Перейти к содержанию
Бахтияр

Этнографическая структура уйгурского народа и сословия

Рекомендуемые сообщения

История и происхождение этнографических групп, а также сословий

 

Уйгуры имеют с десяток этнографических групп в своем составе, они напрямую не связаны локальностью, каждая группа имеет свои отличия в языке, одежде, историческом способе хозяйствования, культурные обычаи, некоторые расовые отличия, а также свою историю. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этнографические группы не связаны напрямую с локальностью, 

турфанец поселившийся в Кашгаре не станет кашгарцем, разве что его потомки если они ассимилируются.

 

Некоторые группы не имеют вообще связи с географической локализацией, например, мачинцы или доланы, а ранее таранчи, нюгейты, матаны, ардбюль и другие. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этнографические группы возникали по ряду обстоятельств:

 

1. Разное этническое происхождение

2. Географические условия, горы, пустыни, которые способствовали относительной изоляции и обособленному развитию этнографических групп

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уйгурские субэтносы или юрты (уйг.юртлар/yurtlar) — исторически сложившиеся субэтносы (этнографические группыуйгуров, имеющие отличные друг от друга обычаи (урп-адат), традиционную одеждуговор или диалект, а также иногда антропологический типмузыкальную традицию и этническое происхождение

История формирования:

Править

Исторически современный уйгурский этносскладывался в сложных географических условиях пустыни Такла-Макан(уйгзаброшенное, покинутое место»), где проживание человека было возможно только в редких и отдаленных друг от друга оазисах, зачастую становившимися отдельными городами-государствами, со своими традициями государственности, религией, и этническим происхождением.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Турфанцы, турфанлыки (уйг.турпанлиқлар) — этнографическая группа(юртуйгуров. Говорят на турфанском говоре[источник не указан 70 дней] центрального диалекта новоуйгурского языка. Антропологически относятся в большинстве к смешанному южносибирскому типу расы, встречаются также представители монголоидной расы и европеоидной памиро-ферганского типа[источник не указан 70 дней]. Общая численность около 0,5 млн[источник не указан 70 дней]. В основном проживают в Турфанской долине, а также большое количество выходцев имеются в г. УрумчиКарамайКумул, потомки турфанских уйгуров также проживают в Казахстане и Киргизии[источ

Турфанская девушка: 

Uyghur_girl_in_Turpan,_Xinjiang,_China_-

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кашгарцы, кашгарлыки (уйг.қәшқәрлиқләр) — крупнейшая этнографическая группа (юртуйгуров. Говорят на кашгарском говоре центрального диалекта новоуйгурского языка. Антропологически относятся в большинстве к памиро-ферганскому типу европеоидной расы. Общая численность около 3,5-4 млн, в основном проживают в Кашгарском оазисе, множество кашгарцев также имеются в гг. УрумчиКульджаКарамай, потомки кашгарцев есть в уйгурских общинах центральноазиатских стран (много их в БишкекеТашкентеФерганской долине), а также в ПакистанеСаудовской АравииТурции, странах ЕвросоюзаСШААвстралии и Канаде.

Ввиду близкой культурной схожести между кашгарцами и жителями Ферганской долины (узбеками), кашгарцы постепенно ассимилировались, до настоящего времени сохранились лишь несколько анклавовкашгарцев в Ферганской долине, это — Пахтаабад (Андижанская областьУзбекистан) и Кашгар-Кишлак (Ошская областьКиргизия).

Ипархан: 

Iparxan.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотанцы, хотанлыки (уйг. хотәнликләр) — субэтнос (уйг. юртуйгурского народа, живущий в Хотанском оазисе. Говорят на хотанском или южном диалектеновоуйгурского языка. Антропологически относятся в большинстве к памиро-ферганскому типу европеоидной расы, встречаются также представители южносибирского типа. Общая численность около 300 тыс.

800px-Khotan-mercado-chicos-d01.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Доланы (уйгдоланлар) - субэтническая группа уйгуров, по происхождению вероятнее всего потомки монголов, осевших в Восточном Туркестане во времена Чингисхана, но некоторые исследователи предполагают также другие версии происхождения доланов.[1] Делятся на семь родов - "йәттә уруқ" (монг. долоо - семь, ураг - род). Проживают, в основном, в АксуКашгаре и Яркенде. Численность приблизительно около 100 тыс. Заняты в основном в сельском хозяйстве. Антропологически в большинстве относятся к смешанному расовому типу - туранскому.

Славятся как талантливые музыкальные исполнители. Известный представитель долан — Аркин Абдулла, популярный эстрадный певец в Китае.

Есть другое мнение: доланы - потомки саянских динлинов. Еще Л.Н.Гумилев доказал в своей фундаментальной работе "Древние Тюрки", что теле (деле) или теленгиты, тюркоязычный народ европеоидного происхождения (то есть, потомки саянских динлинов), сыгравшие важную роль в этногенезе древних тюрков. Кроме того, Л.Н.Гумилев упоминает чиди-уйгуров (красные или рыжие "ди", "динлины"). В современной Туве проживают немногочисленные представители тувинского рода "долаан" или "толаан" (исторически выходцы с запада Тувы - Монгун-Тайгинского кожууна, граничащего с Горным Алтаем - Исторической Родиной Тюрков). По сей день тувинцы (самоназвание - тыва, тывалар) называют алтайцев "делег". В состав тувинцев также входит род "ондар" (потомки онлар-уйгуров из правящего рода яглакар), представители которого помнят, что они уйгуры, хотя и считают себя тувинцами, впрочем, как и многие уйгуры в своё время стали называться узбеками.

Мой кореш из Кашгара, этнический доланец: помогал мне с поиском жилья в Кашгаре

14714512_1777281505819562_49434831770301

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лобнорцылоблыки (уйглопнурлуқләр) — субэтническая группа уйгуров, исторически проживающая в районе озера Лобнор. Разговаривают на лобнорском диалектеуйгурского языка. Происхождение неизвестно, сами себя считают потомками могулов, к этому склоняются также ряд исследователей[1]. Антропологически относятся к смешанному типу — южносибирскому. Имеют родовое деление, роды — йалла (йалла, йанлык и йан), джодак(джудак), калучу (калучи), каракошунлук(каракошуллук), кундуз (кумдус, кулдус)[1]. В основном заняты в сельском хозяйстве, рыболовстве, до недавнего времени также часто занимались охотой.

gallery_1073_41_98613.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Илийцы, кульджинцы (уйг. илилиқлар или ғулҗилиқлар; устаревшее название таранчи) — крупная этнографическая группа (юртуйгуров. Говорят на илийском говоре центрального диалекта новоуйгурского языка. Антропологически относятся в большинстве к смешанному южносибирскому типу, встречаются также представители памиро-ферганского типа европеоидной расы. Общая численность около 900 тыс.-1 млн, в основном проживают в Илийском крае, а также составляют большинство среди уйгуров Центральной Азии (АлматинскаяТалдыкорганская области Казахстана и Прииссыкулье в Киргизии), также широко расселены по региону, в г. Урумчи, потомки илийских уйгуров есть в Саудовской АравииТурции, странах ЕвросоюзаСШААвстралии и Канаде.

Таранчи (от слова «тары» — просо) — средневековый термин, употреблявшийся для обозначения оседлых мусульманских земледельцев китайской области Кульджа в современном СУАР, в особенности тех, кто имел тюркское или тюркско-монгольское происхождение. В некоторых источниках термин стал употребляться и по отношению ко всем земледельческим мусульманским народам тюркско-монгольского происхождения всей Средней Азии, так как в переводе с чагатайского языка попросту означает «земледелец», «крестьянин».

Садыр Павлан: 

Palvan_un.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Атушцы, атушские уйгуры, артушцы, артушские уйгуры (уйг. атушлуқлар) — небольшая субэтническая группа (юртуйгуров. Говорят на атушском говоре центрального диалекта новоуйгурского языка. Антропологически относятся в большинстве к памиро-ферганскому типу европеоидной расы, встречаются также представители южносибирскоготипа[источник не указан 73 дня]Общая численность около 350—400 тыс., в основном проживают в г. Артуш, вблизи Кашгара (35-45 км.), также как и кашгарцы атушские уйгуры широко расселены по региону, в г. УрумчиКульджаКарамай, потомки атушских уйгуров есть в уйгурских общинах центральноазиатских стран (много их в БишкекеТашкентеФерганской долине), а также в ПакистанеСаудовской АравииТурции, странах ЕвросоюзаСШААвстралии и Канаде[источник не указан 73 дня].

 

Махмуд Кашгари утверждал, что artujозначает «можжевельник» ('ar’ar), то есть вероятно дерево, которое в Туркестаненазывают арча.[2]

Атушцы, возводят своё происхождение от тюркского племени ягма[источник не указан 73 дня]. Из Артуша вышли первые караханидские правители, там же расположены мазары (мавзолеи) представителей династии, в том числе мавзолей султана Сатук Абдукерим Бограхана[3].

Несмотря на близость Кашгара (35-45 км.), атушцы не относят себя к кашгарцам, и разговаривают на своём говоре, имеют свои традиции, традиционную одежду, отличающиеся от кашгарских[источник не указан 73 дня].

Основное занятие артушцев с незапамятных времен — торговля. Ввиду гористой, каменистой и засушливой местности земледелие в Артуше было сложно вести и занимало в хозяйстве артушцев второстепенное место, основными развитыми культурами были фруктовые — инжирвиноградгранатыперсики и другие. Животноводство в Артуше было хорошо развито, как отгонное так и кочевое, артушцы, как правило, нанимали пастуховиз местных кочевых народов.

Торговали атушцы в разных регионах — в странах Центральной Азии, Индии, Афганистане, Китае, Сибири, в странах Ближнего и Среднего Востока. Атушские уйгуры наряду с кашгарцами в период Джунгарского ханства стояли у основания торгового города Чугучак, откуда вели торговлю с Сибирью и со Степью, и положили начало новому уйгурскому юрту — чугучакским уйгурам. В джунгарском ханстве торговля находилась, в основном, под контролем атушских и кашгарских уйгуров.

В период цинской империи много атушских уйгуров оседало в Кумуле (Хами), где были более удобные условия для ведения торговли с китайскими городами и монгольскими народами.

220px-Yulbars_Khan.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Бахтияр сказал:

Не стоит размещать с вики

Я со всем согласен. Сейчас буду скидывать советские работы учённых МГУ по антропологии уйгур. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Бахтияр сказал:

Некоторые группы не имеют вообще связи с географической локализацией, например, мачинцы или доланы, а ранее таранчи, нюгейты, матаны, ардбюль и другие. 

Можете рассказать об этой общине?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Бахтияр сказал:

Некоторые группы не имеют вообще связи с географической локализацией, например, мачинцы или доланы, а ранее таранчи, нюгейты, матаны, ардбюль и другие. 

Можете рассказать об этой общине? Меня также интересует т.н. абдалы. Как уйгуры Восточного Туркестана относятся к ним, их считают цыганами или этнографической группой своего народа? С ними бывают браки? Они исмаилиты? Как они выглядят, есть фотографии или описание?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, Turcoman сказал:

Можете рассказать об этой общине?

Вот что пишет Юдин, касательно них:

Группы ардбюль и хурасан, первая из которых проживает в оазисах Кашгара и Аксу, а вторая - "к востоку от Аксу - в оазисах Бай, Куча и частью Курла", и согласно преданию пришла сюда "еще в глубокой древности из Афганистана" [79], по-видимому, также восходят к могулам. Известно, что в XV в. тимурид Султан Абу Саид-мирза "вызвал Юнус-хана из Ирака и Хорасана" [80], поставил его ханом в могульском улусе и отправил в Могулистан, чтобы организовать противодействие Исан-Буга-хану. При этом по владениям тимуридов дважды собирали могулов и передавали их Султан Йунус-хану [81]. По-видимому, потомками этих могулов из Ирана и Ирака и являются группы ардбюль и хурасан в Восточном Туркестане. Названия групп восходят к названиям г. Ардебиль и области Хорасан. Известно также, что г. Аксу в Восточном Туркестане в местных источниках называется и Ардебиль (Эрдбил). По-видимому, второе название городу дали могулы-ардебильцы, пришедшие с Султан Йунус-ханом.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Turcoman сказал:

Можете рассказать об этой общине? Меня также интересует т.н. абдалы. Как уйгуры Восточного Туркестана относятся к ним, их считают цыганами или этнографической группой своего народа? С ними бывают браки? Они исмаилиты? Как они выглядят, есть фотографии или описание?

Они иранцы, или исмаилиты или рафидиты, скорее всего первые, видимо какая то группа памирцев. Они не относятся к уйгурам. Смешанных браков нет, выглядят как памирцы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, Turcoman сказал:

Можете рассказать об этой общине? Меня также интересует т.н. абдалы. Как уйгуры Восточного Туркестана относятся к ним, их считают цыганами или этнографической группой своего народа? С ними бывают браки? Они исмаилиты? Как они выглядят, есть фотографии или описание?

Где то в сети встречал про них на английском, на русском не встречал. Не думаю что они имеют отношение к туркменскому племени с аналогичным именем. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, Turcoman сказал:

Можете рассказать об этой общине?

 

31 минуту назад, Бахтияр сказал:

Вот что пишет Юдин, касательно них:

Группы ардбюль и хурасан, первая из которых проживает в оазисах Кашгара и Аксу, а вторая - "к востоку от Аксу - в оазисах Бай, Куча и частью Курла", и согласно преданию пришла сюда "еще в глубокой древности из Афганистана" [79], по-видимому, также восходят к могулам. Известно, что в XV в. тимурид Султан Абу Саид-мирза "вызвал Юнус-хана из Ирака и Хорасана" [80], поставил его ханом в могульском улусе и отправил в Могулистан, чтобы организовать противодействие Исан-Буга-хану. При этом по владениям тимуридов дважды собирали могулов и передавали их Султан Йунус-хану [81]. По-видимому, потомками этих могулов из Ирана и Ирака и являются группы ардбюль и хурасан в Восточном Туркестане. Названия групп восходят к названиям г. Ардебиль и области Хорасан. Известно также, что г. Аксу в Восточном Туркестане в местных источниках называется и Ардебиль (Эрдбил). По-видимому, второе название городу дали могулы-ардебильцы, пришедшие с Султан Йунус-ханом.

Добавлю что Аксу и прилегающие районы как Бай, Уч Турфан, Кучар и др., это места преимущественного расселения могулов, Мухаммад Салих 16 век, при описании войск могулов с разных регионов Могулистана, называет именно его выражением "с самого могольского Аксу". Там были веками ставки чагатаидов, сам город видимо больше похож был на деревню, как описывалось в Тарихи-Рашиди,  местность с хорошими пастбищами. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Бахтияр сказал:

Они иранцы, или исмаилиты или рафидиты, скорее всего первые, видимо какая то группа памирцев. Они не относятся к уйгурам. Смешанных браков нет, выглядят как памирцы.

Бахтияр, а случаем вот этот вот житель ВТ не ардбюль? (которого я перепутал с кашгарцами)

images?q=tbn:ANd9GcQV9PC94-FaN8YHAkv6gDZ

Потому что синьзанские. 

Сколько их сейчас в колличественном плане проживает? Как много их было? Они ведь, справедливости ради, часть нашего с вами этноса.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Uighur сказал:

Бахтияр, а случаем вот этот вот житель ВТ не ардбюль? (которого я перепутал с кашгарцами)

images?q=tbn:ANd9GcQV9PC94-FaN8YHAkv6gDZ

Потому что синьзанские. 

Сколько их сейчас в колличественном плане проживает? Как много их было? Они ведь, справедливости ради, часть нашего с вами этноса.

Конечно нет. Те могулы отправленные Улугбеком в Иран и возвратившиеся спустя лет двадцать. 

А это типичные пуштуны или даже нуристанцы. Таких уйгуров не бывает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, Uighur сказал:

Бахтияр, а случаем вот этот вот житель ВТ не ардбюль? (которого я перепутал с кашгарцами)

images?q=tbn:ANd9GcQV9PC94-FaN8YHAkv6gDZ

Потому что синьзанские. 

Сколько их сейчас в колличественном плане проживает? Как много их было? Они ведь, справедливости ради, часть нашего с вами этноса.

Съезди в те края, в Аксу и убедишься какие они типично смешанного типа. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Бахтияр сказал:

Конечно нет. Те могулы отправленные Улугбеком в Иран и возвратившиеся спустя лет двадцать. 

А это типичные пуштуны или даже нуристанцы. Таких уйгуров не бывает.

Мне кажется уйгуры в общей массе более монголоидны чем узбеки. 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, Бахтияр сказал:

Конечно нет. Те могулы отправленные Улугбеком в Иран и возвратившиеся спустя лет двадцать. 

А это типичные пуштуны или даже нуристанцы. Таких уйгуров не бывает.

Ясно. Интересно откуда эти пуштуны и нуристанцы у нас в ВТ. Где живут? Кем себя ощущают? Потому что это знаменитое фото. В америке, некие антикитайские силы, неплохо раскручивали тему об угнетении "белых" в китае. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...