Перейти к содержанию
Турист

КАЗАХИ - 4

Рекомендуемые сообщения

24 минуты назад, кылышбай сказал:

1. только у него, у Сейдимбекова? в народе я не слышал чтобы использовали улы ата в другом смысле кроме как великий дед. ладно, попробую поискать что нибудь по теме

 

1. Вы когда нибудь слышали, чтобы казахи говорили "великий дед"?  :)

 

25 минут назад, кылышбай сказал:

2. согласен, с Зуевым я грубо. но я имел ввиду что ведь и до него все переводили Улы жуз как Старший жуз

 

2. Согласен с термином жуз.  Вопрос очень обширный и заслуживает открытия специальной темы.

 

26 минут назад, кылышбай сказал:

3. а попробуйте отличить во время речи кеватыр, кепатыр и кебатыр. 

 

3. Без проблем! Речь всегда хорошо отличима, если конечно автор речи не имеет голосовых дефектов. :)

 

28 минут назад, кылышбай сказал:

4. я в Ташкенте учился в казахской школе и как то в сочинений (2-3 класс) написал "ыстеватыр". меня учительница поругала и поправила что правильно "ыстепжатыр". запомнил на всю жизнь)

 

4. Ну вот, все правильно, а вы не соглашались. ;)

 

29 минут назад, кылышбай сказал:

5. то что в разговорном используется кеватыр и что это шала-казакизм. думаю они б вам ответили б (вопреки всем правилам литературного казахского)

 

5. Мне кажется, что вам послышалось "В". Знатоки родного языка так не говорят. Поэтому они мне никак не ответили бы. ;)

 

30 минут назад, кылышбай сказал:

6. я слышал от карагандинцев "келятр". давайте пока не буду ничего писать, попробую провести опрос и уточнить

 

6. Если вы обратили внимание на мою карту, то большая часть Карагандинской области тяготеет культурно к традициям юга. Поэтому не удивительно что вы слышите в области случаи йоканья.

31 минуту назад, кылышбай сказал:

7. см. п. 6 (уши и у меня есть) 

 

7. См. выше, пункты 5 и 6.

 

32 минуты назад, кылышбай сказал:

8. почему должно было прийти? почему вы не допускаете что кеватыр это просто изменение слов в разговорном языке никак не связанное с узбеками и татар? ведь по вашим же словам на севере горят байрам и рахмат (идентично узбекскому) а не мейрам и рахмет

 

8. Я вел речь не про использование в разговорной речи чуждого языку звука "В". Я вел речь про случаи йоканья на западе и юге. Потому что казахский язык изначально джокающий. А значит йоканье откуда-то пришло.

 

34 минуты назад, кылышбай сказал:

9. спасибо, не знал. хотя одна каракесечка (кстати профессиональный ведущий) говорила что мол это мы южане сокращаем

 

9. Планирую кудай жазса при появлении свободного времени развить все вопросы в теме Казахский язык. У меня много накопилось черновых набросков. Правда боюсь что Момун с помощью пояса шахида взорвет тогда или ту тему, или весь форум. :lol:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, кылышбай сказал:

я знаю) теперь жалею что прервал свой игнор. тилды кышытасын да

по этому поводу можешь не замарачиваться , бывает чел неправ , такое  в жизни бывает , но я извиняюсь когда осознаю это

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 минут назад, кылышбай сказал:

да бросьте вы!) это карта климатических и природных зон в границах современного Казахстана. эти границы появились в 1920-х годах

 

Вы оказывается не внимательный! Я охватил не только Казахстан, а также регионы соседних государств, исконно населенные казахами.

 

19 минут назад, кылышбай сказал:

а современный ареал расселения, на основании котрогго вы тут делите на языки и регионы сформировался не раньше конца 18 в. а язык сформировался еще ранее, когда у Сырдарьи зимовали почти все три жуза)

 

Думаю вы не правы!

Судя по историческим документам и фото в прошлом, как минимум до 19 века, казахи разных регионов были более ближе культурно между собой (традиции, быт, язык и прочее). Причина - кочевой быт и длинные майданные маршруты с юга на север (кроме некоторых оседлых и полуоседлых групп на юге).

 

С момента сокращения маршрутов кочевок до пределов одной области, а это уже 19 век, начали обосабливаться отмеченные мной на карте отдельные культурные регионы. С каждым десятилетием они более обосабливались друг от друга. В конце концов к концу 20 века мы имеем то, что имеем.

200 лет разобщения не халам-балам. B) Мы единый народ, но с региональным контрастами. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, думан сказал:

по этому поводу можешь не замарачиваться , бывает чел неправ , такое  в жизни бывает , но я извиняюсь когда осознаю это

 

Вы все еще ругаетесь?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я думаю звук "в" иногда естественным образом появяется при сокращении. 

Слово "улы" с позиции русского языка трудно передать. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Kenan сказал:

Я думаю звук "в" иногда естественным образом появяется при сокращении. 

 

Кто спорит? Например, я к поводку обращаюсь не Уалера, а Валера. :D

Но в казахских словах этого звука нет!

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Кто спорит? Например, я к поводку обращаюсь не Уалера, а Валера. :D

Но в казахских словах этого звука нет!

 

Да вы правы, нет в-ф. Это шалаказахский новодел.

Фатима-Батима, Федор-Шодр

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Kenan сказал:

Я думаю звук "в" иногда естественным образом появяется при сокращении. 

Слово "улы" с позиции русского языка трудно передать. 

В школе нас учить этому звуку, народ уже привыкли в основном. Сказать в не составить особого труда.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

1. Вы когда нибудь слышали, чтобы казахи говорили "великий дед"?  :)

 

 

2. Согласен с термином жуз.  Вопрос очень обширный и заслуживает открытия специальной темы.

 

 

3. Без проблем! Речь всегда хорошо отличима, если конечно автор речи не имеет голосовых дефектов. :)

 

 

4. Ну вот, все правильно, а вы не соглашались. ;)

 

 

5. Мне кажется, что вам послышалось "В". Знатоки родного языка так не говорят. Поэтому они мне никак не ответили бы. ;)

 

 

6. Если вы обратили внимание на мою карту, то большая часть Карагандинской области тяготеет культурно к традициям юга. Поэтому не удивительно что вы слышите в области случаи йоканья.

 

7. См. выше, пункты 5 и 6.

 

 

8. Я вел речь не про использование в разговорной речи чуждого языку звука "В". Я вел речь про случаи йоканья на западе и юге. Потому что казахский язык изначально джокающий. А значит йоканье откуда-то пришло.

 

 

9. Планирую кудай жазса при появлении свободного времени развить все вопросы в теме Казахский язык. У меня много накопилось черновых набросков. Правда боюсь что Момун с помощью пояса шахида взорвет тогда или ту тему, или весь форум. :lol:

 

Йокание банальный сингармонизм. Если нет, северяне должный говорит "бұл жыл", а не биыл. 

Это северяне и южане джокает, но мы то на западе жокаем. Здесь нет ясности что является изначальным, дж или ж

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Махамбет сказал:

Слушайте песни Б.Тлеухана он там конкретно джокает.


В моем окружении никто не джокает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 minutes ago, Le_Raffine said:


В моем окружении никто не джокает.

Как я вспомню раньше монгольские казахи очень "ж"-екали и "ш"-окали.

Сейчас когда слышу разговор молодых казахов то у них "дж" явно звучит. Значит влияние монголов все таки в языке.

А "ш"-окать - это не исчезнуть вовсе, как мне кажется.:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, enhd сказал:

Как я вспомню раньше монгольские казахи очень "ж"-екали и "ш"-окали.

Сейчас когда слышу разговор молодых казахов то у них "дж" явно звучит. Значит влияние монголов все таки в языке.

А "ш"-окать - это не исчезнуть вовсе, как мне кажется.:D

Бред. Интересно почему Туриста за бессвязные посты сто раз банят, а енхдом дорожат? :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 minutes ago, Le_Raffine said:

Бред. Интересно почему Туриста за бессвязные посты сто раз банят, а енхдом дорожат? :D

Почему бред?

Это же мое личное наблюдение. И знаю казахский язык по меру.

Мен казак тилин билем, өте жаксы эмес болса да өзүмнүн дейимде билем. Казактар сойлеигенде 60-90% билемин.:lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, кылышбай сказал:

такого ни с кем не перепутаешь - все темы где ты появляешься зафлужены и заоффтопены твоими глупыми вопросами и троллингом.

я не вру: просто поверь что ты первым перешел на ты. так оно и есть. ничего в этом плохого нет

давай пруфлинк , где я первым перешел на ты , если не приведешь ,то ты просто шавка 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, думан сказал:

получается данные 10летнеи давности неверные?

не данные а методика

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, кылышбай сказал:

да бросьте вы!) это карта климатических и природных зон в границах современного Казахстана. эти границы появились в 1920-х годах, а современный ареал расселения, на основании котрогго вы тут делите на языки и регионы сформировался не раньше конца 18 в. а язык сформировался еще ранее, когда у Сырдарьи зимовали почти все три жуза)

До 19 века почти все казахи в зимой были южанами.:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Махамбет сказал:

До 19 века почти все казахи в зимой были южанами.:D

 

Прошу прощения, я ошибся. Маршруты кочевок сократились до пределов областей и началось отдельное существование тех и иных племенных групп гораздо раньше 19 века!

Примерно судя по историческим документам и народным преданиям это времена не позже рубежа 16 - 17 веков.

То есть те или иные казахские племена и группы существуют разобщенно порядка уже 400 лет. Отсюда и все существующие различия, пусть и небольшие. 

 

Ваш юмор не правильный! Потому что кочевой скотовод не был привязан конкретно к тому или иному региону, к югу или к северу. Здесь была другая географическая мера измерения - джайлау (весенне-летние пастбища), кузеу (осенние пастбища) и кыстау (зимние пастбища).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад, enhd сказал:

И знаю казахский язык по меру.

Мен казак тилин билем, өте жаксы эмес болса да өзүмнүн дейимде билем. Казактар сойлеигенде 60-90% билемин.:lol:

 

Еще бы, закончить казахскую школу в Цэнгэле вместе с казахскими детьми и не знать языка. Даже я не заканчивал казахскую школу.

Молодец, урянхаевед! Не зря я в прошлом называл вас казаховедом. :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад, Махамбет сказал:

Йокание банальный сингармонизм.

 

Йоканье и сингармонизм разные лингвистические понятия и не касаются друг друга.

 

16 часов назад, Махамбет сказал:

Если нет, северяне должный говорит "бұл жыл", а не биыл. 

 

Это единственный в нашем говоре непонятный архаизм. Для того, чтобы говорить о йоканье надо иметь хотя бы пять или десяток примеров.

 

16 часов назад, Махамбет сказал:

Это северяне и южане джокает, но мы то на западе жокаем.

 

Джокает, то есть произносят аффрикату "дьж" только северо-восток. Юг, запад и восток произносит четкое "ж", аффрикаты нет.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, АксКерБорж сказал:

 

Прошу прощения, я ошибся. Маршруты кочевок сократились до пределов областей и началось отдельное существование тех и иных племенных групп гораздо раньше 19 века!

Примерно судя по историческим документам и народным преданиям это времена не позже рубежа 16 - 17 веков.

То есть те или иные казахские племена и группы существуют разобщенно порядка уже 400 лет. Отсюда и все существующие различия, пусть и небольшие. 

 

Ваш юмор не правильный! Потому что кочевой скотовод не был привязан конкретно к тому или иному региону, к югу или к северу. Здесь была другая географическая мера измерения - джайлау (весенне-летние пастбища), кузеу (осенние пастбища) и кыстау (зимние пастбища).

 

18 веке из за давлении ойратов казахи сдвигались на юг, оттуда вытесняя младший жуз. Адайцы если верить преданию 18 веке еще кочеыаои в пределах нынешных кызылординского и шымкентского области. Да и аргыны тоже в это время былм на юге. Прадед Абая Ыргызбай например родился в Ыргызе нынешный Актюбинский область. То есть 18 веке основная казахов в лету были в территорий актюбинского и карагандинского области, а зимой южнее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.


×
×
  • Создать...