Перейти к содержанию
АксКерБорж

Погребальный обряд монголов Чингис-хана

Рекомендуемые сообщения

 

На неделе был на похоронах в ауле, хоронили старшую сестру жены, жолоба кыпчачку.

Погребальная яма один в один как и у татар Чингизхана с боковой нишей. Тело завернули в ковер, который заменил у нас в последние 20 лет кошму. По нашим древним традициям поверхностную ярко украшенную кошму (нынче ковер) после похорон держат раскрытой ночью на открытом воздухе под звездами, до этого ею нельзя пользоваться. Думаю для того, чтобы звезды забрали отрицательную энергию, связанную с телом умершего. 

Яму с телом прикрывали деревянными столбами "бет ағаш" (так делают в нашем районе на границе с Омской и Новосибирской областями, в других районах это кирпичи), поверх положили сено и только потом землю.

Давали "ас" (поминки), зарезали лошадь и баранов. Варили в больших казанах на "ошақ", мешал глубокий снег в этом году и сильный пронизывающий холодный ветер.

Бараны варились для "қонақ асы" (угощение для тех, кто начинает прибывать за день до похорон и не спит всю ночь), конина - для самих поминок.

Будучи занят приготовлениями по ходу щелкнул соткой, фотки получились некудышные, захватил в объектив только 3 казана, в которых ночью варилось мясо, в каждый помещается 1 баран и больше, в одних варилась баранина, в других конина, а в третьих баурсаки:

c652996fa7a8.jpg

   

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Ув. АКБ, боковая ниша это мусульманские правила погребения. Вот что пишет историк Юрченко про погребения монголов:

Цитата

Скорее всего, сведения о роли табунов, используемых для сокрытия места погребения, принадлежат внешним наблюдателям, и никак не связаны с внутренней мотивацией этого обычая.
Поскольку табун состоял из кобылиц (женское начало), можно говорить о сценарии реинкарнации умершего, в более широком плане связанном с виртуальным переносом умершего в мир иной, либо же о  “вручении” табуна его бывшему владельцу.
П.Пелльо, комментируя вышеприведенный пассаж брата Иоанна, в качестве параллельного известия ссылается на отчет южнокитайских дипломатов Сюй Тина и Пэн Дая, известный под названием “Хэйда шилюе”  (начатый в 1233 и дополненный в 1236 гг), где говорится, что могилы монголов не имеют никакой насыпи; они прогоняют лошадей, чтобы придать месту прежний вид  (Pelliot P., 1959, с.333).
Относительно императорского ритуала похорон в “Юань-ши” сказано, что удаленная из могильной ямы земля лежит в должном порядке, заполнение могилы землей происходит в обратном порядке, а после захоронения земля, оставшаяся в избытке, переносится далеко в другое место (Pelliot P., 1959, с.333). Полный перевод “Хэйда шилюе” содержится в рукописи докторской диссертации Н.Ц. Мункуева. Вот интересующий нас пассаж: “У их могил нет курганов. Вытаптывают [могилу] лошадьми, чтобы [она] была похожа на ровное место. Что касается могилы Тэмöджина, то  [там] воткнуты [в землю] стрелы и тем самым сделана изгородь шириной более тридцати ли.
Конные патрули охраняют [ее]. [Я, Сюй Тин, видел, что могила Тэмöджина находится в стороне от реки Лугоу.  Горы и речки окружают [ее]. Передают, что Тэмöджин родился здесь и поэтому после смерти здесь и похоронили [его].
Не знаю, действительно ли [так]”.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 часов назад, Rust сказал:

Ув. АКБ, боковая ниша это мусульманские правила погребения. 

 

Ничего подобного, ув. Рустам.

Не стану сюда тащить уйму исторических свидетельств о татарах Чингизхана, а ограничусь всего парой известий:

 

Плано Карпини: "... Мертвого же кладут в яму, которая сделана сбоку... затем зарывают яму."

 

Ал-Джузджани... Бату ... скончался... похоронили его по обряду мугульскому, у этого народа принято, что если кто из них умирает, то под землей устраивают место вроде дома или ниши."

 

И чтобы ни у кого не возникло каких-либо собственных версий толкования слов очевидцев привожу значение слова "ниша" - это углубление в стене. 

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

Ничего подобного, ув. Рустам.

Не стану сюда тащить уйму исторических свидетельств о татарах Чингизхана, а ограничусь всего парой известий:

 

Плано Карпини: "... Мертвого же кладут в яму, которая сделана сбоку... затем зарывают яму."

 

Ал-Джузджани... Бату ... скончался... похоронили его по обряду мугульскому, у этого народа принято, что если кто из них умирает, то под землей устраивают место вроде дома или ниши."

 

И чтобы ни у кого не возникло каких-либо собственных версий толкования слов очевидцев привожу значение слова "ниша" - это углубление в стене. 

 

Так чьи слова авторитетнее Карпиния или Юрченко, если исходить из критики источников то прав Юрченко :D, ведь он профессиональный историк :), а Карпини всего лишь современник тех времён. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 минут назад, Balkin сказал:

Так чьи слова авторитетнее Карпиния или Юрченко, если исходить из критики источников то прав Юрченко :D, ведь он профессиональный историк :), а Карпини всего лишь современник тех времён. 

 

В приведенной админом Рустамом цитате из Юрченко нет ни слова про погребение в боковой нише или про то, что погребение в боковой нише это мусульманская традиция.

 

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

В приведенной админом Рустамом цитате из Юрченко нет ни слова про погребение в боковой нише или про то, что погребение в боковой нише это мусульманская традиция.

 

Ув. АксКерБорж, разрешите вмешаться?

Карпини явно описывает именно общемусульманский обряд погребения.

Вот собственно схема мусульманской могилы, схожая с описанием Карпини:

142990-INNERRESIZED600-600-154lSI7ahZw.jpg

Картинки по запросу мусульманская могила

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Ермолаев сказал:

Карпини явно описывает именно общемусульманский обряд погребения.

 

С чего это вы решили что он "явно описывает мусульманский обряд погребения"?

Я если честно не знаю как хоронят мусульманские народы, имеется в виду арабы, персы и другие. 

Но могу утверждать, что Плано Карпини описывает погребальный обряд татар Чингизхана, который он лично видел при своей дипломатической поездке в Кара-Корум в 1246 году на коронацию великого хана Куйука!

 

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, АксКерБорж сказал:

 

С чего это вы решили что он "явно описывает мусульманский обряд погребения"?

Я если честно не знаю как хоронят мусульманские народы, имеется в виду арабы, персы и другие. 

Но могу утверждать, что Плано Карпини описывает погребальный обряд татар Чингизхана, который он лично видел при своей дипломатической поездке в Кара-Корум в 1246 году на коронацию великого хана Куйука!

 

Вот общий мусульманский обычай погребения:

"Могила (кабр) может быть сооружена по-разному – это зависит от состава, влажности и плотности почвы, а также от рельефа местности, где находится кладбище. Могила мусульманина представляет собой яму, в одной из стен которой сделана ниша (ляхд). Яма выкапывается таким образом, чтобы ее размеры соответствовали размерам умершего, т. е. длина могилы будет несколько больше, чем рост умершего, ширина – половина длины могилы (около 60–80 см), глубина минимум 150 см, но лучше (сунна) выкопать могилу глубже (обычно до 190–230 см). В книге «Бушра аль-карим» пишется, что сунной является, чтобы ниша в могиле была широкой, свободной, в частности те ее стороны, где покоятся голова и ноги умершего, дабы это позволяло уложить покойного немного в той позе, в которой человек находится при поясном поклоне в намазе (руку‘). Об этом говорится и в достоверном хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Сообщается от Хашима ибн Амира, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Копайте могилу, делайте ее просторной и делайте это хорошо» (Ибн Маджа). Оптимальным размером могилы является такой, что ее ширина позволяет свободно спустится туда и тому, кто хоронит умершего, и самому покойному. А глубина лучше, чтобы была такой, что если человек среднего роста, спустившись в могилу, поднимет вверх руки, то они не выходили бы из могилы, т. е. выше (приблизительно 225 см). Также желательно, чтобы потолок с обеих сторон был высоким, в случае если тело покойного опухнет, дабы он не касался потолка. Даже обязательно делать потолок таким высоким. Если почва плотная, то лучше на дне могилы сделать и такую нишу для тела покойного, в которой бы свободно поместился умерший. Ниша помещается в той из стен могилы, которая находится в стороне Киблы, и бывает такой высоты, чтобы в ней возможно было сидеть (т. е. примерно 80–100 см), а шириной чуть больше ширины плеч умершего (минимум 50 см). В эту нишу иногда, если почва влажная и мягкая, справа от тела ставят тонкую плиту, а слева – плиту потолще и укрепляют потолок. А в некоторых случаях на дне могилы, оставив посредине место, достаточное для помещения в него тела покойного, с обеих сторон воздвигают стенку. Затем туда укладывают тело покойного, направив лицо в сторону Киблы, потолок закрывают каменными или деревянными плитами и до полна засыпают могилу."
 

Еще вот:

"Могила сооружается по-разному, в зависимости от рельефа местности, в которой живут мусульмане.

1. Лахад — состоит из айвана и кельи внутри него. Айван выкапывается по размеру 1,5 х 2,5 м глубиной 1,5 м. Снизу айвана круглый вход в келью (80 см), такого размера, чтобы в ней могло поместиться тело и те, кто участвуют в похоронной процессии.

2. Ярма — состоит из айвана и внутренней полки. Ярма превышает размеры тела умершего Примерно на полметра с обеих сторон. Полка (шикка) выкапывается по размеру длины тела или по размеру ширины ярмы (ширина 70 см, высота 70 см). Шариат требует хоронить покойного таким образом, чтобы не ощущался запах, и хищники не могли бы вытащить его. С этой целью могила укрепляется жженым кирпичом для лахада, а для ярмы - доской. Мусульман не принято хоронить в гробу. Если мусульманин умер во время плавания, Шариат требует по возможности отсрочить похороны и похоронить его на суше. Если же земля далеко, над ним совершается мусульманский обряд (омовение, окутывание в саван, молитва и т.д.), затем к ногам тела покойного привязывают тяжелый предмет и опускают покойного в море или океан."

 

А это от Карпини:

"Иной также способ существует для погребения некоторых знатных лиц." 

"Мертвого же кладут в яму, которая сделана сбоку, вместе с теми вещами, о которых сказано выше, затем зарывают яму, которая находится перед его ямой, и сверху кладут траву, как было раньше, с той целью, чтобы впредь нельзя было найти это место." 

Как видите, у татар лишь некоторые знатные лица погребаются в яме с боковой нишей для тела усопшего, как то соответствует мусульманской традиции.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Ув. Ермолаев, я понимаю вас как никогда, вы сейчас субъективны, что редко вроде с вами бывает. Вы пытаетесь связать казахский ритуал с мусульманским и тем самым отсечь наши культурные связи с татарами Чингизхана, для чего ищете в словах очевидцев любую зацепку прокомментировав ее в свою пользу.  

 

 

Могу сказать, что вы только что вырвали фразу из контекста. Вы оперируете фразой Карпини "Иной также способ существует для погребения некоторых знатных лиц". Но постойте, он ведь сделал эту оговорку не к боковой нише конкретно, а к другим особенностям погребального обряда знатных татар Чингизхана, потому что после этой фразы идут указания на них - тайное захоронение, умерщвление раба и прочее.

 

Но против фактов не попрешь. Вы можете что угодно здесь приводить, но я больше доверяю очевидцам.

 

Ал-Джузджани называет погребение в нише "монгольским обрядом"!!!!

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

 

Ув. Ермолаев, я понимаю вас как никогда, вы сейчас субъективны, что редко вроде с вами бывает. Вы пытаетесь связать казахский ритуал с мусульманским и тем самым отсечь наши культурные связи с татарами Чингизхана, для чего ищете в словах очевидцев любую зацепку прокомментировав ее в свою пользу.  

 

 

Могу сказать, что вы только что вырвали фразу из контекста. Вы оперируете фразой Карпини "Иной также способ существует для погребения некоторых знатных лиц". Но постойте, он ведь сделал эту оговорку не к боковой нише конкретно, а к другим особенностям погребального обряда знатных татар Чингизхана, потому что после этой фразы идут указания на них - тайное захоронение, умерщвление раба и прочее.

 

Но против фактов не попрешь. Вы можете что угодно здесь приводить, но я больше доверяю очевидцам.

 

Ал-Джузджани называет погребение в нише "монгольским обрядом"!!!!

 

Но ведь Карпини пишет:

"Когда же он умрет, то, если он из знатных лиц, его хоронят тайно в поле, где им будет угодно, хоронят же его с его ставкой, именно сидящего посредине ее, и перед ним ставят стол и корыто, полное мяса, и чашу с кобыльим молоком, и вместе с ним хоронят кобылу с жеребенком и коня с уздечкой и седлом, а другого коня съедают и набивают кожу соломой и ставят ее повыше на двух или четырех деревяшках, чтобы у него была в другом мире ставка, где жить, кобыла, чтобы получать от нее молоко и даже иметь возможность умножать себе коней, и кони, на коих он мог бы ездить, а кости того коня, которого они съедают за упокой его души, они сжигают."

То есть тайно хоронят всех знатных людей.

Далее Карпини пишет уже об ином способе погребения некоторых знатных лиц (видимо, принявших ислам), коих также хоронят тайно в силу их знатности, однако хоронят их в явно мусульманскую могилу (при этом все остальное - обряды - не мусульманское).  

И могила с лахабом также относится к иному погребению некоторых знатных лиц:

"Мертвого же кладут в яму, которая сделана сбоку, вместе с теми вещами, о которых сказано выше, затем зарывают яму, которая находится перед его ямой, и сверху кладут траву, как было раньше, с той целью, чтобы впредь нельзя было найти это место. В остальном они поступают так, как о том сказано выше..."

Обряды то монгольские (раба в лахад суют; могилу скрывают, чтобы не нашли), но могила - мусульманская, с лахадом для тела усопшего. Это уже - часть исламской традиции.

Здесь видно явное смешение монгольской и исламской традиций.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что касаемо ортодоксального мусульманского способа, то в археологии, главным условием для них является :1)Безинвентарность 2)Расположение тела и поворот головы в направлении Мекки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Подбои  в кочевнических  захоронениях ЗО для археологов считались(и считаются?) этнических маркером для обозначения центрально-азиатских номадов(монголов?).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Подбои у монголов -это результат влияния мусульманских традиций(Хорезма) или более ранних,  думаю трудно судить, но я склоняюсь к последнему. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

Так, Киракос Гандзакеци (1201–1272) в своей Истории Армении (начата в 1241, закончена в 1265) пишет о монголах:
А когда кто-либо из них умирал или если убивали кого, то, бывало, много дней подряд возили [его труп] с собой, поскольку, [как им казалось], бес,  вселившийся  в  него,  говорил  вздор  и  долго бормотал» [Киракос Гандзакеци 1976: 173].

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

Согласно сведениям из донесения брата Бенедикта обряд выглядел так:
“Если умирает богатый, его хоронят тайно в поле вместе с его юртой, сидящим в ней, и вместе с [деревянным] корытцем, полным мяса, и чашей кобыльего молока. Также с ним хоронят кобылицу с жеребенком, коня с уздой и седлом, лук с колчаном и стрелами. Одного же коня съедают друзья и шкура его,  наполненная сеном, поднимается на деревянных опорах.
Они верят, что в будущей  [жизни умерший] будет нуждаться во всем этом, а
именно, в кобылице для получения молока, в коне, для того, чтобы ездить, и также в другом [из того, что положено с ним]. Подобным же образом кладут золото и серебро”  (Христианский мир ..., 2002, § 45).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

Согласно сведениям, полученным братом Бенедиктом, обряд погребения наиболее важной категории лиц выглядел следующим образом:
“Некоторых более важных хоронят так: выкапывают тайно в поле яму, края которой квадратны и достаточно малы, а внутри с обеих сторон  [яму] расширяют, а другую [яму], в которой они имитируют похороны [умершего], роют рядом со стойбищем публично и открыто. Раба же, которого [умерший] при жизни ценил сверх остальных, кладут под мертвое тело, оставляя могилу открытой. Если [раб] на третий день из под него в муках поднимался, то он становился свободным и во всем этом роду [т.е., роду умершего] уважаемым и могущественным.
После этого, зарыв  [истинную] могилу, они в течение ночи над  [этим ] местом гоняют кобылиц или овец, чтобы выровнять место, дабы чужеземцы не смогли найти сокровища, положенные вместе с ним [умершим]. Иногда также они укладывают сверху ранее снятую [с этого места] траву” (Христианский мир  ..., 2002, § 46).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
В 26.02.2017 в 17:59, Balkin сказал:

Так чьи слова авторитетнее Карпиния или Юрченко, если исходить из критики источников то прав Юрченко :D, ведь он профессиональный историк :), а Карпини всего лишь современник тех времён. 

Сарказм здесь неуместен, Юрченко изучил поболее источников по захоронениям монголов, чем кто либо. Для вас авторитетнее мнение средневековых философов о том, что земля лежит на трех китах? Существует критика источников и Юрченков демонстрирует обчень хороший их анализ, в отличие от некоторых.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

О захоронении важных лиц брат Иоанн сообщает следующие подробности: "Существует также другой способ хоронить некоторых более важных лиц. Идут тайком в степь и там снимают траву с корнями, и вырывают большую яму, а в стене этой ямы делают [еще] одну яму под землей. И кладут под него того раба, который был его любимцем, [и] тот лежит под ним столь долго, что начинает почти агонизировать; затем его вытаскивают, что¬бы он мог подышать, и делают так трижды; и, если он спасется, то после этого он свободен, и делает то, что ему будет угодно, и [отныне] является большим человеком в [этом] доме, а также в его роду. А [знатного] мертвого кладут в яму, сделанную в стене, с теми вещами, которые названы выше. Затем заполняют ту яму, которая находится перед его ямой, и кладут сверху траву [так], как было прежде, с тем, чтобы в дальнейшем [это] место не могло быть найдено. Прочие действия они совершают так, как сказано выше, но шатер его оставляют в степи, в стороне [от стойбища]" (Giovanni di Pian di Carpine, 1989, III. 13).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

Полный перевод "Хэй-да шилюе" содержится в рукописи докторской диссертации Н.Ц.Мункуева. Вот интересующий нас пассаж: "У их могил нет курганов. Вытаптывают [могилу] лошадьми, чтобы [она] была похожа на ровное место. Что касается могилы Тэмоджина, то [там] воткнуты [в землю] стрелы и тем самым сделана изгородь шириной более тридцати ли. Конные патрули охраняют [ее]. [Я, Сюй] Тин, видел, что могила Тэмоджина находится в стороне от реки Лугоу. Горы и речки окружают [ее]. Передают, что Тэмоджин родился здесь и поэтому после смерти здесь и похоронили [его]. Не знаю, действительно ли [так]".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

"В [параграфе] «Ли-дай сун-чжун чжи ли» («Церемония проводов скончавшихся разных эпох») «Цао му цзы» [сказано]: «При династии Юань во дворце выдалбливали в двух болванках дерева выемки, соответствующие по размерам фигуре человека, делали гроб путем соединения [их], клали в него покойника и покрывали красным лаком. По окончании делали три обруча из золота. Укрепив обручи, отправляли [гроб] прямо на север в место нахождения императорских кладбищ (юань-цинь) и глубоко закапывали его. Тогда вытаптывали и ровняли [могилу] с помощью десяти тысяч лошадей. Только после появления травы [на могиле] отменяли строгости [мер по сохранению тайны о местонахождении]. К тому времени [могила] уже сливалась с [лежавшим вокруг] ровным склоном. Невозможно более исследовать и записать [ее] следы»" (Мункуев Н.Ц., 1970, с.828).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Очень точная оценка Юрченко тайных захоронений монголов:

Цитата

Инновацией, привнесенной монголами в по­гребальный обряд, был тайный характер захо­ронений, что вполне объяснимо. В завоеванных областях монголы были численно небольшой корпоративной группой, державшей в своих ру­ках военно-административное управление. Счита­ется, что в кочевом мире практика осквернения и разрушения чужих могил, равно как и могил по­литических противников, преследовала, в первую очередь, магические цели. С.В.Дмитриев справед­ливо полагает, что уничтожение захоронений и костяков предков противника следует рассматри­вать как акт насилия над социально-политическим организмом, состоящим из предков и потомков (Дмитриев С.В., 2001). Актом насилия умалялась совокупная сила правящего рода, копившаяся на протяжении ряда поколений. Факт уничтожения кладбищ являлся внешним признаком упадка силы противоборствующей группы и освоения реального политического и географического про­странства новой династией. В этой перспективе обретает особое звучание тема тайных захороне­ний монгольской знати, и находит свое объясне­ние требование транспортировать тела погибшей знати для захоронения в Монголии. Речь идет о за­щите совокупной социально-политической силы от ритуально-магического насилия.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

Сведения о ханских захоронениях из отчета брата Бенедикта искажены при их сокращении бра­том Ц. де Бридиа. Так появилось утверждение, что одно из кладбищ предназначено для простых лю­дей. На самом деле, наличие двух кладбищ опреде­лялось конфликтом между потомками Чингис-хана. По сведениям Рашид-ад-дина, Джучи, Чагатай, Угедей и их сыновья погребены в одной местности, а Чингис-хан, Тулуй и его потомки - в другой (Рашид-ад-дин, 1952, с.233-235).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

В 1329 г брат Иордан де Северак писал об обычаях монгольской знати в Персии:
"Знатных господ хоронят вместе с конем и с одним или двумя слугами из числа самых любимых, а слуг этих в час похорон убивают" ; о погребении же монгольского правителя брату Иордану де Севераку известно следующее: "когда умирает император, тело его, а также бесценные сокровища, назначенные на то, люди уносят в некое место, оставляют его там и затем убегают во всю прыть, как будто за ними гонится сам дьявол. Потом туда приходят другие люди, и они тотчас же хватают тело и переносят его в другое место таким же образом; затем являются новые люди, и все начинается сызнова, и так ведется до тех пор, пока не доставят тело в то место, где его должно похоронить. А делается все это потому, что место, где похоронен император, и все достояние его сокровенны и никто не должен знать про них" (После Марко Поло ..., 1968, с. 154).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...