Перейти к содержанию
Ашина Шэни

Генеалогия и ветви коктюркского рода Ашина

Рекомендуемые сообщения

Генеалогия рода Ашина из статьи французского согдолога Этьена де ла Вэссьера, составленная по последним данным тюркологической науки.

7b78081c689ft.jpg

[De la Vaissière, Étienne. Theophylact’s Turkish Exkurs revisited //V. Schiltz (ed.), De Samarcande à Istanbul : étapes orientales. Hommages à Pierre Chuvin – II, Paris, CNRS Editions, 2015 - р.100]

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Перейдем к основным ветвям рода Ашина.

Ашина Великого Тюркского каганата


Изначальная линия Ашина, каганы Вечного эля тюрок от Маньчжурии до Крыма. Основатели - Бумын и Истеми. После Бумына великими каганами были Кара, Мукан, Татпар, Нивар. После Истеми джабгу Запада был Тарду.

Ашина Восточного Тюркского каганата

Каганы восточной части бывшего каганата. Первым отдельным восточно-тюркским каганом был Чулохоу, после следовали Туран, Дули, Шибир, Чуло, Иллиг.


Ашина Второго Тюркского каганата

Каганы возрожденного Восточно-Тюркского эля. Основатель - Эльтерес. Далее правили Капаган, Бильге, Йоллыг.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Басмылские Ашина

"Басими 拔悉蜜 (басмылы) впервые явились ко двору в 20-м году эры правления Чжэнь-гуань (17.11.649 - 6.11.650). В начале эры правления Тянь-бао (742-756) совместно с уйгурским ябгу напали и убили туцзюеского (тюркского) кагана. Великий вождь басмылов Ашина Ши 阿史那施 был поставлен императорским двором каганом с титулом Хэла пицзя (бильге). Каган отправил послов ко двору с выражением благодарности".

Новая история династии Тан (Синь Таншу 新唐書), глава 217

[Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии: Тексты и ис­следования. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. - с.104]

"Лошади племени сими похожи на цзегуских (кыргызских). Отличие в небольшом".

Свод важнейших событий Тан (Танхуэйяо 唐會要), глава 71

Комментарий Юрия Зуева:

"Cи-ми=sie(t)-miet; надо: ба-си-ми. Варианты: ба-си-ми, баси-ми. Сопоставление ба-си-ми с басмалами (басмылами) надписи в честь Бильгя-хана произведено В. Томсеном и сейчас общепринято.

В. В. Радлов считал басмалов одним из карлукских племен, находившимся в зависимости от тюркского каганата. Это предположение не согласуется с известием Цзычжи тунцзянь 資治通鑑, где под 720 г. сообщается, что династийным родом басмалов является а-ши-на а сами они происходят от ту-цзюэ (цз. 212, стр. 6742)".

[Зуев Ю.А. Тамги лошадей из вассальных княжеств (Перевод из китайского сочинения VIII—Х вв. Танхуэйяо) // Новые материалы по древней и средневековой истории Казахстана. Алма-Ата, 1960 (Тр. Ин-та Истории, археологии и этнографииАН КазССР. Т.VIII). С.97, 104]

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кыргызские Ашина

"Один из братьев легендарного тюркского правителя Надулу-шада "создал свое государство между реками Афу (Абакан) и Гянь (Кэм, Енисей), называвшееся Цигу (Кыргыз)" в Минусинской котловине. Этот факт свидетельствует не только о предполагаемом родстве кыргызов и тюрок-ашина, но и воцарении у кыргызов представителей правящего тюркского рода. Это могло произойти в конце V -начале VI вв., ибо первый тюркский каган Бумын (551 г. н.э.) считался правнуком Надулу-шада".

[Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2000 - с.51]
 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Танские Ашина


Ашина, служившие империи Тан. Наиболее известные - Ашина Шэни, покоритель Таримских оазисов, и его брат Ашина Чжун. Обоим посвящены отдельные биографии в старой и новой историях династии Тан. Ашина продолжали фигурировать в рядах танских генералов вплоть до восстания Ань Лушаня, когда они в большинстве погибли сражаясь на стороне повстанцев. Принцами Ашина, фигурировавшими в годы восстания, были Ашина Цунли и Ашина Чэньцин.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Небольшое лирическое отступление еще дальше на восток:D

Японские Ашина

"Клан Ашина 蘆名氏 был японским кланом. Клан претендовал на происхождение от клана Тайра через клан Миура, был японским кланом в период Сенгоку. Имя происходило от области под названием Ашина в городе Йокоцука в префектуре Канагава. Были две ветви клана: Сагами-Ашина 相模蘆名氏 и Айзу-Ашина 会津蘆名氏. Сагами-Ашина произошли когда третий сын Миуры Йошицугу принял имя Ашина. Айзу-Ашина происходил от седьмого сына Миуры Йошиаки Савары Йошицуру. В период Муромачи клан претендовал на титул шуго Айзу.

В 1589 году клан потерпел серьезный урон против Датэ Масамунэ в битве при Суриагехара, что привело к гибели клана. Ашина сыграли важную роль в романе Футаро Ямада "Ягью Нинпочо" где вслед за поражением от Масамунэ они ушли в тень чтобы появиться лишь спустя году в качестве ниндзя на службе дайме Айзу".

https://en.m.wikipedia.org/wiki/Ashina_clan

:lol::lol::lol: Сумыраи из рода Ашина:lol::lol::lol:

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ашина Западно-Тюркского каганата

Ашина правившие отделившимся Западным Тюркским элем. Первоначально каганами были потомки Мукана - Аба, Нири, Даман. Затем власть перешла к потомкам Тарду - Шегую, Тун-джабгу, Сибиру, Сы-джабгу, Нишу, Дулу, Ирбису.

Тохаристанские Ашина

"...к югу от Окса, в Кундузе, он (Сюаньцзан) нанес визит Тарду-шаду, старшему сыну кагана (Тун-джабгу), правившему над всем Тохаристаном; он (Сюаньцзан) стал свидетелем криминальных интриг, которые привели к его (Тарду) смерти и воцарении его сына..."

[Documents sur les Tou-Kioue (Turcs) Occidentaux recueillis et commentés par Édouard Chavannes (1865-1918) - Librairie d’Amérique et d’Orient Adrien Maisonneuve, Paris, 1903, IV+380 pages. - p.264]

"...лишь один изолированный текст говорит нам что джабгу Тохаристана все время были из Ашина в течение первой половины 8 века".

[De la Vaissière, Étienne. Samarcande et Samarra. Élites d'Asie centrale dans l'empire abbasside - Paris: Peeters, 2007 - p.93]

Один "изолированный текст" про который говорит Вэссьер это следующий отрывок из энциклопедии Цэфу юань-гуэй, цзюань 999:

"В шестой год кай-юань (718), в одиннадцатый месяц, запрос отправленный императору Китая Аши[на] тегином Пуло, младшим братом Пантунили (или Натунили), джабгу Тохаристана". 

[Chavannes, Édouard. Notes additionnelles sur les Tou-kiue (Turcs) occidentaux. //T'oung Pao, Second Series, Vol. 5, No. 1 (1904), pp. 1-110 - p.37] 

Комментарий Эдуарда Шаванна: "Что касается Аши, то это должно быть сокращенная версия фамилии Ашина правящего рода тюрок, к которому принадлежали джабгу Тохаристана".

[Documents sur les Tou-Kioue (Turcs) Occidentaux recueillis et commentés par Édouard Chavannes (1865-1918) - Librairie d’Amérique et d’Orient Adrien Maisonneuve, Paris, 1903, IV+380 pages. - p.200]

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хазарские Ашина

"Атил, город, разделенный рекой Атил. Это столица хазар и местопребывание их властителя, который называется Тархан Хакан и является одним из потомков Aнса. Он живет со всеми своими войсками в западной половине города, которая имеет стену".

Худуд ал-Алам, персидская летопись 10 века
http://odnapl1yazyk.narod.ru/hud50.htm

Комментарий Питера Голдена: 

"Происхождение Хазарского каганата, одного из важнейших политических образований средневековой Евразии, доминирующей силы в южнорусских степях, не может быть описано в точных деталях. Картина обращующая из доступных данных показывает амальгаму племен, сабиров, огуров, тюрок и других, организованных и ведомых харизматичным тюркским кланом, возможно кланом Ашина как полагает Худуд ал-Алам, персидский географический трактат 10 века".

[Golden, Peter B. The Peoples of the South Russian Steppes //Denis Sinor (ed.), The Cambridge History of Early Inner Asia - Cambridge University Press, 1994 - p.263]

Худуд ал-Алам указывает как предка хазарских каганов некоего Анса, в котором Артамонов и позжк Голден увидели вариант чтения имени Ашина. Хоть указание и смутное, в целом правление Ашина в Хазарском каганате ничем не противоречит доступным данным, говорящим о том что Хазарский каганат по самоидентификации, политике, идеологии, устройству и культуре был практически копией Тюркского каганата. Здесь особенно важен тот факт что хазар танские источники наравне с басмылами и карлуками относили к родовым подразделениям коктюрок:

"Хосюнь (Хорезм), иначе именуется Холисими или Голи, находится на северном береги реки Уху (Амударья). В юго-восточном направлении до госу­дарства Уди 600 ли, на юго-западе граничит с Босы (Персия), на северо-западе простирается до [территории] туцзюеского (тюркского) рода Хэса (хазар) 突厥喝薩".

Новая история династии Тан (Синь Таншу 新唐書), глава 221

[Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии: Тексты и ис­следования. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. - с.84] 

"К западу от Даши (Арабов) лежит Чан (Шам, арабское название Сирии) что также есть независимое государство; на север оно простирается вплоть до племени Кэса (Хазар) из Туцзюэ (Тюрок) 突厥可薩部..."

Новая история династии Тан (Синь Таншу 新唐書), глава 221

[Chavannes, Édouard. Notes additionnelles sur les Tou-kiue (Turcs) occidentaux. //T'oung Pao, Second Series, Vol. 5, No. 1 (1904), pp. 1-110 - p.78]

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тюргешские Ашина?

Ашина, из которых происходили каганы, вожди восстававших племен или генералы на службе Китая, занимали большую часть престижных позиций в кочевой Центральной Азии с 6 по 8 века. Если несомненно что престиж рода пошел на спад позже, он оставался в значительной степени доминирующим.

Так мы знаем что каган Сулу 蘇祿, опираясь на свои тюргешские рода, сумел захватить власть над племенами Он Ок, западными племенами тюрок, и добился властвования над регионами севернее Согдианы в течение двадцати ключевых лет. Он наследовал серии каганов чьи фамильные связи оставляют в стороне. Равно игнорируется вся семья Сулу: все могли быть Ашина второстепенной ветви, поскольку Ашина составляли ключевую часть доминирующих кланов Он Ок. 

Мы знаем в действительности что китайские источники, минуя определенную степень ответвления от имперской семьи, более не отмечали династической связи, и что при китайской поддержке старшей ветви семьи китайские авторы не имели интереса давать прочим ветвям хоть какую-то легитимность: дальше на юге, на земле рожденной от раскола империи западных тюрок, лишь один изолированный текст говорит нам что джабгу Тохаристана все время были из Ашина в течение первой половины 8 века.

Французский историк Этьен де ла Вэссьер

[De la Vaissière, Étienne. Samarcande et Samarra. Élites d'Asie centrale dans l'empire abbasside - Paris: Peeters, 2007 - p.92-93]

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, Ашина Шэни сказал:

Генеалогия рода Ашина из статьи французского согдолога Этьена де ла Вэссьера, составленная по последним данным тюркологической науки.

7b78081c689ft.jpg

[De la Vaissière, Étienne. Theophylact’s Turkish Exkurs revisited //V. Schiltz (ed.), De Samarcande à Istanbul : étapes orientales. Hommages à Pierre Chuvin – II, Paris, CNRS Editions, 2015 - р.100]

Даир, ты забыл упомянуть про караханидов о том что они потомки Ашина, есть такие гипотезы. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про Караханидов не забыл, позже дам про их пассаж из Вэссьера.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот и они:

КАРЛУКСКИЕ АШИНА

Синь Таншу 新唐書, цзюань 217

"Карлуки относятся к родоплеменным подразделениям (цзу) тюрок туцзюэ".

[Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии: Тексты и ис­следования. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. - с.41]

"Эти карлуки были тюрками: они происходили из тюркских племен Ашина, не как уйгуры или кыргызы из других конфедераций с независимыми политической историей и сакральными династиями. Кажется что несколько текстов показывают что принцип династической легитимности Ашина оставался живым среди них: возглавляемые принцами Ашина в течение только что завершившегося периода, лишь касаясь их арабские источники кажется сохранили память о павшей династии. Кроме текста цитированного выше, Масуди в своих "Золотых россыпях" пишет в равной степени:

"[Карлуки] обладали властью и из них выбирался великий каган, что объединял под властью своей империи все королества тюрок и приказывал всем их королям. Одним из этих каганов был Афрасиаб аль-Тюрки, завоеватель Персии, а другим был Шанэ".

Даже если Ашина младшей ветви продолжали править своими племенами, подтверждение это без сомнения преувеличение: уже цитированный текст Гардизи представляет карлуков как наследников каганской династии (Xāqānīān). Питер Голден уточняет что тюркские каганы ставили в качестве главы карлуков эльтебера, как правило выбранного из Ашина. На границах мусульманского мира память о старой династии сохранялась и через этих карлукских посредников память об Ашина крепко держалась вплоть до 10 века".

[De la Vaissière, Étienne. Samarcande et Samarra. Élites d'Asie centrale dans l'empire abbasside - Paris: Peeters, 2007 - p.94-95]

Здесь стоит добавить любопытный эпизод зафиксированный в энциклопедии Цэфу юаньгуэй, когда посольство коктюрок к танскому двору возглавил этнический карлук:

Цэфу юань-гуэй, цзюань 975

В девятый месяц (728 год), день цзэнь-юнь, великий сановник туцзюэ (тюрок), гэлолу (карлук) Инаньчоу (Инанчу) бэй (бильге?) и другие пришли оказать почтение императору. Им всем дали титулы чонланцзян, им подарили фиолетовые одеяния и серебряные узорчатые пояса, потом дали вернуться на родину.

[Chavannes, Édouard. Notes additionnelles sur les Tou-kiue (Turcs) occidentaux. //T'oung Pao, Second Series, Vol. 5, No. 1 (1904), pp. 1-110 - p.48]

Очевидно что чужакам подобное ответственное дело коктюрки не могли доверить, возглавлять их мог лишь коктюрк или человек этнически близкий к коктюркам. Данный текст лишний раз подтверждает как этническую близость карлуков и коктюрок, так и то что у карлуков правили свои Ашина.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ФЕРГАНСКИЕ АШИНА

"Страна Нин-юань есть изначально Паханна (Фергана) что звали также Похань; при Юань-Вэй их звали Полона...
В период чэнь-куан (627-649), царь Кипи был убит западным тюрком Кан-мохэдо (Кан-багатуром). Ашина Шуни овладел этим городом. По смерти Шуни, его сын Нгопоче принял власть..."

Новая история династии Тан (Синь Таншу 新唐書, глава 221

[Documents sur les Tou-Kioue (Turcs) Occidentaux recueillis et commentés par Édouard Chavannes (1865-1918) - Librairie d’Amérique et d’Orient Adrien Maisonneuve, Paris, 1903, IV+380 pages. - p.148]

Таким образом с середины 7 века в Фергане напрямую утвердилась династия Ашина.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Rust сказал:

Есть еще куманская династия Асеней - Асент/Ашен.

КЫПЧАКСКИЕ АШИНА

"Уже в 1055 г., вытесняя огузов-торков, шары-половцы закрепились на южных рубежах Киевской Руси. В их составе оказались и тюркский династийный род Ашина — хан Осень (Асень) был отцом Шарукана Старого, — и каи (каепичи), и йемеки (емякове)".

[С.Г. Кляшторный, Д.Г. Савинов. Степные империи древней Евразии - СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2005 - с.141]

БОЛГАРСКИЕ АШИНА

"Судьба кунов-команов решалась к западу от кочевий половцев. А из дунайских половцев в 1187 г. выдвинулась династия основателей Второго Болгарского царства — Асеней (Ашена)".

[С.Г. Кляшторный, Д.Г. Савинов. Степные империи древней Евразии - СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2005 - с.141]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ашина Шине , как род дуло может происходит от династии Ашина, ? если род дуло был известен насколько я знаю еще до кок тюрков или это тезки?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думан, я лично Дулу Ашина не считаю. Это заявили здесь Башгирд и Рустам

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Арабские Ашина

21 минуту назад, Ашина Шэни сказал:

АШИНА В АРАБСКОМ ХАЛИФАТЕ: ПРОИСХОДИЛ ЛИ ГЕНЕРАЛ АШИНАС ИЗ ПРАВЯЩЕГО РОДА НЕБЕСНЫХ ТЮРОК?

(мой перевод с французского главы "Ashinas, mamelouk par excellence" из книги Этьена де ла Вэссьера "Самарканд и Самарра: Элиты Центральной Азии в Аббасидской империи")

с.194


Ашинас, мамлюк или принц

Ашинас был, в правление Мутасима, самым значительным из тюрских воинов и генералов на службе халифа. Он определенно был рабом, так как он один из немногих про кого текст напрямую говорит что он был куплен. Якуби пишет:

с.195


"Мутасим покупал даже рабов что находились в Багдаде в руках частных лиц. Он приобрел их таким образом в великом числе в Багдаде, среди них Ашинаса, раба Нуайама ибн Казима, отца Харуна ибн Нуайама".

Как я это подчеркивал, эта покупка должна была иметь место до 817 (202 хиджры) поскольку Ашинас сражался тогда с хариджитами на стороне будущего Мутасима и спас ему жизнь. Он должен был таким образом родиться несколько позже к 800 году.

Он упомянут вновь в 829 (210 хиджры), 830-831 (215 хиджры) и 832 (216 хиджры), все время в военной роли перед Мамуном или будущим Мутасимом. В 834 (219 хиджры) он был назначен губернатором Египта Мутасимом. Он получил повеление во время обоснования в Самарре построить очень значительный qatī'a к северу от лагеря:

"Ашинас и его спутники, к которым прибавили офицеров и людей из тюркских армий, получили в качестве надела Карк; он получил приказ возвести мечети и основать рынки".

Во время экспедиции против Амория в 838 (223 хиджры) он командовал авангардом, потом при возвращении арьергардом. Он повел паломничество в 841 (226 хиджры) и был назначен Ватихом губернатором всех западных провинций при восхождении того на трон. Он был одним из могущественнейших людей халифата на момент своей смерти в 844 (230 хиджры).

Социальное восхождение?

Проходящий пример Ашинаса делает из него фигуру для выбора защитниками мамлюкской парадигмы. Он являет собой пример раба на коне

с.196

своим статусом и карьерой. Однако очень мало известно о нем и в особенности, полностью игнорируется его вхождение в мусульманский мир. Возможно что произошло оно в Центральной Азии, поскольку его первый господин, Нуайам ибн Казим, из большой семьи abnā, цитируется в окружении Фадла ибн Сахла. Также игнорируется имя его предков.

Этот раб, в какой-то степени один из наиболее четких рабов из всех тюркских солдат Самарры, поднимается очень высоко в социальной иерархии. Он добился союза свое семьи с королевским кланом Уструшаны. Его дочь Утрунджа была в действительности приглашена к браку с Хасаном, сыном Афшина, в 224 хиджры/839, немного спустя победы Афшина над Бабеком. У Гордона есть причины удивляться этому браку, в социальном плане удивительному: "другими словами, два игрока довольно разного статуса были отныне на равной ноге" (M. Gordon. "The Breaking of a Thousand Swords. A Hsitory of the Turkish Military of Samarra", 2001. P. 207).

Но есть и большее: Масуди вполне напрямую что в этом браке, честь оказывалась не Ашинасу а Афшину, поскольку свадьба цитируется в глубине перечня вознаграждений за победу над Бабеком, факт который ни один комментатор не поднял, что еще удваивает исключительный характер этого союза. Он был великолепно отпразднован самим халифом:

"Афшин получил золотую корону украшенную драгоценными камнями и диадему где все камни были рубины и изумруды, погруженные в золото; его также украсили двумя ожерельями с жемчугом и драгоценными камнями. Хасан получил от Мутасима руку Утруджи бин Ашинас".

Относительный статус этих двух генералов на момент свадьбы известен: Афшин тогда был на вершине могущества, он только что победил Бабека и был принципиальным генералом халифских армий. Халиф даже в тайне настраивал его бросить вызов доминированию Тахиридов в Хорасане и Табари подчеркивает его доминирование в тексте который я уже цитировал.

Ашинас конечно был генералом первого ранга, очень близким к халифу, но его реальная сила наберется лишь позже, после смерти Афшина. Однако если этот последний социально и политически был выше, каким образом этот брак мог оказывать ему честь?

с.197

Эти странные факты не ограничиваются этим. Текст прямо уточняет личный статус отчимов. Масуди далее цитирует стихотворение, сочиненное и прочтенное самим халифом в честь свадьбы.

"Его сын Хасан получил у Мутасима руку Утуруджи бин Ашинас: невеста его приведена была к нему с великим свитой; блеск и величие этого свадебного торжества перешли все границы. Эта юная девушка была занменита свой красотой и превосходством; в тот же вечер что и свадьба, когда великие люди и многие из более низших принимали участие в радостях, халиф воспел красоту и грациозность молодоженов и отметил этот союз в стихах что таковы: Невесту ведут к ее жениху, дочь великого капитана, она находит великого капитана. Который из двоих, хотел бы я это знать, превосходит своей кровью и знатностью? Тот ли это кто носит на себе меч, сверкающий драгоценными камнями, или же та что украшена двумя великолепными поясами и пластинами сверкающими подобно солнцу?"

Как тогда понимать? Ирония ли это со стороны халифа таким образом ставить на пару кровь королей Уструшаны и таковую тюркского раба? Такое было бы очень опасной игрой, подчеркивать таким образом низкий социальный уровень семьи вышедшей замуж, оскорбляя двух из принципиальных генералов. Это не имело бы меньшего смысла в рамках церемонии настолько великолепно организованной и желанной самим халифом. Стоит ли говорить что статус по происхождению в конце не шел в расчет? Таково объяснение которое пытается дать Гордон когда он пишет: "Ашинас поднялся со своего изначального статуса в исламском мире". Служба халифу стирала прежние иерархии, процесс разумеется зафиксированный - есть примеры королей служащих под приказами фаворитов халифов и старых рабов, как король Бамиана отправленный Айтаком в Йемен -, но это не всегда позволяет объяснить почему речь идет о чести для Афшина: этот последний в новой иерархии Самарры ни в коем случае не стоял за Ашинасом, Табари эксплицитен в этом плане. Более того речь не идет об иерархическом отношении в административном или военном кадре, но о союзе супружеском, где ставки социально не такие же.

с.198


Что касается Амаба, то он вынужден приписывать тексту прямо противоположное тому что там написано по поводу Ашинаса: "Мутасим дал ему статус равный Афшину, королю Уструшаны, и женил его дочь на сыне Афшина Хасане" (F. Amabe, "The Emergence of the Abbasid Auticracy. The Abbasid Army, Khurasan and Adharbayjan". Kyoto: University Press, 1995. P.152). По сути, все, в деталях их анализа, представляют все как будто честь оказывалась Ашинасу, и интерпретируют в обратном направлении текст который однако говорит противоположное.

Правда что эти тексты не объясняются ни тем что мы знаем об изначальной разнице в статусе, ни ситуацией 839 года. Весь пассаж Масуди непонятен если факт что Ашинаса купили имел меньшую важность в сердце мамлюкской парадигмы.

Здесь мы упираемся в пределы даже ограничения парадигмы мамлюков установленного историческими материалами: оно дает слепому историку едтнственный эпизод позволяющий уточнить относительный ранг Ашинаса лицом к лицу с королем из Центральной Азии. Даже при том что нам и критически не хватает источников, эксплицитный текст не был откомментирован, или прямо напротив, поскольку он не вписывается в рамки которые априори видят в Ашинаса раба и только раба. Всю парадигму мамлюков строят на одном доверии тексту Якуби а комментировать таковой у Масуди просто отказываются.

Эти последние однако противоречивы лишь внешне. Один говорит что Ашинаса купили, другой что он знатный человек. Как будто знатных людей не могли захватывать как военнопленных и продавать. Известны несколько примеров очень знатных людей захваченных во время войн в Центральной Азии. Другими словами, не нужно связывать рождение и случай. Единственная гипотеза, позволяющая увязать комплекс данных, делает из Ашинаса тюрка очень высокого ранга, рожденного в 790-е или 800-е, захваченного в Центральной Азии в 810-е, потом купленного Мутасимом и как будто волею случая поставленного во главе его тюркских войск. Во время его пленения он был уже солдатом поскольку он играл военную роль с 817 года спасая жизнь будущего халифа.

Такая аргументация единственная позволяющая учесть два единственных источника что мы имеем по прохождению Ашинаса, вместо произвольного выбора одного из них и игнорирования как

с.199

свидетельства самого халифа, так и свадебного эпизода, редких данных просопографического и социального характера.

Наконец заметим что эта правдоподобная гипотеза построена лишь на базе классических арабских источников. Новые данные из Центральной азии, полностью независимые, укрепят ее.

Данные Центральной Азии

В 1999 году были опубликованы новые прочтения наиболее древних надписей первой тюркской империи, написанных согдийскими письменностью и языком, в то время лингва франка Центральной Азии. Эти надписи дали наконец изначальное имя сакральной династии тюрок, которое ранее знали лишь в китайской транскрипции в форме Ашина 阿史那 (тогда произносившееся ʔаsi'na'). Эдуард Шаванн уже предлагал, с тех пор прошел век, что имя геерала Ашинаса это не что иное как арабская транскрипция того же имени, гипотеза которую Гордон упомянул и которую отверг доверяя Беквиту. Конечный -с арабской формы действительно трудно объясним исходя из китайской формы.

Но сегодня это уже не тот случай: благодаря этим новым прочтениям, известно что имя правящего клана тюрок транскрибировалось в согдийском 'šn's, то есть в точности Ашинас. Это не титул - с позволения Беквита - а имя клана.

Еще более чем титул кагана, носимый многочисленными вождями более или менее важных племен, имя Ашинас в Центральной Азии было, как я показал в третьей главе, вместилищем кут'а, сакральной и божественной власти, тюрского эквивалента иранского фарна. В Карабалгасунской надписи, написанной между 808 и 821, уйгуры все еще бахвалятся поражением нанесенным ими Ашинасам, доказательство что имя это всегда значило нечто в Центральной Азии 9 века, даже в тот момент когда Ашинас поступает на службу к Аббасидам. С другой стороны, у нас есть многочисленные примеры принцев Ашинас во главе китайских войск на протяжении всей истории прямых контактов между Китаем и Центральной Азии в 6-8 веках. Лишь в качестве одного примера, именно принц Ашинас, Ашина Шээр 阿史那社爾, который покорил

с.200

часть Центральной Азии для Танов в середине 7 века. Позже, еще в 761 году, мы находим принца Ашинас в действии со своими племенами в Китае во время правления четырех согдо-тюркских императоров. Китай вскоре оказался полностью отрезанным от Центральной Азии и не мог более нанимать многочисленных отвергнутых из рассеянных ветвей тюркской имперской семьи. Однако два поколения разделяют этих последних Ашинас на службе Тан или Ань Лушаню от Ашинаса на службе Аббасидам. Центральная Азия служила резервуаром солдат из династий до мусульманского периода и ничто не позволяет ни хронологически ни политически забыть этот глобальный контекст.

Грубо говоря, совершенно невозможно чтобы Мутасим случайно поставил во главе своих тюркских армий носителя имени предковой и сакральной династии тюрок, все время живого символа политической легитимности в течение больше двух веков в степи. Ашинас добился на халифской службе того что его близкие предки делали поколениями на службе Китаю. Тюрки имели политическую историю, мифических основателей, иерархию до того как прибыть в Ирак. И если историки настолько же недружелюбные к тюркам насколько и таковые из Багдада это не знают, политика следуемая Мутасимом показывает что он это знал.

Если мы вернемся на мгновение к тексту Масуди о свадьбе между детьми Афшина и Ашинаса, все обретает смысл. Теперь мы прекрасно понимаем что происходило при дворе халифа в 839 году: Афшин получил честь женить своего сына на принцессе из королевской династии тюрок. Честь и знатность, непонятные в рамках мамлюкской парадигмы, напротив превосходно стоят на своем месте если речь идет о союзе между королевским домом Уструшаны и наследницей Ашинас. В первой части, я показал что Афшины Уструшаны были, по отношению к королевской династии тюрок, выскочками. Лишь центральноазиатская интепретация может дать смысл этому тексту и всему эпизоду. Именно в рамках Центральной Азии и термина кут и даже несмотря на крах своего клана Ашинас мог претендовать на превосходство над Афшином. Здесь мы находимся в присутствии согдо-тюркского брака на вершине иерархии знати, как тому есть пример, ранга несколько менее значительного, в согдийских текстах с горы Муг. Самарканд объясняет здесь Самарру лучше чем Багдад мог бы это сделать.

с.201

Параллель: Сул Эр-Тигин 

Есть и другие примеры, весьма близкие к случаю с Ашинасом, знатных тюрок захваченных в Центральной Азии и приведенных в цепях в Самарру, где они стали служить халифу и стремительно поднялись в иерархии. Случай Сул Эр-тигина особенно значителен и полностью подтверждает анализ предложенный выше.

Сул Эр-тигин был приведен в Самарру с двумя сотнями его людей в 836/221 году хиджры. Он был немедленно освобожден:

"В этом году Сул Эр-тигин и люди его страны прибыли в цепях. Их освободили от их цепей, посадили на коней, всего примерно две сотни человек" (Табари, III).

Он быстро стал губернатором Дамаска, в 840-841/226 году хиджры.

Это был знатный тюрк, и его имя, и факт что его сопровождали две сотни его людей на это указывают. Босворт резонно определяет его как члена королевской семьи Чол, тюрок обосновавшихся в степях Дихистана, между юго-восточным углом Каспия и югом Арала. Сул был уже известен в арабских источниках веком ранее в качестве дихкана Гургана и Дихистана.

После его захвата и перемещения, ему немедленно вернули его высокий ранг. Его случай в точности параллелен таковому Ашинаса, за исключением того что тот прибыл в Ирак позже. Захват в плен не стер его знатности, и именно эта знатность оказалась использованной.


Нет ничего удивительного в том факте что Ашинас был знатным человеком. Известно что Мутасим обращался к знатным тюркам чтобы организовать свои войска - выше я подчеркнул что ничто не позволяет разделять случаи Джуффа ибн Ялтекина, Хакана Уртуджа или Улуг Таркана от таковых у других командиров из Центральной Азии. Однако имея Ашинаса в качестве раба, которого считали низкого происхождения, но при этом бывшего главой принципиального корпуса тюркских солдат, этот факт был приуменьшен несмотря на его прямолинейность в источниках. Раз эти тюрки,

с.202

интегрированные в знатную группу из Центральной Азии, мы констатируем что Мутасим полагался на тюрко-согдийскую знать во всей ее многообразии, со всей ее историей и всеми ее войсками, с момента отвержения падшей имперской семьи степи, прошедшего у всех королей Центральной Азии. Весьма малочисленны те офицеры что не вписываются в этот кадр.

[De la Vaissière, Étienne. Samarcande et Samarra. Élites d'Asie centrale dans l'empire abbasside - Paris: Peeters, 2007 - p.194-202]

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможно чачские Ашина:)

4 minutes ago, Ашина Шэни said:

ЧАЧСКИЕ ТЕГИНЫ

В Чаче, соответствующем современному Ташкенту, тюркские вожди держали бразды правления, начиная с седьмого века. "Новая история династии Тан" упоминает, что западные тюрки убили короля Чача в 605 году и поставили тегина Фучжи (кит. 特勒匐職 тэлэ Фучжи) в качестве правителя страны. Вероятно, что Фучжи был тюрком, так как он использовал тюркский титул тегин, обозначающий, что он был сыном, младшим братом или другим родственником кагана. Вплоть до середины 8 века, наследники Фучжи иногда имели распознаваемые тюркские имена и всегда носили тюркский титул тудун (吐屯тутунь), который номинально обозначал представителя кагана в оазисном владении. 

Известны следующие наследники Фучжи: в 658 году правителем был Кан Тудун Шэшэти Юйцюйчжаому (кит. 瞰土屯攝舍提於屈昭穆). Шэшэти это также имя западнотюркского племени. В 713 году правителем был Багатур Тудун (кит. 莫賀咄吐屯 Мохэдо тутунь). Багатур было довольно распространенным тюркским именем. В 741 правителем был Ина Тудун Цюйлэ (кит. 伊捺吐屯屈勒). Не считая титула тудун, Ина Тудун Цюйлэ не является распознаваемым тюркским именем, зато сына этого правителя звали Нацзюй Чэбиши (кит. 那俱車鼻施). Чэбиши было тюркским именем или титулом. 

[Skaff, J.K. Western Turk Rule of Turkestan’s Oases in the Sixth through Eighth Centuries //The Turks. Ankara: Yeni Türkiye, 2002 - p.7]

Происхождение этой династии от Ашина подтверждается многократными использованиями тамг этого рода на монетах средневекового Чача, среди которых есть и таковые с надписью "эта монета принадлежит Тегину, королю Чача"B)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дополнительная информация по ферганским и тохаристанским Ашина:

6 minutes ago, Ашина Шэни said:

К югу от Окса в Тохаристане, китайские записи говорят нам, что правители носили тюркский титул джабгу (葉護 еху), который обычно давали членам тюркского имперского клана Ашина. Связь с тюркским правящим кланом подтверждается тем фактом, что джабгу в 650е годы звался Ашина Ушибо (кит. 阿史那烏濕波). В течение следующего века один из трех известных наследовавших джабгу, Кутлуг Дун Тарду (骨咄祿頓達度 Гудолу Дунь Даду), правивший в 729 году, имел узнаваемое тюркское имя. Тюркские имена и титулы правителей также общеупотребительны в документах, написанных на бактрийском языке.  

[Skaff, J.K. Western Turk Rule of Turkestan’s Oases in the Sixth through Eighth Centuries //The Turks. Ankara: Yeni Türkiye, 2002 - p.5-6]

 

5 minutes ago, Ашина Шэни said:

Шаванн справедливо полагает, что Асэна это ошибочное написание Ашина, являвшегося именем имперского тюркского клана. После смерти Шуни, его сын Эбочжи наследовал ему. Эбочжи похоже учредил систему совместного тюрко-местного управления, когда он назначил племянника Циби править одним городом, а себя - другим. Неясно, как долго длилась эта система совместного правления, но в 739 году царь Ферганы, Арслан Таркан (阿悉爛達干 Асилань Дагань) имел тюркские имя (Арслан) и титул (таркан).

[Skaff, J.K. Western Turk Rule of Turkestan’s Oases in the Sixth through Eighth Centuries //The Turks. Ankara: Yeni Türkiye, 2002 - p.6-7]

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Высока вероятность того, что это монеты ферганских Ашина.

Just now, Ашина Шэни said:

ДРЕВНЕТЮРКСКАЯ МОНЕТА ИЗ ФЕРГАНЫ С ТЮРКСКОЙ РУНИЧЕСКОЙ НАДПИСЬЮ "КАГАН" (7-8 ВЕКА)

U5KknqQHkfI.jpg

Изображение головы принца с длинными волосами, скошенными глащами и тонкими усами. Справа и слева древнетюркские рунические легенды. Легенда на левой стороне читается как: qğn (каган) - "Король". Поскольку легенда справа невнятна, состоя из таких слов как knm?, она не имеет смысла. 

Обратная сторона: тамга, очень близкая к монетам джабгу-кагана и Тун-джабгу-кагана. Вокруг согдийская легенда. Надпись начинается против часовой стрелки. Под вопросом мы предлагаем читать это как: γ'γ'[n] pny? - "Деньга? Кагана". 

Диаметр 20.2 мм. Вес 2 г. Место находки - Кува, ферганская долина. Бронза. 

[Dr. Gaybullah Babayar. Köktürk Kağanlığı Sikkeleri Kataloğu. The Catalogue of the Coins of Turkic Qaghanate. - Ankara: Tika, 2007 - p.151]

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...