zet

Тайджиуд

Recommended Posts

и Борджигин

Share this post


Link to post
Share on other sites

перенесите сюда все что касается тайджитов и борджигинов отсюда http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/3309-%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BA%D0%B8-%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2-%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B8%D0%B7-%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B0-%D1%80%D0%BE%D0%B4-%D0%BA%D0%B8%D1%8F%D1%82-%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%BD/&page=7

пожалуйста

и из этих тем http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/306-%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B8%D1%81-%D1%85%D0%B0%D0%BD-%D0%B8-%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D1%8B-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%B8-%D0%B3%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0-%D1%813/

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/273-%D0%BD%D0%B8%D1%80%D1%83%D0%BD/&page=4

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4898-%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%88%D0%B0-%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%88%D0%B0/#comment-1986

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4549-%D0%BD%D1%8D%D0%B3%D2%AF%D1%81%D0%BD%D1%83%D0%BA%D1%83%D0%B7%D0%BD%D1%83%D0%BA%D1%83%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D1%81/&page=4#comment-141330

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Племя тайджиут

В некоторых списках летописей монголов рассказывают следующее: племя тайджиут произошло от второго сына Дутум-Мэнэна, по имени Начин, и разветвилось.

В «Золотом свитке» [Алтан-дафтар], который всегда хранился в сокровищнице ханов великими эмирами, прочитано, [будучи] ясно и определенно написано, что тайджиуты произошли от Чаракэ-лингума, сына Кайду-хана, и нигде не упоминается о происхождении [их] от Начина. Упоминается лишь, что он уберег от [племени] джалаир своего племянника по брату Кайду и [что] он вместе с ним вышел и обосновался на реке Ононе. Ввиду этого, повидимому, этот рассказ [из данного] текста более справедлив. Так как племена тайджиут были многочисленны, то возможно, что дети Начина смешались с ними и получили это имя; по всей вероятности, это так [и было], иначе где-нибудь упоминалось бы об его детях и роде.

Этот народ тайджиут разделился на многочисленные ветви и племена. Корень происхождения их таков: у Кайду-хана было три сына; имя старшего было Байсонкур, от которого [идет] ветвь предков Чингиз-хана; третьего [сына] звали Джаучин, от рода которого [произошли] два племени: артакан 938 и сиджиут 939; имя среднего сына было Чаракэ-лингум, от него произошли все племена тайджиут. Чаракэ-лингум – китайское имя [и] прозвание. Значение [слова] линкум – «старший эмир». Так как монголы [слова] «лингум» не знают, они произносят «линку» 940.

Чаракэ-лингум, в то время когда его брат Байсонкур скончался, взял [за себя] его жену, которая была матерью Тумбинэ 941-хана. От нее он имел двух сыновей: один – Гэнду-чинэ, а имя другого – Улукчин-чинэ. А от той жены, которую он сам сосватал, он имел сыновей: один, бывший заместителем отца и [человеком] известным, носил имя Суркакдуку-чинэ 942. Он жил совместно с Тумбинэ-ханом. Сын его, который стал [его] преемником, был Хамбакай 943-каан, бывший родственником Кабул-хана, а сын Хамбакай-каана, его преемник Тайши, был родственником 944 с Бартан-бахадуром. [181]

В то время старшие и младшие родичи все были друг с другом в согласии. Так как племя татар было в подчинении государю Хитая, то [татары] внезапно схватили Хамбакай-каана и отослали его к Алтан-хану, чтобы его умертвили, пригвоздив к «деревянному ослу». [Один] из сыновей Кабул-хана, Кутула-каан, в отместку за это выступил войною против Хитая и множество [хитаев] перебил. Впоследствии, до времени Есугэй-бахадура [включительно], эти племена тайджиутов, происшедшие от детей и двоюродных братьев [Чаракэ-лингума], имена коих неизвестны, за исключением некоторых, кои были государями и вождями народа, все были заодно, в союзе и друзьями с Есугэй-бахадуром. Во времена Чингиз-хана, по той причине, которая |А 39а| изложена в его истории, они положили начало спорам и распрям. Однако сыновья Гэнду-чинэ и Улукчин-чинэ взяли сторону Чингиз-хана. Те из сыновей и внуков Хамбакай-каана и Кадан-тайши, которые известны, были предводителями и главами того племени и оказали сопротивление Чингиз-хану, суть следующие: Туда 945 был сыном Кадан-тайши. У него |S 76| был сын, по имени Джочи-хан, но это не тот Джочи-хан, который был сыном Кутлукана 946 и [был] в союзе с Чингиз-ханом. Он был старшим братом Алтан-хана. Отец Судун-нойона из [племени] сулдус и Джэбэ из [племени] йисут имеют отношение к нему; рассказ о них приведен в их ветви. Они бежали от него и явились служить к Чингиз-хану. Джэбэ принадлежал Туда, имя [его] было Хиркутай, Чингиз-хан [же] назвал его Джэбэ по причине того, что когда тот пришел к нему, Чингиз-хан [его] спросил: «Кто убил моего беломордого коня, на котором ехал Джилаукан-бахадур?». Тот сказал: «Я». Чингиз-хан соизволил сказать: «Этот человек достоин оплакивания» 947, т.е. войны. По этой причине имя его стало Джэбэ.

Рассказывают, что во времена Есугэй-бахадура они однажды пошли на войну против тайджиутов, пригласив [с собою] племя конкотан; те прежде их вступили в бой [с тайджиутами], и племя тайджиут перебило огромное их количество. Внезапно подоспел Есугэй-бахадур и спас племя конкотан от племени тайджиут. Тайджиуты столько перебили [людей] из того племени, что нагрузили семьдесят повозок их костьми и привезли. Этот случай стал известной пословицей.

Адал-хан был из рода Хамбакай-каана, жил в эпоху Есугэй-бахадура и не вел с ним распрей и не противился ему. В конце эпохи [Есугэй-бахадура] и во времена Чингиз-хана был Таргудай948-Кирилтук 949, а значение [слова] кирилтук – «скупой» и «завистливый». Так как он обладал этими качествами, то и был назван этим именем. Он [182] положил начало смуте с Есугэй-бахадуром и враждовал и воевал с Чингиз-ханом.

Племена тайджиутов до конца эпохи Кадан-тайши всегда имели пользующегося авторитетом [своего] государя и вождя; все повиновались ему и все были заодно. По этой причине их старейшина Туда, бывший во времена Чингиз-хана, и их родичи и двоюродные братья: Таргудай-Кирилтук, Багачи и Курил-бахадур – пожелали посадить на царствование одного из братьев, [но] из-за споров и разногласий друг с другом они [этого] не сделали и [это] не осуществилось. Таргудай вступил в войну с Багачи; последний раз подчинился Чингиз-хану, а в другой раз ушел к племени тайджиут. В то время, когда у Чингиз-хана случились с ними [тайджиутами] распря и сражение, между ними, [старейшими тайджиутскими родичами], попрежнему царило разногласие. По этой причине он взял верх над ними, так как каждый из двоюродных братьев упорствовал и вследствие [этих] распрей ни один [из них] не был назначен на царство. И сколько ни увещевали их умудренные жизненным опытом старцы, вроде Кукдая из племени урнат, Матукана и Тимур-Юраки, – они не вняли [их речам].

В доме этого Кукдая жене Тогорила, сына Туды, по имени Харилун, дав добрые наставления, сказали: «У Хамбакай-хана было десять сыновей, их существованию радовались все друзья и говорили: «Царская |А 39б| власть останется 950 в их роду». В настоящее время из-за разногласий и распрей [между ними] царская власть уйдет из ваших рук!». Жена, придя домой, передала эти наставления своему мужу Тогорилу. Тот отправился к своему отцу, Туда, и пересказал [ему все это]. Эти слова на того произвели впечатление, и они [все] вторично собрались, чтобы договориться между собою; тем временем между Таргудаем и Багачием произошла стычка. Люди вмешались и спросили: «Что за причина [вашей] ссоры?» Багачи сказал: «Он забрал мое имущество, табуны и стада, а [равно] и старших, и младших родственников». А Таргудай сказал: «Багачи забрал у меня «тургун има», – иначе говоря, жен и детей. Я хочу показать ему свое мужество и силу!». Вследствие этой ссоры Багачи смирился. После того он раскаялся и вернулся [к себе]. Туда же, хотя и не сел на царство, однако, будучи сыном государя, пользовался авторитетом; он имел сыновей; старший из них Тогорил, которого Чингиз-хан называл Тогорил-Дуа. Послания, которые были между Чингиз-ханом и Он-ханом, выполнял он, ибо был приближенным к особе Он-хана. В конце концов, когда Чингиз-хан победил тайджиутов, он большинство [их] перебил, а оставшиеся в живых стали его рабами. И все!

Курил-бахадур. Он был из числа двоюродных братьев Таргудай-Кирилтука и [находился] с ним в согласии.

Анку-Хакучу также принадлежал к их двоюродным братьям. И только!

Таблица их ветви и названий входит в таблицу ветви Кайду-хана, оттого ее нужно прочитать, чтобы хорошо узнать и понять подробности их [родословной] ветви. Племена нирун и прочие, которые были в союзе с тайджиутами, следующие: часть племен урут 951, мангут, предводитель их Удут-Бурдут 952, часть племени джуръят, предводители [183] их: Улуг-бахадур, Тагай-Далу и Магуй 953-Ядакай 954. В разное время Джамукэ также объединялся с [ними] и снова отпадал. А [еще] племя инкирас, племя нуякин, племя куралас, племя баарин, племя катакин и племя салджиут.

Впоследствии другие племена присоединялись к ним и снова отпадали. Джулэ и Каджиан-беки были также из эмиров племени тайджиут; будучи друзьями и союзниками Джакамбу, брата Он-хана, они присоединились к нему. В то время, когда Он-хан противостал Чингиз-хану, они были с ним заодно. В каждом улусе это племя представлено большим количеством эмиров и семей. В этих областях сыновья Келтека 955-удачи: Серкис 956-Кубай, Самгар 957 и Мураган 958 – суть из этого племени.

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

47. Qaidu-in koun Baišiŋqor-Doqsin, Čaraqai-Liŋqu, Čaoĵin-Orteķai, ğurban bulee. Baišiŋqor-Doqsin-o koun Tunbinai-Sečen. Čaraqai-Liŋqu-in koun Seŋķun-Bilge, Anbaqai tan Taičiu oboq tan boluba. Čaraqai-Liŋquin beriķen eme-deče toreksen Besutai neretu bulee. Besut obuq tan tede boluba. Čaoĵin-Orteķai-in kout Oronar, Qoŋqotan, Arulat, Soenit, Qabturqas, ķeniķes oboq tan tede boluba.

 

 

Тайджиут, Тайчиут, Тайчиуд (совр. монг. тайчууд) — исторический монгольский род, обитавший в Забайкальском крае в XII веке.[1]

По сведениям Рашид ад-Дина, род Тайджиут относился к монголам-нирун («собственно монголам»), потомкам младших сыновей легендарной прародительницы Алан-гоа. Ссылаясь на Алтан дэбтэр, Рашид ад-Дин называет непосредственным основателем рода Чаракэ-лингума (в СС — Чарахай-Линху), второго сына Хайду из рода Борджигин. При этом персидский историк с сомнением относится к сведениям других монгольских источников, возводящих род Тайджиут к Начину, сына Дутум-Мэнэна (в СС — Менен-Тудун), деда Хайду; тем не менее, он допускает, что в силу многочисленности тайджиутов «дети Начина смешались с ними и получили это имя».

Этноним «тайджиут» — монгольское множественное число от тайджи = кит. тай-цзы — китайский титул, означающий «царевич», «наследник престола», «князь» [2] [3]. Китайскими титулами являются и прозвища Чарахая (лингун) и его сына (сёнгун). Предполагается, что Чарахай, живший в конце XI века, состоял на военной службе правительства киданьской империи Ляо и получил китайский княжеский титул, что повысило престиж его потомков.

Рашид ад-Дин, описывая взаимоотношения тайджиутов и борджигинов, потомков соответственно Чарахая и его старшего барта Байсонкура, замечает, что «старшие и младшие родичи все были друг с другом в согласии» и жили совместно. По-видимому, содружество двух родов стало основой союза «всех монголов» (qamuq mongqol), сложившегося к 1130-м годам. Примечательно, что лидерами в этом протогосударственном объединении становились поочерёдно представители родов Борджигин и Тайджиут: после первого правителя «всех монголов» борджигина Хабула, внука Байсонкура, хаганом стал тайджиут Амбагай, внук Чарахая.

В настоящее время род тайджиут (тайжиуд, тайчууд, тәәчуд) довольно распространён среди монгольских народов и встречается в составе халха-монголов, бурятов,ойратов (в том числе калмыков[4]) и среди монголов Внутренней Монголии в КНР.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тайджиуты среди баятов и дербетов Увс аймака.

 

Хүн зоны гарал үүслийн нийтлэгийн нэрүүд юм. Овог ба омог хоёр үг утга адил бөгөөд нэг эцэг , эхээс үүсч уламжлагдсан хүмүүсийн нэр ажээ. Баруун Монголчууд чорос, шарнууд, борогчууд омгийн хүн гэх мэтээр нэрлэдэг уламжлалтай. Гэтэл халхчууд голдуу овог гэдэг. Нэг омгийн хүмүүс есөн үедээ хоорондоо гэр бүл болдоггүй. Омгууд нийлж ястан болно. Ястнууд аймаг, аймаг улсыг бүрдүүлнэ. Увс түмний бичсэн “Дөрвөн ойрадын түүх”- 72 омог бий гэж дурьджээ. Судлаач Т.Бямбадорж Увсын ойрад ястнуудын дотор 80 гаруй омог байгааг, түүхч А.Очир “Монголын ойрадуудын товч түүх” номондоо 105 омог (овог) байгааг тус тус тогтоосон байна. 

Зүүнговь, Малчин, Хяргас, Тэс сумдын баядуудын дотор: бааран, баатар, борлууд, булгадар, бөөгүүд, бурууд, бүлчин, галзууд, долоонууд, загаачууд, зөөд, монголчууд,мэргэн, мэргэд, нурайхан, өөлд, савар, тайгууд, тайчууд, такаа, тонгорууд, торгууд, тугтан, урианхайд, харагчууд, харнууд, хасаг, хойд, хойн, хонцууд, хотгойд, хотонгууд, хошууд, хүрд, хийцлэг, цагаачууд, цамхад, чоноохон, чорос, шаазгайхан, шаварнууд, шангас, шараад, шаарнууд, гэх мэт омгууд голдуу байна. 

Бөхмөрөн, Давст, Наранбулаг, Өлгий, Сагиль, Түргэн, Ховд, зэрэг дөрвөд сумдад: барга, бархаан, баргад, боржгид, борлогууд, борууд, борогчууд, бөөгүүд, булгадар, бөхнүүд, бутангууд, булчин, галууд, гөлгөд, дурааль, зайран, замба, залхуус, зөөд, зутраг, зээд жимсээхэн, иххэ, лизад, монголчууд, мөнүүхэн, ойгор, орцос, өлчир, тайчууд, таргад, тах, тахь, такаа, тугтан, хайдаа, хараа, хасаг, хондого, хотон, хошууд, хөтөч, ухианхай, шаазгай, шавгууд, шавь нар, шалбууртан, шангас, шандивууд, шар хашга, цагаан, цоохор, чорос, чээчиг, эзэд, ямааныхан, гэх мэт 50 гаруй омог байна. 

Тариалан  сумын хотон ястнуудын  дотор: баяд, булчин, бурдаг, бүрд, дөрвөд, оготор, хаснууд, харгана, холидог, хочгэлд, шаавай, шалбааг, омог, голдуу, байна. Завхан сумын сартуулуудын дотор: алаг адуут, барга, борогчин, булган, дарви, дөрвөд, зөөд, урианхай, тугтан хожгор, хөтчин, цөөхөр, царайд, гэх мэт үндсэн овог байна. Зүүнхангай, Өндөрхангай, Цагаанхайрхан, Туруун зэрэг илжгэн халх ёумдад: баатад, бух, бууч, ганжин, гахайч, долоод, зургаадай, илжгэн, мамабага, товууч, тугтан, түмд, шаралж, шарайд, шарнууд, шовх зэрэг овгууд голдуу байгаа ажээ. - See more at: http://uvsnutag.mn/index.php?view=uvspedia&type=content&id=528#sthash.qdV7kQ4H.dpuf

Share this post


Link to post
Share on other sites

Статья Лифанова про соперничество ветвей тайчжиут и борджигин действительно объясняет действия Таргитай-Кирилтуха.

large.14502702_968180656624038_7594513801536249834_n.jpg

.

Share this post


Link to post
Share on other sites
20 hours ago, Rust said:

Статья Лифанова про соперничество ветвей тайчжиут и борджигин действительно объясняет действия Таргитай-Кирилтуха.

large.14502702_968180656624038_7594513801536249834_n.jpg

.

Бесуты и чиносцы не имеют отношения к Чарахай линху?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Нашел очень интересную статью про тюркское происхождение тайджиутов и борджигинов.

Т.Д. СКРЫННИКОВА (Россия, Санкт-Петербург). Тюркизмы социальной лексики Монгольской империи.

Следует заметить, что в именах первопредков Бортэ-Чино – Гоа-Марал первая часть передает наименование животного на родном языке, тогда как вторая – на языке брачного партнера: Бортэ – ‘волкʼ в тюркских языках, Гоа – ‘оленихаʼ в монгольском (тунгусо-маньчжурских) [Крадин, Скрынникова 2006: 187]. Соответственно, Бортэ-Чино означает ‘Волк-Волкʼ, а Гоа-Марал – ‘Олениха-Маралухаʼ, причем составная часть имени Гоа маркирует жен-монголок, как и в следующих именах: Борджигидай-Мэргэн – Монголджин-Гоа, Желтый пес – Алан-Гоа.
1. Этноним борджигин встречается в «Тайной истории монголов» (далее ТИМ) трижды: дважды в имени Борджигидай-Мэргэн [Rachewiltz 1972: 13], эпониме, который означает ‘Мэргэн – владыка (досл. ‘который владеетʼ) борджигиновʼ, и еще один раз – в связи с Бодончаром, который называется «владыкой родов, составляющих общность борджигин» (монг. Bodoncar borjigin oboqtan bolba [Ibid.: 20]). Но женой Борджигидай-Мэргэна была Монголджин-Гоа. Поскольку в качестве брачных партнеров выступают представители кланов борджигин и монгол, а браки в монгольской средневековой среде были экзогамными, то можно констатировать невозможность включения группы борджигин в состав монголов. Напротив, это две разные группы. Если сторона женщин маркируется именем монгол и сопутствующими ему этнонимами, то брачные партнеры-мужчины – рядом других этнонимов. Можно расширить семантический ряд известных пар: тайджиут – монгол = нукуз – кият = борджигин – монгол = борджигин – кият = мужское – женское = Бортэ-Чино – Гоа-Марал, т.е. архетип сохраняется во всех парах. 

При этом первый компонент пары принадлежал тюркоязычной общности: тайчи, бор (‘серыйʼ) – ‘волкʼ в тюркских языках.
Можно вспомнить также, что в десятом поколении мы обнаруживаем супружескую пару Хорилартай-Мэргэна и Баргуджин-Гоа, в которой мужской эпоним выступает как маркер тюркоязычной общности (хори), а женское имя указывает на монгольское происхождение (баргу), что позволяет говорить о двухчастности ядра общности, разросшейся впоследствии до
размеров Монгольской империи.
2. Достаточно известна связь монгольских терминов с тюркским социально-политическим лексиконом. Я бы хотела обратить внимание на этнопотестарную характеристику группы, пришедшей с Хорилартай мэргэном (tede bölök irgen ber kölbarqujin-tögüm-ün ejen barqudai-mergen-nü ökin barqujin-go’a neretei ökin-ni qori-tumad-un noyan qorilartai-mergen-ne ökdeksen aju’u) [Rachewiltz 1972: 14].

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
19 hours ago, Rust said:

Нашел очень интересную статью про тюркское происхождение тайджиутов и борджигинов.

Т.Д. СКРЫННИКОВА (Россия, Санкт-Петербург). Тюркизмы социальной лексики Монгольской империи.

Следует заметить, что в именах первопредков Бортэ-Чино – Гоа-Марал первая часть передает наименование животного на родном языке, тогда как вторая – на языке брачного партнера: Бортэ – ‘волкʼ в тюркских языках, Гоа – ‘оленихаʼ в монгольском (тунгусо-маньчжурских) [Крадин, Скрынникова 2006: 187]. Соответственно, Бортэ-Чино означает ‘Волк-Волкʼ, а Гоа-Марал – ‘Олениха-Маралухаʼ, причем составная часть имени Гоа маркирует жен-монголок, как и в следующих именах: Борджигидай-Мэргэн – Монголджин-Гоа, Желтый пес – Алан-Гоа.
1. Этноним борджигин встречается в «Тайной истории монголов» (далее ТИМ) трижды: дважды в имени Борджигидай-Мэргэн [Rachewiltz 1972: 13], эпониме, который означает ‘Мэргэн – владыка (досл. ‘который владеетʼ) борджигиновʼ, и еще один раз – в связи с Бодончаром, который называется «владыкой родов, составляющих общность борджигин» (монг. Bodoncar borjigin oboqtan bolba [Ibid.: 20]). Но женой Борджигидай-Мэргэна была Монголджин-Гоа. Поскольку в качестве брачных партнеров выступают представители кланов борджигин и монгол, а браки в монгольской средневековой среде были экзогамными, то можно констатировать невозможность включения группы борджигин в состав монголов. Напротив, это две разные группы. Если сторона женщин маркируется именем монгол и сопутствующими ему этнонимами, то брачные партнеры-мужчины – рядом других этнонимов. Можно расширить семантический ряд известных пар: тайджиут – монгол = нукуз – кият = борджигин – монгол = борджигин – кият = мужское – женское = Бортэ-Чино – Гоа-Марал, т.е. архетип сохраняется во всех парах. 

При этом первый компонент пары принадлежал тюркоязычной общности: тайчи, бор (‘серыйʼ) – ‘волкʼ в тюркских языках.
Можно вспомнить также, что в десятом поколении мы обнаруживаем супружескую пару Хорилартай-Мэргэна и Баргуджин-Гоа, в которой мужской эпоним выступает как маркер тюркоязычной общности (хори), а женское имя указывает на монгольское происхождение (баргу), что позволяет говорить о двухчастности ядра общности, разросшейся впоследствии до
размеров Монгольской империи.
2. Достаточно известна связь монгольских терминов с тюркским социально-политическим лексиконом. Я бы хотела обратить внимание на этнопотестарную характеристику группы, пришедшей с Хорилартай мэргэном (tede bölök irgen ber kölbarqujin-tögüm-ün ejen barqudai-mergen-nü ökin barqujin-go’a neretei ökin-ni qori-tumad-un noyan qorilartai-mergen-ne ökdeksen aju’u) [Rachewiltz 1972: 14].

Они ошибаются. Олениха на монгольском марал.

https://mongoltoli.mn/search.php?ug_id=56386&opt=1&word=МАРАЛ

Гоо -красавица.красивый.

https://mongoltoli.mn/search.php?opt=1&word=Гоо

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
14 часов назад, Peacemaker сказал:

Они ошибаются. Олениха на монгольском марал.

https://mongoltoli.mn/search.php?ug_id=56386&opt=1&word=МАРАЛ

Гоо - красавица.красивый.

https://mongoltoli.mn/search.php?opt=1&word=Гоо

 

 

коя-каас см. каас.

каас I нарядный, пышный; ср. коя.

Коя кыс- красивая нарядная красавица, коя хеп-модная одежда.

Гоа марал-коя марал-красивый марал

Share this post


Link to post
Share on other sites
18 часов назад, Peacemaker сказал:

Они ошибаются. Олениха на монгольском марал.

https://mongoltoli.mn/search.php?ug_id=56386&opt=1&word=МАРАЛ

Гоо -красавица.красивый.

https://mongoltoli.mn/search.php?opt=1&word=Гоо

Марал и в тюркских имеет то же значение. Причем в старых и современных языках.

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
13 часов назад, Markus сказал:

Блин, им еще за такое ЗП платят )))

А у кого Бор это волк ? Скорее ни у кого. ...

А в словарь заглянуть лень, прежде чем кидаться словами?

Без словарей скажу, что в тюркских бори, борю это волк, наряду с кашкыр/карышкыр.

Цитата

Proto-Turkic: *bȫrü
Altaic etymology: Altaic etymology 
Meaning: wolf
Russian meaning: волк
Old Turkic: böri (Orkh., Yen., OUygh.)
Karakhanid: böri (MK,KB)
Turkish: börü (dial.)
Tatar: büre
Middle Turkic: böri (Sangl., Abush.)
Uzbek: bọri
Uighur: böri
Sary-Yughur: böji, peri
Turkmen: bȫrü
Khakassian: pǖr
Shor: pörü (R)
Oyrat: börü
Halaj: bīeri
Chuvash: pirǝ
Yakut: börö
Dolgan: börö
Tuva: börü, dial. (Todzh.) börük
Tofalar: börü
Kirghiz: börü
Kazakh: böri
Noghai: böri
Bashkir: büre
Balkar: börü
Karaim: börü
Karakalpak: böri
Salar: püŕe (ССЯ)
Kumyk: börü
Comments: EDT 356, VEWT 84, TMN 2, 333, ЭСТЯ 2, 219-221, Лексика 160, Stachowski 63. The hypothesis of the word being borrowed from an East Iranian source runs into difficulties, basically because of the lack of early attested forms with -k (only in Tuva dialects and the hypothetical Bulgar source of Russ. бирюк (cf. Аникин 128-129)). See also Аб. 1, 263 (isn't the East Iranian form itself < Turkic?)

В монгольские, по Щербаку, похоже пришло из тюркских: 

Цитата

Proto-Mongolian: *ber-
Altaic etymology: Altaic etymology
Meaning: young of wolf
Russian meaning: волчонок
Written Mongolian: beltereg (L 98: belterge); berte činua, börtü (L 128)
Middle Mongolian: borte čino (SH)
Khalkha: beltreg
Buriat: belterge
Kalmuck: beltǝrǝg
Comments: KW 42. Mong. *beltereg is a regular metathesis < *berteleg. Mong. börtü (berte) činua is translated as 'multicolored wolf (name of the legendary ancestor of Chinggis Khan)' and börtü is glossed in L 128 as 'mottled, speckled, grey' - but in fact it is basically used with činua and is probably the original deriving stem of beltereg. -büri in MMong. ǯö'e-büri, WMong. čögebüri 'jackal' may be borrowed < Turk. (see Щербак 1997, 163).

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 часа назад, Эр-Суге сказал:

коя-каас см. каас.

каас I нарядный, пышный; ср. коя.

 

Коя кыс- красивая нарядная красавица, коя хеп-модная одежда.

Гоа марал-коя марал-красивый марал

Цитата
Proto-Altaic: *gŭjŕe
Meaning: to love, like
Russian meaning: любить
Turkic: *güŕel
minus-8.png 
Proto-Turkic: *güŕel
Altaic etymology: Altaic etymology
Meaning: beautiful
Russian meaning: красивый
Turkish: güzel
Middle Turkic: küzel (Pav. C.)
Uzbek: gụzal
Uighur: gözäl
Azerbaidzhan: gözäl
Turkmen: gözel
Kirghiz: közöl
Noghai: közel
Gagauz: gözäl
Karaim: guzaĺ (K)
Comments: ЭСТЯ 3, 63-64, VEWT 295.
Mongolian: *goju
minus-8.png 
Proto-Mongolian: *goju
Altaic etymology: Altaic etymology
Meaning: beautiful, good
Russian meaning: красивый, хороший
Written Mongolian: ɣoju, ɣoji (L 358)
Khalkha: gojo
Buriat: gojo
Ordos: GojoGlo- 'marcher d`un facon élégant et vive (femmes)'
Dagur: goji (Тод. Даг. 132)
Comments: Mong. > Evk. gojo etc., see Doerfer MT 102; MMong. goiqan > Chuv. xüxǝm (Róna-Tas 1971-1972).
Tungus-Manchu: *guǯej
minus-8.png 
Proto-Tungus-Manchu: *guǯej
Altaic etymology: Altaic etymology
Meaning: 1 beautiful 2 lovely 3 deserving pity 4 to love, like
Russian meaning: 1 красивый 2 милый 3 жалкий, жалко 4 любить
Evenki: guǯej 1
Even: guǯēj 2, 3
Negidal: guǯej 1
Ulcha: guǯukuli 1, guǯele 3
Orok: guǯile 3
Nanai: guǯiele 3
Oroch: guǯeje 3
Udighe: guǯihi 3
Solon: guǯēn- 4
Comments: ТМС 1, 167. TM > Dag. guǯeje (Тод. Даг. 133).
Korean: *kò'í-
minus-8.png 
Proto-Korean: *kò'í-
Altaic etymology: Altaic etymology
Meaning: to love, like
Russian meaning: любить
Modern Korean: kwē- (arch.)
Middle Korean: kò'í-
Comments: Liu 66, KED 188.
Japanese: *kuà-p-
minus-8.png 
Proto-Japanese: *kuà-p-
Altaic etymology: Altaic etymology
Meaning: 1 to love 2 love
Russian meaning: 1 любить 3любовь
Old Japanese: kwopu- 1, kwopi 2
Middle Japanese: kòfu- 1
Tokyo: kói 2
Kyoto: kóì 2
Kagoshima: koí 2
Comments: JLTT 711, 714.

 

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
On 10/4/2016 at 7:23 PM, Эр-Суге said:

коя-каас см. каас.

каас I нарядный, пышный; ср. коя.

 

Коя кыс- красивая нарядная красавица, коя хеп-модная одежда.

Гоа марал-коя марал-красивый марал

Слова гоо и гоё имеют почти одинаковый смысль ,но все-таки разные слова.

https://mongoltoli.mn/search.php?ug_id=24377&opt=1&word=ГОЁ

Share this post


Link to post
Share on other sites
6 часов назад, Markus сказал:

Интересно, выпали казахи, башкиры и татары, у них наверно по-другому...

У нас(казахов) также КАСКЫР и Боре это волк. волкодав будет боребасар что значит давящий волка. 

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
On 10/5/2016 at 4:14 PM, elimkaz said:

У нас(казахов) также КАСКЫР и Боре это волк. волкодав будет боребасар что значит давящий волка. 

Что означает басар на казахском языке?

Хасар или Асар -есть такие названия связанные с собакой в казахском?

Share this post


Link to post
Share on other sites

На kыргызсkом будет таk:

волкодав - бөрүбасар

Бөрү(волk) + басар (давящий)..

Share this post


Link to post
Share on other sites

2013.01.18 - Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан

old.shuukh.mn/eruuanhan/11274/view
  1.  
Translate this page
Тайчууд овогтой Галсангийн Жаргал, Цөгрөг овогтой Тэрбишийн Пүрэвдорж нарыг бүлэглэн машин механизм хэрэглэж, бусдын эд хөрөнгийг хулгайлах ...

Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан

shine.shuukh.mn/irgenanhan/25728/view
  1.  
Translate this page
Гэр бүлийн тухай хуулийн 14 дүгээр зүйлийн 14.1, 14.3-т заасныг баримтлан Халиун Билэг овогтой, Александрын Удвал, Тайчууд овогтой, ...

Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан

shuukh.mn/irgenanhan/44400/view - Translate this page
Нэхэмжлэгч Голомт банк нь хариуцагч Тайчууд овогтой Нацагсүрэнгийн Ганхөлөгөөс зээлийн гэрээний үүргийн биелэлтэд 5.222.810,26 төгрөг ...

2014.03.27 - Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан

shuukh.mn/irgenanhan/5430/view
  1.  
Translate this page
Иргэний хэрэг шүүхэд хянан шийдвэрлэх тухай хуулийн 133 дугаар зүйлийн 133.1.1, 135 дугаар зүйлийн 135.2.6-д зааснаар Тайчууд овогтой ...

"Түшиг аав"-ууд тодорлоо. - Нүүр - төв аймаг

www.ugtaal.to.gov.mn/index.php?option...id...
  1.  
Translate this page
Mar 27, 2012 - Бүгүү овогтой Жамъяншаравын ажил амьдралын түүх намтар ... Тайчууд овогийн Баатар овогтой Сономбалжирын товч намтар:.

Ёндондашийн Энхжаргалын нэхэмжлэлтэй Банк, хадгаламж ...

sukhbaatar.court.gov.mn/index.php?option...
  1.  
Translate this page

Jun 24, 2011 - Хариуцагч: Нийслэлийн Баянгол дүүргийн 12-р хороо, 26-33 тоотод оршин суудаг, ЧМ47032111 регистрийн дугаартай, Тайчууд овогтой ...

 

Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан

www.shuukh.mn/eruuanhan/8332/viewTranslate this page

... яллах дүгнэлт үйлдэж ирүүлсэн Тайжууд овогтой Пүрэвжавын Гантулгад ... мэдрэл бүрэн РД:ИА74010311,Тайжууд овогтой Пүрэвжавын Гантулга.

Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан

www.shuukh.mn/irgenanhan/10154/viewTranslate this page

Шийдвэрийн товч. 1. Гэр бүлийн тухай хуулийн 14-р зүйлийн 14.1-д зааснаар Тайжууд овогтойУ,Л, Үр мөнх овогтой Г,А нарын гэрлэлтийг цуцалсугай. 2.

Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан

new.shuukh.mn/irgenanhan/46215/viewTranslate this page

... 135 дугаар зүйлийн 135.2.6-д зааснаар нэхэмжлэгч Тайжууд овогтой Лхайсүрэнгийн Батхүүгийн 1981 оны 7 дугаар сараас 1989 оны 12 дугаар сарыг ...

 

Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан

shine.shuukh.mn/irgenanhan/24253/view
  1.  
Translate this page
Хариуцагч: Тайжиуд овогт Батбуянгийн Нямбаяр /РД:КЮ85110300, ... нь өмнө цуцлан зээлдэгч Батбуян овогтой Нямбаяраас үндсэн зээлийн үлдэгдэл ...

Share this post


Link to post
Share on other sites

choijilsuren.jpg

Б.Чойжилсүрэн.баятский тайджиут,член монгольского Парлемента.

Share this post


Link to post
Share on other sites
On 1/19/2018 at 4:50 PM, Peacemaker said:

choijilsuren.jpg

Б.Чойжилсүрэн.баятский тайджиут,член монгольского Парлемента.

Я думал,что  он дөрвөд.

Share this post


Link to post
Share on other sites
18 часов назад Steppe Man написал:

Я думал,что  он дөрвөд.

Тайчиуды есть среди наших дербетов, торгудов и бузавов:)

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 19.01.2018 в 11:50 Peacemaker написал:

choijilsuren.jpg

Б.Чойжилсүрэн.баятский тайджиут,член монгольского Парлемента.

Сурэн это тоже имя что у нас Церен ?

Share this post


Link to post
Share on other sites
35 minutes ago, mechenosec said:

Сурэн это тоже имя что у нас Церен ?

Сүрэн и Цэрэн разные имена.

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 часа назад Peacemaker написал:

Сүрэн и Цэрэн разные имена.

Понял ,вот Цеденбал вполне себе калмыцкое имя, у нас даже слух был что он из наших, из дербетов.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now