Перейти к содержанию
Balkin

Правильно ли указывать родовую принадлежность в паспорте?

Рекомендуемые сообщения

4 часа назад Rust написал:

Ув. СуЕр. Дело в том, что в советское время местные коммунисты очень рьяно боролись с родо-племенной составляющей. Следствие этого, что роды начали вспоминать в 90-е годы. Выпускались даже методички, значит население сильно путалось в этом.

По моим личным опросам современных кыргызов, немногие четко знают свой род/племя, многие путаются, помнят лишь род, не зная племени. Так что это неудивительно.

Методичкой восстановили "амнезию" ?

Как это возможно? 

И прям большинство  "вспомнило" что они из борджигинов?

Чепуха всё это!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
37 минут назад SuEr написал:

Согласен,что многие путаются,просто не придают этому значение.Но даже,если не знают,то среди ближайших родственников всегда  найдутся те, у кого есть родословная.В наше время это сделать пару звонков.Чуть не забыл.Методички для кого выпускались?Для Халка,неужели для Киргизов?

Я специально для интереса опрашивал достаточно много людей, свое племя род часто не знает молодежь, просто не интересуются. В РФ звонить родственникам никто не будет, просто говорят не знаю, надо спросить у родителей и все. Методички выпускались для населения Монголии, мы вроде их обсуждаем, не кыргызов. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
42 минуты назад Zake написал:

Методичкой восстановили амнезию? Как это возможно? 

И прям большинство  "вспомнило" что они из борджигинов?

Чепуха всё это!

Понятно, что все хотят выдать себя за представителей племени ЧХ, и вполне возможно паспортная система МНР позволяет это делать просто со слов обладателя паспорта. Но это никаким образом не доказывает, что ЧХ казах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад Rust написал:

Я специально для интереса опрашивал достаточно много людей, свое племя род часто не знает молодежь, просто не интересуются. В РФ звонить родственникам никто не будет, просто говорят не знаю, надо спросить у родителей и все. Методички выпускались для населения Монголии, мы вроде их обсуждаем, не кыргызов. 


Серьезно? Мы тоже обрусели, но обычно у нас знают, что допустим я кыпчак или найман. А внутри родов могут путаться. Или наоборот могут знать, что допустим он сармантай, но не знать, что из аргынов. Оговорюсь, что это редкость.

А чингизиды и ходжи зачастую скрывали свою принадлежность по понятным причинам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
58 минут назад Shymkent написал:

как есть:D

еще в 19 веке , по описаниям Позднеев или Козлов , у вас (халха) не было племен , забыли? , а каких архивах речь?

Шымкент вы Позднеева читали? Вот например из путешествия в 1892-92 гг.

1A0S9zIC.png

цзахачины, сойоты, дурбеты, баиты и захайн-найман орто - упоминаются как поколения (т.е. племена монголов). 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
7 минут назад Le_Raffine написал:


Серьезно? Мы тоже обрусели, но обычно у нас знают, что допустим я кыпчак или найман. А внутри родов могут путаться. Или наоборот могут знать, что допустим он сармантай, но не знать, что из аргынов. Оговорюсь, что это редкость.

А чингизиды и ходжи зачастую скрывали свою принадлежность по понятным причинам.

Я сам удивлялся, но многие знают лишь род. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Позднеев упоминает следующие поколения: баиты, барун суниты, олот, олоты-барлыки, суниты, торгоут, тумэт, цзунь суниты, цзунь цэрик.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет племенного состава монголов есть данные по временам Даян-хана (1464-1547). Там встречаются (очень нечасто) этнонимы кереит, меркит, найман, уранхай, онгут. И то не в виде племен, а в основном в виде каких то феодалов, осколков. 

Есть сартагул, монголджин, монголджин-онгут, барун-тумэт, асод, кешиктен, чахар и прочие. И наравне со этими этнонимами есть и ХАЛХА!

Имхо монголы-беглецы вместе с ханской обслугой (чахар) и ханской гвардией (кешиктен) из Юань  просто смешались с кидане-шивейскими народностями того региона. 

Напомню, что это времена Даян-хана (а это 15 век)!  

По идее в той Монголии 15 века должны были быть представлены чуть ли не все этнонимы из РАДа, ССМ, а не искаженные гибридные формы типа  Монголджин-онгут.


(1464-1547) Источники о Даян хане

"...Старший его [Даян-хана] сын Улусболод уже давно умер, поэтому на престол вступил внук [Даян-хана] Бодиалаг. Второй сын [Даян-хана], Барсболод, получил титул джинонга и стал править правым крылом 20. Четвертый сын, Арсболод, правил... Пятый сын, Очирболод, правил восемью отоками ЧАХАРОВ и КЭШИКТЕНОВ 21. Шестой сын, Алачуболод, правил пятью отоками ХАЛХАСЦЕВ 22... Девятый сын, Гэрэ, правил аоханьскими НАЙМАНАМИ. Десятый сын, Гаруди, потомков не имел. Одиннадцатый сын, Увас-Чинг-тайджи, правил асудскими и йонгшиебускими племенами [7, с. 74]..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 minutes ago, Zake said:

Имхо монголы-беглецы из Юань просто смешались с местными  (шивейскими) племенами. 

 

По АКБ в Монголии жили не шивейцы ,а маньчжуры. Так что каракитаец вы наш ошибаетесь!

:lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад Rust написал:

Шымкент вы Позднеева читали? Вот например из путешествия в 1892-92 гг.

1A0S9zIC.png

цзахачины, сойоты, дурбеты, баиты и захайн-найман орто - упоминаются как поколения (т.е. племена монголов). 

В настоящее время не отделяют себя от халха следующие этнографические группы: хотогойты, сартулы, халха-эльджигены, дариганга.

Разнородную группу представляют монголы, относящиеся к западной ветви и объединявшиеся в прошлом термином ойраты:

Дэрбэты в начале XVII в. составляли объединение Дурбэн-ойрат вместе с торгутами, хошутами и чоросами. Их кочевья были на верхнем Иртыше. Они входили в состав феодального государства Джунгарии, разгромленного императорским Китаем в 1756 г. Часть дэрбэтов еще в 1630 г. вместе с другими ойратскими племенами перекочевала в низовья Волги, часть их во второй половине XVIII в. осела в Монголии. Монголы называли ойратов олётами, тюрки — калмыками, китайцы — вало.

Захчины (цзахачины) живут в Кобдоском аймаке, к югу от г. Кобдо. Они населяют оба склона Алтайского хребта. На западе их территория граничит с районами обитания алтайских урянхайцев по р. Сенкули и торгутов в низовьях р. Уляса. Северо-восточная граница соприкасается с землями халхасов. Численность 13 тыс. (1963 г.)

По отрывочным сведениям, о захчинах известно следующее. В XVII в., во время борьбы между маньчжурскими правителями Китая и Джунгарией, последней для охраны своих границ в пределах пограничной зоны было расселено 30 ойратских семей, впоследствии увеличившихся до 300 семей. В 1775 г. из них был образован хошун и назначен правитель, подчиненный кобдоскому амбаню. Этот хошун, выполнявший пограничную службу, был назван захчин. Находясь между халхасцами и торгутами, сами захчины не причисляют себя ни к тем, ни к другим.

 

тюркские языки до наших дней частично сохранили в МНР урян- хайцы-мончак и цаатан (тувинцы-тоджинцы).

У рянхайцы-мончак (мончок) обитают в близком соседстве с алтайскими урянхайцами в верховьях р. Кобдо. По отношению к урянхай- цам-мончак в старой литературе употреблялся термин «кок чулутан». Термин этот был введен Г. Н. Потаниным и сейчас в значительной степени устарел. «Кок чулутан» по-монгольски означает «Люди синих камней». Сами себя они называют «сойон». Возможно, урянхайцы-мончак представляют собой тувинцев, переселившихся в пределы Монголии. В настоящее время урянхайцы-мончак смешиваются с казахами и монголами, испытывают их культурное влияние, владеют как казахским, так и монгольским языками.

Цаатан (в количестве 200 человек) живут среди дархатов в Хубсугульском аймаке и постепенно сливаются с ними. Цаатан являются выходцами из Тоджи (Тувинская АССР). В литературе их обычно называют танну-урянхайцами или сойот-урянхайцами

В г. Кобдо проживают в небольшом количестве чанту (узбеки). Термин заимствован из китайского — чанътоу — «чалмоносцы», буквально «повязанная (чалмой) голова».

В пределах МНР к восточной ветви относятся халха, буряты и ряд отдельных этнографических групп, близко стоящих к ним по языку. К западной ветви относятся: дэрбэты, байты, захчины, торгуты, олёты и мингаты.

В настоящее время в процессе национальной консолидации постепенно изживается деление монголов МНР на восточных и западных.

http://lib7.com/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Quote

О причинах появления Лоджана слухи гласили, что поднялись на Лоджана «желтые мунгалы (халхасцы) и идут на него воевать 110 т. воинских людей на три дороги». И сам Лоджан писал в Москву, что «желтых мугал воевал трою, а ныне они на него поднимаютца», почему просил распоряжения, чтобы томские ратные люли были в готовности; вместе с тем Лоджан жаловался на красноярских служилых людей, которые теснили «киштымов его кир­гис». Халхасцы, однако, не пришли. Вместо того, около начала 1667 года, на Лоджа­на, должно быть возвратившегося на юг от Саянского хребта, напал вспомоществуемый киргизами Сэнгэ-контайша и взял Лоджана в плен со всею его семьею, людьми и имуществом2. Киргизы побрали при этом на свою долю много пленных, потому что впоследствии в 1684 году был слух о том, что Алтын-хан Лозон «хочет собирать по­лон свой, который у него киргизы на боях преж сего имали»3.

http://www.bizdin.elcat.kg/elib/kitepter/html/taryh/aristov_usuni/section25.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Quote

1619 г. позже мая 16 *. — Роспись Китайского государства и Монгольских земель, составленная томским казаком И. Петлиным

(* Датируется по времени приезда И. Петлина с товарищами в Томск на Троицу (см. док. № 37))

/л. 5/ Роспись Китайскому государству и Лобинскому и иным государствам жилым и кочевным, и улусам и великой Оби, и рекам, и дорогам.

От Киргиз до реки Абакана 6 дён езду; а от Обакана до реки до Кимчика 9 дён езду; а от Кимчика до большова озера, где Иван Петров сказывал, в коем озере самоцвет камень, 3 дни езду; а кругом тово озера 12 дён езду конем. Да в то ж озеро 4 реки впали: река с востуку, река с полуден, река з западу, река с сивера, а все 4 реки с Миюс реку, текут в озеро, а в озере воды не прибывает, ни убывает. Да в то ж озеро река впала промежу встоку и сивера, а имя той реке Кесь; а ходу по той реке от озера до вершины, где царя Алтына сошли с кочевьем, 15 дён, а дорога все итти по каменю. /л. 6/

А от царя Алтына итти до улуса 5 дён; улус зовут Алгунат, а князь в нем Тормошин. А от Тормошина улуса ехати до улуса 5 дён Чекур-кушу, а князь в нем Каракула. А от Каракулина улуса ехати до улуса 5 дён, а улус зовут Сулдус, а в нем царь Часакты. А от царя Часакты ехати до улуса 5 дён, а улус зовут Бисут, а в нем князь Чичен. А от Чиченева ехати до улуса 5 дён, а [у]лус зовут Илчигин, а в нем князь Тайчин-Черекту. А от Черектина улуса ехати до улуса 5 дён, а [у]лус зовут Бешут, а в нем князь Чекур. А от Чекурова улуса ехати до улуса 4 дни езды, а [у]лус зовут Гирют, а в нем князь Чечен-ноян. А от Чеченева улуса ехати до улуса 4 дни, а [у]лус зовут Тулак-Тумет, а в нем князь Тайку-катун. А от Тайкина улуса ехати 3 дни до улуса, а зовут Югурчин, а в нем царь Бушукту. А от царя Бушукты ехати до улуса 2 дни, до Желтых Мугалов, а [у]лус зовут Муголчин, а в нем княиня Манчикатут 42 да сын ее Ончун-тайчи. /л. 7/ А не дошед до Мугальской земли за 2 дни, итти щилью промеж камени: страсти изымут! А ис щили выедешь в Мугальскую землю, а на выезде ис щели 2 города мугальских каменных, имя городем Байшин; а в одном городе воевода князь Тау-тайша, а в другом городе воевода князь Онбой-тайша. А третей город в Мугальской земле лобинской, каменной же, а воеводит в нем женщина, имя ей княиня Манчикатут, да сын ее князь Ончин-тайчи. А та княиня Манчикатут указывает в Мугальской земли во всем, по всем городам; и в китайские городы будет от нее грамота, и печать ее хто привезет к рубежу, ино за рубеж и пустят в Китайскую землю, а грамоты от нее нет с печатью, ино от роду за рубеж в Китайскую землю не пустят;

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю что для нас монголов начёт фамилии лучше брать родовые названия.

Например я "өөлэт" - это род среди алтайских тувинцев.

Но много  "өөлет"-ов среди монголов и они различаются по месте проживания. Но они по монгольски пишут "өөлд" и как я думаю что они берут себе подрод как фамилию или новые слова которые их родов на несколько поколений представляет.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Quote

Тэр өөрийн 11 хүүдээ харъяат аймгуудаа хуваарилж олгосон нь бөгөөд отгон хүү Гэрсэнзд Халх түмний 7 хошуу ногдсон нь Халх 7 хошууны эхлэл болжээ. Даян хаан өөрийн 11 хүүдээ дараах аймгуудий хувьдан өгсөн. Үүнд:

Төрболд: Цахар түмний Үзэмчин, Сөнид, Хуучид, Аохан зэрэг отгууд

Улсболд: Залуудаа үхсэн.

Барсболд Сайн Алаг хаан: Ордос түмэн, Түмэд түмэн

Арсболд: Түмдийн долоон отог

Очирболд: Цахарын Хишигтэн отог

Алчболд: Өвөр Халхын 5 отог

Гэрболд: Цахарын Найман (Цахар), Урад отгууд

Арболд (Алиболд?): Хар гэр, Шарай гол

Гэрэ од: Хар Татаар

Чин тайж: Цагаан Татаар

Гэрсэнз жалайрын хунтайж: Ар Халхын аглагийн 13 отог

Төрөлт гүнж: Халх Жаруудын Баасан тавнанд гэргий болон очсон. Зарим сурвалжид түүнийг Гэгээн гүнж хэмээн нэрийддэг.

Тэр Монголыг дахин зохион байгуулалтад оруулж зургаан түмэн болгожээ.

Зүүн түмэн: Халх, Цахар, Урианхай

Баруун түмэн: Ордос, Түмэд, Юншээбүү.

Үүнээс гадна Хасарын угсааныхны мэдлийн Хорчин аймаг

Дөрвөн түмэн Ойрд гэж хуваагдаж байсан.

https://mn.wikipedia.org/wiki/Батмөнх_Даян_хаан

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Quote

Гэрсэнз жалайрын хунтайж: Ар Халхын аглагийн 13 отог

Ар Халха

Ар Халхын 7/13 отог.

1) Үүшин,2)Жалайр

3) Бэсүд ,4)Элжигин

5) Горлос,6)Хиргис

7) Хороо, 8)Хөхийд, Цоохор

9) Хэрэйд,10)Хатагин

11) Тангуд,12)Сартуул

13) Урианхай.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

54 минуты назад Shymkent написал:

В настоящее время не отделяют себя от халха следующие этнографические группы: хотогойты, сартулы, халха-эльджигены, 

http://lib7.com/

Народность халха существуют уже с 15 века согласно источникам. Скорее всего немночисленные беглецы из Юань и вошли в их состав.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
2 минуты назад Zake написал:

Народность халха существуют уже с 15 века согласно источникам. Скорее всего немночисленные беглецы из Юань и вошли в их состав.

Монголы Юань составили основу будущего этноса халха-монголов. Подтверждение тому язык, буддизм, почитание ЧХ и его потомков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад Peacemaker написал:

Ар Халха

Ар Халхын 7/13 отог.

1) Үүшин,2)Жалайр

3) Бэсүд ,4)Элжигин

5) Горлос,6)Хиргис

7) Хороо, 8)Хөхийд, Цоохор

9) Хэрэйд,10)Хатагин

11) Тангуд,12)Сартуул

13) Урианхай.

 

это новые рода? в середине 20века таких племен у халхи не отмечались у этнографов, изучавших этносостав халхи

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 минуты назад Rust написал:

Монголы Юань составили основу будущего этноса халха-монголов. Подтверждение тому язык, буддизм, почитание ЧХ и его потомков.

По идее в той Монголии 15 века должны были быть представлены чуть ли не все этнонимы из РАДа, ССМ, а не искаженные гибридные формы типа  Монголджин-онгут плюс отд феодалы и осколки найман, меркит, онгут и т.д

Ведь со времен того же РАДа совсем мало времени прошло.

Ну ладно юаньские монголы возможно "обкитаились" и т.д. А что тогда случилось с потомками  кочевых монголов ЧХ в самой Монголии?  

В 13-15 веках ведь не было советской власти там или маньчжуров в самой Монголии? Чтобы подзабыли племена/роды?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 minutes ago, Shymkent said:

это новые рода? в середине 20века таких племен у халхи не отмечались у этнографов, изучавших этносостав халхи

У каких  этнографов? Давайте ссылку на их труды !

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, Peacemaker said:

Мое представление о 6-ти туменов монголов.

large.5a8c3e1350d0e_6tumen.png.626910318

думаю что примерно так расположились административные единицы, если так можно сформулировать, во время Даян хаган.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад Peacemaker написал:

У каких  этнографов? Давайте ссылку на их труды !

 

14 минут назад Peacemaker написал:

У каких  этнографов? Давайте ссылку на их труды !

http://lib7.com/aziatyy/319-mongolija-sostav-etnik.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 minutes ago, Shymkent said:

Откройте глаза шире!

:lol:

Quote

Халха-монголы образуют основное ядро монгольского населения МНР (800 тыс. человек в 1963 г.), складывающегося ныне в единую социалистическую нацию. Они населяют южную, восточную и центральную части республики (аймаки Дзабханский, Ара-Хангайский, Убур- Хангайский, Южно-Гобийский, Центральный, Селенгинский, Хэнтэйский, Восточный и Восточно-Гобийский). Наименование «халха» ведет свое начало со второй половины XVI в. и приписывается младшему сыну Даян- хана — Гэрэсэнцзе, который этим именем обозначил подвластную ему территорию, этнически неоднородную. Под именем «халха—монголы», или просто «халха», в дальнейшем стало известно и само население этой территории. В формировании халхасцев приняли участие различные этнические элементы: древнемонгольские (борджигин, онход, горлос, олхонуд и др.), а также племена и роды немонгольского происхождения (янь-ши-бу, тангут и др.).

В настоящее время не отделяют себя от халха следующие этнографические группы: хотогойты, сартулы, халха-эльджигены, дариганга.

Хотогойты населяют бассейн верхнего течения Тэса, район оз. Сан- гин-далай и нижнего течения Мурэна. Некоторые исследователи считают их омонголившимися тюрками. Б. Я. Владимирцов в составе халха- ского языка выделял две группы: собственно халхаскую и хотогойт- скую. В составе халхасцев существует род хотогойту. Возможно, что хотогойты халхаского происхождения.

Сартулы населяют северо-западную часть Дзабханского аймака, а также один сомон в Убсунурском аймаке. Отдельные исследователи сближают этноним «сартул», или «сартол», с «сарт», применявшимся прежде к узбекам — выходцам из Средней Азии, что дает возможность предполагать в сартулах потомков пленных узбеков. Часть сартулов во время борьбы ойратов с халха-монголами (при хане Галдан-Бошокту в XVII в.) бежала в Забайкальскую область.

Халха-эльджигены - не этноним, а прозвище халхасцев трех сомонов Убсунурского аймака, расположенных к востоку от оз. Хир- гиснур, данное им, по преданию, их соседями (дэрбэтами, баитами и др.) за внешний вид их правителя (эльджиген—«длинноухий»). Фактически это те же халхасцы.

Халха-монголами являются также дариганга, расселенные в юго- восточной части МНР (Сухэ-Баторском аймаке). Общая численность их 23 тыс. человек (1963 г.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что Peacemaker написал:

Откройте глаза шире!

:lol:

 

В настоящее время не отделяют себя от халха следующие этнографические группы: хотогойты, сартулы, халха-эльджигены, дариганга.:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...