Перейти к содержанию
Peacemaker

Захчины

Рекомендуемые сообщения

Захчи́ны (самоназв. захчин [дзахчин] — «окраинные») — одна из групп в составе ойратов, ныне проживающая в Западной Монголии (Кобдоский аймак). Численность 32 845 чел. (1,2% всего населения страны, перепись 2010), седьмая по величине этническая группа Монголии). Говорят на захчинском говоре ойратского (ойрат-калмыцкого) языка, также на монгольском (халха) языке. Верующие — буддисты, часть придерживается традиционных верований.

Этноним «захчины» появился в конце XVII века как обозначение группы, в состав которой вошли по несколько десятков семей из числа торгутов, дербетов и халха, выделенных джунгарскими правителями для охраны границ (отсюда название «окраинные»). После разгрома Джунгарского ханства в 1758 году из захчинов, перешедших на сторону маньчжур, был образован отдельный хошун и затем самостоятельное «знамя» во главе с зайсангом, в то время как остальные были подчинены китайской администрации Кобдо.

Современные захчины сохраняют отдельные черты традиционной культуры.

Избранный в 2009 году президентом Монголии Цахиагийн Элбэгдорж принадлежит к народности захчин. Также захчином по национальности является бывший (2008—2012) председатель Великого Государственного Хурала Монголии Дамдины Дэмбэрэл.

 

 

https://mn.wikipedia.org/wiki/Захчин

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кто такие захчины и откуда они появились?

Кто такие захчины и откуда они появились?

Традиции кочевания у монголов.

С тех пор, как жителей западных районов Монголии, живущих вблизи гор Алтая стали называть захчин, прошло пять столетий. Захчины были одной из 20 национальностей Джунгарии. Хаан Галдан Бошигт в 70-х годах 17-го века выделил из военных частей ойратских князей самых отборных воинов с их семьями и, создав специальные ячейки, отправил их на службу в приграничные районы того времени, в местечко Эрээн хавирга. Так появилась национальность захчин. То есть, этноним “захчины” появился в конце XVII века как обозначение группы, в состав которой вошли по несколько десятков семей из числа торгутов, дербетов, элетов и халха, выделенных джунгарскими правителями для охраны границ (отсюда название “захчины” – “окраинные”). 

d8b771ad5239f6ce842a0bf8df73eb60.jpg

Президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж – из народности захчин. Также захчином был (2008-2012) председатель Великого Государственного Хурала Монголии Дамдины Дэмбэрэл.

Они защищали западные земли, граничащие с Средней Азией, хаанствами уйгуров, а также с халха. Воины захчин всегда настороженно относились к маньчжурам и называли их “дикими волками” и сторонились их. Сейчас захчины живут в сомонах Зэрэг, Алтай, Мөст, Манхан, Үенч, Зэрэг аймака Ховд. А жители же сомона Зэрэг проживают среди отрогов гор Ханбаатар, Жаргалант, Бумбат, Сутай, в долине Алтантээл, но при этом сумели сохранить особенности проживания и кочевого образа ведения скотоводства. Возможно, это отличает их от других. Те, кто переехал жить в долину Алтантээл, стали выращивать рожь, что улучшило условия их жизни.

Только в горах Алтая остались монголы, которые предпочитают кочевать, чтобы сохранить маточное стадо и переезжать в более теплые места. 

Холодные зимние дни кочевники захчины уходят с долины Зэрэг и отправляются на теплые зимовки в отрогах западных и восточных гор. Из-за холодов семьям захчинов и скоту приходится делится на двое. При зимней кочевке в горы поднимают мелкий рогатый скот. А в это время дети остаются в центрах сомонов, в школах. Все семьи стараются привыкнуть к обстоятельствам - одна часть остается на зимовке вместе с крупным скотом, в то время как другие пасут скот в более теплых местах, на высоте 3000 метров над уровнем моря.

Дорога в горы трудная, иногда верблюды скользят на горной тропе и тогда кочевка останавливается. В таких условиях скотоводы сыплют на тропинки песок, чтобы исчезло скольжение. Такую работу местные жители называют “харуу”.

5b2c43e300d18e2493bf8a6bd66adf7f.jpg

Главной силой для кочевки и в холода, и жаркие дни является верблюд, который не обращает на трудности местности. Алтайские верблюды прижились к резкоконтинентальному климату, каменистой почве, высоким горам. Они несколько сотен, даже тысячи раз поднимались и опускались в караване караване с грузом на горбу. 

Семьи захчин, приехавшие на место первыми, должны встретить вновь прибывших горячим чаем и угощением, такова традиция. Самым дорогим достоянием кочевого народа является сохранившийся и поныне обычай встречать кочевников чаем - в него вложили душу, и преподносят потому самые лучшие угощения. 

Захчины, живущие в более теплых местах и пережидающие холодные зимние дни, с приходом весны начинают готовиться к Цагаан сар. Они заранее, еще глубокой осенью начинают готовить мясо к зиме, и в том числе – баранину с курдюком. А вот специальные печенья, так называемые санзай боов, буузы и пельмени хозяйки юрт начинают делать за несколько дней до праздников.

Мужчины перед окончанием последних дней зимы делают обооны из камней в южном направлении от юрты, а на вершину втыкают прутья с двумя ветвями и привязывают к ним клочок шерсти от шеи самцов, а также нитки пяти цветов. Когда все приготовления закончены, можно и приступать к приветствиям на праздник.     

Перед первым днем Цагаан сар обязательно отмечают битуун. Это день, когда принято есть досыта. И этот обычай такой же, как и всех народностей нашей страны. Для этого на подвязках юрты с правой стороны обязательно ставят лед, который призван задобрить и встретить лошадь бурхана Лхам. А вот с левой стороны ставят ветку кустарника харгана, чтобы отвести от юрты злых чертей.

На камнях в дни Цагаан сараа собираются только мужчины. Они здороваются с духами мест, оговаривают свои желания, передают на их волю свои судьбы. При этом они держат на руках угощения. А затем все, что осталось, приносят в юрту и одаривают ими оставшихся в юрте как угощение от Алтая. Как только мужчины возвращаются от обоонов, в юрте начинаются приветствия золгох. 

После долгой зимы, проведённой на зимнем стойбище, кочевники перед оттёлом овец кочуют в места с мягкой почвой, без холодного ветра, где и остаются до конца весны.

Проходят долгие весенние дни, а к подножию Алтайских гор приближаются тёплые солнечные дни. И в эти дни как раз начинается оттёл скота. В этот период времени кочевники трудятся, не покладая рук, днём и ночью, чтобы без потерь принять новорождённых. Днём они ходят по пастбищу с мешком для ягнят, а ночью всегда начеку, прислушиваясь к стаду овец на стойбище. В особенно холодные дни, только-что рождённых на пастбище ягнят надо успеть положить в мешок и принести их домой.

Один из главных героев кочевой жизни на просторах Великого Алтая, величественное создание. Часты случаи, когда бесцельно бредя по степи, верблюдица родит верблюжонка, а он не выживет.

Невозможно представить, какие испытания ожидают новорождённого малыша в круговороте этого мира. Но, несмотря на всё это монгольский верблюд следуя своему  хозяину в борьбе за выживание в суровых условиях родного края, будет и дальше нести на своих спинах груз кочевой цивилизации пришедший из далёких времён.

Кочевники-захчины приучают верблюдов с малых лет к кочевому образу жизни. Сначала верблюжат приучают ходить по скалистым горным склонам. Верблюжонок следуя за матерью готов преодолеть любые преграды. Ну а до того, как он окончательно повзрослеет, его приучают ходить за грузом привязав верёвкой один конец которого проходит через ноздрю животного. После этого приучают ходить с подкладкой для груза. Приученный таким способом верблюд становится животным готовым без устали преодолевать любой кочевой путь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...