АксКерБорж

Монгольские способы забоя скота

316 сообщений в этой теме

Монгольские способы забоя скота. И мясо каких видов скота монголы традиционно употребляют в пищу.

 

Как современные монголязычные народы режут баранов на мясо всем известно (на фото), как убивают сурков тарбаганов известно тоже.

d187f4f00708.jpg

037aeafa8b00.jpg

Картинки по запросу монголы способы забоя скота

 

Данный способ приспособлен исключительно для использования в пищу крови забиваемого животного. Можно отметить, что такая традиция присуща не только монголоязычным народам, но и ряду других народов, например, как свидетельствует справочный материал - африканским масаям, эскимосам, другим народам севера, корейцам, китайцам и другим народам.

 

Общеизвестно, что такие мировые религии как ислам, иудаизм и христианство, запрещают употреблять в пищу кровь животных (см: наставления Ноя, Моисея, Талмуд, Коран, брахманизм и пр.).

 

Не могу и не стану спорить как обстояло дело в прошлом у нас, у тюрков, по крайней мере до активного распространения в степи ислама, примерно до 19 века.

Хотя наши братья кыргызы вроде бы до сих пор не прочь побаловаться кровяной колбасой «быжы», пусть сами подтвердят или отрицают, я не в курсе. :) 

Кстати название частично созвучно с азербайджанским названием блюда из внутренностей, сердца и тестикул барана «джыз-быз».

 

Но вопрос пока не об этом. Действительно ли оригинальный текст законоуложения Чингизхана (йаса, джасак) имел разрешение на употребление в пищу крови животных и что в действительности практичнее для едока, поговорим ниже.

 

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А сейчас поставлю вопрос о том, как халхасцы, буряты и калмыки забивают КРС, лошадей и другой крупный скот?

(кстати никто даже не задумывался наверно над этим вопросом наверняка как и я раньше допуская, что и другие виды скота умерщвляются монголами путем надрыва аорты...)

 

 

Начну с лошадей, их монголязычные народы как известно не режут и конину не едят принципиально, с их слов им лошадей жалко, потому что это друзья людей, поэтому монгольские лошадки счастливо доживают до глубокой старости и умирают, как правило, своей смертью, устав вконец за свою долгую конскую жизнь ежедневно быть выдоенными под хмельной айраг (у тюрков это кумыс) и устав возить на себе постоянно джигитующих перед камерами туристов пастухов с укрюками.

:) Шутка.

 

Но ведь как свидетельствует онлайн справочный материал о Монголии, халхасцы кроме баранов, пусть и не так часто как баранину, но едят и козлятину, говядину, сарлычатину, хайначатину, ячатину и верблюжатину.

Хотя лично я сильно сомневаюсь в этом и предполагаю, что население Монголии (кроме казахов и цаатанов) не едят другого мяса кроме баранины (сурчатина редко в качестве деликатеса).

 

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

А если же все таки допустить употребление монголами изредка других видов мяса, то возникает логичный вопрос - как они их режут?

Ведь у коровы, быка, вола, яка или верблюда рукой до аорты не дотянуться, а козёл или коза это не молчаливый и выносливый баран, будут орать на весь Хангай или Гоби натуральным звонким человеческим голосом. Здесь не шутка. :)

 

 

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

Нигде в инете ничего об этом (о забое и способах других видов скота кроме овец) не нашел, думаю, что и вы не найдете!

На любой поиск "забой скота в Монголии" или по-монгольски "мал нядлах" инет выдает либо распиаренный для туристов забой барашков "надрывом аорты", либо выдает забой скота любыми другими народами, но не монголами.

Я смог найти лишь одно ужасное фото, где монгол оглушает корову по голове обухом топора:

cf58580d3c25.jpg

 

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

Кстати и братья буряты оказывается тоже валят быков так сказать особо не церемонясь. 

 

Вот примеры:

 

В.О. Очиров "Место мужчины в кочевой цивилизации":

 

"... Бурятские мужчины знали различные способы забоя скота: лошадь забивали ударом ножа в затылок под шейный позвонок, коров ударом топора по голове. В Тунке забойщики закрывали глаза лошади, для чего одевали на ее голову мешок, затем ударом обуха топора по голове оглушали ее. Если забивали крупный рогатый скот, то сначала острым тонким ножом протыкали спинной мозг в области шейного позвонка и затем в отверстие забивали палочку толщиной в палец, такой способ назывался «нугарhадажа аллаха» [Патаева, 2003, с.70]."

 

Д.М. Маншеев "Традиционное скотоводческое хозяйство бурят Восточного Присаянья, кон. 19 - нач. 20 вв.", Улан-Удэ, 2006:

 

"... Способ забоя крупного рогатого скота был следующим. Скотину привязывали за рога к столбу или, связав веревками, валили на землю. Сильным ударом обухом топора по лобной части приводили животное в обморочное состояние. После этого

забойщики (2-3 человека) выпускали кровь из шейной аорты, после чего животное умирало. Кровь собирали в заранее приготовленную посуду и убирали для дальнейшего потребления. Выпустив кровь, снимали шкуру, вспарывали брюшную полость, аккуратно извлекали все ее содержимое."

 

"... Способ забоя коня отличался от забоя других животных. Его связывали веревками и укладывали на землю. Затем острием ножа пронзают затылочную часть головы, тем самым перерезая начало спинного мозга. В рану вставляют деревянный клин. У парализованной лошади выпускают кровь через прорезь в аорте в области шеи. Последующая разделка туши животного аналогична способу, применяемому для крупного рогатого скота."

 

Нашел фото, где хакасы бьют лошадь по голове обухом топора - Забой лошади хакасами на свадьбу обухом топора. А.В. Харчевников. 1930 г.:

 

867a7602f3d0.jpg

 

 

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

А теперь вернемся к обещанному разговору о том, действительно ли оригинальный текст законоуложения Чингизхана имел разрешение на употребление в пищу крови животных?

 

И что в действительности практичнее для едока - вкуснее мясо скота, забитого путем перерезания горла когда из него вытекает вся кровь? или мясо скота, забитого другими способами (надрывом аорты, оглушения ударом по голове и пр.), когда кровь остается внутри?

 

По законоуложению Чингизхана лично я не уверен, что в нем имелась такая норма права, предполагаю, что это новодел 19 - 20 веков.....

 

Теперь о том, какое мясо чище и вкуснее по мнению участников нашего форума и других ресурсов.

 

Давеча, а это было аж 04.04.2009 г., казахский юзер Dergard высказал свое видение вопроса:

"... Самая быстрая смерть (АКБ: это он о монгольском способе забоя барашков путем надрыва аорты). Овца не успевает даже сильно испугаться и получить стресс. Кровь от этого с меньшим содержанием адреналина, мясо чище и без характерного запаха. В это и есть халяль, и кошерно по монгольски. У нас до ислама забивали также."

 

Его тут же поправляет практикующий оба способа, знаток вопроса по результатам собственного сравнения обоих способов, алтайский юзер Амыр:

"... Вы так забивали? Я - да. Мясо не чище, хуже - всегда при варке мяса пена выступает кровяная. Баран умирает гораздо дольше. Способ забоя через перерезание горла овцы - лучше. Говорю как практик."

 

И в догонку: "... Опять же с практической точки зрения - перерезать горло - самый быстрый способ. При перерезании горла сердце бьется и быстрее вытекает кровь, от недостатка кислорода и от перерезания нервов на шее, животное умирает быстрее. При разрыве аорты сердце кровь не выгоняет, кровь выливается в грудную полость, животное умирает дольше, может минут пять еще жить. В мясе остается много крови, это явно видно при варке мяса. Некоторые люди по запаху даже определяют, каким способом убито животное. У нас (АКБ: в Горном Алтае) казахи говорят - Мясом калмаков пахнет. От сжатия сердца (АКБ: типа в "йасе" говорится не о надрыве аорты, а о сжатии сердца) вообще вся кровь останется в мясе, умрет быстро, да. Но мясо будет испорчено."

 

А здесь Амыр поправляет неискушенного в этих вопросах некоего калмыцкого юзера Аллида/Бешенного монгола, написавшего наверняка по наивности как городской житель и читатель книг: "И использование в пищу испорченного мяса, с этой точки зрения, тоже получает свое объяснение - с кровью оно, если можно так выразиться, питательнее, что для кочевника гораздо важнее всего остального!":

 

"... Ты сначала попробуй поесть такого мяса, в котором кровь осталась, потом говори. Кстати именно поэтому люди не едят мертвечину, ведь кровь очень быстро портится и протухает."

 

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

А вот мнения других знающих вопрос людей:

 

".. Природой сделано нарочно так, что при перерезании скоту горла смерть его наиболее гуманна, животное как бы засыпает и из туши выходит максимальное количество крови. Перерезание горла позволяет продолжающему работать сердцу быстро выгнать через артерии максимальную часть крови из туши - мозг вопит о том, что ему нужна подпитка, кровоснабжение, вот сердце и старается, не ведая что создаваемый им поток выплескивается наружу. Содержащаяся же в мясе кровь сокращает срок его сохранности, быстрее начинается гниение. По крайней мере, забивание по "ясам" значительно более мучительно, чем перерезание горла, это практически пытка."

 

К мнению Амыра привосокупляю свои знания о том, что в прошлом монголоязычные народы (да и сейчас по отзывам туристов) мясо не только специально не доваривают, отчего оно получается жестким, но и практически не солят, а если солят, то слегка. Почему вспомнил об этом? Потому что и в том и в другом случае цель надрыва аорты, оглушения по голове, недоварки и недосолки - максимально сохранить и использовать ценные питательные вещества - свежую кровь и в  мясе, чтобы они не выварились при кипячении.

 

На основе таких данных лично я сам склоняюсь к поеданию мяса скота, у которых вытекла вся кровь, мясо которых варили долго до нежности и перед варкой обильно посолили. 

 

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вообще говорят что перерезание негуманно, бьется в агонии долго. Не знаю насчет крови, но видимо при агонии в кровь много всяких нехороших веществ впрыскивается.

Крупных животных где трудно аорту порвать, бьют в затылок маленьким ножом, перебивая спинной мозг у основания черепа, это конечно опытный человек должен делать.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вообще говорят что перерезание негуманно, бьется в агонии долго. Не знаю насчет крови, но видимо при агонии в кровь много всяких нехороших веществ впрыскивается.

Крупных животных где трудно аорту порвать, бьют в затылок маленьким ножом, перебивая спинной мозг у основания черепа, это конечно опытный человек должен делать.

пс. Чингис велел казнить тех, кто режет скот как мусульмане (т.е. через горло), видимо тоже был гуманистом.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
18 minutes ago, zet said:

Вообще говорят что перерезание негуманно, бьется в агонии долго. Не знаю насчет крови, но видимо при агонии в кровь много всяких нехороших веществ впрыскивается.

Крупных животных где трудно аорту порвать, бьют в затылок маленьким ножом, перебивая спинной мозг у основания черепа, это конечно опытный человек должен делать.

пс. Чингис велел казнить тех, кто режет скот как мусульмане (т.е. через горло), видимо тоже был гуманистом.

Вы явно не видели как мусульмане режут скот. 

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да видел.. чик по глотке, оно бьется хрипит.. они несколько чел. держат его, тазик подставляют и туда все собирают. Потом когда смерть уже наступила начинают разделку.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 часов назад, zet сказал:

пс. Чингис велел казнить тех, кто режет скот

 

Да, слышал, что так принято считать, но я уже ни во что не верю, потому что на поверку многие аксиомы лопаются как мыльный пузырь.

Поэтому не могли бы вы нам предъявить это самое "веление"? 

Не уверен, но боюсь, что это один из поздних исторических фейковых аналогий, что мол всё, что присуще халха-монголам автоматически можно накладывать и на племена Чингизхана и наоборот, например, маленьких лошадок, сапоги с загнутыми вверх носками и т.д. с халхасцев на татар и, например, юрты на телегах с татар на халхасцев. :) 

 

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

14364v.jpg

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
10 часов назад, zet сказал:

Вообще говорят что перерезание негуманно

 

Я специально при открытии темы не ставил вопрос о гуманности того или иного способа. Как говорится, какая разница, хоть в лоб, хоть по лбу? Думаете скотине легче, если ее огреют по голове обухом топора, или легче от того, что ей засунут в грудак руку и порвут главную артерию? По моему, разницы нет.

 

Целью темы я ставил 2 вопроса:

 

1) Едят ли в Монголии другое мясо, кроме баранины? Если да, то можно ли посмотреть фото и видеоматериал как монголы забивают КРС, верблюдов или лошадей? (конечно кроме промышленного забоя)

Надо попросить об этом Peacemaker'а как опытного фотокора форума, передавшего часть своих навыков мне. :)

 

2) Какое мясо для едока (любого) вкуснее:

- забитое с оставлением крови внутри тела (надрывом аорты, оглушительным ударом по голове или перебиванием спинного мозга)?

- или забитое с выведением крови наружу (перерезанием горла)?

 

К примеру, лично знакомый с обоими способами и употреблявший оба вида мяса юзер форума в прошлом Амыр утверждал, что оставленная в организме кровь ухудшает вкусовые качества мяса. 

 

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

Peacemaker, вы что не знаете как в Монголии забивают КРС, верблюдов и лошадей? Или в Монголии их не едят? 

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нашел калмыцкий способ забоя КРС по ссылке:

http://xn--e1aelkciia2b7d.xn--p1ai/stati/zhivotnovodstvo/sposoby-uboja-krupnogo-rogatogo-skota-v-mire.html

Привязывают животное за рога веревкой, один человек держит веревку, а другой быстрым движением ударяет в лоб. Когда животное, достаточно оглушенное, упадет, то сейчас же садятся ему на голову и на шею, делают разрез между четвертым и пятым ребрами левой стороны грудной клетки или за лопаткой, извлекают через это отверстие сердце и перевязывают выходящие из него сосуды. Калмыки и другие кочевые народы очень любят такое кровянистое, сочное мясо и подают его сырым еще теплым. Но сам по себе способ этот еще больше жесток, чем патентованный английский.

Убой скота оглушением

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это ваш официальный российский сайт:

http://xn--e1aelkciia2b7d.xn--p1ai/stati/zhivotnovodstvo/sposoby-uboja-krupnogo-rogatogo-skota-v-mire.html

 

Зря иронизируете, сыроедство и употребление мяса без соли не наша традиция. Как писали исследователи, это присуще монголоязычным народам, которые мяса специально недоваривали, а бульон выливали.. 

 

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

А может отсюда возникла поговорка "дать по рогам"? (как на фото) :)

 

 

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
10 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Я специально при открытии темы не ставил вопрос о гуманности того или иного способа. Как говорится, какая разница, хоть в лоб, хоть по лбу? Думаете скотине легче, если ее огреют по голове обухом топора, или легче от того, что ей засунут в грудак руку и порвут главную артерию? По моему, разницы нет.

 

Целью темы я ставил 2 вопроса:

 

1) Едят ли в Монголии другое мясо, кроме баранины? Если да, то можно ли посмотреть фото и видеоматериал как монголы забивают КРС, верблюдов или лошадей? (конечно кроме промышленного забоя)

Надо попросить об этом Peacemaker'а как опытного фотокора форума, передавшего часть своих навыков мне. :)

 

2) Какое мясо для едока (любого) вкуснее:

- забитое с оставлением крови внутри тела (надрывом аорты, оглушительным ударом по голове или перебиванием спинного мозга)?

- или забитое с выведением крови наружу (перерезанием горла)?

 

К примеру, лично знакомый с обоими способами и употреблявший оба вида мяса юзер форума в прошлом Амыр утверждал, что оставленная в организме кровь ухудшает вкусовые качества мяса. 

 

 

17 часов назад, zet сказал:

Вообще говорят что перерезание негуманно, бьется в агонии долго. Не знаю насчет крови, но видимо при агонии в кровь много всяких нехороших веществ впрыскивается.

Крупных животных где трудно аорту порвать, бьют в затылок маленьким ножом, перебивая спинной мозг у основания черепа, это конечно опытный человек должен делать.

Амыр-Менди!  Ув АКб, при забивании надрывом аорты, оглушительный удар с последующим разрезом аорты возле основании шеи, или же перерез спинного мозга с точным попаданием острием ножа и последующим перерезанием аорты, все эти способы не оставляют в организме крови, т.к. оставленная кровь ухудшает вкусовые качества мяса.

Ув. Зет при перерезании, при надрыве аорты ничего нехорошего в кровь не попадает, мы кочевники всю жизнь кровяную колбасу ели, и не отравились. Если вы ушли от кочевой жизни и не знаете про это, то я как настоящий кочевник вам это напоминаю)

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
17 hours ago, Эр-Суге said:

 

Амыр-Менди!  Ув АКб, при забивании надрывом аорты, оглушительный удар с последующим разрезом аорты возле основании шеи, или же перерез спинного мозга с точным попаданием острием ножа и последующим перерезанием аорты, все эти способы не оставляют в организме крови, т.к. оставленная кровь ухудшает вкусовые качества мяса.

Ув. Зет при перерезании, при надрыве аорты ничего нехорошего в кровь не попадает, мы кочевники всю жизнь кровяную колбасу ели, и не отравились. Если вы ушли от кочевой жизни и не знаете про это, то я как настоящий кочевник вам это напоминаю)

У нас также. Но в жизни я ни разу не забивал лошадей.И не буду.Не откажусь от кровянной колбасы .

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
18 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Да, слышал, что так принято считать, но я уже ни во что не верю, потому что на поверку многие аксиомы лопаются как мыльный пузырь.

Поэтому не могли бы вы нам предъявить это самое "веление"? 

Не уверен, но боюсь, что это один из поздних исторических фейковых аналогий, что мол всё, что присуще халха-монголам автоматически можно накладывать и на племена Чингизхана и наоборот, например, маленьких лошадок, сапоги с загнутыми вверх носками и т.д. с халхасцев на татар и, например, юрты на телегах с татар на халхасцев. :) 

 

Читайте его поучения, там все ясно написано. Бгг

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
15 часов назад, Peacemaker сказал:

У нас также. Но в жизни я ни разу не забивал лошадей.

 

Все таки монголы бьют КРС и верблюдов обухом топора по голове? Фотки у вас есть?

Говядину и верблюжатину монголы едят? Фотки у вас есть?

 

 

 

 

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Монголия. Улан-батор. Шеф-повар М. Зориг запёк корову целиком, как сообщается еды хватит на 500 человек:

 

8a869d402e23.jpg

783894ecb0f2.jpg

 

Судя по фото корова была умерщвлена кацапом при ресторане одним из двух способов, либо страшным ударом обухом топора по голове, либо, как подсказал ув. Эр-Суге, точным вонзанием ножа в спинной мозг, т.к. голова не отделена от туловища. 

 

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
15 часов назад, zet сказал:

Читайте его поучения, там все ясно написано. Бгг

 

Какие поучения? Раз ссылаетесь на них, то надо бы предоставить их на обсуждение.

 

 

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 13.11.2016 в 23:42, Markus сказал:

Бред сивой кобылы.

Монголы выливают бульон )))

 

Ответ Марксу:

 

Бред у сивой кобылы может случиться только в одном единственном случае если не рассчитать точность и силу удара обухом топора по голове монгольским способом. :)

 

Вы бы не про монголов говорили, потому что монголоязычных народов много, а про калмыков вели речь, ведь традиции и пристрастия у всех не одинаковые. 

 

А по поводу бульона иронизируете от не знания своей собственной истории. Читайте хотя бы сейчас, навскидку пара известий из 19 века:

 

Г.Н.Потанин "Племена и поколения, населяющие Северо-Западную Монголию":

"... Монголы и тюркские племена в Алтае и Саянах варят мясо не подолгу, не более получаса времени, так что навар бывает невкусный, пропадает даром и выплескивается; мясо, приготовленное монголами, бывает полусырое; этим монголы приближаются к сибирским сыроядцам. Киргизы (казахи), напротив, варят мясо часа два и более, получается вкусный навар, который распивается из небольших чашек в заключение обеда. Монголы почти не употребляют соли; навар с мясом совсем или почти не солят; гуджир (солонец) кладут только в чай. И эта черта сближает монголов с инородцами Сибири, почти не употребляющими соли; остяки рыбу употребляют в пищу без соли, а соленой рыбы вовсе не едят (далее приводит аналогичные примеры с зырянами, самоедами. Киргизы (казахи), напротив, мясной навар солят даже больше, чем это делаем мы, европейцы, и куски вареного мяса перед отправлением в рот макают в густой раствор соли."

 

М.В.Певцов "Путешествия по Китаю и Монголии. Путешествие в Кашгарию и Куньлунь":

"... Монголы вaрят мясо большей чaстью без всяких припрaв, лишь с солью, и едвa водa, в которой оно вaрится, успеет вскипеть, вынимaют его из котлa и едятполусырым. Бульон же, или, точнее, горячую воду почти без нaвaрa, рaзливaют в деревянные чaшки и пьют."

 

Н.М.Пржевальский "Монголия и страна танутов":

"... Для еды баранину всегда варят; жарится же на вертеле как лакомство только одна грудина. Зимой, во время дороги, когда замерзшее мясо требует долгого времени, чтобы свариться как следует, монголы едят его полусырым, обрезывая сверху обварившийся немного кусок и снова опуская его в чашу, когда дело дойдет до совершенно сырого мяса."

 

Понятно что нынче вы вряд ли выливаете бульон, поэтому от не знания вопроса у вас и возник сарказм. Сейчас вы наверно и варите мясо дольше и солите обильнее, чем свои предки. Хотя судя по откликам русских туристов даже в наши дни мясо монголами специально традиционно недоваривается, отчего оно жесткое (ссылка навскидку внизу).

А то, что вам не знакомы традиции прошлого и они начинают забываться тоже не удивительно, это реалии современной цивилизации, все народы друг у друга что-то заимствуют и усовершенствуются. Подобно тому, что, например, в Монголии все чаще лошадь пастуху заменяет малолитражный двухколесный мотоцикл китайского производства, а юрту - капитальные стационарные жилища, частные дома и благоустроенные квартиры в многоэтажках.

 

http://baikal.irkutsk.ru/?rubr=16&doc=87

 

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!


Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.


Войти