, но это же Википедия. Вы бы ссылку на источник какой-нибудь дали бы.

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Половцы

Примечания

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Quote

§ 198. При покорении Меркитов Огодаю была отдана Дорегене, дочь Худу, старшего сына Тохтоа-беки. У Худу было две дочери: Тугай и Дорегене. Половина же Меркитского улуса, засев в укреплении Тайхая, не сдавалась. Тогда Чингис-хан приказал осадить засевших в крепости Меркитов войском Левой руки под командою Чимбо, сына Сорган-Ширая. Сам же Чингис-хан выступил преследовать Тохтоа-беки, который бежал со своими 1 сыновьями Худу и Чилауном и небольшим числом людей. Зимовал Чингис-хан на южном склоне Алтая. Затем, когда весною, в год Коровы (1205), он перевалил через Алтай и двинулся далее, то у истоков Эрдышской Бухдурмы оказалось стоящим наготове соединенное войско Тохтоа и Кучулука:

Наиманский Кучулук-хан, потеряв свой улус, решил присоединиться к Меркитскому Тохтоа в то время, когда тот сошелся с ним на пути своего бегства с небольшим отрядом людей. Подойдя к ним, Чингис-хан завязал бои, и тут же Тохтоа пал, пораженный метательной стрелой-шибайн-сумун. Сыновьяего, не имея возможности ни похоронить отца на месте боя, ни увезти его прах с собою, отрезали его голову и спешно отошли. Тут уж было не до общего отпора, и Найманы вместе с Меркитами обратились в бегство. При переправе через Эрдыш они потеряли утонувшими в реке большую часть людей. Закончив переправу через Эрдыш, Найманы и Меркиты с небольшим числом спасшихся пошли далее разными дорогами, а именно Наиманский Кучулук-хан пошел на соединение с Хара-Китадским Гур-ханом на реку Чуй, в страну Сартаульскую, следуя через землю Уйгурских Хурлуудов. А Меркитские Тохтоаевы сыновья, Худу, Гал, Чилаун, как и все прочие Меркиты, взяли направление в сторону Канлинцев и Кипчаудов.

В ССМ явно указывается родство меркитов с кипчак-канглинцами и найманов с каракитайцами /кидани/.
Маркат или меркит это одно из племен Дештских кипчаков до Чингисхана.

В Монголии халхмэргэд и баяуды  живут рядам с хангинами /хангад,канглы/ в Булган аймаге по реке Селенге.

Уйгурские хурлууды это карлуки или хурлауды/курлеуты,горлосы?/?

Quote

в страну Сартаульскую, следуя через землю Уйгурских Хурлуудов.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Кыпчаки – одно из основных звеньев в этногенезе кыргызов
 

 

Проблема происхождения кыпчаков

Образование и распад кочевых орд в Евразийских степях в значительной мере отличалось от этногенетических процессов, происходивших у оседлых народов. Поэтому типичные для оседлых народов процессы этногенеза и формирования культурных традиций не применимы для них. Для кочевников характерными являются дальние миграции, полное истребление и уход прежнего населения с территории обитания, формирование на основе распавшихся орд и появление близких племенных названий на огромных расстояниях. Их этническую историю нельзя исследовать в застывшем виде, считать неизменным на протяжении веков, ограничиваться методами лингвистического и генетического сравнения.

  images?q=tbn:ANd9GcQI1_fqLmFv9ocmiJJJV39   post25big3

Между тем в изучении этногенеза кочевых народов применяются те же стереотипы, принятые при исследовании оседлых народов; для которых характерны устойчивые границы бытования этнонимов, преемственность языка и культуры. Весьма трудным является попытка проследить пути формирования новых кочевых народов в результате миграции таежных, лесных этносов в степь. Этническая история кочевых народов известно из описаний путешественников и ученых, которые переработали фольклорные и мифологические сведения в литературном виде. Разрозненные легендарные сведения о степных племенах и их дальних миграциях, память о которых сохранялась кочевниками в течении столетий, стали оцениваться современной историографией как вполне достоверные события, происходившие в эпоху, когда жил творец того или иного исторического сочинения.

Этническое самоопределение тюркских народов в фольклорных источниках зафиксировано в легенде об Огуз-кагане, высказывалось версия, что его прототипом является хуннский Шаньюй Маодунь. Согласно данному фольклорному самосознанию, кыпчаки являлись одним из 24 племен огузов. Мифического мальчика, которому Огуз-каган присвоил имя кыпчак, и по имени которого назвали его племя, согласно легенде, нашли во время неудачного похода огузов на племя ит-барак в дупле дерева, что и отразилось на его имени. "Это слово – производное от слова "кобук", что по тюркски-означает "дерево со сгнившей сердцевиной)" [Рашид-ад-Дин, 1952, с. 83, 84]. По замечанию Абу-л-Гази: "На древнем тюркском языке дуплистое дерево называют кыпчак [Абульгази, 1906, с. 43].

Таким образом, по тюркской мифологии генезис кыпчаков тесно связан с образами дерева и леса, что, видимо, связано с их таежным происхождением. Лексема кыпчак связывается с якутским словом кыпчый, кыбытар – зацепить, защемлять.

Традиция погребения с конем в восточноевропейских степях, связываемая с половцами-кыпчаками, впервые появляется у древних южносибирских племен пазырыкской и уюкской археологических культур. Исходя этого, можно предположить, что начальный этап этногенеза племен кыпчакской языковой группы связан с территорией Южной Сибири и протекал отдельно от хуннских племен. Так у Сыма Цяна (II в. до н.э.) среди племен, покоренных Маодунем, встречается племя цюйше. Попытка Б.Калгрена реконструировать это название как кыйчак-кыпчак была поддержана рядом советских исследователей [Бернштам, 1947, с. 154]. Это племя упоминается в числе других этносов, покоренных “на севере” хуннским шаньюем Модэ в 201 г. до н.э. [Бичурин, 1950, с. 50]. Д.Г.Савинов выдвинул гипотезу о передвижениях племени цюйше, которое в хуннское время жило в Верхнем Приобье, а затем вошло в состав объединения теле [Савинов, 1994, с.72-75]. Отождествление предков кыпчаков с известным в ханьских источниках названием кюеше или цюйше и его локализация в Верхнем Приобье вызывает серьезные сомнения. К тому же отождествление слов “цюйшэ” и “кыпчак” не оправдано фонетически [Кляшторный, Султанов, 2000, с.110].

Спор о тождестве названий кыпчак и куман имеет большую историографию и разделяется на две группы: тех, кто кыпчаков и куманов считает единым племенем, и тех, кто считает, что кыпчаки и куманы – это два отдельных племени. В отечественной и зарубежной историографии принято считать, что в западных источниках кыпчаков знали под именем куманов. Таким образом, в западноевропейских, византийских, армянских, грузинских источниках кыпчаки называются с позиции их языка по-своему – команы, куманы, валаны, плавцы, хардиаш [Ахинжанов, 1989, с. 79-80]. Однако известные исследователи П.Пелльо, К.Цегледи, А.Н.Кононов и Б.Э.Кумеков разделяют куманов и кыпчаков. Например, Б.Э.Кумеков утверждает, что на востоке и на западе Дешт-и-Кыпчака были племена или группы племен, носившие общее, объединявшее их самоназвание – куман, и они просто находились под политическим влиянием кыпчаков [Кумеков, 1994, с. 31].

На Алтае сохранился этнос, название которого куманды кижи, по мнению профессора О.Притцака, термин "куман" в этом названии адекватен этнонимам половец и кыпчак. Кумандинцы себя считают потомками светловолосого и голубоглазого народа ди. Существует кумандинская легенда о приходе нового монголоидного населения и гибели народа ди. Среди них до сих пор нередко можно встретить рыжеволосых и зеленоглазых людей, еще В.В.Радлов отмечал это, объясняя это явление смешением тюрков с угро-финнами, населявшими Алтай до прихода тюрков. Значит, куманов можно воспроизвести от населявших Горный Алтай в скифо-сибирский период, от тех же пазырыкцев, имевших европеидный антропологический тип.

С прочтением памятников тюркской рунической письменности начался поиск в них названий тюркских племен. Г.Рамстедт в 1909 г., обнаружив в Монголии стелу с руническим текстом, уверенно интерпретировал начальную часть строки: «Когда тюрки-кыпчаки властвовали над нами пятьдесят лет» [Кляшторный, 1986, с. 162]. Следовательно, можно прийти к мнению, что тем самым уйгурский каган Моюнчур свидетельствует, что в государстве тюрков и подвластных им уйгуров господствующей, т.е. династийной, группой были кыпчаки [Зуев, 1967, с. 119]. Ю.А.Зуев в ранних работах предполагал, что кыпчакский язык мог быть «народным» языком древних тюрков [Зуев, 1967].

В надписи, посвященной уйгурскому кагану Элетмиш Бильге-кагану, встречается употребление термина «Тюрк кыбчак» в фразе «Когда тюрки-кыбчаки властвовали (над нами) пятьдесят лет…». Реконструкция Рамстедтом племенного названия кыпчак в эпитафии Элетмиш Бильге-кагана не вызвала доверия у наиболее осторожных исследователей. Во время полевых работ в Монголии в 1974-1975 гг. С.Г.Кляшторный с монгольским коллегой М.Шинеху ревизовал чтение надписи. Оба пришли к заключению, что реконструкция [qy]bcaq, судя по следам знаков, сохранившихся в подвергшейся эрозии части строки, вполне обоснована [Кляшторный, 2003, c.302].

В начальном тексте эпитафии орхонских владык «Тюрк сир будун» видят династийную группу племен, именуемых "тюрки и сиры". Упоминание в уйгурском памятнике из Шине Усу сочетания "тюрки и кыбчаки" считается производным от другого наименования этого племени как «злосчастного, неудачного, злополучного» после его разгрома [Кляшторный, 1986, с. 159-160]. Если допустить, что в уйгурской надписи действительно упоминается схожее слово кыбчак, то, возможно, оно употреблялось для унижения побежденных уйгурами древних тюрков. По мнению С.Г.Кляшторного, сиры орхонских памятников тождественны с первым названием в составном этнониме сеяньто в китайских источниках [Кляшторный, 1986, с. 153-155]. К сожалению, в уйгурском памятнике оказались стертыми надписи, в котором Рамстедт прочитал слово кыбчак. Гипотеза С.Г.Кляшторного обоснована на том, что после 735 г. о сирах не упоминается ни в одном источнике, но уже во второй половине VIII в. в руническом тексте и в первом арабском списке тюркских племен появляется этноним кыбчак [Кляшторный, 1986, с. 153].

Название племени сйеяньто по созвучию сравнивали с сойотами – обозначением тувинцев; но вторая часть этнонима яньто получило убедительную транскрипцию в названии тюркского племени йемек. Именно племя йемек отождествляется с кимаками. Значит, в этнониме яньто следует увидеть йемек-кимак. Слово сир в древнетюркском памятнике в фразе «тюрк сир бодун» - считается, что термин сир является этнонимом. Прочтение названия племени сйе как сир, было сделано еще Ю.А.Зуевым в работе «Тамги лошадей из вассальных княжеств» [Зуев, 1960]. Слово сир в тюркских языках, служит одним из эквивалентов для обозначения льва; поэтому сиры отождествляются с «катунской» фратрией древних тюрков Ашида, имевших тамгу с изображением льва [Зуев, 1967]. Но данная гипотеза выглядит малоубедительной, так как Ашида были династийной группой древних тюрок, а не отдельным племенем.

Исследователи формирование кыпчакских племен связывают с великим переселением племен в Евразийских степях, происходившим в X в. О нем рассказывается в книге Марвази «Природа животных» (1120 г.). В переселении участвовали племена каев, кунов, сары. Племя кай считается ветвью племени си (хи); белые си – байси входили в состав телеского объединения [Евстигнеев, 2010, с. 24-25]. Каи обосновались на Сырдарье, став известными как племя уран в составе кыпчаков; другая часть оказалась среди огузов в качестве племени кайы, из которого был Осман-бей [Евстигнеев, 2010, с.24-25].

По одной точке зрения, куманы сопоставимы с народом сары ал-Марвази. Например, как считал С.М.Ахинжанов, этнонимы "куман" и "сары" объясняют внешний облик кыпчаков-половцев [Ахинжанов, 1989, с. 81-84]. Знаменитый востоковед В.В.Бартольд впервые высказал предположение, что этноним "половцы" - это калька с тюркского этнонима "сары (к)". Однако бытование этнонима сары(к) у среднеазиатских народов, казахов и башкир приводит к мысли, что в средние века "сары (к)" было ("желтый"), видимо, наименованием крупного тюркоязычного племени [Шаниязов, 1974, с. 29-30]. Русским источникам половцы были известны кроме имени команы, под названием сарацин, сорочин, срачин, сорочинин [Шаниязов, 1974, с. 29].

По мнению же С.Г.Кляшторного, половцы отличны от кыпчаков и являются потомками части басмалов, прозываемых шары [Кляшторный, Султанов, 2004, с. 137]. У аль-Марвази есть интересное место, где он отождествляет басмылов с шары, занявших прежние земли туркменов и огузов, т.е. степи Казахстана. Во главе басмылов стояли князья из рода Ашина, а шары, по аль-Марвази, были известны благодаря их вождю, происходящему от басмылов [Кляшторный, Савинов, 2000, с. 56].

Так как кыпчаки сначала упоминаются в Восточном Туркестане, то они могли быть связаны с басмылами, которые там же обитали. По словам Г.Рубрука, басими (басмылы) это те же «аргоны» [Рубрук, 1997], под аргонами можно понимать аргынов – крупный союз племен в составе казахского народа. Аргын в казахском языке обозначает «помесь, смесь», как и басмыл. Басмылы состояли из 40 племен и могли иметь смешанное происхождение.

Довольно интересное мнение высказал Ю.С.Худяков. По нему, термин “кыпчаки” – в буквальном смысле обозначала “ничтожные”, в переносном смысле – “кочевники” в Кимакском каганате. Постепенно обозначение “дикие, никчемные кочевники” был перенесен на все кочевое население этого государства, самих тюрок и тюркизированное население лесостепной зоны Западной Сибири и степей Казахстана. Кимаки и другие племена приняли в качестве политонима общее название “кыпчаки” [Худяков, 2004]. Это утверждение опирается на высказывание «кыпчаки более дикие, чем кимаки».

Однако С.М.Ахинжанов подверг сомнению устоявшееся в науке отождествление кимаков и кыпчаков. Он считал, что в отличие от тюркоязычных йемеков и кыпчаков, кимаки, татары и байандуры, входившие в состав кимакского объединения, были монголоязычными племенами [Ахинжанов, 1989]. Еще немецкий ученый И.Маркварт основал монгольскую версию происхождению кыпчаков. Его теория была основано на биографии кыпчакского хана и Юаньского генерала Тутухи. Согласно ей, предок Тутухи перекочевал с гор Аньдогань в Юйлиболи, в котором исследователи видят Уральские горы [Маркварт, 1914]. Как выяснил П.Пелльо, предки Тутухи были из племени байаут, присвоивших себе имя кыпчаков, они приняли этноним юйлиболи, переводимого как эльбури (ильбари или ольбурлик). Байауты проживали на территории Южного Забайкалья, по реке Джида, их тоже можно отнести к саянтуйской культуре. Действительно, в списке поздних кыпчакских племен фигурируют байауты [Ахинжанов, 1989].

Предполагается, что означенное событие могло иметь место в XII в., в это время на Урал переселялся дед Тутухи. Именно к ним бежали в 1216 г. разбитые монголами меркиты. Но нужно обратить внимание на фразу, что байаутов стали именовать кыпчаками. Байаутов принято относить к монгольским племенам; но они, скорее, тюрки, попавшие под монгольское господство. В составе огузов династийным племенем были баяты, их связь с монголо-кыпчакскими байаутами остается дискуссионной. Их можно отнести к потомкам теле-огузского племени байырку. Нужно обратить внимание, что уже в составе кимаков были байандуры.

Ранние кыпчаки упоминаются в качестве одного из семи племен кимаков. Отсюда считается, что кыпчаки сначала находились в вассальной зависимости от кимакского кагана. Однако кыпчаки являлись отдельным племенем и отделялись от кимаков территорией, именуемой Ондар-аз-Кипчак. При этом данное словосочетание переводится как «внешние кыпчаки». Отмечается и совпадение этих терминов с названиями родов саяно-алтайских тюрков. Так, ондары - это название тувинского рода (ондар уйгур), этноним азы совпадает с названием племени азов, воевавших с орхонскими тюрками. Но уже к концу XI в. Кашгари упоминает йемеков, т.е. собственно кимаков как своего рода бедных родственников кыпчаков.

На смену кимакам приходят новые конфедерации племен, среди них канглы; можно привести высказывание Г.Рубрука о близком родстве канглы с команами (кыпчаками). Тем самым, И.Маркварт считает справедливой замечание В.В.Бартольда о том, что «племенные наименования канглы и кыпчак представляются нам почти тождественными» [Маркварт, 1914]. Тамги кыпчаков и канглы совпадают, следовательно, кыпчаки могли происходить из канглы.

Из перевода труда Марвази, в интерпретации И.Маркварта известно, что к тюркам принадлежит также племя марка, именуемое кун. Они ушли на Запад после столкновений с киданями из-за территориальных претензий. И.Маркварт затруднялся отождествлять название племени марка с монгольским этнонимом «меркит», так как в нем имеется палатальная гласная [Маркварт, 1914]. В труде бухарского хана XVII в. Абульгази Бахадур-хана меркиты обозначены под именем маркатов. В.Ф.Минорский отмечал, что в арабских скрижалях упоминается племя марка, по его замечанию, данное название у тюркоязычных народов встречается только в Якутии, где в долине Туймаада есть местность Марха [Minorsky, 1936].

В бассейне Лены и Вилюя широко встречается топоним Марха. Топоним Марха можно вывести от названия рода Марха, имеющегося в составе Кангаласского улуса. Топоним Марха встречается и на территории Казахстана. Довольно оригинальным взглядом представляется отождествление кунов, т.е. марка с курыканами [Яйленко, 1987, с.153]. Однако его гипотеза построена только на сопоставлении второй части этнонима курыкан – кан с кунами, что, безусловно, представляется выдуманным.

По мнению Ш.А.Казиева, на этногенез кыпчаков и кимаков могли серьезно повлиять отдельные группы народа бома-алатов. При этом он приводит казахскую легенду о былом единстве казахов и алатов [Казиев, 2014, с. 353].

Более убедительным является воспроизведение имени кунов от названия телеского племени хунь. С.Г.Кляшторный утверждает о тождестве кунов с племенем ябагу, согласно М.Кашгари, имевших свой язык, однако хорошо знавших и тюркский язык. В общем, в X в. происходило выталкивание оставшихся на своей прародине тюрков с территории Забайкалья и Монголии монголоязычными племенами, опиравшимися на киданьскую армию. В это время теле-огузские племена хунь, шары-басмыл, кай (байси) были изгнаны из своих земель предками монголов дальше на Запад. Имеется версия, считающая кунов частью киданей, ушедших на Запад. Куманы Венгрии получили имя кун, что свидетельствует об уходе кунов далеко на Запад. Таким образом, на Западе кыпчаки никогда не были одним племенем. Племена – участники великой миграции X в.: куны, каи, куманы или сары, собственно кыпчаки. В свою очередь они были потомками племен древнетюркской эпохи: хунь, байси, сйеяньто, басмыл. Таким образом, кыпчаки - это не какие-то ранее неизвестные кочевые племена, а потомки племен, входивших в состав древнетюркских каганатов.

Отдельно стоит попытка отождествления кунов с ябагу – тюркским племенем, проживавшим в Джунгарии XI в. [Кляшторный, 2000]. Примечательно, что у Махмуда Кашгарского отсутствуют ябагу, зато есть куны. По версии Ю.А.Зуева, ябагу – племя драконов, змеев связано с кимаками [Зуев, 2002]. Следовательно, переселение кунов в западные степи могло состояться в более ранние эпохи, во время становления кимакского этноса в VIII в.

Рашид-ад-Дин пишет в 19 главе «Жизнеописания султана Джалал ад-Дина Манкбурны» о матери хорезмша-ха Мухаммада Теркен-хатун: «Она была из племени баят, а это одна из ветвей племени емек» [Рашид-ад-Дин, 1960, с.87]. Таким образом, «этническими» родственниками Теркен-хатун были баяты, а не байауты [Рашид-ад-Дин, 1960, с.326, прим. 1]. Ю.А.Евстигнеев считает, что «новые» ильбари - фактически байауты; и что «ханское» племя Сыгнакского владения баят – ветвь емеков (кимаков), а не кыпчаков [Евстигнеев, 2012].

В период существования Монгольской империи на территории Центральной Азии и сопредельных стран, покоренных Чингисханом и его преемниками, проживали и принимали активное участие в военно-политических событиях кыпчаки, находившиеся на службе у монгольских ханов, а в дальнейшем у юаньских императоров. Учеными прослежены события, в которых принимали участие кыпчаки в составе войск Монгольской империи Юань в Центральной Азии в XIII в. [Кадырбаев, 1990, с. 56-61].

Как утверждает хакасский ученый Л.Р.Кызласов, центральноазиатские кыргызы в эпоху Монгольской империи являлись вассалами юаньских феодалов. Они были родственны кыпчакам и входили в одну армию с ними, которой командовал кыпчакский хан из династии эльбури и юаньский генерал Тутуха. Это армия в 1292-1293 гг. в крови подавила восстание енисейских кыргызов и туматов на Саяно-Алтае и разместилась на их территории. Подвиги эпического героя Манаса заканчиваются тем, что он погибает от стрелы, пущенной неким Токтукой, отождествляемого кыргызским ученым Б.Э.Молдобаевым с исторической личностью Тутухи. Т.е., древнекыргызская государственность заканчивается вместе с гибелью родоплеменной аристократии в ходе борьбы против монгольских завоевателей, при этом верными проводниками политики юаньских императоров на юге Сибири, в Китае и Юго-Восточной Азии были переселенные кыпчаки.

Таким образом, по поводу происхождения кыпчаков есть множество равноценных версий. Это гипотеза, связывающая их с племенем цюйше (кюйче), предположительно оставившим верхнеобскую археологическую культуру. Версия, связывающая кыпчаков с сирами-сйеяньто, ныне является наиболее популярной. Выделяются гипотезы, возводящие этногенез кыпчаков к басмылам (С.Г.Кляшторного), монголоязычным байаутам (Маркварт), ябагу. Кыпчакский союз составили племена, эмигрировавшие с глубин Центральной Азии: куны, каи, сары (сами кыпчаки). В свою очередь кунов воспроизводят от маркатов, каи от племени байси и кимаков (кумохи). В кыпчакский союз племен входили крупные племена каи (каепичи), байандуры, гузы, канглы, башкиры, перекочевавшие из Забайкалья байауты и баргуты.

В последнее время растет число публикаций, содержащих новые факты и сведения о кыпчакских племенах. Есть солидный корпус трудов археологов, которые связывают различные культуры Западной и Южной Сибири с этногенезом кыпчаков. Выделение обширной кыпчакской группы тюркских языков показывает место кыпчаков в этногенезе тюркских народов западных степей. Р.А.Абдуманапов защитил тему об участии кыпчакского компонента в этногенезе кыргызов. Исходя из его работы, можно говорить о кыпчаках – как об одном из основных звеньев в этногенезе кыргызов.

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

46 минут назад, Steppe Man сказал:
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Кыпчаки – одно из основных звеньев в этногенезе кыргызов
 

 

Проблема происхождения кыпчаков

Образование и распад кочевых орд в Евразийских степях в значительной мере отличалось от этногенетических процессов, происходивших у оседлых народов. Поэтому типичные для оседлых народов процессы этногенеза и формирования культурных традиций не применимы для них. Для кочевников характерными являются дальние миграции, полное истребление и уход прежнего населения с территории обитания, формирование на основе распавшихся орд и появление близких племенных названий на огромных расстояниях. Их этническую историю нельзя исследовать в застывшем виде, считать неизменным на протяжении веков, ограничиваться методами лингвистического и генетического сравнения.

  images?q=tbn:ANd9GcQI1_fqLmFv9ocmiJJJV39   post25big3

Между тем в изучении этногенеза кочевых народов применяются те же стереотипы, принятые при исследовании оседлых народов; для которых характерны устойчивые границы бытования этнонимов, преемственность языка и культуры. Весьма трудным является попытка проследить пути формирования новых кочевых народов в результате миграции таежных, лесных этносов в степь. Этническая история кочевых народов известно из описаний путешественников и ученых, которые переработали фольклорные и мифологические сведения в литературном виде. Разрозненные легендарные сведения о степных племенах и их дальних миграциях, память о которых сохранялась кочевниками в течении столетий, стали оцениваться современной историографией как вполне достоверные события, происходившие в эпоху, когда жил творец того или иного исторического сочинения.

Этническое самоопределение тюркских народов в фольклорных источниках зафиксировано в легенде об Огуз-кагане, высказывалось версия, что его прототипом является хуннский Шаньюй Маодунь. Согласно данному фольклорному самосознанию, кыпчаки являлись одним из 24 племен огузов. Мифического мальчика, которому Огуз-каган присвоил имя кыпчак, и по имени которого назвали его племя, согласно легенде, нашли во время неудачного похода огузов на племя ит-барак в дупле дерева, что и отразилось на его имени. "Это слово – производное от слова "кобук", что по тюркски-означает "дерево со сгнившей сердцевиной)" [Рашид-ад-Дин, 1952, с. 83, 84]. По замечанию Абу-л-Гази: "На древнем тюркском языке дуплистое дерево называют кыпчак [Абульгази, 1906, с. 43].

Таким образом, по тюркской мифологии генезис кыпчаков тесно связан с образами дерева и леса, что, видимо, связано с их таежным происхождением. Лексема кыпчак связывается с якутским словом кыпчый, кыбытар – зацепить, защемлять.

Традиция погребения с конем в восточноевропейских степях, связываемая с половцами-кыпчаками, впервые появляется у древних южносибирских племен пазырыкской и уюкской археологических культур. Исходя этого, можно предположить, что начальный этап этногенеза племен кыпчакской языковой группы связан с территорией Южной Сибири и протекал отдельно от хуннских племен. Так у Сыма Цяна (II в. до н.э.) среди племен, покоренных Маодунем, встречается племя цюйше. Попытка Б.Калгрена реконструировать это название как кыйчак-кыпчак была поддержана рядом советских исследователей [Бернштам, 1947, с. 154]. Это племя упоминается в числе других этносов, покоренных “на севере” хуннским шаньюем Модэ в 201 г. до н.э. [Бичурин, 1950, с. 50]. Д.Г.Савинов выдвинул гипотезу о передвижениях племени цюйше, которое в хуннское время жило в Верхнем Приобье, а затем вошло в состав объединения теле [Савинов, 1994, с.72-75]. Отождествление предков кыпчаков с известным в ханьских источниках названием кюеше или цюйше и его локализация в Верхнем Приобье вызывает серьезные сомнения. К тому же отождествление слов “цюйшэ” и “кыпчак” не оправдано фонетически [Кляшторный, Султанов, 2000, с.110].

Спор о тождестве названий кыпчак и куман имеет большую историографию и разделяется на две группы: тех, кто кыпчаков и куманов считает единым племенем, и тех, кто считает, что кыпчаки и куманы – это два отдельных племени. В отечественной и зарубежной историографии принято считать, что в западных источниках кыпчаков знали под именем куманов. Таким образом, в западноевропейских, византийских, армянских, грузинских источниках кыпчаки называются с позиции их языка по-своему – команы, куманы, валаны, плавцы, хардиаш [Ахинжанов, 1989, с. 79-80]. Однако известные исследователи П.Пелльо, К.Цегледи, А.Н.Кононов и Б.Э.Кумеков разделяют куманов и кыпчаков. Например, Б.Э.Кумеков утверждает, что на востоке и на западе Дешт-и-Кыпчака были племена или группы племен, носившие общее, объединявшее их самоназвание – куман, и они просто находились под политическим влиянием кыпчаков [Кумеков, 1994, с. 31].

На Алтае сохранился этнос, название которого куманды кижи, по мнению профессора О.Притцака, термин "куман" в этом названии адекватен этнонимам половец и кыпчак. Кумандинцы себя считают потомками светловолосого и голубоглазого народа ди. Существует кумандинская легенда о приходе нового монголоидного населения и гибели народа ди. Среди них до сих пор нередко можно встретить рыжеволосых и зеленоглазых людей, еще В.В.Радлов отмечал это, объясняя это явление смешением тюрков с угро-финнами, населявшими Алтай до прихода тюрков. Значит, куманов можно воспроизвести от населявших Горный Алтай в скифо-сибирский период, от тех же пазырыкцев, имевших европеидный антропологический тип.

С прочтением памятников тюркской рунической письменности начался поиск в них названий тюркских племен. Г.Рамстедт в 1909 г., обнаружив в Монголии стелу с руническим текстом, уверенно интерпретировал начальную часть строки: «Когда тюрки-кыпчаки властвовали над нами пятьдесят лет» [Кляшторный, 1986, с. 162]. Следовательно, можно прийти к мнению, что тем самым уйгурский каган Моюнчур свидетельствует, что в государстве тюрков и подвластных им уйгуров господствующей, т.е. династийной, группой были кыпчаки [Зуев, 1967, с. 119]. Ю.А.Зуев в ранних работах предполагал, что кыпчакский язык мог быть «народным» языком древних тюрков [Зуев, 1967].

В надписи, посвященной уйгурскому кагану Элетмиш Бильге-кагану, встречается употребление термина «Тюрк кыбчак» в фразе «Когда тюрки-кыбчаки властвовали (над нами) пятьдесят лет…». Реконструкция Рамстедтом племенного названия кыпчак в эпитафии Элетмиш Бильге-кагана не вызвала доверия у наиболее осторожных исследователей. Во время полевых работ в Монголии в 1974-1975 гг. С.Г.Кляшторный с монгольским коллегой М.Шинеху ревизовал чтение надписи. Оба пришли к заключению, что реконструкция [qy]bcaq, судя по следам знаков, сохранившихся в подвергшейся эрозии части строки, вполне обоснована [Кляшторный, 2003, c.302].

В начальном тексте эпитафии орхонских владык «Тюрк сир будун» видят династийную группу племен, именуемых "тюрки и сиры". Упоминание в уйгурском памятнике из Шине Усу сочетания "тюрки и кыбчаки" считается производным от другого наименования этого племени как «злосчастного, неудачного, злополучного» после его разгрома [Кляшторный, 1986, с. 159-160]. Если допустить, что в уйгурской надписи действительно упоминается схожее слово кыбчак, то, возможно, оно употреблялось для унижения побежденных уйгурами древних тюрков. По мнению С.Г.Кляшторного, сиры орхонских памятников тождественны с первым названием в составном этнониме сеяньто в китайских источниках [Кляшторный, 1986, с. 153-155]. К сожалению, в уйгурском памятнике оказались стертыми надписи, в котором Рамстедт прочитал слово кыбчак. Гипотеза С.Г.Кляшторного обоснована на том, что после 735 г. о сирах не упоминается ни в одном источнике, но уже во второй половине VIII в. в руническом тексте и в первом арабском списке тюркских племен появляется этноним кыбчак [Кляшторный, 1986, с. 153].

Название племени сйеяньто по созвучию сравнивали с сойотами – обозначением тувинцев; но вторая часть этнонима яньто получило убедительную транскрипцию в названии тюркского племени йемек. Именно племя йемек отождествляется с кимаками. Значит, в этнониме яньто следует увидеть йемек-кимак. Слово сир в древнетюркском памятнике в фразе «тюрк сир бодун» - считается, что термин сир является этнонимом. Прочтение названия племени сйе как сир, было сделано еще Ю.А.Зуевым в работе «Тамги лошадей из вассальных княжеств» [Зуев, 1960]. Слово сир в тюркских языках, служит одним из эквивалентов для обозначения льва; поэтому сиры отождествляются с «катунской» фратрией древних тюрков Ашида, имевших тамгу с изображением льва [Зуев, 1967]. Но данная гипотеза выглядит малоубедительной, так как Ашида были династийной группой древних тюрок, а не отдельным племенем.

Исследователи формирование кыпчакских племен связывают с великим переселением племен в Евразийских степях, происходившим в X в. О нем рассказывается в книге Марвази «Природа животных» (1120 г.). В переселении участвовали племена каев, кунов, сары. Племя кай считается ветвью племени си (хи); белые си – байси входили в состав телеского объединения [Евстигнеев, 2010, с. 24-25]. Каи обосновались на Сырдарье, став известными как племя уран в составе кыпчаков; другая часть оказалась среди огузов в качестве племени кайы, из которого был Осман-бей [Евстигнеев, 2010, с.24-25].

По одной точке зрения, куманы сопоставимы с народом сары ал-Марвази. Например, как считал С.М.Ахинжанов, этнонимы "куман" и "сары" объясняют внешний облик кыпчаков-половцев [Ахинжанов, 1989, с. 81-84]. Знаменитый востоковед В.В.Бартольд впервые высказал предположение, что этноним "половцы" - это калька с тюркского этнонима "сары (к)". Однако бытование этнонима сары(к) у среднеазиатских народов, казахов и башкир приводит к мысли, что в средние века "сары (к)" было ("желтый"), видимо, наименованием крупного тюркоязычного племени [Шаниязов, 1974, с. 29-30]. Русским источникам половцы были известны кроме имени команы, под названием сарацин, сорочин, срачин, сорочинин [Шаниязов, 1974, с. 29].

По мнению же С.Г.Кляшторного, половцы отличны от кыпчаков и являются потомками части басмалов, прозываемых шары [Кляшторный, Султанов, 2004, с. 137]. У аль-Марвази есть интересное место, где он отождествляет басмылов с шары, занявших прежние земли туркменов и огузов, т.е. степи Казахстана. Во главе басмылов стояли князья из рода Ашина, а шары, по аль-Марвази, были известны благодаря их вождю, происходящему от басмылов [Кляшторный, Савинов, 2000, с. 56].

Так как кыпчаки сначала упоминаются в Восточном Туркестане, то они могли быть связаны с басмылами, которые там же обитали. По словам Г.Рубрука, басими (басмылы) это те же «аргоны» [Рубрук, 1997], под аргонами можно понимать аргынов – крупный союз племен в составе казахского народа. Аргын в казахском языке обозначает «помесь, смесь», как и басмыл. Басмылы состояли из 40 племен и могли иметь смешанное происхождение.

Довольно интересное мнение высказал Ю.С.Худяков. По нему, термин “кыпчаки” – в буквальном смысле обозначала “ничтожные”, в переносном смысле – “кочевники” в Кимакском каганате. Постепенно обозначение “дикие, никчемные кочевники” был перенесен на все кочевое население этого государства, самих тюрок и тюркизированное население лесостепной зоны Западной Сибири и степей Казахстана. Кимаки и другие племена приняли в качестве политонима общее название “кыпчаки” [Худяков, 2004]. Это утверждение опирается на высказывание «кыпчаки более дикие, чем кимаки».

Однако С.М.Ахинжанов подверг сомнению устоявшееся в науке отождествление кимаков и кыпчаков. Он считал, что в отличие от тюркоязычных йемеков и кыпчаков, кимаки, татары и байандуры, входившие в состав кимакского объединения, были монголоязычными племенами [Ахинжанов, 1989]. Еще немецкий ученый И.Маркварт основал монгольскую версию происхождению кыпчаков. Его теория была основано на биографии кыпчакского хана и Юаньского генерала Тутухи. Согласно ей, предок Тутухи перекочевал с гор Аньдогань в Юйлиболи, в котором исследователи видят Уральские горы [Маркварт, 1914]. Как выяснил П.Пелльо, предки Тутухи были из племени байаут, присвоивших себе имя кыпчаков, они приняли этноним юйлиболи, переводимого как эльбури (ильбари или ольбурлик). Байауты проживали на территории Южного Забайкалья, по реке Джида, их тоже можно отнести к саянтуйской культуре. Действительно, в списке поздних кыпчакских племен фигурируют байауты [Ахинжанов, 1989].

Предполагается, что означенное событие могло иметь место в XII в., в это время на Урал переселялся дед Тутухи. Именно к ним бежали в 1216 г. разбитые монголами меркиты. Но нужно обратить внимание на фразу, что байаутов стали именовать кыпчаками. Байаутов принято относить к монгольским племенам; но они, скорее, тюрки, попавшие под монгольское господство. В составе огузов династийным племенем были баяты, их связь с монголо-кыпчакскими байаутами остается дискуссионной. Их можно отнести к потомкам теле-огузского племени байырку. Нужно обратить внимание, что уже в составе кимаков были байандуры.

Ранние кыпчаки упоминаются в качестве одного из семи племен кимаков. Отсюда считается, что кыпчаки сначала находились в вассальной зависимости от кимакского кагана. Однако кыпчаки являлись отдельным племенем и отделялись от кимаков территорией, именуемой Ондар-аз-Кипчак. При этом данное словосочетание переводится как «внешние кыпчаки». Отмечается и совпадение этих терминов с названиями родов саяно-алтайских тюрков. Так, ондары - это название тувинского рода (ондар уйгур), этноним азы совпадает с названием племени азов, воевавших с орхонскими тюрками. Но уже к концу XI в. Кашгари упоминает йемеков, т.е. собственно кимаков как своего рода бедных родственников кыпчаков.

На смену кимакам приходят новые конфедерации племен, среди них канглы; можно привести высказывание Г.Рубрука о близком родстве канглы с команами (кыпчаками). Тем самым, И.Маркварт считает справедливой замечание В.В.Бартольда о том, что «племенные наименования канглы и кыпчак представляются нам почти тождественными» [Маркварт, 1914]. Тамги кыпчаков и канглы совпадают, следовательно, кыпчаки могли происходить из канглы.

Из перевода труда Марвази, в интерпретации И.Маркварта известно, что к тюркам принадлежит также племя марка, именуемое кун. Они ушли на Запад после столкновений с киданями из-за территориальных претензий. И.Маркварт затруднялся отождествлять название племени марка с монгольским этнонимом «меркит», так как в нем имеется палатальная гласная [Маркварт, 1914]. В труде бухарского хана XVII в. Абульгази Бахадур-хана меркиты обозначены под именем маркатов. В.Ф.Минорский отмечал, что в арабских скрижалях упоминается племя марка, по его замечанию, данное название у тюркоязычных народов встречается только в Якутии, где в долине Туймаада есть местность Марха [Minorsky, 1936].

В бассейне Лены и Вилюя широко встречается топоним Марха. Топоним Марха можно вывести от названия рода Марха, имеющегося в составе Кангаласского улуса. Топоним Марха встречается и на территории Казахстана. Довольно оригинальным взглядом представляется отождествление кунов, т.е. марка с курыканами [Яйленко, 1987, с.153]. Однако его гипотеза построена только на сопоставлении второй части этнонима курыкан – кан с кунами, что, безусловно, представляется выдуманным.

По мнению Ш.А.Казиева, на этногенез кыпчаков и кимаков могли серьезно повлиять отдельные группы народа бома-алатов. При этом он приводит казахскую легенду о былом единстве казахов и алатов [Казиев, 2014, с. 353].

Более убедительным является воспроизведение имени кунов от названия телеского племени хунь. С.Г.Кляшторный утверждает о тождестве кунов с племенем ябагу, согласно М.Кашгари, имевших свой язык, однако хорошо знавших и тюркский язык. В общем, в X в. происходило выталкивание оставшихся на своей прародине тюрков с территории Забайкалья и Монголии монголоязычными племенами, опиравшимися на киданьскую армию. В это время теле-огузские племена хунь, шары-басмыл, кай (байси) были изгнаны из своих земель предками монголов дальше на Запад. Имеется версия, считающая кунов частью киданей, ушедших на Запад. Куманы Венгрии получили имя кун, что свидетельствует об уходе кунов далеко на Запад. Таким образом, на Западе кыпчаки никогда не были одним племенем. Племена – участники великой миграции X в.: куны, каи, куманы или сары, собственно кыпчаки. В свою очередь они были потомками племен древнетюркской эпохи: хунь, байси, сйеяньто, басмыл. Таким образом, кыпчаки - это не какие-то ранее неизвестные кочевые племена, а потомки племен, входивших в состав древнетюркских каганатов.

Отдельно стоит попытка отождествления кунов с ябагу – тюркским племенем, проживавшим в Джунгарии XI в. [Кляшторный, 2000]. Примечательно, что у Махмуда Кашгарского отсутствуют ябагу, зато есть куны. По версии Ю.А.Зуева, ябагу – племя драконов, змеев связано с кимаками [Зуев, 2002]. Следовательно, переселение кунов в западные степи могло состояться в более ранние эпохи, во время становления кимакского этноса в VIII в.

Рашид-ад-Дин пишет в 19 главе «Жизнеописания султана Джалал ад-Дина Манкбурны» о матери хорезмша-ха Мухаммада Теркен-хатун: «Она была из племени баят, а это одна из ветвей племени емек» [Рашид-ад-Дин, 1960, с.87]. Таким образом, «этническими» родственниками Теркен-хатун были баяты, а не байауты [Рашид-ад-Дин, 1960, с.326, прим. 1]. Ю.А.Евстигнеев считает, что «новые» ильбари - фактически байауты; и что «ханское» племя Сыгнакского владения баят – ветвь емеков (кимаков), а не кыпчаков [Евстигнеев, 2012].

В период существования Монгольской империи на территории Центральной Азии и сопредельных стран, покоренных Чингисханом и его преемниками, проживали и принимали активное участие в военно-политических событиях кыпчаки, находившиеся на службе у монгольских ханов, а в дальнейшем у юаньских императоров. Учеными прослежены события, в которых принимали участие кыпчаки в составе войск Монгольской империи Юань в Центральной Азии в XIII в. [Кадырбаев, 1990, с. 56-61].

Как утверждает хакасский ученый Л.Р.Кызласов, центральноазиатские кыргызы в эпоху Монгольской империи являлись вассалами юаньских феодалов. Они были родственны кыпчакам и входили в одну армию с ними, которой командовал кыпчакский хан из династии эльбури и юаньский генерал Тутуха. Это армия в 1292-1293 гг. в крови подавила восстание енисейских кыргызов и туматов на Саяно-Алтае и разместилась на их территории. Подвиги эпического героя Манаса заканчиваются тем, что он погибает от стрелы, пущенной неким Токтукой, отождествляемого кыргызским ученым Б.Э.Молдобаевым с исторической личностью Тутухи. Т.е., древнекыргызская государственность заканчивается вместе с гибелью родоплеменной аристократии в ходе борьбы против монгольских завоевателей, при этом верными проводниками политики юаньских императоров на юге Сибири, в Китае и Юго-Восточной Азии были переселенные кыпчаки.

Таким образом, по поводу происхождения кыпчаков есть множество равноценных версий. Это гипотеза, связывающая их с племенем цюйше (кюйче), предположительно оставившим верхнеобскую археологическую культуру. Версия, связывающая кыпчаков с сирами-сйеяньто, ныне является наиболее популярной. Выделяются гипотезы, возводящие этногенез кыпчаков к басмылам (С.Г.Кляшторного), монголоязычным байаутам (Маркварт), ябагу. Кыпчакский союз составили племена, эмигрировавшие с глубин Центральной Азии: куны, каи, сары (сами кыпчаки). В свою очередь кунов воспроизводят от маркатов, каи от племени байси и кимаков (кумохи). В кыпчакский союз племен входили крупные племена каи (каепичи), байандуры, гузы, канглы, башкиры, перекочевавшие из Забайкалья байауты и баргуты.

В последнее время растет число публикаций, содержащих новые факты и сведения о кыпчакских племенах. Есть солидный корпус трудов археологов, которые связывают различные культуры Западной и Южной Сибири с этногенезом кыпчаков. Выделение обширной кыпчакской группы тюркских языков показывает место кыпчаков в этногенезе тюркских народов западных степей. Р.А.Абдуманапов защитил тему об участии кыпчакского компонента в этногенезе кыргызов. Исходя из его работы, можно говорить о кыпчаках – как об одном из основных звеньев в этногенезе кыргызов.

Получается кыпчаки одно из основных звеньев современных кыргызов, и они же потопили в крови восстание сибирских кыргызов и туматов. А исторического Манаса убил кыпчак  юаньский генерал Тутуха, вообще жесть :P

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, mechenosec сказал:

Получается кыпчаки одно из основных звеньев современных кыргызов, и они же потопили в крови восстание сибирских кыргызов и туматов. А исторического Манаса убил кыпчак  юаньский генерал Тутуха, вообще жесть :P

Наконец то, справедливость восторжествовала! А то братья кыргызы и казахи привыкли всё на калмыков ( зюнгар) валить, и убийство Манаса в том числе , оказывается мы здесь ни при чём, на себя обижайтесь :P

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

57 minutes ago, mechenosec said:

Наконец то, справедливость восторжествовала! А то братья кыргызы и казахи привыкли всё на калмыков ( зюнгар) валить, и убийство Манаса в том числе , оказывается мы здесь ни при чём, на себя обижайтесь :P

По версию самих кыргызов Манас это монгольский хан Оруг Тэмур  /Угечи Кашка/.

Quote

В 1408 году Оруг Тэмур-хан был убит своим соправителем Аргутаем (ум. 1434).

 

%E3%82%AA%E3%83%AB%E3%82%AF%E3%83%BB%E3%

https://ru.wikipedia.org/wiki/Оруг_Тэмур-хан

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Quote

1. Шүүгдэгч Хашиг овогт Шагдаржавын Тийг гээгдэл эд хөрөнгийг бусдын өмчлөл, эзэмшилд байгааг мэдсээр байж завшсаны улмаас бага хэмжээнээс дээш хохирол учруулсан гэмт хэрэг үйлдсэн гэм буруутайд тооцсугай.

http://new.shuukh.mn/eruuanhan/18644/view

Шүүгдэгч Хаш овогт Хашбаатарын Эрдэнэцэцэгийг мансууруулах буюу сэтгэцэд нөлөөлөх бодисыг борлуулах зорилгоор хууль бусаар олж авсан, ...
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
20 часов назад, mechenosec сказал:

Получается кыпчаки одно из основных звеньев современных кыргызов, и они же потопили в крови восстание сибирских кыргызов и туматов. А исторического Манаса убил кыпчак  юаньский генерал Тутуха, вообще жесть :P

Про юаньского Тутука, который убил Манаса - вот это точно жесть. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

06.03.2018 в 03:57, Peacemaker сказал:

династия кипчатских ханов происходила из племени «баяут».

Баяут это множ.от Баяул. согласно монгольской грамматике. Байаут(множ) - Байаул(ед)

Байаул позже трансформировался в Байулы. Исказился вернее. Это крупное племя у казахов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 
К вопросу отождествления Манаса с Угечи-кашка

В последнее время в Кыргызстане наиболее актуальными стали исследования, связанные с выяснением о существовании или не существовании исторического прототипа главного героя эпоса «Манас». Основной причиной подобных исследований является желание установить в качестве идеологии для кыргызстанцев эпос «Манас», который на протяжении многих веков служил основной идеологией среди кыргызского народа. Но, все же, и проведенные до этого исследования и новые предложения по данному вопросу остаются безуспешными.

Поскольку в эпосе врагами кыргызов были кара калмаки, монголы и китайцы, и учитывая, что войны кыргызов с этими народами выпадают на второе тысячелетие нашей эры, было бы правильнее предполагать, что Манас жил в не слишком далеких и не слишком близких от нас X – XVI веках. К счастью, существует ряд исторических доказательств в поддержку данного мнения:

1. В произведении «Собрание историй» («Маджму ат-таворих») Сайфиддина Ахсикенти и его сына, написанном в XVI в., встречаются самые первые упоминания о Манасе. Согласно написанному, Манас батыр был современником таких исторических личностей, живших XIV-XV вв., как Амир Тимур, Тохтамыш-хан и Инга-тюре [20. 48-63-б.].

2. Из исследований казахского ученого XIX века Ч.Валиханова, который не был знаком с «Собранием историй», было выяснено, что человек из казахского фольклора по имени Ер Көкше проживал в XIV-XV вв., а также, в его сборнике исторических песен «Эдиге» упоминаются современники Эдиге (XIV-XV вв.), такие как Чувак, Акбалтыр, Ханекей [21. 224-272-б.]. А в эпосе «Манас» те же люди по имени Көкчө, Чубак и Акбалта указываются как витязи Манаса, а Каныкей является именем любимой жены Манаса [9. 267-270-б.; 11. 225-б.].

3. В эпосе «Манас» калмаки считаются главными врагами Манаса, поэтому информацию о Манасе можно искать и в калмакских источниках. Нас интересует упоминание героя по имени Мангас и народа «мангас» среди врагов Джангара в героическом эпосе калмакского народа «Джангар». Место «Джангар» в истории выпадает на XIV-XV вв., эпоху начала возвышения калмакских племен [17; 13. 103-б.].

4. Кыргызский синолог Т.Бейшеналиев в одном из своих исследований предположил, что исторический кыргызский глава Угечи-кашка, который жил в XIV-XV вв., возможно, мог бы и самим Манасом из эпоса [2.528-531-б.].

Известно, что первоначально в ойратский союз, тогда представлявшего собой конгломерат монголоязычных и тюркоязычных племен, наряду с оголет, багатуд и хойд входило и племя кэркуд. По мнению ряда исследователей, «керкуд» ― форма множественного числа этнонима «кыргыз» в монгольском языке [3. 562-б.; 4. 200-208-б.; 14. 94-б.]. Считается, что правитель ойратского союза в конце XIV – начале XV вв. Угечи-кашка (монг. Угечи-хашига) был выходцем из этих кыргызов [2. 528-231-б.; 6. 520-б.; 15. 3-4-б.; 18. 26-28-б.]. Историки отмечают, что Угечи-кашка упомянуется и в китайских источниках под именем Монке-Тимур, Гуйличи [5. 95-99-б.; 2. 528-231-б.]. Можно заметить, что отождествление данного исторического Угечи-кашка с Манас батыром, главным персонажем эпоса «Манас», дает успешные результаты. Вот некоторые из них:

1. По мнению историков, слово «Угечи» по-монгольски означает «волопас» [6. 520-б.; 14. 94-б.]. Подтверждая данное, в эпосе говорится, что Манас в детстве по просьбе отца рос как пастух у калмака по имени Ошпур [11. 63-64-б.].

2. Согласно сведениям монгольских источников, правитель государства Северная Юань Элбэг-хан после смерти ойрата Хуухай Тайю правление над ойратами (четыре тумена) передал двум его сыновьям Батула-чинсанг и Угечи-хашига [7. 258-б.]. По мнению историков, ойрат Батула был самим ойратом Махаму, упомянутым в китайском источнике «Юань ши» [19.32-35-б.], а данное имя большинство историков расшифровывают как «Махмуд» [1. 186-б.; 5. 95-99-б.]. Похожий случай встречается относительно героя Алмамбета в эпосе «Манас». Согласно сведениям эпоса, Алмамбет приняв исламскую веру, убегает, не ужившись со своим народом, и станет служит Манасу, с которым он побратается [9. 80-83-б.; 10. 367-б.]. В эпосе «Манас» говорится, что Алмамбет был выходцем из «ойротов» [16. 6-б.].

3. В 1399 году Батула и Угечи-кашка, убив Элбэг-хана, захватили власть над Монголией, и после этого Северной Юань начал править Угечи-кашка, который упоминается в китайских источниках под именем Монке-Тимур [5. 95-99-б.; 2. 258-б.]. Видимо, в разделе «Чоң казат» («Великий поход») эпоса «Манас» отражен именно данный случай, поскольку там описывается, как войско, возглавляемое Манасом и Алмамбетом овладело страной Чет-Бээджин [12. 163-б.].

4. В 1400 году монголы посадили на трон законного Гунь-Тимура, брата Элбэг-хана [19. 31-б.]. В эпосе «Манас» упоминается, что Манас в Бээжине правил только «шесть месяцев» или «один год» [8. 1829-б.; 10. 60-б.].

Сходства мужду Угечи-кашка и Манасом не ограничиваются вышеописанным, подобные примеры можно видеть и из жизни их сыновей и внуков. Поэтому, на основе вышеприведенных доказательств, мы пришли к заключению, что историческая личность Угечи-кашка и был тем нашим Манасом, которого мы сильно желаем видеть.

 

Литература

1. Барфилд Т. Дж. Опасная граница: кочевые империи и Китай (221 г. до н.э. — 1757 г. н.э.) / Пер. Д.В.Рухлядева, В.Б.Кузнецова; науч. ред. и пред. Д.В.Рухлядева. – Санкт-Петербург, 2009.

2. Бейшеналиев Т. Кыргыз ханы Мөңкө-Темирдин өмүрү / которгон: А.Кылычев // Кыргыздар: Он төрт томдук. II том. – Бишкек, 2011.

3. Западная Монголия и Урянхайский край / составлен Г.Е.Грумм-Гржимайло. Том II. – Ленинград, 1926.

4. Каратаев О. Тарыхтын өчпөс издери // Жаңы Ала-Тоо. – Бишкек, 2013. – 4 (48). – 200-208-б.

5. Кукеев Д.Г. К вопросу отождествления исторических личностей у ойратов в китайских и монгольских источниках (на примере Угечи, Гуйличи, Менкэ-Тимура) // Вестник южного научного центра. Том 9, № 1. – 2013. – стр. 95–99.

6. Кычанов Е., Бейшеналиев Т. Юань-Мин доорундагы кыргыздар (XIII-XV кылымдар) // Кыргыздар: Он төрт томдук. II том. – Бишкек, 2011.

7. Лубсан Данзан. Алтан тобчи («Золотое сказание») / отв. ред. Г.М.Румянцев. – Москва, 1973.

8. Манас: Кыргыз элинин баатырдык эпосу / С.Орозбаковдун варианты боюнча; түз. С. Мусаев, А. Акматалиев. – Бишкек, 2010.

9. Манас: Энциклопедия. I том. – Бишкек, 1995.

10. Манас: Энциклопедия. II том. – Бишкек, 1995.

11. Манас: Эпос / Саякбай Каралаевдин варианты боюнча. I к. – Фрунзе, 1984.

12. Манас: Эпос / Саякбай Каралаевдин варианты боюнча. II китеп. – Фрунзе, 1986.

13. Мелетинский Е.М. введение в историческую поэтику эпоса и романа / отв. ред. Ю.Б.Виппер. – Москва: Наука, 1986.

14. Мокеев Анварбек. Кыргызы на Алтае и на Тянь-Шане. – Бишкек, 2010.

15. Образование Киргизской Автономной ССР. Материалы и документы. – Фрунзе, 1927.

16. Образцы народной литературы северных тюркских племен / собраны В.В.Радловым. Часть V. – Санкт-Петербург, 1885.

17. Пашков Б.К. «Джангариада» — величественный калмыцкий эпос // Джангар: Калмыцкия эпос. – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1977.

18. Петров К.И. Очерки феодальных отношений у киргизов в XV–XVIII вв. – Фрунзе, 1961.

19. Покотилова Д. История восточных монголов в период династии Мин. 1368-1434 (по китайским источникам). – Санкт-Петербург, 1893.

20. Сайф ад-дин ибн дамулло Шах Аббас, анын уулу Нурмухаммед. Тарыхтардын жыйнагы («Мажму атут-таворих») / Котор. М.Досболов, О.Сооронов. – Бишкек: Акыл, 1996.

21. Сочинения Чокана Чингисовича Валиханова / ред. Н.И.Веселовского // Записки Императорского Русского Географического Общества по Отделению Этнографии. Т. XXIX. – Санкт-Петербург, 1904.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, ARS said:

Что за баяуты были у калмак ?

баяуд или баяут -халха монголы центральной и восточной Монголии.

баяд или баят -ойраты Западной Монголии .

И всех ойратов дербеты и баяты близки друг к другу. 

Есть поговорка : где есть дербет ,там бегают баяты..

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад, Dambjaa сказал:

баяуд или баяут -халха монголы центральной и восточной Монголии.

баяд или баят -ойраты Западной Монголии .

И всех ойратов дербеты и баяты близки друг к другу. 

Есть поговорка : где есть дербет ,там бегают баяты..

:D

огузским баятам они имеют отношение?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...