Перейти к содержанию
башгирд

«Белые» и «черные» народы

Рекомендуемые сообщения

 

Мажитаева Ш., Абдуов М.И., Рахимберлина С.А., Абдрахманова Г.Х., Каскатаева Ж.А. Семантика цвета в жизни разных народов. http://www.rusnauka.com/6_PNI_2014/Philologia/7_160000.doc.htm

 

Тут вообще жесткач - в списке литературы ссылка на рекламное агентство :lol:

 

Остальное 100% нигде не дает ответа по происхождению данного явления. 

Я и раньше догадывался, что у тюркской цветовой семантики "ноги растут" из китайской культуры. Если по китайцам порыться, то наверняка можно все это найти при желании. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как говорится, что и "требовалось доказать"...

 

Вот что написано в "Кононов А. И. Семантика цветообозначения в тюркских языках":

 

1. Для космогонических обозначений у китайцев и иранцев использовалась также цветовая символика. Синий, голубой, зеленый цвет обозначал запад; желтый – зенит, середину, императорский цвет (у китайцев); красный – юг; белый – восток; черный – север

 

2. У азиатских кочевников было широко распространено цветовое обозначение -стран света: красный—юг, черный — север, голубой — восток, белый — запад, желтый — зенит 11.

 

P/S/  Это вполне может быть культурным влиянием Чемурчеков. Во всяком случае, некоторые китайские иероглифы найдены у них. кажется иероглиф "ДОМ" емнип. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Мажитаева Ш., Абдуов М.И., Рахимберлина С.А., Абдрахманова Г.Х., Каскатаева Ж.А. Семантика цвета в жизни разных народов. http://www.rusnauka.com/6_PNI_2014/Philologia/7_160000.doc.htm

 

Тут вообще жесткач - в списке литературы ссылка на рекламное агентство :lol:

 

Остальное 100% нигде не дает ответа по происхождению данного явления. 

Я и раньше догадывался, что у тюркской цветовой семантики "ноги растут" из китайской культуры. Если по китайцам порыться, то наверняка можно все это найти при желании. 

 

У меня нормапьно открывается

Секция филология

Семантика цвета в жизни разных народов

1Мажитаева Ш., 2Абдуов М.И., 3Рахимберлина С.А., 4Абдрахманова Г.Х., 5Каскатаева Ж.А. 

1-2доктор филол.наук, 3канд.филол.наук., ст.преп., магистр гуманитарных наук

Карагандинский госуниверситет им.Е.А.Букетова, Казахстан

 

???

 Египтяне называли свою страну словом Кемет - "Черная"   или шумеры — народ, который в более поздних письменных документах называет себя «черноголовыми» (шумер. «санг-нгига», аккад. «цальмат-каккади»)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как говорится, что и "требовалось доказать"...

 

Вот что написано в "Кононов А. И. Семантика цветообозначения в тюркских языках":

 

1. Для космогонических обозначений у китайцев и иранцев использовалась также цветовая символика. Синий, голубой, зеленый цвет обозначал запад; желтый – зенит, середину, императорский цвет (у китайцев); красный – юг; белый – восток; черный – север

 

2. У азиатских кочевников было широко распространено цветовое обозначение -стран света: красный—юг, черный — север, голубой — восток, белый — запад, желтый — зенит 11.

 

P/S/  Это вполне может быть культурным влиянием Чемурчеков. Во всяком случае, некоторые китайские иероглифы найдены у них. кажется иероглиф "ДОМ" емнип. 

Направления и стороны света по-китайски:

zuǒ — слева;

yòu — справа;

qián — спереди;

hòu — позади;

běi — север;

nán — юг;

西 — запад;

dōng — восток.

http://studychinese.ru/china-news/301/

Китаеведы, где здесь цвета?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Мажитаева Ш., Абдуов М.И., Рахимберлина С.А., Абдрахманова Г.Х., Каскатаева Ж.А. Семантика цвета в жизни разных народов. http://www.rusnauka.com/6_PNI_2014/Philologia/7_160000.doc.htm

 

 

Я и раньше догадывался, что у тюркской цветовой семантики "ноги растут" из китайской культуры. Если по китайцам порыться, то наверняка можно все это найти при желании. 

 

Египет

белый цвет символизировал Верхнее царство, красный — Нижний Египет (таким цветом обозначались их короны), но красный цвет мог означать еще и пустыни запада или востока 

или 

основу цветовой символики Египта составляла сакральная четверка цветов — красный (<1§г), черный (km), белый (hd) и зеленый (w3d), которые олицетворяли собой соответственно пустыню, плодородную почву, свет и рост растений

Подосинов А. В. Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии с. 172 

 

МЕСОПОТАМИЯ

В рамках гаданий по различным объектам небесного (астрономического) и земного (животно-растительного мира) в практике предсказаний (благоприятно / неблагоприятно) вырабатывалась — уже во время Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) — символика двоичной классификации

 

Благое                              Злое

восход солнца                 заход солнца

северо-восточный ветер северо -западный ветер

юго-восточный ветер      юго-западный ветер

сверху                              снизу

справа                              слева

направо                            налево

вперед                              назад

светлое                             темное и т. д.

 

Астрологическая география

 

страны света:          восток                           юг                           запад                 север

боги                        Мардук                         Ниниб (Нинурта)   Набу (Небо)     Нергал

планеты:                 Юпитер                         Сатурн                    Меркурий         Марс

времена года:         весна                             лето                        осень                зима

части суток:           утро                              полдень                  вечер                полночь

цвета:                      красно- коричневый     зеленый                   желтый             темный

живые существа:    человек                         лев                          вол (бык)          орел

Подосинов А. В. Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии с. 168

 

 

Индия

страны света:         восток                юг             запад             север

цвета:                     белый                желтый     синий(черный)           красный

металлы                 [золото]             серебро   железо          медь

драг- камни:            алмаз                 ляпис- лазурь                кварц   коралл

варны:                    брахманы           вайшьи     шудры           кшатрии

боги:                       Индра (Агни)      Яма          Варуна          Сома

города:                   Амаравати         Самьямана                     Сукха  Вибха

юги (мировые эпохи)   Критаюга       Третаюга  Калиюга        Двапараюго

Подосинов А. В. Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии с. 112

 

Надо учесть, что Хараппу (возможно и Шумер в каолиции) образовали пришельцы из культуры Анау, потом вернулись и образовали Бактрийско-согдийскую цивилизацию, а на окраине ее были тюрки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вернемся в тему.

Из другой ветки:

Кок Орда на западе, Ак Орда на востоке

 

 http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/659-ak-orda-i-kok-orda/#entry10385

 

  

Ак и кок - традиционные тюркские символы западной (правой) и восточной (левой) сторон, или крыльев; такая же ориентировка практиковалась у средневековых монголов. 
Улус Джучи был поделен надвое между его старшими сыновьями: Бату царствовал в Белой Орде, Орда-эджен - в Синей. Может быть, эти названия сначала носили только ханские ставки, а уже позднее - и ханства в целом.
Две половины Джучиева улуса стали фактически самостоятельными ханствами, и по канонам кочевой государственности им потребовалось ввести собственное деление на крылья, т.е. "белую" и "синюю" стороны. В восточной части государства архаичные, традиционные формы управления были более живучими, поэтому именно относительно территории Казахстана мы имеем сведения о цветовом обозначении этих вторичных делений. В ханстве Орду-эджена (Кок-Орде Улуса Джучи) появилась собственная Ак-Орда - владения царевича Шибана и его потомков. Т.е. улус Шибана - это Ак-Орда в составе первоначальной Кок-Орды. Соответственно удел главного восточного хана, который сидел в Сыгнаке, именовался Синей Ордой - он был Кок-Ордой в составе первоначальной Кок-Орды. Когда к власти пришел Шибанид Абулхайр, название его родового удела (Ак-Орда) перешло на все ханство левого крыла, и вся бывшая первоначальная Кок-Орда Джучиева улуса стала называться Ак-Ордой. Под этим именем она и вошла в источники позднего средневековья.
На западе Улуса Джучи были такие же вторичные крылья, но цветовые обозначения для них в источниках, кажется, не упоминаются.
Граница между Ак-Ордой Бату и Кок-Ордой Орду-эджена угадывается смутно. Предполагаю, что границей служил Яик.
 Что касается "Анонима Искандера" (т.е. "Мунтахаб ат-таварих-и Муини" Муин ад-Дина Натанзи, 15 в.), то в этом сочинении автор назвал Орды в соответствии с иранской традиционной символикой, по которой белый цвет обозначает восток, а синий запад.

 

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/659-ak-orda-i-kok-orda/

 

первоначальная Кок-Орда Джучиева улуса стала называться Ак-Ордой

с иранской традиционной символикой, по которой белый цвет обозначает восток, а синий запад.

 

В тюркской - белый цвет обозначает запад, а синий восток.

Быстро ориентация меняется, похоже шарик наш переворачивается по удобства авторов.

 Но если ак и кок обозначают младший и небесный (сакральный центр) части государства, например, в сответствии с табелем о рангах правителя в династии,  то такие изменения могут происходит быстро и шарику не надо переворачиваться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Мажитаева Ш., Абдуов М.И., Рахимберлина С.А., Абдрахманова Г.Х., Каскатаева Ж.А. Семантика цвета в жизни разных народов. http://www.rusnauka.com/6_PNI_2014/Philologia/7_160000.doc.htm

 

Тут вообще жесткач - в списке литературы ссылка на рекламное агентство :lol:

 

Остальное 100% нигде не дает ответа по происхождению данного явления. 

Я и раньше догадывался, что у тюркской цветовой семантики "ноги растут" из китайской культуры. Если по китайцам порыться, то наверняка можно все это найти при желании. 

 

У меня нормапьно открывается

Секция филология

Семантика цвета в жизни разных народов

1Мажитаева Ш., 2Абдуов М.И., 3Рахимберлина С.А., 4Абдрахманова Г.Х., 5Каскатаева Ж.А. 

1-2доктор филол.наук, 3канд.филол.наук., ст.преп., магистр гуманитарных наук

Карагандинский госуниверситет им.Е.А.Букетова, Казахстан

 

???

 Египтяне называли свою страну словом Кемет - "Черная"   или шумеры — народ, который в более поздних письменных документах называет себя «черноголовыми» (шумер. «санг-нгига», аккад. «цальмат-каккади»)

 

 

В статье, в конце текста есть ВОТ ЭТО, "список  использованной литературы". Особенно интересен использованный источник  №3:

 

На основе материалов казахского и немецкого языков уточнены семантическая и когнитивная характеристики цветообозначений и фраз.
Литература:
1 Кононов А.Н. Семантика цветообозначений в тюркских языках. М., 1978.  367 с.
2  Kайдаров А.Т., Умирбеков Б., Ахтамбердиева З.Т.  Цвета, полные тайн.   Алматы, 1986. 95 с.; Кайдаров А., Ахтамбердиева З., Умирбеков Б. Представление цвета в языке.  Алматы, 1992. 160 с.
4 Mazhitaeva Shara, Kaskataeva Zh.  //European Reseаrcher. Vol. (32),   Number 10-2. 2012.  P. 1772-1775
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

первоначальная Кок-Орда Джучиева улуса стала называться Ак-Ордой

с иранской традиционной символикой, по которой белый цвет обозначает восток, а синий запад.

 

В тюркской - белый цвет обозначает запад, а синий восток.

Быстро ориентация меняется, похоже шарик наш переворачивается по удобства авторов.

 Но если ак и кок обозначают младший и небесный (сакральный центр) части государства, например, в сответствии с табелем о рангах правителя в династии,  то такие изменения могут происходит быстро и шарику не надо переворачиваться.

 

Ничего удивительного.

И в Ригведе, и в Авесте есть Дэвы, только суть у них противоположная. 

Есть еще у тюрок левосторонний запах одежды, не как у всех. 

И не смотря на наличие слова яшил/ешил/есил слово КОК/КЁК означает и синий и зеленый. 

Таких "странностей" уйма, и шарику переворачиваться незачем. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

первоначальная Кок-Орда Джучиева улуса стала называться Ак-Ордой

с иранской традиционной символикой, по которой белый цвет обозначает восток, а синий запад.

 

В тюркской - белый цвет обозначает запад, а синий восток.

Быстро ориентация меняется, похоже шарик наш переворачивается по удобства авторов.

 Но если ак и кок обозначают младший и небесный (сакральный центр) части государства, например, в сответствии с табелем о рангах правителя в династии,  то такие изменения могут происходит быстро и шарику не надо переворачиваться.

 

Ничего удивительного.

И в Ригведе, и в Авесте есть Дэвы, только суть у них противоположная. 

Есть еще у тюрок левосторонний запах одежды, не как у всех. 

И не смотря на наличие слова яшил/ешил/есил слово КОК/КЁК означает и синий и зеленый. 

Таких "странностей" уйма, и шарику переворачиваться незачем. 

 

В общем, сказка для детей.

 

Реалии

 

Государства  Кара́-Коюнлу́ и Ак-Коюнлу́

1375 — 1468 годы Кара́-Коюнлу́ (тюрк. «чернобаранные» по изображению на знамени тамги кара-коюн) — объединение (племенная конфедерация) огузских тюркских кочевых племён во главе с шиитской туркоманской[4][5][6][7] династией из огузского рода Ивэ, существовавшее в XIV—XV веках в Передней Азии, на территории современных Азербайджана, Армении, Ирака, северо-западного Ирана и восточной Турции[8].

Ивэ (азерб. Yıva, тур. Yıva) — одно из 24-х огузских племен из крыла Учок, колена Дениз-хан. По утверждению Махмуда Кашгари, четвёртое по степени старшинства из племен огузов.

 

1468 — 1501 годы Ак-Коюнлу́ (тюрк. дословно «белобаранные») племенная конфедерация туркоманских племён[2][7][8], под главенством племени баяндур, которые правили в восточной Анатолии и западном Иране до завоевания Сефевидами в 1501—1503 годах

Согласно Энциклопедии Ираника, именно Кара Осман считается реальным основателем государства Ак-Коюнлу.

В 1402 году Тамерлан даровал им всю область вокруг Диярбакыра (в верховьях р. Тигр на востоке современной Турции). Долгое время им не удавалось расширить свои владения, так как они сдерживались родственными им племенами Кара-Коюнлу. К 1435 году племена Ак-Коюнлу, воспользовавшись ослаблением государства Кара-Коюнлу, значительно расширили свои владения

 

270px-Qara_Qoyunlu_Turcomans_1407%E2%80%   270px-Map_Aq_Qoyunlu_1478-es.svg.png

     Кара́-Коюнлу́                                                Ак-Коюнлу́

Какое из них на востоке, а которое на севере?

 

Обратим внимание, что Кара́-Коюнлу́ возглавило четвёртое по степени старшинства из огузских племен, 

а Ак-Коюнлу́  - новая, молодая племенная конфедерация туркоманских племён.

 

Соблюдено:

кара- старшие, ак - молодые.!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

Мажитаева Ш., Абдуов М.И., Рахимберлина С.А., Абдрахманова Г.Х., Каскатаева Ж.А. Семантика цвета в жизни разных народов. http://www.rusnauka.com/6_PNI_2014/Philologia/7_160000.doc.htm

 

Тут вообще жесткач - в списке литературы ссылка на рекламное агентство :lol:

 

Остальное 100% нигде не дает ответа по происхождению данного явления. 

Я и раньше догадывался, что у тюркской цветовой семантики "ноги растут" из китайской культуры. Если по китайцам порыться, то наверняка можно все это найти при желании. 

 

У меня нормапьно открывается

Секция филология

Семантика цвета в жизни разных народов

1Мажитаева Ш., 2Абдуов М.И., 3Рахимберлина С.А., 4Абдрахманова Г.Х., 5Каскатаева Ж.А. 

1-2доктор филол.наук, 3канд.филол.наук., ст.преп., магистр гуманитарных наук

Карагандинский госуниверситет им.Е.А.Букетова, Казахстан

 

???

 Египтяне называли свою страну словом Кемет - "Черная"   или шумеры — народ, который в более поздних письменных документах называет себя «черноголовыми» (шумер. «санг-нгига», аккад. «цальмат-каккади»)

 

 

В статье, в конце текста есть ВОТ ЭТО, "список  использованной литературы". Особенно интересен использованный источник  №3:

 

На основе материалов казахского и немецкого языков уточнены семантическая и когнитивная характеристики цветообозначений и фраз.
Литература:
1 Кононов А.Н. Семантика цветообозначений в тюркских языках. М., 1978.  367 с.
2  Kайдаров А.Т., Умирбеков Б., Ахтамбердиева З.Т.  Цвета, полные тайн.   Алматы, 1986. 95 с.; Кайдаров А., Ахтамбердиева З., Умирбеков Б. Представление цвета в языке.  Алматы, 1992. 160 с.
4 Mazhitaeva Shara, Kaskataeva Zh.  //European Reseаrcher. Vol. (32),   Number 10-2. 2012.  P. 1772-1775

 

Это уже за пределами темы.

уж лучше  

Подосинов А. В. Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ничего удивительного.

И в Ригведе, и в Авесте есть Дэвы, только суть у них противоположная. 

Есть еще у тюрок левосторонний запах одежды, не как у всех. 

И не смотря на наличие слова яшил/ешил/есил слово КОК/КЁК означает и синий и зеленый. 

Таких "странностей" уйма, и шарику переворачиваться незачем. 

 

моя левый -правый не понимай, моя понимай сено-солома :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Подосинова посмотрю как-нибудь, спасибо. 

2. По поводу турок и прочих старых/молодых.  АКсакал = сопливая малолетка.  Правильно? 

3. Это о чем вообще про солому? прочитали про феньшуй и обиделись? Не принимайте близко к сердцу. 

Если я ошибаюсь, то отвечу вам немножко в тему:

"какая совпадения - моя пришла, паровоз ушла!" :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2. По поводу турок и прочих старых/молодых.  АКсакал = сопливая малолетка.  Правильно? 

... в тему: (не бери до головы)

"какая совпадения - моя пришла, паровоз ушла!" :D

 сакал-  малолетка? - есть такое племя, народ? не знал.  :rolleyes:

А борода - предмет, которые имеют цвет, в отличии от народа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Сторона света" вообще-то тоже не "народ". 

Или я опять жестоко ошибаюсь? ;)

Именно.

См. стр. 1 этой темы

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/5180-%C2%ABbelye%C2%BB-i-%C2%ABchernye%C2%BB-narody/#entry194567

А также

 

В тюркской этнонимике более  известно деление родственных племенных групп  на «белых»  (ак)  и  «черных»  (кара).  Эти  обозначения никак не связаны с антропологическими различиями.  Они  лишь  маркируют структурные подразделения внутри племенных  союзов.  Иногда  возможны  иные цветовые маркеры — «синие»  и  «желтые», «черноголовые (черношапочные)» и «красноголовые». Обозначения со словом сары — шары преобладают среди племен кыпчакской группы —  казахов,  каракалпаков,  киргизов,  алтайцев.  Обозначение  кызыл («красные») преобладает среди туркмен. Первоначально  цветовые  ономастические  маркеры  всегда  парные.  Обособление одного из них и превращение структурного маркера  в  устойчивый  этноним  означает распад  прежней  племенной  общности, рождение  новой  племенной  группировки, цветовые обозначения которой утратили атрибутивную семантику.

 История татар с древнейших времен  в семи томах    том I  Народы степной Евразии в древности  с. 345

Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и народы евразийских степей от древности к Новому времени. — СПб.: Петербургское Востоковедение. 2009: 3-е изд. с. 159

 

Термин «ак» в древности имел несколько значений, например: в древнетюркском языке «ак» - драгоценность, а «акча» - кусочек благородного металла, денга и т.д. В современном татарском языке также «ак сояк» означает «благородная кость».

Мухамадиев А.Г. Новый взгляд на историю гуннов, хазар, Великой Булгарии и Золотой Орды. Глава IV

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Слабенькая ниочемная статейка. Я таких штук 5 за день напишу, только смысла не вижу... 

Что вы хотели узнать, тоже не совсем понятно. Может, где находится Синяя Русь?  :)

 

2. Меня вот все время напрягает та легкость, с которой некоторые "авторы/исследователи" оперируют понятием "в тюркском языке имеется несколько значений". И обязательно придают этому некую таинственность и значение космического масштаба, хотя это абсолютно ясно говорит о бедности языка, а не о богатстве. 

Вот например возьмите ДТС на букву А. Там сразу:

aba=мама

aba=папа

aba=медведь. 

Напишите тюркской руникой предложение "папа с мамой медведя убил" и медведь маму и папу убил". И дайте прочитать кому-нибудь. Вам переведут совсем по другому. Про идентичность фраз "как твое имя?" и "как твоя лошадь?" вообще молчу.

И таких слов из 2-3 букв со множеством значений (более трех) - ПОЛОВИНА СЛОВАРЯ!

Исходя из этого, как можно искать какие-то "заимствования из тюркского" в других языках? Не говоря уже о культурных заимствованиях, не проверив другие возможные варианты? 

Мы даже не знаем, какова была культура тюркоязычных людей в период "до сюнну". У нас вообще ничего нет на эту тему определенного. 

А у китайцев есть. У ираноязычных жителей Средней Азии тоже есть. 

Что делать будем?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Топикстартер. 

2. Это ваш выбор. Я пожалуй, воздержусь.   :D

 

А если серьезно, то генезис этого явления у тюрков явно Китайский. Я про цветовую дифференциацию сторон света. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

китайская система "фэн-шуй" в Китае была секретным достоянием императорского двора, а каждый тюрк использовал ее ежедневно при установке юрты и определении сторон света.
Каждый тюрк знал, про соответствия: белый- запад, синий-восток, черный- север, красный- юг, а центр- желтый.

Фэн-шуй соответствует китайским иероглифам тэн-шу (ветер-вода), что может быть истолковано и с позиций тюркского языка "су"- вода, таң - небо.
Та же история с философией Инь-Ян.
По-татарски слово "Иң " обозначает вход, либо является частью слов с соответствующим смыслом, что соотносится со стихией Воды и женским началом, а слово "Ян" обозначает процессы выхода и соотносится со стихией Огня и мужским началом.
Примеры: иңү - входить, инә - игла, инәй - мать, инәк-самка, инеш  - ручей, чей-то приток (букв. то что входит).
яну - гореть, перен. "выходить из себя".
Дихотомия иң-ян в пространстве: иң - "внутреннее пространство", поперечник, диаметр.
Ян - "внешнее пространство" объекта; окрУга, подчиненное пространство, "рядом".
Дихотомия в словообразовании присуща тюркским языкам на основе закона сингармонизма: слова однозначно делятся на мягкие и твердые. Иң - мягкое, Ян-твердое.
Считается, что бумагу изобрели китайцы, однако и на это есть сомнения.
Арабы заимствовали бумагу и ее название от тюрков, которые называли и называют ее "кагыз", "кагыт", что во втором обозначении у тюрков обозначает также и пастилу и отражает древний способ изготовления бумаги, во многом аналогичный процессу изготовления пастилы.
Русское "бумага" происходит от татарского "бакмык", "мамык" - хлопок, вата, ставшего в более позднее время основным сырьем для ее изготовления.

Для производства пороха нужна селитра, тюрки добывали селитру используя слежавшийся овечий помет, у китайцев вроде такого способа не было.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2. Меня вот все время напрягает та легкость, с которой некоторые "авторы/исследователи" оперируют понятием "в тюркском языке имеется несколько значений". И обязательно придают этому некую таинственность и значение космического масштаба, хотя это абсолютно ясно говорит о бедности языка, а не о богатстве. 

Вот например возьмите ДТС на букву А. Там сразу:

aba=мама

aba=папа

aba=медведь. 

Напишите тюркской руникой предложение "папа с мамой медведя убил" и медведь маму и папу убил". И дайте прочитать кому-нибудь. Вам переведут совсем по другому. Про идентичность фраз "как твое имя?" и "как твоя лошадь?" вообще молчу.

И таких слов из 2-3 букв со множеством значений (более трех) - ПОЛОВИНА СЛОВАРЯ!

Исходя из этого, как можно искать какие-то "заимствования из тюркского" в других языках? Не говоря уже о культурных заимствованиях, не проверив другие возможные варианты? 

Мы даже не знаем, какова была культура тюркоязычных людей в период "до сюнну". У нас вообще ничего нет на эту тему определенного. 

А у китайцев есть. У ираноязычных жителей Средней Азии тоже есть. 

Что делать будем?

В ДТС отражены разные диалекты. Кроме того ничего удивительного в эвфемизме для медведя (русск. медведь - тоже эвфемизм)  в виде  слова, обозначающего старшего родственника нет.

Ат и ад (имя и лошадь) первоначально различались и различаются до сих пор в огузских наречиях.

В китайском языке  одно и то же сочетание звуков  произнесенное различной интонацией дает совсем разные значения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И обязательно придают этому некую таинственность и значение космического масштаба, хотя это абсолютно ясно говорит о бедности языка, а не о богатстве. 

... Исходя из этого, как можно искать какие-то "заимствования из тюркского" в других языках? Не говоря уже о культурных заимствованиях, не проверив другие возможные варианты?

 

Значит, Фасмер для вас тоже не авторитет?

По поводу бедности языка и культуры, это, признаюсь зацепило, несколько оскорбительно даже. За менее "убийственные" заявления в адрес русской стороны здесь на форуме можно было схлопотать предупреждение (поверьте мне  :asker28it:  )

 

ЗЫ. В одной татарской песне есть: очрашторгалашторгалагандагынадыр-ла. Попробуйте перевести на "великий и могучий"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Слабенькая ниочемная статейка. Я таких штук 5 за день напишу, только смысла не вижу... 

Что вы хотели узнать, тоже не совсем понятно. Может, где находится Синяя Русь?  :)

 

2. Меня вот все время напрягает та легкость, с которой некоторые "авторы/исследователи" оперируют понятием "в тюркском языке имеется несколько значений". И обязательно придают этому некую таинственность и значение космического масштаба, хотя это абсолютно ясно говорит о бедности языка, а не о богатстве. 

Вот например возьмите ДТС на букву А. Там сразу:

aba=мама

aba=папа

aba=медведь. 

Напишите тюркской руникой предложение "папа с мамой медведя убил" и медведь маму и папу убил". И дайте прочитать кому-нибудь. Вам переведут совсем по другому. Про идентичность фраз "как твое имя?" и "как твоя лошадь?" вообще молчу.

И таких слов из 2-3 букв со множеством значений (более трех) - ПОЛОВИНА СЛОВАРЯ!

Исходя из этого, как можно искать какие-то "заимствования из тюркского" в других языках? Не говоря уже о культурных заимствованиях, не проверив другие возможные варианты? 

Мы даже не знаем, какова была культура тюркоязычных людей в период "до сюнну". У нас вообще ничего нет на эту тему определенного. 

А у китайцев есть. У ираноязычных жителей Средней Азии тоже есть. 

Что делать будем?

1. Такое сказать можно на любой текст. А надо факты.

про Синию Русь может сказать только Есенин.

2. Что  у некоторых слов "в тюркском языке имеется несколько значений" вам неизвестно? Хм-м-м-м.

Например, Кара

 

В ДТС 4 группы

 

Академик А.Н. Кононов, доказал, что у прилагательного «черный» есть около 20 дополнительных, переносных значений,  Другие авторы показывают, что у названия «черный» в казахском языке есть 23 вида переносных значений. (Семантика цвета в жизни разных народов Мажитаева Ш., Абдуов М.И., Рахимберлина С.А., Абдрахманова Г.Х., Каскатаева Ж.А )

хотя это абсолютно ясно говорит о бедности языка, а не о богатстве. 

Хуже другое. Когда сводят десятки значений сводят к паре. Так и до Эллочке недалеко, у которой весьма "богатый" язык был.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Башгирд, 

1. я вам про это и написал, а вы развернули целую лекцию. 

Лишь бы "поговорить", или как? 

Я вам конкретно ранее выдал: 

И таких слов из 2-3 букв со множеством значений (более трех) - ПОЛОВИНА СЛОВАРЯ!

 

 Что тут непонятного? 

Поясню еще раз: 

В ДТС есть очень много слов, которые состоят из двух-трех звуков. Каждое из этих слов имеет множество значений, редко когда менее ТРЕХ. 

В основном БОЛЬШЕ!!!!

Например слово "den/ten .

Мало того, что в разных тюркских языках произносится по разному, так еще и имеет 14 (четырнадцать!!!!!) значений. 

 

Ну и о чем ваш крайний пост был? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...