Ашина Шэни

"Мир Гуннов" Отто Мэнчэн-Хэлфэна

Рекомендованный пост

Классический труд австрийского специалиста по гуннам Отто Мэнчэн-Хэлфэна, изданный в 1970е, на данный момент остается наиболее полной и наиболее современной монографией по гуннской истории. Книга в pdf https://www.dropbox.com/s/b1orcw9nam7ka8v/Manchen-Helfen%2C Huns.pdf?dl=0. Здесь можно выложить некоторые цитаты из этого воистину титанического труда великого Отто.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ГУННСКИЙ ЛУК - СОВЕРШЕННОЕ ОРУЖИЕ

Лук был мощнейшим оружием гуннов. В описании их вооружения у Аммиана, лук и стрелы занимают первое место. Олимпиодор превозносил талант гуннских лидеров в стрельбе из лука. Аэций, получивший военное образование у гуннов, “был очень опытным наездником и способным лучником” (Григорий Турский). Качественно сделанные луки и стрелы, говорит Сидоний Аполлинарий, были наслаждением гуннов; они были лучшими лучниками.Он не нашел для способностей к стрельбе из лука у Авита лучшей похвалы чем слова что он превзошел даже гуннов.

Век спустя, после того как восточные римляне перепробовали столько оружия и тактик варваров, они были “искусными наездниками, способными без труда направить их луки в любую сторону на полном скаку, и стрелять во врагов во время погони или убегая” (Прокопий). Однако массагеты Велизария, то есть гунны, по прежнему оставались лучшими лучниками. Даже спешившись и стремительно бегая, они “знали как стрелять с величайшей точностью”.

Композитные боевые луки, технически настолько же совершенные насколько и гуннские, могли быть изготовлены лишь профессиональными бойерами. У них должно быть были мастерские подобные таковым в римской крепости Карлеон и парфянском Мерве. Лушан оценил время необходимое для создания хорошего тюркского лука, включая периоды высушивания и выдерживания между работой, в районе от пяти до десяти лет. Это разумеется были особенно качественные луки, в основном используемые для дальней стрельбы. Но и обычные луки также требовали высокого уровня мастерства и подробного знакомства со всеми деталями. В 1929 году старики в районе Барлык-Алаш-Аксу в западной Туве рассказали мне что в их юности, в 70е и 80е, в их хошунах было лишь два человека способных изготовлять луки.

Сложность изготовления лука подобного гуннскому косвенно подтверждается неспособностью германцев создать таковой. Гепиды много лет жили под властью и вместе с гуннами в Венгрии. Даже после обращения в христианство они хоронили своих умерших с оружием. Могилы содержат мечи, кинжалы, броню, шлемы, наконечники стрел, но ни одной костяной накладки. Хотя у готов были лучники, они никогда не учились стрелять верхом. “Практически все римляне и их союзники, гунны, были хорошими конными лучниками”, писал Прокопий, "но никто среди готов не имел хоть какой то навык в этом деле. Лучники их вступают в бой пешком под прикрытием тяжеловооруженных людей”. Готы в Италии были отличными наездниками, но не могли соперничать с гуннами так как у них не был луков подобных гуннским.

Австрийский тюрколог Отто Мэнчэн-Хэлфэн

[Otto J. Maenchen-Helfen. The World of the Huns - Berkeley-Los Angeles-London: University of California Press, 1973 - p.221, 225-226, 227]

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ ГУННОВ

Находки в Куня-Уазе в Хорезме и на верхней Оби показывают что в прежние времена гунны вспахивали землю. Расово смешанная популяция, европеоиды с монголоидной примесью, люди что практиковали краниальную деформацию, не могут быть отделены от гуннов. Они пользовались серпами. Можно предположить что к 3 и 4 векам родственные гуннам люди в Куня-Уазе ассимилировались с ранним местным населением; их серпы могли быть заимствованы у хорезмийских крестьян. Но люди на верхней Оби (также европеоиды с монголоидной примесью, также практиковавшие краниальную деформацию и такого же кругового типа как и в Куня-Уазе) встретили охотников и рыболовов, когда заявились туда. И тем не менее как отметил Неразик, их серпы весьма похожи на таковые у людей из Куня-Уаза. Раз родственные гуннам люди на Оби и востоке Аральского моря срезали стебли пшеницы металлическими серпами, вывод что компоненты великой гуннской Орды, и не только аланы, делали то же самое в прошлом, кажется неизбежным.

Австрийский тюрколог Отто Мэнчэн-Хэлфэн

[Otto J. Maenchen-Helfen. The World of the Huns - Berkeley-Los Angeles-London: University of California Press, 1973 - p.177-178]

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

СИРИЙСКАЯ КАМПАНИЯ ГУННОВ

Отто Мэнчэн-Хэлфэн

Летом 395 крупные орды гуннов пересекли Дон около его устья, повернули на юго-восток и вторглись через Кавказ в Персию и римские провинции к югу и юго-западу от Армении.

Одна группа опустошила страны к югу и западу от Анти-Таврского хребта. Когда они пересекали Евфрат, римляне атаковали их и уничтожили. Другая группа, ведомая Басыхом и Курсыхом, направилась по долинам Тигра и Евфрата до Ктесифона. После сообщения, что персидская армия идет против них, они повернули обратно и были перехвачены. Одна банда была уничтожена; другая, оставляя за собой своих пленников, бежала в Азербайджан и взяла направление через Каспийские ворота в степи. Третья группа опустошила восточную Малую Азию и Сирию.

Если верить Клавдиану, гунны пересекли Кавказ через Caspia claustra, Дарьялское ущелье; он добавляет: «inopino tramite, «ущелье, где их не ожидали,» поскольку северные варвары приходили, как правило, через ущелье Дербента. Трудно определить, насколько глубоко гунны проникли в Малую Азию, Сирию и западную Персию.

Сократ, Созомен и другие сирийские источники описывают театр войны в общих чертах: Армения и другие провинции Востока; Сирия и Капподокия; вся Сирия. В своем комментарии к Иезекиилю 38:10-1 , возможно, написанному до 435, Феодорит хочет доказать, что Гог и Магог, которых он определяет как скифских людей, живут недалеко от Палестины. Он напоминает своим читателям, что «в наше время весь Восток окупирован ими». Скифами, как и у Иеронима, были гунны. Они начали войны против фригийцев, галатов, иберийцев и эфиопов.Первые три названия значатся как Θογαρμά , Γομέρ и Θοβέλ в Сепуагинте, как это было интерпретировано Иозефом.

Филостoргий более конкретен: Гунны прорвались через Великую Армению в Мелитену, достигли оттуда Евфратисии, проскакав до Келесирии. Клавдиан говорит о Капподокии, горе Аргос, реки Галис, Киликии, Сирии и Оронте. Иероним называет города на Галисе, Сидне, Оронте и Евфрате. Гунны дошли до Антиохии и Эдессы.

Два сирийских источника дают больше подробностей. Есть, прежде всего, отрывки из "Церковной истории" Иоанна Эфесского:

"В том же году гунны вторглись в страну римлян и разорили все регионы Сирии вдоль гор Cahjā, а именно, Arzōn, Mipheqēt, Āmid, Hanzīt и Aršəmīšāt. Когда они перешли Евфрат, мост был отрезан и войска римлян собрались со всех сторон и уничтожили их и ни один гунн не спасся".

«Сирия» здесь означает Месопотамию; названные города находятся на верхнем Тигре и к северу от него. Автор продолжает описывать, как гунны, подреза водопровод, вынудили людей, которые нашли убежище в крепости Zijāt, сдаться; большинство из них было истреблено, остальных увели в плен.

"Книга халифов" дает следующее описание:

"В этом году проклятые гунны пришли в страну римлян и прошли через Цопк, Армению, Месопотамию, Сирию и Каппадокию до Галатии. Они взяли много пленных и увели их в свою страну. Однако, они спустились к берегам Евфрата и Тигра на территории персов и дошли до королевского города персов. Они здесь не нанесли ущерба, однако опустошили много районов на Евфрате и Тигре, убили много людей и увели многих в плен. Но, когда они узнали, что персы наступают против них, то обратились в бегство. Персы преследовали их и перебили отряд. Они увезли все их награбленное и освободили восемнадцать тысяч пленных".

Вторжение в Азию было эпизодом в истории гуннов, хотя и одним из важных. Три вывода могут быть сделаны из него. Во-первых, оно показывает, что гунны были способны преодолевать большие расстояния за одну кампанию, факт, который был упущен в исторической интерпретации отдельных гуннских находок. Во-вторых, гунны увели много молодых людей, "молодежь Сирии", в плен. Хотя и предпологалось, но не оставляющее сомнения свидетельство текстов особенно приятно. В-третьих, имеется несколько строк у Феодорита, которые, как и весь текст, были проигнорирваны исследователями гуннов. Согласно Феодориту, много народу в регионах, захваченных гуннами, присоединилось к ним. Некоторых вынудили; мы можем предполагать, что они должны были выполнять рабскую повинность, собирая горючий материал, делая много неприятной работы в домашнем хозяйстве гуннов высшего класса и так далее. Однако, другие перешли к гуннам и воевали добровольно в их рядах. Феодорит ни перефразировал Иезекииля, ни интерпретировал слова пророка; Иезекииль не сказал, что израильтяне присоединятся армиям Гога и Магога.

Источник Феодорита неизвестен. Он был маленьким ребенком, когда гунны подошли опасно близко к Антиохии, к его месту рождения. То, что он говорит о бегстве к гуннам, возможно, он услышал от старых людей. Во всяком случае это очень значительное обстоятельство.

[Otto J. Maenchen-Helfen. The World of the Huns - Berkeley-Los Angeles-London: University of California Press, 1973 - p.51-52, 57-59]

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

УННИГАРДЫ - ГУННСКИЙ ОТРЯД В РИМСКОЙ АФРИКЕ

В списках Natitia Dignitatum перечислены франки, алеманы, готы, вандалы, герулы, маркоманы, квады и аланы, которые служили в разного рода вспомогательных частях, но гуннские подразделения не упоминаются. Очевидно, гунны, перешедшие к римлянам, были распределены между разными частями. Только при исключительных обстоятельствах гунны оставались вместе. Таким формированием, я полагаю, были Уннигарды. 

Из частей, которые в первом десятилетии V в. служили в ливийском Пентаполе, только балагриты были африканцами. Кавалерия состояла в основном из фракийцев, пехота - из маркоманов и жителей Далмации. Лучшими воинами были Уннигарды. Епископ Синезий восхвалял их как спасителей его возлюбленного города. Правда, они иногда выходили из-под контроля, «как молодые щенки», но их лидер "брал их за горло и призывал к порядку до того как они насыщались своими трофеями и резней, подобной диким зверям". Уннигарды были небольшим корпусом всадников, великолепных в молниеносных атаках и неожиданных набегах, сильных как разведчики и передовой отряд. "Им нужен арьергард и армия, стянутая в боевом порядке". Из письма Синезия его другу Анисию в Константинополь мы узнаем, что Уннигарды формировали независимый отряд, получавший лошадей, оснащение и плату непосредственно от императора. Их статус, тактика и свирепость были сравнимы с "массагетами", что в 6 веке сражались в Африке и Италии под командованием Велизария. 

Unni - несомненно этническое имя. Ученым-германистам еще предстоит решить, является ли gardae латинским произношением германского слова, от которого образовались старо-итальянское guarda и французское garde.

Австрийский тюрколог Отто Мэнчэн-Хэлфэн

[Otto J. Maenchen-Helfen. The World of the Huns - Berkeley-Los Angeles-London: University of California Press, 1973 - p.255]

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ГУННСКАЯ КРЕПОСТЬ В РИМСКОЙ БРИТАНИИ

Другое гуннское формирование, вероятно, находилось в Британии. Одним из командиров per lineam valli, Адрианова вала, был префект алы сабинян, Хунно. Мог ли Хуннум быть «фортом гуннов»? Ала сабинян, находившаяся в Британии со II в., была, конечно, не гуннским подразделением, но Natitia Dignitatum в той форме, в которой этот документ дошел до нас, - это мешанина, состоящая из «отчетов» разных времен. Имя Хунно могло быть заменено более старым. Это был бы не единственный случай, когда составители проводили устаревшее "возвращение", полностью или частично современное. 

При Стилихоне защитниками вала были в основном местные федераты, а гарнизон того или иного важного форта могли составлять вспомогательные части. Но представляется маловероятным, что Стилихон, у которого, как нам известно, действительно были в войсках гуннские части, использовал их для защиты уже наполовину брошенной провинции. Если гунны действительно стояли в Хуннуме, они могли быть там только в последние годы правления Грациана, имевшего гуннов у себя на службе.

[Otto J. Maenchen-Helfen. The World of the Huns - Berkeley-Los Angeles-London: University of California Press, 1973 - p.255-256]

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ШАМАНЫ У ГУННОВ

Отто Мэнчэн-Хэлфэн

Литорий, один из полководцев Аэция, был, предположительно, последним римским военачальником, который выполнял перед сражением древние языческие обряды. В 439 г. под стенами Тулузы его армию уничтожили вестготы, самого его ранили, взяли в плен и казнили. Римляне, утверждал Проспер, потерпели поражение, потому что Литорий отказывался слушать советы своих офицеров. Вместо этого он доверял прорицателям-гаруспикам и предупреждениям демонов. Можно ли верить Просперу?

Возможно, не является принципиально важным то, что Идатий в своей хронике ничего не сказал о пророчествах. Он едва упомянул о войне 439 г. Кроме того, он мог думать, что, если один из самых доверенных военачальников Аэция, к которому он испытывал глубочайшее уважение, окажется язычником, это повредит имиджу великого генерала. Молчание Сальвиана представляется более важным. Он жил в Галлии и, должно быть, знал Литория, Всегда готовый обвинить своих соотечественников во всех возможных грехах, Сальвиан ни за что не обошел бы молчанием «преступление» Литория, если бы полководец его совершил. По словам Сальвиана, римляне проиграли войну, потому что, в отличие от готов, они возлагали надежды не на Бога, а на гуннские вспомогательные части.

Наличие у Литория в армии профессиональных римских предсказателей маловероятно по другой причине. В тяжелые времена христианское правительство было вынуждено терпеть упрямое язычество исключительно способных полководцев. Так, например, в 409 г. антиязыческий закон временно отменили из-за Генерида. Но после этого эдикты, грозившие смертной казнью тем, кто рискнет прибегнуть к совету пророка, оглашались один за другим. Маловероятно, что в 438 г. римский генерал стал бы рассматривать внутренности жертвенных животных, прежде чем вступить в бой с врагом.

И все же обвинения Проспера должны иметь зерно истины. Если мы примем во внимание, что войска под командованием Литория были гуннскими, объяснение становится очевидным. Не Литорий, а его гунны хотели узнать исход сражения, в котором они собирались участвовать. Языческий обряд выполнили не римские, а гуннские пророки. Гунны Литория сделали перед Тулузой то, что 12 годами позже Атгила, «человек, который искал знаки и пророчества во всех военных действиях», сделал накануне сражения на Мавриакских полях: он решил заглянуть в будущее с помощью гаруспиков. В IX в.булгары перед сражением «обычно практиковали магию, ритуалы, заговоры и гадания» («ехеrсеrе incantations et ioca et carmina et nonnulla auguria»).

Гуннские предсказатели упоминаются и у Приска. На банкете при дворе Атгилы он заметил, что царь щиплет Эрнака за щеки и смотрит на нега спокойными глазами. Приск был удивлен, что Аттила уделяет мало внимания другим сыновьям - только этому. Он узнал от говорившего на его языке гунна о следующем: пророки предрекли Атгиле, что его genos (народ) потерпит неудачу, но будет восстановлен этим сыном. Можно предположить, что эти пророки и были гаруспиками Приска и Иордана.

Гуннские пророки в то же время могли быть шаманами. Шаманы тюркских племен на Алтае, проинформированные своими духами, иногда предсказыевли будущее. Они также имели опыт в интерпретации всевозможных знамений, но они не обладали монополией в том, что Боден назвал «нечаянными предсказаниями». То же самое справедливо для бурятских шаманов. Монголы, как правило, делали различие между пророками и шаманами. Но, как это часто бывает, нам следует воспротивиться искушению - на основании обычаев и практик более поздних степных народов делать вывод о том, как обстояли дела у гуннов. То, что последние имели шаманов, не подлежит сомнению. Каш в именах Атакам и Зекам - это qam, тюркское слово, обозначающее шамана. Судя по именам двух высокопоставленных гуннов, шаманы, вероятно, принадлежали к высшему классу гуннского общества. Ιερεις у Малалы - это, должно быть, шаманы.

[Otto J. Maenchen-Helfen. The World of the Huns - Berkeley-Los Angeles-London: University of California Press, 1973 - p.267-269]

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ГАДАНИЕ НА КОСТЯХ У ГУННОВ

Отто Мэнчэн-Хэлфэн

Гуннский метод узнавания будущего - гадание на лопатке. Прорицатели Аттилы «исследовали внутренности скота и определенные полоски на костях, которые были предварительно отчищены». Из блестящей монографии Айзенбергера мы узнаем о разнице между двумя формами этого метода прогнозирования. Азиатская по форме кость, в основном это лопаточная кость овцы, очищается и подвергается воздействию огня. Трещины, вызванные нагреванием, «читаются». В европейской форме, по всей видимости более примитивной, кости «читаются» такими, как они есть.

Поскольку Иордан не упоминает, подвергались кости тепловой обработке или нет, Айзенбергер не решается сделать окончательный вывод относительно того, какую форму метода использовали гунны. Последнюю он проследил до охотничьей культуры каменного века. Возможно, он прав. В любом случае «европейская» форма документально подтверждается только через много веков после Аттилы. Ни один древний автор о ней не знает. Она была неизвестна аланам. Ничто в захоронениях раннего сарматского периода не указывает на знакомство с такой практикой. Только в сарматоидных могильниках в районе Ташкента и Бухары, датированных последними веками до нашей эры, нашли плечевые кости овец, причем одна из них была сожжена. Если их использовали для предсказаний, они указывают на восточный неиранский элемент.

Гунны не могли позаимствовать практику гадания на костях у соседей и подданных в Венгрии и западных степях. В Китае она существовала еще до Шан. Тюркское слово, обозначающее предсказание, yrq < yryq. Его первоначальное значение «трещина». Монгольское tülge, «знамение», восходит к tüle, tüli «жечь». Нет никаких оснований сомневаться в том, что практика гадания на костях у гуннов имеет восточное происхождение.

[Otto J. Maenchen-Helfen. The World of the Huns - Berkeley-Los Angeles-London: University of California Press, 1973 - p.269-270]

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 22.02.2017 в 04:26, Ашина Шэни сказал:

ШАМАНЫ У ГУННОВ

Отто Мэнчэн-Хэлфэн

Литорий, один из полководцев Аэция, был, предпо...

шаманы гуннов.

почему-то, в так называемой научной литературе, пишут о шаманах у гуннов, у ашина..

но в данной статье ничего шаманского не описано. по крайней мере не больше чем в рассказах о дельфийском оракуле.

но почему-то не приходилось читать о шаманах греции.

этот шаманизм прививают гуннам так называемые русские историки для проведения параллели к народам севера. которой на самом деле, не существует.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
42 minutes ago, аслан нурмагамбетов said:

шаманы гуннов.

почему-то, в так называемой научной литературе, пишут о шаманах у гуннов, у ашина..

но в данной статье ничего шаманского не описано. по крайней мере не больше чем в рассказах о дельфийском оракуле.

но почему-то не приходилось читать о шаманах греции.

этот шаманизм прививают гуннам так называемые русские историки для проведения параллели к народам севера. которой на самом деле, не существует.

Мэнчэн-Хэлфэн ни разу не русский историк. Ну а проблема соотношения шаманизма и верований древних тюрок в науке до сих пор толком не решена. 

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
30 минут назад, Ашина Шэни сказал:

Мэнчэн-Хэлфэн ни разу не русский историк. Ну а проблема соотношения шаманизма и верований древних тюрок в науке до сих пор толком не решена. 

а он действительно применил в своей работе термин shaman?

может в первоисточнике было слово priest?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 minutes ago, аслан нурмагамбетов said:

а он действительно применил в своей работе термин shaman?

может в первоисточнике было слово priest?

Нет там слова priest. Я в своих переводах с английского всегда аккуратен и ничего не искажаю:

cd91da8b4b5e.png

  • Одобряю 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

рахмет.

понятно, это общенаучная парадигма - слегка искажать историю и культуру тюрок, чтобы они были больше похожи на монгол.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 hours ago, аслан нурмагамбетов said:

рахмет.

понятно, это общенаучная парадигма - слегка искажать историю и культуру тюрок, чтобы они были больше похожи на монгол.

Что у вас за монголофобия какая-то? То вам название Монголия не нравится, то вам шаманы не угодили. Тюрки и монголы в древности скорее всего составляли единое целое и не стоит так пренебрежительно отталкивать монголов и шаманизм. Тем более, что о шаманах у тюрок, эдаких великих колдунах, управлявших природой, в источниках полно сведений. 

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 часов назад, Ашина Шэни сказал:

Что у вас за монголофобия какая-то? То вам название Монголия не нравится, то вам шаманы не угодили. Тюрки и монголы в древности скорее всего составляли единое целое и не стоит так пренебрежительно отталкивать монголов и шаманизм. Тем более, что о шаманах у тюрок, эдаких великих колдунах, управлявших природой, в источниках полно сведений. 

ignoratioelenci. что может быть лучше, чем приписать оппоненту какой-то тезис (например, национализм), а потом доблестно вытереть об него ноги?

я нигде не писал, что монголы плохие. или что я их не люблю. или, что монгольский язык хуже английского...

я за правду и ЧЁТКОСТЬ ФОРМУЛИРОВОК.

если бы вы написали, что гунны - венгерские, я бы так же указал на это, как на анахронизм.

ещё раз повторю: многие, нечистые на руку историки применяют ложные силлогизмы в своей риторике: нашли череп европеоида на енисее? - значит там жили славяне! тем более айны так похожи на русских!

я не имею в виду, что вы считаете, что хунну - монголоязычны (хотя, вполне может быть и считаете. просто не это есть тема моего поста). я имею ввиду, что вы даёте повод подобным "историкам" сказать: хунну жили в монголии? - значит, монголоязычны!

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 hours ago, аслан нурмагамбетов said:

ignoratioelenci. что может быть лучше, чем приписать оппоненту какой-то тезис (например, национализм), а потом доблестно вытереть об него ноги?

я нигде не писал, что монголы плохие. или что я их не люблю. или, что монгольский язык хуже английского...

я за правду и ЧЁТКОСТЬ ФОРМУЛИРОВОК.

если бы вы написали, что гунны - венгерские, я бы так же указал на это, как на анахронизм.

ещё раз повторю: многие, нечистые на руку историки применяют ложные силлогизмы в своей риторике: нашли череп европеоида на енисее? - значит там жили славяне! тем более айны так похожи на русских!

я не имею в виду, что вы считаете, что хунну - монголоязычны (хотя, вполне может быть и считаете. просто не это есть тема моего поста). я имею ввиду, что вы даёте повод подобным "историкам" сказать: хунну жили в монголии? - значит, монголоязычны!

Я НЕ даю им такого повода. Это у вас какая-то, простите, паранойя на сей счет. Никто в науке не определяет язык по одной географии. К слову, наоборот сейчас больше консенсус, что монголов в Монголии до 10 века толком-то и не было. Успокойтесь уже и примите термин Монголия какой он есть - чисто ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ. 

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
39 минут назад, Ашина Шэни сказал:

....Никто в науке не определяет язык по одной географии. ...

ха-ха-ха!

в науке определяют язык ещё по форме черепа: скифы - европеоиды? значит - индоевропейцы!

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 hours ago, аслан нурмагамбетов said:

ха-ха-ха!

в науке определяют язык ещё по форме черепа: скифы - европеоиды? значит - индоевропейцы!

Аслан, начните пожалуйста читать нормальные исторические работы. Иначе у меня складывается впечатление, что вы читаете невесть что. 

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 20.02.2017 в 06:04, Ашина Шэни сказал:

СИРИЙСКАЯ КАМПАНИЯ ГУННОВ

Отто Мэнчэн-Хэлфэн

Летом 395 крупные орды гуннов пересекли Дон около его устья, повернули на юго-восток и вторглись через Кавказ в Персию и римские провинции к югу и юго-западу от Армении.

Одна группа опустошила страны к югу и западу от Анти-Таврского хребта. Когда они пересекали Евфрат, римляне атаковали их и уничтожили. Другая группа, ведомая Басыхом и Курсыхом, направилась по долинам Тигра и Евфрата до Ктесифона. После сообщения, что персидская армия идет против них, они повернули обратно и были перехвачены. Одна банда была уничтожена; другая, оставляя за собой своих пленников, бежала в Азербайджан и взяла направление через Каспийские ворота в степи. Третья группа опустошила восточную Малую Азию и Сирию.

Если верить Клавдиану, гунны пересекли Кавказ через Caspia claustra, Дарьялское ущелье; он добавляет: «inopino tramite, «ущелье, где их не ожидали,» поскольку северные варвары приходили, как правило, через ущелье Дербента. Трудно определить, насколько глубоко гунны проникли в Малую Азию, Сирию и западную Персию.

Сократ, Созомен и другие сирийские источники описывают театр войны в общих чертах: Армения и другие провинции Востока; Сирия и Капподокия; вся Сирия. В своем комментарии к Иезекиилю 38:10-1 , возможно, написанному до 435, Феодорит хочет доказать, что Гог и Магог, которых он определяет как скифских людей, живут недалеко от Палестины. Он напоминает своим читателям, что «в наше время весь Восток окупирован ими». Скифами, как и у Иеронима, были гунны. Они начали войны против фригийцев, галатов, иберийцев и эфиопов.Первые три названия значатся как Θογαρμά , Γομέρ и Θοβέλ в Сепуагинте, как это было интерпретировано Иозефом.

Филостoргий более конкретен: Гунны прорвались через Великую Армению в Мелитену, достигли оттуда Евфратисии, проскакав до Келесирии. Клавдиан говорит о Капподокии, горе Аргос, реки Галис, Киликии, Сирии и Оронте. Иероним называет города на Галисе, Сидне, Оронте и Евфрате. Гунны дошли до Антиохии и Эдессы.

Два сирийских источника дают больше подробностей. Есть, прежде всего, отрывки из "Церковной истории" Иоанна Эфесского:

"В том же году гунны вторглись в страну римлян и разорили все регионы Сирии вдоль гор Cahjā, а именно, Arzōn, Mipheqēt, Āmid, Hanzīt и Aršəmīšāt. Когда они перешли Евфрат, мост был отрезан и войска римлян собрались со всех сторон и уничтожили их и ни один гунн не спасся".

«Сирия» здесь означает Месопотамию; названные города находятся на верхнем Тигре и к северу от него. Автор продолжает описывать, как гунны, подреза водопровод, вынудили людей, которые нашли убежище в крепости Zijāt, сдаться; большинство из них было истреблено, остальных увели в плен.

"Книга халифов" дает следующее описание:

"В этом году проклятые гунны пришли в страну римлян и прошли через Цопк, Армению, Месопотамию, Сирию и Каппадокию до Галатии. Они взяли много пленных и увели их в свою страну. Однако, они спустились к берегам Евфрата и Тигра на территории персов и дошли до королевского города персов. Они здесь не нанесли ущерба, однако опустошили много районов на Евфрате и Тигре, убили много людей и увели многих в плен. Но, когда они узнали, что персы наступают против них, то обратились в бегство. Персы преследовали их и перебили отряд. Они увезли все их награбленное и освободили восемнадцать тысяч пленных".

Вторжение в Азию было эпизодом в истории гуннов, хотя и одним из важных. Три вывода могут быть сделаны из него. Во-первых, оно показывает, что гунны были способны преодолевать большие расстояния за одну кампанию, факт, который был упущен в исторической интерпретации отдельных гуннских находок. Во-вторых, гунны увели много молодых людей, "молодежь Сирии", в плен. Хотя и предпологалось, но не оставляющее сомнения свидетельство текстов особенно приятно. В-третьих, имеется несколько строк у Феодорита, которые, как и весь текст, были проигнорирваны исследователями гуннов. Согласно Феодориту, много народу в регионах, захваченных гуннами, присоединилось к ним. Некоторых вынудили; мы можем предполагать, что они должны были выполнять рабскую повинность, собирая горючий материал, делая много неприятной работы в домашнем хозяйстве гуннов высшего класса и так далее. Однако, другие перешли к гуннам и воевали добровольно в их рядах. Феодорит ни перефразировал Иезекииля, ни интерпретировал слова пророка; Иезекииль не сказал, что израильтяне присоединятся армиям Гога и Магога.

Источник Феодорита неизвестен. Он был маленьким ребенком, когда гунны подошли опасно близко к Антиохии, к его месту рождения. То, что он говорит о бегстве к гуннам, возможно, он услышал от старых людей. Во всяком случае это очень значительное обстоятельство.

[Otto J. Maenchen-Helfen. The World of the Huns - Berkeley-Los Angeles-London: University of California Press, 1973 - p.51-52, 57-59]

Ничего себе был отряд, если только пленных 18 000 человек!

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В Monday, February 20, 2017 в 09:04, Ашина Шэни сказал:

СИРИЙСКАЯ КАМПАНИЯ ГУННОВ

Отто Мэнчэн-Хэлфэн

Летом 395 крупные орды гуннов пересекли Дон около его устья, повернули на юго-восток и вторглись через Кавказ в Персию и римские провинции к югу и юго-западу от Армении.

Одна группа опустошила страны к югу и западу от Анти-Таврского хребта. Когда они пересекали Евфрат, римляне атаковали их и уничтожили. Другая группа, ведомая Басыхом и Курсыхом, направилась по долинам Тигра и Евфрата до Ктесифона. После сообщения, что персидская армия идет против них, они повернули обратно и были перехвачены. Одна банда была уничтожена; другая, оставляя за собой своих пленников, бежала в Азербайджан и взяла направление через Каспийские ворота в степи. Третья группа опустошила восточную Малую Азию и Сирию.

Если верить Клавдиану, гунны пересекли Кавказ через Caspia claustra, Дарьялское ущелье; он добавляет: «inopino tramite, «ущелье, где их не ожидали,» поскольку северные варвары приходили, как правило, через ущелье Дербента. Трудно определить, насколько глубоко гунны проникли в Малую Азию, Сирию и западную Персию.

Сократ, Созомен и другие сирийские источники описывают театр войны в общих чертах: Армения и другие провинции Востока; Сирия и Капподокия; вся Сирия. В своем комментарии к Иезекиилю 38:10-1 , возможно, написанному до 435, Феодорит хочет доказать, что Гог и Магог, которых он определяет как скифских людей, живут недалеко от Палестины. Он напоминает своим читателям, что «в наше время весь Восток окупирован ими». Скифами, как и у Иеронима, были гунны. Они начали войны против фригийцев, галатов, иберийцев и эфиопов.Первые три названия значатся как Θογαρμά , Γομέρ и Θοβέλ в Сепуагинте, как это было интерпретировано Иозефом.

Филостoргий более конкретен: Гунны прорвались через Великую Армению в Мелитену, достигли оттуда Евфратисии, проскакав до Келесирии. Клавдиан говорит о Капподокии, горе Аргос, реки Галис, Киликии, Сирии и Оронте. Иероним называет города на Галисе, Сидне, Оронте и Евфрате. Гунны дошли до Антиохии и Эдессы.

Два сирийских источника дают больше подробностей. Есть, прежде всего, отрывки из "Церковной истории" Иоанна Эфесского:

"В том же году гунны вторглись в страну римлян и разорили все регионы Сирии вдоль гор Cahjā, а именно, Arzōn, Mipheqēt, Āmid, Hanzīt и Aršəmīšāt. Когда они перешли Евфрат, мост был отрезан и войска римлян собрались со всех сторон и уничтожили их и ни один гунн не спасся".

«Сирия» здесь означает Месопотамию; названные города находятся на верхнем Тигре и к северу от него. Автор продолжает описывать, как гунны, подреза водопровод, вынудили людей, которые нашли убежище в крепости Zijāt, сдаться; большинство из них было истреблено, остальных увели в плен.

"Книга халифов" дает следующее описание:

"В этом году проклятые гунны пришли в страну римлян и прошли через Цопк, Армению, Месопотамию, Сирию и Каппадокию до Галатии. Они взяли много пленных и увели их в свою страну. Однако, они спустились к берегам Евфрата и Тигра на территории персов и дошли до королевского города персов. Они здесь не нанесли ущерба, однако опустошили много районов на Евфрате и Тигре, убили много людей и увели многих в плен. Но, когда они узнали, что персы наступают против них, то обратились в бегство. Персы преследовали их и перебили отряд. Они увезли все их награбленное и освободили восемнадцать тысяч пленных".

Вторжение в Азию было эпизодом в истории гуннов, хотя и одним из важных. Три вывода могут быть сделаны из него. Во-первых, оно показывает, что гунны были способны преодолевать большие расстояния за одну кампанию, факт, который был упущен в исторической интерпретации отдельных гуннских находок. Во-вторых, гунны увели много молодых людей, "молодежь Сирии", в плен. Хотя и предпологалось, но не оставляющее сомнения свидетельство текстов особенно приятно. В-третьих, имеется несколько строк у Феодорита, которые, как и весь текст, были проигнорирваны исследователями гуннов. Согласно Феодориту, много народу в регионах, захваченных гуннами, присоединилось к ним. Некоторых вынудили; мы можем предполагать, что они должны были выполнять рабскую повинность, собирая горючий материал, делая много неприятной работы в домашнем хозяйстве гуннов высшего класса и так далее. Однако, другие перешли к гуннам и воевали добровольно в их рядах. Феодорит ни перефразировал Иезекииля, ни интерпретировал слова пророка; Иезекииль не сказал, что израильтяне присоединятся армиям Гога и Магога.

Источник Феодорита неизвестен. Он был маленьким ребенком, когда гунны подошли опасно близко к Антиохии, к его месту рождения. То, что он говорит о бегстве к гуннам, возможно, он услышал от старых людей. Во всяком случае это очень значительное обстоятельство.

[Otto J. Maenchen-Helfen. The World of the Huns - Berkeley-Los Angeles-London: University of California Press, 1973 - p.51-52, 57-59]

о чем вы ? пророк Иезекиль ? когда он жил и когда были гунны ?

 

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 hours ago, Shymkent said:

о чем вы ? пророк Иезекиль ? когда он жил и когда были гунны ?

Ну вообще-то много есть первоисточников, описывающих куда более ранние события, чем время их составления:)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 часов назад, Ашина Шэни сказал:

Ну вообще-то много есть первоисточников, описывающих куда более ранние события, чем время их составления:)

во времена пророка Иезекиля(мир ему) , гуннов еще не было , он жил до н.э. емнип

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
16 minutes ago, Shymkent said:

во времена пророка Иезекиля(мир ему) , гуннов еще не было , он жил до н.э. емнип

Whoops, спутал его с Михаилом Сирийцем, my bad:rolleyes: Там не сам Иезекиль замешан, а его комментатор, как раз заставший гуннов: "В своем комментарии к Иезекиилю 38:10-1 , возможно, написанному до 435, Феодорит хочет доказать, что Гог и Магог, которых он определяет как скифских людей, живут недалеко от Палестины".

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

О ЕВРОПЕОИДНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ У ХУННОВ 

"Бронза в британском музее из ордосского региона, долгое время находившегося под властью хуннов, представляет нам европеоида, отметим густые усы и широкие открытые глаза".

"Двойное захоронение в пустынном регионе к северу от Миньфэна довольно красноречиво. Полихромный шелк, куртки, штаны, чулки и обувь такие же, как и в Ноин-Ула. Но человек, изображенный на ткани, обладает отчетливо европеоидными чертами. Захороненная пара также представляет собой европеоидов".

"Лю Юань, хуннский завоеватель Лояна в 311 году, имел рост 184 см; в его длинной бороде были рыжие волосы".

"После завоевания территории Тувы хуннами во втором веке до нашей эры, ее популяция, являвшаяся смешанной с перевесом европеоидных черт, стала не менее, а более европеоидной".

[Otto J. Maenchen-Helfen. The World of the Huns - Berkeley-Los Angeles-London: University of California Press, 1973 - p.370, 371-372, 373, 374]

Ордосская бронза

7f2107fa9a49.jpg

  • Одобряю 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ЕВРОПЕОИДНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ У СЯНЬБИ 

Когда в 324 году император Мин, чья мать, урожденная Сюнь, происходила из сяньбийского царства Янь, услышал о восстании Ван Дуна, он ринулся в лагерь восставших, чтобы узнать их силу. Его озадаченные враги подумали, что он сяньбиец, из-за его желтой бороды. 

Австрийский тюрколог Отто Мэнхен-Хэлфэн

[Otto J. Maenchen-Helfen. The World of the Huns - Berkeley-Los Angeles-London: University of California Press, 1973 - p.373-374]

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти