Перейти к содержанию
Гость Anonymous

Жалаиры-Джалаиры-Jalair

Рекомендуемые сообщения

http://www.uighury.com/history/print:page,1,87-je.-r.-tenishev-jetnicheskijj-i.html

Э. Р. ТЕНИШЕВ ЭТНИЧЕСКИЙ И РОДОПЛЕМЕННОЙ СОСТАВ НАРОДНОСТИ ЮЙГУ

"Привожу названия родоплеменных подразделений юйгу, привлекая записи других ученых, в сравнении с родовыми наименованиями тюрко-язычных народов восточной ветви, к которой относятся и сарыг-югуры; даю также сравнительный материал по племенным названиям монголо-язычных народов.

...

Йаглахкыр. (Малов: йаглакыр, йаглахкар, йаглыхкыр; Потанин: яглак). Подразделяется на две группы: ак йаглахкыр «белый яклакыр» и қара иаглахкыр «черный яглакыр». Слово йаглакар как собственное имя встречается в тюркской рунической надписи из Суджи (Монголия). (С. Е. Малов, Енисейская письменность тюрков, М.— Л., 1952, стр. 84 и сл.). Встречается оно и в хотанских рукописях VIII в. (Н. W. Вailey, Turks in khotanese Texts, «The journal of the royal Asiatic Society»,. 1939, стр. 88; С. E. Малов, Труды по древнетюркской лексике, «Труды Московского института востоковедения», 1947 г., № 4, стр. 94—96; F. W. К. Мü1lег, Uignrische Glossen, «Festschrift für Hirth», Berlin, 1920, стр. 310—311). По позднейшим исследованиям йаглакар — название привилегированного рода уйгуров в эпоху Тан (618—906 гг.) (J. R. Hamilton, Les ouïgours a l'epoque des cinq dynasties. Paris, 1955, стр. 3, 144, 160, 200; С. Г. Кляшторный, Историко-культурное значение суджинской надписи, «Проблемы востоковедения», 1959, № 5, стр. 162—169).

Йагток."

Если Йаглахкыр - это Яглакар, то возможно ли прочтение имени Яглакар иначе - именно как Йаглахкыр?

Йаглахкыр - это ЙАГЛАХ + КЫР?

Может ли это соответствовать современным казахским словам

ЖАЙЛА - летовать, быть на летних пастбищах, устраиваться на джайлау, использовать (коня) для езды летом, обитать, располагаться, устраиваться, приводить в порядок, размещать, благоустраивать (www.sozdik.kz)

+

ҚЫР - возвышенность, горный хребет, грань, гребень, ребро, степь холмистая, аспект, степь, степной. (www.sozdik.kz)

или как вариант ЖАЙЛАҒЫ (те, которые на жайляу) множ. форма ЖАЙЛАҒЫЛАР

+

Р=ЖАЙЛАҒЫР

где-то читал, не помню уже: яглакар-yaghlaqar-yaghliqlar...

жировые то бишь :)

конкурировали с эдизами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

где-то читал, не помню уже: яглакар-yaghlaqar-yaghliqlar...

жировые то бишь :)

конкурировали с эдизами.

Что за жировые, поясните пожалуйста.

Кстати, что с ЭДИЗАМИ, прослеживается ли их история после развала последнего Уйгурского Каганата?

По ЧЖИЛЭРР никто не хочет высказаться?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

где-то читал, не помню уже: яглакар-yaghlaqar-yaghliqlar...

жировые то бишь :)

конкурировали с эдизами.

Если Вы про глагол "мазать", то это в принципе имеет что-то общее с сообщением РАДа про масло в пищу верблюдам, но на мой взгляд ЯГЛАК - это летнее пастбище.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да да его имею ввиду. Ну я тоже вот думаю разве у таджиков есть джалаиры?

Вы извините что я даю такой поздний ответ. Отвечу в меру своих возможностей и знаний. Мне кажется что он вполне мог быть Джалаиром. Одно время Джалаиры были разделены на 2 части Шуманак и Сырманак. Сырманаки- обитали в низовьях реки Сырдарья, а Шуманаки то есть в переводе "обитающие на реке Шу(или Чу как вам будет угодно)". Так вот от Шу до таджиков, недалеко, какая то часть вполне могла поселится среди них это ИМХО.

Тут еще был разговор о Джалаирах- Бирманаках что они каракалпаки. Но насколько я знаю среди каракалпаков есть кайшылы и балгалы у нас они относятся к сырманакам. Поэтому у меня вопросы. Так где они- Бирманаки? Кто они?

Еще информация, в 18 веке группа Джалаиров отправилась из Семиречья к каракалпакам чтобы переселить их к сородичам в Жетысу. Они были убиты каким то разбойником из рода Торе, имущество их было разграблено. Позже нам все же удалось это сделать, оставшиеся возможно сделали это по своей воле, я имею в виду части родов кайшылы и балгалы (если конечно они джалаиры). А хан младшего жуза Абулхаир погиб защищая Джалаиров от Барак султана. Кто может подтвердить? Или опровергнуть? Спасибо за внимание, буду ждать ответов на свои вопросы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы извините что я даю такой поздний ответ. Отвечу в меру своих возможностей и знаний. Мне кажется что он вполне мог быть Джалаиром. Одно время Джалаиры были разделены на 2 части Шуманак и Сырманак. Сырманаки- обитали в низовьях реки Сырдарья, а Шуманаки то есть в переводе "обитающие на реке Шу(или Чу как вам будет угодно)". Так вот от Шу до таджиков, недалеко, какая то часть вполне могла поселится среди них это ИМХО.

Тут еще был разговор о Джалаирах- Бирманаках что они каракалпаки. Но насколько я знаю среди каракалпаков есть кайшылы и балгалы у нас они относятся к сырманакам. Поэтому у меня вопросы. Так где они- Бирманаки? Кто они?

Еще информация, в 18 веке группа Джалаиров отправилась из Семиречья к каракалпакам чтобы переселить их к сородичам в Жетысу. Они были убиты каким то разбойником из рода Торе, имущество их было разграблено. Позже нам все же удалось это сделать, оставшиеся возможно сделали это по своей воле, я имею в виду части родов кайшылы и балгалы (если конечно они джалаиры). А хан младшего жуза Абулхаир погиб защищая Джалаиров от Барак султана. Кто может подтвердить? Или опровергнуть? Спасибо за внимание, буду ждать ответов на свои вопросы.

Ну сыр-манаки и чу-манаки уже давно сдвинулись с мест кочевания, по крайней мере в Жетису, где нет Чу и Сырдарьи, жалаиров пруд пруди.

Насчет Бирманаков уверен, что каракалпаки влившиеся. У них внутри деление кенегес, мангыт и др подрода, которые есть у каракалпаков.

а насчет Барака и Абулхаира тоже читал эту версию, скорее всего она ближе всего к истине.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну сыр-манаки и чу-манаки уже давно сдвинулись с мест кочевания, по крайней мере в Жетису, где нет Чу и Сырдарьи, жалаиров пруд пруди.

Насчет Бирманаков уверен, что каракалпаки влившиеся. У них внутри деление кенегес, мангыт и др подрода, которые есть у каракалпаков.

а насчет Барака и Абулхаира тоже читал эту версию, скорее всего она ближе всего к истине.

Конечно пруд пруди- это же исконно земли жалаиров, бывшая Талдыкурганская область и юг Балхаша. А насчет Бирманаков не понял вашего ответа. Может бирманаки и есть таракты. А то что сдвинулись конечно это же было в 15 веке. Причем здесь мангыт, кенегес? Каракалпаки они и есть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Талдыкурганская область это и есть Жетысу- Семиречье, юг Балхаша сейчас относится к Джамбульской области, там живут жалаиры оракты. По последней переписи М.Тынышпаева 1917 года в Капальском уезде жалаиров 120 000 человек в Аулие Ата (ныне город Тараз бывший город Джамбул)10 000, итого 130 000 человек.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Конечно пруд пруди- это же исконно земли жалаиров, бывшая Талдыкурганская область и юг Балхаша. А насчет Бирманаков не понял вашего ответа. Может бирманаки и есть таракты. А то что сдвинулись конечно это же было в 15 веке. Причем здесь мангыт, кенегес? Каракалпаки они и есть.

В состав Бирманаков входят каракалпаки и Сиыршы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Талдыкурганская область это и есть Жетысу- Семиречье, юг Балхаша сейчас относится к Джамбульской области, там живут жалаиры оракты. По последней переписи М.Тынышпаева 1917 года в Капальском уезде жалаиров 120 000 человек в Аулие Ата (ныне город Тараз бывший город Джамбул)10 000, итого 130 000 человек.

Честно говоря я к данным Тынышпаева уже отношусь с опаской, какова методология его подсчета численности родов была?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В состав Бирманаков входят каракалпаки и Сиыршы.

Жалайыр басты 12 Атага бөлінеді:

Шуманак:

Андас, Мырза, Карашапан, Оракты, Акбуйым, Калпе мен Сыпатай;

Сырманак:

Арыктыным, Байшегир, Сиыршы, Балгалы мен Кайшылы.

Кейінірек 13- ші Ата болып Каракалпак кіргенін естідім, бірақ нақтысын білмеймін.

Насчет данных Тынышпаева ничего не могу добавить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну сыр-манаки и чу-манаки уже давно сдвинулись с мест кочевания, по крайней мере в Жетису, где нет Чу и Сырдарьи, жалаиров пруд пруди.

Насчет Бирманаков уверен, что каракалпаки влившиеся. У них внутри деление кенегес, мангыт и др подрода, которые есть у каракалпаков.

а насчет Барака и Абулхаира тоже читал эту версию, скорее всего она ближе всего к истине.

Насчет Сырдарьи не знаю, но в Чу (Чуйский и Мойынкумский районы) жалаиров прилично. И кстати, в сары арке есть горнорудное месторождение Жалаир. Название присвоено по названию местности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Жалайыр басты 12 Атага бөлінеді:

Шуманак:

Андас, Мырза, Карашапан, Оракты, Акбуйым, Калпе мен Сыпатай;

Сырманак:

Арыктыным, Байшегир, Сиыршы, Балгалы мен Кайшылы.

Кейінірек 13- ші Ата болып Каракалпак кіргенін естідім, бірақ нақтысын білмеймін.

Насчет данных Тынышпаева ничего не могу добавить.

Сыр-манақ, Шу-манақ. Манақ - монах? :unsure: Есть ещё имя Манақ, Манақбай и др.(др.греч: монах - одинокий, один).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет Сырдарьи не знаю, но в Чу (Чуйский и Мойынкумский районы) жалаиров прилично. И кстати, в сары арке есть горнорудное месторождение Жалаир. Название присвоено по названию местности.

Насет мойнкума, встречал очень много там во время поездки в тот район.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так река Чу (Шу) течет и по Мойынкумскому району тоже, не только в Чуйском районе. Не сильно они сдвинулись. Скорее расширились.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемая администрация сайта, предлагаю считать доказанным тождество родов ЯГЛАКАР и ЖАЛАИР, в связи с чем не относить Жалаиров к племенам с неясным происхождением, настоящую тему перенести в раздел Тюрки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемая администрация сайта, предлагаю считать доказанным тождество родов ЯГЛАКАР и ЖАЛАИР, в связи с чем не относить Жалаиров к племенам с неясным происхождением, настоящую тему перенести в раздел Тюрки.

Если дорогой ты "жалайр" то получается что халха-монгол, но если живешь в Казахстане то ведь казах. :unsure:

Вообщем голова совсем кругом идет, поэтому давайте оставим там на разделе "неясных товарищей".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если дорогой ты "жалайр" то получается что халха-монгол, но если живешь в Казахстане то ведь казах. :unsure:

Вообщем голова совсем кругом идет, поэтому давайте оставим там на разделе "неясных товарищей".

Мне помнится, что ты ЕНХД ссылался на мнение монгольских историков, которые считают жалаиров потомками тюрков. Можешь привести ссылки на их работы или если они не на русском выдержки из их работ? От каких именно тюрков ведут свое происхождение жалаиры по мнению монгольских ученых?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что за жировые, поясните пожалуйста.

Кстати, что с ЭДИЗАМИ, прослеживается ли их история после развала последнего Уйгурского Каганата?

По ЧЖИЛЭРР никто не хочет высказаться?

yagh - масло, жир, синоним слова май...

например всем известное yagh+qurt.

насчет эдизов, насколько знаю они играли важные роли в Турфанском Идикутстве.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

yagh - масло, жир, синоним слова май...

например всем известное yagh+qurt.

насчет эдизов, насколько знаю они играли важные роли в Турфанском Идикутстве.

Не помню как по Кашгари масло, но yagh - это скорее всего слово ЖАҒУ - мазать в современном казахском.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

История Казахстана (учебник-справочник)

История Казахстана

Пособие для студентов

Раздел II. Казахское ханство в XV-XVII века

Тема 5. Образование казахского ханства

5.1. Исторические предпосылки образования казахской народности

Добавился новый этнический компонент - монгольские роды и племена, передвинувшиеся на территорию Казахстана - жалаиры, конграты, мангыты, барласы и другие. Численность монголов была относительно не велика, монгольский элемент был постепенно ассимилирован преобладающей тюркской средой, но монголы составляли правящий слой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

История Казахстана (учебник-справочник)

История Казахстана

Пособие для студентов

Раздел II. Казахское ханство в XV-XVII века

Тема 5. Образование казахского ханства

5.1. Исторические предпосылки образования казахской народности

Добавился новый этнический компонент - монгольские роды и племена, передвинувшиеся на территорию Казахстана - жалаиры, конграты, мангыты, барласы и другие. Численность монголов была относительно не велика, монгольский элемент был постепенно ассимилирован преобладающей тюркской средой, но монголы составляли правящий слой.

А мы все о чём? Если в учебных пособиях, да и в научной было по другому, то и нас на форуме не было бы слышно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

История Казахстана (учебник-справочник)

История Казахстана

Пособие для студентов

Раздел II. Казахское ханство в XV-XVII века

Тема 5. Образование казахского ханства

5.1. Исторические предпосылки образования казахской народности

Добавился новый этнический компонент - монгольские роды и племена, передвинувшиеся на территорию Казахстана - жалаиры, конграты, мангыты, барласы и другие. Численность монголов была относительно не велика, монгольский элемент был постепенно ассимилирован преобладающей тюркской средой, но монголы составляли правящий слой.

Если бы так было на самом деле, то "монголов" просто вырезали бы, удержаться здесь они не смогли, а кроме того, по моему мнению между "монголами" и кипчаками было что-то вроде вражды, не зря "монголы" назвали их своими пастухами, в 13 веке еще помнилось общее прошлое и не были забыты старые распри, поэтому это не просто покорение, скорее стояла задача сократить численность кипчаков до минимального уровня - их уничтожали, продавали в рабство, и вероломно обманули кипчаков сдавших аланов. По этой причине кипчаки откочевали в Европу или погибли защищая Хорезм и даже Русь. Мифы советских времен это, а не история.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здесь казахские участники в большинстве бывшие "монголы". :lol: А где кипчаки?

Азе: кипчак - моя жена :D

Жалаиру: по-моему сугубо личному мнению, борьба между татарами Чингизхана (имеются в виду все или почти все племена связанные с событиями 13 века), т.е. восточными тюрками и кыпчаками шла за главенство над всеми тюрками Евразии, над ханским престолом, за верховенство в Степи и т.д., А НЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЧВЕ. Последний взгляд - современный стереотип.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...