Ашина Шэни

Города Тюрко-Монголов

Рекомендованные сообщения

Предлагаю здесь собрать/обсудить доступные данные об исторически значимых городах тюрко-монголов. По Монголии в этой области неплохая работа написана Даниловым: https://www.dropbox.com/s/e9hi2zxymjdrzex/Данилов Города в кочевых обществах Центральной Азии .pdf?dl=0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

СТOЛИЦА УЙГУРСКОГО КАГАНАТА - ВЕЛИКИЙ ГОРОД КАРАБАЛГАСУН

Развалины Орду Балыка, столицы уйгурского каганата, находятся в Арахангайском аймаке, сомоне Хотонт, в долине р. Орхон. Местные жители его называют «Хар балгас». Во второй половине XIX в. Хар балгас изучали русские ученые Д. А. Клеменц, В. В.Радлов; в 1933, 1934 гг. - Д. Букинич; в 1949 г. здесь проводили исследования С. В. Киселев, Х. Пэрлээ.

По всей видимости, Орду Балык первоначально был расположен не в долине Орхона, а перенесен сюда позже. В китайской исторической хронике написано: «Начало Тянь бао - в 751 году главная ставка уйгурского хана Пэй-ло перекочевала в место между горой У-тэ-цзянь (Утугэн) и рекой Хун (Орхон). Слева от того места была равнина. Справа гора У-тэ-цзянь, на севере в 600 ли река Сянь-э (Селенга)». Точно определить, когда и где был основан город, представляется довольно затруднительным, но, возможно, Орду Балык был основан девятью уйгурскими родами, откочевавшими с их родины, с р. Селенги на юг, - замечал Х. Пэрлээ (Пэрлээ, 1961, с. 49-50).

Судя по письменным источникам, Орду Балык был большим городом, раскинувшимся на 25 км. Здесь находился центр админисгративного управления государством, сосредотачивались ремесленное и торговое население, пагода. Крепость-цитадель - по своим размерам самое значительное фортификационное сооружение Уйгурского каганата. Хотя его стены с течением времени значительно обвалились, их высота и в настоящее время составляет 12 м, а центральной смотровой башни городища - 14 м. При раскопках внутри городища были обнаружены остатки дворца, который можно отнести ко времени эпохи Тан (618-907 гг.). Стены крепости были укреплены башнями из сырцового кирпича. Башни находились так же и по углам крепости. Около ворот крепости, возможно, находился сад. Полученные при исследовании Орду Балык материалы подтверждают, что крепость являлась центральной ставкой уйгурского хана и была столицей всего каганата.

Кроме этого, в городе находились остатки сооружения с пагодой, являвшейся, вероятно, культовым сооружением правящего каганского рода. Около дверей этого сооружения были установлены каменные стелы с уйгурскими, китайскими и орхоно-енисейскими надписями, посвященные уйгурским каганам. В северо-западной, западной частях Орду Балыка располагались кварталы, где проживало торговое и ремесленное население города. При раскопках в 1949 г. были определены несомненные следы обработки металла, остатки плавки бронзы и китайская монета, относящаяся к 840 г. Обнаруженные в Орду Балыке во множестве черепки от так называемых «кыргызских ваз» являются свидетельством того, что там жило много людей, занимающихся гончарным ремеслом. Хар балгас, хотя и был большим городом, но просуществовал не более 100 лет, в 840-е гг. енисейские кыргызы разрушили и сожгли столицу уйгуров и уничтожили сам каганат.

Сведения исторических хроник, что город был сильно разрушен кыргызами, подтвердили результаты раскопок. Хотя факты свидетельствуют, что почти каждая семья имела ручную мельницу, до сих пор не найдено ни одного целого жернова, встречаются только сплошь разбитые. Были разрушены и каменные стелы с письменами (Киселев, 1957, с. 93-95).

[Данилов С.В. Города в кочевых обществах Центральной Азии - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004 - с.57-58]

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ГОРОДА УЙГУРСКОГО КАГАНАТА

(извлечения из работы Данилова "Города в кочевых обществах Центральной Азии")

Археологические свидетельства

"Рассмотренные археологические материалы показывают, что в эпoxy Уйгурского каганата на территории Центральной Азии проходили процессы появления городов. Изучены они, главным образом, в долине Орхона и на территории Тувы. Почти все изучавшиеся городища имели мощные оборонительные сооружения, свидетельствующие о постоянной военной опасности, угрожавшей населению городов и жителям прилегавшей округи. Развалины стен Орду Балыка, столицы уйгурского каганата даже в современном состоянии достигают высоты 10-12 м.

Уйгурские городища в Туве являлись, по мнению исследователей, крепостями, сооруженными для охраны северных границ каганата от все более набиравших силу кыргызов. Все городища имеют четырехугольную форму, которую составляли стены, сложенные из сырцовых кирпичей или сооруженные из глинобита. На ряде городищ прослеживаются угловые, привратные и фронтальные башни. На III Шагонарском городище, внутри, была возведена цитадель со стенами, сложенными из сырцового длинномерного кирпича. Из сырцового кирпича были сооружены стены городища Бажын-Алак. По наблюдениям Л. Р. Кызласова, размеры кирпичей характерны для сырцовых сооружений восточной и центральной частей Средней Азии (Кызласов, 1979, с. 146).

Как известно, в Среднюю Азию в эпоху тюркских каганатов попадает большое количество населения из центральноазиатских регионов. После распада тюркских каганатов на некогда подвластной им территории возникают крупные кочевые объединения тюргешей, кимаков, кипчаков, карлуков. К таким же образованиям можно отнести и Уйгурский каганат. Возможно, у бывших подданных тюрок оставались какие-то узы, связывавшие население Средней и Центральной Азии, в результате которых при сооружении уйгурских крепостей в Туве использовались кирпичи, выполненные по среднеазиатской технологии. Население городищ составляли военные гарнизоны и обеспечивающие их потребности ремесленники, земледельцы и торговцы".

Закономерности градостроительства

"Значительные изменения произошли в экономическом строе общества. Кочевое скотоводство, служившее основой хозяйственной системы, дополняется земледелием, различными видами ремесел, торговлей. Началось строительство оседлых поселений и городов, в которых сосредотачивались административные учреждения и разворачивалась хозяйственная жизнь. Столичные города уйгуров, самый известный из которых Орду Балык, расположенный на Орхоне, служили крупными культурными центрами и сосредоточением караванной торговли. Здесь располагались кварталы ремесленников и торговцев. В столичных городах проживали проповедники новой дпя обитателей степей религии - манихейства. Уйгуры имели торговые связи со многими сопредельными регионами - Китаем, Средней Азией, Дальним Востоком.

Однако наряду с мирными хозяйственно-административными направлениями деятельности существовала постоянная напряженность между уйгурами и енисейскими кыргызами (древними хакасами), приводившая к частым военным столкновениям обеих сторон, причем большей частью победы одерживали уйгуры. И та, и другая стороны предпринимали меры против внезапного нападения противника. Уйгуры выстроили ряд крепостей на северной границе своих владений (Кызласов, 1969, с. 59-63; он же, 1979, с.145158). Кыргызы перекрыли каменной стеной в самом узком месте ущелье, по которому проходило русло Енисея (Кызласов, 1991, с. 85).

Основной функцией городов, расположенных в северной части каганата, на территории современной Тувы, исследователи считают оборону северных границ от енисейских кыргызов. По мнению Л. Р. Кызласова, отсутствие строений на территории большинства тувинских городищ является свидетельством их постройки перед кыргызским вторжением, помешавшим развернуться полноценной хозяйственной, административной и иной деятельности. Только на городище Бажын-Алак найдены остатки строений, а на III Шагонарском городище имеются остатки цитадели. По всей видимости, городища выполняли функции военных поселений, население которых пользовалось разборными жилищами. Развернуться в многофункциональные городские поселения им помешало кыргызское вторжение".

[Данилов С.В. Города в кочевых обществах Центральной Азии - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004 - с.65-66, 151-152]

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ГОРОДА ОРХОНСКИХ УЙГУРОВ В ОТЧЕТЕ ЦЗЯ ДАНА

Байбалык ("Богатый город") упомянут в надписи из Шине Усу (760 год). Надпись ясно указывает на то что город был построен при содействии как согдийцев, так и китайцев. Это определенно тот же город что и Фугуэйчэн 富貴城("Богатый город") локализованный китайским министром и географом Цзя Даном 賈耽 (730-805) в уйгурских владениях на северных берегах реки Сянэ 仙娥 (Селенги). Отчет Цзя Дана упоминает еще два города в южной части уйгурской империи: Гончжучэн 公主城 ("Город принцессы") и Мэйцзяньчэн 眉間城 ("Город пространства между бровей"). Странное название последнего может быть буддийской отсылкой, поскольку китайское мэйцзян отсылает к ūrnā, одному из наиболее известных из девяти знаков буддийского состояния.

[Drompp, Michael R. Tang China and the Collapse of the Uighur Empire. A Documentary History - Leiden-Boston: Brill, 2005 - p.29]

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ГОРОДА ЕНИСЕЙСКИХ КЫРГЫЗОВ

Кыргызы также жили в городах. В письменных источниках упоминаются пять городов, окруженных стенами и рвами. Археологи исследовали столицу, без стен, у слияния рек Уйбат и Абакан. Она покрывала площадь в 50 гектаров, большая часть зданий была сделана из лесоматериалов, но также и с использованием высушенных на солнце земляных кирпичей и черепицы. Колодцы и ирригационные каналы были также обнаружены. Большая крепость имела кирпичные стены в 4 метра высотой, и внутри располагались два обширных зала.

Российский номадист Николай Крадин

[Kradin, Nikolay N. Kyrghyz Khaganate //John M. MacKenzie (ed.), The Encyclopedia of Empire, First Edition. John Wiley & Sons, Ltd. 2016]

"По эту сторону от Фури находится город Кемиджкет, где проживает хырхыз-хакан".

Худуд ал-Алам, персидская летопись 10 века
http://odnapl1yazyk.narod.ru/kirgiz.htm

примечание Бартольда: "...китайская транскрипция этого названия (у Иакинфа - Мидичжы, у Шотта - Мидичжита) заставляет предполагать в персидском тексте чтение Микиджкет (последний слог - иранское слово, часто прибавляемое к названию городов и селений, напр., Ахсикет, Пянджикет и т.п.)".

[Бартольд В.В. Сочинения. Т.II. Часть I. Общие работы по истории Средней Азии. Работы по истории Кавказа и Восточной Европы - М.: Наука, 1963 - с.494]

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ГОРОДА ЕНИСЕЙСКИХ КЫРГЫЗОВ

Кыргызы также жили в городах. В письменных источниках упоминаются пять городов, окруженных стенами и рвами. Археологи исследовали столицу, без стен, у слияния рек Уйбат и Абакан. Она покрывала площадь в 50 гектаров, большая часть зданий была сделана из лесоматериалов, но также и с использованием высушенных на солнце земляных кирпичей и черепицы. Колодцы и ирригационные каналы были также обнаружены. Большая крепость имела кирпичные стены в 4 метра высотой, и внутри располагались два обширных зала.

Российский номадист Николай Крадин

...............................................................................

 

Интересно, в те времена какой климат был в этом регионе Сибири? Наверное теплее было чем сейчас?

Кто эти иригационные каналы строил? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Открытые древнехакасские города были не только административными, ремесленными и торговыми центрами, не только местами приложения специальных архитектурных и строительных знаний, но и сре- доточием сложной духовной жизни, длившейся веками. Изучение южносибирских городских центров привело Л.Р. Кызласова к одному из крупнейших открытий в современном востоковедении – к обнару- жению и раскопкам в Хакасии двух храмово-монастырских центров, содержавших серию храмов и свя- тилищ – первых и едва ли не единственных археологически изученных манихейских храмов. С участием уйгурских и согдийских миссионеров манихейство разошлось в Южной Сибири, Центральной и Средней Азии, было официально принято Древнехакасским государством во второй половине VIII в. и просуще- ствовало в тюркоязычном мире несколько столетий. Кроме раскопанных в Хакасии храмов, на это указы- вает содержание многочисленных наскальных молитвенных надписей Саяно-Алтая енисейского письма, а также распространившиеся в рунических памятниках особые нормы правописания, отличавшие ма- нихейскую грамотность ото всех письменных систем Азии периода раннего средневековья. Существование и официальный статус в Древнехакасском государстве манихейства не только ко- ренным образом изменяют наши знания о духовном развитии раннесредневекового сибирского обще- ства, но и объясняют многие особенности культуры, отмеченные наукой у современных народов Юж- ной Сибири, Средней и Центральной Азии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 минут назад, RedTriangle сказал:

Аблайкет

https://yvision.kz/post/806236 

Это вероятно про хошеутовского Аблай тайши, очень интересно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Суяб или Ордукент

Суяб или Ордукент — раннесредневековый город Чуйской долины, находившийся на Великом шёлковом пути. Руины — у села Ак-Бешим, в 6 километрах к юго-западу от Токмака (Кыргызстан).

Возник в V—VI вв. как одно из самых восточных поселений согдийских купцов на Шёлковом пути. Суяб — иранское название реки Чу. В 629 году его посетил и описал Сюаньцзан. Он отметил плодородие почвы, особенно благоприятной для выращивания проса и винограда. В то время согдийские торговцы платили дань кагану тюрков.

С выделением Западно-тюркского каганата Суяб становится его столицей. На лето каган удалялся в свою ставку в Навакете в Таласской долине. Тюрки обеспечивали безопасность государства, а согдийцы — его экономическое благосостояние.

В 648—719 гг. Суяб служил одной из самых западных крепостей Танской империи. Благодаря китайцам основной религией становится буддизм, до этого сосуществовавший с несторианством и зороастризмом. Не исключено, что именно здесь родился великий поэт Ли Бо.

 

Кыргызско-японская экспедиция в составе Института истории и культурного наследия Национальной академии наук КР и Университета Тейке обнаружила на городище возле села Ак-Бешим уникальную каменную кладку — напольную мозаику с орнаментом из цветов. Находка датируется VII-VIII веками нашей эры. Она вызвала интерес археологов не только из Кыргызстана, но и Японии и Китая.

79098.png

Фото Кыргызско-японской экспедиции. Первый буддийский храм

79099_w750_h_r.png

Фото Кыргызско-японской экспедиции. Надпись на китайском языке, выбитая на фрагменте каменной плиты

В Суябе обнаружены следы самого древнего христианского памятника на территории Киргизии — это небольшая несторианская церковь VII—VIII веков[1].

После 719 года Суяб был передан китайцами во владение союзных им тюргешей. Во время китайско-тибетских войн середины века здесь вновь водворился танский гарнизон. После 766 г. отошёл к карлукам, которые влились в состав Уйгурского каганата.

Китайский путешественник Ду Хуань, проезжавший через Суяб в сер. VIII века, нашёл его в руинах, хотя буддийский монастырь продолжал действовать. После отхода китайцев на восток в 787 г. письменных известий о городе мало. В трактате «Худуд аль-алам» он поименован как город с 20-тысячным населением.

Суяб был окончательно заброшен в связи со строительством Баласагуна в XI веке. В конце XIX века Василий Владимирович Бартольд ошибочно принял его руины у Ак-Бешима за развалины Баласагуна. Археологическая зона древнего Суяба занимает 30 гектар. Раскопки свидетельствуют о наличии в Суябе многочисленных культовых построек, как христианских, так и буддийских.

 

-------------------------------------------------------------------

Link: https://24.kg/obschestvo/90073_drevniy_gorod_suyab_kak_arheologi_nashli_mozaiku_VII-VIII_vekov/

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас