Перейти к содержанию
Kamal

Чуб и связанные с ним обычаи у народов ЦА

Рекомендуемые сообщения

15 hours ago, Peacemaker said:

Я считаю,что каракалпакские хунгираты и казахские кериленцы носили такой чуб.

:D

Возможно, но меня интересует сам процесс ликвидации, а не ношение. Сейчас ни один тюркский народ не носит чуб, но порой можно увидеть маленьких детишек, которым оставляют чуб в разных вариантах, а в определенный период ликвидируют. Вот, как это происходит - просто отрезают или соблюдают какой-то обычай? 

Понятно, что предки многих народов когда-то носили чуб, но однажды это вышло из моды. Когда и в каких обстоятельствах это произошло и как отразилось в культуре и веровании народов? Почему, например, избавление от какого-то пучка волос, у каракалпаков превратилось в большой праздник?! С чем это связано?! Если бы наши предки в древности носили чуб, а потом какие-то завоеватели вынуждали отказаться, то нынешний сохранившийся у нас обычай покажется странным. А если в древности не носили, а потом какие-то завоеватели навязали носить чуб, то ликвидация вот этой чуждой нашим далеким предкам привычки, вполне можно отпраздновать, то есть, мотив нынешнего "гулпак тоя" более понятен. Жалко, не могу найти какую-либо литературу и сам народ забыл обо всем давно, просто тупо соблюдают обычай.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Я смотрю у вас возникло сильное желание выяснить вопрос кто носил прически татарских племен Чингизхана - казахи или халхасцы?

Хорошо, я удовлетворю ваше желание! ;)

Казахи племени Найман рода Кара-Керей, документальное фото Ф.А. Фиельструппа, 1927 год - то есть это реальность народа! 

Казахи, судя по маршруту исследователя это либо племя Найман, либо Керей. Из экспедиции Маннергейма, 1906 - 1908 гг.:

 

 

Халха-монголы, 21 век, исторические реконструкции как прямое следствие внушенной им по книгам, кино и интернету моде на татарское наследство - то есть это не реальность, а мода, бутафорные прически, не известные самому народу!

8a5abb417604.jpg

 

Мода в Монголии 21 века на исторические реконструкции - подражание тюрко-могал-татарским,

казахским в том числе (найманским, керейтским и пр.) прическам 12 - 20 веков:

1238787_1387057431526896_1918555455_n_50

7bc3b7278c4f.jpg

 

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
44 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Мода в Монголии 21 века на исторические реконструкции - подражание тюрко-могал-татарским,

казахским в том числе (найманским, керейтским и пр.) прическам 12 - 20 веков:

1238787_1387057431526896_1918555455_n_50

7bc3b7278c4f.jpg

 

 

Это же кино. Теперь и историческое кино уже - "подражание"? Что за бред.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

55 минут назад, АксКерБорж сказал:

Мода в Монголии 21 века на исторические реконструкции - подражание тюрко-могал-татарским,

казахским в том числе (найманским, керейтским и пр.) прическам 12 - 20 веков:

Здесь не важно, бред не бред, важно еще раз написать слова;

Цитата

Мода в Монголии 21 века на исторические реконструкции - подражание тюрко-могал-татарским,

казахским в том числе (найманским, керейтским и пр.) прическам 12 - 20 веков:

Авось , когда-нибудь прокатит!

Очередной брейк-данс от АКБ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Rust сказал:

Это же кино. Теперь и историческое кино уже - "подражание"? Что за бред.

 

Из 7 залитых фото только 2 из фильма, остальные фото из жизни Монголии 21 века, на которых монголы искусственно подражают тюркам-татарам.

 

Вы постоянно во всех темах мне пишите "бред", "бред". А вы хоть знаете что означает это слово?

Бред это медицинский термин, означающий бессвязную речь человека в бессознательном состоянии.

 

Исходя из данного определения у меня факты, а кто не соглашается с фактами и пытается их оспорить, у тех может и бред. ;)

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, povodok сказал:

Очередной брейк-данс от АКБ

 

Казахи племени Найман рода Кара-Керей, документальное фото Ф.А. Фиельструппа, 1927 год - то есть это реальность народа! 

Казахи, судя по маршруту исследователя это либо племя Найман, либо Керей. Из экспедиции Маннергейма, 1906 - 1908 гг.:

 

 

Халха-монголы, 21 век, исторические реконструкции как прямое следствие внушенной им по книгам, кино и интернету моде на татарское наследство - то есть это не реальность, а мода, бутафорные прически, не известные самому народу!

 

Мода в Монголии 21 века на исторические реконструкции - подражание тюрко-могал-татарским, казахским в том числе (найманским, керейтским и пр.) прическам 12 - 20 веков:

 

195fd38b7373.jpg

 

Уверяю вас, это не из фильма, а из жизни. :)

 

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 hours ago, Kenan said:

Изображение Верещагина - "мачьчик узбек"

Это разновидность чуба?

Это "айдар", растет от макушки - верхней части головы, в принципе очень распространенный вид чуба. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В теме "тюрки-калмаки 14-16 вв" есть ссылка из источников, что "у них (калмаков) длинные волосы, для торгов заезжают в Астрахань, но никакого вреда местным жителям не причиняют".  Тут, конечно, спорный вопрос - кто вообще те "калмаки", но на счет длинных волос скорее всего речь идет о чубе (айдар), если бы эти длинные волосы были заплетены в косы, то источники так и передали бы, что у них длинные косы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
18 часов назад, АксКерБорж сказал:

Из 7 залитых фото только 2 из фильма, остальные фото из жизни Монголии 21 века, на которых монголы искусственно подражают тюркам-татарам.

Вы постоянно во всех темах мне пишите "бред", "бред". А вы хоть знаете что означает это слово?

Бред это медицинский термин, означающий бессвязную речь человека в бессознательном состоянии.

Исходя из данного определения у меня факты, а кто не соглашается с фактами и пытается их оспорить, у тех может и бред. ;)

Зачем постить кадры из кино в исторических костюмах и на основании этого писать о бутафории? У вас на фоне какой то личной неприязни к монгольским народам давно наблюдается "бессознательное" состояние.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
18 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Казахи племени Найман рода Кара-Керей, документальное фото Ф.А. Фиельструппа, 1927 год - то есть это реальность народа! 

Казахи, судя по маршруту исследователя это либо племя Найман, либо Керей. Из экспедиции Маннергейма, 1906 - 1908 гг.:

Халха-монголы, 21 век, исторические реконструкции как прямое следствие внушенной им по книгам, кино и интернету моде на татарское наследство - то есть это не реальность, а мода, бутафорные прически, не известные самому народу!

 

Мода в Монголии 21 века на исторические реконструкции - подражание тюрко-могал-татарским, казахским в том числе (найманским, керейтским и пр.) прическам 12 - 20 веков:

 

195fd38b7373.jpg

Уверяю вас, это не из фильма, а из жизни. :)

Вы уже опростоволосились с ташууром, предполагая, что монголы держат его "вследствие того, что насмотрелись средневековых картин". Подозреваю, что практически все, что вы пишете - закончится тем же.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Rust сказал:

Подозреваю, что практически все, что вы пишете - закончится тем же.

 

Админ решил стать гадалкой? :lol:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, Kamal сказал:

Это "айдар", растет от макушки - верхней части головы, в принципе очень распространенный вид чуба. 

 

Айдар это не чуб, а оселедец, оставляемый на макушке. 

 

Чуб оставляют на лбу и называют кекіл. Даже сам Чингизхана называл свой чуб кäкл: "... Однажды в молодые годы Чингиз-хан встал на рассвете, а в его чубе [какул] уже побелело несколько волосков" (Рашид ад-Дин)

 

А еще были косы по сторонам, височные пряди  - тулум.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

27 минут назад, АксКерБорж сказал:

Айдар - это не чуб, а оселедец, оставляемый на макушке. 

 

Казахский мальчик из племени Кара-Керей Найман, 1927 год:

070cb9fd1ad9.jpg

Нач. 20 века:

579463dbc8ae.jpg

Казахские мальчики сейчас:

f4116e96bc0a.jpg

 

27 минут назад, АксКерБорж сказал:

Чуб оставляют на лбу и называют - Кекіл.

Даже сам Чингизхана называл свой чуб Кäкл:

"... Однажды в молодые годы Чингиз-хан встал на рассвете, а в его чубе [какул] уже побелело несколько волосков" (Рашид ад-Дин)

 

Казахский мальчик из племени Кара-Керей Найман, 1927 год:

2c3362bb1e4c.jpg

 

27 минут назад, АксКерБорж сказал:

А еще были косы по сторонам, височные пряди - Тулум.

 

Казахский мальчик либо из племени Керей, либо Найман, нач. 20 века:

3bb34c9a1900.jpg

Казахские мальчики из племени Кара-Керей Найман, 1927 год:

6a0499a75fb4.jpg

А у этого найманского мальчика сочетание Кекіл (чуба) с Тулум (височными прядями): 

9af6be039f25.jpg


 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

У маньчжур тюркский айдар видоизменился, он стал очень длинным и оставляться не на макушке, а на затылке 

Это косы "Бянь-фа" или "Сончохо".

При длительном Цинско-Манчьужрском иге над монголами в 17 - 20 века монголоязычные народы (калмыки, ойраты, халхасцы, монголы Китая и другие) переняли у маньчжуров эту косу:

 

6752a07a9109.jpg

8a2571add4aa.jpg
  

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, АксКерБорж said:

Айдар это не чуб, а оселедец, оставляемый на макушке. 

Чуб оставляют на лбу и называют кекіл. Даже сам Чингизхана называл свой чуб кäкл: "... Однажды в молодые годы Чингиз-хан встал на рассвете, а в его чубе [какул] уже побелело несколько волосков" (Рашид ад-Дин)

А еще были косы по сторонам, височные пряди  - тулум.

"Чуб" по-каракалпакски переводится как "гулпак" и в совокупности все эти "айдар", "кекил", "тулум" и прочие именуются этим термином "гулпак". По сути и "чуб" имеет свои русскоязычные названия - оселедец, хохол и т.д. Поэтому, речь здесь идет о разных видах чуба и "айдар" один из его разновидностей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, Kamal сказал:

"Чуб" по-каракалпакски переводится как "гулпак" и в совокупности все эти "айдар", "кекил", "тулум" и прочие именуются этим термином "гулпак". По сути и "чуб" имеет свои русскоязычные названия - оселедец, хохол и т.д. Поэтому, речь здесь идет о разных видах чуба и "айдар" один из его разновидностей.

 

Ув. Kamal, я расписал казахские названия трех разных мужских/мальчиковых причесок в прошлом.

У каракалпаков конечно же свои названия.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад, АксКерБорж сказал:

У маньчжур тюркский айдар видоизменился, он стал очень длинным и оставляться не на макушке, а на затылке 

Это косы "Бянь-фа" или "Сончохо".

При длительном Цинско-Манчьужрском иге над монголами в 17 - 20 века монголоязычные народы (калмыки, ойраты, халхасцы, монголы Китая и другие) переняли у маньчжуров эту косу:

 

8a2571add4aa.jpg  

 

Бянь-фа или Сончохо у монгольского мальчика:

BoYo-0wIEAA-ngf.jpg

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 07.12.2017 в 13:53, АксКерБорж сказал:

Халха-монголы, 21 век, исторические реконструкции как прямое следствие внушенной им по книгам, кино и интернету моде на татарское наследство - то есть это не реальность, а мода, бутафорные прически, не известные самому народу!

b8f973673c95.jpg

8a5abb417604.jpg

 

Пример аналогичной моды в России - калмыцкий поэт О. Цагаанзамыг:

2-1-384x253.jpg

 

Правда не совсем понятно, у него тюрко-татарский "айдар" или маньчжурско-монгольская "бяньфа-сончохо".

 

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 10.12.2017 at 6:21 AM, АксКерБорж said:

Ув. Kamal, я расписал казахские названия трех разных мужских/мальчиковых причесок в прошлом.

У каракалпаков конечно же свои названия.

названия идентичные с казахскими, но все они являются разновидностями "гулпака" (чуба). Единственная разница, что "тулумшак" также носили, но на шеке, а не надо лбом и зрелые, но еще не замужние девушки. Я так полагаю, что термин "гулпак" Вам незнаком. А знают ли южные казахи?

Из статьи "К вопросу сопоставления материалов археологии и этнографии в обрядности каракалпаков":

Quote

 

Отмечая о специально отращиваемых на не бритой части головы волосах (часто сплетенные в косы. Прим.авторов) «Айдар», не зависимо от  различия пола, отражали определенную функцию силы или могущества. Так, например, существующая в народе легенда о Шамун-Наби гласит о его неимоверной силе, находящейся в его волосах «Айдар-коса» (7, с.52). Зачастую по сообщениям пожилых людей, отращивание «Айдара» на макушке головы символизировало, что его носитель является единственным сыном в семье. По одной из информации мужчина с “Айдаром” на голове, участвовал в освободительном движении 1858-59 годов в городе Кунграде. В отличие от мужчин отращенные волосы на виске (шеке) у девушек указывалось термином “тулумшак” в связи, с чем все еще бытуют в каракалпакских пословицах:

Кызда  болар  тулумшак                   Примерный мой перевод: У девушки бывает тулумшак

Жылкыда  болар  кулыншак                                                         У лошади - грива  

Тулымшагы болмаса                                                                    А если нет тулумшака 

Катын  дейди  бизин  жак.                                                             Девушка является уже женой  

Волосы отращивались надо лбом у мальчиков, и называлось оно “кекил”. У  каракалпаков и туркмен в годовщину рождения ребёнка родители праздновали  “Гулпак  той”. В целом волосы, специально сращенные на голове у детей, носило (Айдар, кекил, тулумшак) общее название “Гулпак”. Данная традиция была широко распространена среди каракалпаков, туркмен, таджиков, казаков, узбеков и киргизов. Здесь уместно отметить о классике каракалпакской литературы XlX века Ажинияз Косыбай улы, в своем произведении “Бозатау”, посвященном трагедии 1858-59 гг., описывая о  разрухе и разорении народов, он отмечает и о наличии детей-подростков, среди плененных взрослых. В то же время, в строках упоминается термин «гулпаклы оглан».

Атадан  айырылды  гулпаклы  углан          Примерный перевод:  Отняли у отца сынишку с гулпаком                                 

Сатылды,  хур  басын  айледи  гулам,                                            Продали в рабство, стал бесправным   

Кимлер  Ирак  кетти, кимлер  кетти  Шам                                      Кого-то в Ирак продали, кого-то в Шам (не ясно, какая страна)

Кимселер   Гурд,  Техран  тушти,  Бозатау (1. С.36).                    Кого-то Курдам продали, кого-то в Тегеран

Термин “Гулпак” встречается и у Бердаха (1827-1900) в его поэме “Шежире”:

Маликтин  углы-Разыхак

Яшлыгында  койды  гулпак,

Кийген  екен  кара  калпак

Шундан  “калпак”  болган  екен  (4. С.147).

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...