Перейти к содержанию
BAWIR$AQ

Казахи-3

Рекомендуемые сообщения

logonational20geographifr0.gif

National Geographic о казахах - статья 1954 года

Тут можно скачать уникальную статью крупнейшего научно-популярного журнала National Geographic. Эта более чем полувековая статья повествует о казахах, которые воевали против китайских гоминьдановцев и коммунистов. После уничтожения Восточно-Туркестанской Республики и поражения восстания Оспан батыра, многие свободолюбивые казахи были вынуждены покинуть Китай. Было несколько групп казахских беженцев, которые прорывались через китайские отряды в Тибет и дальше в Индию, Пакистан и, наконец, в Турцию. Автор статьи застал крупный казахский лагерь беженцев в Кашмире. Виды кашмирских хребтов Пир Панжал удивительно напоминают тянь-шаньские горы. Об этих наших соотечественниках, чья судьба стала так отличной от нашей, и пойдет речь в статье.

Скачать статью: http://www.filefactory.com/file/3cb92d (71.5 MB)

Некоторые из многочисленных фоток:

Казахи выезжают на охоту:

n68110619_32248891_4669.jpg

Казахский предводитель Калибек, один из начальников отряда беженцев:

n68110619_32248888_3785.jpg

Казахские борцы:

n68110619_32248889_4075.jpg

Казахские старейшины:

n68110619_32248890_4332.jpg

Спасибо Жансеиту за сканирование этого уникального выпуска!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый, не подскажешь, кто такой Жансеит, скинировавший снимки и откуда эти снимки?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый, не подскажешь, кто такой Жансеит, скинировавший снимки и откуда эти снимки?

Это не важно кто он. Снимки из National Geographic.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Эльтебер

Спасибо Баурсак за интересную статью.

Несколько страниц с вертикально выложенными фотографиями обьединил. Файл конвертировал в PDF формат и закинул на кыргыз.ру.

Скачать можно тут:

http://www.kyrgyz.ru/images/elfiles/kazakhs_in_ng1954.pdf (4.1 Мбт)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Rahmat, Elteber! :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Роскошная статья! Коп рахмет:)

Вопрос по музыкальным инструментам на снимках, насколько я понимаю, это домбыра в трех- и двухструнном варианте?

Интересно, что форма ее заметно отличается от современной казахской домбыры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

n68110619_32248888_3785.jpg

Казахский предводитель Калибек, один из начальников отряда беженцев:

Qali Beg, kazakh leader from around Lake Barkol, was ally of Osman Bator. He had not decided not to stay for independance conference Osman had called. Instead, he made his way across the Tarim basin during the cool of the winter to Timurlik. He planed to band together with kazakhs at Timurlik, or if that failed, to retreat through Tibet to India. ................................................................................

................................................................................

.

...............................................Qali Beg rode a fine white stallion and was dressed in an astounding full-length coat of snow leapord fur............................His high cheekbones and slanted eyes showed the Mongol blood in his ancestral past. ................................................................................

.........................................................

CIA Agent Douglas Mackiernan was trying organize nomads in Xinjiang against communist chinese army. But Kazak raiders from Timurlik swept into nomadic Mongol and Tibetan peaceful camps, killing the owners and galloped out again and again with hundreds of head of livestock. There was triumphant return for kazakhs from raids. But young kazakh men after all, undermined any unity among nomads in the face of the Chinese invasion.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

His high cheekbones and slanted eyes showed the Mongol blood in his ancestral past.

Author is simply ignorant that the high cheekbones and slanted eyes were also the features of the ancient Turks.

turkicimagesup8.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Великолепный конь и всадник. Богатая сбруя. Справные надраенные сапоги. Горделивая осанка.

И ... великолепная шуба!!! Сколько такая может стоить сейчас? Условно, конечно, без сроков УК.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поскольку все ссылки нерабочие, а статья очень интересная - перезалил ее. Скачать можно здесь

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Китайские казахи в основном: албанцы, кереи и найманы. А вы незнаете есть ли дулаты?

я же ранее давал ссылку :blink:

http://www.continent.kz/library/KN-7/7syr_index.html

Все проживающие на территории КНР казахи в родовом отношении принадлежат к племенам двух казахских жузов: Улы - и Орта-жузу. Из числа многочисленных племен этих жузов на территории КНР осели: суван, албан, дулат (Улы-жуз): аргын, керей, найман, уак (Орта-жуз). Наиболее многочисленными из них являлись племенные союзы керей и найман. Первый в большей своей части кочевали в Алтайском, Тарбагатайском и Урумчинском округах, вторые - в Илийском округе и частью в поясе Урумчи-Чугучак, Албаны имели свои кочевья в долинах рек Кунгес, Текес, Каш в Илийском округе, соседствуя с найманским родом кызай. Причем не все племена вышеуказанных племенных союзов имели свои кочевья на территории КНР. Согласно данным, опубликованным в работе Фань Пу, из племенного союза керей на ее территории проживали двенадцать казахских родов, принадлежащих племени абак (см. рис.1), а из числан найманских родов - рода булатчи, мамбет, туртуыл, кара-керей и кызай, крупнейшим из которых был род кызай, насчитывающий в своем составе 12 подродов (см. рис.2).

Следует отметить, что точка зрения китайских авторов, относящих род мамбет к числу найманских, не совпадает с точкой зрений по этому вопросу русских и советских исследователей, относящих его к племенному союзу байджигит, хотя и близкому найманскому, но представляющему отдельную от него племенную группу (3, с.84-86; (6 с.67). Что касается родов тортуыл и кара-керей, то здесь расходятся точки зрения и отечественных исследователей. По мнению Н.А.Аристова, "...кара-керей есть только общее название для некоторой группы родов, в которой преобладали найманские, не утратив своих имен и особенностей; байджигиты - особое племя, а тортуыл скорее принадлежит племени аргын, чем найманскому" (3,с.86). В.В.Востров и М.С.Муканов относят рода кара-керей и тортуыл к числу найманских (9, с.67). Подобное несоответствие объясняется, на наш взгляд, несколькими обстоятельствами.

Во-первых, отсутствием четкости племенного деления и смешением части родов и племен в рамках одной племенной группы - Среднего жуза. Во-вторых, разновременностью проведения полевых исследований, на которые опираются авторы в своих выводах. В-третьих, это касается исключительно проживающих на территории КНР казахов - тем обстоятельством что только часть родов того или иного племени кочевали в этих районах и вполне допустимо, что они по своему составу были чисто найманскими.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поскольку все ссылки нерабочие, а статья очень интересная - перезалил ее. Скачать можно здесь

Хак-Назар, рахмет за статью :kz1: :kz1: :kz1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как этноним термин КАСАХ/ КАЗАК и (КАРА)ПАПАК из сохраненных документов фиксируется у византийского императора Константина Багрянородного (первая половина X в), а конкретно в 42-й главе его «Об управлении империей»:

42. Землеописание от Фессалоники[1] до реки Дунай и крепости Белеград[2], до Туркии[3] и Пачинакии[4], до хазарской крепости Саркел[5], до Росии[6] и до Некропил[7] находящихся на море Понт, близ реки Днепр, до Херсона[8] вместе с Боспором[9], в которых находятся крепости Климатов[10]; затем - до озера Меотида[11], называемого из-за его величины также морем, вплоть до крепости по имени Таматарха[12], а к сему - и до Зихии[13], Папагии[14], Касахии[15], Алании[16] и Авасгии[17] - вплоть до крепости Сотириуполь[18]

…За Таматархой, в 18 или 20 милях, есть река по названию Укрух[56], разделяющая Зихию и Таматарху, а от Укруха до реки Никопсис[57], на которой находится крепость, одноименная реке, простирается страна Зихия. Ее протяженность 300 миль. Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии- страна по названию Касахия, выше Касахии находятся Кавказские горы[58], а выше этих гор - страна Алания. Вдоль побережья Зихии [в море] имеются островки, один крупный островок и три [малых], ближе их к берегу есть и другие, используемые зихами под пастбища и застроенные ими, - это Турганирх, Царваганин и другой островок[59]. В бухте Спатала находится еще один островок, а в Птелеях - другой[60], на котором во время набегов аланов зихи находят убежище. Побережье от пределов Зихии, то есть от реки Никопсиса, составляет страну Авасгию - вплоть до крепости Сотириуполя. Она простирается на 300 миль.

Приведу еще комментарии к этому месту советского издания работы Константина Багрянородного:

14. Папагия, расположенная, как сказано в гл. 42, "выше" Зихии, в других источниках не упоминается. Очевидно, речь идет об одной из групп адыгов, обитавшей к северо-востоку от Зихии.

15. Видимо, объединение еще одной, самой восточной группы адыгских племен. Касаки (нашаки) (в русской летописи - касоги) известны и по арабским памятникам Х в. (Минорский В.Ф. История Ширвана. С. 206-207), но там это название имеет собирательное значение для всех адыгов. Следовательно, общий для всех адыгских племен этноним от их восточных соседей - алан - был воспринят другими народами.

Комментарии я привел, чтобы отметить явную ошибку в локализации географической Казахии и Папагии, а также идентификации этнонима. Сложно сказать по каким соображениям советские комментаторы передвинули Казахию и Папагию севернее Кавказского хребта когда Багрянородный четко констатирует, что «выше страны Папагии- страна по названию Касахия, выше Касахии находятся Кавказские горы». То есть главный Кавказский хребет в этом случае остается севернее. Вследствие «ошибочной локализации» произошло ошибочное идентификация этнонимов Касах и Папаг с адыгами, при этом обратите внимание на комментарии, где употребляется эти знаменитые фразы «очевидно», «видимо». Вызывает удивление еще потому, что в официальных царских документах по переписи на Кавказе Карапапахи фиксируются именно на территории совр. Грузии, Армении, Азербайджана и Восточной Турции. Речь идет об субэтнической части азербайджанцев, которых не редко называют такими парными именами как казаки-карапахи (вар. казах, газах, гарапапаг, гарапапах), борчалы-казахи, или более обобщенно (в основном последнее время) борчалинцы, а в Турции часто карапапаки, или терекеминцы. Исторический ареал проживания, казак-карапахов на востоке начиналась от Гянджа-Карабага и тянулась до Карского вилайета Турции. Сегодня компактно проживают на северо-западе Азербайджана, в Грузии (Борчалы), в Карской области Турции, и в г. Сулдуз Иранского Азербайджана. А также о расселены по всему северному Азербайджану, в Дагестане вокруг Дербенда, и в Мушской, Эрзурумской, Сивасской областях современной Турции. Некогда в огромном количестве компактно проживали также на территории Армении. Примерное количество сознательно себя идентифицирующих карапапахами насчитывается примерно от 800.000 до 1,5-2 миллиона.

Нужно отметить, что в данной географии термин КАСАХ как название топонима и оронима зафиксировано намного раньше, чем у Багрянородного. КАСАХ как название одного из притоков Аракса отмечается в армянских (Хоренаци – V в., Вардапет Вардан – VIIIв.), а как населенного пункта еще в ранних арабских источниках, где описываются первые нашествия арабов:

Мовсес Хоренаци

65

О царствовании Валарша;

строительство авана в Басеане и обнесение стеной Нового города;

война с хазарами и смерть Валарша

После смерти Тиграна на трон вступает его сын Валарш на тридцать втором году правления соименного персидского царя Валарша [278]. Он построил большой аван на месте своего рождения, возле пути, на котором его мать, направлявшаяся в зимнюю ре¬зиденцию, в Айрарат, была застигнута родовыми схватками; она разрешилась на дороге, в области Басеан, в том месте, где сли¬ваются Мурц [279] и Ерасх. Валарш построил его в свою честь и назвал Валаршаван. Он также обвел стеной большой аван Вардгеса на реке Касах, о котором в легенде говорится:

«Откололся и ушел отрок Вардгес [280]

Из области Тухов по реке Касах,

Пришел и осел на холме Шреш,

У града Артимеда [281] на реке Касах,

Колотить да стучать во врата Ерванда царя».

ВАРДАН ВЕЛИКИЙ

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Брат его, Тигран последний, наследует его корону и царствует двадцать два года. Место его заступает сын его, Вахарш, на тридцать втором году соименника своего царя парсийского. Он построил Вахарш-аван в Басенском округе, где он родился, и обвел стенами селение Вардгес на pеке Касахе 107. Это селение было построено Вардгесом, зятем Хайкида Еруаида Кратковечного, которое он обвел стенами и назвал Вахаршапатом, Норь-калак' тож 108. Во дни Вахарша народы Булхаров 109 и Хазиров 110 с царем своим, каким-то Внасепом Сурхапом, являются к реке Куру с бесчисленным лагерем. Вахарш, поражая и преследуя их, [46] заставляет пройдти через врата Чора 111; но, нечаянно пораженный стрелой, умирает поели двадцатилетнего царствования 112.

107. Басенский округ с большим селением, Вахарш-аваном (Копри кой), находился в Айраратской области. — Касах же небольшая река, протекающая в Вахаршапате.

Первая фиксация нас. пункта Касах, а также Хунан, Кас-Порбис, Чорак в арабских источниках упоминается в связи с походом Маслама ибн Хабиба во главе 150.000–я армии, где отмечается, что г. Касах находится на расстоянии 20 ферсахов от Тифлиса и 40 ферсахов от Берды. Видимо речь идет о совр. городе Газах на северо-западе Азербайджана ( на стыке границ с Грузией и Арменией), рядом с которым существует населенный пункт Карапапаг. Арабский автор Мутаххар бин Тахрир в связи с восстанием Бабека (IX в.) против халифата отмечает еще населенный пункт Михриджан-Казах (современный г. Мегри на берегу р. Аракс в Армении), который являлся одним из опорных пунктов Бабека.

Позже про Казах-Карапапагов сообшаются в Селджукских и османских хрониках. В частности отмечается, что Казах-Карапапаги в 1048-м году примкнули к селджукам во время Пасинской битвы против Византийской армии, где последние были побеждены. Есть свидетельства, что в 1064 –м г. Казах-Карапапаги (или какая та часть) в присутствии Альпарслана принимают ислам. Позже вплоть до 16-17-го столетия не раз отмечается частичный переход (порою вынужденный Сафевидами) в шиизм, и возвращение в суннизм, а также нередко частичное возвращение в христианство, которое происходило, видимо из за частых идеологических шиито-суннитских столкновений между османами и сафевидами. Османские авторы не раз отмечают, что двери в мечетях и церквях Казах-Карапапагов обычно открывались на север (как мечетях) и на запад (как в церквях). То есть сами эти здания использовались в культовых церемониях обоих религий.

Османский автор Таликизаде Субхи сообщает, что титул правителей Казах-Карапапагов называется Назар-Хан. Нужно отметить, что эриставом Гугарка (часть исторической Папагии, или Кангарка) в 5-м столетии был некий Насар.

В османских архивах отмечены также родовые структура Карапапаков, которые состояли из 12-и племен:

Карапапак: 1. Казак; 2. Пайдар; 3. Испирлу; 4. Демирчи-Хасанлу; 5. Чекванлу; 6. Нехри;

Борчалу: 1. Ак тала (совместно с Джарами); 2. Узунлар; 3. Колегирен; 4. Ташир/Ташыр; 5. Пенбек; 6. Арпалу.

Примеры имен Назар-Ханов: Казак хан Шемси, Казак хан Черкес.

Рашидаддин карапапагов называет «Кулах-и Сийах» на фарси, а в других документах Ширванские и Дагестанские карапапаги больше отмечаются как Карабёрклу. Мусульманские авторы Эль-Нувейди (в 1333-м году), а также Шемседдин Димашги среди 11-ти кыпчагских родовых структур Золотой Орды отмечают Карабёрклу и Боруджоглу (Борчалу?).

Как отмечалось выше, Казахи-Карапапаги не редко становились в центре идеологической схватки между Сафевидо-Османского противостояния. По причине того, что сами Казахи-Карапапаги больше склонялись в сторону османов, Шах Тахмасиб в 1555 г. высылает многих казаков в Хорасан, на границу с узбеками. Подобные акции повторяются и в 1604-1606 гг. во времена Шах Аббаса.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Юдин В.П. "К этимологии этнонима казах"

"В работе научно обосновывается этимология этнонима казах. Работа интересна прежде всего анализом широкого круга версий."

http://art-kaz.ru/images/Udin_Eponim_Kazakh_150dpi.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка рабочая. Проверьте настройки браузера или попробуйте правый клик, сохранить как.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну касахи (касоги) впервые на территории Сев Кавказа упоминаются гораздо ранее.

Не с казахским ли богатырем Редюдю боролся русский князхь Мстислав из Тьмутаракани?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну касахи (касоги) впервые на территории Сев Кавказа упоминаются гораздо ранее.

Не с казахским ли богатырем Редюдю боролся русский князхь Мстислав из Тьмутаракани?

История Российская

Татищев Василий Никитич

ГЛАВА 16. Из Константина Порфирогенита о Русии и близких к ней пределах и народах, собранное Сигфридом Беером

О. Папагия. Казахия. Казаков начало. Алания. Узы и усы. Атил-Волга р. Букв произношение переменно. Яик р. Рифруих р. Даих р. Выше Папаги к северу, по свидетельству Константинову, стр. 113, 117, есть Казахия [Казакия]. Почтеннейший Делиль в средине Кавказа Казахию в некоторую степь отдалил, и поскольку император пространно пишет, что выше Казахии находятся Кавказские горы и за оными горами Хоран и Алания, того ради и я Казахию во внутренней и ближней Понтской степи полагаю. Это есть всех древнейшее казацкого народа (17) поселения упоминание.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://files.gameworld.kz/y58uf4ryxz.html Залил для Вас на файлообменник.

Спасибо. Но честно говоря ничего конкретного. Тем более, что у Юдина нету даже намека на казаков и папагов Багрянородного. Вернее у него даже этот момент не затрагивается. Трудно вериться, что в советской историографии не знали о Казакии и Папагии Багрянородного. Один раз всего он отмечает, что среди азербайджанцев есть род казах.

Думаю, что этноним КАСАХ/КАЗАК связан с компонентом САК. Во всяком случае есть основания так предполагать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для ясности добавлю, что ПАПАГ означает то же самое, что и ПАПАХА, которое знакома русскому языку через казацкую терминологию. То есть КАРАПАПАГ является синонимом этнонимов ЧЕРНЫЕ КЛОБУКИ (фикс. В 1146-й г. – Киевские летописи), и КАРАКАЛПАК (1598-й г. - Бухарские документы).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.


×
×
  • Создать...