Перейти к содержанию
Ашина Шэни

Доказательства тюркской теории происхождения сюнну/хуннов

Рекомендуемые сообщения

Извините, я свой пост не могу найти, продублтрую:

Теперь моя теория появления татарского языка. Пока ученые не знают, когда появился человек говорящий. Из Википедии: "Вопросы о том, как именно эволюционировали упомянутые способности (речь, религия, искусство), и в чём состояла их роль в появлении сложной социальной организации и культуры Homo sapiens, остаются по сей день предметом научных дискуссий." Теперь представим себе живут то ли обезьяны, полуобезьяны-полулюди или уже люди (я сторонник эволюционной теории) и извлекают из своего речевого аппарата звуки. Наверное, сначала звуки типа "а-а-а", "у-у-у", "о-о-о", "и-и-и", "е-е-е", "ө-ө-ө", "ә-ә-ә", "ү-ү-ү", т.е. звуки, образуемые при выдыхании воздуха через рот при различных положениях частей звукового аппарата (и сейчас обезьяны орут разными звуками). Затем они научились прерывать этот поток воздуха в процессе крика, например, воткнув язык между зубами (получается звук "Т"). И получились следующие звукосочетания (именно звукосочетания): АТ, УТ, ОТ, ИТ, ЕТ, ӨТ, ӘТ, ҮТ. Естественно, им надо было передавать информацию об окружающем мире друг другу, т.е. описывать окружающую среду. Именно в татарском языке мы видим, что закрепилось за этими звукосочетаниями, практически все они что-то обозначают (кто знает язык, они и сегодня их поймут). Значит, вывод: татарский язык образовался тогда, когда люди учились говорит, когда привязывали эти звукосочетания определенными предметами и действиями, а не произошел от какого-то другого языка. Вот мне интересно, эти звукосочетания что-то означают на других языках (кроме тюркских) и что именно, любопытно было сравнить смысловые значения.

Теперь в доказательство эиой гипотезы:

 

Переходим к звукосочетаниям с буквы "б":

Аб, Ба, Уб, Бу, Об, Бо, Иб, Би, Еб, Бе, Өб, Бө, Әб, Бә, Үб, Бү.

Сколько найдем слов?:D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Руслан (татар) сказал:

АТ, УТ, ОТ, ИТ, ЕТ, ӨТ, ӘТ, ҮТ. Именно в татарском языке мы видим, что закрепилось за этими звукосочетаниями, практически все они что-то обозначают (кто знает язык, они и сегодня их поймут). Значит, вывод: татарский язык образовался тогда, когда люди учились говорит, когда привязывали эти звукосочетания определенными предметами и действиями, а не произошел от какого-то другого языка.

что означают в поволж. тат. слова АТ, УТ, ОТ, ИТ, ЕТ, ӨТ, ӘТ, ҮТ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, кылышбай сказал:

что означают в поволж. тат. слова АТ, УТ, ОТ, ИТ, ЕТ, ӨТ, ӘТ, ҮТ?

Очень многое. Почти каждое звукосочетание и подлежащее и глагол. 

Ат - лошадь, бросай.

Ут - огонь, ут-а - прополоть 

От -выйграй.

Ит - мясо, делай (как вам русский глагол говор-ить и прочее).

Ет - собака, толкай.

Өт - опали, 

Әт тут в таком виде я смыслов не знаю 

Үт - желчь, проходи

Не мало получилось.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 04.07.2017 в 12:23, Ашина Шэни сказал:

Хунны - тюркский этноним

Распространенная на данный момент тюркская этимология связывает Хун с тюркским гун/кун, обозначающим человеческие группировки:

"Le turcologue Louis Bazin l'a rapprochée du suffixe turc -gun, qui concerne les groupements humains".

"Тюрколог Луи Базен сблизил его с тюркским суффиксом -гун, обозначавшим людские группировки".

https://fr.wikipedia.org/wiki/Xiongnu

"По нашим данным, китайской передаче хунь (вар.: сюн, сюнну, кунь, кунь-у, хунь-у; производные: кунь-се, хунь-се) в древнетюркских языках соответствует термин кұн (вар. ғұн)—«племя», «народ». Его эквивалентные передачи в других языках: хионит (среднеперс. «принадлежащие к ғұнам-хионам»), кионайе (кұн), хотанск. хуна, греч. хуни (вар.: фуни, фауны, кунны), латинск. гунны (унны, уны), славянск. ун (вар.: кун), арабск., венгерок., команск. кун, уйгурск. и калмыцк. кұн и т. д.

Вместе с тем эти племена имели и другие самоназвания: гунны— усуни, гунны—агач-эри, гунны—киркуны, гунны—табгач, гунны—он-ок, гунны—команы, гунны—йомуты и т. д. Иными словами, термин кұн (гунн) служил для обозначения определенных родовых и племенных организаций и включал в себя понятие «рода» или «племени», связанного единством этнического происхождения.

Такая интерпретация термина, как кажется, только и может объяснить наличие большого числа древнетюркских племен, известных под названием гуннских”.

Советский тюрколог Юрий Зуев

[Зуев Ю.А. Тамги лошадей из вассальных княжеств (Перевод из китайского сочинения VIII—Х вв. Танхуэйяо) // Новые материалы по древней и средневековой истории Казахстана. Алма-Ата, 1960 (Тр. Ин-та Истории, археологии и этнографии АН КазССР. Т.VIII). С.128]

Древнетюркский словарь, с.326

HC8EmyKtGPA.jpg

 

В китайских источникам мы гадаем каково было оригинальное название хунну/сюнну. Но к счастью есть и другие документы. В этой теме приводились данные из согдийских и индийских источников где хунну/сюнну именовались как "хун".

Т.е. "хун" - это "эль", "народ", "племя". Его синонимом является и "огуз".

Тюрками (скорее всего) стали называть  по имени сильнейшего племени хуннского союза тугэ. 

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/I/Kuner/pril3.htm

"В 5 г. правления Тайкан (284 г. н. э.) случилось снова, что сюннуский Хутайхоу, ведя свои аймаки 29 300 человек, поддался Китаю. В 7 г. (286 г. н. э.) еще было, что сюннуский Худудабо, Вэйтаху и прочие, каждый ведя свои поколения, большие и малые, всего 100000 с лишком человек, явились к юнчжоускому цы-ши фу-фын-ван Цзюнь поддаться.

В следующем году сюннуский дуду Дадоудэнюй (цзюй) и другие, снова ведя поколения (чжун-ло), большие и малые, 11500 человек, рогатого скота 22000 голов, баранов 105 000 штук, телег, мулов, имущество в количестве, не поддающемся подсчету, явились поддаться и вместе с тем принести в дань местные произведения. Император одинаково обласкал и принял их.

Северные иноземцы различались по поколениям. Из тех, кто пошел внутрь [Великой] стены жить, было племя (чжун) тугэ, племя сяньчжи, племя коутоу, племя удань, племя чицзинь, племя ханьчжи, племя хэйлан, племя чиша, племя юйби, племя вэйши, племя доутун, племя бомйе, племя цянцзюй, племя хэлай, племя чжунчжи, племя далоу, племя юнцзюй, племя чжэньшу, племя лицзйе, всего 19 племен. Все имели поколения, взаимно не смешиваясь.

Тугэ было наиболее сильным и уважаемым [племенем]. Поэтому оно могло делать (назначать) шаньюя для общего управления всеми племенами..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 01.10.2017 в 10:04, Ашина Шэни сказал:

Мысль интересная, но тогда возникают вопросы: фиксированы ли эти самые до-ханьские контакты с сюнну? Ведь сюнну впервые начинают надежно фиксироваться в китайских источниках лишь с середины 3 века до н.э. Первое упоминание 314 год, но это считается анахронизмом. Насколько помню, первые северные соседи китайцев, "блок" это уж тогда жуны и ди. Это первая проблема.

Вторая проблема - сам вопрос языковых заимствований в китайском столь древних времен. Сабиров на сей счет писал интересную вещь в своем блоге:

"Попытки выявить заимствования в древне-китайском особенно успешными назвать нельзя. Потому и история, - а это же кроме прочего история контактов, – получается не очень складная. Или какое-то блестящее одиночество единой китайской цивилизации, или ошеломляющее вавилонское/индоевропейское/атлантидское и т.п. влияние, чего кому по душе. Считается, к примеру, что колесницу изобрели индоиранцы и они же ее в Китай принесли. Тут же слова находят соответствующие в китайском. (Могу на пальцах показать, что китайские слова для колесницы на самом деле происходят из сино-тибетских основ). Или вот Хасимото, я его здесь поминал, пишет, что алтайцы на китайцев повлияли и язык последних изменился. Может и так. А нету ведь алтайских слов в древне-китайском. Ну, есть единичные, типа циньлюэ «кинжал», но ведь масштаб-то воздействия должен быть колоссальным для такого изменения. И древне-китайских в алтайских нет, только с Хань, да еще скорее с Восточной Хань. Где следы?! Мы же знаем вполне твердо – какие-то алтайцы там бродили, у них и государства там были, тексты об этом говорят. Хорошо, бог с ними, с алтайцами, любые следы – тибето-бирманские ли, алтайские, австронезийские, тохарские, индоиранские?

Тут, кажется, только один ответ: мы неправильно восстанавливаем древне-китайские чтения. Или точнее так – мы, видимо, очень прилично читаем простые моносиллабические основы, которые по неким причинам плохо сочетались с аффиксами. И совсем плохо читаем полисиллабику, опрокидывая наши знания о среднекитайском на древний период".

Конечно были контакты протоханьцев и протохуннов.  На вопрос почему хунну "внезапно" появляются в источниках под названием "хунну" примерно с 3 века до нашей эры ответ можно получить в работах Крадина Н.Н.: племена хунского союза вынуждены были объединяться из-за возрастающего прессинга китайских оседлых империй. Дальше эти обьединения, как правило, разваливаются, в том числе как только снимается с повестки дня внешняя угроза. Итак по циклу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зуев Ю.А.  касательно связи Ашина и Усунь (весь материал можно посмотреть в ссылке в разделе "Комментарии" под номером 73)

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/X/Van_Pu/frametext.htm

73. А-ши-на = a(o)-si-na. Первые известия китайцев о племени а-ши-на были получены ими через монголоязычных жуань-жуаней - аваров в V в. н. э. Согласно этой информации, а-ши-на - племя гуннского происхождения, достигшее могущества в горах на северо-западе от Гао-чана, но происходящее из страны на озере, где-то на востоке. В VII в. один из родов этого племени а-ши-на хэ-лу стал во главе союза десяти тюркских племен (он ок) Семиречья (См. Бичурин. Указ. соч., т. I, стр. 263). В это же время а-ши-на имели высокое политическое и генеалогическое положение в восточно-тюркском каганате (там же, стр. 289).

Идентификация названия а-ши-на с данными этнонимики и письменных источников пока не произведена. Между тем кажется почти невероятным, чтобы большое племя, бывшее родоначальником тюркских этнических коллективов на западе от Ордоса, исчезло бесследно, не оставив даже своего самоназвания. Попытки исследователей найти эквивалент этого тюркского термина в тюркской лексике ни к чему не привели. Нам представляется более правильным искать его в той же монголоязычной среде, через которую в глубокой древности прошел термин а-ши-на. Таким эквивалентом должен быть термин аошин (ausin, кит. ао-шэнь ) - один из монголизированных вариантов этнонима уйсун. Так назван один из «усуньских» родов ордосских монголов в Мэнгу юаньлю цяньчжэн (цз. 6, стр. 5а, б; P. Pelliot et L. Hambis. Указ. соч., 1, стр. 72).

События, связанные с древней этнической историей усуньского племенного союза в Семиречье, изучены слабо. Китайский посланник Дун Дин, посетивший столицу усуней «Город Красной долины» в 435 г., был последним путешественником, привезшим информацию об усунях в Китай. Он отмечал, что Семиречье в это время подвергалось натиску аваров. Вскоре оно попало в сферу аварского нашествия, и сведения о нем перестали поступать.

Кроме краткого изложения событий в усуньском племенном союзе на протяжении около двухсот лет, сохранилась небольшая легенда о происхождении усуней (в двух вариантах), записанная со слов Чжан Цяня в «Исторических записках» и «Истории Старшей Ханьской династии».

Ниже мы даем сводный текст этой легенды по Цянь Ханьшу (цз. 61, стр. 886, по изданию в серии Сыбу бэйяо) и Шицзи (цз. 123, стр. 3а, б): «Покорный слуга (т. е. Чжан Цянь), живя среди сюнну (гуннов Монголии), слышал, что усуньский князь называется кунь-мо (кун-баг, «князь над племенем»). Отец кунь-мо по имени Нань-доу-ми проживал вместе с [племенем] Больших юе-ди (аты, асы) между Ци-лянь и Дунь-хуан, будучи малым княжеством. (По тексту Шицзи буквально: Отец кунь-мо был малым княжеством западной границы сюнну). Большие юе-ди, напав, убили Нань-доу-ми и захватили его земли, а народ бежал к сюнну. (По тексту Шицзи: Сюнну, напав, убили его отца...).

Опекун новорожденного кунь-мо - сына Бу-цзю си-хоу, запеленал младенца и оставил его в траве, а сам ушел в поисках пищи. А когда он вернулся, то увидел, что волчица кормит его своей грудью, а ворон парит над ним, держа в клюве мясо. [Он] счел его духом и, взяв на руки, унес к сюнну. Шаньюй полюбил и воспитал его. А когда кунь-мо достиг зрелости, он вернул ему народ его отца и послал возглавлять войско. (По тексту Шицзи:... и приказал вечно править в Си-чэне ). [Кунь-мо] несколько раз отличился в походах. (По тексту Шицзи: Кунь-мо собрал свой народ и заботился о нем. Он нападал на соседние мелкие уделы с несколькими десятками тысяч воинов, опытных в сражениях). В это время юе-ди, уже разбитые сюнну, напали на западе на сэ’ского князя. Сэ’ский князь бежал на юг и далеко переселился, а юе-ди стали жить на его землях. Кунь-мо окреп. Испросив разрешения шаньюя отомстить за смерть своего отца, он на западе напал и разбил Больших юе-ди». Далее говорится, что молодой княжич повел свое племя в Семиречье. Ко времени приезда Чжан Цяня в «Город Красной долины» у него было «около десяти сыновей» (ср. Цзычжи тунцзянь, т. 1, цз. 20, стр. 656; Шофан бэйчэн, цз. 30, стр. 2а; Бичурин. Указ. соч., т. II, стр. 155-156).

В этом предании о происхождении усуней явлениями мифического характера можно назвать лишь появление волчицы и ворона, которое связано с представлением о родовых усуньских тотемах. Реальность других деталей предания, как мы пытаемся показать в другом месте, не вызывает сомнения.

Через несколько столетий эту же легенду встречаем в других китайских источниках - в связи с происхождением племени а-ши-на. Здесь мы приведем ее сводный текст по трем вариантам - в Цзычжи тунцзянь (цз. 159, стр. 4926), Тундянь (цз. 197, стр. 5а-б) и Чжоу-шу (по фотокопии издания 16 г. Дао-гуан, цз. 50, стр. 1а, б): «Предки ту-цюэ (тюрков) жили справа [на западе] от Си-хай и одни составляли племя. Видимо, это обособившаяся ветвь сюнну из рода а-ши-на. [Они] обособленно жили племенем, а впоследствии были разбиты соседним княжеством, которое совершенно уничтожило этот род. В живых остался один мальчик десяти лет. Воины [соседнего княжества], видя, что он мал, пожалели убить его, поэтому отрубили ему ноги, поранили руки и оставили в озере, поросшем травой. [Поблизости] была волчица, которая стала ежедневно носить мясо к месту, где находился мальчик. Мальчик питался мясом и поэтому не умер. Когда он вырос, то вступил в связь с волчицей, и она забеременела. А тот князь, услышав, что мальчик жив, вторично послал людей убить его. Посланные, увидев рядом с ним и волчицу, хотели убить и ее. В это время будто бы появился небесный дух, который перенес волчицу на восток от Си-хай и опустил в горах к северо-западу от Гао-чан. В горах есть ущелье, а в ущелье есть равнина, поросшая травой на двести ли в окружности. С четырех сторон она окружена горами. Поселившись там, волчица родила десятерых сыновей, которые все поженились и имели потомство. Впоследствии каждый из них составил род. [Род] а-ши-на был одним из них».

Сопоставляя первое сказание со вторым, где историческая реальность облечена в форму древнего тотемического мифа, с трудом увязывающегося с действительными событиями V в., нельзя не обратить внимания на выступающую в них общность черт по всем основным деталям...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Продолжение

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/X/Van_Pu/frametext.htm

В дополнение к сказанному напомним еще два факта. По китайским источникам, местом первоначального жительства усуней - у-ши (до их переселения на Цилянь-шань) были современные уезды Пинлян и Гуюань в Ордосе (Шицзи, цз. 110, стр. 2а - 1755; Цянь Хань-шу, цз. 94а, стр. 1232). Достоверность этого известия подтверждается древнейшей ашинской легендой, по которой предки а-ши-на произошли от смешанных гуннских родов, прежде кочевавших в Пинляне (Цзычжи тунцзянь, цз. 159, стр. 4926). Этот район является южной границей ушинского знамени во Внутренней Монголии (см. карту «Китай». Составлена и подготовлена Новосибирской картфабрикой. Ответ, редакторы Ляпидус и Кример).

Изложенное выше позволяет вернуться к вопросу сближения терминов усунь и а-ши-на и считать их иноязычной (во втором случае монголо-китайской) передачей термина уйсун.

В настоящем комментарии мы неоднократно отмечаем, что китайские летописцы сохраняли за иноземными племенами старые передачи их названий даже в тех случаях, когда они уже не соответствовали действительности. Известно, например, что после образования царства Великих Кушан китайцы продолжали называть их юе-ди, а транскрипция тэ-лэ (вместе тэ-цинь ) так и осталась общепринятой формой передачи древнетюркского «тегин». Результатом этого было «исчезновение» некоторых племен и неоправданное «появление» других. Как в цзе-гу хронисты долго не узнавали цзянь-кунь (киркунов), так и в а-ши-на они не увидели у-сунь - уйсунов. Весьма характерны в этом смысле одинаковые по времени китайские известия об области Бэй-тин - Беш-балыке. В Цзычжи тунзямь сообщается, что этой областью владеет господствующее племя басмалов а-ши-на (цз. 212, стр. 6472). Соответствующий текст в Танхуйяо гласит, что Бэйтинское наместничество - «сунь границы усуньского князя» (цз 78, стр. 1429).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопросы:

1. Могли ли тюрки ашина просто заимствовать усуньскую легенду? Что это дало бы им? 

2. Упомянутое выше самое сильное и уважаемое хуннское племя тугэ могли ли быть связаны с тюрками Ашина? 

3. Есть ли палеоднк усуней и Ашина? 

4. Какова этимология древнетюркского и монг.  названия шелка torgu, torqu?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Касательно связи Усунь и Ашина. Усунь в том числе читают как Асуен, Асман, Асиат и т.д. Возможно сами названия Усунь и Ашина не связаны и могут объясняться по разному

Разберем ситуацию с "воронами".

https://en.m.wikipedia.org/wiki/Wusun

"The Chinese name '烏孫' (Wūsūn) literally means  'crow, raven' + sūn 'grandson, descendant'."

Кроме того, что в усуньской легенде упоминается ворона, так и само название Усун с китайского объясняют как "внуки/потомки Ворона".

В этой связи на форуме нашел ценнейший пост @ZOOTECHNICIAN

https://forum-eurasica.ru/topic/442-древнетюркский-язык-и-родина-пратюркского-языка/?do=findComment&comment=191233

 В общем речь идет о  torɨɣa -turaɣu

Т.е. на тюркских языках торгай -торига означает 1. маленькую птицу 2. жаворонок и т.д. На монгольских и тунгусо-маньчж. языках тураку это ворона.

Получается, что во времена хунну и усуней ворону   могли называть turaɣu

Название вОрона турагу стягивается  до тургу либо метатеза "турук".

Далее вырисовывается еще одна интересная параллель с древнетюркским названием шелка torqu

Все это заставляет нас еще раз задуматься над этимологией "турк". 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему с одной стороны ворон torɨɣa -turaɣu - turɣu а с другой стороны шелк torqu?

Это может быть и простым совпадением. Но в случае если не найдется надежная этимология шелка torqu, то можно предположить что это производное от этнонима "Тürük".  Мы знаем что именно тюрки Ашина (Истеми и т.д.) стояли за активизацией Великого Шелкового Пути и торговлю с Византией и т.д. Вполне возможно, что этим занимались Ашина и будучи в хуннском союзе, может поэтому они (тугэ) считались  самым сильным и уважаемым племенем среди хуннов (это версия). Я думаю, стремительное возвышение династии Ашина нужно связывать с шелком, так как у клана появились огромные деньги.

Касательно объяснения "тürükкак шлем. Этому может соответствовать хотаносакское tturakä "крышка". Несколько объяснений одного и того же термина с разных языков или с одного языка мы часто встречаем в источниках. Например, значения названий "монгол", "кыргыз"  и т.д. обьяснялись совершенно по разному. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще раз касательно вОрона или вороны. Название turaɣu как вОрон сохранилось в монгольском и тунг-маньчж. языках https://starlingdb.org/cgi-bin/response.cgi?single=1&basename=%2fdata%2falt%2fmonget&text_number=95&root=config

Рассмотрим подробнее тюркскую этимологию

https://starlingdb.org/cgi-bin/response.cgi?single=1&basename=%2Fdata%2Falt%2Fturcet&text_number=199&root=config

Proto-Turkic: *torgaj
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: 1 small bird 2 lark
Russian meaning: 1 маленькая птица 2 жаворонок
Old Turkic: torɨɣa 1
Karakhanid: turumtaj 'a predatory bird used for hawking' (MK)
Turkish: turgaj 2
Tatar: turɣaj 2
Azerbaidzhan: toraɣaj
Turkmen: torGaj 2
Khakassian: pos-tarɣaj 2
Chuvash: tъʷri 2
Yakut: tujār 1
Kirghiz: torɣoj 2
Comments: VEWT 490, EDT 550, TMN 2, 482-3, Лексика 176. Turk. > Kalm. torɣǟ (KW 401).

Обратите внимание, здесь лингвисты не зря  предлагают и сокола турумтай. 

Что общего может быть между всеми этими птицами,т.е. воробьем, вороной, соколом и т.д.?  Почему у всех этих птиц одинаковая основа (корень) древнетюркское тугру/тура - "(идти) прямо"?  Я думаю, что это связано с характеристиками полета, эти птицы (вороны, жаворонок, воробей) преимущественно летают по прямой.  (Здесь я разбирал почему называли сокола Тогрул-Тонгрул-Тогорил-Турыл-Турым

https://forum-eurasica.ru/topic/6556-этимологиясемантика-жагалбайлы-жагалмай-жагалтай-связь-с-чигильjagil-связь-с-соколом-хуйху-те-последним-собирательным-названием-племён-уйгурского-каганата/?do=findComment&comment=451019)

Поэтому является совершенно верной с тюркских языков этимология Тürük  как непоколебимый, стойкий, устойчивый и т.д.

Вообще требует исследования вопрос почему усуни, а позже тюрки Ашина так воспринимали вОрона. Позже тюрки сделали своим онгоном хищных птиц соколов и т.д. Но факт в том, что и у воробья и у сокола и вороны одна основа "тугра/тура

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Понятно, почему в Суйшу тюрков Ашина назвали смешанными ху из Пинляна. Скорее всего это потомки абсорбированных в хуннскую федерацию усуней. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 04.06.2023 в 16:16, Zake сказал:

Вопросы:

1. Могли ли тюрки ашина просто заимствовать усуньскую легенду? Что это дало бы им? 

2. Упомянутое выше самое сильное и уважаемое хуннское племя тугэ могли ли быть связаны с тюрками Ашина? 

3. Есть ли палеоднк усуней и Ашина? 

4. Какова этимология древнетюркского и монг.  названия шелка torgu, torqu?

Тюрки Ашина произошли от прозвища Кара-Чурин-Тюрк   --- Черный Чурин Сильный.

Тугэ/тукю - одно из племен, поддержавшее восстание рода Ашина. Не родня. 

Тюрки-тукю --- Сильные тукю/тугэ. 

То есть термин "тюрк" времен Ашина никакого отношения к библейскому первопредку Турку/Тюрку не имеет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Понимаю,что мое предположение в целом может не иметь какого либо смысла и ценности,но это мои мысли,которые я хочу записать по поводу «четверостишия цзе» :asker13mt:

 [si̯u-ci̯e] [tʰei-let/lei-kɑŋ] [bok/buk-kuk/yok][ɡi̯u̯o-tʰuk-tɑŋ]

 

Предположение:

Сү-ги тү-л-ген бөкөг көктүрген 

Сүги — войско 

Түлген — предположение,что возможно (ибо я не знаю) имел место быть ламбдаизм слова «түшген» - спустился

Бөкөг — силач

Көктүрген — ”похитил?” взял у Фон Габена

 

(Upd: только что прочёл. Оказывается такую же версию уже предлагали. Эх,жаль,не быть мне первооткрывателем :asker13mt:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...