Перейти к содержанию
АксКерБорж

Сравнительная таблица преемственности традиций татар Чингизхана

Рекомендуемые сообщения

про рыбную ловлю миллер

Не все народы Сибири хотят утруждать себя рыбной ловлей. Они не все считают это нужным, а некоторые, помимо этого, и не любители рыбы.

Среди этих последних следует назвать брацких, монголов, нерчинских тунгусов, красноярских татар, а также сагайских и бельтирских татар в Кузнецком уезде а. Употребление в пищу рыбы у них признается чем-то очень низким: они считают себя счастливыми, что их богатое скотоводство дает им достаточно для пропитания, чтобы обходиться без такого кушанья.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кто подскажет почему у калмыков нет охоты с ловчими птицами? Есть что нибудь в памяти, в языке, термины остались?

Напоминаю что когда Хо Урлюк прикочевал и начал войну с ногайцами, сам Нурхаци был еще жив. И ни о каком маньчжурском запрете речь идти не может.

Есть русские источники про такой вид охоты у калмыков?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

про отсутствие игр у монголов Гонки на лошадях являются весьма обычным упражнением у татар, калмыков, монголов, брацких, нерчинских тунгусов и якутов. Они при этом также часто стреляют из луков в поставленную цель, проезжая мимо нее, и все они в этом особенно искусны. Как я видел с изумлением в одном сообществе калмыков на Колыванских медных заводах 8 в Алтайских горах, что все они, даже скача галопом мимо 3 различных целей, установленных на небольших расстояниях друг от друга, ловко умели попасть в них.

Еще одним из обычных развлечений якутов, брацких, монголов и калмыков является борьба. Сравнить с описанием о поставлении нового кутухты 9. Они раздеваются догола, оставив только штаны р, подходят друг к другу, сблизив головы, хватают друг друга /л. 30/ за верхнюю часть тела, затем хватают с за штаны, иногда подгибают ноги и борются до тех пор, пока тот, у кого больше сил, не бросит на землю своего утомленного противника.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

49 минут назад RedTriangle написал:

ну будем ждать тогда.

Если даже и запрещали, я плохо представляю как это могло строго выполнятся.

При этом я признаю что она у халхов была, Ермолаев картинки приводил здесь. Просто интересно что быстро исчезло.

А у калмыков почему этой традиции нет? Какие следы остались интересно.

У лесных народов возможно этой традиции нет. А Монголию заселяли ойраты и буряты. Найманы, кереиты и другие крупные племена у которых эта традиция была частично ушли на Запад, частично растворились среди других. У манжур эта традиция почему-то до сих пор есть. Фото недавно приводили.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад Le_Raffine написал:

Раньше то была охота с соколами у калмыков. http://kalmykia-online.ru/tradition/ohota-u-kalmykov-v-opisanii-bergmana

Интересно кто именно с беркутами большими еще охотился как казахи? А то у всех соколы да соколы

У киданина слева безусловно беркут

Khitans+eagle+hunters+on+horse3.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад RedTriangle написал:

Интересно кто именно с беркутами большими еще охотился как казахи? А то у всех соколы да соколы

У киданина слева безусловно беркут

Khitans+eagle+hunters+on+horse3.JPG

 

Сейчас киргизы охотятся. Еще выкладывали фотки уйгура с беркутом.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

29 минут назад Bas1 написал:

Т.е. множество факторов наложилось. Смена племен, давление Цин.

Не согласен! Вся причина в том что монголы тоже состоят из разных компонентов. Матер. культуры от тех монголов ЧХ у них самый минимум. Больше от шивейских предков.

В теме баргут обсуждали как важны были ловчие птицы для монголов ЧХ. Согласно Марко Поло в Баргуджин-Токуме занимались именно добычей ловчих птиц. 

Вся терминология куда делась? 

Даже если и маньчжуры запретили охотиться, то хотя бы 1 % должен был сохраниться от тех же 1500 казахских терминов (касательно одного только беркута).

Более того, при охоте с ловчими птицами обязат-но должна быть и борзая собака (типа тазы). Потому что они друг друга взаимодополняют во время охоты!

Такие вещи не забываются. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ГЕРАРД ФРИДРИХ МИЛЛЕР

ОПИСАНИЕ СИБИРСКИХ НАРОДОВ

BESCHREIBUNG SIBIRISCHER VOELKER

[ГЛАВА 30]

|л. 73| О РОЖДЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ а

Если холодный и чистый климат, здоровье и сильное телосложение, трезвый образ жизни и планомерное воздержание в браке играют некоторую роль в продолжении человеческого рода, то в отношении большинства сибирских народов следовало бы предполагать, что по плодовитости они должны иметь преимущество перед другими. Однако б подобно тому, как природа не во всем действует по одинаковым законам, то и здесь мы не замечаем, чтобы результат всегда соответствовал содействующим ему причинам. Мы не видим ни того, чтобы сибирские народы имели преимущество в плодовитости, ни того, чтобы другие народы их в этом превосходили. Всюду есть бесплодные браки, как есть и такие, которые особенно благословлены детьми. Только многоженство является тем обстоятельством, которое делает семьи более многочисленными, но лишь применительно к отцам, а не в отношении матерей.

Монголы и калмыки имеют в своих степях естественное преимущество в виде теплых источников, а так как их духовенство имеет изрядный опыт в искусстве врачевания, то по предписаниям этих духовных лиц бездетные супруги /л. 73 об./ пользуются таким лечением, притом часто не без пользы. Брацкие, которые исповедуют обыкновенную языческую религию, получают от своих шаманов некоторые амулеты в виде человеческих и иных фигур, сделанных из железа, желтой меди, костей и когтей зверей и скота в. Они г носят их на шее или в волосах на голове, чтобы тайная д сила этих изображений благословила их плодами чрева.

в этом тексте есть проходное воспоминание про многоженство у монголов, но к этому я вернусь, про шаманство было...

акб высказывал сомнение что буддизм мог оказать сильное влияние, я уверен в обратном.

Многие монголы, буряты и калмыки благодаря скотоводству, которым они главным образом кормятся, настолько отвыкли от охоты, что и дети их проводят время в праздности, пока они не достигнут того возраста, когда смогут принять участие в так называемой /л. 85/ облаве.  опять про охоту.

Имена даются детям не у всех народов в одно время. Монголы, калмыки и буряты откладывают это до третьего дня, когда мать в первый раз моется и очищается над костром. похоже имеется в виду что-то вроде 

Брацкая или монгольская женщина рожает перед обычной супружеской постелью на земле перед очагом, сидя на корточках, I: в обществе только женщин и ни один мужчина не может здесь присутствовать. Разве что отец ребенка пожелает быть при этом, которому в этом не отказывают :I о. Пока роженица не очистится, она остается лежать на том же месте, для чего ей подкладывают там кое-какое старое постельное белье, а муж спит в это время на своем обычном месте. Это продолжается примерно 8 дней, или пока у роженицы продолжаются родовые очищения. На третий день после родов она моется от пупа до ног и для более полного очищения п прыгает через огонь в юрте, что повторяется и на 8-й день, перед тем, как она опять ляжет в постель к мужу. I: В послеродовой период ближайшие родственники и друзья приносят роженице или, вернее, ребенку, мелкие подарки. Если это сын, то обычно приносят р стрелы, а если дочь-несколько копеек денег. Все это вручается через женщин, так как мужчинам не дозволено входить в юрту, где лежит роженица. :I с

у акб что там про огонь было? 

колыбель Колыбели брацких сбиваются из дощечек и качаются из стороны в сторону., 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Описание всех обитающих в Российском государстве народов. 4 тома

Год выпуска: 1776
Автор: И.Г.Георги

https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=764484

Про охоту калмыков:

image.jpg

 

Про охоту монголов:

image.jpg

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

про прическу

Монголы и брацкие в русских уездах имеют то же обыкновение оставлять косичку на макушке.

I: Хотя у брацких по эту сторону Байкала косички не так распространены. 

Об этих даурах, или маньчжурах, известно, что у них косички наверху на голове-старый обычай, и что даже при завоевании Китая они заставили китайцев принять этот обычай, тогда как ранее этот народ носил длинные волосы по всей голове г.

 

Остальные народы как татарского, так и монгольского происхождения, а также и лесные народы, как ни мало природа наделила их бородами, /л. 45 об./ не [121]терпят никаких волос на подбородке, и только отдельные лица носят маленькие усы.

Монголы с этой целью пользуются, по примеру китайцев, широкими железными щипцами, чтобы ими вырывать волосы, едва только они появляются, и проделывают это в течение всей своей жизни. Другие народы производят это посредством ножа, причем они умеют ловко захватить между острием ножа и большим пальцем даже самый маленький волосок. Бритвы для этой цели нет в употреблении ни у одного народа. Может быть оттого, что они с самого начала вырывают волосы с корнем, у них борода растет такой жидкой и в зрелом э возрасте. Если бы они употребляли бритву, разница была бы заметна.

I: юМногие брацкие и тунгусы не вырывают бороду, а дают ей расти. Но она растет у них очень мало. 

Говорят, что в старые времена брацкие, как мужчины, так и женщины, иногда носили в носу в качестве украшений мелкие серебряные или из желтой меди колечки. Однако теперь этого обычая больше нет. Лишь некоторые еще могут вспомнить о нем.

У брацких большая редкость, чтобы мужчина носил серьги.

про одежду 

 

Шапки кузнецких и красноярских /л. 51 об./ татар сходны, вследствие соседства, с шапками калмыков и монголов. А именно, они совершенно круглые, едва доходят до ушей и имеют круглую, не вырезанную ни спереди, ни сзади, опушку из лисьей шкуры или другого меха. У некоторых вверху на шапках можно видеть кисти, какие носят монголы и калмыки.

Точно так же устроены шапки у селенгинских монголов и живущих как по эту, так и по ту сторону озера Байкал брацких, а также у нерчинских /л. 52/ [127] тунгусов. Верх у всех них или из китайки, или из камки, или других шелковых тканей, которые там недороги вследствие соседства с Китаем. I: Они или набиты хлопком, или подбиты легким мехом, например, беличьим. :I т

I: Все с длинными свисающими кистями. О причине существования этих кистей см.: Witsen, p[agina] 292 30. :I у

Однако сказанное выше относится только к мужским шапкам. Женщины у всех этих народов носят большие, заостренные вверху ф и глубокие шапки с опушкой из меха, которая спереди и сзади имеет разрезы.

I: Шапки брацких женщин не отличаются от шапок мужчин. И те, и другие вверху круглые и плоские ч, не надвигаются глубоко на лицо и только едва покрывают уши круглой лисьей оторочкой, или опушкой, которая имеет ширину ладони. Сзади с шапки свисает до затылка длинная кисть из шелка или нитей, которая закреплена посередине макушки.

I: Сапоги по-монгольски Otul 72, по-брацки Otussun, или Otuhun 73, делаются или из прокопченной конской кожи, или половинок, только у последних подошва из прокопченной конской кожи. На них много украшений из тонких кожаных ремней, вокруг которых согнуты пластинки из желтой меди. Такие ремни нашиваются на сапоги в виде узоров. :I 

 

У брацких женщин имеется точно такое же платье, которое они называют Digili 52. Они надевают его поверх обыкновенной шубы и не могут без него появляться перед свекром, дядей мужа, или братом его отца, и старшим братом мужа. У бедных Digili делается из ровдуг, покрытых китайкой, у богатых внизу китайка, верх из камки. Оторочки, которую можно видеть на якутском Tagalai, здесь не имеется.

У знатных на Digili спереди по обеим сторонам имеются украшения из [132] мелких оловянных пластинок, у молодых женщин нередко спереди и сзади подвешены многочисленные побрякушки.

Digili внизу, начиная от талии, заложена складками, а сзади имеется разрез. :I л

 

Брацкие, как мужчины, так и женщины, имеют почти одинаковую одежду. Зимой они носят длинную овечью или косулью шубу на голое тело. Эти шубы широко запахиваются, так что пола доходит до подмышки правой руки. На такой шубе имеется узкая опушка из черной или белой мерлушки 81, а рядом с ней кайма из синей или красной китайки шириной в хорошую ладонь. Эта шуба от талии до пят заложена несколькими складками и имеет разрез с левой стороны. У знатных женщин шуба покрывается китайкой или камкой, а кроме того она там и сям украшена цветными полосами. У мужчин и женщин шубы одинаковой длины и доходит до пят. Они называют эти шубы Digil. Мужчины, когда очень холодно, носят поверх них еще одну овечью шубу мехом наружу, которую они называют Dachi 82. Она почти такая же длинная, как и шуба Digil. :I е

I: Летом брацкие мужчины и женщины носят те же шубы, которые были изношены зимой. Они делают себе ежегодно осенью новые шубы и они служат весь год, при этом для них оказывается кстати то, что летом, когда бывает жарко, на их шубах, в особенности на тех, что из косульих шкур, остается мало волос.

Поверх шубы у брацких с обеих сторон от талии до самого низа свисают большие широкие лоскуты из двойной прошитой китайки, которые они называют Chormoktschi. Вверху они соединяются широкой лентой из китайки или из кожи, которая натягивается вокруг тела, а поверх этой широкой ленты надевается пояс, по-брацки Buege, который отделан не иначе, как серебром. Впрочем, некоторые носят и русский кушак. Chormoktschi служит :I ж

I: для того, чтобы когда они едут верхом с луком и стрелами, шуба не стиралась бы от колчанов, а также чтобы предметы, которые висят у них на поясе, не повреждали шубу.

У якутов имеются такие же, только меньшие, лоскуты по обе стороны поверх их Sangiach'ов из оленьей или лосиной кожи (ровдуг или половинок).

На поясе у брацких висят нож, огниво, ложка и длинная сумка, куда они кладут, когда находятся в пути, хлеб, мясо или другую еду. Эти сумки называются у них Chaptuga 83, что согласуется с тунгусским Chaptua 84. По-якутски Chapcha 85. У некоторых все на одной стороне, у других распределяется по обе стороны.

Трубку и табак они носят в карманах штанов.

Штаны у брацких мужчин и женщин очень широкие и идут от пупа до середины бедер. Из ровдуг. У женщин штаны устроены так, чтобы их можно было сзади спустить вниз, когда они хотят справить нужду. :I з

I: Среди брацких большинство тех, кто в состоянии, помимо своих обычных шуб имеет еще праздничное суконное платье русского образца. :I и

вообщем у акб что то там про шубы было и тд

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

про повозки Мунгалы р, нерчинские тунгусы и калмыки не пользуются никакими санями, отчасти потому, что в степях с, заселенных ими, не выпадает много снега, и он лежит недолго, отчасти потому, что их лошади не приучены тянуть сани.

Все татары, как магометанские, так и языческие, ездят на лошадях с санями.

I: Брацкие ездят на маленьких санях, в которые запрягают быков, и возят на них сено и все то, что доставляют на продажу в город

.Мунгалы, брацкие и нерчинские тунгусы никогда не ездят по воде, всегда только верхом. Если же им надо переправиться через реку, которая оказывается глубокой, то для этой цели они возят с собой невыделанную бычью шкуру, которую /л. 142/ они умеют растягивать в виде лодки и садятся в нее со своими вещами, немного гребут, а лошадей на веревках ведут за собой вплавь. Иногда они также используют маленькие плоты.

 

Исключительно лишь балаганские брацкие пользуются лодками, выдолбленными из сосны, которые они называют ongosso 41, а русские- баты. Они бывают большие и маленькие, так что могут вмещать до 10 человек, но могут иметь место лишь для одного или двух. При них не :I у I: используются настоящие весла, а сзади сидит человек, как на руле, и держит в руках большую ф лопату, которой он подгоняет лодку то с одной, то с другой стороны. Если в лодке сидит много людей, то и у других в руках имеются такие же лопаты, и они гребут ими.

Если этим брацким приходится переправляться через реку с большим грузом, то они связывают вместе два или три бата и делают из них плот, на котором и перевозят свой багаж (порома)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В первую очередь, к этому относится конское мясо, которое у всех считается своеобразным деликатесом-как у магометанских, так и у языческих татар, у монголов, брацких, якутов а, тунгусов и у всех прочих лесных народов. Лесные тунгусы, которые сами не держат скота, выменивают у якутов и брацких конину на пушнину, или также покупают у русских старых загнанных лошадей, более не пригодных для работы, которых затем забивают и съедают.

Также и конское молоко считается у всех них вкуснее и питательнее коровьего. /л. 145 об./

Другая отвратительная вещь-это то, что они даже и при наличии здоровой скотины совершенно не задумываются употреблять в пищу ту, которая издохла сама по себе или от какой-либо болезни. Можно даже сказать с уверенностью, что они больше едят павший, нежели забитый скот. Ибо это должен быть уже очень богатый среди них человек, считающий свой скот сотнями и тысячами голов, кто иногда забивает для себя и своей семьи быка или овцу.

едят монголы конину едят

как и монголы чингисхана едят сурков 

Монголы, брацкие и нерчинские тунгусы в большом количестве едят и очень хвалят сурков, которые у них называются Tabargan 8. Тамошние степи полны ими и при быстрой езде верхом всадники часто подвергаются той опасности, что лошадь попадет в их нору и повредит себя. Подобные сурки имеются также и в районе Верхоянска и якуты их также едят. У брацких по эту сторону Байкала вместо Tabarganов водится другое подобное ему, но меньших 9 размеров, животное, которое называется у них Dorgon 10, а по-русски барсук. //

Iпро охоту на птиц

: Брацкие не едят лисиц, горностаев, хорьков, всех же остальных диких животных едят. Не едят орлов, воронов, ворон, сорок, галок, ястребов и соколов; всех прочих птиц едят. :I ь

I: Брацкие ы, монголы и нерчинские тунгусы почти не едят рыбы, так как не дают себе труда ее ловить. Да при их богатом скотоводстве они считают, что она им и не нужна. По этой же причине они мало интересуются и дичью, и если бы они со скуки или ради забавы не ходили иногда на охоту за благородными оленями или косулями, то никогда бы ее и не ели. :I /л. 150 об./ Тюленей едят брацкие на озере Байкал, а также народы Камчатки, коряки и ламуты.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

про кумыс акб прав, и водку, кстати делали вроде бы и монголы чингисхана.

Опьяняющий напиток у татар, монголов, калмыков, нерчинских /л. 156/ тунгусов, брацких и якутов делается из конского молока и называется по-татарски Kumiss 41, по-монгольски airek 42 (этим названием пользуются также и нерчинские тунгусы), по-брацки Kurungu 43, по-якутски Kuemyss 44. Конское молоко в свежем виде, сразу как подоили кобылу, наливается в специально для этого изготовленный кожаный сосуд, имеющий пузатое тулово и узкую горловину, к нему доливается немного теплой н воды и закваски от старого кумыса и все это часто помешивается деревянной о лопаткой, пока не [276] приходит в брожение. То, что при таком упорном помешивании всплывает поверх молока, снимается и употребляется вместо масла. Само же молоко, после того, как оно побродит один или два дня, называется кумысом и готово для питья. Иногда они оставляют кумыс бродить до 8 или 14 дней и все время доливают в него /л. 156 об./ свежее молоко после каждой дойки, а когда сосуд оказывается полным, то они отливают от готового кумыса столько, сколько нужно для будущего употребления, в другой сосуд. У богатых и знатных людей, у которых много скота, этот кумыс готовится круглый год. У бедных же только весной, когда кобылы жеребятся, и тогда закваску, чтобы привести молоко в состояние брожения, выпрашивают у богатых. Для этой цели они не позволяют жеребятам сосать маток, а привязывают их близ юрт к натянутому длинному аркану, или пверевке, из конского волоса. Кобылы же ходят на пастбище, и когда молоко начинает их тяготить, они сами приходят к жеребятам возле юрт и их доят. Поэтому якуты, как было сказано выше, называют месяц апрель Kulun-tutar-uia 45, то есть месяц, в котором молодые р жеребята привязываются, чтобы собирать молоко на с кумыс. /л. 157/

Кумыс иногда делают и из коровьего молока, но он не так крепок и не имеет у этих народов такого приятного вкуса, как тот, который делается из конского молока.

Языческие татары, калмыки, монголы, нерчинские тунгусы и брацкие и по ту, и по эту сторону Байкала употребляют кумыс не т только лишь для питья, но и выгоняют из него водку, которую они называют Araki. Для этого они используют свой плоский котел из чугуна, накрывают его деревянным верхом, в котором имеется трубка, из которой водка стекает в подставленный под нее деревянный сосуд. У кузнецких и красноярских татар деревянный верх бывает совсем плоским и лишь немного закругляется вверх в виде крышки; он состоит из двух частей, которые примазаны как друг к другу, так и к нижнему котлу. В этой крышке имеются 2 круглых отверстия, к /л. 157 об./ одному из которых присоединяется трубка, которая имеет вид кривой деревяшки и составлена повдоль из двух выдолбленных дощечек, крепко связанных между собой лыком и берестой. Другое же отверстие служит только для того, чтобы через него можно было смотреть в дистиллировочный котел и знать, когда кумысзакипит, чтобы соответственно этому регулировать огонь. В нем имеется плотно вставленная втулка, и как только водка начинает стекать, оно закрывается и замазывается, как и отверстие с трубкой.

I: Если водка стекает слишком быстро, то они смачивают и охлаждают у крышку и трубку сукном, смоченным холодной водой. :I ф

У мунгалов и нерчинских тунгусов крышка дистиллировочного котла достигает в высоту половины человеческого роста и имеет вид усеченного [277] конуса. Она состоит из дранок и бересты. Посередине этой крышки внутри имеется поставленная немного наискосок длинная и узкая дощечка с прорезанными бороздами, с которой соединяется трубка, которая, подобно желобу, открыта вверху и немного изогнута. На верхней поверхности этой крышки стоит плоский котел с холодной водой. /л. 158/

Водка очень слабая, слабее обыкновенной, или ординарной хлебной, водки, и кроме того имеет неприятный для нас х запах. Мы специально велели сделать в нашем присутствии кумыс из коровьего молока и перегнать из его на водку, но она получилась еще слабее и язычники говорят, что это всегда так бывает. Однако крепость молочной водки бывает различной в зависимости от времени года. Лучше всего она из первого весеннего молока, а самая плохая-зимой. Можно еще сказать, что если бы кумыс перегонялся на европейский лад с холодильным бочонком ц и через плотно закрытые трубки, а также в приемник с узким горлом, чтобы испарение не было таким сильным, то она была бы гораздо крепче. Я неоднократно пытался объяснить этим народам наш способ, но они не проявляют к этому интереса и говорят, что их предки делали так, и поэтому они не желают вводить какие-либо новшества.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахи тоже делали молочную водку по крайней мере в 18 веке. Причем русский автор писал, что ее невозможно отличить от обычной. Однако сейчас такую не делают и я даже не слышал о ее существовании.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

монголы чингисхана очень любили и сурков Важные господа имеют на юге поместья, из которых на зиму им доставляется просо и мука. Бедные добывают себе это в обмен на баранов и кожи. Рабы наполняют свой желудок даже грязной водой и этим довольствуются. Ловят они также и мышей, многие породы которых находятся там в изобилии. Мышей с длинными хвостами они не едят, а отдают своим птицам. Они истребляют соней (glires) и всякую породу мышей с коротким хвостом. Там водится также много сурков, именуемых там согур ; они собираются зимою в одну яму зараз в числе 20 или 30 и спят шесть месяцев; их ловят Татары в большом количестве. Водятся там также кролики с длинным хвостом, как у кошки, и с черными и белыми волосами на конце хвоста. У них есть также много других маленьких зверьков, пригодных для еды, которых они сами очень хорошо различают. Оленей я там не видал; зайцев видел мало, газелей много. Диких (sil-vestres) ослов 57 я видел в большом количестве; они похожи на мулов. Видел я также другую породу животных, именуемых а р к а л и 58; они имеют тело, точно у барана, и рога, загнутые, как у барана, но такой огромной величины, что одной рукой я едва мог поднять два рога; из этих рогов они делают большие чаши. У них есть в большом количестве соколы, кречеты и аисты 59; всех их они носят на правой руке и надевают всегда соколу на шею небольшой ремень, который висит у него до средины груди. При помощи этого ремня они наклоняют левой рукой голову и грудь сокола, когда выпускают его на добычу, чтобы он не получал встречных ударов от ветра или не уносился ввысь. Итак, охотой они добывают себе значительную часть своего пропитания.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Брацкие, монголы, калмыки и якуты, а также живущие в степях красноярские и кузнецкие ь татары уплачивают калым лошадьми, рогатым скотом и овцами-также в соответствии со своим достатком.

У других народов, таких как монголы, буряты, якуты и т.д. ф, у которых из-за скотоводства жены не могут находиться поблизости друг от друга и [380] нередко одна жена живет на расстоянии дня пути от другой, муж, только что покинув постель одной жены и немного позавтракав, отправляется в дорогу, чтобы навестить другую. Если этот путь столь дальний, что он не поспевает прибыть к обеду, то он берет в дорогу только такой запас еды, /л. 70/ какой требуется для того, чтобы х перебороть свой голод, так как жена уже знает время его обычного прибытия и держит обед наготове. После этого он остается у нее до следующего утра.

У монголов, калмыков, бурят, якутов, кузнецких и красноярских татар бкаждая из жен, если только состояние мужа это позволяет, в большинстве случаев в живет в отдельной юрте или шатре, имеет свое особое хозяйство, скот и свою прислугу. Муж же не имеет ни собственного жилища, ни скота, но он г попеременно ходит в гости то к одной, то к другой жене д и осуществляет над всем верховный надзор. 

Прежде всего, имеет место основополагающий принцип, что не только а у народов, исповедующих магометанскую религию, но и у тех, которые исповедуют религию тангутскую 1, а также у всех язычников разрешается одновременно иметь в браке более одной жены. Но все же с той разницей, что в магометанской религии число жен не может превышать четырех, и за этот предел по закону переходить не полагается, у других же народов это остается неопределенным. /л. 37 об./

здесь ниже миллер пишет о всех сибирских народах за исключением мусульман и христиан

 

Если я говорю, что невеста переходит в другой род и ее отец уже не должен ожидать от нее ни услуг, ни памяти, то это основывается на мнении всех сибирских народов, которые делятся на определенные с роды, что кровное т родство считается лишь по этим родам. Все они берут невест из чужих родов, и как только она входит в другой род, ее кровное родство с прежним родом прерывается. В дальнейшем ее ничто не связывает со своими прежними у кровными родными.

I: В этом отношении они так щепетильны, что ни один не женится на женщине из того рода, к какому он себя причисляет, даже если этот род весьма многочислен ф. Даже если он насчитывает 300-400 семейств и х распространен на 1000 верст и более и никто уже не может припомнить или сказать, что он хотя бы слышал, в каком именно родстве они состоят между собою-это все же для них совершенно безразлично. Простое родовое имя [357] имеет у них гораздо большее значение, чем самое близкое родство, которое у них на глазах. :I ц

На указанном основании покоится и все их учение о запрещенных степенях родства, между которыми невозможен брак. Если только невеста из другого рода, то, если даже она в силу браков, имевших место ранее, оказывается в самом близком /л. 42/ свойстве или родстве со своим женихом, на это не обращается внимания. Например, не является препятствием, если невеста приходится сестрой матери жениха, если жених и невеста-дети родных сестер или братьев, если жених-брат матери невесты. Два родных ч брата могут жениться на двух родных сестрах, разрешено даже брать в жены двух сестер, причем не только одну за другой, но и обеих одновременно. I: Также отец и сын женятся на двух сестрах, или отец женится на матери, а сын на дочери.:I ш

Если такое обыкновение, столь противоречащее нашим обычаям, кажется нам удивительным, то я для большего подкрепления должен сказать, что поскольку вначале и мне это казалось не менее щ странным, то я с тем большим ъ вниманием повсюду об этом осведомлялся, причем нашел, что этот обычай носит постоянный характер. Из этого нужно, однако, исключить только народы магометанской религии и те, которые приняли христианство, поскольку они придерживаются своих учений, в каждом из которых принимаются во внимание свои установленные запрещенные /л. 42 об./ степени родства при заключении браков.

Еще один обычай в отношении степеней родства, разрешенных у язычников, столь же удивительный для нас, состоит в том, что вдова во втором браке обычно достается своему ближайшему родственнику. Вероятно, закон Левитов, согласно которому младший брат должен жениться на не имеющей детей вдове своего старшего брата, чтобы привить то же семя, возник из того же обычая, уже тогда общего Востока. Ибо то же требуется и по магометанскому закону, и хотя сибирские язычники не считают этого непреложной необходимостью, однако у них так бывает очень часто, и дело не ограничивается вдовой старшего брата, а старший брат имеет такое же право /л. 43/ жениться на вдове младшего, а младший-на вдове старшего. При этом не обращается никакого внимания на то, имеет ли вдова детей.

так что миф что у монголов нет многоженства, и по поводу отсутствия женитьбы на вдовах родственников тоже под сомнением.

только выдумка про старших жен не подтвердилась ну на то она и выдумка. может акб путает наложниц и жен?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гадание на бараньих лопатках было у казахов и  др кочевых народов:

https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/жауырыншы/

жауырыншы
этн. гадатель; предсказатель (гадающий на бараньей лопатке)

http://avestnik.kz/kostnaya-diplomatiya/

"...Говорят, лекари, знахари, старцы могли по бараньей лопатке определить, пойдет ли дождь, будет ли метель, как сложится ближайший месяц для сельчан. Кость варилась в общем котле, во время трапезы к лопатке нельзя было прикасаться ни ножом, ни зубами. Затем эту очищенную от мяса кость передавали ясновидящему старцу. Он осторожно брал ее за утолщенную, закругленную сторону и разглядывал на свет.

— Видимо, изучались определенные прожилки, разветвления, — предполагает Рысжан Ильясовна. — Свой секрет ясновидцы не раскрывали, вслух говорили только хорошие новости. Сейчас так уже никто не гадает.

Не менее известный историк Бекарыстан Мырзабай добавляет, что истоки предсказаний кроются в шаманизме, распространенном у древнетюркских народов. Провидцем, знахарем был Коркыт ата, который исцелял звуками кобыза.

— В детстве я видел, как за дастарханом отец разглядывал на просвет солнца или керосиновой лампы баранью лопатку — жауырын. Думаю, что природа, рацион кормления, солнечная активность, лунный свет — все это как-то формировало костную структуру животного, и старцы, учитывая какие-то факторы, могли видеть будущее, — говорит сотрудник областного историко-краеведческого музея. — Но в народе сохранилась и поговорка: «Жауырыншыны жау алар, есепшіні жұт алар». То есть не надо верить предсказателям, их ошибки могут стоить жизни. Казахи говорили: «Все в руках Всевышнего, все в его воле.."

 

У монголов ЧХ тоже было гадание на бараньей лопатке:

"...Что касается их гадания, то [они] обжигают баранью лопатку и определяют счастье или несчастье, смотря по тому, проходят ли трещины на ней [по направлению] туда или обратно. Этим [гаданием] решается все — откажет небо [в желаемом] или даст [его]. [Татары] сильно верят в это [143] [гадание]. Оно называется “обжиганием пи-па”117. Не существует никаких грубых или тонких дел, о которых не производилось бы гадание. Гадание [по какому-либо случаю] непременно повторяется неоднократно.

Когда [я, Сюй] Тин вместе со всей партией прибыл в степи с миссией, то татарский правитель несколько раз обжигал пи-па 118, чтобы погадать, отправлять [ему] обратно или задержать [нашу] миссию 119. Надо полагать, что[показания] пи-па говорили о том, что следует возвратить[нас] домой, и поэтому [он] должен был отправить [нас] па родину. “Обжигание пи-па”  не что иное, как “сверление черепаховых щитков” 120 [у китайцев]..."

 

118 При монгольских ханах находились шаманы и китайские астрологи, однако и сами ханы производили гадание. Как сообщается, например, в биографии Елюй Чу-цая в “Юань ши”, Чингис-хан сам гадал на бараньей лопатке перед каждым походом (“Юань ши”, гл. 146, стр. 2а). По сообщению Г. Рубрука, Мункэ-хан также сам производил гадание (см. Карпини и Рубрук, стр. 149, 152).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад Zake написал:

Гадание на бараньих лопатках было у казахов и  др кочевых народов:

https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/жауырыншы/

жауырыншы
этн. гадатель; предсказатель (гадающий на бараньей лопатке)

http://avestnik.kz/kostnaya-diplomatiya/

"...Говорят, лекари, знахари, старцы могли по бараньей лопатке определить, пойдет ли дождь, будет ли метель, как сложится ближайший месяц для сельчан. Кость варилась в общем котле, во время трапезы к лопатке нельзя было прикасаться ни ножом, ни зубами. Затем эту очищенную от мяса кость передавали ясновидящему старцу. Он осторожно брал ее за утолщенную, закругленную сторону и разглядывал на свет.

— Видимо, изучались определенные прожилки, разветвления, — предполагает Рысжан Ильясовна. — Свой секрет ясновидцы не раскрывали, вслух говорили только хорошие новости. Сейчас так уже никто не гадает.

Не менее известный историк Бекарыстан Мырзабай добавляет, что истоки предсказаний кроются в шаманизме, распространенном у древнетюркских народов. Провидцем, знахарем был Коркыт ата, который исцелял звуками кобыза.

— В детстве я видел, как за дастарханом отец разглядывал на просвет солнца или керосиновой лампы баранью лопатку — жауырын. Думаю, что природа, рацион кормления, солнечная активность, лунный свет — все это как-то формировало костную структуру животного, и старцы, учитывая какие-то факторы, могли видеть будущее, — говорит сотрудник областного историко-краеведческого музея. — Но в народе сохранилась и поговорка: «Жауырыншыны жау алар, есепшіні жұт алар». То есть не надо верить предсказателям, их ошибки могут стоить жизни. Казахи говорили: «Все в руках Всевышнего, все в его воле.."

 

У монголов ЧХ тоже было гадание на бараньей лопатке:

"...Что касается их гадания, то [они] обжигают баранью лопатку и определяют счастье или несчастье, смотря по тому, проходят ли трещины на ней [по направлению] туда или обратно. Этим [гаданием] решается все — откажет небо [в желаемом] или даст [его]. [Татары] сильно верят в это [143] [гадание]. Оно называется “обжиганием пи-па”117. Не существует никаких грубых или тонких дел, о которых не производилось бы гадание. Гадание [по какому-либо случаю] непременно повторяется неоднократно.

Когда [я, Сюй] Тин вместе со всей партией прибыл в степи с миссией, то татарский правитель несколько раз обжигал пи-па 118, чтобы погадать, отправлять [ему] обратно или задержать [нашу] миссию 119. Надо полагать, что[показания] пи-па говорили о том, что следует возвратить[нас] домой, и поэтому [он] должен был отправить [нас] па родину. “Обжигание пи-па”  не что иное, как “сверление черепаховых щитков” 120 [у китайцев]..."

 

118 При монгольских ханах находились шаманы и китайские астрологи, однако и сами ханы производили гадание. Как сообщается, например, в биографии Елюй Чу-цая в “Юань ши”, Чингис-хан сам гадал на бараньей лопатке перед каждым походом (“Юань ши”, гл. 146, стр. 2а). По сообщению Г. Рубрука, Мункэ-хан также сам производил гадание (см. Карпини и Рубрук, стр. 149, 152).

У множества народов сохранились эти традиции, в т.ч. у осетинов. Осетины считают это СКИФСКИМ наследием:

"..Осетины широко практиковали обычай гадания на бараньей лопатке («оны кæсын»). Как отметил профессору ЮОНИИ Юрий Гаглойти в своей работе, именно баранья лопатка использовалась для предсказывания, именно она обладала сакральным значением.

При завершении застолья правую баранью лопатку жертвенного животного, в очищенном от мяса виде подавали предсказателю будущего. Он тщательно всматривался в просвет бараньей лопатки, и затем оповещал о самых разных предстоящих событиях, которые произойдут будущем.

Еще один момент, который тоже соблюдается в некоторых местах по сей день мясо с бараньей лопатки нужно было снимать от кости только руками, было табуировано прикосновение ножом к этой части жертвенного животного. Срезать мясо с костей ножом или же обгрызать зубами, воспрещалось категорически. «Лопатка жертвенного животного не только чуждается ножа – принадлежности воина – но считает оскорбительным для себя даже прикосновение оружием насилия. Ее сила – в уме, в духовном могуществе», — поэтому, как нам сказал Юрий Гаглойти, — «так как оружие насилия отвергалось, то, к примеру, скифские жрецы не резали жертвенное животное, а душили»..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

38 minutes ago, Zake said:

У множества народов сохранились эти традиции, в т.ч. у осетинов. Осетины считают это СКИФСКИМ наследием:

"..Осетины широко практиковали обычай гадания на бараньей лопатке («оны кæсын»). Как отметил профессору ЮОНИИ Юрий Гаглойти в своей работе, именно баранья лопатка использовалась для предсказывания, именно она обладала сакральным значением.

При завершении застолья правую баранью лопатку жертвенного животного, в очищенном от мяса виде подавали предсказателю будущего. Он тщательно всматривался в просвет бараньей лопатки, и затем оповещал о самых разных предстоящих событиях, которые произойдут будущем.

Еще один момент, который тоже соблюдается в некоторых местах по сей день мясо с бараньей лопатки нужно было снимать от кости только руками, было табуировано прикосновение ножом к этой части жертвенного животного. Срезать мясо с костей ножом или же обгрызать зубами, воспрещалось категорически. «Лопатка жертвенного животного не только чуждается ножа – принадлежности воина – но считает оскорбительным для себя даже прикосновение оружием насилия. Ее сила – в уме, в духовном могуществе», — поэтому, как нам сказал Юрий Гаглойти, — «так как оружие насилия отвергалось, то, к примеру, скифские жрецы не резали жертвенное животное, а душили»..."

У монголов самая почетная доля мяса баранини-лопатка баранья и 4 длинные ребра/дал дөрвөн өндөр/. По монгольскому обычаю старший должен отрезать от лопатки количество кусков, равное количеству гостей, и угостить каждого, опять-таки по старшинству. После этого остаток лопатки старший забирает себе, а гости могут приступать к еде без ограничений. В этой традиции, снова-таки, нет дискриминации, а есть лишь глубокая жизненная мудрость – с возрастом зубы человека лучше не становятся, и самому старшему по праву должен достаться самый мягкий кусок…

 

Возможно это продолжение  древних огузских традиции.

 

 

А у казахов почетная доля мясa это не лопатка,а жанбас/сүүж/.

 

 

Quote

 

 

ДЕТИ КЮН-ХАНА-САМОГО СТАРШЕГО ИЗ ВСЕХ СЫНОВЕЙ ОГУЗА

1. Кайи, т. е. могущественный (103); [его рода] тамга: онгон - белый сокол (104), доля мяса - правая лопатка (105).

2. Байат, т. е. богатый, полный благодати (106); [его рода] тамга: онгон - белый сокол (107), доля мяса - правая лопатка (108).

3. Алкаравли (109), т. е. в каком бы месте он ни был, всегда удачливый и достигающий благоденствия (110); [его рода] тамга: онгон - белый (111) сокол , доля мяса - правая

лопатка (112).

4. Кара-Ивли (113), т. е. по чернотропу прекрасно ездил (114); [его рода] тамга: онгон - белый сокол (115), доля мяса - правая лопатка (116). [65]

ДЕТИ ВТОРОГО СЫНА АЙ-ХАНА

1. Йазыр (117), т. е. люди многих стран будут на твоей стороне (118); [его рода] тамга: онгон - орел (119), доля мяса - передняя правая лопатка.

2. Догер (Дока) (120), т. е. ради общения (121); [его рода] тамга: онгон - орел (122), доля мяса - передняя правая лопатка.

3. Додурга (123), т. е. завоеватель страны и устанавливающий порядок (124); [его рода] тамга: онгон - орел (125), доля мяса - передняя правая лопатка.

4. Япарлы (126), т. е. великий. Его настоящее имя было Ягма (127).

Когда во время [одного] сожжения он допустил ошибку, [Огуз] был вынужден наказать его. Существовал суровый ветер, который дул со стороны Хитая (Китая). Этот ветер, который именовался Сам (128) Сюйрек , очень беспокоил [людей]. Ему (Ягме) сказали: "Ты садись на месте, откуда дует этот ветер, и перекрой его отдушину. Этим преследовалась цель его гибели и поэтому его и послали туда. [В настоящее время в этой стране туркменов из его рода нет. Они живут только в стране Хитаи] (129). [Его рода] тамга: онгон - орел (130), доля мяса - передняя правая лопатка.

ДЕТИ ТРЕТЬЕГО СЫНА ЮЛДУЗ-ХАНА

1. Авшар, т. е. проворный в деле и страстный охотник (131); [его рода] тамга: онгон - тавшанджил (132), доля мяса-правое бедро.

2. Кызык (133), т. е. сильный, знаток законов и битв (134); [его рода] тамга: онгон тавшанджил (135), доля мяса - правое бедро.

3. Бегдили, т. е. всегда дорог, как слово старших (136); [его рода] тамга: онгон- тавшанджил (137), доля мяса - правое бедро. [66]

4. Каркьш, т. е. имеющий много пищи и утоляющий голод народа (138); [его рода] тамга: онгон - тавшанджил (139), доля мяса - правое бедро.

Племена учок

Трех младших по возрасту братьев Огуз назначил в левое крыло (войск) и дал им имя учок. Иркыл Ходжа дал каждому из них свой лакаб в следующем порядке:

СЫНОВЬЯ ГЕК-ХАНА

1. Байандур (140), т. е. всегда живущий в полном (141) довольствии ; [его рода] тамга: онгон - кречет (142), доля мяса- левое бедро.

2. Беджене (143), т. е. проявляющий ревностное (144) старание ; [его рода] тамга: онгон - кречет (145) доля мяса-левое бедро.

3. Чавулдур (146), т. е. помогающий всякому в его деле, борющийся, беспокойный (147); [его рода] тамга: онгон - кречет (148), доля мяса-левое бедро.

4. Чепни (149), т. е. везде, где есть враг, немедленно вступающий в сраженье (150); [его рода] тамга: онгон - кречет (151), доля мяса - левое бедро.
  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Посмотрел монгольский (бурятский) и манжурский словари. У обоих направление сторон света идет по югу (головой). Запад и право одно слово. У казахов восточное направление. Право - Юг (он), Лево - север (сол). У других тюрков не нашел.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

35 минут назад Baurchuk Art Tekin написал:

Есть русская литература о "маньчжурах" в Центральной Азии? Потомки киданей Елюй Даши - каракитаи спасли найман бежавших от монголов и приняли в свое гос-во. Возможно, кровь и традиции маньчжуров в современных народах СА: каракалпаках, казахов.

опять мимо ...у уйгур ее немало 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...