Перейти к содержанию
Аrсен

Казахская кухня 3

Рекомендуемые сообщения

1 час назад, Аrсен сказал:

Насыбай ату еще говорят.

 

Хех. Тужится Arсенчик, тужится, пыхтит, все время изрыгает нескончаемую свою желчь, все пытается столкнуть казахов лбами, а вот ни черта не шарит в казахских обычаях и языке. Знал бы хоть не так смешно было бы и было бы простительно.

 

Так что запомни раз и навсегда, начинающий казаховед и интриган, что казахи табак насвай/насыбай  "тартпайды" (не курят). Насвай/насыбай "салады" (закладывают за нижнюю губу). Поэтому пиши что знаешь и не пиши чего не знаешь, не смеши казахов. 

Промелькнула мысль, а может быть на юге так действительно говорят - насыбай тарту? Тогда это опять новое различие. Или ты взял это как всегда в онлайн-словаре?   

 

В отличие от тебя мне это прекрасно известно из моего детства, потому что мой покойный отец, марқұм әкем, в какой-то период по совету врачей бросил курить и вынужденно на переходный период перешел на насвай, у него даже была своя специальная деревянная ступа с толстыми стенками и с забитыми на дней гвоздями для толчения листов табака, и была красивая табакерка, сделанная из рогов КРС, для хранения насвая. Кстати для крепкости он добавлял в ступу немного золы.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все мы всегда задаемся вопросом - когда же казахи стали добавлять в бешбармак тесто? Или - когда у казахов появилась мука и хлеб?

 

Частичный ответ по северо-восточному Казахстану нашел в труде моего земляка Алихана Букейханова.

Статья "Павлодарский уезд".

Глава "Алтыбаевская волость" (в которой кстати в одно время управителем был отец моей мамы):

 

"... Раньше пища киргизов состояла из кумыса, катыка, айрана, курта, рымшыка, масла, мяса, — потом стали употреблять чай, коже, а ныне и хлеб. Впервые хлеб стали покупать 60 лет тому назад, в то время его привозили в Павлодар из Барнаульскаго округа по 40-50 коп. за 1 пуд. В сравнении с стариною, пища стала хуже, жизнь в общем лучше прежнего."

 

Мои примечания:

 

"Ныне" - это примерно первое десятилетие 20 века.

"60 лет тому назад" - это примерно 1845 - 1850 годы.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17.03.2019 в 13:42, Karaganda сказал:

 

Употребляли ли казахи рыбу до прихода русских?

 

 

Надо спрашивать не у своих земляков ;), а обратиться к очевидцам прошлого.

 

Вот что писал, например, этнограф М.И. Красовский в своем замечательном труде "Образ жизни казахов Степных округов" (19 век):

 

"... Жатаки занимались земледелием, рыболовством, охотой, мелкой торговлей, посредничеством в торговле между казахами, пригонявшими на продажу скот, и покупателями, нанимались в работники к зажиточным казакам Уральской и Сибирской линии, а позднее – к переселенцам. Жатаки первые среди казахов вступили в экономические и культурные взаимоотношения с русским населением." 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17.03.2019 в 11:25, Karaganda сказал:

Дичь казахи ели редко, тк лучше есть отборную и свежую баранину с кониной, чем жесткое мясо дичи

 

М.И. Красовский. Там же:

 

"... В дверных углах юрты, между разным хламом, у них стоит на привязи больная скотина, телята однолетки, тохтушки, укрываемые от мороза, молодой верблюжонок. Впрочем, в выраженном таким образом чувстве скотолюбия не отказывают себе и люди достаточные. Тут же сидит на особенной подставке сокол или беркут, с навешанным на глаза кожаным колпачком. Над ним висит седло, барабан для спугивания дичи и разные другие охотничьи принадлежности, и другие вещи, как-то: узды, разные седла и арчаки, иногда хомуты и шлеи, запасные арканы, пояса всех видов, плети всевозможного устройства (нагайки или камчи) и проч."

 

"... После мужчин, пьют чай женщины. Вечером кумыс и айран; женщины ложатся спать, караульщики расположенных подле юрт стад начинают перекрикиваться; мужчины продолжают разговоры до поздней ночи; часа же 4 утра весь аул объят мертвым сном. Так идет в каждом семействе день за днем, если только есть гости, или если и нет их, но хозяин не отлучается из дому куда-нибудь на праздник и проч.; без него еще скучнее: женщины и девушки весь день в работе, мужчины и ребятишки где-нибудь в гостях по соседству, или на охоте, или тоже в разъездах по аулам. В такое время и пища, даже летом, сберегается женщинами до нельзя; свежего барана для гостя, если в доме нет мужа, киргизка не заколет, следственно нет повода кому-нибудь идти в юрту, в которую заехал гость, а последний по этому."

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А.Н. Букейханов "Овцеводство в Степном крае":

 

"... Меры, принимаемые против волков, состоят в следующем: весною киргизы разыскивают волчьи норы — «каскыр уйя», перебивают волчат, или им перерезывают на задних ногах сухожилие, что делается как месть. Волчата, подвергнутые последней операции, растут уродами, ползают, сидя на сведенных, в виде салазок ногах и, промышляя мышами и падалью, остаются живыми до конца лета, пока их не добьют недруги их киргизы. По первому снегу, когда волк проваливается в него, также как лошадь, на него устраивают на скакунах охоту; хороший скакун легко догоняет волка и киргизы бьют его «суилом» — березовая жердь, «айбалтою» — топор. В степи встречаются лошади получившие кличку «бес каскыр» — пять волков, после того как на ней догнали в день 5 волков и убили их. Волков истребляют капканами и «кушалою».

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Другой замечательный этнограф 19 века о казахах Степного края, Сибкрая.

Ш.М. Ибрагимов.

 

"... Сколько мы ни встречали едущих киргиз, все они считали, как бы своею обязанностью подъехать к нам и завести обычный разговор. В свою очередь, молодые люди из нашей компании делали тоже самое. Наша молодежь, как я заметил, особенно дружно бросалась, впрочем, только тогда, когда замечала издали степных представительниц прекрасного пола, чтобы не упустить случая познакомиться с ними и завести игривый разговор. Дорога была очень веселая: наша молодежь тут же по дороге охотилась с ястребами и соколами на уток, гусей и перепелов. Подъезжая к озеру, где мирно плавают стаи уток, охотник начинает бить левою рукой в «дабыл», барабан, который приделан к передку его седла; как только испуганные утки подымаются с воды, он правою рукою ловко вскидывает вверх ястреба или сокола, который быстро ловит первую попавшуюся птицу и спускается на землю. Хозяин, давший хищнику поклевать мозг, отдергивает дичь и, по магометанскому закону, перерезав убитой им птице горло, кладет ее в сумку и скачет далее. Первую добычу младший всегда подносит, по обычаю, старшему. Боже сохрани, если ястреб или сокол, вместо того, чтобы поймать птицу, сядет на дерево!"

 

"... Совсем другое дело - охота с беркутом; она под час бывает, можно даже сказать, и опасна. Например, я помню, как один знакомый мне киргиз, любивший до смерти охоту с беркутом, которого обожал, кажется, выше всего на свете, поехал поохотиться на лисиц. Это было зимою, летом киргизы с беркутом не охотятся. Для того, чтобы знать, по крайней мере, приблизительно, местность, где есть лисицы, киргизы обыкновенно отправляются на охоту тотчас после того, как выпадет свежий снег. И так, в один из таких прекрасных для охоты дней, мой знакомый поехал на своем коне, с беркутом в руке; долго вертелся он около горы «Сырымбет», которая, со всех сторон, окружена густым еловым лесом, долго бродил по лесу и, наконец, увидел след."

 

"... Охота с борзыми собаками, «тазы», бывает тоже, говорят, занимательна."

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Итак ответ Karagand'е - где, где, в Караганде, шутка: ;)

 

Охотой на дичь и пушнину занимался почти каждый казах - старики, мужчины и даже дети.

 

Рыболовством редко кто, в основном казахи жатаки. Но я думаю у таких крупных водоемов как Балхаш, Зайсан, Арал, Каспий, Алакуль и другие местные казахи наверняка поголовно занимались рыболовством.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Хех. Тужится Arсенчик, тужится, пыхтит, все время изрыгает нескончаемую свою желчь, все пытается столкнуть казахов лбами, а вот ни черта не шарит в казахских обычаях и языке. Знал бы хоть не так смешно было бы и было бы простительно.

 

Так что запомни раз и навсегда, начинающий казаховед и интриган, что казахи табак насвай/насыбай  "тартпайды" (не курят). Насвай/насыбай "салады" (закладывают за нижнюю губу). Поэтому пиши что знаешь и не пиши чего не знаешь, не смеши казахов. 

Промелькнула мысль, а может быть на юге так действительно говорят - насыбай тарту? Тогда это опять новое различие. Или ты взял это как всегда в онлайн-словаре?   

 

В отличие от тебя мне это прекрасно известно из моего детства, потому что мой покойный отец, марқұм әкем, в какой-то период по совету врачей бросил курить и вынужденно на переходный период перешел на насвай, у него даже была своя специальная деревянная ступа с толстыми стенками и с забитыми на дней гвоздями для толчения листов табака, и была красивая табакерка, сделанная из рогов КРС, для хранения насвая. Кстати для крепкости он добавлял в ступу немного золы.

 

После твоего провала с ултабар больше можешь не писать про казахскую культуру и строить из себя знатока.

Лучше открой тему про сусликов может быть там от тебя будет какой-то толк. Хотя что-то мне подсказывает, нет ;)

А вообще был ли у тебя дед (отец) который насыбайничал, скорее всего нет, сам небось выдумал как обычно в своем стиле. Твой дед (отец) наверное из печки золу добавлял из экибастузского угля :D Давай соври еще что нибудь! 

А вот моя бабушка да употребляла насыбай, и мы с ней выезжали в степь собирать "кылша", чтоб из нее получить золу для насыбая. Ты вообще знаешь, что такое КЫЛША?

Еще раз повторюсь, кто ты такой что бы отрывать меня от казахов. Ты себя считаешь казахом? 

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

42 минуты назад, Аrсен сказал:

После твоего провала с ултабар больше можешь не писать про казахскую культуру и строить из себя знатока.

 

Что ты можешь знать про ултабар и скот будучи горожанином? Не смеши кур.

 

42 минуты назад, Аrсен сказал:

Лучше открой тему про сусликов может быть там от тебя будет какой-то толк. Хотя что-то мне подсказывает, нет ;)

А вообще был ли у тебя дед который насыбайничал, скорее всего нет, сам небось выдумал как обычно в своем стиле. Твой дед наверное из печки золу добавлял из экибастузского угля :D Давай соври еще что нибудь! 

Еще раз повторюсь, кто ты такой что бы отрывать меня от казахов. Ты себя считаешь казахом? 

 

И не придуривайся, умнее от таких хамских слов не станешь. Құдай сақтасын казахов от таких жиенов.

  

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

1) Что ты можешь знать про ултабар и скот будучи горожанином? Не смеши кур.

 

 

2) И не придуривайся, умнее от таких хамских слов не станешь. Құдай сақтасын казахов от таких жиенов.

  

1) так ты же сам в городе живешь или ты уже перебрался в свой Железинск, хотя это же тоже почти городок ;) 

Кстати твое незнание про ултабар ты сам себя выдал, что вообще ничегошеньки не знаешь

2) про жиен это ты про себя, у нас про таких говорят, которые живут у родственников жены кушик куйеу

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 минут назад, Аrсен сказал:

1) так ты же сам в городе живешь или ты уже перебрался в свой Железинск, хотя это же тоже почти городок ;) 

Кстати твое незнание про ултабар ты сам себя выдал, что вообще ничегошеньки не знаешь

2) про жиен это ты про себя, у нас про таких говорят, которые живут у родственников жены кушик куйеу

 

Не надоело прикидываться дурачком. Разве это слова мужчины? Ужас!

От поддержки, которую сегодня ощутил от админа в темах про казахский язык и домбру этот хамло уже перешел на прямые обзывания и оскорбления других юзеров.

Говорил же я Рустаму что он только потакает хамам, как в воду я глядел. Я ба на его месте давно забанил бы таких провокаторов и создателей искусственных конфликтов чтобы другим повадно не было. Но от Рустама не дождешься, лучше он забанит меня, Zake и других своих оппонентов, чем этого тролля.  

Ну и форум!

По моему надо отсюда сваливать.

Пусть остаются тут клоуны, сколько их там, 5 земляков южан.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, Аrсен сказал:

ты это про себя? ибаияй еще добавь к слову "ужас" для пущей важности ;)

 

Не устал кривляться и строить рожицы?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Не надоело прикидываться дурачком? Разве это слова мужчины? Ужас!

От поддержки, которую сегодня ощутил от админа в темах про казахский язык и домбру этот уже перешел на прямые обзывания.

Ну и форум!

По моему надо отсюда сваливать.

Пусть остаются тут клоуны, сколько их там, 5 земляков.

 

 

ты это про себя? ибаияй еще добавь к слову "ужас" для пущей важности ;)

ну ты же сам виноват обозвал ултабар двенадцатиперстной кишкой, кстати двенадцатиперстная кишка это аш ишек. и запомни это на будущее.

что опростоволосился и теперь лыжи навострил? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 минут назад, Аrсен сказал:

ты это про себя? ибаияй еще добавь к слову "ужас" для пущей важности ;)

ну ты же сам виноват обозвал ултабар двенадцатиперстной кишкой, кстати двенадцатиперстная кишка это аш ишек. и запомни это на будущее.

что опростоволосился и теперь лыжи навострил? 

 

Дорогой мой Википедист, ты свалил в кучу названия конских и бараньих кишок!

Глупенький, у них разные названия.

Перестань смешить народ.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, АксКерБорж сказал:

 

Дорогой мой Википедист, ты свалил в кучу названия конских и бараньих кишок!

Глупенький, у них разные названия.

Перестань смешить народ.

 

слушай хватит клеймить людей, будь мужчиной

причем тут конская кишка, когда речь идет про ултабар? или ты реально не в теме?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, Аrсен сказал:

слушай хватит клеймить людей, будь мужчиной причем тут конская кишка, когда речь идет про ултабар? или ты реально не в теме?

 

Ты свалил в кучу названия конских и бараньих кишок, а они разные.

Теперь ты понял в какой просак попал пытаясь понтоваться? 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Ты свалил в кучу названия конских и бараньих кишок, а они разные.

Теперь ты понял в какой просак попал пытаясь понтоваться? 

 

Ты давай конкретику какие еще конские и бараньи кишки? Когда речь про Ултабар!

Можешь нормально ответить? Или опять про бузау напомнить?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Не надоело прикидываться дурачком. Разве это слова мужчины? Ужас!

От поддержки, которую сегодня ощутил от админа в темах про казахский язык и домбру этот хамло уже перешел на прямые обзывания и оскорбления других юзеров.

Говорил же я Рустаму что он только потакает хамам, как в воду я глядел. Я ба на его месте давно забанил бы таких провокаторов и создателей искусственных конфликтов чтобы другим повадно не было. Но от Рустама не дождешься, лучше он забанит меня, Zake и других своих оппонентов, чем этого тролля.  

Ну и форум!

По моему надо отсюда сваливать.

Пусть остаются тут клоуны, сколько их там, 5 земляков южан.

 

Когда больше адекватных оппонентов становится, вы сливаетесь. Нарываетесь на бан со словом "клоуны"

у этих клоунов более адекватнаяя оценка культуры и жизни номадов, а не ваши калжинские оскорбления и издевки

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Итак ответ Karagand'е - где, где, в Караганде, шутка: ;)

 

Охотой на дичь и пушнину занимался почти каждый казах - старики, мужчины и даже дети.

 

Рыболовством редко кто, в основном казахи жатаки. Но я думаю у таких крупных водоемов как Балхаш, Зайсан, Арал, Каспий, Алакуль и другие местные казахи наверняка поголовно занимались рыболовством.

 

нет и не охотились поголовно, самообманом не занимайтесь. Охотилось 5%, и в жорыках (походах)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 часов назад, Аrсен сказал:

Ты давай конкретику какие еще конские и бараньи кишки? Когда речь про Ултабар!

Можешь нормально ответить? Или опять про бузау напомнить?

 

17 часов назад, Karaganda сказал:

Когда больше адекватных оппонентов становится, вы сливаетесь. Нарываетесь на бан со словом "клоуны"

у этих клоунов более адекватнаяя оценка культуры и жизни номадов, а не ваши калжинские оскорбления и издевки

 

Вам троим весь ваш цирк сходит с рук только потому, что 99% казахских форумчан исконные городские жители, а потому никто ваши фейки не опровергает, кроме меня, родившегося и жившего в ауле до 23 лет.

 

 

А любителю ултабаров (наверно хочет родить мальчика :D) объясняю, что ултабар это исключительно баранья кишка, а не конская.

У барана и лошади немного разное внутреннее строение и органы. У лошади заместо ұлтабара, тоже рядом с желудком (қарын) есть тоже вкусная кишка "тоқ ішек".

 

Бедный Arсен начитавшись онлайн-словарик и яростно погуглив наивно думает, что ултабар это желудок или его одна часть. И думает, что казахи раньше хранили сливочное масло (как и его уважаемая бабушка) в ултабаре. :lol:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 часов назад, Karaganda сказал:

нет и не охотились поголовно, самообманом не занимайтесь. Охотилось 5%, и в жорыках (походах)

 

Я тебе привел конкретные цитаты из трудов этнографов, которые утверждают, что в каждой казахской юрте были охотничьи снаряжения и орудия, и даже ловчие птицы с гончими собаками.

Конечно у всех троих этнографов речь шла про казахов Степного и Сибкрая, не про весь Казахстан.

 

А ты наверно яростно отрицаешь не свидетельства этнографов о нашем крае, а существование охотничьей традиции на юге? Что на юге охотников было 5% от всех жителей юга?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

 

Вам троим весь ваш цирк сходит с рук только потому, что 99% казахских форумчан исконные городские жители, а потому никто ваши фейки не опровергает, кроме меня, родившегося и жившего в ауле до 23 лет.

 

 

А любителю ултабаров (наверно хочет родить мальчика :D) объясняю, что ултабар это исключительно баранья кишка, а не конская.

У барана и лошади немного разное внутреннее строение и органы. У лошади заместо ұлтабара, тоже рядом с желудком (қарын) есть тоже вкусная кишка "тоқ ішек".

 

Бедный Arсен начитавшись онлайн-словарик и яростно погуглив наивно думает, что ултабар это желудок или его одна часть. И думает, что казахи раньше хранили сливочное масло (как и его уважаемая бабушка) в ултабаре. :lol:

 

Причем тут вообще конская кишка? Когда речь идет об ултабаре?

Ты тут вообще показал себя полным профанов и больше не пиши про казахскую культуру и историю. Ничегошеньки ты не знаешь оказывается. Все твое "знание" тут на форуме чистый блеф!

Ултабар - это часть бараньего желудка. Никакого отношения к кишкам не имеет. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У нас на форуме есть казахи которые разбираются в разделке баранов?

Чего все молчите или реально вы все не в курсе?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

37 минут назад, Аrсен сказал:

Ултабар - это часть бараньего желудка. Никакого отношения к кишкам не имеет. 

 

В прочитанном тобой онлайн-словарике да, почему то написано так, но в жизни это не так.

У казахов "қарын" - это желудок, а "ұлтабар" - это толстая жирная кишка сразу за желудком.

 

Если привести грубую аналогию с анатомией человека, то бараний "ұлтабар" это 12-перстная кишка человека.

А если аналогию с анатомией лошади, то бараний "ұлтабар" это конский "тоқ ішек".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Желудок и кишки я вываливал, в них не копался, поэтому не разбираюсь. 

http://derevenskiyportal.ru/pishhevarenie-ovets-stroenie-zheludka-zhvachnyih/

Вот желудок овцы, где ұлтабар? 

ovtsyi-pishhevarenie.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.


×
×
  • Создать...