Peacemaker

Потомки джунгаров среди казахов,кыргызов,узбеков....

Recommended Posts

Джунгарские предки казахов

 

Дмитрий Верхотуров

Среди современных казахов есть потомки воинов, стоявших по обе стороны в длинной череде казахо-джунгарских войн. Но крушение Джунгарского ханства смешало их в один народ. Перешедшие на сторону казахов оказались в заметно лучшем положении, чем основная масса населения Джунгарии, погибшая в борьбе с цинскими войсками.

В казахской исторической памяти с войной с джунгарами связано очень многое. В числе событий, память о которых тщательно сохраняется, находится одна из крупнейших побед над джунгарами в местности Кара-Сиыр на берегу реки Буланты в 1728 году, после битвы названной Калмак-Крылган. Сохраняется память о внезапном нападении джунгар и разгроме ряда казахских родов — год великого бедствия – Актабан-Шубырынды, 1723 год.

Сюжеты и герои войны с джунгарами становились персонажами эпоса, сказаний и песен. В советское время историю джунгаро-казахских войн изучали преимущественно по письменным источникам: русским, китайским, монгольским, не уделяя внимания богатому пласту казахских сказаний. В независимом Казахстане уже появились исследования, привлекающие этот материал, но его изучение только начинается.

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что эта война составляет одну из важных основ казахской исторической памяти.

 

Правда, в связи с казахо-джунгарскими войнами обозначилась тенденция к тому, чтобы опрокинуть реалии более чем двухвековой давности на современность, и использовать эту давно прошедшую войну в качестве идеологического обоснования ненависти к монголам, калмыкам, а также народам, которые были вассалами Джунгарии и воевали на ее стороне.

Иногда война с джунгарами подается как непримиримое столкновение казахов и ойратов, буквально битва насмерть. Разумеется, такие моменты в длинной череде казахо-джунгарских войн бывали во множестве и не раз противостояние доходило до пика взаимного ожесточения. Это ожесточение также часто пытаются опрокинуть на современность и использовать в политических целях.

Сама мысль о том, чтобы постоянно ворошить ненависть войны, закончившейся два с половиной века назад, выглядит более чем странной. Это можно было бы как-то понять, если бы казахи проиграли войну с джунгарами и пытались, условно говоря, «перевоевать» ее ради укрепления национального самосознания. Но на деле, как всем прекрасно известно, все было наоборот: казахи войну с джунгарами выиграли, Джунгария рухнула и исчезла с политической карты Центральной Азии.

Все точки над «ё» давно расставлены: Джунгарии – нет, а Казахстан существует. Казалось бы, что тут еще можно сказать?

Конечно, пусть каждый верит, во что хочет. Но есть упрямые факты. Казахи и ойраты иногда воевали вместе, в одном строю. Джунгары и их бывшие вассалы во множестве попадали в плен в казахам, пополняли ряды толенгутов, в дальнейшем полностью растворившись среди победителей.

Примеры объединения казахов и части ойратов стоит начать с истории, как казахский хан Аблай косвенно участвовал в дворцовых переворотах в Джунгарии, поддерживая одну из противоборствующих сторон.

В начале 50-х годов XVIII века Джунгария ослабла под ударами с двух сторон, с запада от казахов, с востока – от империи Цин. Некогда сильное и грозное государство определенно покатилось к закату. В самой Джунгарии шла ожесточенная борьба между группировками знати, стремящимися захватить ханский престол. В 1749 году Лама-Доржи организовал заговор против Аджа-хана, который увенчался успехом. Аджа-хан был убит, а Лама-Доржи занял джунгарский престол[1]. Это стало сигналом для других группировок, котрые включились в борьбу против узурпатора. В том же году возник заговор знати с целью возвести на трон Цэвэндама, однако он провалился и претендент был вскоре казнен.

Лама-Доржи проявил себя весьма подозрительным и жестоким человеком, не желавшим давать противникам шансов на успех. Угроза расправы нависла над всеми остальными представителями джунгарской знати, имевшими права на ханский титул. Племянник джунгарского хана Галдан-Цэрена (умершего в 1745 году) – Давачи и хойтский князь Амурсана решили воспользоваться покровительством казахов и сбежали в 1751 году из Джунгарии к Аблай-хану. Судя по дальнейшей биографии этих людей, замысел побега был выдвинут Амурсаной, который потом еще неоднократно отличился «перелетами».

Аблай-хан принял джунгарских беглецов, поскольку покровительство им открывало широкие возможности для подчинения изрядно ослабевшего в длительных войнах давнего противника казахов. Давачи и Амурсане были выделены кочевья среди кочевий Среднего жуза.

С этого момента начинается активное участие казахского хана в джунгарских дворцовых переворотах. Лама-Доржи потребовал от Аблай-хана выдачи беглецов, на что был дан решительный отказ. В сентябре 1752 года Лама-Доржи собрал 30-ти тысячную армию и пошел в поход. Но джунгарский хан потерпел сокрушительное поражение от казахского войска, был вынужден отступить обратно в Джунгарию, при этом отказавшись от предложения мира со стороны Аблай-хана.

Зимой 1752 года Давачи и Амурсана предложили Аблаю дерзкий план устранения хана-узурпатора. После разгрома у него начались очень серьезные проблемы. Когда Лама-Доржи был в походе, в Джунгарии состоялся очередной дворцовый переворот, в ходе которого ханом объявил себя дербетский князь Иэмхэжаргал. Он сумел подчинить себе большую часть джунгарских улусов[2]. Разбитый казахами Лама-Доржи не смог выдворить соперника, и жил в почти не охраняемой ставке, на которую можно было напасть небольшим отрядом. Аблай поддержал этот план, выделив им 500 отборных батыров. Еще 150 воинов Давачи и Амурсана смогли тайно набрать в ойратских кочевьях по Или среди противников Лама-Доржи [3].

В самом начале января 1753 года, казахско-ойратский отряд совершил рейд по Джунгарии и успешно напал на ставку джунгарского хана. Лама-Доржи был захвачен в плен и 12 января 1753 года казнен. Давачи был провозглашен джунгарским ханом.

Давачи удалось расправиться с другими претендентами на джунгарский престол и на короткое время стать полноправным ханом. Однако, интересы бвыших союзников: Давачи и Амурсаны, разошлись. Амурсана не получил той власти, на которую рассчитывал, а Аблай-хан стал поддерживать Давачи, как относительно законного хана Джунгарии.

Тем временем, Цинская империя приготовилась к окончательному сокрушению Джунгарии. В начале 1754 года была объявлена мобилизация, в ходе которой было собрано 150 тысяч лошадей для похода, собрана огромная казна в 3 млн. лян серебра для обеспечения боевых действий. Ударный отряд цинов составили: 10 тысяч воинов из Халха-Монголии, 20 тысяч воинов из Южной Монголии, 10 тысяч знаменных маньчжурских войск, а также 10 тысяч китайских солдат, которые в основном оставлялись в гарнизонах и охраняли обозы с продовольствием.

Было очень тщательно проведено планирование нападения. Были учтены особенности дорог в Джунгарию, были подсчитаны запасы воды вдоль маршрутов, созданы магазины с продовольствием. Армия разделилась на две группировки, и двумя маршрутами двинулась в Джунгарию[4]. Император Хун Ли считал, что силы Давачи истощились и настало время его разбить.

Амурсана, оценив расстановку сил, в августе 1754 года с 4 тысячами своих сторонников переметнулся на сторону цинского императора, получив от него титул цин-вана. По всей видимости, это был человек авантюрного склада характера, стремившийся к власти любой ценой и не особо выбиравший средства.

Цинская армия сосредоточилась на границе Джунгарии. Весной 1755 года начался решающий поход, в ходе которого Джунгария была окончательно разгромлена. Это было полное и сокрушительное поражение джунгар. Уже к июлю 1755 года цинские войска вышли к Или.

Хан Давачи, потерпев полное поражение, с остатками своего войска бежал к границам казахских владений. Аблай-хан дал ему в подкрепление 3 тысячи воинов. Давачи намеревался отбить Кашгарию, но ничего сделать не успел. Передовой отряд цинских войск под командованием Амурсаны, в мае 1755 года настиг хана в его ставке на реке Текес, одном из притоков Или. Давачи бежал, не приняв боя, но 8 июля 1755 года попал в плен[5]. Это был конец Джунгарского ханства, которое 19 июля 1755 года было официально присоединено к Цинской империи. Впрочем, Амурсана недолго был на цинской службе. Вскоре после крушения Джунгарии он поднял мятеж, но достичь успеха не смог.

Разгромленные джунгары частью попали под власть цинского императора, часть из них бежала в Россию, и позднее получила разрешение пройти до Волги, а некоторая часть бежала в казахские степи и осела среди казахов. Ойратские воины участвовали на стороне казахов в быстротечной казахо-цинской войне 1756-1757 годов, когда Аблай-хан два раза разгромил цинские войска: у горы Калмак-Толагай в Семиречье, а затем на реке Аягуз[6]. После этих поражений, империя Цин заключила мир с казахским ханом.

В истории пополнения казахских родов ойратами большую роль сыграл Шанды-Жорык, или «Пыльный поход».

В январе 1771 года ойраты-торгоуты приняли решение откочевать с низовий Волги обратно в Джунгарию. 30909 семей по русским данным, около 170-180 тысяч человек, двинулись в путь[7]. Это переселение русские историки вслед за документами той эпохи называли «торгоутским побегом». После переправы по замерзшей Волге, ойраты рассчитывали пройти через степи Младшего и Среднего жузов, выйти к Балхашу и от него через Семиречье пробиться в Джунгарию.

Однако вскоре ойраты потерпели поражение от хана Младшего жуза Нурали, который захватил множество женщин и детей в плен, и потребовал от остальных возвращеия назад. Ойратские тайджи не подчинились его требованию и продолжали движение в обход кочевий Младшего жуза. Весной ойраты переправились через Тургай и почти без остановок прошли через степь Сары-Арка и остановились на реке Шошил у озера Балхаш.

По пути казахи постоянно нападали на ойратов, отбивая мелкие группы от основного потока, захватывали в плен отставших. Ойраты постоянно теряли людей, скот, имущество. Но при этом казахи не пытались навязать ойратам решающего сражения.

На стоянке у Балхаша ойраты были окружены войском Аблай-хана, собранным заранее для решающего удара по ойратам. После трехдневных переговоров, ойраты внезапно пошли в атаку и прорвали окружение, бросившись вдоль южного берега Балхаша в Джунгарию. Их преследование и получило название Шанды-Жорык.

Небольшая группа под командованием Тинжу-тайджи незаметно выскользнула из-под преследования и двинулась вдоль северного берега Балхаша, по наиболее тяжелому маршруту. Они смогли беспрепятственно пройти почти до самой Джунгарии и были перехвачены только на Или[8].

Итог этого «торгоутского побега» и Шанды-Жорык был таков. В Джунгарию смогли пробиться только около 20 тысяч ойратов, которые были приняты цинскими властями и поселены на прежних джунгарских кочевьях. Остальные ойраты либо погибли в пути, либо попали в плен в казахам. Конечно, сейчас уже невозможно подсчитать точное количество, но пленных ойратов могло быть до 100 тысяч человек.

Большая часть взятых во время Шанды-Жорык в плен ойратов стала рабами. Однако часть из них, в основном представленная воинами, заняла другую социальную нишу – стала толенгутами. Это были люди, перешедшие под покровительство султанов, преимущественно иноземцы[9]. Султаны в то время набирали много толенгутов, к примеру, Аблай имел 5 тысяч толенгутских хозяйств, около 25-30 тысяч человек, часть из которых входила в состав его армии [10].

Подавляющее большинство толенгутов во второй половине XVIII века, очевидно, составляли ойраты. Однако, среди них были также бывшие вассалы джунгар, воевавшие на стороне Джунгарии против казахов. В их число входили – енисейские кыргызы, чьи княжества располагались в широкой степной долине Енисея, на территории современной Хакасии. В 1703 году джунгары заставили часть своих вассалов на Енисее покинуть свои традиционные владения и переселиться в Джунгарию. Из енисейских кыргызов туда ушли алтырский князь Тангут Батур-тайджи, езерский князь Шорло Мерген, алтысарский князь Агалан Кашка-тайджи, а также князь Корчун Иренаков, сын знаменитого алтысарского князя Иренака, который в 60-80-х годах XVII века держал в страхе русские волости по Томи и Енисею, неоднократно грабил округу Красноярского острога[11]. Часть енисейских кыргызов в Джунгарии, после разгрома ханства, вернулось обратно на Енисей, некоторые остались на месте, а часть оказалась среди казахов. Очевидно, многие из них, вместе с ойратами, стали толенгутами казахских султанов.

Толенгутов было так много, что в XIX веке они образовали целую Толенгутскую волость на землях Среднего жуза. Среди казахов отмечались «киши кара калмак» — ойраты, и «ески кыргыз» — енисейские кыргызы, которые в XIX веке полностью ассимилировались среди казахов. Это вливание составило весьма значительную долю казахского населения, около 5%[12].

Ассимиляции сильно способствовало то, что многие рабы постепенно становились свободными скотоводами. Последующие уже при русской власти в XIX и начале ХХ века отмена привилегий знати, упадок кочевого хозяйства, теснота пастбищ и вынужденный переход к земледелию и отходничеству, привели к перемешиванию казахских родов. В этом процессе, разумеется, принимали активное участие и потомки ойратов, некогда захваченных в плен.

Среди современных казахов есть потомки воинов, стоявших по обе стороны в длинной череде казахо-джунгарских войн. Но крушение Джунгарского ханства смешало их в один народ. Перешедшие на сторону казахов оказались в заметно лучшем положении, чем основная масса населения Джунгарии, погибшая в борьбе с цинскими войсками. Казахские ойраты были в лучшем положении, чем ойраты, которые перешли в русское подданство. Тех русские власти погнали в зимний переход на Волгу, в котором они потеряли почти весь скот и погибло много людей.

В свете этих фактов, попытки снова поднять ожесточенность эпохи казахо-джунгарских войн, представляют собой, по сути, уточненную форму самоненависти. Ненависть к джунгарам сейчас означает также ненависть к тем ойратским предкам, которые есть у большей части нынешних казахов.

[1] Чимитдоржиев М.Б. Национально-освободительное движение монгольского народа в XVII-XVIII веках. Улан-Удэ, 2002, с. 101

[2] Чимитдоржиев М.Б. Национально-освободительное движение монгольского народа в XVII-XVIII веках. Улан-Удэ, 2002, с. 103

[3] Магауин М. Азбука казахской истории. Документальное повествование. Алматы, «Казакстан», 1997, с. 116

[4] Чимитдоржиев М.Б. Национально-освободительное движение монгольского народа в XVII-XVIII веках. Улан-Удэ, 2002, с. 105

[5] Самаев Г.П. Горный Алтай в XVII – середине XIX века: проблемы политической истории и присоединения к России. Горно-Алтайск, 1991, с. 111

[6] Магауин М. Азбука казахской истории. Документальное повествование. Алматы, «Казакстан», 1997, с. 121

[7] Магауин М. Азбука казахской истории. Документальное повествование. Алматы, «Казакстан», 1997, с. 123

[8] Магауин М. Азбука казахской истории. Документальное повествование. Алматы, «Казакстан», 1997, с. 126-129

[9] Народы Средней Азии и Казахстана. Т. II. М., «АН СССР», 1963, с. 330

[10] Асфендиаров С.Д. История Казахстана (с древнейших времен). Т. I. Алма-Ата – Москва, 1935, с. 98

[11] Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности. Абакан, 1957, с. 163

[12] Арынбаев Ж.О. Казахское общество в XIX веке: традиции и инновации. Караганда, «Полиграфия», 1993, с. 35-36

Источник:  Дмитрий Верхотуров,  сайт www.neonomad.kz

Share this post


Link to post
Share on other sites

Fert 
29-05-06 14:22
У нас в Казахстане очень много потомков Джунгаров!
Я Аргын, но у меня по материнской линии ойратские корни.
...даже до сих пор, пусть не имена, но фамилии интересные втречаются, например: Доржибаевы, Сыгаевы или просто Сыгай и т.д.
У воинов считалось за честь брать в жёны ойратских красавиц!
кому интересно, пишите, пишите о себе, узнаем больше!!!
заранее спасибо!

 

 

http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=16215

Share this post


Link to post
Share on other sites

Джунгары в истории Казахстана

 

Одной из любимейших тем для казахских историков, поэтов, писателей, режиссеров всегда являлась тема казахско-джунгарских войн. Эпоха “актабан-шубырынды”, сейчас преподносится как нечто священное и по степени своей трагичности ставится в один ряд с коллективизацией 30-х годов ХХ века. В честь героев борьбы с джунгарами называются улицы и населенные пункты, устанавливаются памятники. Джунгары считаются главными врагами казахского народа и виновниками всех его бед и несчастий.

Национальная историческая версия гласит, что западные монголы (ойраты, джунгары, калмыки) на протяжении то ли ста, то ли двухсотпятидесяти лет пытались завоевать казахские степи. Мол, джунгары целенаправленно занимались геноцидом казахского народа, а противостоять этому мешала феодальная междоусобица. Что именно борьба с этим нашествием препятствовала развитию казахского государства и явилась главной причиной присоединения к России.

Подобное понимание истории выработалось исключительно вследствие необъективности историков. Потому что все документальные сведения говорят лишь о том, что стычки джунгаров и казахов ничем не отличалась от таких же заурядных региональных столкновений. Противостояние казахских правителей и среднеазиатских шейбанидов приводило еще к более масштабным и кровопролитным битвам нежели “Ор-Булак” или “Анырайкай”. Да, конечно, джунгары были явно не прочь захватить стратегически важные присырдарьинские города, овладеть кочевьями, и иногда оказывались в роли инициаторов конфликтов. Но, во первых, казахи и узбеки (кипчаки) в Ташкенте или Туркестане для местных сартов (совр. узбеки) были точно такими же завоевателями. В 1627 году за право обирать тамошнее население даже между собой схватились казахские ханы Есим и Турсун. Во вторых, форма экстенсивного скотоводства требовала громадных территорий. Соответственно периодически возникала проблема перенаселения региона, которая решалась с помощью миграций, перехода на оседлость или войн. Глупо было бы отрицать то обстоятельство, что казахским племенам приходилось бороться за жизненное пространство и друг с другом тоже. Вообще конечно XVII-XIX в.в. были агонией кочевой культуры в целом.

По большому счету джунгарам невыгодно было воевать с кем-либо, поскольку в их бесконечной войне с Цинской империей на счету действительно был каждый боец. Зато кровно заинтересованы были в этом как раз китайцы, и некоторые сведения говорят об их активной политике в этой сфере. Известно, что Российским властям от лица китайского императора предлагался договор о совместных военных действиях против последнего централизованного кочевого государства с последующим разделом его территории. В Санкт-Петербурге это предложение было отклонено, но кто знает, как мог быть принят план раздела джунгарских земель в ставках казахских ханов. Осознанно это происходило или нет, но Джангир, Тауке, Аблай, как и другие правители определенно действовали в интересах Китая.

Джунгарские контайши в своих письмах хотя бы объясняли свои походы на казахов необходимостью отмщения за “прежние буйства и набеги их”. Война 1698-1699 г.г., к примеру, была вызвана совершенно безобразным поведением казахского хана Тауке. Последний сначала бесцеремонно ограбил несколько джунгарских караванов, а затем подло перебил посольство в 500 человек, что джунгары были просто вынуждены начать очередную войну.

Казахские ханы о причинах столкновений скромно умалчивали. Лишь позже отдельные историки выдумали версию о том, что злобные монголы хотели, оказывается, восстановить империю Чингисхана. Не удивлюсь, если в школьных учебниках вскоре будет описываться как казахи, приняв удар диких монгольских орд на себя, спасли Европу. Но на самом деле и лихие казахские джигиты ведь очень часто нападали на своих соседей, причем именно в тот момент, когда силы джунгаров были скованы борьбой с Китаем. И еще очень спорный вопрос, кто кого хотел вырезать и кто кого хотел покорить. Тем более что дело закончилось чуть ли не поголовным физическим истреблением джунгаров.

Что же касается пресловутой жестокости джунгаров, то в национальных историях солдаты противной стороны всегда обвиняются и в жестокости, и в кровожадности, и во всех остальных грехах. Автор этих строк ни в коей мере не сомневается в том, что джунгары вели себя во время боевых действий согласно древнему правилу “на войне как на войне”, но казахи ведь так же не отличались повышенным миролюбием и гуманизмом. В трудах Ч.Валиханова приводится, например такой эпизод: “Балталинец Уразумбет-батыр славился удивительною ловкостью и быстротою действия. Баенбай-батыр баганалинец рассказывал, что ему однажды случилось быть вместе с Уразумбетом: ночью поехали они на аул калмыков из 8 юрт; они решились напасть – сказано и сделано; пока он, Баянбай, успел перебить калмыков в двух юртах, как явился Уразумбет-батыр, объявил, что он доконал всех. Он получил двойную добычу”.

Тем же ревнителям казахской истории, которые не могут отказаться от привычного понимания “актабан-шубырынды”, можно напомнить о вторжении казахов в Джунгарию в 1712 году, когда те были замучены трехгодичным периодом засух, джутов и неурожаев.

Вообще кстати об “актабан-шубырынды” нет абсолютно никаких достоверных сведений. Все авторы, повествующие об этом событии, опираются на народные сказания, забывая об их изначальной художественной составляющей. Да, в эпических произведениях легендарным народным богатырям всегда противостоят некие “калмаки”. И некоторыми исследователями делается поспешный вывод из этого обстоятельства. Мол, таким образом, в эпосе отразилась многовековая борьба казахского народа против иноземных захватчиков. Но учеными-востоковедами давно выяснено, что название “калмак” в Центральной Азии могло обозначать любой окрестный немусульманский народ и применялось не только по отношению к джунгарам или калмыкам, но и, например, к алтайцам или урянхайцам. Конечно, скорее всего, факт “исхода белых пяток” действительно имел место. Однако утверждение о том, что этому событию предшествовало истребление половины казахского народа, никакими существенными доказательствами не подтверждено, и серьезно рассматриваться не может. Ведь мы не говорим о том, что когда-то на территории Казахстана обитали жезтырнаки, айдахары и мыстан-кемпиры только потому, что об этом говорят фольклорные источники. Народные сказания повествуют и о том, что юный султан Аблай убил на рыцарском поединке сына контайши Галдан-Церена – Чарча, хотя по документам известно, что детей с таким именем у правителя Джунгарии не было.

Не следует забывать и о том, что отношения джунгаров и казахов вовсе не ограничивались военными действиями. Хотя хроникеров прошлого, как и всегда, волновали больше политические события, сохранились и сведения об экономических связях. В результате торговли казахи получали для себя хлеб, яркендские ткани и верблюдов, поставляя взамен шкуры лис и корсаков.

Взаимное влияние культур этих двух кочевых этносов было огромно, и даже современный казахский язык кишит словами монгольскими, так же как язык ойратов был наполнен тюркизмами. Многие обычаи и традиции этих братских народов были схожи. Что там говорить, если и знаменитое уложение “Жеты Жаргы”, по сути, было казахским вариантом джунгарского кодекса законов “Их Цааз”.

Всем, кто привык рассматривать проблему казахско-джунгарских взаимоотношений в традиционном освещении, необходимо уяснить для себя и то обстоятельство, что джунгары существенно поучаствовали в этногенезе казахского этноса. Общеизвестен тот факт, что у казахов красавицы калмычки ценились очень высоко. Баи их покупали, а бедняки добывали в набегах, поскольку были убеждены, что от межнациональных браков именно с джунгарками рождаются крепкие дети. Кроме того, выходцы из монгольских этносов традиционно составляли туленгутскую гвардию казахских султанов и ханов. Значительное количество западных монголов вошла в состав казахского народа и в результате трагических событий XVIII века. Поэтому история джунгаров и Джунгарии является, в огромной мере, и историей казахов и Казахстана.

Традиция негативного отношения к джунгарам берет начало еще со времен присоединения Казахстана к России. Сначала постарались историки метрополии, по вполне понятным причинам. Их оценка исторических событий также всецело зависела от идеологии государства, а “киргиз-кайсаки” в отличие от “зюнгорцев” были верноподданными инородцами империи. Впоследствии эта оценка преемственно была развита в советских монографиях с такими названиями как “Под надежную защиту России”. В итоге даже в настоящее время один из действительно хороших историков Т.Султанов пишет “Наступательные движения джунгаров несли серьезную угрозу казахам, что ускорило сближение Казахстана с Россией, а в последующем вхождение жузов в состав Российской империи”.

Однако мысль о том, что казахи вследствие джунгарской угрозы были вынуждены пойти под протекторат Российской империи, хотя и пользуется популярностью по сегодняшний день, на самом деле не выдерживает никакой критики. Царские власти вследствие своего шаткого положения в Сибири при всем своем желании не могли существенно помочь казахским ханам. В последовавших после принятия российского подданства войнах с джунгарами и китайцами на стороне казахов, ни один русский солдат участия не принимал. Причем ханы особенного неудовольствия по этому поводу не высказывали. Потому как присоединение к России было вызвано скорее тем, что животноводы-казахи просто отчаянно нуждались в свободном доступе на российский рынок. Политика хана Абулхаира, как и других казахских властителей была всего лишь концентрированным выражением экономики. Чтобы в этом убедиться, достаточно просто посмотреть сохранившиеся данные о колоссальных поставках скота в тот же Оренбург.

Миф о джунгарском нашествии в истории Казахстана удивительно подобен мифу о половецких нашествиях на Русь. Сколькими учеными подвергалась объективной критике эта концепция, но она оказалась несокрушима. Официальная российская наука знает, что половецкие ханы защищали Киев при вторжениях венгров и поляков, что русские князья ходили на помощь к половцам при нападениях сельджуков и монголов. Знает она и о том, что столкновений между кипчаками и русскими было куда меньше, чем братоубийственных войн между киевскими, черниговскими или рязанскими князьями но, тем не менее, не может отказаться от исторически неоправданных выводов.

На первый взгляд превращение джунгаров в казахских “половцев” выглядит даже забавно. Современные казахские историки, совершенно резонно упрекая российских историков в пристрастном и несправедливом отношении к предкам казахов, сами точно так же относятся к джунгарам. Однако обращенная в прошлое политика двойных стандартов уничтожает историческую науку как таковую. Потому и национальная история Казахстана, несмотря на неплохое материальное обеспечение и внешнее благополучие, находится в кризисе, правда по иным причинам, нежели другие науки. Отношения казахов и джунгаров являются лишь одним из множества некорректно понимаемых эпизодов прошлого страны. Между тем, как и в этом временном отрезке, содержится определенное количество ответов на актуальные вопросы дня сегодняшнего.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Стало известно ,что  отряды кыргызов ,алтайцев,тувинцев и возможно хакасов были в рядах джунгарской армии.

Share this post


Link to post
Share on other sites

и видимо казахов тоже

Share this post


Link to post
Share on other sites

Конечно джунгары великий народ, как и все народы дожившие до наших дней.

Но, название для данной статьи лучше бы подошло «Джунгарские следы в этносе тюркских народов». Ну никак джунгары не могут быть предками казахов, ни по языку, ни по вере, ни по происхождению древних предков.В конце концов победили не джунгары (калмыки), а казахи. И хорошо, что казахи оказались кочевниками у которых в истории не было рабства и они были мусульманами, что позволило казахам взять в жены огромное количество попавших в плен женщин вместе с детьми. Индейцам америки не повезло, что их захватывали христиане  и просто уничтожали их или гноили в рабстве.

Посмотрите на ту территорию, где проходили местные бои джунгар с киргизами, северными узбеками, ногайцами, крымскими татарами, башкирами по южной дуге их территории, не говоря о практически всей территории казахов. Имеенно в этом ареоле тюркские народы;- ногайцы северного дагестана, восток крымских татар, южная дуга башкир, север узбеков приобрели до 23% монгольских ДНК  вследствие военных набегов, 30 % киргизов и 42 % казахов имеют ДНК монгол (калмыков) в том числе  за счет набегов и плюс оставшихся и бежавшись от китайцев калмыков. В то время как, не имевшие контакта с джунгарами татары, основная часть башкир, балкары, карачаевцы, кумыки имеют ДНК монгол не более 2% или вообще их не имеют.(А.М. Тюрин «Имеются ли генетические следы монгольских завоеваний 13 века» )  Это еще раз доказывает что в войсках Чингисхана современных монгол (халка,ойратов) было крайне малое количество. Есть сообщения, что анализ ДНК из захоронений близких родственников Чингисхана показывает гаплогруппу R1b, как у большого казахского рода кыпчак.

Значит Чингисхан был тюрком так, как род кыпчак рассеялся по всем  современным тюркским народам.

Из данных FTDNA по мужской линии у калмыков С3а -37%,  С – 24 %, К -13 %, Р -11%,  R2, - 6 %, F – 5%, кроме С3а у казахов остальных очень древних гаплогрупп практически нет или мало совсем. У казахов больше разнообразия тюркских гаплогрупп  R1a , R1b , I , J2 , G1, O, N.

 Историк Ирина Ерофеева, в результате долгих лет поисков нашла портрет с натуры хана младшего жуза Абулхаира, написанный английским художником путешественником Джоном Каслом, когда он был в ставке хана. Он совершенно не похож на монгола, каким его представляют казахские историки,скульпторы и художники. Как то был в командировке в армении и в тот же год поехал отдыхать на Кипр.Никогда не был в Греции, поэтому начитался легенд и представлял, что увижу красавцев похожих на их скульптуры. Каково было мое удивление, когда я увидел практически тех же армян, только в большинстве кудрявых и чернявых. Вот тогда и понял как надо приукрашивать свое прошлое и своих героев. А народ у нас в Казахстане практически все в корне метисы – высокие, красивые с миндалевидными,слегка раскосыми глазами и предки не хуже. Только не умеем ни скультуры создать, ни использовать даже имеющийся натурный портрет. Красоту надо создавать в 21 веке, а не древние балбалы (типа скульптуры –реконструкции физического облика хана Абулхаира).
Так называемый вымышленный «ген Чингисхана» скорее всего распространялся калмыками, как по территории Великой степи, так и в Европе с войсками российской империи. В войне 1812 года в дивизиях русских казаков, помимо башкирских и татарских полков были и калмыцкие. Они и в войне против турков принимали участие.

Ведь русские казаки (ордынцы оставшиеся со времен Чингисхана) тоже имеют тюркские корни. Почему русские западных кипчаков звали половцами (бледнолицыми, с соломенными волосами – половий), значит сами были более чернявыми похожими на балканских славян. Смесь половцев с ордынцами и дали видимо воинственное сословие казаков. Да и в самих современных русских видимо немало половецкой крови.Выходит все мы смеси, корни у нас славянские, тюркские, угорские. Все мы упираемся в скифов в корне, конечно и ойраты тоже как часть тюрков казахов.

Для будущего правильно будет искать общее, что объединяет. Приукрашивать и хвалить прошлое каждого народа в общей семье наших народов.

Здоровья и успехов братья СКИФЫ!!!

Share this post


Link to post
Share on other sites

А как же множество сохранившихся документов на монгол языке

Сравните словарь Гандзакеци,татарского языка,это же практически соврКалм.язык на 90%:D

Share this post


Link to post
Share on other sites

На каких тюрк.яз луна-сар,солнце-наран,иолту-улд(меч):Dу калмыков до сих пор так.а может он был славянин,такие теории тоже слышал.тут тюркам ничего не можем доказать,славян еще больше:Dстрашно подумать когда начнут претендовать китайцы,и могилы найдут  и док-ва,так что не радуйтесь раньше времени,братья славяне и тюрки:lol:

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, Boris Suvorov сказал:

И хорошо, что казахи оказались кочевниками у которых в истории не было рабства и они были мусульманами, что позволило казахам взять в жены огромное количество попавших в плен женщин вместе с детьми.

Индейцам америки не повезло, что их захватывали христиане  и просто уничтожали их или гноили в рабстве.

Посмотрите на ту территорию, где проходили местные бои джунгар с киргизами, северными узбеками, ногайцами, крымскими татарами, башкирами по южной дуге их территории, не говоря о практически всей территории казахов. Имеенно в этом ареоле тюркские народы;- ногайцы северного дагестана, восток крымских татар, южная дуга башкир, север узбеков приобрели до 23% монгольских ДНК  вследствие военных набегов, 30 % киргизов и 42 % казахов имеют ДНК монгол (калмыков) в том числе  за счет набегов и плюс оставшихся и бежавшись от китайцев калмыков. В то время как, не имевшие контакта с джунгарами татары, основная часть башкир, балкары, карачаевцы, кумыки имеют ДНК монгол не более 2% или вообще их не имеют.(А.М. Тюрин «Имеются ли генетические следы монгольских завоеваний 13 века» )  Это еще раз доказывает что в войсках Чингисхана современных монгол (халка,ойратов) было крайне малое количество. Есть сообщения, что анализ ДНК из захоронений близких родственников Чингисхана показывает гаплогруппу R1b, как у большого казахского рода кыпчак.

Значит Чингисхан был тюрком так, как род кыпчак рассеялся по всем  современным тюркским народам.

Из данных FTDNA по мужской линии у калмыков С3а -37%,  С – 24 %, К -13 %, Р -11%,  R2, - 6 %, F – 5%, кроме С3а у казахов остальных очень древних гаплогрупп практически нет или мало совсем. У казахов больше разнообразия тюркских гаплогрупп  R1a , R1b , I , J2 , G1, O, N.

 Историк Ирина Ерофеева, в результате долгих лет поисков нашла портрет с натуры хана младшего жуза Абулхаира, написанный английским художником путешественником Джоном Каслом, когда он был в ставке хана. Он совершенно не похож на монгола, каким его представляют казахские историки,скульпторы и художники. Как то был в командировке в армении и в тот же год поехал отдыхать на Кипр.Никогда не был в Греции, поэтому начитался легенд и представлял, что увижу красавцев похожих на их скульптуры. Каково было мое удивление, когда я увидел практически тех же армян, только в большинстве кудрявых и чернявых. Вот тогда и понял как надо приукрашивать свое прошлое и своих героев. А народ у нас в Казахстане практически все в корне метисы – высокие, красивые с миндалевидными,слегка раскосыми глазами и предки не хуже. Только не умеем ни скультуры создать, ни использовать даже имеющийся натурный портрет. Красоту надо создавать в 21 веке, а не древние балбалы (типа скульптуры –реконструкции физического облика хана Абулхаира).
Так называемый вымышленный «ген Чингисхана» скорее всего распространялся калмыками, как по территории Великой степи, так и в Европе с войсками российской империи. В войне 1812 года в дивизиях русских казаков, помимо башкирских и татарских полков были и калмыцкие. Они и в войне против турков принимали участие.

Ведь русские казаки (ордынцы оставшиеся со времен Чингисхана) тоже имеют тюркские корни. Почему русские западных кипчаков звали половцами (бледнолицыми, с соломенными волосами – половий), значит сами были более чернявыми похожими на балканских славян. Смесь половцев с ордынцами и дали видимо воинственное сословие казаков. Да и в самих современных русских видимо немало половецкой крови.Выходит все мы смеси, корни у нас славянские, тюркские, угорские. Все мы упираемся в скифов в корне, конечно и ойраты тоже как часть тюрков казахов.

Для будущего правильно будет искать общее, что объединяет. Приукрашивать и хвалить прошлое каждого народа в общей семье наших народов.

Здоровья и успехов братья СКИФЫ!!!

Что значит у казахов не было рабства ? Рынков рабов или спроса на них не было ? Так они людей к узбека за деньги угоняли. 

С индейцами тоже непонятно ))) Не каждый свою кровь будет с иноземцами мешать, это вам не Казахстанская Бразилия. 

По генетике, думаю вы поклонник Каржавина. Почему у него все "контакты" с джугарами связаны непонятно.

Калмыцкие полки свои семена в Европе не разбросали. 

Русские казаки не имеют тюркских или калмыцких корни, но раньше думаю имели.

Я вот тоже удивляюсь типажам с фото АКБ,  по мне так парни из Афганистана. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Забыл :

Башкиры будут долго смеяться узнав, что не имели контактов с калмыкими. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

потомков джунгар по мужской линии у казахов мало. Толенгуты Востока и всякие кирме. По женским думаю будет больше

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, asan-kaygy сказал:

потомков джунгар по мужской линии у казахов мало. Толенгуты Востока и всякие кирме. По женским думаю будет больше

По Шежире толенгутов это можно доказать ?

Share this post


Link to post
Share on other sites
12 часов назад, Турист сказал:

Что значит у казахов не было рабства ? Рынков рабов или спроса на них не было ? Так они людей к узбека за деньги угоняли. 

 

И к русским тоже. Хоть это не афишировалось, но в Сибири и в целом на русских линиях в свое время была очень развита традиция работорговли.

Share this post


Link to post
Share on other sites

У казахов толенгуты от джунгар,а наши торгуды-теленгуды имеют к ним отношение?название почти одно.

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 часа назад, Турист сказал:

По Шежире толенгутов это можно доказать ?

да, это в общем известно, только среди толенгутов были и другие рода

Share this post


Link to post
Share on other sites
6 минут назад, asan-kaygy сказал:

да, это в общем известно, только среди толенгутов были и другие рода

Есть ссылка ? 

Заранее благодарю )))

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 часа назад, Le_Raffine сказал:

 

И к русским тоже. Хоть это не афишировалось, но в Сибири и в целом на русских линиях в свое время была очень развита традиция работорговли.

А есть об этом ссылка ?

Я точно не помню, но вроде в "Казачий словарь-справочник" упоминался один пункт на территории Волгоград.обл., но мог и напутать )))

Share this post


Link to post
Share on other sites
6 часов назад, asan-kaygy сказал:

да, это в общем известно, только среди толенгутов были и другие рода

Осн.этап формирования казах.толенгутов 18 или 19 в. ?

Share this post


Link to post
Share on other sites

да

Share this post


Link to post
Share on other sites
7 часов назад, Турист сказал:

Есть ссылка ? 

Заранее благодарю )))

электронной нет

Share this post


Link to post
Share on other sites
14 минут назад, asan-kaygy сказал:

да

Так по толенгутам м.б. вопрос принципиальный или 18 или 19 века ???

Share this post


Link to post
Share on other sites

Между прочим толенгуты это не только джунгары/калмыки.

Share this post


Link to post
Share on other sites
31 минуту назад, Le_Raffine сказал:

Между прочим толенгуты это не только джунгары/калмыки.

Так я для этого и спрашиваю, т.к. сомневаюсь в их родстве.

Если казахи использовали "толенгут", то должны были его как-то переводить ?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну, есть по XVIII в. такие данные, что Аблай-хан был женат на знатной джунгарке, а ее два брата "Баир и Юлбулду" со своими людьми после разгрома Джунгарии подчинились Аблаю и возможно были его толенгутами.. По крайней мере сын этой джунгарки "Биря-султан" командовал(неудачно) разведывательным отрядом в 300 воинов, которых Аблай отправил против Коканда.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now