Перейти к содержанию
Барак

Венгры - мадьяры , кто они ?

Рекомендуемые сообщения

В сознании венгров Центральная Азия всегда отождествлялась с прародиной, испокон веков мадьяры связывали свое происхождение именно с этим регионом. В научной же среде об этногенезе народа до сих пор нет единого мнения. Дискуссии эту тему среди ученых ведутся с середины 19-го века. В течение последнего полувека, особенно в годы коммунистического правления, вопреки научным фактам доминировала теория финно-угорского происхождения венгров. Хотя результаты aархеологических, языковедческих, этнографических и антропологических исследований свидетельствовали о ее явно искусственном и навязанном характере. В наше время большинство ученых, в особенности археологи и антропологи, сходятся во мнении, что антропология и, в особенности, культура венгров имеют много общего с тюркскими народами. Она неразрывно связана с традициями Великой степи и имеет много общего с культурой скифов, гуннов и авар и других народов, населявших в древности центральноазиатские степи.

В 2007 году в Казахстане был созван первый Курултай мадьяр, в котором приняла участие и венгерская делегация под руководством Андраша Биро Жолта.

Вернувшись домой с Тургая, венгерские делегаты в 2008-ом году организовали первое племенное собрание в Венгрии. В качестве почетных гостей были приглашены члены казакстанского племени Мадьяр. Произошло невиданное сплочение в работе, в котором участвовало больше восьмидесяти фондов – хранителей наследия. Было построен юрточный лагерь. С активным участием конных наездников, лучников, были проведены бесчисленные программы исторического и культурного характера. Совет Курултая решил в 2010-ом году организовать встречу делегатов уже всех гунно-тюркских народов. И этот конгресс прошел на высшем уровне, был пронизан духом сплочения. Для проведения форума был возведен лагерь из сотни с лишним юрт. В театрализованных представлениях историко-культурного характера участвовали тысячи наездников и конных воинов-лучников. Зрителями грандиозного зрелища стали более девяноста тысяч человек. Специально к празднику поставили памятник, изваянный на базе подлинных исторически и археологически подтверждённых фактов, сделан самый большой в мире бубен диаметр ом 188 см., впервые прозвучавший во время разжигания ритуального костра на Курултае. Он изготовлен мастером по обработке кожи из Кишкунмайша Шандором Балогом.

Огромную работу по исследованию наследия предков провел мастер Жолт Келемен. Он и его сотрудники сумели восстановить давно забытую технологию изготовления брони, используемую аварами, жившими в Карпатском бассейне около VI-VII-го столетия. По данным военных историков, специализирующихся на изучении доспехов и вооружения древности, скифы носили чешуеобразные латы. Гунны же и авары разработали пластинчатую броню. Келемен изготовил образец такого защитного вооружения, он был настолько прочным, что во время время испытаний выдерживал даже выстрелы из современного огнестрельного оружия. Остается только удивляться тому, насколько наши предки опередили свою эру в технологии обработки металлов. Стоимость такой брони доходит до 10.000 USD, помимо доспехов венгерским мастерам удалось реконструировать экипировку мадьярского воина от шлема до стремени – это работа единственная и уникальная во всей Евразии.

Ярким зрелищем стали выступления лучников. На Курултае был поставлен мировой рекорд в традиционной стрельбе из лука. Как известно, лучший результат в этом виде состязаний был поставлен в 1226 году лучником Ешункхеи на одном из праздников в честь победы Чингис-хана. Его выстрел унёс стрелу на расстояние 502,5 м. Имя этого лучника увековечено на памятнике под названием “Камень Чингис-хана”, хранящемся в Эрмитаже Санкт-Петербурга. Весной 2010 года Йожефу Монуш и Чабе Грозер удалось побить этот средневековый рекорд, послав стрелу на 508,74 м. В честь Курултая Йожеф Монуш побил свой рекорд, выстрелив из лука на 603 метра!

Курултай стал олицетворением единства и родства народов от Карпатского бассейна до Алтая, которые как тысячи лет назад вместе поминают и отдают дань уважения своим великим предкам, таким как Аттила, Баян-каган, Мадьяр баба, Карцыг и др. Эта встреча была уникальной и исторически значительной. Наша история еще не знала примера столь масштабного мероприятия со времён племенных сборов великих вождей. Делегаты Курултая подписали исторический документ, который гласит, что “Казахи, киргизы, узбеки, тюрки, азербайджане, уйгуры, башкиры, якуты, болгары, венгры, мадьяры, татары, туркмены, монголы, чуваши, гагаузы, японцы, гунны с благословения Синего неба – братья! “. Этот документ подписан представителем каждого из вышеперечисленных этносов.

http://kurultaj.hu/russian/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дьердь Нановски: “Конгресс финно-угров более значим для Венгрии, чем Курултай тюркских народов”

Конгресс финно-угров более значим для Венгрии, чем Курултай тюркских народов. Такое мнение высказал Инфоцентру FINUGOR координатор Международного консультативного комитета финно-угорских народов от Венгрии, Чрезвычайный и Полномочный посол Венгрии Дьердь Нановски.

Напомним, в Бугаце (Венгрия) с 10 по 12 августа состоялся Курултай “родственных” венграм тюркских народов. Причем Венгрия принимала гостей из стран Центральной Азии и Закавказья уже в третий раз. По мнению некоторых обозревателей, Курултай является олицетворением идеи “Великого Турана” - цивилизации, объединившей кочевников степной и пустынной зоны, преимущественно тюрков, но также и представителей некоторых других языковых семей.

Представителей делегаций-участников Курултая принял в Будапеште 9 августа вице-спикер парламента Венгрии от правящей партии Fidesz Шандор Лежак.

По мнению Д.Нановски, сородичам финно-уграм не стоит беспокоиться о смене этнокультурной парадигмы венгров. “Курултай – это сообщество азиатских наций, степных народов, которые ездят верхом – таких как казахи, узбеки, некоторые другие. Мы же финно-угры по языку. Когда-то и венгры были кочующим народом, жили бок о бок с иранцами, татарами... Но это не сородичи по языку. Конгресс финно-угров более важен для венгров”, - отметил он.

Ярким подтверждением тому, по словам координатора МККФУН, является тот факт, что участие в работе VI Всемирного конгресса финно-угорских народов, который состоится в венгерском городе Шиофоке с 5 по 7 сентября текущего года, примет президент Венгрии Янош Адер – это демонстрирует позицию венгерской элиты в сфере этнополитики.

Напомним, президенты Венгрии также принимали участие в работе второго, третьего, четвертого и пятого Конгрессов финно-угров.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О сибирских родственниках и предках венгров:

Викторова В.Д. Древние угры в лесах Урала (страницы ранней истории манси) / В.Д. Викторова; Институт истории и археологии УрО РАН, Свердловский областной краеведческий музей, Департамент культуры и искусства ХМАО - Югры. - Екатеринбург: Издательство КВАДРАТ, 2008. - 208 с, ил.

http://www.yamalarchaeology.ru/modules.php?op=modload&name=books&file=index&req=view_cat&cid=1&min=10&orderby=titleA&show=5

До последнего времени о территории формирования этноса манси существовали только догадки этнографов, заставших этот народ в таежном крае Западной Сибири на реках Конде и Северной Сосьве. Однако мифы и предания манси повествуют о южной прародине и сказочных богатырях-всадниках. В предложенной монографии на основе археологических материалов лесной полосы Урала IV—XIII веков, с широким применением материала полностью раскопанного Ликинского могильника бассейна реки Лозьвы воспроизводится начальный этап сложения народа манси.

Напольских В. В.- Географическая привязка и этноязыковая идентификация летописной Югры http://www.udmurtology.narod.ru/pdf/library/napolskikh/jugra.pdf

Напольских В. В.- Пермско-угорские взаимоотношения по данным языка и проблема границ угорского участия в этнической истории Предуралья - http://www.molgen.org/molgenfiles/Napolskich/Napolskich_Perm_Ugrian_VAU.pdf

Статья Беговатова - http://www.tataroved.ru/publicat/fu_3.pdf

Книга о сибирских уграх Угорское наследие - http://www.sati.archaeology.nsc.ru/Museums/Ugrian/

В.Н. Чернецов, В.И. Мошинская. В поисках древней родины угорских народов - http://www.yamalarchaeology.ru/index.php?m...page&pageid=187

Могильников В. - Обменно-торговые связи Руси и Югры - http://www.tobolsk-expedition.ru/author/mo...nnie_svjazi.pdf

Ф.X. Арсланова - К вопросу о связях племён Павлодарского Прииртышья с населением Западной Сибири (VII-XI вв.).

http://kronk.narod.ru/library/arslanova-fh-1983.htm

Этнокультурная панорама жизни обских угров: культурологический аспект

http://www.dissercat.com/content/etnokultu...icheskii-aspekt

Казаков Е.П. Волжские болгары, угры и финны: проблемы взаимодействия. - Казань: Институт истории АН РТ, 2007 - 208 с: ил.

http://www.yamalarchaeology.ru/modules.php?op=modload&name=books&file=index&req=view_cat&cid=1&min=15&orderby=titleA&show=5

Монография является первым фундаментальным исследованием, в основном на археологическом материале, вопросов взаимоотношения волжских болгар с окружающим их огромным финно-угорским миром. Освещены новые моменты тесного, зависящего от многих причин (политических, экономических, культурных и др.), взаимодействия тюркоязычного и финно-угорского населения IX-XIV вв. в Волго-Уральском регионе. В процессе таких контактов формировались многие этнокультурные черты современных народов края.

Позвольте слово прямому потомку ХУННУ , ГУННУ, Белый ГУННУ, ЭФТАЛИТ, ХАЗАР и т.д.

Уважаемые ХУН ГАРИ! Сразу дам (предположение) объяснение по образованию слова ХУНГАР  на нашем языке - переводится как ВЫХОДЕЦ из ХУННУ, что четко подтверждает Ваши исторические притязания на азиатское происхождение.

Также сделаю отражение взаимоотношений ХУННУ по отношению к народам ХАНТЫ МАНСИ. Как мы понимаем ханты и манси являются близкими но отдельными народами. МАНСИ переводится как  "древнейший (колыбельный) народ(мансэ)". ХАНТЫ переводится как пришлый народ (ханти) Можно предположить, что в конце 2 века н.э.когда хунну отошли на западные земли на земли пра фино угров часть ХУННУ в течении около 200 лет контактировала с манси В результате этнических взаимоотношений ХУННУ и МАНСИ видимо в будущем сформировался правенгерский этнос.

Ссылка из поста №94 - "Однако мифы и предания манси повествуют о южной прародине и сказочных богатырях-всадниках." видимо является  подтверждением того что ханты имеют отношение к ХУННУ, прекрасных всадников.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дьердь Нановски: “Конгресс финно-угров более значим для Венгрии, чем Курултай тюркских народов”

Конгресс финно-угров более значим для Венгрии, чем Курултай тюркских народов. Такое мнение высказал Инфоцентру FINUGOR координатор Международного консультативного комитета финно-угорских народов от Венгрии, Чрезвычайный и Полномочный посол Венгрии Дьердь Нановски.

Напомним, в Бугаце (Венгрия) с 10 по 12 августа состоялся Курултай “родственных” венграм тюркских народов. Причем Венгрия принимала гостей из стран Центральной Азии и Закавказья уже в третий раз. По мнению некоторых обозревателей, Курултай является олицетворением идеи “Великого Турана” - цивилизации, объединившей кочевников степной и пустынной зоны, преимущественно тюрков, но также и представителей некоторых других языковых семей.

Представителей делегаций-участников Курултая принял в Будапеште 9 августа вице-спикер парламента Венгрии от правящей партии Fidesz Шандор Лежак.

По мнению Д.Нановски, сородичам финно-уграм не стоит беспокоиться о смене этнокультурной парадигмы венгров. “Курултай – это сообщество азиатских наций, степных народов, которые ездят верхом – таких как казахи, узбеки, некоторые другие. Мы же финно-угры по языку. Когда-то и венгры были кочующим народом, жили бок о бок с иранцами, татарами... Но это не сородичи по языку. Конгресс финно-угров более важен для венгров”, - отметил он.

Ярким подтверждением тому, по словам координатора МККФУН, является тот факт, что участие в работе VI Всемирного конгресса финно-угорских народов, который состоится в венгерском городе Шиофоке с 5 по 7 сентября текущего года, примет президент Венгрии Янош Адер – это демонстрирует позицию венгерской элиты в сфере этнополитики.

Напомним, президенты Венгрии также принимали участие в работе второго, третьего, четвертого и пятого Конгрессов финно-угров.

"По мнению Д.Нановски, сородичам финно-уграм не стоит беспокоиться о смене этнокультурной парадигмы венгров. “Курултай – это сообщество азиатских наций, степных народов, которые ездят верхом – таких как казахи, узбеки, некоторые другие. Мы же финно-угры по языку. Когда-то и венгры были кочующим народом, жили бок о бок с иранцами, татарами... Но это не сородичи по языку. Конгресс финно-угров более важен для венгров”, - отметил он."

 

Данное мнение является совершено логическим ходом в определении исторической первичности времени образования ХУНГАР. Самоназвание ХУНГАР опережает самоназвание МАДЬЯР в образовании ориентировочно на 600 лет. При датировании образования названия ХУНГАР ко времени 200 летней (180 -380 г.г н.э.)хуннского затишья на землях прафино угров, образование названия МАДЬЯР нужно отнести ко времени существования ХАЗАРСКОГО каганата (650 -969 г.г. н.э), когда часть хазар при ухудшении положений по кормовой базе и концентрации большого количества степняков на хазарских территориях, после согласования  перекочёвки на другие земли с другими группами хазар - белые гунны производят откочевку на земли Панонии т.е  уходят через лесной массив в сторону лесостепей современной Венгрии.  Опять же на нашем языке это звучит так --- МОДОру ЯР в переводе СПЕШАШИЕ в ЛЕС - МОДЕЯР -МАДЬЯР. Сей факт зафиксирован в исторических источниках по линии истории киевской Руси, когда предки современных украинцев видели кочующих на запад венгров. Взаимопроникновение мадьяр по казахской линии связано с общей аварской историей, когда АВАРЫ предки современных казахов предприняли поход до озера Балатон и вернулись на родные земли с частью МАДЬЯР. Почему появилось название АВАРА? Потому что казахи являясь потомками АШИНЫ являются родствениками западным ХУННУ через отца т.е. через АВАРА. Не наша вина что они катались на телегах запряженными женщинами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я из рода мадор(матор),которые относились к угоро-финской языковой группе.Наш народ с древнейших времен проживал на территории Южной Сибири,в Минусинской котловине.Они пережили хуннов, монголов и других завоевателей.В настоящее время почти ассимилировался с русским и тюркским народами,но человек 300 до сих пор считают себя из рода мадор,сохранили свои обычаи,культуру. Может слово "мадор" как -то ассоциируется с "мадьяром"?

Прочитай пост от хун. Модор переводится как "деревом или лесной"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Г.Ф.Миллер в "Истории Сибири" писал,что "после этого служивые люди направились дальше и вскоре,хотя и по другому пути,дошли по реки Енисея,имея в виду обложить ясаком народы,которые до того были совершенно неизвестны.Имена народов служивые люди слышали от кыргызов. Это были - маты,маторцы,туба или тубинцы,десары или есары..."..Племя мадор состояла из родов,я например из рода Койбал, соок ханг,фамилия Кочелорова.В исторических документах сказано,что"койбалы еще в 19 веке называли себя туба(дубо),а соседние племена называли их модар или матор.Род койбал назван по имени князца Койбала,который возглавлял маторов в половине 17 века и судя по ясачным книгам,самая большая группа маторов и в 90-х годах17 века этих маторов возглавляли сыновья Койбала:Серен и Тебюга,впоследствии Серен основал улус Корнатский,что в Красноярском уезде,затем вошедший в Удинские земли,а Тебюге -улус Таражаков,что расположен на территории юга Красноярского края и Хакасии.Частица этого народа сохранилась на территории Хакасии,в Бейском районе.Н.Ф.Катанов,хакасский ученый писал,что "инородцы Койбальской думы составились,главным образом,из племен угро-финских и,попавшие между тюрскими,быстро утратили свой язык и усвоили тюркский...Как пишут ученые,что "исчезнувшие народы говорили на языках самодийской группы,образующих вместе с языками финно-угорской группы уральскую языковую группу".В настоящее время койбальский,маторский языки считается вымершими.Но иссследователю Гр.Спасскому посчастливилось общаться 1806 году с последним из рода койбал,знавшим свой язык и отметил,что сравнивая с хакасским языком,это совершенно разные языки.Он составил словарь языка койбальского и маторского,.Например: береза- кую(маторский),кола(койбальский),койву(финский),куэ(марийский),кэль(манси),келу(

мокша),килей(эрзя).

Этнограф и тюрколог Л.П.Потапов отмечал,что"маторы в 17 веке были довольно многочисленной группой по образу жизни делились на скотоводов и 2каменных маторов"-зверолов и рыболов,обитавших в горах по таежным рекам.Такое деление не означает,что маторы-скотоводы не занимались звероловством,а звероловы совершенно не держали скота.Оно отражает только преобладающий вид их хозяйственной деятельности,Охотничье племя маторов обитало в верховьях рек Казыра,Амыла,Ои и местами в бассейне Кана.Они и в 18 веке продолжали жить в этих районах"...

Вот такова история моего народа.Я не историк,извините,что не так.

Матор - проживающий в лесу или лесной человек. Если сделать анализ получается так: проживающий в лесу в Венгрии и проживающий в лесу в Восточной Сибири. из за того что они оба проживают в лесу не могут быть родственниками только из за того что проживают в лесу.

В случае мадьяр - говорится о том что эту группу назвали спешашими в лес, а не живущимив лесу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Подход интересный по вопросам к венграм

 

Уралов М. Венгры в IX веке. Хроника.  http://www.twirpx.com/file/1792621/

 

Образование венгерского государства происходило одновременно с образованием русских княжеств, образованием польского государства и Чехии при распаде государства франков и начала распада Хазарии в период максимального могущества Византии. Расширение знаний об одном из них помогает понять мотивы действий и реалии о других. Очень важен начальный этап, когда закладывается фундамент конструкции. В данной работе показаны кирпичики, отдельные события, на основе которых можно реконструировать ход истории для Венгрии.

На начало IX века мадьяры компактно проживали на Южном Урале (район Кушнаренково в Башкирии), в низовьях Камы, (камско-уральская группа, угорская Скифия), а также на Северном Кавказе: в низовьях Дона Леведия, и в районе современного Будённовска Ставропольского края (оногуры и саварты-асфалы византийских источников), и отдельными вкраплениями на разных территориях, например, в казахских степях. Эти группы именовались также Дентумогер – прародиной мадьяр.

После падения в начале века Аварского каганата, принадлежащего к тюркскому миру, Хазарией, из того же мира, было принято «политическое решение» направить свежие силы, для сохранения контроля тюркского мира над территорией Паннонии. Основой этих сил были выбраны мадьяры, с тесно связанными с ними башкирами, а также кавары. Не согласные с таким решением подняли восстание в 20-х годах, которое было подавлено. В 30-х годах мадьяры перемещаются в Северное Причерноморье – Ателкузу, руководимые собственными вождями. Одновременно велись тайные дипломатические переговоры Хазарии с Византией и Франкией, свидетельством которых является скупое коммюнике в Бертинских анналах.

Из Ателкузу с 40-х годов новая группировка совершает набеги в западном направлении и начинает перемещение в Паннонию.

К 90-му году, когда завершался переход в Паннонию, встал вопрос о государственном оформлении группировки, для чего требовался легитимный правитель в глазах, как народа, так и правителей соседних стран. Таким правителем, примерно в 90-м году, каганом Хазарии был назначен Алмош из сакрального царского рода Дуло, на тот момент наследник правителя Волжской Болгарии. В 895 году Алмош, передав власть сыну Арпаду, стал правителем Волжской Болгарии, которой правил примерно до 925 г.

В Х веке шло становление венгерского государства, закончившееся в 1001 году получением Иштваном I короны короля от папы римского, при предварительном окатоличивании части населения - Белая Угрия и Черная Угрия - остальные, что означало переход Венгрии из тюркского мира в католический.

Зачастую при описании древнего мира не учитывается менталитет того времени – культ силы, предусматривающий решение всех вопросов в первую очередь с помощью оружия. Отсюда, видимо, для объяснения мотивов переселения венгров в Паннонию применяется термин «под давлением печенегов» и в других случаях «под давлением …»  одних на других, как войну. Так можно столкновения гвардейцев кардинала и мушкетеров короля Д’Артаньяна изобразить как гражданскую войну.

На примере Венгрии показано, что основной причиной нашествий или «великих переселений» народов являются не мор, засуха, туман, поражения, «под давлением …» или «земля... не могла ни прокормить, ни вместить такого множества народов. Поэтому семь главных лиц, … решили выйти из родной земли» (Gesta Hungarorum)

Реально:

Главной причиной нашествий и «великих переселений» народов, которые не надо смешивать с заселениями, хотя те и другие происходили планово,  были политические решения центральных властей с целью поставки рабов (!), а не Синий Туман и прочие мор, засуха, поражения и «под давлением …», что показано в главе о "нашествиях".

Вынужденные перемещения при природных катаклизмах или военных действиях происходили на минимально необходимое расстояние по большей мере индивидуально и с возвратом на прежнее место при минимальной возможности.\

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.voxpopuli.kz/main/972-kazakhi-i-vengry-rodstvenniki.html

Немного смешно от попыток сделать венгров азиатами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рюриковичи и венгерские королевские династии: столетия дружбы, вражды и взаимовлияния

 

В конце IX в. на границах так называемой «Младшей Европы» – восточнее земель империи Карла Великого и его наследников – появились кочевники-мадьяры, которые в несколько этапов проникли в Среднее Подунавье – Паннонию и в течение последующих десятилетий положили конец существованию государства, известного в научной литературе как Великоморавское.

Мадьяры, позже известные под обобщенным названием венгры (ведь другие иностранные жители королевства на страницах источников также назывались венграми), принадлежали к финно-угорской языковой группе кочевых племен, которые под натиском более сильных и организованных номадов, в частности печенегов, в начале IX в. отправились в длительное путешествие на запад от Южного Приуралья, обретя в конце-концов «вторую родину».

Повесть временных лет начала XII в., в частности, оставила известия об их кочевании 898 г. в окрестностях Киева. Сопоставив это сообщение с анонимными Деяниями угров – историческим эпосом начала XIII в., где на пути кочевников также упоминался Галич, историки получили возможность для датировки этого города. В 1998 г. в Украине торжественно отмечали 1100-летие первого упоминания о Галиче.

Образованное в весьма полиэтнической и разноязычной (в основном – славянской, но со временем тоже германской) среде в год первого христианского Миллениума (1000) Венгерское королевство во главе с династией Арпадов (895–1301), после официального принятия западного варианта христианства оригинальным образом соединило старые славянские традиции государственности, культуру номадов и элементы римского права, превратившись в крупнейшего по площади и самого мощного по хозяйственному потенциалу западного соседа династии Рюриковичей. Внешнеполитические амбиции обеих династий были серьезными. Они почти одновременно принимали христианство и вводили на своих землях определенные новые социальные модели и принципы администрации.

Венгерское королевство довольно быстро превратилось в централизованное государство во главе с королем Стефаном I (1000–1038), с опорой на ближайшее окружение – герцогов и комесов (аналог западноевропейских графов) – чиновников отдельных военно-территориальных единиц комитатов(их количество постоянно менялось). В течение XII–XIII вв. военную мощь Арпадов также обеспечивали отряды королевских сервиентов и йобагионов (в переводе – «лучших людей»). Иностранные поселенцы, с XI в. компактно расселенные в разных уголках страны на правах госпитов (то есть гостей), обеспечивали потребности внутренней колонизации и активизировали хозяйственную жизнь. Так, к слову, в первой половине XIII в. венгерский королевский двор обладал таким финансовым ресурсом, какового, например, французский достиг только через век в канун Столетней войны с Англией.

На рубеже X–XI вв. естественной условной «русько-венгерской» границей стал Карпатский хребет, через который проходила вся коммуникация – от матримониальных связей до военных конфликтов, торговли, миграции, культурного взаимообмена.

17036108_1401884739876103_573989301_o-22

Памятник Андрею І и Анастасии возле монастыря в Тихани (Венгрия)

В течение Х–ХIV вв., по разным данным (часто противоречивыми), насчитывается около 13–14 междинастических двусторонних браков, а также случаев замужества представительниц династии Рюриковичей с венгерскими невенценосными вельможами (семьи Гуткелед и Аба), которые, вероятно, начали заключаться еще до момента провозглашения Стефана I († 1038) первым венгерским королем. Одним из первых бесспорных случаев является бракосочетание между 1038–1041 гг. короля Андрея I († 1061) с дочерью киевского князя Ярослава Владимировича († 1054) Анастасией († ок. 1098). Дочь переяславского (с 1113 г. – киевского) князя Владимира Всеволодовича, прозванного Мономахом († 1125) Евфимия († 1139) в 1112 г. вышла замуж за короля Коломана, названного Книжником († 1116), а внучка Ефросинья († 1193) – в 1146 г. за короля Гейзу II († 1162). В XIII в., например, дочь галицкого князя Мстислава Мстиславовича, несправедливо названного Удатным († 1228), Марию († после 1227) в 1226 г. выдали замуж за сына короля Андрея II († 1235) – Андрея († 1234).

Любимая дочь Белы IV († 1270) Анна († около 1285) где-то на рубеже 1242/43 г. вышла замуж за бывшего галицкого князя Ростислава Михайловича († после 1264). Впрочем, супруги поселились на венгерско-болгарской границе в землях Мачвы. Один из браков 1306/07 г. был заключен представителем новой венгерской династии Анжу (в Венгрии в течение 1301–1395) Карлом Робертом († 1342) с дочерью, вероятно, короля Руси Юрия I († 1308) Марией († около 1309).

2-300x200.jpg

Документ венгерского короля Карла Роберта от 7 февраля 1326 с упоминанием о руськой жене Марии

Представители этого французского по происхож­дению рода с 1265/66 г. владели Неаполитанским королевством и Сицилией, «за куделью» сохраняя право на венгерский престол после смерти последнего мужского представителя династии Арпадов – Андрея III (1290–1301). Поскольку их поддерживали римские папы, особенно Климент V († 1314), Карл Роберт в длительной борьбе с другими претендентами из династий Пястов, Пшемыслидов, Романовичей и др., сумел, в конце концов, овладеть Венгрией.

Стоит помнить, что только в единственном случае в середине XIII в. под давлением монгольской угрозы, дочь действующего короля Белы IV Констанция († 1276) с целью заключения династического союза, вышла замуж за сына Даниила Романовича († 1264) Льва († 1301), переехав соответственно на родину мужа (sic!). В одном из писем к римскому папе Иннокентию IV († 1254) венгерский правитель называл этот брак серьезным ударом по его королевской чести. Действующие короли из династии Арпадов считали выдачу своих дочерей за руських князей, с точки зрения средневековых традиций, неравноправным. Исключений, кроме выше указанного, больше не было. Например, брак дочери киевского князя Ярослава Владимировича Анастасии с будущим королем Андреем I состоялся, очевидно, в Киеве, когда тот еще не был королем, скорее – «политическим беженцем», с неопределенной на момент бракосочетания судьбой. Его младший брат, король Бела I (1061–1063), вероятно, отец жены князя-изгоя Ростислава Владимировича († 1067) Ланки (Илоны), при заключении брака около 1064 г. – уже не жил. В свою очередь, бывший галицкий князь Ростислав Михайлович, который на рубеже 1242/43 г. взял в жены дочь действующего короля Белы IV – «ушел в зятья» и на Русь больше не возвращался.

1

Печать венгерского короля Андрея I — зятя киевского князя Ярослава Владимировича

Впрочем, тесные, хотя и не простые, матримониальные отношения позволяли неоднократно заключать выгодные политические и военные союзы. Так, в 1046 г. получить венгерский престол Андрею I очевидно помогли силы, предоставленные киевским тестем. Верным союзником в течение 1148–1152 гг. в борьбе за киевский престол для своего шурина Изяслава Мстиславовича († 1154) был король Гейза II. В 1253 и 1260 гг. союзническую поддержку в борьбе Арпадов и чешских Пшемыслидов за наследство австрийских герцогов династии Бабенбергов (976–1246) Беле IV предоставлял его сват Даниил Романович.

Впрочем, столетия соседства, кроме союзнических отношений, обуславливали неоднократные вспышки драматических военных конфликтов, в основном на территории Галицкой (реже, Волынской) земли, тесно связанной хозяйственным и торговым интересом ее элит с венгерскими землями. Вероятно, представители так называемой «первой галицкой династии» Ростиславовичей «за куделью» были близкими родственниками Арпадов.

С конца XI в. это могло вызвать вполне понятный интерес последних к усилению здесь различными способами собственного влияния. В течение ХI–XIV вв. насчитывается несколько десятков двусторонних военных столкновений, большинство которых проходила в различных владениях династии Рюриковичей. Впрочем, на рубеже ХIII–ХIV вв. восточные комитаты (военно-административные округа королевства) Венгрии также неоднократно страдали от нападений руських и татарских отрядов. Часть пограничных венгерских земель комитата Земплин, граничащие с территориями Пястов и Романовичей, к 1322 г. точно входила в состав владений последних, а их гарнизоны контролировали ряд замков, в частности – Маковицкий (castrum Machk), расположенный теперь в 10 км от современной польско-словацкой границы. Считается вероятным контроль королями Руси на рубеже XIII–XIV вв. части комитатов Берег и Угоча.

3-225x300.jpg

Башня Маковицкого замка XIV в

В 1099 г. впервые неудачную попытку покорить галицких князей (Володаря и Василька Ростиславовичей) за постоянную поддержку ими половецких набегов на земли Арпадов совершил король Коломан, потерпев сокрушительное поражение в окрестностях Перемышля. Его преемники Бела II Слепец († 1141) и Гейза ІІ скорее прибегали к дипломатическим методам, пассивному и реже активному военному давлению в союзе с другими руськими князьями, но без намерений инкорпорировать Галицкую землю.

Зато Бела III († 1196) и Андрей II, начиная с 1188 г., не только получили право титуловаться королями Галичины (первое упоминание в 1189 г. – Galatiae Rex) и Владимирии (от 1205 г. – Galitiae Lodomeriaequae Rex), но и на практике, часто при поддержке галичских бояр и некоторых князей контролировали эти земли.

Венгерское влияние в Галицкой земле по состоянию на 1215 г. с одобрения папы Иннокентия III († 1216) и части галичан увенчалось коронацией второго сына Андрея II Коломана († 1241), как короля Галиции (Galitiae Rex).

C одной стороны, это прибавляло авторитета претензиям венгров на данные земли среди других европейских соседей, а с другой – серьезной головной боли руським претендентам на галицкий престол (в основном, волынским Романовичам и черниговским Ольговичам). Венгерские королевские традиции в Галичской земле, представленные упомянутым Коломаном, продолжались с перерывами только до 1221 г., пока он, находясь в плену Мстислава Мстиславовича, по условиям соглашения руського князя и своего отца, не отрекся как титула, так и прав на трон Галича.

После коронации в конце 1253 г. Даниила Романовича как короля Руси венгры почти на век потеряли возможность воплотить свои «титулярные претензии» на практике.

Однако, унаследованные в начале XIV в. новой венгерской династией французского происхождения Анжу «галичский и владимирский титулы» прибавили новизны в их внешней политике с 1340 г., когда наследство династии Романовичей начали делить различные ее родственники «за куделью», главным образом – польские и литовские. Эти титулы идеологически обосновывали совместные польско-венгерские военные походы в Галичину и на Волынь в течение 40–70-х гг. XIV в.; образование во Львове в течение 1371–1378 и 1385–1387 гг. формально или неформально подконтрольной венгерскому королю Людовику I (1342–1382), его дочери Марии († 1395) и, возможно, троюродному брату Людовика I – Карлу ІІ Малому († 1386) администрации Владислава Опольского († 1401) и др.

Эти титулы передавались «в наследство» всем последующим венгерским правителям из других династий (например, Люксембургам, Габсбургам и др.) вплоть до 1918 г., став, например, при Первом разделе Речи Посполитой в 1772 г. весомым аргументом присоединения Галичины именно к управляемой Габсбургами Австрии.

Укрепление с середины XIII в. влияния Романовичей на территории Галицкой земли вызвало отток определенной части нелояльных к ним местных элит в Венгрию с последующим приобретением там земельной собственности, влияния при королевском дворе. В целом, «галицкие» миграционные тенденции в «венгерском направлении» сохраняли преемственность вплоть до XVIII в. К слову, «легенда Карпат» – Олекса Довбуш († 1745) во время своей опришковской деятельности на протяжении 1738–1745 гг. не брезговал нападениями не только на современное украинское Закарпатье, но и на расположенные вглубь венгерские земли. Даже значение его фамилии может иметь венгерское происхождение, ведь Dobos в переводе с венгерского – «барабанщик».

Выходцы из Галичины в течение средневековья компактно поселились в разных уголках Венгерского королевства, в основном на территории современных горных и предгорных Словакии, Трансильвании, сербской Воеводины, некоторых землях Хорватии, зато почти никогда в исторической, преимущественно степной, Паннонии – не столь благоприятной для ведения традиционного для Галицкой земли хозяйства. Очевидно, их расселение именно в этих, а не других, землях с точки зрения королевской и комитатской администрации мотивировалось хозяйственной целесообразностью, эффективностью внутренней колонизации, заселения диких, плохо освоенных земель, которые с экономической точки зрения должны были напоминать территорию прежнего места жительства, в основном Карпат и Прикарпатья.

 

Источник - http://likbez.org.ua/ryurikovichi-i-vengerskie-korolevskie-dinastii-stoletiya-druzhby-vrazhdy-i-vzaimovliyaniya.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Изучая историю венгров,крайне важно различать белых маджар(угров) от чёрных маджар(угров).Белые маджары были тюрками ,а чёрные маджары скорее всего были угро-финнами и были возможно изначально подданными белых маджаров.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, Shamyrat сказал:

Изучая историю венгров,крайне важно различать белых маджар(угров) от чёрных маджар(угров).Белые маджары были тюрками ,а чёрные маджары скорее всего были угро-финнами и были возможно изначально подданными белых маджаров.

а поподробнее и с источниками... плиз

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, башгирд сказал:

а поподробнее и с источниками... плиз

Уважаемый Башгирд по какому вопросу вам нужны ссылки,по происхождению слова угр от огур,по белым уграм,по чёрным уграм?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Shamyrat сказал:

Уважаемый Башгирд по какому вопросу вам нужны ссылки,по происхождению слова угр от огур,по белым уграм,по чёрным уграм?

см. ниже

В 07.04.2017 в 12:12, Shamyrat сказал:

Изучая историю венгров,крайне важно различать белых маджар(угров) от чёрных маджар(угров).Белые маджары были тюрками ,а чёрные маджары скорее всего были угро-финнами и были возможно изначально подданными белых маджаров.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Служили со мной шестеро венгров. Славные были парни! А как они, скажу я вам, танцевали чардаш! Загляденье! Самому хотелось пуститься в пляс

:) 

Вспомнилось. Нашел вот.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 hours ago, Peacemaker said:

В Африке среди негров есть тюрки?

:D

Хмм... Кто-там кажется хотел тюрок-негров? Наслаждайтесь, Миротворец: https://en.wikipedia.org/wiki/Magyarab_people

magyarab.jpg

Вот он - красавец-магьяраб, черный венгр, истый представитель великого черного ствола народа тюрок!:rolleyes:

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14.11.2017 в 02:33, Ашина Шэни сказал:

Вот он - красавец-магьяраб, черный венгр, истый представитель великого черного ствола народа тюрок!

Мадьярабы это нубийцы, по-ходу, причем тут тюрки? Возможно венгры там поучавствовали, но не более.

Глаза абсолютно антитюркские, раскос вниз.

А что такое "черный ствол"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

08.08.2008 в 08:52, Амыр сказал:

Ну значит казахам монголы это слово навязали получается

 

06.08.2008 в 23:47, oquzer сказал:

Интересно, что в азербайджанских, туркменских (Ирак) выговорах "солахай"-- тоже "левша"

"Интересно", мда. Потому что монгольское "солгой" взято из тюркского, поленились монголы образовать "левшу" от своего слова. Тюркское "солахай" образовано от корня "сол", означающее "левый". Точно так же "левша" от "левый".

https://en.wiktionary.org/wiki/һулаҡай

https://en.wiktionary.org/wiki/solaxay

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 7/14/2021 at 4:40 PM, Vehica said:

 

"Интересно", мда. Потому что монгольское "солгой" взято из тюркского, поленились монголы образовать "левшу" от своего слова. Тюркское "солахай" образовано от корня "сол", означающее "левый". Точно так же "левша" от "левый".

https://en.wiktionary.org/wiki/һулаҡай

https://en.wiktionary.org/wiki/solaxay

Да монгольское слово "солгой" это от тюркского слова "сол" - левый. Кстати в нашем тувинском языке левша - "солагай".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, karaydel сказал:

Скорее всего, это слово является родственным марийскому слову «мотор» /красивый, изящный/. Происходит от башкирского слова «матур» /красивый, пригожий/. Киргизский «матырай» /быть полненьким и миловидным (о женщине, о ребенке)/. Башкирское слово имеется у многих европейцев. Французский «maturite» /зрелость/. Английский «mature» /зрелый, созревший/. Латинский «maturo/mature» /делать зрелым/, «maturus» /1. зрелый, 2. в последней стадии беременности, 9. полный, яркий/. Башкирский «матур өҫ» /красивая поверхность/. Польский «urodziwy» /статный, красивый, пригожий/.  В этом польском слове, в отличие от башкирского и латинского вариантов, отсутствуют первые три буквы, т.е. mat+urodz//iwy.

В русском языке есть слово "матёрый", специально привожу цитату про этимологию данного слова, где есть указание на однокоренное слово в польском языке, а также о сходстве данного слова с созвучными тюркскими словами.

Происхождение слова матерой

матеро́й матёрый, укр. ма́терий «немолодой», блр. мато́рны, ст.-слав. матерьство πρεσβεῖον, заматорѣвъ, заматерѣвъ προβεβηκώς, цслав. матеръ, маторъ «старый», болг. ма́тор «крепкий, здоровый, зрелый, старый», сербохорв. ма̏тор «старый», словен. matȯ́r «престарелый», чеш. matorný «серьезный, строгий», польск. zаmаtоrzаłу, zamotrzały «затвердевший» Скорее всего это праслав. производное от мать, аналогично лат. māteria, māteriēs «строительный лес, материя»; см. Траутман, ВSW 171; Бернекер 2, 25; Вальде-Гофм. 2, 50 и сл. Другие считают родственным лат. mātūrus «зрелый», mānе «утром» (Мейе, ét. 407; Маценауэр, LF 10, 64), арм. mairi «строительный лес, дерево» (Леви, KZ 40, 562; Бернекер 2, 25). Родство с греч. μάτις ̇ μέγας (Гесихий), др.-ирл. maith «хороший» (Петерссон, Verm. Beitr. 128) не доказано. Заимствование из лат. mātūrus неприемлемо, вопреки Романскому (JIRSpr. 15, 120; см. Бернекер, там же). Случайно созвучие с тюрк. словами «ловкий, храбрый»; тат. matur, matyr, чув. mоdог и т. д. (см. Рясянен, TschL. 154 и сл.; Паасонен, FUF 2, 126) [Махек (ZfslPh, 23, 1954, стр. 117) на основании мор. диал. zmateřelé obilí «сгнившее зерно» предполагает родство с нем. modern «гнилой, тухлый». — Т.]

 

Польское слово «urodziwy» /статный, красивый, пригожий/ произошло от польского слова "uroda"/красота. В русском языке "урод" имеет прямо противоположное значение, хотя слова однокоренные, от корня "род", т.е. тот, кто "уродился".... только у поляков "уродился на славу". а у русских "уродился страхолюдиной".

Версия о заимствовании из тюркских или наоборот, насколько я понимаю, лингвистами полностью исключается, раз пишут, что это СЛУЧАЙНОЕ созвучие. Как вариант, корень этого слова слишком древний, появился еще до разделения языковых семей, поэтому сохранился в совершенно разных языках с похожим значением.

 

А что Вы скажете об армянском слове МАТУР (маленькая часовня или место для молитвы, очень распространены в Армении.) ?

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, karaydel сказал:

Первая часть слова «kan» является родственной русскому слову «стакан». Которое произошло от казахского слова «тостаған» /небольшая деревянная чашечка/.

не нужно подменять понятия.... "из тюркских языков" - не значит "из казахского".... учитывая торговые и политические связи Древней Руси, Ваш вариант, как раз, наименее вероятный, скорее из чагатайского, т.к. это был общий средневековый письменно-литературный язык тюркоязычной Средней Азии. Казахский литературный вышел из чагатайского, а не наоборот...

"В период формирования казахской нации казахский язык использовался в повседневном устном общении, а также в сфере устно-поэтического творчества. Казахский литературный язык восходит к литературному чагатайскому языку или тюрки, общему для многих тюркских языков XV-XVI в.в. Впоследствии формирование казахского литературного языка характеризовалась следованием общей литературной традиции тюрки и все более интенсивным вовлечением в сферу складывающегося литературного языка лексических и грамматических элементов разговорной речи. Язык этого периода (XVI-сер.XIX), использовавшийся для составления официально-деловых бумаг, в переписке, художественной литературе и исторических сочинениях получил название староказахского письменного литературного языка." https://www.e-trans.ru/languages/about.php?n=44

 Кроме того, первые стаканы ("достоканы") были принадлежностью зажиточных людей, простолюдины пользовались посудой с другими названиями. Старорусское слово «достокан» зафиксировано первоначально в духовной грамоте великого князя Ивана Ивановича, датированной 1358 годом, и обозначало особый вид питейной посуды.  А это говорит о межязыковых связях в определенных социальных слоях как со стороны русских, так и со стороны тюрков.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10.09.2021 в 18:35, karaydel сказал:

Березы в Мавераннахре растут на каждом шагу?

«Земля стала красной и зеленой. Справа, как стадо черепах, лежали, сомкнув щиты, зеленые холмы, покрытые лесом. Почва была красная. В этих лесах должно было водиться много животных, мы только не видели их, мы видели холмы, включающие в себя, кроме леса, еще стада кабанов, нескольких медведей и, может быть, леопардов; эти медведи и леопарды были в поле нашего зрения, только не видны, и их незримое присутствие делало ландшафт еще более прекрасным...
  Под березами рос дикий лук или чеснок - листья у него были похожи на листья лука, а пахнул он, как чеснок, и когда (не в этом году, а в следующем) мы шли по огромным полям этого растения, давя его отриконенными ботинками, - как по огромному пиршественному блюду, - в воздухе стоял острый запах приправы (только мясо приходилось домысливать). А сейчас это было похоже на крымский садик, где под деревьями растут овощи - лук, морковка, - только здесь я поймал маленького широкоплечего скорпиона, похожего на штангиста легкого веса в послевоенном пиджаке с ватными плечами.» («Таджикистан, 1960». Михаил Бобович, рассказ из литературного журнала «Посткриптум», 1996)

Это про памирскую березу, эндемик. Ее было много по берегам Бартанга, Пянджа, т.е. это также бассейн Амударьи. Это, в основном горные районы. Если в 1960 гг. сохранились целые леса, то во времена Мавераннахара, видимо, распространение было еще шире.

slide-9.jpg

 

Памирские березы в районе города Хорог

Te-samye-pamirskie-berezy.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...