Peacemaker

Деревянная детская люлька -культура кочевников или оседлых народов

20 сообщений в этой теме

6323.jpeg

 

грузинская люлька

 

02-141.jpg?itok=-l-JH6ib

 

ЖЕНЩИНА У КОЛЫБЕЛИ С РЕБЕНКОМ. АРМЯНЕ. АРМЕНИЯ. КОНЕЦ XIX ВЕКА. ФОНДЫ РЭМ.

 

http://www.ethnomuse...ebenkom-armyane

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах


 

РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ДЕФОРМИРОВАННЫХ ЧЕРЕПОВ ЗОЛОТООРДЫНСКОГО

ВРЕМЕНИ С ТЕРРИТОРИИ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ

(палеопатологический аспект)1

 


 

///////В отечественной науке самый ранний случай непреднамеренной искусственной деформации

зафиксирован на черепе № 2 подростка из слоев энеолитического поселения Великент III.

М.Б. Медникова, исследовавшая череп, предположила, что уплощение свода черепа возникло в

результате пребывания в твердой и тесной колыбели [Медникова и др., 2008, с. 171].

О наличии на черепах носителей окуневской культуры Южной Сибири, которая датируется

началом XVIII — XIII–XI вв. до н.э., теменно-затылочной деформации писали Ю.Д. Бенево-

ленская и А.В. Громов [1997], А.В. Громов [1998, 2004], Р.М. Галеев [2010]. Кроме этого, признаки

аналогичной деформации черепа А.В. Громовым были обнаружены на черепах карасукской куль-

туры XI–VIII вв. до н.э. и тагарской культуры VIII в. до н.э. — I в. н.э. также на территории Южной

Сибири. В результате исследования массовых серий черепов вышеуказанных культур ученым

был сделан вывод о колыбельном характере происхождения деформации черепа [Громов, 2004].

Н.А. Дубова зафиксировала следы теменно-затылочной деформации на антропологических

материалах, датированных серединой — концом II тыс. до н.э., из археологического комплекса

Ганур Депе (Туркменистан). Исследователь высказала мнение, что непреднамеренная искусст-

венная деформация из Ганура имеет иной характер, нежели так называемая бешиковая форма.

Н.А. Дубова предположила, что особый способ ношения грудных детей или специфическая

форма детского головного убора могли стать причиной развития искусственной деформации

[2006, с. 25–26].

А.А. Казарницкий в своей монографии «Население азово-каспийских степей в эпоху бронзы

(антропологический очерк)» исследовал особенности искусственно деформированных черепов эпо-

хи ранней бронзы с территории Калмыкии. Автором описана слабая затылочно-теменная дефор-

мация мозговой коробки, возникновение которой могло быть следствием долгого нахождения ре-

бенка в деревянной люльке и тугого пеленания [Казарницкий, 2012, с. 161].

Л.Т. Яблонский зафиксировал случаи затылочной и теменно-затылочной деформации на че-

репах с кладбища Южного Тагискена в дельте р. Сырдарьи на восточном берегу Аральского моря,

датирующихся 700–600 гг. до н.э. [Torres-Rouff, Yablonsky, 2005, p. 5].

В костной коллекции научно-учебного музея антропологии Волгоградского государственного

университета имеются черепа с затылочной деформацией, относящиеся к восточно-манычской,

донецкой и полтавкинской культурно-историческим общностям эпохи бронзы. Аналогичный тип не-

преднамеренной модификации выявлен на черепах сарматов, населения раннего и позднего сред-

невековья с территории Нижнего Поволжья [Перерва и др., 2013, с. 6–22, 56–103].

Т.Ю. Шведчикова на материалах джетыасарской культуры зафиксировала затылочную дефор-

мацию. По данным ученого, подобного рода изменения встречаются с частотой в 7,76 %, занимая

второе место после случаев кольцевой деформации [Шведчикова, 2009, с. 81–82]./////////////////////////////////

 

/////////////// Таким образом, ареал распространения затылочной деформации, связанной с использова-

нием колыбели «бешик», охватывает просторы от Азиатских степей до Южной Европы, а также

различные территории в Южной Америке. На Востоке колыбель «бешик» вошла в быт якутов,

бурятов и других тюркоязычных народов (монголоиды). На Ближнем Востоке колыбель исполь-

зуется народами, которые в антропологическом плане относятся к южной ветви большой евро-

пеоидной расы, то же можно сказать и о Южной Европе, и о Кавказе [Касимова, 1980, с. 37].

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Эвенкская колыбель (Эмке)для младенцев

 

lyulka.jpg

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Orocheni%2C_1945g%2C_Yuzhniy_Sahalin.jpg

 

 колыбель коренных этносов Приамурья.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах


Алтайцы. Алтай. Рубеж XIX–XX вв. Береста, дерево, веревка волосяная, ремень кожаный


Колыбель считалась не просто местом, куда кладут маленького ребенка. С ее изготовлением, магическим очищением, первым положением в нее ребенка были связаны религиозные правила и запреты.У алтайцев колыбель для новорожденного готовят родители матери. Передавая ее родителям новорожденного, они желают ребенку благополучия и счастья. Ребенка укладывают в колыбель не сразу после рождения, а только в новолуние. До этого времени он находится в общей постели с родителями. С появлением же нового месяца устраивается праздник положения в зыбку. Перед тем, как положить ребенка в зыбку, старшая в семье женщина проводит обряд очищения – окуривает ее вереском. У тувинцев и теленгитов прежде чем положить в колыбель новорожденного, туда на некоторое время укладывали щенка, так как считалось, что собака отпугивает зло.

 

 

A-507-I-2.png

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У ногайцев зафиксирована подвесная люлька. Думаю, это самый оптимальный вариант для кочевников. В отличие от нынешнего бешика.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У ногайцев зафиксирована подвесная люлька. Думаю, это самый оптимальный вариант для кочевников. В отличие от нынешнего бешика.

Кому как..Для современных избалованных городской жизнью людей,покажется оптимальным подвесная люлька..А для кочевников(к примеру кыргызов занимающиеся скотоводством на джайлоо) удобен именно бешик..мобилен,легко собирается-разбирается и с удобствами(туалет)..

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С биотуалетом ))

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

3.JPG

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У ногайцев зафиксирована подвесная люлька. Думаю, это самый оптимальный вариант для кочевников. В отличие от нынешнего бешика.

 

Хорошо было бы узнать, как ногайцы называют такую люльку. 

 

3.JPG

 

Такие люльки у нас подвешивают в стационарных жилищах, а в юртах используют натянутые веревки - гамак. Нынче также используют напольные люльки встроенные под раму-перекладину.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Обряд пеленание в kолыбель ребенkа у kыргызов

 

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

В теме про ЮРТЫ я привел немало фактов того, что наш топикстартер Peacemaker часто и во много добросовестно ошибается, в том числе и по детским люлькам заблуждается, что мол они не известны монголоязычным народам. :D

В той теме про ЮРТЫ (соседняя по ветке) мои посты опровергают его заблеждение.

 

Вот еще один фотофакт - монголы хорчины, АРВМ КНР. Детские колыбели "ульгий" (тип люлек специфический, монгольско-ойратско-бурятский):

 

1cea938be99c.jpg

 

 

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

Но сейчас детская люлька монголами полностью забыта.

Монголы обходятся кто как может или на помощь приходят современные европейские детские кроватки:

64512902463c.jpg
 

content_10403900_378483112331527_9031842

w239_zps536cd4a0.jpg

 

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А что у нас такие кровати не стоят?

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
17 часов назад, Rust сказал:

А что у нас такие кровати не стоят?

 

Почему не стоят? У меня такие стояли и никакими бесіками я не пользовался. :)

 

Я описываю традиции народов, что у нас с вами она сохранилась, а у монголов полностью забыта. Причем забылась до такой степени, что братья монгольские и калмыцкие юзеры уже долгое время спорят со мной и напрочь отрицают наличие в прошлом у них колыбельной традиции. Я же пытаюсь опровергнуть их заблуждения. 

 

17 часов назад, Rust сказал:

А что у нас такие кровати не стоят?

 

Такие кроватки наверняка стоят у монголов в благоустроенных квартирах Улан-Батора. Но в юртах по периметру столицы и по всей остальной Монголии, имхо, такими современными кроватками не пользуются, не пользуются в то же время и люльками (фото 1 и 2).  

 

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Inner-Mongolia-profound-changes1.png

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

Не зря Peacemaker с Enhd'ом так яростно отрицали существование у халхасцев детских люлек (колыбели) в прошлом и настоящем.

Они были правы! ;)

 

Г.Н. Потанин (Очерки о Северо-Западной Монголии. Стр.30-33) тоже подчеркивал, что все монголоязычные народы разные и сильно отличаются друг от друга языками, традициями, национальной одеждой и даже внешностью!

 

В частности, он писал о резких отличиях монголоязычных народов Западной Монголии, в частности дербетов, от основного народа Монголии - халхасцев.

 

Выше Peacemaker сам залил яркое подтверждение этому из провинции Китая АРВМ.

Теперь я привожу подтверждение словам моего великого земляка Г.Н. Потанина - Торгауты, начало 20 века: 

25b1fa33ef50.jpg

В наши дни:

ec770722e3ab.jpg
 

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

А вот халха монголы не знают традицию детской колыбели, поэтому вынуждены выкручиваться как могут: 

В ясли-садах:

56527fcf4665.jpg

И дома:

719a43093e0f.jpg

 

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!


Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.


Войти