Перейти к содержанию
Бахтияр

Моголы и Моголистан: культурное наследие и потомки

Рекомендуемые сообщения

2 часа назад, Zake сказал:

 "... Другая часть Большой орды, поселившаяся в равнинах Туркестана, по долгой или, лучше сказать, беспрерывной вражде с жителями, наконец, в 1798 г. ханом ташкенским Юнус-ходжою 103 были покорены. Уверяют, что завоевание сие совершилось менее нежели в четыре месяца. Решительность, с какою он действовал, стоила погибели несколько тысяч сего народа, не исключая слабых жен, малолетних детей и старцев. Для приведения в ужас оставшихся, из голов побитых на торжищах сооружались пирамиды, и трупы, разметанные по полям, не велено было даже предавать земле. Одна сия толико неизъяснимая жестокость в столь короткое время могла укротить буйный характер киргизов..."

Юнус-ходжа не был ханом, поправочка. И в войсках его были тоже казахи из канлы и шанышкылы.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Zake сказал:

ГАВЕРДОВСКИЙ Я. П.

ОБОЗРЕНИЕ КИРГИЗ-КАЙСАКСКОЙ СТЕПИ

(ЧАСТЬ 2-Я)

ИЛИ ОПИСАНИЕ СТРАНЫ И НАРОДА КИРГИЗ-КАЙСАКСКОГО

 

"...Большая орда прочих малолюднее и гораздо необузданнее, редко управлялась она одним ханом и ни в какое время не составляла одно союзное общество. Когда поддалась она зюнгорцам, жилища ее от прежних мест, т.е. от озера Балхаш и реки Эмиля, прогнаны были к рекам Цую и Сарасу. Собравшись с силами в новых убежищах, орда сия обратилась в ожесточение на Туркестан и Ташкению, и без того уже опустошенные набегами от зюнгорцев; почему поселяне, оставя рассеянные по долинам шалаши, скрылись по большей части в городах. Киргизцы, воспользовавшись их удалением, перенесли кочевья свои в сии провинции....

...При войне Амурсананя с китайцами (О сей войне подробное известие читать можно в «Оренбургской топографии» г-на Рычкова.), орда сия составляла главное его воинство. В 1756 г., когда неоднократно пораженный сей владетель оставил [397] зюнгорцев победителям, киргизцы, пользуясь тогда пламенем войны и раздора, напали в свою очередь на Зюнгорию, опустошая новых своих соседей китайцев, которые в 1770 г. принуждены даже были учредить пограничную военную линию, прикрыть ее укреплениями и снабдить достаточно войсками, простирающимися ныне до 20 000 человек. Киргизцы заняли между тем своими кочевьями все окрестности до китайской линии и распространились к Малой Бухарии до вершин реки Текеса, завладев опять старыми своими на востоке обитаниями; к ним присоединилась в сие время и часть рассеянной орды Зюнгорской..."

Тут речь идет о том, что  под давлением джунгар Старший жуз казахов ЛИШЬ ВРЕМЕННО ОТОШЕЛ от своих кочевий в том числе с района реки Эмиль и с границ Малой Бухарии (Восточный Туркестан). Т.е. это ошибка считать казахов в СУАР лишь недавними переселенцами. ЗДЕСЬ ЧЕТКО УКАЗАНО ЧТО КАЗАХИ ЛИШЬ ВЕРНУЛИ СЕБЕ ЧАСТЬ СВОИХ ПРЕЖНИХ КОЧЕВИЙ В СУАР (Восточном Туркестане).

 

Насколько можно доверять этому Гавердовскому ? Кажется  теория ув Бахтияра начинает трещать по швам, мало того  что эти моголы- монголдор попали к кыргызам, так и казахи оказывается всё-таки жили в вост Туркестане, я даже подозреваю кто это был ,думаю те самые дуглаты,  вот отсюда и их этноним, учитывая их старкластер они точно не потомки кыпчаков по крови,хотя по культуре и языку  конечно кыпчаки.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 11/14/2017 в 22:18, mechenosec сказал:

Насколько можно доверять этому Гавердовскому ? Кажется  теория ув Бахтияра начинает трещать по швам, мало того  что эти моголы- монголдор попали к кыргызам, так и казахи оказывается всё-таки жили в вост Туркестане, я даже подозреваю кто это был ,думаю те самые дуглаты,  вот отсюда и их этноним, учитывая их старкластер они точно не потомки кыпчаков по крови,хотя по культуре и языку  конечно кыпчаки.

Вернее не казахи, а моголы жили напр в Вост Туркестане. Это позже они стали казахами. 

 Гавердовский написал то, что сам слышал от казахов.

Не знаю какой резон ему  самому придумывать, что Старший жуз образовался из выходцев из Бухарии, Малой Бухарии (Вост Туркестан) и соседей Китая, бежавших от ужасов войны. Причем он прямо пишет что моголы и есть Старший жуз.

Интересно еще то, что он пишет что зюнгоры (джунгары) в 16 веке в рез-те экспансии разделили моголов надвое. Причем за оставшимися моголами сохранилось старое название.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

58 минут назад, Zake сказал:

Вернее не казахи, а моголы жили напр в Вост Туркестане. Это позже они стали казахами. 

 Гавердовский написал то, что сам слышал от казахов.

Не знаю какой резон ему  самому придумывать, что Старший жуз образовался из выходцев из Бухарии, Малой Бухарии (Вост Туркестан) и соседей Китая, бежавших от ужасов войны. Причем он прямо пишет что моголы и есть Старший жуз.

Интересно еще то, что он пишет что зюнгоры (джунгары) в 16 веке в рез-те экспансии разделили моголов надвое. Причем за оставшимися моголами сохранилось старое название. Может отсюда напр  связь между генет связь Старшим жузом и монголами (старкластер)?

монголы и окружающие их которые имеют стар плохо изучены , мне тоже интересно от кого она у них 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Shymkent сказал:

монголы и окружающие их которые имеют стар плохо изучены , мне тоже интересно от кого она у них 

Тут на форуме  старкластер связывают с нирунами. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Zake сказал:

Вернее не казахи, а моголы жили напр в Вост Туркестане. Это позже они стали казахами. 

 Гавердовский написал то, что сам слышал от казахов.

Не знаю какой резон ему  самому придумывать, что Старший жуз образовался из выходцев из Бухарии, Малой Бухарии (Вост Туркестан) и соседей Китая, бежавших от ужасов войны. Причем он прямо пишет что моголы и есть Старший жуз.

Интересно еще то, что он пишет что зюнгоры (джунгары) в 16 веке в рез-те экспансии разделили моголов надвое. Причем за оставшимися моголами сохранилось старое название. Может отсюда напр  связь между генет связь Старшим жузом и монголами (старкластер)?

Думаю монголы здесь ни при чем, они были далеко на северо-востоке, моголы же к 16 веку были все мусульмане, чего у халха ненаблюдалось.  Разделили вероятно моголов которые разными частями вошли в разные этносы уйгуров, кыргызов и казахов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 минут назад, mechenosec сказал:

Думаю монголы здесь ни при чем, они были далеко на северо-востоке, моголы же к 16 веку были все мусульмане, чего у халха ненаблюдалось.  Разделили вероятно моголов которые разными частями вошли в разные этносы уйгуров, кыргызов и казахов

Да скорее всего здесь имеются виду могулы ВТ (Кашгарии и т.д.), ведь за ними и сохранилось название "могул" и как раз джунгары и появились в этих краях.

Все логично.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще раз хочу повторить пост (текст Гавердовского) касательно формирования трех казахских жузов, чтобы попытаться разобраться  в том числе в логике выстраивания механизмов власти у казахов в зависимости от близости к наследию ЧХ.

"Предания согласно с историею показывают, что Большая орда составилась тогда из тех собственно отродий, которые прежде непосредственно зависели от верховных ханов, а также и из семейств, изгнанных из Большой и Малой Бухарии, и из соседей Китая, удалившихся сюда от военных ужасов. Средняя орда произошла вся из древних великих туркских или могольских поколений, составлявших в свое время особенные орды, каковы суть: найманы, уйгуры, карлики, кипчаки и прочие. Все они управляемы были от старших детей потомства Шейбания. Меньшая включает смесь разных народов, а именно: кипчаков, булгаров, нагайских, узбекских, крымских, казанских и астраханских татар, турков и прочих, по многим случаям сюда удалившихся и приставших к [388] поколениям младших детей Шейбани-хана, от коих главные в сей орде роды байулы и алимулы ведут прямое свое начало.."

 

Насчет Старшего жуза казахов и почему его назвали Старшим/Великим понятно. Интересно то, что Гавердовский говорит в том числе и о могольских поколениях в составе Среднего жуза, кроме собственно тюркских. Юдин и др. также считают, что кереи, меркиты, курлеуты Среднего жуза казахов являются выходцами из Могулистана.

Касательно Младшего жуза хорошо указано что это по сути микс тюркских постордынских племен. Напр есть же мнение что тама с Казанского ханства, жагалбайлы возможно с Крыма и т.д. Но нет могулов  в составе Младшего жуза (кроме вкраплений в состав адайцев). Поэтому что ли Младшим его и назвали? Или потому что позже в состав казахов вошли? Интересно мнение форумчан!

Скорее всего именно из за племенного состава жузов (близостью к потомкам монголов Чх и наследникам самого ЧХ и т.д.) определялось возможность быть ханом всех трех жузов. Наверное и поэтому у хана Младшего Жуза Абулхаира не было шансов стать ханом всех трех жузов казахов. Чего не скажешь о ханах/султанах Среднего жуза и Старшего жуза.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 часа назад, Le_Raffine сказал:

Юнус-ходжа не был ханом, поправочка. И в войсках его были тоже казахи из канлы и шанышкылы.

у Тынышпаева + рамаданы. у меня есть бөле из рамаданов. предки из пригородов Ташкента

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, кылышбай сказал:

у Тынышпаева + рамаданы. у меня есть бөле из рамаданов. предки из пригородов Ташкента

Спрашивал или нет? Казахи местные помнят про Юнуса?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, Le_Raffine сказал:

Спрашивал или нет? Казахи местные помнят про Юнуса?

самому интересно узнать про кожа, катаганов, почему район Ташкента называется Сергели, когда мои предки туда пришли и т.д. сейчас нет возможности спросить. даже когда бываю там - тяжело уже найти человека, кот. можно задать такие вопросы

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 14.11.2017 в 22:04, Le_Raffine сказал:

Юнус-ходжа не был ханом, поправочка. И в войсках его были тоже казахи из канлы и шанышкылы.

Важно то, что СКОРЕЕ ВСЕГО те же дулаты и прочие племена Старшего жуза казахов получается относительно недавно пришли в "Туркестан и Ташкению" ИМЕННО С ВОСТОЧНОЙ СТОРОНЫ!

При этом я конечно не исключаю, что какая-та НЕБОЛЬШАЯ часть из Старшего жуза была здесь и ранее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У Ахмад -Алаша хана могулистанского были и кипчаки?

 

КАМАЛ-АД-ДИН АЛИ БИНАИ «ШАЙБАНИ-НАМЕ»
РАССКАЗ О ПОХОДЕ ХАЗРАТ [МУХАММАД ШАЙБАНИ-ХАНА], НАМЕСТНИКА ВСЕМИЛОСТИВОГО, С ТВЕРДЫМ НАМЕРЕНИЕМ СРАЗИТЬСЯ С АХМАД-ХАНОМ И О СРАЖЕНИИ, [СЛУЧИВШЕМСЯ] ПО ПУТИ [К НЕМУ], С КОНУШ-КЫПЧАКОМ
«...В этом набеге молодцы отправлялись во все стороны конными отрядами для грабежа. Однажды ночью, [когда] в августейшей ставке оставалось только сорок человек, [им] повстречался один из эмиров Ахмад-хана по имени Конуш-Кыпчак с тысячью вооруженных людей. Когда хазрат, наместник всемилостивого, еще издали получил известие [об их приближении], он напал с сорока людьми на то войско и сражался с самого вечера до [наступления] дня с той тысячью людей и несколько раз обращал в бегство ту группу, [но они], снова, собравшись, вступали в бой. В конце концов они потерпели поражение и ушли...».

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Напомню, что Абай Кунанбаев считал, что легендарный казахский Алаша хан и есть Алача-хан Могулистанский:

"...Үлкені Ташкентке хан болып, кішісі қазақты билеген. Бұлар Шағатай нәсілінің Жүніс ханның балалары болған. Сол қазақты билегеннің аты Ахмет екен.... Ахмет хан қалмақты көп шауыпты, көп қырыпты. Қалмақ рахымсыздығына қарай «мынау бір алашы болды ғой» депті, жан алушы дегеннің орнына. Сондықтан, ол кісі Алаша хан атаныпты... Сонаң соң хан бұл атты қалмақ қорыққанынан қойды ғой, енді сіздер шапқан уақытта «алашы-алашы» деп ұран-сүрен салыңыз деп бұйырып, бұларға айқай салғанда көп жанның айқайымен «алаш-алаш» деп кетіпті. Сондықтан «алаш-алаш болғанда, Алаша хан болғанда, қалмаққа не қылмап едік» деп, алаш ұранды қазақ атанған себебі сол екен " (Абай. Екінші том. Алматы «Жазушы» 1995. 223-224 беттер).

Перевод:

Старший был ханом в Ташкенте, а младший правил казахами. Они потомки Шагатая, дети Жунус хана. Того кто правил казахами, звали Ахмет-хан... Ахмет-хан уничтожил много калмаков. Из-за этого калмаки назвали его "алашы", т.е. забирающий души. В итоге этого человека прозвали Алаша-хан... Из-за того что калмаки боялись этого прозвища, хан приказал использовать уран "алашы, алашы". В итоге, казахи проговаривая " когда алаш был алашом, когда был Алаша-хан, чего только мы не делали с калмаками" и сформировали казахский уран "Алаш".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 hours ago, Zake said:

Напомню, что Абай Кунанбаев считал, что легендарный казахский Алаша хан и есть Алача-хан Могулистанский:

"...Үлкені Ташкентке хан болып, кішісі қазақты билеген. Бұлар Шағатай нәсілінің Жүніс ханның балалары болған. Сол қазақты билегеннің аты Ахмет екен.... Ахмет хан қалмақты көп шауыпты, көп қырыпты. Қалмақ рахымсыздығына қарай «мынау бір алашы болды ғой» депті, жан алушы дегеннің орнына. Сондықтан, ол кісі Алаша хан атаныпты... Сонаң соң хан бұл атты қалмақ қорыққанынан қойды ғой, енді сіздер шапқан уақытта «алашы-алашы» деп ұран-сүрен салыңыз деп бұйырып, бұларға айқай салғанда көп жанның айқайымен «алаш-алаш» деп кетіпті. Сондықтан «алаш-алаш болғанда, Алаша хан болғанда, қалмаққа не қылмап едік» деп, алаш ұранды қазақ атанған себебі сол екен " (Абай. Екінші том. Алматы «Жазушы» 1995. 223-224 беттер).

Перевод:

Старший был ханом в Ташкенте, а младший правил казахами. Они потомки Шагатая, дети Жунус хана. Того кто правил казахами, звали Ахмет-хан... Ахмет-хан уничтожил много калмаков. Из-за этого калмаки назвали его "алашы", т.е. забирающий души. В итоге этого человека прозвали Алаша-хан... Из-за того что калмаки боялись этого прозвища, хан приказал использовать уран "алашы, алашы". В итоге, казахи проговаривая " когда алаш был алашом, когда был Алаша-хан, чего только мы не делали с калмаками" и сформировали казахский уран "Алаш".

Часть моголов кочевала  в западной и восточной части Халхи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

В данном китайском (династия Мин) источнике  от 1413 года   видно как грубо, презрительно описывают Могулистан и его хана как "князька".   

Моголы здесь названы Бешбалыкскими монгольскими ордами. "Князек" здесь некий Махмуд. Скорее всего это Мухамед хан могулистанский, который силой насаждал ислам по Дулати. Только почему то его здесь считают  потомком Хубилая.

По описанию эти "бешбалыкские монгольские орды", т.е. могулы Могулистана - САМЫЕ НАСТОЯЩИЕ КОЧЕВНИКИ. 

 

ЧЭНЬ ЧЭН, ЛИ СЯНЬ
(1413) Описание иностранных государств на Западе

Янгибалык (?)

Город Ян-и (110) находится в 360 ли к востоку от Сай-лань (Сайрам). Расположен среди беспорядочно разбросанных140 гор (луань шань (111)). К северо-востоку есть [большая] горная река (?) (си шуп (112)), текущая на запад (по долине?). Долина длиною в несколько сот ли, [на которой] много развалин заброшенных городов, которые за давностью лет заросли травой (?) 141.

Так как (?) эта местность находится на границе с бешбалыкскими монгольскими ордами 142 и здесь постоянно происходили взаимные набеги (?) 143, то население не имело спокойствия и не могло мирно 144жить, а [здесь] оставили только несколько сотен солдат (вэй лю шу цзу шу бай жэнь (113)) для охраны этого одинокого города. [264]

[Беш-балык] 145

Беш-балык (Бе-ши-ба-ли (114)) — название местности, [находится] среди Ша-мо (115), им управляет 146 князек (ван цзы) Махмуд (116). Махмуд — потомок Юаней (ху Юань (117)) 147, [его] предки получили здесь удел. [Они] не строят городов 148 и домов, не имеют определенного местожительства 149, а, сообразуясь с временами года (шунь тянь ши (118)), ищут воду и траву 150, пасут 151 коров и лошадей, чтобы прокормиться 152. Поэтому там, где останавливаются для проживания 153, везде раскидывают юрты 154 и расстилают ковры. Не боятся 155 холода и жары. Сидят и лежат на земле.

Их князь (ван (119)) носит маленькую шапку «чжао-ла» 156, [в которую] втыкает (цзань (120)) перо марабу (индийского аиста) 157, и халат (кафтан) с обтянутыми 158 рукавами, бреет волосы, [у него] проткнуты уши (гуань эр (121)?) 159

Женщины обертывают головы и обвивают шеи белой материей 160 и одеваются в платье с узкими рукавами.

Питаются только (инь ши вэй (122)) 161 мясом и молоком162, иногда 163 едят рис и лапшу 164. [В их пище] редко имеется зелень (овощи), мало делают вина 165, а только пьют молоко 166 (жу ши (123): кумыс?). Не сажают 167тутовых деревьев и конопли, не занимаются земледелием и ткачеством. Между делом 168 сеют просо да пшеницу 169и делают шерстяные ткани 170. [265]

[Здесь] есть 171 сосна 172, можжевельник (гуй (124)), ильм (вяз), ива и мелколистный 173 у-дун (125) 174. Много (гуан(126)) овец и лошадей. Много (до (127)) снега и инея. Климат чрезвычайно 175 холодный. На равнинных местах176 в какой-то мере (люэ (128)) 177 [сравнительно] тепло, [но] в глубоких горах и больших ущельях 178 в 6-м месяце идет снег (фэй сюэ (129)).

Нравы [здесь] свирепые (гуан ли (130)), одежда и пища грязные 179. [В обращении между] государем и чиновниками, старшими и младшими нет совсем никаких правил (цзи люй (131)).

Обращаясь теперь к рассмотрению 180 их границ 181, [укажем, что они]: на востоке граничат 182 с Хами, на западе доходят до Самарканда, на северо-западе доходят до Токмана (То-ху-ма (132)), на севере соприкасаются с Вала (133) (ойратами), на юге доходят до Хотана (Юй-тянь (134)) и А-дуаня (135).

Говорят, в Хотане есть река, дающая (чжун чань (136)) нефрит. Кашгар (Ха-ши-ха (137)) 183 дает (чу (138)) 184драгоценные камни, золото, серебро, тутовые деревья (т. е. шелк), коноплю (т. е. ткани), хлебные злаки 185.

В его (т. е. Бешбалыка) пределах (фэн юй (139)) только в Лукчаке (Лу-чэнь (140)), Хочжоу (141), Турфане (Ту-эр-фань (142)), Кашгаре, Алмалыке (А-ли-ма-ли (143)) [как владениях территории] есть города, жилища 186, поля, сады, улицы и дороги (? сян мо (144)). В других же местах хотя и есть развалины городов (хуан чэн гу чжи бай би туй юань (145)) 187, [но] все это пустыри (хуан вэй (146)) 188, а люди большею частью живут в горных ущельях, ибо их государь (го чжу (147)?) слабосилен, и потому они боятся нападений соседей 189. [266]

Размеры этой области: с востока на запад, пожалуй, будет 5000 с лишком ли, а с юга на север не меньше 1000 ли. Население можно насчитывать десятками тысяч 190.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здесь хроникеры династии Мин могулистанского Вайс-хана  называют Бешбалыкским предводителем.

 

"..В 20-м году [правления Юнлэ — 1422] турфанский вождь племени 17 Иньцзирча (в кит. транскрипции.— К. X.) вместе с [правителем] Хами передал подношения двору — 1300 коней. Они получили щедрые подарки. Вскоре Иньцзирча был изгнан Бешбаликским предводителем Вайсом 18 и бежал [в нашу] столицу. Сын Неба сочувствовал ему, дал ему чин дуду цзяньши, велел вернуть его на родину. Иньцзирча был исполнен благодарности к Китаю, в начале правления Хунси [1425 г.] ведя своих подвластных, прибыл ко двору. В начале правления Сюаньдэ [1426] было точно так же, Сын Неба принял его весьма ласково, по возвращении на родину он умер. В 3-м году правления [1428] его сын Манькэ Темур 19 прибыл ко двору, младший брат дуду Сокэ 20 Мэнгэ Темур 21также приехал сюда, повелено дать им чин чжихой цзяньши...

...Вначале [Турфанское] владение было расположено между двумя большими государствами Юйтянь [Хотан] и Бешбалик [Моголистан].."

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, Zake said:

Здесь хроникеры династии Мин могулистанского Вайс-хана  называют Бешбалыкским предводителем.

 

 

Что это означает?

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 20.02.2018 в 13:50 Zake написал:

 

В данном китайском (династия Мин) источнике  от 1413 года   видно как грубо, презрительно описывают Могулистан и его хана как "князька".   

Моголы здесь названы Бешбалыкскими монгольскими ордами. "Князек" здесь некий Махмуд. Скорее всего это Мухамед хан могулистанский, который силой насаждал ислам по Дулати. Только почему то его здесь считают  потомком Хубилая.

По описанию эти "бешбалыкские монгольские орды", т.е. могулы Могулистана - САМЫЕ НАСТОЯЩИЕ КОЧЕВНИКИ. 

 

ЧЭНЬ ЧЭН, ЛИ СЯНЬ
(1413) Описание иностранных государств на Западе

Янгибалык (?)

Город Ян-и (110) находится в 360 ли к востоку от Сай-лань (Сайрам). Расположен среди беспорядочно разбросанных140 гор (луань шань (111)). К северо-востоку есть [большая] горная река (?) (си шуп (112)), текущая на запад (по долине?). Долина длиною в несколько сот ли, [на которой] много развалин заброшенных городов, которые за давностью лет заросли травой (?) 141.

Так как (?) эта местность находится на границе с бешбалыкскими монгольскими ордами 142 и здесь постоянно происходили взаимные набеги (?) 143, то население не имело спокойствия и не могло мирно 144жить, а [здесь] оставили только несколько сотен солдат (вэй лю шу цзу шу бай жэнь (113)) для охраны этого одинокого города. [264]

[Беш-балык] 145

Беш-балык (Бе-ши-ба-ли (114)) — название местности, [находится] среди Ша-мо (115), им управляет 146 князек (ван цзы) Махмуд (116). Махмуд — потомок Юаней (ху Юань (117)) 147, [его] предки получили здесь удел. [Они] не строят городов 148 и домов, не имеют определенного местожительства 149, а, сообразуясь с временами года (шунь тянь ши (118)), ищут воду и траву 150, пасут 151 коров и лошадей, чтобы прокормиться 152. Поэтому там, где останавливаются для проживания 153, везде раскидывают юрты 154 и расстилают ковры. Не боятся 155 холода и жары. Сидят и лежат на земле.

Их князь (ван (119)) носит маленькую шапку «чжао-ла» 156, [в которую] втыкает (цзань (120)) перо марабу (индийского аиста) 157, и халат (кафтан) с обтянутыми 158 рукавами, бреет волосы, [у него] проткнуты уши (гуань эр (121)?) 159

Женщины обертывают головы и обвивают шеи белой материей 160 и одеваются в платье с узкими рукавами.

Питаются только (инь ши вэй (122)) 161 мясом и молоком162, иногда 163 едят рис и лапшу 164. [В их пище] редко имеется зелень (овощи), мало делают вина 165, а только пьют молоко 166 (жу ши (123): кумыс?). Не сажают 167тутовых деревьев и конопли, не занимаются земледелием и ткачеством. Между делом 168 сеют просо да пшеницу 169и делают шерстяные ткани 170. [265]

[Здесь] есть 171 сосна 172, можжевельник (гуй (124)), ильм (вяз), ива и мелколистный 173 у-дун (125) 174. Много (гуан(126)) овец и лошадей. Много (до (127)) снега и инея. Климат чрезвычайно 175 холодный. На равнинных местах176 в какой-то мере (люэ (128)) 177 [сравнительно] тепло, [но] в глубоких горах и больших ущельях 178 в 6-м месяце идет снег (фэй сюэ (129)).

Нравы [здесь] свирепые (гуан ли (130)), одежда и пища грязные 179. [В обращении между] государем и чиновниками, старшими и младшими нет совсем никаких правил (цзи люй (131)).

Обращаясь теперь к рассмотрению 180 их границ 181, [укажем, что они]: на востоке граничат 182 с Хами, на западе доходят до Самарканда, на северо-западе доходят до Токмана (То-ху-ма (132)), на севере соприкасаются с Вала (133) (ойратами), на юге доходят до Хотана (Юй-тянь (134)) и А-дуаня (135).

Говорят, в Хотане есть река, дающая (чжун чань (136)) нефрит. Кашгар (Ха-ши-ха (137)) 183 дает (чу (138)) 184драгоценные камни, золото, серебро, тутовые деревья (т. е. шелк), коноплю (т. е. ткани), хлебные злаки 185.

В его (т. е. Бешбалыка) пределах (фэн юй (139)) только в Лукчаке (Лу-чэнь (140)), Хочжоу (141), Турфане (Ту-эр-фань (142)), Кашгаре, Алмалыке (А-ли-ма-ли (143)) [как владениях территории] есть города, жилища 186, поля, сады, улицы и дороги (? сян мо (144)). В других же местах хотя и есть развалины городов (хуан чэн гу чжи бай би туй юань (145)) 187, [но] все это пустыри (хуан вэй (146)) 188, а люди большею частью живут в горных ущельях, ибо их государь (го чжу (147)?) слабосилен, и потому они боятся нападений соседей 189. [266]

Размеры этой области: с востока на запад, пожалуй, будет 5000 с лишком ли, а с юга на север не меньше 1000 ли. Население можно насчитывать десятками тысяч 190.

Действит-но могулы Могулистана были самые НАСТОЯЩИЕ КОЧЕВНИКИ, которые передавали информацию только УСТНО!

Об этом в принципе ПРЯМО и пишет сам Хайдар Дулати!

"... И поэтому я, нижайший из рабов божьих, нуждающийся в Аллахе, ни в чем не нуждающемся, Мухаммад Хайдар б. Мухаммад Хусайн гураган, известный среди людей как Мирза Хайдар, несмотря на отсутствие возможностей и недостаточность знания, приступаю к этому большому делу, так как могольские ханы вот уже много времени, отойдя от завоевания стран, довольствуются из [всех] обитаемых мест мира степями, и по этой причине [никто] из них не написал истории, и ОНИ ВСПОМИНАЮТ  /3б/ О СВОИХ  ПРЕДКАХ  В  УСТНЫХ  ПРЕДАНИЯХ. В настоящее время, когда идет 951 (1544—1545) год, из тех людей, кто помнил те рассказы, никого не осталось. Моя дерзость в этом важном деле основана на необходимости, так как если бы я не отважился на это, то история могольских ханов полностью стерлась бы со страниц времени..."

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад Zake написал:

Уйгур конкретно меня заминусовал. 

Печалят мои посты?

походу два ника у него , местами меж собои общается (Идикут):D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...