Рекомендованный пост

Тотем - в первобытных верованиях - животное, растение, предмет или явление природы, служившие объектом религиозного культа рода или племени и считавшиеся его родоначальником или охранителем. Есть основание полагать, что народное искусство казахов находится в генетической связи с искусством саков, усуней, гуннов и других племен, населявших в древности территорию Казахстана. Они имели сходные бытовые черты и форму хозяйства. Вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством. Лошадь имела наибольшее значение в жизни скотоводов. Лучших коней приносили в жертву. Череп и копыта коня служили оберегом. Например, саки подвешивали к поясу копыта знаменитого скакуна как предмет, приносящий счастье в пути и оберегающий от гибели во время боя. Такой же обычай был и у казахов. Известно, что какзахи поклонялись наскальным изображениям копыт скакуна. Лошадь была одним из главных животных тотемов для многих казахских племен. Наскальные изображения копыт скакуна встречается в огромном количестве в Центральном Казахстане, в горах Каратау и мангышлака. Эти рисунки казахи называли "тулпар тас" (камень скакуна). Этим животным тотемам поклонялись огузы и кипчаки. Изображения копыта скакуна встречается и на обожженных кирпичах мавзолеев Центрального Казахстана, например, мавзолея Келин-там на реке Кенгир. Другим не менее важным животным тотемом саков и тюрко-монголов был волк. В честь волка у тюрко-монгольских племен проводились конные состязания. У казахов бытовала конно-спортивная игра "кок бори" (серый волк). Позднее она стала называться "кок бар".

Известен обычай добрачного состязания юношей и девушек у саков. Только поборов девушку , юноша мог взять ее в свою власть. Казахская народная игра "кыз-бори" (дева-волк) также поединок девушки и юноши. Он описан в казахском эпосе и фольклоре некоторых народов Средней Азии. В наше время эта древняя традиция продолжает жить в виде конной игры "кыз-куу" - "догони девушку". Известно, что знамена Тркского каганата украшались волчьей головой. Изображение знамен в виде волчьей головы сохранились до наших дней на наскальных гравюрах, а также встречается в художественных изделиях казахов XVIII-XIX веков. животные тотемыЖивотными тотемами гуннов и многих тюркоязычных народов были также олень, лебедь, бык. Бык по представляеним древних олицетворял силу и власть. чтобы иметь славное потомство новорожденным давали имя быка. Животный тотем оленья приносил счастье и благополучие, указывал путь странникам. Не случайно олень часто изображался в виде золотых фигур многими поколениями древних мастеров. Культ оленя сохранился у казахов до наших дней. Рога оленя, как и барана являются основными мотивами в орнаменте. Другой животный тотем - лебедь. Гунны считали, что лебедь охранял домашний очаг. У казахов лебедь является табу, его не убивают, почитают как священную птицу приносящую счастье семье. Древнешамански легенды рассказывают о фантастических птицах и всадниках на крылатых конях. Согласно мифу, кентавры - это образы предков, которые оберегали, защищали домашний очаг, детей. в старину предметы с изображением предков существовали также в жилищах казахов. На одном из найденных в ходе археологических раскопок полотнищ изображен шаман, держащий в руках цветущую ветвь - священное дерево жизни. В казахском прикладном искусстве мотив мирового древа ассоциируется с моделью мироздания и воспринимается как оберег, предохраняющий жилище от злых духов.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти