Перейти к содержанию
Аrсен

Казахская кухня 3

Рекомендуемые сообщения

8 часов назад, кылышбай сказал:

у нас есть құда с ВКО, найман. недавно подавали после мяса сорпу и на предложение добавить құрт он попросил лимон. говорит у них часто так делают. не думаю что это массовое явление. вы встречали такое чтобы в сорпу для кислинки добавляли лимон или лимонный сок?

алматинские кұда тож этим грешат)) у нас в основном туз курт добавляют в сорпу, где-то айран. Что еще в сорпу добавляют?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, s_kair сказал:

В наших краях не едят глаза и, видимо, көз ұсыну забыто, по крайней мере, я ни разу не видел, ну и, собственно, сам не пробовал (слава Богу-скажу я про себя). Честно говоря, есть эти мало аппетитные на вид студни не вызывает энтузиазма.

Глаза действительно не самый популярный продукт, гостям его не дают, в основном хозяева и съедают

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, Karaganda сказал:

я то причем?

Наурыз указывается в трудах авторов 19 века, имена собственные в 17-18 вв точно были

Наурыз коже точно новодел, такое блюдо не готовили казахи

Кимешек и Жаулык различия указаны в соответствующей теме. Жент есть вроде в Жезказгане и Торгае, может путаю. У нас талкан больше делали

Кок шай для всех казахов новый напиток

Разговаривал с ерейментауским коллегой, в его краях готовят жент, а слово қоспа услышал в Астане, говорит, что это слово южан. Но, что удивительно, по словам коллеги жент делают не из талкана, а из молока. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, s_kair сказал:

Разговаривал с ерейментауским коллегой, в его краях готовят жент, а слово қоспа услышал в Астане, говорит, что это слово южан. Но, что удивительно, по словам коллеги жент делают не из талкана, а из молока. 

Имхо, путают с иримшиком

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 часов назад, Momyn сказал:

Ты что шашлыков из собачатины объелся?

 

За корейца меня принял? Я ведь тоже поначалу тебя за узбека принимал, но ведь я не спрашивал тебя ешь ли ты бычьи яйца. Так что прекращай писать ерунду.

 

17 часов назад, Momyn сказал:

Может там у тебя в сибири , только одно уважительное  сокращение этого имени, но у нас могут сказать и Мақан, и Мақа, и Маке.      

 

Молодец, справился, правильно перечислил варианты обращения.

 

15 часов назад, Махамбет сказал:

Поэтому я несерезно отношусь вот этому внутриказахскому склоку

 

Мне тоже не нравятся постоянные склоки от нашей пятерки (или все же шестерки?). Которые не дают мне писать про историю, лингвистику и этнографию постоянно провоцируя меня на перепалки. Другого же они на форуме делать не умеют.

 

12 часов назад, кылышбай сказал:

у нас наурыз-көже не готовят

 

В Ташкентской области или в Караганде? В первое не поверю, хоть на куски меня режьте, а в Караганду запросто.

 

1 час назад, Karaganda сказал:

Наурыз указывается в трудах авторов 19 века, имена собственные в 17-18 вв точно были

 

На севере празднования Наурыз не было до 1991 года.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

57 минут назад, s_kair сказал:

Разговаривал с ерейментауским коллегой, в его краях готовят жент, а слово қоспа услышал в Астане, говорит, что это слово южан. Но, что удивительно, по словам коллеги жент делают не из талкана, а из молока. 

 

Что за привычка у вас, у Кылышбая и Karagand'ы всё превирать? Увлеклись игрой в троллинг в адрес северо-востока?

Ерейментау это наш край, самые что ни на есть скотоводы, а потому у них как и у нас делают молочный коспа. Жента из пшена и изюма они совершенно не знают.

Привирайте если вам это так нравится, но надо знать меру!

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, s_kair сказал:

В наших краях не едят глаза и, видимо, көз ұсыну забыто, по крайней мере, я ни разу не видел, ну и, собственно, сам не пробовал (слава Богу-скажу я про себя). Честно говоря, есть эти мало аппетитные на вид студни не вызывает энтузиазма.

 

1 час назад, Karaganda сказал:

Глаза действительно не самый популярный продукт, гостям его не дают, в основном хозяева и съедают

 

Очень странно слышать от вас такие слова, совершенно не присущие казахам.

 

Потому что:

 

1) Бараньи глаза как и мозги - это самые вкусные, самые нежные и самые ценные части головы, традиционно подаваемой казахами уважаемому гостю или аксакалу.

2) Бараньи глаза хозяева никогда сами не едят, они должны быть "в комплекте" с подаваемой гостю головой, это угощение гостя. :)

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, АксКерБорж сказал:

 

Что за привычка у вас, у Кылышбая и Karagand'ы всё превирать? Увлеклись игрой в троллинг в адрес северо-востока?

Ерейментау это наш край, самые что ни на есть скотоводы, а потому у них как и у нас делают молочный коспа. Жента из пшена и изюма они совершенно не знают.

Привирайте если вам это так нравится, но надо знать меру!

 

Вы лучше следите за общением, оппонента своего называть лгуном неправильно и некрасиво. Лучше над манерой своей поработайте

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, АксКерБорж сказал:

 

 

Очень странно слышать от вас такие слова, совершенно не присущие казахам.

 

Потому что:

 

1) Бараньи глаза как и мозги - это самые вкусные, самые нежные и самые ценные части головы, традиционно подаваемой казахами уважаемому гостю или аксакалу.

2) Бараньи глаза хозяева никогда сами не едят, они должны быть "в комплекте" с подаваемой гостю головой. :)

 

1. Голова дается старикам, глаза старики отдавали хозяевам при разделке

2. Они всегда в комплекте

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Karaganda сказал:

1. Мозги даются старикам, глаза старики отдавали хозяевам при разделке

2. Они всегда в комплекте

 

Увы, это не так. Совершенно не так. Не знаю где у вас такие странные обычаи.

 

Вот что пишет по этому поводу замечательный казахский этнограф Ш.М. Ибрагимов ("Этнографические очерки киргизского народа") о традициях и быте казахов Степного края (Сибкрая) 150 лет назад!

 

Надо сказать, что описанное исследователем сохраняется в наших краях с точностью до сегодняшнего дня (эти моменты выделены мной жирным шрифтом).

 

"... Летом киргизы угощают гостя, зарезывая нарочно для того барана. Зимой же этого не делают, а гостя угощают заготовленным на зиму мясом, кониной или бараниной; киргизы не особенно любят говядину; так как мелким скотом, овцами козами и проч. обыкновенно заведует жена, то хозяин предлагает ей выбрать барана для кунак-асы (в пищу гостю). Барана вводит в кибитку непременно мужчина – хозяин, он держит его за шею, а гость открывая обе руки, читает молитву. После окончания молитвы, барана режут в присутствии гостя. Варят барана целого в котле в той же кибитке, если только со стороны гостя не будет препятствий. До ужина подают гостю в чашке кумыс, или кислое молоко, разведенное водой (АКБ: нынче чай). Потом, когда обед или ужин готов, хозяйка кладет на блюдо мясо; в это время гостю подают воду мыть руки. Пред тем, как подавать мясо, хозяин раскрыв обе руки, просит у гостя бату. Гость снова читает молитву. К этому времени обыкновенно весь аул – мужчины и женщины собираются в кибитку, где находится гость, ест мясо.

Старшему гостю, для которого зарезан баран, непременно подают варенную голову барана, иначе хозяин лишается права на гостеприимство, когда приедет в аул обиженного гостя. Хозяин и хозяйка, оставляя себе в разных чашках очень немного мяса, подают всю баранину гостям.Гость, отрезав от поданной ему головы ухо или вынуть вообще любимые киргизами глаза, передает голову хозяину. Затем гость просит подать ему блюдо хозяина и хозяйки и положив мяса, возвращает им. Сыну или дочери хозяина гость должен дать мозговую часть барана. Наевшись, гость начинает угощать всех находящихся в кибитке, подзывает к себе самого хозяина, если только он по летам моложе его. Если же хозяин старше гостя, то последний не утруждая его, накладывает хозяйке и затем подзывает к себе по старшинству всех собравшихся в кибитке (кроме женщин), вкладывает каждому в рот мясо своей рукой; женщинам же он передает мясо в руки. По окончании угощения гость, оставляя на блюде остаток, передает его или хозяйке, или, если есть, то жене сына хозяина.

После баранины подают в чашке бульон; тем ужин оканчивается и если дело происходит летом, то ужин или обед оканчивается любимым кумысом (АКБ: нынче заканчивается опять же чаем)". 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, АксКерБорж сказал:

 

Увы, это не так. Совершенно не так. Не знаю где у вас такие странные обычаи.

 

Вот что пишет по этому поводу замечательный казахский этнограф Ш.М. Ибрагимов ("Этнографические очерки киргизского народа") о традициях и быте казахов Степного края (Сибкрая) 150 лет назад!

 

Надо сказать, что описанное исследователем сохраняется в наших краях с точностью до сегодняшнего дня (эти моменты выделены мной жирным шрифтом).

 

"... Летом киргизы угощают гостя, зарезывая нарочно для того барана. Зимой же этого не делают, а гостя угощают заготовленным на зиму мясом, кониной или бараниной; киргизы не особенно любят говядину; так как мелким скотом, овцами козами и проч. обыкновенно заведует жена, то хозяин предлагает ей выбрать барана для кунак-асы (в пищу гостю). Барана вводит в кибитку непременно мужчина – хозяин, он держит его за шею, а гость открывая обе руки, читает молитву. После окончания молитвы, барана режут в присутствии гостя. Варят барана целого в котле в той же кибитке, если только со стороны гостя не будет препятствий. До ужина подают гостю в чашке кумыс, или кислое молоко, разведенное водой (АКБ: нынче чай). Потом, когда обед или ужин готов, хозяйка кладет на блюдо мясо; в это время гостю подают воду мыть руки. Пред тем, как подавать мясо, хозяин раскрыв обе руки, просит у гостя бату. Гость снова читает молитву. К этому времени обыкновенно весь аул – мужчины и женщины собираются в кибитку, где находится гость, ест мясо.

Старшему гостю, для которого зарезан баран, непременно подают варенную голову барана, иначе хозяин лишается права на гостеприимство, когда приедет в аул обиженного гостя. Хозяин и хозяйка, оставляя себе в разных чашках очень немного мяса, подают всю баранину гостям.Гость, отрезав от поданной ему головы ухо или вынуть вообще любимые киргизами глаза, передает голову хозяину. Затем гость просит подать ему блюдо хозяина и хозяйки и положив мяса, возвращает им. Сыну или дочери хозяина гость должен дать мозговую часть барана. Наевшись, гость начинает угощать всех находящихся в кибитке, подзывает к себе самого хозяина, если только он по летам моложе его. Если же хозяин старше гостя, то последний не утруждая его, накладывает хозяйке и затем подзывает к себе по старшинству всех собравшихся в кибитке (кроме женщин), вкладывает каждому в рот мясо своей рукой; женщинам же он передает мясо в руки. По окончании угощения гость, оставляя на блюде остаток, передает его или хозяйке, или, если есть, то жене сына хозяина.

После баранины подают в чашке бульон; тем ужин оканчивается и если дело происходит летом, то ужин или обед оканчивается любимым кумысом (АКБ: нынче заканчивается опять же чаем)". 

 

 

1. за 150 лет традиция может измениться

2. у нас в Каркаралинске в соседних аулах могут разниться подача

3. мозги детям не всегда дают, в первую очередь - это угощение стариков и уважаемых людей

4. никто же не заносит домой барана сейчас. Понятия нормы, этикета, и главное, гигиены разнятся с полтора века назад

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Что за привычка у вас, у Кылышбая и Karagand'ы всё превирать? Увлеклись игрой в троллинг в адрес северо-востока?

Ерейментау это наш край, самые что ни на есть скотоводы, а потому у них как и у нас делают молочный коспа. Жента из пшена и изюма они совершенно не знают.

Привирайте если вам это так нравится, но надо знать меру!

 

Следите за языком, никто не врет. То, что там делают молочный жент, который и есть коспа в вашем понимании, не моя придумка. Вы не можете нормально дискутировать, кроме как называть все ложью и обманом? 

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

41 минуту назад, АксКерБорж сказал:

или кислое молоко, разведенное водой (АКБ: нынче чай).

Вообще не похоже на описание чая, был бы чай наверное написали чай.

Мне кажется это был шалап.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часов назад, кылышбай сказал:

у нас есть құда с ВКО, найман. недавно подавали после мяса сорпу и на предложение добавить құрт он попросил лимон. говорит у них часто так делают. не думаю что это массовое явление. вы встречали такое чтобы в сорпу для кислинки добавляли лимон или лимонный сок?

нет, никогда.

Встречал когда добавляют кобру(салат) при отсутствии курта(он у нас полужидкий, специально для сорпы)

Когда есть свой курт, добавляем курт. Ну можно попробовать с лимоном, наверное в этом что то есть :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

24 минуты назад, RedTriangle сказал:

Вообще не похоже на описание чая, был бы чай наверное написали чай.

Мне кажется это был шалап.

По описанию шалап выходит, у нас айран водой разбавляют, получается кислое молоко. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Karaganda сказал:

1. за 150 лет традиция может измениться

 

Традиции деторождения, кулинарные и погребальные самые консервативные и очень редко подвержены изменениям.

А тем более традиция угощения гостя бараньей головой осталась прежней.

 

1 час назад, Karaganda сказал:

2. у нас в Каркаралинске 

 

Чтобы в нашем Каркаралинске гости не ели вкуснейших глаз, да быть того не может!

А где кстати находится ваш Каркаралинск, где глаза непопулярный продукт, где гостей не угощают деликатесом и где деликатес съедают сами хозяева? ;)

 

1 час назад, Karaganda сказал:

3. мозги детям не всегда дают

 

Мозги детям вообще не дают. Они не остаются от стариков и взрослых, они вкусные, нежные, но их очень мало.

Это на юге из них делают какой-то плов "ми палау".

У нас же взрослые для этого даже пугают детей словами "мый жесең мыйың шіріп кетеді" (если писать по литературном южному: "ми жесең миің ашып кетеді"), что означает "если отведаешь бараньи мозги, то лишишься своих, они у тебя сгниют". :)

 

1 час назад, Karaganda сказал:

4. никто же не заносит домой барана сейчас. Понятия нормы, этикета, и главное, гигиены разнятся с полтора века назад

 

Не все и не всегда, но заволакивают за рога (не заносят), чтобы гость сказал свой бата (благословление).

Этикет и гигиена тут совершенно не причем.

 

1 час назад, s_kair сказал:

Вы не можете нормально дискутировать, кроме как называть все ложью и обманом? 

 

Уже минимум как год ваша "квинтет - группа" во всех своих постах безосновательно обвиняет меня во лжи.

С сегодняшнего дня решил перенять эту привычку у вас.

 

49 минут назад, RedTriangle сказал:

Вообще не похоже на описание чая, был бы чай наверное написали чай.

Мне кажется это был шалап.

 

Вы скорее всего не поняли меня. У этнографа написано, что перед мясом и после мяса гостя угощают кумысом и шалапом. Я же в скобках написал, что нынче у нас их заменил чай, которым угощают гостя до и после мяса.

 

22 минуты назад, s_kair сказал:

у нас айран водой разбавляют, получается кислое молоко. 

 

Не кислое молоко, а шалап получается.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так вы цитируете текст, где написано про угощения детей мозгами.

вспомнил, все-таки вы же не географ))

Каркаралы - Восточный район Карагандинской области

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часов назад, кылышбай сказал:

у нас есть құда с ВКО, найман. недавно подавали после мяса сорпу и на предложение добавить құрт он попросил лимон. говорит у них часто так делают. не думаю что это массовое явление. вы встречали такое чтобы в сорпу для кислинки добавляли лимон или лимонный сок?

 

Впервые слышу такое. С такими успехами скоро начнут добавлять в сорпу уксус для кислинки. :D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Karaganda сказал:

Так вы цитируете текст, где написано про угощения детей мозгами.

 

Я думаю речь идет не о маленьких детях, а о взрослых сыновьях или дочерях хозяина юрты. И наверняка не отдает полностью, а только угощает. 

 

9 минут назад, Karaganda сказал:

вспомнил, все-таки вы же не географ))

 

Я любому из вас дам фору по любому географическому вопросу, так что свою подколку засуньте себе куда нибудь.

Я же не подкалываю вас что у вас фобия от самого главного и вкусного казахского деликатеса, от бараньих глаз - то видите ли не эстетичный вид у них, то видите ли они не популярны у вас лично.

 

9 минут назад, Karaganda сказал:

Каркаралы - Восточный район Карагандинской области

 

Ой, ну хватит уже, а?! Майдалап, майдалап қойсай енді өтірігіңді. :D

 

  • Не согласен! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, АксКерБорж сказал:

 

Я думаю речь идет не о маленьких детях, а о взрослых сыновьях или дочерях хозяина юрты. И наверняка не отдает полностью, а только угощает. 

 

 

Я любому из вас дам фору по любому географическому вопросу, так что свою подколку засуньте себе куда нибудь.

Я же не подкалываю вас что у вас фобия от самого главного и вкусного казахского деликатеса, от бараньих глаз.

 

 

Ой, ну хватит уже, а?! Майдалап, майдалап қойсай енді.

 

 

Лагенине сомса салып жеп ал, Кайреке! Порожняк гоните уже

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Karaganda сказал:

Лагенине сомса салып жеп ал, Кайреке! Порожняк гоните уже

 

Я ему про бараньи глаза, а он мне жағрафию толкает.

Зря шарахаетесь от глаз, вкуснотища, попробуйте, не пожалеете. Потом еще s_kair'а начнете уговаривать чтобы тот не брезговал. :D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Я ему про бараньи глаза, а он мне жағрафию толкает.

Зря шарахаетесь от глаз, вкуснотища, попробуйте, не пожалеете. Потом еще s_kair'а начнете уговаривать. :D

 

Вы перевираете, я просто указал, что в нашем ауле старики в основном хозяину дают. Сам ел и не раз. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Вы скорее всего не поняли меня. У этнографа написано, что перед мясом и после мяса гостя угощают кумысом и шалапом. Я же в скобках написал, что нынче у нас их заменил чай, которым угощают гостя до и после мяса.

Теперь понял

43 минуты назад, s_kair сказал:

По описанию шалап выходит, у нас айран водой разбавляют, получается кислое молоко. 

У нас чаще используют қатық, по-моему так вкуснее

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Rust сказал:

Третья тема в шаге от закрытия. Попрошу казахских братьев соблюдать приличия, писать нормально и вежливо.

Тут все нормально общаются кроме одного!

Делятся, сравнивают и чего не понимают спрашивают, не нужно валить весь бардак на всех!

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.


×
×
  • Создать...