Перейти к содержанию
Kamal

Калмыки в фольклоре народов Евразии

Рекомендуемые сообщения

Я думал, только в каракалпакском фольклоре калмыки выступают исключительно как враги, но тут круг "бедствовавших" от калмыков народов указан более шире. Почему, среди множества врагов, под фольклорными врагами являются именно калмыки? 

Если можно, давайте разберем этот момент. Некоторые эпосы создавались издревле до появления самих калмыков. Может быть фольклорные "калмаки" и реальные нынешние калмыки не одно и то же?!

А.Б.Санджиев, Калмыки в фольклоре народов Евразии. 

https://vk.com/topic-1985295_26641263

Quote

От автора
Калмыки (ойрат-монголы или западные монголы) имеют богатую, яркую, насыщенную многими интересными событиями историю. На протяжении веков они играли заметную роль в Центральной Азии, а затем и на юге России, что в той или иной степени нашло отражение в фольклоре и литературе народов, с которыми им пришлось разделить общую историческую судьбу. Устное наследие каждого народа является не только зафиксированным коллективным опытом бесчисленных поколений людей и волшебным зеркалом, отражающим жизнь во всех ее проявлениях, но и самым точным и выразительным его историческим портретом, запечатленным навечно.
В поисках ответов на многие сложные и актуальные вопросы дня сегодняшнего, не говоря уже о вечных темах бытия, мы вновь и вновь обращаемся к бесценному опыту прошлого. Там, в «начале времен», заложены основы мировидения и мироощущения, влияющие на современные события и определяющие наши помыслы и поступки и поэтому громадный опыт, накопленный народами за все истекшие века, будет востребован всегда. В этом плане представляет определенный интерес история калмыцкого народа, закодированная в чрезвычайно интересном фольклорном материале разных народов Евразии. Надо заметить, что подобный случай «засилья» представителей какого-либо другого этноса в фольклоре народов двух континентов трудно подыскать. Уникальность заключается, однако, не столько в этом, сколько в том, что во всех без исключения случаях калмыки представлены как активная, энергичная и могущественная сила. 
В предлагаемой вниманию читателей книге впервые представлена калмыцкая тема в фольклоре разных народов Евразии. Давно миновало время стрелы и копья, но полет их продолжается и устремлен в будущее. Деяния великих предков да будут примером для благодарных потомков.

Центральную Азию – историческую родину многих народов, в том числе и ойрат-монголов (калмыков) – с полным правом можно назвать колыбелью кочевой цивилизации. Член-корреспондент АН СССР Г.Ф. Ким в предисловии к двухтомному изданию «Международные отношения в Центральной Азии в XVII – XVIII вв.» отметил: «Центральная Азия издавна представляла собой исторически сложившийся обособленный регион, народы которого поддерживали в то же время широкие политические, экономические и культурные связи с окружающим миром. Происходившие здесь события влияли на судьбы народов Дальнего и Среднего Востока, Средней Азии и Сибири». Стоит добавить, что от времен Атиллы и до Батыя степная лавина докатывалась и до западноевропейских берегов.
Ойраты (калмыки) – западные монголы – выдвинулись на авансцену политической истории в первой половине XV века и в течение довольно продолжительного времени играли важную роль в жизни центрально-азиатского региона.
1635 год ознаменовался созданием на базе консолидации ряда ойратских племен Джунгарского ханства во главе с Эрдени Батуром-хунтайджи – сыном Хара-Хулы. На протяжении веков Джунгарское ханство находилось в эпицентре международных отношений в Центральной Азии и оставило заметный след в истории соседних с ним народов Китая, России, Монголии, а также казахов, узбеков, туркмен, киргизов, каракалпаков и других народов.
Известный востоковед Е. И. Кычанов в книге «Повествование об ойратском Галдане Бошокту-хане» пишет: «Как научный работник, более сорока лет своей жизни посвятивший изучению прошлого Китая и сопредельных с ним районов Центральной Азии, я могу ответственно заявить, что ойратам принадлежала видная роль в исторических событиях в регионе с момента гибели монгольской династии Юань (1368 г.) и до середины XVIII в.». 
Конечно же, столь продолжительное по времени влияние ойратов не могло не отразиться на общественном сознании соседей-мусульман, которые стали называть их калмыками (калмаками), вкладывая в это слово несколько негативный смысл. Подтверждение тому находим в фольклорном материале казахов, узбеков, киргизов, каракалпаков и других народов. 
«В период джунгарского господства взаимовлияние эпического творчества родственных народов, которые постоянно общались друг с другом и оказались в одинаковой вассальной зависимости от калмыков, усилилось. Это проявилось и в сюжетных ситуациях, и во всей поэтической структуре устного сказания». (Кыдырбаева Р.З. Генезис эпоса «Манас». Фрунзе, 1982г.)
Неудивительно, что практически во всех крупных эпических сказаниях соседних с ойратами народов – национальных эпосах «Алпамыш», «Манас», «Кобланды батыр», «Сорок девушек», «Маспатши» и других, в которых художественно осмыслена и отражена историческая действительность, калмыки выступают в образе могущественного и жестокого врага. Это такие яркие персонажи, как Караман (Хар Амн), Конгорбай (Хонгор), Джолой (Джал), Караджан (Эренджен) и другие. Обращает на себя внимание то, что в каждом из вышеперечисленных произведений отчетливо ощущается гнетущая атмосфера, связанная с нависшей угрозой ойратской (калмыцкой) агрессии, что вполне соответствовало историческим реалиям. 

Из расспросных речей в Посольском приказе служилых людей Томилы Петрова и Ивана Куницына (декабрь 1616 г.): «…в Колматцкой земле ныне в подданстве и в их послушанье Казачья Большая орда да Киргизская орда, и тем обеим ордам колмаки сильны. А которые ясыри Казатцкие и Киргизские земли преже сего пойманы были в полон в Колматцкую землю, и тех ныне Богатырь-тайш, сыскивая отдает им без окупу. А Казачьи и Киргизские начальники о том ему присылают бити челом, и живут с ним в совете и во всем Богатыря-тайша над собою почитают и во всем его слушают».
Подтверждение историческим фактам находим в кладовой народной памяти – устном творчестве. Так, в казахском эпосе «Камбар-батыр» героиня по имени Назым говорит:
– Мало в нашей степи мусульман,
Да зато калмыков не счесть.
 
 
Мне нравитсяПоказать список оценивших
 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26 minutes ago, asan-kaygy said:

Так об этом уже писали Дремов и я

То есть, речь идет совсем о других "калмаках", которые яко бы каракалпаки? Ну, если даже и не каракалпаки, то всеравно тюрки, Вы считаете?  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

калмак это обидное прозвище как "совок". я думаю калмаки себя никогда калмаками не называли, они считали что калмаки это те кто живут дальше, но не они

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Камалу.смысл понятен,старая песня,калмыки не те калмаки,монголы не те монголы.а "те ,настоящие калмаки- тюрки" обладали реальной военной силой?назовите их имена. Уз-Темир тайши,Галдан Церен,Хара Хула,Эсэнхан,Ш оно ба тр,Аюкахан были не те?т.е тюрки?складывается впечатление что в ср.азии живут самые большие вруны в мире :D

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, mechenosec сказал:

Камалу.смысл понятен,старая песня,калмыки не те калмаки,монголы не те монголы.а "те ,настоящие калмаки- тюрки" обладали реальной военной силой?назовите их имена. Уз-Темир тайши,Галдан Церен,Хара Хула,Эсэнхан,Ш оно ба тр,Аюкахан были не те?т.е тюрки?складывается впечатление что в ср.азии живут самые большие вруны в мире :D

почитайте статьи Дремова. калмаки в Западном казахстане в 14-16 веки это явно не ойраты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

напомню что калмыки переселились на запад в 1630-ых годах, а калмаки там известны в 13-16 веках

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, asan-kaygy сказал:

напомню что калмыки переселились на запад в 1630-ых годах, а калмаки там известны в 13-16 веках

Ну вроде Калмыкия праздновала 400летие вхождения в состав России в 2009г.т.е 1609?сын Эсэн хана,  Уз Темир тайши не в 15веке разбил Абулхаира?т.е 1455 -1457? не так?разве торгоуты Хо Урлюка начали движение на запад не в конце 16века?наверняка тогда и начались первые столкновения,которые отобразились в преданиях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, mechenosec сказал:

Ну вроде Калмыкия праздновала 400летие вхождения в состав России в 2009г.т.е 1609?сын Эсэн хана,  Уз Темир тайши не в 15веке разбил Абулхаира?т.е 1455 -1457? не так?разве торгоуты Хо Урлюка начали движение на запад не в конце 16века?наверняка тогда и начались первые столкновения,которые отобразились в преданиях.

нет, калмаки на картах европейских еще в конце 15 века появились. Сарайчук на них назван как сарай калмаков. в обще почитайте дремова статьи про калмаков

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, asan-kaygy сказал:

нет, калмаки на картах европейских еще в конце 15 века появились. Сарайчук на них назван как сарай калмаков. в обще почитайте дремова статьи про калмаков

Понятно что калмаки тюрки были,вопрос представляли они реальную силу как ойраты?а то как калмак крылган,то это обязательно ойраты,а как поражения, то от своих тюрков.отних наверно не так больно было :D

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Kamal сказал:

Из расспросных речей в Посольском приказе служилых людей Томилы Петрова и Ивана Куницына (декабрь 1616 г.): «…в Колматцкой земле ныне в подданстве и в их послушанье Казачья Большая орда да Киргизская орда, и тем обеим ордам колмаки сильны. А которые ясыри Казатцкие и Киргизские земли преже сего пойманы были в полон в Колматцкую землю, и тех ныне Богатырь-тайш, сыскивая отдает им без окупу. А Казачьи и Киргизские начальники о том ему присылают бити челом, и живут с ним в совете и во всем Богатыря-тайша над собою почитают и во всем его слушают».

Это "послушанье" длилось очень недолго. Буквально года три. Если вообще было.

 

39 минут назад, asan-kaygy сказал:

нет, калмаки на картах европейских еще в конце 15 века появились. Сарайчук на них назван как сарай калмаков. в обще почитайте дремова статьи про калмаков

 

Нет, но Уз-Тимур тайши это же калмак-ойрат, а не калмак тюрок или нет?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, Le_Raffine сказал:

Это "послушанье" длилось очень недолго. Буквально года три. Если вообще было.

 

 

Нет, но Уз-Тимур тайши это же калмак-ойрат, а не калмак тюрок или нет?

 

Думаю да.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 1609 г. Торгоуты находились не на Волге (в пути скорее всего).

На эту дату вроде был контакт с сибирскими и воеводами. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Мерген сказал:

На эту дату вроде был контакт с сибирскими и воеводами. 

Еще раньше, если мне память не изменяет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, asan-kaygy сказал:

Думаю да.

Вы сами до 19 в. были "калмаки", вон ваш Валиханов писал, что Ислам плохо влияет на оседлые народы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, Мерген сказал:

Вы сами до 19 в. были "калмаки", вон ваш Валиханов писал, что Ислам плохо влияет на оседлые народы.

Казахи уже относились тогда к мусульманской умме.

Тауке-хан джихад объявлял в свое время ойратам емнип

Мнение Валиханова это его частное мнение

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, Le_Raffine сказал:

Еще раньше, если мне память не изменяет.

1607г., октября 18* - Грамота из Приказа Казанского дворца Тарскому
воеводе Силе Гагарину о посылке служилых людей в калмыцкие улусы к тайшам
Изенею и Далаю-Богатырю, а также к Xo-Урлюку и Курсугану для приведения
их к шерти
(л. 101) От царя и великого князя Василья Ивановича всеа Русии в Сибирь в
Тарской город воеводе нашему князю Силе Ивановичю Гогарину да головам
Василью Ивановичю Нелединскому да Беззубу Шишкову.
В нынешнем во 116 году сентября в 30 день490 писали есте к нам, что в
прошлом во 115 году генваря в 27 день491 посылали есте х колмацким тайшам
и ко всем улустным людем наших ясачных тотар Енобая князька да Куготая с
товарищи, а приказывали с ними х колмацким тайшам, велели им говорити, //
(л. 101 об.) чтоб они были под нашею царскою высокою рукою, а для шерти и
укреплен ья и для договору, как им быти вперед под нашею царскою высокою
рукою, приехали бы они, лутчие люди, на Тару сами. И июня в 16 день
приехали на Тару колмацской тайши Кугонай Тубиев, а с ним колмацских
людей 20 человек. А в роспросе вам Кугонай тайши сказал, что прислали
его, Кугоная, колмацкие люди тайши Баатырь да Ичиней с товарищи нам,
великому государю, бити челом, чтоб нам их пожаловати, воевати их не
велети, и велети им быти под нашею царскою высокою рукою, и кочевати на нашей земле вверх
по Иртишу к соленым озерам, а что де нам с них, с колмацких людей, имати
годно коньми или верблюды или коровами, и они де тем нам бьют челом. А
большие де у них люди тайши Баатырь Янышев, да Ичиней Уртуев, да Ку//(л.
102)гонай Турбеев, да Ужен Конаев, да Юрикты Конаев, всего 5 человек. Да
с ними ж де кочюют тайшей 45 человек. И теми де тайшами владеют они ж,
тайши Баатырь с товарищи, а кочюют де с ними, тайши, з Баатырем и с
Счинеем492 с товарищи и со всеми колмацкими тайшами, 12 санов, а в сану
по 10 ООО человек. И на Таре Кугонай-тайши нам, великому государю,
шертовал за всех своих товарищив, за 40 за 9 тайшев, и их улусов за
колмацких людей, опричь Урлюка-тайши да Курсугана-тайши. А Урлюк де да
Корсуган от них откочевали 3 годы и кочюют своими улусы вверх по Иртишу.
[...]
(л. 102 об.) И вы то учинили гораздо, многих колмацких людей под нашу
царскую высокую руку привели, и как оже даст бог увидите наши царские
пресветлые очи, и мы вас за вашу службу пожалуем своим царским великим
жалованьем.
И как к вам ся наша грамота приидет, и вы б послали в Колмаки х колмацким
к большим тайшам к Изинею да к Багатырю с товарищи и ко всем улусным
людем наших служивых людей, и[с] кого пригоже // (л. 103) выбрав добрых,
да с ними тотар ясачных или служивых, которым бы колмаки верили, и велели
им сказати наше царское жаловальное слово, что мы, великий государь, их
пожаловали, велели им по их челобитью кочевати вверх по Иртишу и в ыных
местех, где похотят, и держати их велели под нашею царскою высокою рукою,
и велели их ото всех недругов, от Казацкие Орды и от Нагаи и от иных
недругов беречи и обороняти, и во всем бы они на наше царское жалованье
были надежны, а наше жалованье к ним пришлем вскоре, а ясак велели есмя
имати с них лошедьми и верблюды или иным чем, чтоб им не в нужу. И они б,
колмацкие тайши Изеней и Баатырь с товарищи, были под нашею царскою
высокою рукою, и ехали б они, лутчие тайши, сами к нам, великому
государю, к Москве, а подводы им и корм в дорогу дадут // (л. 103 об.)
много тотчас, и они сами увидят наши царские очи. [...]
РГАДА. Ф. 214. On. 1. Кн. 11. Л. 101-103 об.
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это такие яркие персонажи, как Караман (Хар Амн), Конгорбай (Хонгор), Джолой (Джал), Караджан (Эренджен) и другие. 

 

А где был Конгорбай ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, asan-kaygy сказал:

Казахи уже относились тогда к мусульманской умме.

Тауке-хан джихад объявлял в свое время ойратам емнип

Мнение Валиханова это его частное мнение

А есть спец истор.сборники про джихады ?

Вроде кубанцы один раз объявили джихад. Но инфа прошла и калмыки их уже ждали, и числом завалили.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, asan-kaygy сказал:

Тауке-хан джихад объявлял в свое время ойратам емнип

Про джихад не помню точно. Но в его законах есть статья за принятие христианства - полагалось лишить вероотступника всего имущества. Тауке хан воевал с джунгарами с переменным успехом, однако иницинатива была большей частью за ойратами.

Причиной же войн были именно религиозные разногласия по сведениями джунгарских послов.По крайней мере именно они послужили казус белли.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, Мерген сказал:

Это такие яркие персонажи, как Караман (Хар Амн), Конгорбай (Хонгор), Джолой (Джал), Караджан (Эренджен) и другие. 

 

А где был Конгорбай ?

А кто эти люди?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...