alanikac

Чингис-хан относился к скифо-аланскому этносу  

20 сообщений в этой теме

                   Чингис-хан относился к скифо-аланскому этносу

 

         XIII в. вошел в мировую историю как век завоевательных походов и образования огромной империи Чингис-хана. Историческая наука, так и не разобравшись с главными вопросами – какой язык являлся родным для монголов Чингис-хана, к какому  антропологическому типу принадлежал этнос завоевателей – пошла более простым путем: стала искать решение проблемы по принципу «там, где светло, а не там, где потеряла». В результате этот грандиозный для истории России и Евразии период оброс плодами мифотворчества, основанного на пылкой фантазии людей, далеких от истины. Монголов объявляли народом-призраком, никогда не существовавшим в принципе, не замечая, что по монголам существуют не только летописные источники, но и археологические данные. Их относили то к славянам, то к казакам, забывая, что казаки сформировались только к XVв. как сословие и состояли из разных этносоциальных групп. А славяне никогда не были кочевниками и в раннем Средневековье не селились на восток дальше Волги и Оки. Но самым распространенным заблуждением было поставить знак равенства между монголами Чингис-хана и современным народом, носящим имя средневековых, но так и не объясняющим его значение, как и большинство загадок монголистики.

         Считается, что многочисленные скотоводческие племена с примитивным хозяйственным укладом – дикие, жестокие варвары – в исторически короткий срок (практически «вдруг») организовались и покорили вполне сформировавшиеся цивилизованные государства. Даже при поверхностном изучении средневековых монголов становится ясно, что речь идет о другом народе, строившем города и обсерватории, дороги и каналы, создавшем уникальные законы, положившем начало социальным реформам, почтовому сообщению и т.д. До сегодняшнего дня вопрос о языке, на котором говорили средневековые монголы, остается открытым. Ученые, не мудрствуя лукаво, просто назвали его «архаическим». Слова, сохранившиеся в источниках, притягивают к разным словоформам и диалектам, ищут в современном монгольском языке, тюркских производных, изменяют и объясняют уже с этой точки зрения, но не получается. И не получится никогда, т.к. задача решается только при правильной формуле, а ошибка дает неверный результат. Средневековые монголы растворились в народах Средней Азии и Ирана, России и Афганистана, Кавказа и Крыма. Но все летописные источники сохранили их имена и титулы, топонимические названия и бытовые, военные  термины и названия налогов,  описание их традиций, вкусовых предпочтений и др.

         Наиболее интересным источником считается летопись Рашид-ад-Дина, рассказывающая о них самих. Но почему написание фундаментального труда – собственной исторической летописи – монголы поручили не грамотному китайцу, уйгуру, а ираноязычному персу Рашид-ад-Дину? Ведь то, что он написал о них, следовало проверить? Может быть,  средневековые монголы говорили на персидском  языке? Нет, иначе  все слова летописи были бы переведены с персидского языка специалистами Российской Академии   наук. Может быть, сам перс Рашид-ад-Дин знал архаический монгольский язык, говорил на нем, и именно его персидский язык мог лучше всего передать нюансы языка средневековых монголов? Вот это вполне вероятно.

         На территории современной России, в республике Северная Осетия-Алания живет древний народ – осетины, являющийся изолированным реликтом скифо-сарматского ираноязычного мира. Осетинский язык  сохранил преемственность языка, на котором  говорили скифы, сарматы и аланы, но, что для нас особенно важно, он относится к северо-восточной подгруппе иранской группы индоиранской ветви индоевропейских языков. Иными словами, если бы перс Рашид-ад-Дин пожил  некоторое время в Северной Осетии-Алании, то он без труда понимал бы язык ее жителей, а они – его. Вот почему, исследуя письменные артефакты средневекового периода, мною был использован именно осетинский язык. Именно с древнего языка скифо-сармат удалось перевести и объяснить в книге «Чингис-хан.Аланский след» все имена и титулы, географические названия, найти семь крупных аланских культов, а значит, разобраться в вере средневековых монголов; понять основные тотемы, которых средневековые монголы считали своими покровителями. И  животные были разные. Бурджигины – племя Чингис-хана, например, считали своим тотемным животным тигра (бур, бор – рыжий, золотой; джи – суффикс; гино – кошка; осет.). И именно золотая пластина с изображением тигра была пропуском везде, куда отправлялись посланники великих ханов. Общеродовым тотемом для племен, ведущих свое происхождение от прародительницы всех монголов Алан-хоа (хо – сестра; а – эта; осет.), был кабан. Даже Чингис-хан имел эпоним Джирджис (джир – кабан; джис – сомнение; думающий кабан). Поэтому, когда в Новгородской летописи появилось неопознанное до сегодняшнего дня слово: «…пришли проклятые монголы и собрали туску», то это и был кабан (тускъа – кабан; осет.). Новгородцев выгнали на облаву, а летописец зафиксировал это слово без объяснения. Имена внуков Чингис-хана, которые знакомы нам по источникам о монголах – Хулагу и Хубилай – являются эпонимами. Хулагу имел детское имя Хоалон (аллон – алан; осет.), а Хубилай был Сечъына (осет.имя). Конечно, ни один из известных тюркских языков не может объяснить имена Хулагу (ху – свинья; лæг у – мужчина; т.е. кабан; осет.) и Хубилай (ху – свинья, кабан; билæ – берег, край; земля кабана; осет.).

         Согласно «Юань-чао би-ши», титул  Чингис-хана записан в форме tengis (тынг – высшая степень силы; ис – быть; величайший, осет.). Китайцы называли его Чинчис. Именно эта форма и закрепилась.  Детское имя Чингис-хана, якобы непереводимое, тоже легко объясняется с осетинского языка (Темо – осетинское имя; удджын духовный, т.е. Темуджын – духовный Темо; осет.).

         Исследователей удивляют изображения монголов. Русский летописный свод, европейские и персидские миниатюры рисуют их светловолосыми и бородатыми воинами с европейской внешностью. ДНК славянского этноса подтверждает отсутствие «монгольской» крови. А откуда ей быть? Современные исследователи выдвигают теорию о принадлежности родителей Чингис-хана к гаплогруппе R1b, эта же гаплогруппа присутствует и у осетин. Спрашивается, каким образом совершенно иной облик ассоциируется у нас с монголами?  

         Как отмечал Л.Гумилев, «для понимания истории монголов следует твердо запомнить, что в Центральной Азии этническое название имеет двоякий смысл:

1) непосредственное наименование этнической группы (племени или народа)

2) собирательное для группы племен, составляющих определенный культурный или политический комплекс, даже если входящие в него племена разного происхождения»[1].

Мои исследования показали, что народы, носившие в XIII в. общее название «монголы», подразделялись, не смешиваясь, на две большие группы:

         1. скифо-аланскую (названную мной  «светлыми»  монголами), для которой термин «монгол» являлся этническим самоназванием, олицетворявшим древний скифский принцип  «в единстве – сила». Костяк этой группы составляли  89 племен европеоидного типа – высокие, светловолосые, часто – голубоглазые, с преимущественным лидированием тех племен, которые происходили от легендарной прародительницы Алан-хоа. Это было этнически однородное, дисциплинированное, хорошо организованное общество, построенное на принципах «военной демократии», говорившее на одном языке, с едиными традициями, верой, помнящее историю своих скифо-аланских предков, в орбиту деятельности которых было вовлечено пол мира. Если на исторические события XIIIXV вв. смотреть с предлагаемой позиции, то три термина – «средневековые монголы», «монголы Чингис-хана» и «светлые» монголы – следует считать словами-синонимами;

2. азиатскую (названную «темными» монголами), для которой наименование «монгол» было собирательным, позволявшим чувствовать себя сопричастным к грандиозным победам первой, пассионарной и лидирующей, группы. Невысокие, смуглые, черноволосые, с узким разрезом темных глаз – представители этих племен во многом различались между собой: по происхождению и языку общения, традициям, вере и т.д. Их объединение осуществлялось не на основе этнической общности, а лишь исходя из политической и экономической целесообразности исторического момента, который возник к началу XIII в. – века завоевательных походов Чингис-хана.

         Светлый цвет волос у бурджигинов был доминирующим. Летописец Рашид-ад-Дин писал, что потомки Есугей-бахадура, отца Чингис-хана, «по большей части синеоки и рыжи, бурджигин же человек, глаза которого синие»[2]. Согласно летописи,   «значение «бурджигин» – «синеокий», и, как это ни странно, те потомки, которые до настоящего времени произошли от Есугей-бахадура, его детей и уруга его, по большей части синеоки и рыжи. Так как еще в восьмом колене, которым является Есугей-бахадур, обнаруживается этот отличительный признак, а согласно их (монголов) словам, он является знаком царской власти детей Алан-хоа,..подобная внешность была доказательством правдивости ее слов»[3]. Получается, что светлый цвет волос и голубые глаза были у потомков Алан-хоа задолго до отца Чингис-хана, но особенно сильно это проявилось у детей Есугей-бахадура, его внуков и правнуков. А это значит, что не только сам Чингис-хан был рыжеволосым и голубоглазым, но и все его братья, дети, племянники отличались светлыми волосами и голубыми глазами, очевидно, и супруги должны были быть по большей части светловолосыми и голубоглазыми, что подтверждается их именами: Борте (бор (тæ) рыжая, осет.), супруга Чингис-хана, Борахджин[4] (борæхсин – пепельно-русая, осет.), старшая супруга Угедея и др.

          Именно эти характерные признаки дали право потомкам Есугей-бахадура называть себя бурджигин – рыжая кошка, т.е. тигр. Именно кошачьи глаза имеют тот цвет, на который постоянно обращали внимание летописцы и путешественники, – голубые или серо-зеленые. Абулгази (историк XVII в., хивинский хан, потомок Чингис-хана)  сообщал, что у бурджигинов глаза  были темно-синие, а зрачок был окружен бурым ободком. Академик Б.Я.Владимирцов в работе «Чингис-хан» писал следующее: «Говорят, Чингис-хан был громадного роста, крепкого телосложения и имел «кошачьи глаза»[5], глаза огромного рыжего тигра – царя тайги, властителя, хозяина и покровителя племени бурджигин. У Мэн-да бэй-лу есть описание Чингис-хана: «Что касается татарского владетеля Темуджына, то он высокого и величественного роста, с обширным лбом и длинной бородой. Личность воинственная и сильная. Это то, чем он отличается от других»[6]. Хронисты утверждали, что его лицо излучало некое сияние, что, очевидно, говорит о благообразии внешности Чингис-хана, его непохожести на окружающих. Сам летописец Рашид-ад-Дин оставил интересное замечание о сыне Джочи-Касара, племяннике Чингис-хана, Есунгу: «Есунгу был высокого роста, румян и имел продолговатое лицо и длинную бороду»[7].  Важны свидетельства путешественника Рубрука, который не только видел монголов со стороны, но и имел возможность встретиться с представителями аристократической элиты монгольского общества. Вот как он пишет о сыне Джочи Бату: «Бату внимательно осмотрел нас, а мы его; и по росту, показалось мне, он похож на господина Жана де Бомон, да почиет в мире его душа. Лицо Бату было тогда покрыто красноватыми пятнами»[8]. Странное сравнение по росту, возможно, это  просто ошибка  при переводе, во всяком случае, сравнение Бату с европейским рыцарем, участником VII крестового похода Людовика IX Святого, меньше всего предполагает его азиатский внешний облик. О сыне Тула Мангу: «Это был человек курносый, среднего роста, в возрасте сорока пяти лет»[9]. О сыне Тула Хубилае источник сохранил следующее описание: «Великий государь царей Кубилай-хан с виду вот каков: росту хорошего, не мал и не велик, среднего роста; толст в меру и сложен хорошо; лицом бел и как роза румян; глаза черные, славные, и нос хорош, как следует»[10]. Исследователь XVIII в.  D'Ohsson, со ссылкой на летопись Рашид-ад-Дина, писал, что «когда Хубилай явился на свет, Чингис-хан удивился темному цвету его волос, так как все дети его были белокурыми»[11]. Светлая кожа, средний, а чаще высокий рост, европейский облик: светлые волосы, большие глаза, красивый нос – вот основные характеристики генотипа аристократической элиты монголов. Судя по летописи, многие воины племенных образований, близких Чингис-хану, отличались этими же характеристиками.

         Тип светлокожих, светловолосых, голубоглазых монголов Чингис-хана не остался в памяти у покоренных народов, потому что они были «первой волной» – пришли, завоевали и ушли. Следом, и уже надолго, приходили воины с азиатской внешностью: их повадки, язык, а, главное, то, что они в порядке невольного самовосхваления и подражания лидирующей скифо-аланской группе тоже называли себя «монголами», хотя монголами не являлись, стало основной причиной путаницы в идентификации завоевателей. Поэтому термин «татаро-монголы» прочно закрепился именно за теми, кто  часто собирал  дань и выполнял  другие поручения. Их численность в армии Чингис-хана первоначально была небольшой, но поскольку именно «светлые» монголы на протяжении многих десятилетий были главной ударной силой, их потери постепенно возмещались представителями других этносов, в т.ч. и «темными» монголами. Этот фактор наряду с ассимиляцией и другими причинами, в конечном итоге, стал главной предпосылкой исчезновения с исторической арены великого этноса под названием «монголы Чингис-хана».

                  Со временем, после развала Великой империи, многие племена вернули свои исконные этнические названия. Лишь немногочисленное племя, кочевавшее в степях Монголии, не сделало этого. Может быть, была утрачена память о прежнем самоназвании племени, возможно, сработала инерция или иные, более прагматичные соображения. Но факт остается фактом: предки современных монголов, как и сами монголы, ныне живущие в Монгольской республике, не имеют прямого отношения ни к грандиозным событиям, происходившим в Великой степи и в целом на просторах Евразии XIIIXVвв., ни к средневековым монголам как таковым. Более того, искаженное представление исторической науки о монголах, как о людях с азиатской внешностью, породило еще одно недоразумение: целая раса (монголоидная) до сих пор называется именем этноса, справедливо считавшего себя белой расой, арийцами, скифо-аланами. Именно с ними русские князья заключали брачные союзы. И именно они были настоящими монголами, которые понимали название союза, объединяющего их, т.к. «монгол» это дух единства (мон – дух; гол – обоз; дух обоза; осет.), который сохранился у всех нас!

           


[1] Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., Астрель. 2014. С. 413.

[2] Рашид-ад-Дин. Т. 1. Кн. 1. С.155.

[3] Рашид-ад-Дин. Т. 1. Кн. 2. С. 48.

[4] Рашид-ад-Дин. Т. 2. С. 8.

[5] Владимирцов Б.Я. С. 207.

[6] Мэн-да бэй-лу. Полное описание монголо-татар. Пер. Н.Ц.Мункуева. М., Наука. 1975. С. 48.

[7] Рашид-ад-Дин. Т. 1. Кн. 2. С. 52.

[8] Гильом де Рубрук.  Гл. XXI. С. 98.

[9] там же. Гл. XXXIII. С. 119.

[10] Джованни дель Плано Карпини. История монгалов, Гильом де Рубрук. Путешествия в восточные страны, Книга Марко Поло. Пер. И.М.Минаева. М., Мысль, 1997. Гл.LXXXII.

[11] Рашид-ад-Дин. Сборник летописей.  Пер. Ю.П.Верховского. ред. проф. И.П.Петрушевского. М.; Л., Изд. АН СССР. 1960. Т. 2. С. 153.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Веселый фейспалм

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
On 9/17/2016 at 5:07 AM, alanikac said:

                   Чингис-хан относился к скифо-аланскому этносу

 

 

. Имена внуков Чингис-хана, которые знакомы нам по источникам о монголах – Хулагу и Хубилай – являются эпонимами. Хулагу имел детское имя Хоалон (аллон – алан; осет.), а Хубилай был Сечъына (осет.имя). Конечно, ни один из известных тюркских языков не может объяснить имена Хулагу (ху – свинья; лæг у – мужчина; т.е. кабан; осет.) и Хубилай (ху – свинья, кабан; билæ – берег, край; земля кабана; осет.).

 

        

Хунну тоже от аланского слова ху – свинья ?

:lol:

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
16 часов назад, alanikac сказал:

                   Чингис-хан относился к скифо-аланскому этносу

 

 

 

[1] Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., Астрель. 2014. С. 413.

[2] Рашид-ад-Дин. Т. 1. Кн. 1. С.155.

[3] Рашид-ад-Дин. Т. 1. Кн. 2. С. 48.

[4] Рашид-ад-Дин. Т. 2. С. 8.

[5] Владимирцов Б.Я. С. 207.

[6] Мэн-да бэй-лу. Полное описание монголо-татар. Пер. Н.Ц.Мункуева. М., Наука. 1975. С. 48.

[7] Рашид-ад-Дин. Т. 1. Кн. 2. С. 52.

[8] Гильом де Рубрук.  Гл. XXI. С. 98.

[9] там же. Гл. XXXIII. С. 119.

[10] Джованни дель Плано Карпини. История монгалов, Гильом де Рубрук. Путешествия в восточные страны, Книга Марко Поло. Пер. И.М.Минаева. М., Мысль, 1997. Гл.LXXXII.

[11] Рашид-ад-Дин. Сборник летописей.  Пер. Ю.П.Верховского. ред. проф. И.П.Петрушевского. М.; Л., Изд. АН СССР. 1960. Т. 2. С. 153.

Почитал, посмеялся)))

1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
18:22, 19 сентября 2016

У Чингисхана нашли европейские корни

pic_59cae021f4393ef2128926f22cf5d652.jpg

Генетики из Монголии и Южной Кореи выяснили, что Чингисхан обладал европейскими корнями. Они провели генетический анализ тел, найденных на территории каменноугольного месторождения Таван-Толгой и принадлежащих членам семьи основателя Монгольской империи. Результаты исследования ученых опубликованы в журнале PLOS ONE.

Для определения родственных отношений между людьми, которым принадлежали найденные останки, ученые изучили генетические маркеры в митохондриальном геноме — однонуклеотидные замены и мутации, затрагивающие повторяющиеся фрагменты ДНК. Кроме того, был исследован наследственный материал в неполовых хромосомах (аутосомах) и Y-хромосомах.

Установлено, что члены семьи относились к гаплогруппе R1b-M343 — группе людей, имеющих общего предка и проживающих преимущественно в Западной Европе и на Южном Урале. Таким образом, несмотря на монголоидную внешность, родственники Чингисхана имели также европейские корни. Ученые полагают, что хан Монгольской империи также относился к гаплогруппе R1b-M343, а не к C3c-M48, которая распространена в Азии и, как считалось, имела отношение к императорской семье.

Исследователи считают, что люди, тела которых были найдены в Таван-Толгое, могли произойти от браков между династией Борджигинов (род, к которому принадлежал Чингисхан) и кланами Онгуд или Хонгирад.

Отсюда - https://lenta.ru/news/2016/09/19/chan/

 

Врут наверное?

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Натягивают и в итоге перевирают.

 

Вообще не факт что там чингизиды в могиле. А потом даже если гипотетически предположить что есть там некие члены семьи. Зятья и их родственники считаются членами семьи?

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 минут назад, zet сказал:

Натягивают и в итоге перевирают.

 

Вообще не факт что там чингизиды в могиле. А потом даже если гипотетически предположить что есть там некие члены семьи. Зятья и их родственники считаются членами семьи?

А что? У него родственники могли быть из Западной Европы? Не королевских кровей? 

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Про западную Европу тоже сбрехали, всего лишь гаплогруппа R, которая встречается и в Азии.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Таким образом, несмотря на монголоидную внешность, родственники Чингисхана имели также европейские корни. 

Именно это предложение является ложью, основанной на предположении, что там лежали чингизиды. И именно это предположение вводит всех в заблуждение.

1. не известно кто там был

2. если какая-то знать, то не факт что чингизиды

3. если даже "родственники", то скорее всего некровные, т.е. зятья и прочие представители подчиненных народов, которые могли войти в брачные связи

4. предположение основанное на цепи догадок является лишь предположением и относиться к нему стоит соответствующе, а не утвердительно как тут -

У Чингисхана нашли европейские корни

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

https://ru.wikipedia.org/wiki/Кият_(род)

Кият ( каракалпаки. Қыят, каз. Қият) — древнетюркское огузское племя.

Значит, Чингисхан огуз.

:D

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не, к нам Чингисхан отношения не имел :lol:

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
15 minutes ago, Alan said:

Не, к нам Чингисхан отношения не имел :lol:

Асутов много в Монголии .Во Внутренной Монголии еше много.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
15 минут назад, Peacemaker сказал:

Асутов много в Монголии .Во Внутренной Монголии еше много.

Знаю про них. Но они не Чингисхан :D

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Just now, Alan said:

Знаю про них. Но они не Чингисхан :D

Некоторые из них борджигинами себя называют. т.е.Чингисханам.

:D

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
13 минут назад, Peacemaker сказал:

Некоторые из них борджигинами себя называют. т.е.Чингисханам.

Почему? Они ж асуды, а не борджигины. Кстати, а во внешности есть различия? У монголов недавно 2 представителя внезапно нашлись из чисто нашей гаплогруппы R1a. Думаю, потомки асудов.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
On 12/10/2016 at 6:03 PM, Peacemaker said:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Кият_(род)

Кият ( каракалпаки. Қыят, каз. Қият) — древнетюркское огузское племя.

Значит, Чингисхан огуз.

:D

Не даром же он синеокий и светловолосый :D

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 minutes ago, Alan said:

Почему? Они ж асуды, а не борджигины. Кстати, а во внешности есть различия? У монголов недавно 2 представителя внезапно нашлись из чисто нашей гаплогруппы R1a. Думаю, потомки асудов.

Peacemaker R1a, эта гапплогруппа у них 10% достигает. Скорее токуз огузский элемент. Они же ассимилировали останки уйгурского каганата. Восточно-тюркские племена христиан несторианского толка: кереитов, сегиз огузов, онгутов, ялаиров итд.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Почти нет различия.

asud.png

asud3.png

1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

боржигин-асуты

 

2012.04.18 - Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан

old.shuukh.mn/irgenanhan/37534/view
  1.  

... зааснаар Зогсоол Боржигон овогтой Чимэддоржийн Наранцэцэг, Боржигон Асуд овогтойЦэенбальдарийн Гомбо нарын хамтын амьдралтай байсныг ..

 

Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан

shuukh.mn/irgenanhan/24334/view
  1.  
Иргэний хэрэг шүүхэд хянан шийдвэрлэх тухай хуулийн 155 дугаар зүйлийн 155.3-д зааснаарБоржигон асуд овог Дамбаравдангийн Монголзаяа ...

Dagvadorzh, Oĭdovyn, Borzhigin-Asud ovogt - Webcat Plus

webcatplus.nii.ac.jp/webcatplus/details/creator/2203748.html

Ойдовын Дагвадорж, Боржигин-Асуд овогт ... Дагвадорж, Ой. (Ойдовын), Боржигин-Асуд овогт... Боржигин-Асуд (Галдангийн) Ойдовын Дагвадорж. 生年, -.

 

Асуды также называют себя асудай.

 

asudai.png

asudai2.png

 

 

1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тоже есть боржигин-баягуд .т.е боржигин-баяут  или баяут-боржигин.

 

 

Х. Нямбуу - Зохиолчын тухай мэдээлэл - Номын хүрээ

МОНГОЛ УЛСЫН ТӨРИЙН ШАГНАЛТ ЭРДЭМТЭН, БАЯГУД БОРЖИГИН ХАНДЫН НЯМБУУ(ТОВЧ НАМТАР). Боржигин овогт Баягуд ястан Хандын ...
0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!


Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.


Войти