Перейти к содержанию
Ашина Шэни

Самарканд и Самарра: Элиты Центральной Азии в Аббасидской империи

Рекомендуемые сообщения

ПОСЛЕ АНЗЕНСКОГО ПОРАЖЕНИЯ ВИЗАНТИЙСКИЙ ИМПЕРАТОР НАЧАЛ НАНИМАТЬ ТЮРОК)))

Визaнтийские императоры, немного времени спустя поражения при Анзене, создали личную армию, часть которой, в весьма ограниченном размере, состояла из тюрок, хазар и ферганцев. Процедуры найма ферганцев были сложнее для императоров чем для халифам по очевидным географическим причинам. Ферганские наемники должно быть проходили через хазарскую империю. Два двора, константинопольский и багдадский, таким образом функционировали зеркально и разделяли схожие идеи о военной ценности тюрок.

Французский согдолог Этьен де ла Вэссьер

[De la Vaissière, Étienne. Samarcande et Samarra. Élites d'Asie centrale dans l'empire abbasside - Paris: Peeters, 2007 - p.223-224]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И подытожим это дело красивой цитатой халифа Мутасима, создателя тюрко-самаррской военной системы;)

"Нет в мире народа более смелого, более многочисленного и более упорного против врагов, чем Тюрки. Когда в силах они нападать на врагов своих, никто не может противостоять им".

Арабский халиф аль-Мутасим Биллах (833-842)

[De la Vaissière, Étienne. Samarcande et Samarra. Élites d'Asie centrale dans l'empire abbasside - Paris: Peeters, 2007 - p.223]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Когда читаешь древние арабские источники мы можем увидеть примеры того что кочевое население Хорасана,Хорезма и Мавераннахра являются тюрками(несмотря на тогдашний обычай в халифате отмечать религиозную принадлежность групп населения ,а не их этническое происхождение) и не видим не одного случая где отмечалось бы ираноязычных кочевников в этих регионах.Из этого мы можем сделать вывод что уже к приходу арабов кочевое население этих регионов было исключительно только тюркским.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
7 минут назад, Shamyrat сказал:

Когда читаешь древние арабские источники мы можем увидеть примеры того что кочевое население Хорасана,Хорезма и Мавераннахра являются тюрками(несмотря на тогдашний обычай в халифате отмечать религиозную принадлежность групп населения ,а не их этническое происхождение) и не видим не одного случая где отмечалось бы ираноязычных кочевников в этих регионах.Из этого мы можем сделать вывод что уже к приходу арабов кочевое население этих регионов было исключительно только тюркским.

Возможно и так. При этом местное оседлое и возможно полуоседлое население говорило на иранских - хорезмийском и согдийском языках. Имена правителей - Гурак, Диваштич, монеты с согдийским письмом, все это определяет их иранский бэкграунд.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, Rust сказал:

Возможно и так. При этом местное оседлое и возможно полуоседлое население говорило на иранских - хорезмийском и согдийском языках. Имена правителей - Гурак, Диваштич, монеты с согдийским письмом, все это определяет их иранский бэкграунд.

Уважаемый Рустам почему вы думаете что во времена халифата в этом регионе жили полуоседлые иранцы?Вроде бы никаких упоминаний о таком в источниках нету

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
13 часов назад, Shamyrat сказал:

Уважаемый Рустам почему вы думаете что во времена халифата в этом регионе жили полуоседлые иранцы?Вроде бы никаких упоминаний о таком в источниках нету

Уважаемый Шамурат, это лишь предположение исходящее из ситуации, когда кочевое тюркоязычное население начинает осваивать эти территории, понятно, что кроме ираноязычных там никого больше не было. Значит вполне можно предположить, что часть этих аборигенов были полу или кочевниками.

Надо смотреть данные по хорезмийским кочевникам.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что мы видим по хорасанским  кочевникам и полукочевникам в сасанидское время,ими были эфталиты(авделы,абделы у разных византийских авторов по разному)или по другому белые гунны,но как только приходят арабы кочевниками становятся вдруг тюрки и ни намёка на абделов.Ну не может народ вдруг исчезнут.Поэтому мы можем предположить что белые гунны и хорасанские тюрки идентичны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Мое мнение такое. Судя по именам эфталитов, самоназвание которых было "хион", они были не тюрками. Имена их правителей явно не тюркские - Вахшунвар, Тораман, Михиракула, Гатфар. Именно эфталиты столкнулись с тюрками в битвах за торговые пути.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 13 April 2017 at 11:28 PM, Rust said:

Мое мнение такое. Судя по именам эфталитов, самоназвание которых было "хион", они были не тюрками. Имена их правителей явно не тюркские - Вахшунвар, Тораман, Михиракула, Гатфар. Именно эфталиты столкнулись с тюрками в битвах за торговые пути.

Рустам агай, вообще то нам китайцы ясно пишут что эфталиты произошли с севера китайской границы и спустились в Афган с Алтая. А мы то знаем чьи земли были на севере Китая:D Те же китайцы нам пишут что родня эфталитов это гаоцзюй и описывают эфталитов как типичных кочевников.  Сами себя эфталиты звали хун (по любезному сообщению Игоря Сабирова), их так и соседи звали, в особенности согдийцы и индусы. Индусы хунами звали до эфталитов лишь сюнну, а согдийцы после эфталитов хунами звали тюрок Ашина. Как я уже говорил, спустились эфталиты в Афган с Алтая, а на Алтае как раз в эпоху откочевки эфталитов Вэйшу фиксирует сюнну. Очевидно что эфталиты осколок хуннов, сохранивший свое имя. Имена иранские конечно у них есть, это естественно с учетом того что они правили в основном иранцами. Но и тюркских тоже предостаточно, в том числе и среди тех что перечислили вы: Акшунвар - Ак Шонгар (белый сокол, этимология Вамбери), а по Михиракуле и Торамане нам вот что ученые пишут:

Так, теофорное имя царя индийских эфталитов Михиракулы, имея в основе средне-персидский вариант имени Митры, второй частью имеет слово qula~gula, которое поддается дешифровке лишь из тюркских языков, восходя либо к ogul "сын", либо к qul "раб" (в целом "сын Митры" или "раб Митры"). Имя Тораманы дешифруется из Torа - чуваш. tora "бог" +man - характерный, уже мертвый в тюркских языках суффикс образования собственных имен, отраженный в этнониме türk+man, ko-man и др."

[С.П.Толстов. Древний Хорезм. - М.: МГУ, 1948 - стр. 277]

Существуют, как указано выше, некоторые доказательства использовантя тюркского языка среди эфталитов. Имя Михиракула возможно представляет собой санскритизацию тюркского обозначения михр-кул "раб Митры", знакомая теофорная формация. Бактрийские документы также демонстрируют несколько тюркских королевских титулов, хотя эти можно также объяснить поздней тюркской инфильтрацией южнее Окса.

A.D. Bivar, "Hephthalites" //Encyclopedia Iranica
http://www.iranicaonline.org/articles/hephthalites последний абзац

Индийская надпись Торамана Шаха

"Какой бы ни была благодетель от этого, пусть будет это для обретения высшего знания родителями, учителями Джамбудвипы что знаменита кормилицами и кормильцами - разделение будучи предпочтительным - более того, братьями, сестрами, женами, сыновьями и дочерями лорда Вихара Рота-Сиддхавриддхи, всеми королевами, принцами и принцессами великого короля Торамана Шаха Джаувла и всеми созданиями".

Комментарий Дж. Бюхнера: "Имя Торамана ни санскритское ни пракритское но скорее всего чужеземное. Профессор Дж. Карабачек из Вены информирует меня что оно тюркское, где töramân, tûramân или töremen означает "мятежник" или "восставший", и он склонен связывать Джаувла с jvl "сокол". Лага-Турман упомянут Аль-Бируни, том 2, с.13 (перевод Sachau), как последний король тибетской (?) или тюркской династии Шахи из северной Индии, из которой происходил Каник (Канишка?)".

[G. Bühler. The New Inscription of Toramana Shaha //Epigraphia Indica I - Calcutta, 1892, (reprint.) New Delhi, 1983 - р.239, 241]

И в целом в первоисточниках эфталиты тюрки - для согдийцев они Хун, для индусов они Хуна и Турушка, для арабов и сирийцев они Тюрки, для китайцев они родня Гаоцзюй, для тибетцев они Абделы из 12 племен Бугчор Другу-Тюрок.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 13.04.2017 в 19:41, Shamyrat сказал:

эфталиты(авделы,абделы у разных византийских авторов по разному)или по другому белые гунны

эфталиты= новые (белые) хунны (или гунны), это военное объединение первых веков н.э., в которое входили представители разных племен, в том числе мадьяры (угры), которых называли 

Цитата

 

ХУНГАР  на казахском языке - переводится как ВЫХОДЕЦ из ХУННУ.

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/539-vengry-madiary-kto-oni/page-7#entry150458

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
В 15.04.2017 в 12:00, Ашина Шэни сказал:

Рустам агай, вообще то нам китайцы ясно пишут что эфталиты произошли с севера китайской границы и спустились в Афган с Алтая. А мы то знаем чьи земли были на севере Китая:D Те же китайцы нам пишут что родня эфталитов это гаоцзюй и описывают эфталитов как типичных кочевников.  Сами себя эфталиты звали хун (по любезному сообщению Игоря Сабирова), их так и соседи звали, в особенности согдийцы и индусы. Индусы хунами звали до эфталитов лишь сюнну, а согдийцы после эфталитов хунами звали тюрок Ашина. Как я уже говорил, спустились эфталиты в Афган с Алтая, а на Алтае как раз в эпоху откочевки эфталитов Вэйшу фиксирует сюнну. Очевидно что эфталиты осколок хуннов, сохранивший свое имя. Имена иранские конечно у них есть, это естественно с учетом того что они правили в основном иранцами. Но и тюркских тоже предостаточно, в том числе и среди тех что перечислили вы: Акшунвар - Ак Шонгар (белый сокол, этимология Вамбери), а по Михиракуле и Торамане нам вот что ученые пишут:

Так, теофорное имя царя индийских эфталитов Михиракулы, имея в основе средне-персидский вариант имени Митры, второй частью имеет слово qula~gula, которое поддается дешифровке лишь из тюркских языков, восходя либо к ogul "сын", либо к qul "раб" (в целом "сын Митры" или "раб Митры"). Имя Тораманы дешифруется из Torа - чуваш. tora "бог" +man - характерный, уже мертвый в тюркских языках суффикс образования собственных имен, отраженный в этнониме türk+man, ko-man и др."

[С.П.Толстов. Древний Хорезм. - М.: МГУ, 1948 - стр. 277]

Существуют, как указано выше, некоторые доказательства использовантя тюркского языка среди эфталитов. Имя Михиракула возможно представляет собой санскритизацию тюркского обозначения михр-кул "раб Митры", знакомая теофорная формация. Бактрийские документы также демонстрируют несколько тюркских королевских титулов, хотя эти можно также объяснить поздней тюркской инфильтрацией южнее Окса.

A.D. Bivar, "Hephthalites" //Encyclopedia Iranica
http://www.iranicaonline.org/articles/hephthalites последний абзац

Индийская надпись Торамана Шаха

"Какой бы ни была благодетель от этого, пусть будет это для обретения высшего знания родителями, учителями Джамбудвипы что знаменита кормилицами и кормильцами - разделение будучи предпочтительным - более того, братьями, сестрами, женами, сыновьями и дочерями лорда Вихара Рота-Сиддхавриддхи, всеми королевами, принцами и принцессами великого короля Торамана Шаха Джаувла и всеми созданиями".

Комментарий Дж. Бюхнера: "Имя Торамана ни санскритское ни пракритское но скорее всего чужеземное. Профессор Дж. Карабачек из Вены информирует меня что оно тюркское, где töramân, tûramân или töremen означает "мятежник" или "восставший", и он склонен связывать Джаувла с jvl "сокол". Лага-Турман упомянут Аль-Бируни, том 2, с.13 (перевод Sachau), как последний король тибетской (?) или тюркской династии Шахи из северной Индии, из которой происходил Каник (Канишка?)".

[G. Bühler. The New Inscription of Toramana Shaha //Epigraphia Indica I - Calcutta, 1892, (reprint.) New Delhi, 1983 - р.239, 241]

И в целом в первоисточниках эфталиты тюрки - для согдийцев они Хун, для индусов они Хуна и Турушка, для арабов и сирийцев они Тюрки, для китайцев они родня Гаоцзюй, для тибетцев они Абделы из 12 племен Бугчор Другу-Тюрок.

Ув. Ашина Шени, спасибо за пояснения :)

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ДРЕВНЕТЮРКСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Какой была предыстория многочисленных тюрок, участвовавших в политической жизни Багдада и Самарры 9 века? Здесь китайские, а также тюркские источники играют наиболее важную роль. Благодаря им мы обладаем достаточно детальным и подробным видением тюркской цивилизации с 6 по 8 век, который отнюдь не совпадает с таковым, что дают нам арабо-персидские географы 10 века. 

Я специально использую здесь слово "цивилизация". Тюрки Самарры не появились из ниоткуда. Они принесли с собой всю их культуру, и они не были просто аджамами (варварами), детьми или бездушными роботами, как бы ни считали население Багдада или плохо информированные историки. У степи есть своя история, и то, что мы ее плохо знаем, не мешает многим сводить ее к одним солдатам, рабам и тюркским генералам. Первая тюркская империя возникла до хиджры и прожила уже век к тому моменту, когда первые мусульманские армии пришли в Центральную Азию. Тюркские империи вели дипломатию в масштабе всей Азии, они имели канцелярию, церемониал, административную иерархию, рациональную и инновационную военную организацию, эпиграфику, политические движения, города, позднее монеты - все то, что игнорировали авторы в Багдаде и о чем можно узнать, объединив византийские, китайские и тюркские источники. 

Французский согдолог Этьен де ла Вэссьер

[De la Vaissière, Étienne. Samarcande et Samarra. Élites d'Asie centrale dans l'empire abbasside - Paris: Peeters, 2007 - p.89]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Я - раб кагана, его прислуга". 

Гурек, царь Самарканда (710-737)

[De la Vaissière, Étienne. Samarcande et Samarra. Élites d'Asie centrale dans l'empire abbasside - Paris: Peeters, 2007 - p.96]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 15.02.2017 в 06:14, Ашина Шэни сказал:

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАРОДОВ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ

(мой перевод части главы "Политическая легитимность в степи")

Можно показать что политическая история степных обществ восходит к куда более ранним временам. Примеры: раньше нашего периода известно что титул каган, украшавший тюрок, использовался с 3 века нашей эры для обозначения верховных вождей правивших племен.

Заходя еще дальше, главный праздник тюрок, когда их племена собирались в честь летнего солнцестояния, уже отмечался хуннами. Сравним текст Чжоушу: "во второй декаде пятого месяца, тюрки собираются на реке Тамир и поклоняются духу Неба" и текст Шицзи: "в пятом месяце великое собрание имеет место в Лунчэне во время которого приносятся жертвы предкам хуннов, Небу и Земле, богам и духам". В свою очередь, монголы переняли у тюрок военную организацию туменов также как и их претензии на мировую империю. То что способы передачи этих обычаев ускользают от нас не позволяет тем не менее отрицать их преемственность и таким образом существование способов утверждения длительной законности в степи. 

Я показал в других работах что гунны прибывшие в Европу в конце 4 века возродили имя хуннов и претендовали на преемственность от них. Ничто не позволяет утверждать что эти способы утверждения законности, это возвращение к наследственным институтам степных империй прошлого исчезли телом и душой между второй тюркской империей и Мутасимом.

Это особенно верно для сферы сакральной власти. Известна важность принципа чингисханидов. Принадлежность к разным правящим ветвям происхожившим от завоевателя на протяжении нескольких веков была первым фактором политической легитимности. Сам Тамерлан не претендовал на более чем титул зятя м всю жизнь держал чингисханидского принца на троне. По сути тюрки задолго до монголов развили эту модель сакральной власти. 

Тюркские каганы говорили "подобные Небу и рожденные Небом". Они получали силу от кут'а, тюркского эквивалента иранского фарна. Их кровь нельза было проливать. Более того, происхождение от волка было одной из харакстеристик последовательных сакральных династий Центральной Азии: случай с чингисханидами, наследниками борте чинуа, синего волка, хорошо известер, но также известно что в эпоху хуннов, усуни имели миф об основателе включавшем волчицу, сделав из их принца полубога в глазах шаньюя хуннов. Также было и позже при гаоцзюях 4 века. Правящий клан Ашина 阿史那, доминировавший над двумя последовательными тюркскими империями, гордился подобным происхождением. Китайские тексты дают Ашина предков рожденных волчицей, в различных вариантах. Бугутская надпись, старейшая известная надпись тюркских империй, увенчана волчицей. 

[De la Vaissière, Étienne. Samarcande et Samarra. Élites d'Asie centrale dans l'empire abbasside - Paris: Peeters, 2007 - p.90-92]

 

Во второй декаде пятого месяца современные татары ежегодно собираются на красивых местах природы и отмечают Сабантуй.

Вот где оказывается где корни Сабантуя!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 04.09.2017 в 07:37, Ашина Шэни сказал:

ДРЕВНЕТЮРКСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Какой была предыстория многочисленных тюрок, участвовавших в политической жизни Багдада и Самарры 9 века? Здесь китайские, а также тюркские источники играют наиболее важную роль. Благодаря им мы обладаем достаточно детальным и подробным видением тюркской цивилизации с 6 по 8 век, который отнюдь не совпадает с таковым, что дают нам арабо-персидские географы 10 века. 

Я специально использую здесь слово "цивилизация". Тюрки Самарры не появились из ниоткуда. Они принесли с собой всю их культуру, и они не были просто аджамами (варварами), детьми или бездушными роботами, как бы ни считали население Багдада или плохо информированные историки. У степи есть своя история, и то, что мы ее плохо знаем, не мешает многим сводить ее к одним солдатам, рабам и тюркским генералам. Первая тюркская империя возникла до хиджры и прожила уже век к тому моменту, когда первые мусульманские армии пришли в Центральную Азию. Тюркские империи вели дипломатию в масштабе всей Азии, они имели канцелярию, церемониал, административную иерархию, рациональную и инновационную военную организацию, эпиграфику, политические движения, города, позднее монеты - все то, что игнорировали авторы в Багдаде и о чем можно узнать, объединив византийские, китайские и тюркские источники. 

Французский согдолог Этьен де ла Вэссьер

[De la Vaissière, Étienne. Samarcande et Samarra. Élites d'Asie centrale dans l'empire abbasside - Paris: Peeters, 2007 - p.89]

Самарра и Самара - есть ли что-нибудь общее?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 hours ago, Руслан (татар) said:

Самарра и Самара - есть ли что-нибудь общее?

Просто совпадение, вряд ли есть прямая связь. Во времени и пространстве разрыв большой. Самарра سامرا чисто арабское дело ну или персидское. У Самары же тюркская этимология, по Фасмеру: "Вероятно, из тюрк., ср. чагат. sаmаr «мешок», кирг. sаmаr «таз, кувшин»".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, Руслан (татар) сказал:

Самарра и Самара - есть ли что-нибудь общее?

Вполне возможно и есть связь между Самарой,Самаркандом ,Самарой и Палестинской Самарой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, Ашина Шэни сказал:

Просто совпадение, вряд ли есть прямая связь. Во времени и пространстве разрыв большой. Самарра سامرا чисто арабское дело ну или персидское. У Самары же тюркская этимология, по Фасмеру: "Вероятно, из тюрк., ср. чагат. sаmаr «мешок», кирг. sаmаr «таз, кувшин»".

Я даже не сомневался, что скажете совпадение. А шумеры и дер Шумерлы в Чувашии тоже? Город Камышлы в Сирии тоже?

Фасмер ведь не знает, говорить вероятно.

А всяких Казанов в мире сколько.....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, Руслан (татар) said:

Я даже не сомневался, что скажете совпадение. А шумеры и дер Шумерлы в Чувашии тоже? Город Камышлы в Сирии тоже?

Фасмер ведь не знает, говорить вероятно.

А всяких Казанов в мире сколько.....

А что я еще должен был сказать?;) Во времени и пространстве между двумя городами большой разрыв и никаких прямых связей между ними в источниках не фиксировано. Вывод следует из этого только один. Ни один приличный ученый не станет на основании одного сходства имен утверждать о 100%-ной связи. 

По остальным тоже видимо совпадения. Если конечно у вас нет в отношении сих мест и народов чего-то большего, чем просто сходства имен. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
В 02.10.2017 в 04:04, Руслан (татар) сказал:

Я даже не сомневался, что скажете совпадение. А шумеры и дер Шумерлы в Чувашии тоже? Город Камышлы в Сирии тоже?

Фасмер ведь не знает, говорить вероятно.

А всяких Казанов в мире сколько.....

Вы на полном серьезе полагаете, что шумеры проникли в Чувашию и основали деревню Шумерлы? 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 03.10.2017 в 14:13, Rust сказал:

Вы на полном серьезе полагаете, что шумеры проникли в Чувашию и основали деревню Шумерлы? 

А куда же они делись, все вымерли?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
8 часов назад, Руслан (татар) сказал:

А куда же они делись, все вымерли?

Да нет, живые до сих пор. Вы случайно не из них?

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 13.10.2017 в 09:00, Rust сказал:

Да нет, живые до сих пор. Вы случайно не из них?

А вы сторонник теории, что все исторические народы вымерли, вместо них появляются новые? Например, все скифы вымерли и появились абсолютно новые народы со своими языками?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О шумерах из Молгена:

Какая Y-гаплогруппа была у шумеров?

 

Акпер Алиев


Аннотация
Автор на основании совокупности данных выдвигает версию о том, что первоначальные носители шумерского языка, переселившиеся в Междуречье, могли быть носителями Y-гаплогруппы R1a1a (M17).

Первые цивилизаторы. Что мы знаем о них?
Чуть больше пяти тысяч лет назад в Междуречье появляются шумеры – создатели первой на Земле цивилизации. На протяжении эпох в низовьях Тигра и Евфрата был распространён шумерский язык, пока постепенно не был вытеснен аккадским.

Откуда шумеры пришли в Междуречье точно неизвестно. Согласно их собственным преданиям, они приплыли в Месопотамию из «страны с высокими горами», а в пути делали длительную остановку на острове Дильмун (совр. Бахрейн). 

Проблему происхождения шумеров можно решить с привлечением лингвистики, антропологии и ДНК-генеалогии.

Шумерский язык как ключ к разгадке
Шумерский язык не удавалось отождествить ни с одной из ныне известных семей.

В. Ребрик проводил сопоставления шумерского языка с картвельской семьёй [1]. А. Кифишин высказал гипотезу о родстве шумерского с языками мунда [2]. П. Манансала выдвигал аргументы в пользу родства с языками австронезийской семьи [3]. С. Парпола аргументировал родство с финно-угорской семьёй [4].

В 2001 г. Я. Браун выдвинул аргументы в пользу родства шумерского языка с тибето-бирманскими (337 соответствий, в том числе показатели 1-го и 2-го лица ед. ч. местоимений, числительные, обозначение частей тела и термины родства, фонемные соответствия, словообразование и элементы морфологии) [5]. В 2004 г. он дополнил список соответствий до 341-го, опубликовал список основных омонимов и синонимов, а также список именных префиксов, совпадающих в данных языках [6].

Ареал распространения тибето-бирманских языков охватывает горные системы Гималаев и Тибета, поэтому этот регион вполне подходит на роль «страны с высокими горами». На сегодняшний день это единственное сопоставление, имеющее не только лингвистическое, но и географическое обоснование. В более широком смысле шумерский и тибето-бирманские языки относят к гипотетической сино-кавказской макросемье, включающей в себя, помимо прочих, и язык бурушаски, также представленный в смежном горном районе Пакистана.

Итак, по предварительным лингвистическим данным, в качестве прародины шумеров можно рассматривать горную систему Гималаев и Тибета.

Внешний древних шумеров
Прояснить вопрос происхождения шумеров можно и с помощью антропологии. При раскопках в Шумере было обнаружено царское кладбище, относящееся к 2550 г. до н. э. [7].

Всего на кладбище было 16 царских гробниц, из которых уцелели только две – усыпальницы царицы Пуаби и царя Абарги. Погребальный ритуал сопровождался человеческими жертвоприношениями – в гробницах были обнаружены несколько десятков мужских и женских скелетов слуг и рабов.

Антропологическая реконструкция внешнего облика шумеров по их останкам и изображениям говорит о том, что их физический тип был тот же, что и у современного насееления Ближнего Востока. Это были смуглые люди с курчавыми или волнистыми чёрными волосами, с выпуклым или прямым носом и обильной растительностью на лице и на теле, что характерно для средиземноморской расы [8]. По факту, позднейшие вавилоняне – антропологические тот же народ, что и шумеры, но сменивший язык [9]. Антропологические данные не выявляют никаких отличий между шумерами и окружающим населением региона.

Но необходимо отметить, что антропологические данные, вследствие их изменчивости, не могут считаться надёжной информацией о раннем этапе формирования народа. Антропологически разные народы в результате межрасовых браков могут через несколько поколений утратить свой изначальный антропологический тип и слиться с окружающим населением.

Возможные гаплогруппы шумеров
В настоящее время появилась возможность внести ясность в вопрос этногенеза шумеров, а именно, использовать возможности ДНК-генеалогии. Очевидно, что для исчёрпывающего ответа на вопрос о происхождении шумеров необходимы тесты Y-ДНК останков царя Абарги. Y-ДНК анализ останков рабов в данном случае малонадёжен, поскольку рабы могли быть людьми нешумерского происхождения.

Вполне вероятно, что за давностью времени анализ Y-ДНК останков из шумерских гробниц уже невозможен. Если это так, то остаётся исходить из того, что гаплогруппы изначальных носителей шумерского языка могли хотя бы частично сохраниться как у современных арабов Ирака и Кувейта, так и у тибето-бирманских народов Северной Индии. Но необходимо помнить, что в Ираке мигранты из Южной Азии могли появиться вместе с многочисленными поздними нашествиями.

По всей видимости, первые шумеры, прибывшие на кораблях в Междуречье более 5 тыс. лет назад, составляли группу из нескольких десятков человек – вряд ли массовая миграция морским путём в то время была невозможна. Также это означает, что возраст «шумерской» гаплогруппы на Ближнем Востоке должен значительно превышать 5 тыс. лет.

Согласно [10], у иракцев выявлены следующие гаплогруппы: J (12f2) – 33,1%, J2 (M172) – 25,2%, E1b1b1 (M35) – 10,8%, R1b1b2 (M269) – 10,8%, T (M70) – 7,2%, R1a1a (M17) – 6,5%, G (M201) – 2,2%, E1b1a (M2) – 1,4%, K* (M9) – 1,4%, I (M170) – 0,7%, F (M89) – 0,7%. По данным [11], у арабов Кувейта представлен следующий набор гаплогрупп: J-M267 – 79,5%, R-M17 – 6,8%, E-M123 – 6,1%, G-P15 – 3,4%, R-P25 – 1,4%, E-M78 – 0,7%, K-M70 – 0,7%, Q-M242 – 0,7%, R-M124 – 0,7%.

Обобщая данные обоих источников можно сказать, что у арабов низовьев Тигра и Евфрата с большим отрывом лидируют субклады ближневосточной по происхождению гаплогрупп J (свыше 50%).

Набор гаплогрупп тибето-бирманских народов горной системы Гималаев по данным [12]: O3e (M134) – 57,3 %, K (M9) – 27,1 %, O3 (M122) – 7 %, O2 (M95) – 3,1 %, F (M89) – 2,3 %, DE (M1) – 1,6 %, P (M45) – 0,8 %, D1 (M15) – 0,8 %. Источник [13] сообщает такие данные: O2a – 59,8%, O3e – 28,3%, K* – 4,3%, D – 3,3%, O* – 2,2%, O2a1 – 1,1%, R1a1 – 1,1%.

Обобщая данные обоих источников можно сказать, что у тибето-бирманских народов Гималаев и Тибета с большим отрывом лидируют субклады восточно-азиатской по происхождению гаплогруппы O (свыше 60%).

Гаплогруппа R1a1a в Южной и Западной Азии
Строго говоря, набор гаплогрупп арабов Ирака и Кувейта и тибето-бирманских народов горной системы Гималаев и Тибета сильно разнится. На основании источников, общей для обоих групп популяций и статистически значимой является лишь гаплогруппа R1a1a (M17).

По данным арабского ДНК-проекта [14], из 606 участников 27 человек (4,5%) относятся к гаплогруппе R1a1a (M198). В статье [15] указывается, что из 156 обследованных в Тибете R1a1a обнаружена у 3 чел. (2%), в Непале – у 46 чел. из 188 (24,5%). У буришей носителями R1a1a оказалось 24 чел. из 96 обследованных (25%).

Очевидно, что для обоснования нашей версии необходимо оценить возраст ближневосточных субкладов R1a1a. Если предположение верно, то что за более чем пятитысячелетнее присутствие R1a1a на Ближнем Востоке здесь скорее всего возникли местные нисходящие субклады. Зная возраст этих субкладов можно будет оценить примерный период появления R1a1a в Западной Азии.

По оценкам авторов [15], общий возраст R1a1a* в Индии составляет 15,8 тыс. лет. Данные в Ираке и Кувейте не представлены, но есть данные по территориально близким Ирану и ОАЭ. Возраст R1a1a в Иране – 9,4 тыс. лет, ОАЭ – 9,7 тыс.

Формально, эти возрасты не противоречат версии о миграции населения из Южной Азии в Западную.

Разумеется, что данное исследование носит более чем предварительный характер. Автор выражает надежду, что в будущем будут проведены тесты Y-ДНК шумерских останков, которые позволят дать окончательный ответ на вопрос об этногенезе шумеров.

Литература

1. Rebrik, Victor. Zur Frage kartwelo-sumerischer Sprachenfamilie. Интернет-ресурс.
2. Кифишин А. Г. Ассириологические заметки // Семитские языки. Материалы Первой конференции по семитским языкам 26-28 октября 1964 г. Выпуск 2 (ч.2). Издание 2-е и доп. — М., 1965. С. 786—792
3. Manansala, Paul Kekai. The Austric Origin of the Sumerian Language, Language Form, vol. 22, no.1-2, Jan.-Dec. 1996.
4. Simo Parpola. Sumerian: A Uralic Language. Rencontre Assyriologique Internationale, Moscow, July 23, 2007
5. Braun, Jan. Sumerian and Tibeto-Burman. Warsawa, Agade, 2001. 93 p.
6. Jan Braun. Sumerian and Tibeto-Burman. Agada, 2004
7.
Вулли Ч. Л. Ур халдеев. Пер. с англ., М., 1961.
8. И.М. Дьяконов. Люди города Ура. М., Наука, 1990
9. Дьяконов И. М. Языки древней Передней Азии. М., Наука, 1967.
10. Al-Zahery et al.
Y-chromosome and mtDNA polymorphisms in Iraq, a crossroad of the early human dispersal and of post-Neolithic migrations (2004).
11. Mohammad et al. Genetic structure of nomadic Bedouin from Kuwait, 2009
12. Su et al. Y-chromosome haplotypes reveal prehistorical migrations to the Himalayas, 2000
13. Trivedi et al. High Resolution Phylogeographic Map of Y-Chromosomes Reveal the Genetic Signatures of Pleistocene Origin of Indian Populations, 
14. Arab world DNA project
15. Underhill et al. Separating the post-Glacial coancestry of European and Asian Y chromosomes within haplogroup R1a.
European Journal of Human Genetics, 2009

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
В 15.10.2017 в 01:46, Руслан (татар) сказал:

А вы сторонник теории, что все исторические народы вымерли, вместо них появляются новые? Например, все скифы вымерли и появились абсолютно новые народы со своими языками?

А Вы считаете себя кем? Шумером, скифом, булгарином или татарином? Может проясните какие именно топонимы относятся к нахождению шумеров в Чувашии?

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...