Перейти к содержанию
Rust

Пэн Да-я, Сюй Тин "Хэй-да шилюэ (Краткие известия о черных татарах)", комментированные и исследованные Ван Го-вэем

Рекомендуемые сообщения

  • Admin

Некоторые выжимки из этого источника. 

Сам источник датируется весной 1237 года. Составлен из записок Пэн Да-я, который был у монголов в 1233 году и Сюй Тина, который посетил монголов в 1235-1236 годах. Текст по изданию Р.П. Храпачевского.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

С.27 Государство черных татар (то есть северного шаньюя) называется Великой Монголией. В Шамо имеется гора Мэнгушань, а в татарском языке серебро называется "мэнгу".

Прим. Р.П.: Шамо - территории севернее Великой китайской станы, букв. "пустыня".

Государством северного шаньюя китайцы называли кочевников к северу от Великой китайской стены. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

С. 29 Татары не называют их министрами, а зовут только лишь бичэчэ. Бичэчэ - это те, кто по-китайски линши.

Прим. Р.П.: Тюркское битигчи - писец.
Прим. Р.П.: Линши - "писарь".

В отношении писцов использовался тюркский термин. Видимо это влияние уйгурских писцов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

С.31 Их [черных татар] земли за Цзюйюн (100 с лишним ли на северо-запад от Янь) постепенно возвышаются и понемногу расширяются, а за Шацзином (80 ли от уезда Тяньшаньсянь) [местность] открытая и ровная на все четыре стороны, до самого горизонта заросшая бурьяном пустошь.

Прим. Р.П.: Янь, или Янцзун - старое название Пекина.
Прим. Ван Го-вэя: Шацзин отстоит от Тяньшаньсянь на 80 ли и точно расположен на северной границе Цинь, чьи земли имели пограничные валы. При Юань там учредили область центрального подчинения Шацзин с уездом Шацзинсянь.

Пограничные валы были расположены к северу от Китая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

С. 32 Китайские овцы называются [у черных татар] "гулуй".
Прим. Ван Го-вэя: Овцы гли, очень храбрые, их не едят.

Цитата

С. 33 Шатер правителя обращен к югу... Обчно то место, где находится охотничий шатер главы татар называется "ордой".

Цитата

С. 36 Их [черных татар] еда -мясо, а не зерно. То, на что (они) охотятся и добывают - это зайцы, олени, кабаны, тарбаганы, дикие бараны (из костей их позвоночников можно делать ложки), дзерены, дикие лошади (похожи наружностью на ослов), рыба из рек (ее можно ловить когда наступят холода).
То, что (они) разводят и готовят в пищу - это овцы, (их) основной скот. Следующие за ними (овцами) по порядку - лошади, которых, если нет большого пира и собрания, (черные татары) не режут. Жарку на огне (черные татары применяют) в девяти случаях их десяти, а варку в котлах треножниках - в 2-3 случаях из десяти.

Сюжет об охоте на тарбаганов.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

С. 37 (Я, Сюй) Тин, выехав за заставу Цзюйюнгуань, проехал перевал Ехулин и после еще тысячи с лишним ли, заехал в степь к озеру под названием Цзелипо.
Прим. Ван Го-вэя: озеро Гайлипо, округ Фучжоу, уезд Фэнлисянь).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

С. 38 Их (черных татар) головные уборы и прически: (волосы они) распускают и сводят в узлы; зимой носят шапки и летом - конусовидные шляпы из бамбука; женщины (носят) на макушке гу-гу. (Я, Сюй) Тин видел это. В изготовлении гу-гу используется раскрашенное дерево в качестве каркаса, который обертывают красным тонким шелком и золоченной шелковой тканью.

 

Цитата

С. 39 Их (черных татар) одежда запахивается направо квадратной полой, в старые времена (она шилась) из войлока, шерсти и кожи. Цвета (одежды) бывают красными, пурпурными, фиолетовыми и зелеными. (Одежда имеет) узоры в видле солнца, луны, драконов и фениксов...
Так же еще (татары) используют красные и фиолетовые шелка, скрученные в кушак, находящийся поперек талии, и который называют поясом. Возможно (татары) хотят, чтобы при езде на лошади поясной кушак был туго затянут, выделялся разноцветием и яркостью, и выглядел красиво.

Что-то вроде этого:

2006-2.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

С. 40 Например, если (человек) ведает официальными бумагами, то называется "бичэчэ", если руководит народом, то называется "далухуачи", а (тот, кто) несет круговую охрану - "холучи".
Прим. Р.П.: Так Сюй Тином переданы названия должностных лиц у монголов: битекчи, по-тюркски "писарь", даругачи "подавляющий сопротивление (его тюркский аналог - баскак) и хорчи - стрелок. Причем хорчи входили в состав личной гвардии монгольского каана (кешиг).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

С. 56 Тот кто вырвался вперед - втыкает стрелу в двери дома, пришедшие после - не смеют уже входить. Если найдутся преступившие (этот обычай) - их наказывают смертью. Это называется аньдаси.
Прим.: ань-да-си,т.е. монг. aldagi (andagi) - "сделать ошибку". Этот монголизм неоднократно встречается в различных юаньских документах.

Может от тюркского алдаган - обманывающий? Или общее слово?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

C. 58 После того, как наступают холода, их (лошадей) отпускают (двигаться вслед за) водой и травой. Тех, кто их пасет, называют улачи.
Прим. Т.е. улагчи, по-монгольски "возница, ямщик".

У кыргызов "улакчы" это участник козлодрания - "улак".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Из примечаний: 

Цитата

"Цзянь-янь и-лай си-нянь яо-лу": Цз. 133: "татары только охотятся и стреляют (из лука). (Они) являются дикими... Люди Ляо впервые основали места для торговли и давали им (татарам) товары в ходе посольств, при этом железо строго запрещалось (возить к татарам). Если говорить о цзиньцах, то возникновение (их государства) ослабило этот запрет.

Т.е. татары торговали с киданями, потом с чжурчженями династии Цзинь. Географически это к северу от Китая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Еще примечание:

Цитата

"Да Цзинь го-чжи": Цз.13: "Места торговли были на северо-западе Юаньчжуна. За пределами цепочки (укреплений) из камня и частоколов в уездах Тянь(сянь), Дэ(сянь) и Юньнэй были открыты разумными правителями несколько таких мест (торговли)". 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

С. 66  (Я, Сюй) Тин, не набюлюдал у татар, (чтобы они) располагали крупные (контингенты) войск внутри тех городов Хэнани, по которым я проезжал на север.

Т.е. посольство двигалось на север.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

Шатер главнокомандующего обязательно ставится к юго-востоку. Перед ним устанавливаются коннные патрули, на татарском языке толочи, которые сменяясь поочереди, охраняют местность....

Прим. Толочи, т.е. монг. торчи, т.е. "тот , кто ловит сетью" от слова "тор" - "сетка, силки".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

С. 69 Прим. у Ян Юя в "Шань-цзюй синь-хуа" сказано про камень цза-да, которым монголы вымаливают дождь. Добываются они из желудков коров и лошадей. В "Юань-чао би-ши" к слову "чжа-да" говорится "действие, способное вызвать ветер и дождь".

У кыргызов этот камень называется "яда". Об этом писал Сейфи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

С. 76 (Я, Сюй) Тин, когда находился в степи, видел как их (татар) повозки начальников и простолюдинов были нагружены тяжелой поклажей вместе со стариками, детьми и имуществом, и весь народ шел несколько дней без перерыва. А еще большинству (этих татар) было 13-14 лет. Когда я спросил о (причине) этого, то получил ответ: "эти все татары перебрасываются воевать мусульманские государства, куда 3 года пути. Тем кому сейчас 13-14 лет, будет 17-18 лет, когда достигнут тех мест и все (они) уже будут превосходными воинами".

От страны черных татар до мусульманских стран - речь идет здесь о контингенте Хулагу в Иране - 3 года. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Добавлю еще вариант про торговлю с Ляо и Цзинь:

Цитата

Причины бедности монголов описывает южно-сунский чиновник Ли Синь-чуань (1166-1244 гг.) в труде «Цзянь-янь и-лай си-нянь яо-лу» («Важные записки в хронологическом порядке, по годам событий, произошедших с периода Цзянь-янь»): «Поскольку в их землях не добывают железа, то в наконечниках стрел у них используется кость. Люди Ляо впервые основали места для торговли и давали им, татарам, товары в ходе посольств, при этом железо строго запрещалось ввозить татарам. Если говорить о цзиньцах, то возникновение их государства ослабило этот запрет. Вдобавок Лю Юй не исполнял этот запрет. Железные монеты из таких мест, как Хэдун и Шаньси, а также монеты из Юньчжуна, покупались татарами. Татары, заполучив их, в результате сделали множество оружия и доспехов из них».

Как мы видим речь идет о землях северного Китая, где для черных татар были организованы места для торговли. 

Хэдун -- местность, расположенная к востоку от р. Хуанхэ. В пределах
провинции Шаньси р. Хуанхэ течет с юга на север, и вся территория,
расположенная восточнее р. Хуанхэ, называется Хэдун.
Цитата

Ли Синь-чуань (1166-1244 гг.) в другом труде «Цзянь-янь и-лай чао-е цза-цзи» пишет о татарах: «Они являются дикими и не имеют оружия и доспехов, в стрелах используют костяные наконечники, вот так! Поскольку в их землях не производится железо, то уже кидани, хотя и вели с ними мирную торговлю, при этом строго воспретили завозить железо. Когда цзиньцы захватили Хедун, они отменили ограничения, давали татарам металлическую монету. Поставленный блюсти запрет Лю Юй еще более привел дела в упадок. Поэтому железная монета Цинь и Цзинь, и вообще все монеты, стекались к ним, татарам».

 

Цитата

Весьма близко хозяйственно-культурный тип монголов описывает один из высших чиновников чжурчжэньской Империи Цзинь Юань Хао-вэнь (умер в 1257 г.) в своем труде «Да Цзинь го-чжи» («История государства Великая Цзинь»): «Во времена киданей уже устраивались места торговли, только запрет на ввоз к татарам железа был еще более строгим. Но запрет не сработал из-за контрабандного обмена товарами. Что касается Великой Цзинь, то рассматривались только выгоды от торговли и ничто другое, и запрет на ввоз к татарам железа был ослаблен. Кроме того, как и во времена Сун, из Хэдуна к татарам отправлялось контрабандное сырье, и давалась металлическая монета, расходившиеся по их землям». И далее: «В северных землях железо ценилось, поэтому простой народ, в основном из округов Хочжу, Шаньчжоу и Учжоу, продавал монету на 8 торговых подворьях в уездах Тяньсянь, Дэсянъ и Юньнэй покупателям из северной стороны. Сейчас в Хэдуне металлическая монета, похоже, закончилась, после того как Лю Юй привел дела в беспорядок, вплоть до того, что имевшаяся в Шэнси металлическая монета тоже утекала и уходила на север. В северной стороне, во множестве заполучившей его металл ...».

Вновь речь идет о севере как месте обитания черных татар.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, Rust said:

С. 39 Их (черных татар) одежда запахивается направо квадратной полой, в старые времена (она шилась) из войлока, шерсти и кожи. Цвета (одежды) бывают красными, пурпурными, фиолетовыми и зелеными.

Что-то вроде этого:

2006-2.jpg

 

Ниже черный татарин?

big_kazakin_1.jpg

 

 

Гөхөл -женский высокий головной убор или малахай/эмэгтэй хүний өмсөх өндөр малгай/

Quote

С. 38 Их (черных татар) головные уборы и прически: (волосы они) распускают и сводят в узлы; зимой носят шапки и летом - конусовидные шляпы из бамбука; женщины (носят) на макушке гу-гу. (Я, Сюй) Тин видел это. В изготовлении гу-гу используется раскрашенное дерево в качестве каркаса, который обертывают красным тонким шелком и золоченной шелковой тканью.

gohol1.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Цза-цзи сказано ; Существовало еще какое то монгольское гос-во , оно находилось северу-востоку от чжурженеи, при Тан его называли племенем мен-у, цзиньзы называли его мен-гу. Эти люди не варили пищи, они из шкур акул делали латы, с начала годов правления Шао-син(1131-1162) начали мятежи, главнокомандущии Цзун-би воевал с ними в течение ряда лет, но в конце концов не смог их покарать, только разделив воиско, удерживал важные пункты и наоборот подкупал их щедрыми подарками. Их владитель незаконно назывался ,. первым августеишим императором-родональчаником,, во времена цзиньского Ляна они причиняла зло . Теперь татары называют себя Великим монгольским гос-вом и поэтому пограничные чиновники сокращены именуют их мэн-да. Но эти два гос-ва отстоят друг от друга с востока на запад в общеи сложности тысяч ли и неизвестно почему они обьединены под одним именем

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
24 минуты назад, Shymkent сказал:

В Цза-цзи сказано ; Существовало еще какое то монгольское гос-во , оно находилось северу-востоку от чжурженеи, при Тан его называли племенем мен-у, цзиньзы называли его мен-гу. Эти люди не варили пищи, они из шкур акул делали латы, с начала годов правления Шао-син(1131-1162) начали мятежи, главнокомандущии Цзун-би воевал с ними в течение ряда лет, но в конце концов не смог их покарать, только разделив воиско, удерживал важные пункты и наоборот подкупал их щедрыми подарками. Их владитель незаконно назывался ,. первым августеишим императором-родональчаником,, во времена цзиньского Ляна они причиняла зло . Теперь татары называют себя Великим монгольским гос-вом и поэтому пограничные чиновники сокращены именуют их мэн-да. Но эти два гос-ва отстоят друг от друга с востока на запад в общеи сложности тысяч ли и неизвестно почему они обьединены под одним именем

 

Т.е монголы ЧХ самозванцы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Rust сказал:

Т.е. татары торговали с киданями, потом с чжурчженями династии Цзинь. Географически это к северу от Китая.

кстати, относительно слабые при Ляо монголы резко усилились при Цзинь

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Rust сказал:

Сюжет об охоте на тарбаганов.

Респект вам ув Руст за объективность, вы настоящий ученый - историк,невзирая на этническую принадлежность, не встали на сторону тюрков . Думаю вы единственный кто заметил что отбирать историю монголов ЧХ у самих монголов, это и есть наглое прямое оскорбление, с огромным уважением к вам простой ойрат- монгол !

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 минут назад, mechenosec сказал:

Респект вам ув Руст за объективность, вы настоящий ученый - историк,невзирая на этническую принадлежность, не встали на сторону тюрков . Думаю вы единственный кто заметил что отбирать историю монголов ЧХ у самих монголов, это и есть наглое прямое оскорбление, с огромным уважением к вам простой ойрат- монгол !

думаю среди настоящих (а не получивших др. путями степени) ученых с этим вопросом споров нет и они норм. относятся к монголязычности ЧХ и к его обитанию в Забайкалье

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, кылышбай сказал:

думаю среди настоящих (а не получивших др. путями степени) ученых с этим вопросом споров нет и они норм. относятся к монголязычности ЧХ и к его обитанию в Забайкалье

Имел ввиду наш форум, лично вас уважаю, но вы всё-таки не историк.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...