Перейти к содержанию
АксКерБорж

Жизнь и быт казахов северо-восточного Казахстана по фотографиям 19 в. - нач. 20 в.

Рекомендуемые сообщения

1 час назад, Rust сказал:

Очень часто я езжу через Павлодар на юг в Кыргызстан. По моему восприятию до самого Павлодара идут лесостепи. А вот когда выезжаешь из него, пересекая Иртыш - начинаются настоящие степи. Езжу я по трассе из Карасука.

 

Я хорошо знаю вашу дорогу по территории нашей области (выделил ее на карте красной чертой).

Если вы следуете из Томска, то вы из Карасука Новосибирской области заезжаете в наш Успенский район. Карасукский район да, это тоже березовые околки, о которых я писал выше, это лесостепи.

Но сам Успенский район и подъезды к Павлодару это обычная степь с небольшими лесочками и лесополосами (не березы, а тополя и карагач) вдоль дорог.

Если на верхней карте я окрасил только казахские районы и Россию не затрагивал, то теперь продолжил естественную зону березовых околков и на Карасукский район:

pavlodarskaya-oblast351ea11bc49c787b.jpg

 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

44 минуты назад, Steppe Man сказал:

 

Ув. Steppe Man - Peacemaker, если вы приедете в Ерейментауские холмистые степи на границе Павлодарской и Акмолинской областей примерно в мае - августе и поохотитесь на наших жирных и крупных сурков, то вы объедитесь ими делая из них боодог, их там много. Но нужна хорошая мелкашка, традиционная монгольская приманка в виде плясок с ячьим белым хвостом мне кажется не поможет. 

Природа тоже красивая. Вдоль дорого закусочные (юрты) с кумысом, куурдаком, бешбармаком. ;)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
1 час назад, АксКерБорж сказал:

Я хорошо знаю вашу дорогу по территории нашей области (выделил ее на карте красной чертой).

Если вы следуете из Томска, то вы из Карасука Новосибирской области заезжаете в наш Успенский район. Карасукский район да, это тоже березовые околки, о которых я писал выше, это лесостепи.

Но сам Успенский район и подъезды к Павлодару это обычная степь с небольшими лесочками и лесополосами (не березы, а тополя и карагач) вдоль дорог.

Если на верхней карте я окрасил только казахские районы и Россию не затрагивал, то теперь продолжил естественную зону березовых околков и на Карасукский район:

Мое личное мнение - лесостепи идут до Иртыша, потом начинается обычная степь. До собственно города Павлодара из Карасука постоянные перелески.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Rust сказал:

Очень часто я езжу через Павлодар на юг в Кыргызстан. По моему восприятию до самого Павлодара идут лесостепи. А вот когда выезжаешь из него, пересекая Иртыш - начинаются настоящие степи. Езжу я по трассе из Карасука.

помню один коллега "хвалился" мол как пересекаешь границу начинается Сибирь - Новосибирская область, леса, сосинки, чуть ли не тайга :D за что леса и елки так любить?! я один раз ездил в Новосиб. имхо даже после пересечения границы с РФ лесостепь не сильно преобладает: везде степи с незначительными колками. причем на территории Новосибирской области после пересечение границы еще долго идут эти степи, где многие вспаханы под пшеницу (как и в Павлодарской области). многочисленные ровные ряды деревьев на границах полей похожи на искусственно посаженные. по картам вот такая картина:

99a123273a41f79eb856bbec8f48f985.jpg

slide_8.jpgmapa-32-33.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Для меня чистая степь это полное отсутствие деревьев, например как в окрестностях Караганды или на Балхаше. До Павлодара деревья не редкость, целые рощицы, после Иртыша деревьев уже нет. При этом, дорога от Новосибирска до Карасука ничем не отличается от дороги Новосибирск - Кемерово.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 часов назад, АксКерБорж сказал:

Я хорошо знаю вашу дорогу по территории нашей области (выделил ее на карте красной чертой).

Если вы следуете из Томска, то вы из Карасука Новосибирской области заезжаете в наш Успенский район. Карасукский район да, это тоже березовые околки, о которых я писал выше, это лесостепи.

Но сам Успенский район и подъезды к Павлодару это обычная степь с небольшими лесочками и лесополосами (не березы, а тополя и карагач) вдоль дорог.

Если на верхней карте я окрасил только казахские районы и Россию не затрагивал, то теперь продолжил естественную зону березовых околков и на Карасукский район:

 

Как пишут знатоки вопроса, в Павлодарской области примерно 6 географических зон:

 

1) Самый северный уголок области  - это лесостепи с березовыми околками и черноземом, по научному - южная часть Барабинской степи, Барабинской низменности.

2) Правобережье Иртыша и восточная часть области - это степи с перелесками, по научному- западная часть Кулундинской степи, Кулундинской равнины.

3) Самая юго-западная часть области - это реликтовый ленточный сосновый бор (Чалдай), тянущийся из Восточно-Казахстанской области и Семипалатинска.

4) Левобережье - степи.

5) Самая юго-западная часть - гористая местность из невысоких гранитных скал (Баянаул, Акбеттау и др.), с окружающими их равнинами.

6) Пойма Иртыша с лесами (тугаями) и лугами заливными, притоками, заводям, прудами.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С.М. Дудин. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

1899 год.

Веретено (каз. яз. ұршық):

SEVERO-VOSTOK---DUDIN---VERETENO---1899-

SEVERO-VOSTOK---DUDIN---VERETENO---1899-

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С.М. Дудин. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

1899 год.

Щипчики (каз. яз. шімшіүір):

SEVERO-VOSTOK---DUDIN---SIPCIKI---1899.j

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С.М. Дудин. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

1899 год.

Нижняя часть шеста бакана (каз. яз. адал бақан, юрточная вешалка):

SEVERO-VOSTOK---DUDIN---NIZNYY-CAST-SEST

Верхняя часть шеста бакана:

SEVERO-VOSTOK---DUDIN---VERKNYY-CAST-SES

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 hours ago, АксКерБорж said:

С.М. Дудин. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

1899 год.

Щипчики (каз. яз. шімшіүір):

SEVERO-VOSTOK---DUDIN---SIPCIKI---1899.j

 

чимхүүр,чимхлүүр,чимлүүр.

зажимать -чимхэх.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

45 минут назад, Steppe Man сказал:

чимхүүр,чимхлүүр,чимлүүр.

зажимать -чимхэх.

 

Казахский язык (юго-западный говор):

Шымшыур - щипцы.

Шымшу - щипать.

 

Казахский язык (северо-восточный говор):

Шімшүір - щипцы.

Шімшү - щипать.

 

Халха-монгольский язык:

Чимхүүр - щипцы.

Чимхэх - щипать.

 

;)

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, АксКерБорж сказал:

С.М. Дудин. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

1899 год.

Веретено (каз. яз. ұршық):

SEVERO-VOSTOK---DUDIN---VERETENO---1899-

SEVERO-VOSTOK---DUDIN---VERETENO---1899-

 

у бабушки типа такого была, только камень с округлыми ребрами

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

25.03.2019 в 15:58, АксКерБорж сказал:

Попытался сделать небольшую подборку известных в истории личностей северо-восточного региона 

(Павлодарской области и приграничных с ней районов Омской, Акмолинской, Карагандинской и Семипалатинской областей, в частности, Ерейментау, Каркаралы, Бескарагай и др.).

 

Сам удивился, каким богатым оказался наш край на ярких и талантливых людей, это же настоящая звездная плеяда казахской интеллигенции!

Итак. 

  

 

Бухар жырау Калкаманулы (втор. пол. 17 века) - из аргынского рода суюндук - каржас, бий, акын, жырау.

 

Едыге би (втор. пол. 17 века) - из аргынского рода суюндук.

 

Малайсары батыр, тархан (втор. поло. 17 - перв. пол. 18 века) - из аргынского рода басентиин.

 

Байдаулет батыр (втор. поло. 17 - перв. пол. 18 века) - из аргынского рода басентиин - борі, соратник Малайсары тархана.

 

Олжабай батыр (перв. пол. 18 века) - из аргынского рода басентиин.

 

Баян батыр (перв. пол. 18 века) - из рода шога племени уак.

 

Жасыбай батыр (перв. пол. 18 века) - из аргынского рода басентиин.

 

Шон би Едыгеулы, Едигин (1754 - 1836) - бий Тортуульской волости.

 

Шорман би (втор. пол. 18 века) - из аргынского рода суюндук - каржас, бий.

 

Казангап би Сатыбалдыулы, Сатыбалдин (1771 - 1856) - внук Байдаулет батыра, из аргынского рода басентиин - борі, бий, ага-султан Баянаульского внешнего округа, акын.

 

Султаны (чингизиды) правобережья Иртыша, Маралдинской волости (кон. 18 - перв. пол. 19 века), которых аргынский род басентиин привел для управления над собой "Төре қыламын" -

Султанбет торе (двоюродный племянник Аблай-хана), его сыновья Орыс торе, Шаншар торе, Пшен торе, Арык торе, Бокей торе и Татен торе, Бура и Булен Шаншаровы, Таркшы Пшенов, Ханкожа и Бопа Татеневы, Арынгазы Ханкожин (потомки Шаншар торе управляли в Бескарагайской волости).

 

Иса Бердалин, внук Казангапа (1838 - 1899) - волостной управитель Караоткельской и Алтыбаевской волостей, крупный скотопромышленник, меценат.

  

Григорий Николаевич Потанин (1835 - 1920) - востоковед, этнограф, географ.

 

Муса Шорманов (1819 - 1884) - из аргынского рода суюндук - каржас, бий, ага-султан Баянаульского внешнего округа, этнограф.

 

Жаяу Муса (Байжанов) (1835 - 1929) - из аргынского рода суюндук -айдабол, акын-композитор-певец.

 

Дмитрий Поликарпович Багаев (1854 - 1958) - фотограф, краевед.

 

Машхур Жусуп Копеев (1858 - 1931) - из аргынского рода суюндук - кулюк, собиратель устного народного творчества.

 

Иманжусуп Кутпанулы (1863 - 1929) - из рода торы племени кыпчак, акын-композитор-певец.

 

Алихан Бокейханов (1866 - 1937) – чингизид, торе, «Алаш-Ордынец», этнограф.

 

Кабыш Бердалин, по рождению Габдулжапар  (1868 - 1935) - правнук Казангапа, из аргынского рода басентиин - борі, управитель Алтыбаевской и караобинской волостей, бий, акын-композитор-певец, председатель Павлодарского уездного Комитета "Алаш-Орды".

 

Кажымукан Мунайтпасов (1871 - 1948) - всемирно известный борец и силач.

 

Естай Беркимбаев (1874 - 1946) - из аргынского рода канжыгалы, акын-композитор-певец.

 

Ахметолла Барлыбаев (1880 - 1937) - педагог, судья, прокурор, член Павлодарского уездного Комитета "Алаш-Орды".

 

Абикей Зеинович Сатпаев (1881 - 1938) - из аргынского рода суюндук - каржас, педагог, член Павлодарского уездного Комитета "Алаш-Орды", двоюродный брат Каныша Сатпаева.

 

Жусупбек Аймаутов (1889 - 1931) - из аргынского рода суюндук, член Павлодарского уездного Комитета "Алаш-Орды", писатель, драматург.

 

Майра Уалиевна Шамсутдинова, акын Майра (1890 - 1927) - акын-композитор-певец.

 

Жумат Шанин (1892 - 1938) - из аргынского рода суюндук - каржас, драматург, режисер, первый народный артист.

 

Султанмахмут Торайгыров (1893 - 1920) - из аргынского рода суюндук - айдабол, член Павлодарского уездного Комитета "Алаш-Орды", поэт, просветитель.

 

Сабит Донентаев (1894 - 1933) - из аргынского рода басентиин, член Павлодарского уездного Комитета "Алаш-Орды", писатель - сатирик.

 

Кошке (Кошмухаммед) Кеменгеров (1896 - 1937) - из аргынского рода суюндук - каржас, драматург, писатель, автор казахского словаря, член Павлодарского уездного Комитета "Алаш-Орды".

 

Мукыш Боштаев (1897 - 1921) - юрист, журналист, член Павлодарского уездного Комитета "Алаш-Орды".

 

Каныш Имантаевич Сатпаев (1899 - 1964) - из аргынского рода суюндук - каржас, член Павлодарского уездного Комитета "Алаш-Орды", геолог, академик.

 

Иса Байзаков (1900 - 1946) - из аргынского рода алтайц карпык - куандык, акын-композитор-певец.

 

Абикен Бектуров (1901 - 1985) - из аргынского рода суюндук - айдабол, ученый химик, академик. 

 

Алькей Хаканович Маргулан (1904 - 1985) - из аргынского рода суюндук - айдабол, ученый археолог, историк, академик. 

 

Дихан Абилев (1907 - 2003) - из рода ....(?), акын, писатель, поэт. 

 

Шапык Шокин (Шафик Чокин) (1912 - 2003) - из аргынского рода суюндук - каржас, учёный энергетик, академик.

 

Халижан Бекхожин (1913 - 1990) - из аргынского рода суюндук - айдабол, драматург, основоположник казахской журналистики.

 

Шакен Айманов (1914 - 1970) - из аргынского рода суюндук - айдабол, актер, режисер театра и кино.

 

Ермухан Бекмаханов (1915 - 1966) - чингизид "торе" (?), ученый историк, доктор исторических наук, член-корреспондент Академии наук.

 

Кемаль Акишев (1924 - 2003) - из аргынского рода суюндук - каржас, потомк Мусы Шорманова, ученый археологү

 

Халел Аргынбаев (1924 - 1998) - из аргынского рода суюндук - кулюк, этнограф, археолог.

 

Калмукан Исабаев (1925 - 2015) - из аргынского рода суюндук - каржас, писатель.

 

Жабайхан Абдильдин (1933) - из аргынского рода (?), философ, академик.

 

и многие, многие другие.

 

Ау, өз жұртыңнан біреу барма? Жоқ қалың арғынға кірме боп кеткенсің бе? Свои есть нет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад, Momyn сказал:

Ау, өз жұртыңнан біреу барма? Жоқ қалың арғынға кірме боп кеткенсің бе? 

 

Арғыны мне близкие родичи, дважды нағашы - моя мама Бәсеңтиін Бөрі и мама моего отца Қанжығалы.

Никто никуда "кірме" не был, просто в нашей области арғынские поколения как минимум с начала 18 века составляют порядка 80 - 85% казахского населения области. Остальные 15% делят по степени убывания в численности - Уакские роды поколений Абырай, Әжібек, Жансары; Кыпшакские роды поколения Бұлтың; Керейские роды поколения Күрсары и незначительное число Найманов. 

 

16 часов назад, Momyn сказал:

Свои есть нет?

 

Наверно есть, надо копаться и уточнять. Я сделал подборку на скорую руку.

Но по причине, указанной выше, естественно, их будет пропорционально меньше. 

 

16 часов назад, кылышбай сказал:

у бабушки типа такого была, только камень с округлыми ребрами

 

У нас диск обычно всегда деревянный.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С.М. Дудин. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

1899 год.

Ложка (каз. яз. Қасық):

SEVERO-VOSTOK---DUDIN---LOZKA---1899.jpg

Ковш для кумыса (каз. яз. Қымыз ожау; на юге его если не ошибаюсь называют Бүйрек ожау или Шөміш):

SEVERO-VOSTOK---DUDIN---KOVS-DLY-KUMYSA-

SEVERO-VOSTOK---DUDIN---KOVS-DLY-KUMYSA-

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

П.П. Каменский. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Начало 20 века.

Фарфор.

Казах:

20.jpg

 

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С.М. Дудин. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

1899 год.

Ножка сундука: 

SEVERO-VOSTOK---DUDIN---SUNDUK---NOZKA--

Сундук, лицевая сторона (каз. яз. Әбдірә; в других регионах - Сандық, Кебеже):

SEVERO-VOSTOK---DUDIN---SUNDUK---LITEVAY

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С.М. Дудин. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

1899 год.

Казахская традиционная мужская шапка с назатыльником (каз. яз: тымақ, малақай).

Кажется из овчины. Шапке более 120 лет.  

SEVERO-VOSTOK---DUDIN---SAPKA-MUZSKAY--- SEVERO-VOSTOK---DUDIN---SAPKA-MUZSKAY---

SEVERO-VOSTOK---DUDIN---SAPKA-MUZSKAY--- SEVERO-VOSTOK---DUDIN---SAPKA-MUZSKAY---

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Среди экспонатов музея нашел еще один пояс.

 

С.М. Дудин. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

1899 год.

Казахский традиционный мужской кожаный ремень (каз. яз: Кісе):

SEVERO-VOSTOK---DUDIN---POYS-MUZSKOI---1

SEVERO-VOSTOK---DUDIN---POYS-MUZSKOI---1

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, АксКерБорж сказал:

 

Среди экспонатов музея нашел еще один пояс.

 

 

И не простой, а золотой! ;)

Вся его ценность в надписи на бляхе:

SEVERO-VOSTOK---DUDIN---POYS-MUZSKOI---1

Если нужен более крупный план и хорошее разрешение, то пожалуйста:

SEVERO-VOSTOK---DUDIN---POYS-MUZSKOI---1

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не знаю кому как, но мне кажется это древнетюркский рунический текст.

А если это так, то пояс, вернее как минимум металлическая бляха (кажется серебро), очень древняя?!

 

Моя попытка узнавания букв -_- (справа налево как обычно в рунике):

1) Ö или Ü

2) J

3) ?

4) R

 

Кто силён в рунике? Кто поможет прочесть слово?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад, Rust сказал:

Если это руника - то сенсация.

 

У меня промелькнула мысль, что это даже не сама бляха древняя. 

Сам ремень уж точно свежий.

Мне кажется, что мастер серебрянщик 19 века впаял в центр бляхи ...... старинный перстень, вернее его верхнюю часть с надписью.

Судя по примерным размерам, это мог быть женский перстень.

Видно, что эта деталь расположена не точно в центре бляхи, не ровно.

Но об этом можно будет судить, если глянуть на внутреннюю сторону бляхи.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, АксКерБорж сказал:

У меня промелькнула мысль, что это даже не сама бляха древняя. 

Сам ремень уж точно свежий.

Мне кажется, что мастер серебрянщик 19 века впаял в центр бляхи ...... старинный перстень, вернее его верхнюю часть с надписью.

Судя по примерным размерам, это мог быть женский перстень.

Видно, что эта деталь расположена не точно в центре бляхи, не ровно.

Но об этом можно будет судить, если глянуть на внутреннюю сторону бляхи.

 

SEVERO-VOSTOK-DUDIN-POYS-MUZSKOI-1899-2-

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...