Перейти к содержанию
Кара-Кыргыз

Военное дело и вооружение кыргызов.

Рекомендуемые сообщения

Предлагаю обсудить военное дело кыргызов (древних, средневековых, енисейских, тениртоуских и др.). Приглашаю всех кто имеет какую-либо информацию по теме поделиться сврими знаниями и изысканиями.

Надеюсь будет что обсуждить на этой теме.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для начала предлагаю статью Боброва Л. А. http://www.zaimka.ru/kochevie/lion_sibsun.shtml

Военная история енисейских кыргызов в IX-XII веках.

Кыргызы Великий и таинственный народ, создавший в IX веке огромную империю, включавшую в себя территорию от Енисея до Восточного Туркестана и от Керулена до Иртыша.

До сих пор ученые спорят, откуда на землях цивилизованных таштыкских племен, в Минусинской котловине, появились высокие, светловолосые и зеленоглазые "варвары", именовавшие себя кыргызами, то есть "красными", благородными людьми. На протяжении пяти веков зловещая кыргызская держава нависала над северными границами могущественных тюркских каганатов Центральной Азии. Будучи народом полуоседлым, кыргызы могли в самый короткий срок выставить 100-тысячную армию. Силу их панцирной конницы в разное время испытывали на себе тюрки и уйгуры, турфанцы и племена Забайкалья. Огромные полчища северных кочевников, возглавляемые кыргызами, в течение всего XI века совершали опустошительные походы на юг в земли уйгуров. В армии кыргызов соблюдалась железная дисциплина, дополнявшаяся невиданной доселе жестокостью к врагу

Историю кыргызов можно достаточно четко разбить на три периода:

1-й этап: VI-VIII вв.

Данный период кыргызской истории совпал с усилением государства тюрков тю-кю (тюркютов) на Алтае. Начиная с 545 года они ведут постоянные захватнические войны, итогом которых стало возникновение единой кочевой державы от Желтого до Черного моря.

В 554-555 ГГ. тюркский каган Муган-хан на севере покорил земли Цугу (т.е. кыргызов).

До 581 г. жители Минусы вывозили к тюркютам в виде дани "крайне острое оружие", которым кыргызы славились на всю Центральную Азию. Не гнушались завоеватели и "кыргызскими девами", и великолепными мехами.

В результате династических усобиц у тюркютов кыргызы в 581 г. освободились от иноземного гнета, но, как оказалось, ненадолго. Уже в 629 г. место тюрок заняли телесы, а в начале VII в. вернулись "старые-новые хозяева" кок-тюрки.

Страх и ненависть к завоевателям толкнули кыргызов в объятия империи Тан, создавшую мощную коалицию степных народов, направленную против агрессивного II-го тюркского каганата. Не раз победа клонилась то на одну, то на другую сторону. К 708 г. казалось, что кыргызы победили, но не тут-то было. Зимой 710-711 гг. тюркское войско во главе с великолепными полководцами Туньсокуком и Кюль-Тегином совершило беспрецедентный конный переход через заснеженные горы и обрушилось на кыргызский лагерь в Черни Сунга. Несколько дней шла ожесточенная битва, итогом которой стал полный разгром кыргызской орды. Поражение было настолько сильным, что кыргызы, даже при определенной доле самостоятельности, не смогли вести активную внешнюю политику вплоть до 745 г. - года падения тюркского каганата.

Попытавшись вмешаться в центрально-европейскую политику тюркских держав, кыргызы в 758 году в очередной раз были завоеваны, на этот раз уйгурами. Народ Минусы не раз поднимал восстания, но все было бесполезно. "Золотую тюркскую волчицу" сменил " степной уйгурский волк", власть которого была не в пример тяжелее. Кыргызские правители теряют титул хана и в IX век вступают с титулом "Ажо".

2-й этап. IX-X вв. Период Великодержавия.

20-летняя изоляция от вмешательства в центрально-азиатские склоки пошла кыргызам на пользу. Армия была перевооружена и по-новому переукомплектована. Теперь в панцирной коннице служили почти исключительно кыргызы, а в легкой кыштымы, набиравшиеся из покоренных народов. Был создан мощный военно-чиновничий аппарат и десятичная система.

В 820 г. кыргызы почувствовали свою силу, объявили своего правителя каганом и провели ряд военных акций против своих соседей на севере и востоке. А в 840г., воспользовавшись междоусобицей среди уйгуров, двинулись и на их столицу Орду-Балык.

Разгромленные уйгуры сопротивлялись еще несколько лет, ведя партизанскую войну и уничтожая кыргызские посольства, двигавшиеся в Империю. Только в 843г. отборная кыргызская конница обрушилась на становища уйгуров. За этим последовали экспедиции в Восточный Туркестан и Монголию. Кыргызская империя приближалась к пику своего могущества: велась оживленная торговля с империей Тан, были заключены военные союзы с тибетцами и шато. Кыргызские армии участвовали и в междоусобицах Китая.

Надлом произошел незаметно. Уйгуры медленно, но верно теснили кыргызов на юге, а кимаки на западе. Вновь усилился Китай и маньчжурские племена на востоке. Страшным ударом по кыргызам-кочевникам было "усыхание" степи… Немногочисленный народ не мог контролировать территории, в десять раз превышавшие размеры исконных земель государства "Кыргыз". Поэтому уже во второй четверти десятого века кыргызы оставили почти все завоеванные территории.

3-й этап. X-XII вв. Междоусобицы.

В период с 924 по 1130 гг. в Центральной Азии выступило государство киданей Ляо ("стальная империя"). Не исключено, что кыргызы стали данниками Империи. Не имея возможности вести завоевательные войны кыргызы впали в иную крайность – войны междоусобные.

В XII веке на подвластные кыргызам земли усиливается натиск монголоязычных племен. В 1130 г. на земли "хягасов" вторгается 40-тысячная армия армия кара-киданей под предводительством знаменитого Елюй-Даши. Первый натиск был отбит, но уже в 1130г. нашествие повторилось...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Мухаммад б. Текеш

Вышла книга:

Ю. С. Худяков

Сабля Багыра (Вооружение и военное искусство средневековых кыргызов)

В книге рассматривается полная драматизма военная история кыргызов - кочевого народа тюркского происхождения, который обитал в средние века на просторах Южной Сибири и Центральной Азии. Автор в доступной и увлекательной форме рассказывает о войнах кыргызов с кочевыми империями и создании ими в IX в. великой державы - Кыргызского каганата. Особое внимание он уделяет оружию кыргызских воинов и их искусству ведения боевых действий.

Книга назначена для самого широкого читателя, интересующегося историей воинского дела.

Приобретена мной в московском книжном -"Москва" напротив мерии рядом с паятником Долгорукому. цена 138 руб.

Ее критика на http://tgorod.go.ru/cgi-bin/board/topic.cg...um=1&topic=2304

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прчитал "Саблю Багыра". Как представителю "широкого круга читателей" мне понравилось. Хотелось бы узнать мнение специалистов по этой книге.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Один мой хороший знакомый - Г. Аешин, живущий в Орджоникидзевском районе Республики Хакасии, рассказывал, что до 60-х годов ХХ века у них проводился празник Огланов, где мальчики - огланы соревновались в ловкости. Огланы садились на коней без седел, брали массивные щиты, которые должны были весить примерно столько же как они сами, и щитами токали друг друга, пытаясь столкнуть с лошади. Упоминал о палках имитировавших копья. Также проводились скачки. Однако данный праздник, по его словам, был запрещен властями. Когда после запрета приходило время проводить празник, люди ходили в подаленном состоянии и старались не смотреть друг другу в глаза. Также он рассказывал, что предки перед боем совершали ритуал, который заключался в хождении воинов вокруг огня против солнца. при этом хождение производилось особым образом, ногами выбивали определенный ритм. Взывали к богам, испрашивая победы.

По сообщениям русских источников енисейские кыргызы сжигали убитых воинов. Если приходилось быстро отступать, то сжигали в стогах сена(во время набегов на подконтрольные русским территории, в которых было сенокошение). Тактика боя у енисейских кыргызов периода русских завоевателей была типичной кочевнической - быстрые набеги. Осады русских крепостей продолжались иногда месяцами. Вооружение отличалось специализацией на войну. Использовались разнообразные виды наконечников, которые били пригодны более для войны чем для охоты. У кыштымов, которые были в родстве с кыргызами и поддерживали их в военных действиях против завоевателей за более чем вековой период русской военной экспансии вооружение во многом приблизилось по уровню к вооружению кыргызов, что очередной раз подтверждает наличие идейного единства у племен Хакасско - Минусинской котловины в этот период (многие советские научные работники из-за идеологических соображений представляли енисейских кыргызов как феодалов - эксплуататоров, которые мешали жить мирным труженникам - кыштымам, в связи с чем злобные кыргызы поплатились и де поделом им - дискуссии ведутся до сих пор). Использовалось также огнестрельное оружие как русского производства, так и "турского"(по видимому джунгарский либо среднеазиатский импорт). Есть упоминания, что на крепости против ружей ходили под защитой массивных щитов.

Часто в русских документах отмечается крайняя воинственность енисейских кыргызов(что подтверждается не только рядом письменных источников, но и многолетним опытом посещений дискотеки в хакасском селе Аскиз :) ). ..

к сожалению инетовское время - это деньги

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть упоминание в русских источниках об использовании енисейскими кыргызами "психотронного" оружия: однажды в Томске передохли все собаки и начали болеть люди. Когда был пойман один из коренных, то он под пытками сознался, что кыргызы привели шаманов под Томск, расставили их вокруг города и напустили "шайтанов", которые по-видимому и сделали свои дела. Кстати подобная практика вовсю, если верить некоторым , используется в современной политической борьбе в Хакасии (что вполне закономерно, если учитывать крайнюю малочисленность хакасов в Хакасии, что не позволяет использовать в борьбе за мало-малькое благо традиционные для современности политтехнологии).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слушайте, я не понимаю, почему алатауские, т.е. наши Кыргызы отождествляют себя с Енисейскими и их потомками Хакасами??

Даже генетически они далеко не родственники.

Вот скажите мне, что общего между татарами Монголии (до 12в) и Казанскими, Сибирскими, Астраханскими, Крымскими, Литовскими?? Да хотя бы спросите у Казанских, считают ли они себя близкими с Крымскими и остальными? Разница между ними как у англичан и немцев и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть упоминание в русских источниках об использовании енисейскими кыргызами "психотронного" оружия: однажды в Томске передохли все собаки и начали болеть люди. Когда был пойман один из коренных, то он под пытками сознался, что кыргызы привели шаманов под Томск, расставили их вокруг города и напустили "шайтанов", которые по-видимому и сделали свои дела. Кстати подобная практика вовсю, если верить некоторым , используется в современной политической борьбе в Хакасии (что вполне закономерно, если учитывать крайнюю малочисленность хакасов в Хакасии, что не позволяет использовать в борьбе за мало-малькое благо традиционные для современности политтехнологии).

В битве при Герате между тюрками и иранцами описан камень яда, массовый гипноз и психологическое влияние на Бахрама Чубина (плохие сны). Камень яда (жай-таш) последний раз упоминается как раз у киргизов Ала-Тоо в Тарихи Рашиди кажется. Там на полном серьезе автор пишет, что нечестивые киргизы использовав жай-таш вызвали летом снег (что в принципе не редкость в сыртах) и скрылись от справедливого возмездия (и это в XVI в.). Жай-таш добывали из внутренностей особого жертвенного животного (камни в почках? :rolleyes: )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какая разница между французами и немцами? Большая и даже очень. В прошлом же франки были германским племенем. Современные французы как известно подразделяются на 4 субэтноса, одни из которых больше германцы, другие больше галлы. Ну и что? В прошлом же у них было много общего. Как бы там ни было, но древние енисейские кыргызы в той или иной степени являются нашими и вашими предками? Поэтому считаю уместным, т.к. как говориться чтобы понять прошлое, как говорится, надо понять настоящее, а внашем случае понять более поздний период. Когда писал вышенаходящиеся посты, то предпологал я недоумение. Тем не менее, воинское искуство древних енисейских кыргызов, можно познать не только из китайских и рунических письмен, но из более поздних, м.б. косвенных сведений. Например, Алыптых Нымахтар - героические сказания, или традиционные спортивные состязания. Или облавная охота. Сообщения русских источников 17 в. очень ценны, т.к. енисейские кыргызы 17 в. были без всяких оговорок преемниками тех древних кыргызов.

про современность я так. горько пошутил.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

господа у кого какое мнение по реконструкциям Боброва размещённых на Сибирской Заимке http://zaimka.ru/kochevie/bobrov1.shtml

если кто знает где можна найти более полные\кочественные реконструкции вооружения\костюма воина на этот период присылайте ссылки\источники

зарание признателен

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В настоящей теме предлагаю к обсуждению факты, события повествующие о воинских успехах кыргыских воинов.

Итак, Ысакбек Монуев -генерал майор, командующий национальной армии Восточно-Туркестанской Республики:

Монуев Ысакбек (Ыскакбек) (1902-1949 гг.) — военный деятель, первый генерал из кыргызов. Родился в 1902г. в селе Нура Алайского региона. Отец Мону ажы (хаджи) занимался кыргызско-китайской торговлей, позже осел с семьей в китайской провинции Синцзянь. В возрасте 25 лет Ысакбек собрал отряд из кыргызов Кызыл-Суу и громил проникших через советско-китайскую границу басмачей. В последующем Гоминьданское правительство присвоила ему воинский чин «луйман» (генерал-майор). Узнав о намерениях гоминьдановцев расправиться с ним, Ысакбек бежал в Алма-Ату. Здесь он сформировал воинскую часть, вернулся и, разгромив Гоминьданские войска, выгнал их из Синцзяна. В 1944 г. была создана Восточно-Туркестанская Республика, во главе которой стал Ахмеджаи Касым, а первым командующим войсками был генерал Ысакбек.

post-214-1171617745_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кому-нибудь известно что-либо о кыргызских воинах воевавших на стороне турков, если не ошибаюсь, в 15 или 16 вв?

Мне известно лишь что кыргызские воины воевали в Турции и принимали участие в осаде христьянской крепости. Этим воинам был установлен отдельный гумбез в г. Изник. Совсем недавно там установили уже современный памятнки изображение которого использует участник под ником Кёк-Кыргыз.

Хотелось бы больше узнать об этих воиинах, их миссии и т.п.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В настоящей теме предлагаю к обсуждению факты, события повествующие о воинских успехах кыргыских воинов.

Итак, Ысакбек Монуев -генерал майор, командующий национальной армии Восточно-Туркестанской Республики:

Более подробную и достоверную информацию Вы можете увидеть здесь

http://polusharie.com/index.php/topic,2564.750.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мухаммед Кыргыз (Тагай бий) (год рождения неизвестен — 1533) — первый предводитель кыргызов, объединивший два племенных объединения — племена "правого" и "левого" крыла кыргызов, проживавших в ареале современного Кыргызстана. Осознавая, что будущее кыргызов может быть связано только с дальнейшим объ-единением, усилением и укреплением кыргызов, Мухаммед проводил соответствующую внешнюю политику, создавая условия и для развития связей с этнически родственным внешним окружением. В 1508 г. объявлен ханом кыргызов. Когда могольские ханы попытались захватить Кыргызстан и южно-восточные области Казахстана, он заключил с казахскими султанами союзные договора, предусматривающие совместные действия в случае внешней угрозы. В 1517 г. войска моголов вторглись в их владения. Ставка Мухаммеда располагалась в Барсконе — на южном берегу Иссык-Куля. Кыргызы потерпели поражение, а сам Мухаммед попал в плен и был увезен в Кашгар. Но уже через год, в 1518 г., Султан Сайд освободил его, так как при сложившейся политической ситуации ему было выгоднее использовать влияние и авторитет Мухаммеда. В 1522 г. Султан Сайд отправил Мухаммеда вместе со своим сыном Абд аль-Рашидом на родину. Но возвратившийся в Ала-Тоо Мухаммед вновь возглавил кыргызские племена и стал собирать силы для борьбы с моголами. В 1524 г. в ставке кыргызов (Кочкор) был заключен договор с ханом казахов Тахиром о совместных действиях против моголов. Узнав об этом, Султан Сайд приказывает тайно схватить Мухаммеда. В 1525 г. его отправили в Кашгар, где мятежный хан находился под надзором до самой своей смерти (1533 г.). По преданию Тагай бий считается родоначальником основных родов «правого» крыла кыргызов, как солто, сарыбагыш, бугу, жедигер, карачоро, багыш, баарьщ, саяк, черик, азык, кон,урат, чертики и т. д.

post-214-1173674652_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Афганском Памире существовало самостоятельное Кыргызское ханство,

вступившее в боевое соприкосновение с частями СА. Это были потомки

басмачей интернированных в восточный Туркестан, потом после

поражения от китайских войск они ушли в границу с Афганистаном.

После очереднего поражения от Советов они были расселены

в территории Турции, взявшей покровительство над родственнымъ

народом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кубат-бий. Кубат-мырза (год рождения и смерти неизвестен) — политический деятель, военачальник и предводитель кыргызских родов, населявших Ферганскую долину во второй половине XVIII в. Во времена правления Абд ал-Карима возглавлял кыргызское войско объединенных в результате союза с Кокандом сил против джунгарских захватчиков. В результате совместных действий враги были изгнаны из Ферганской долины. Взошедший на ханский престол Эрдене-бий, чтобы завладеть Оро-Тюбе, стремился к более тесному альянсу с кыргызскими биями. И в этой ситуации основная роль выпала Кубат-бию. Как следует из исторических источников, Кубат-бия называли «царем кыргызов», и он «как самовластный пра- витель в своих интересах определял, с кем дружить, а с кем рвать отношения». Ханы Коканда, да и китайский император считались с мнением Кубат-бия. В 1855 г. по призыву Жусупа-Кожо из Кашгара, ведущего освободительную борьбу против Цин-ской империи, Кубат-бий во главе войска ушел в Восточный Туркестан. После этого судьба Кубат-бия неизвестна. В народной молве осталось предание, что услышавшая об его исчезновении на чужбине сестренка бия сложила плач-причитание о том,что «Не Кубат-бий умер, а умерла благость, умерли народы кушчу и мундуз».

post-214-1173677032_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Мухаммед Кыргыз (Тагай бий) (год рождения неизвестен — 1533) — первый предводитель кыргызов, объединивший два племенных объединения — племена "правого" и "левого" крыла кыргызов, проживавших в ареале современного Кыргызстана. Осознавая, что будущее кыргызов может быть связано только с дальнейшим объ-единением, усилением и укреплением кыргызов, Мухаммед проводил соответствующую внешнюю политику, создавая условия и для развития связей с этнически родственным внешним окружением. В 1508 г. объявлен ханом кыргызов. Когда могольские ханы попытались захватить Кыргызстан и южно-восточные области Казахстана, он заключил с казахскими султанами союзные договора, предусматривающие совместные действия в случае внешней угрозы. В 1517 г. войска моголов вторглись в их владения. Ставка Мухаммеда располагалась в Барсконе — на южном берегу Иссык-Куля. Кыргызы потерпели поражение, а сам Мухаммед попал в плен и был увезен в Кашгар. Но уже через год, в 1518 г., Султан Сайд освободил его, так как при сложившейся политической ситуации ему было выгоднее использовать влияние и авторитет Мухаммеда. В 1522 г. Султан Сайд отправил Мухаммеда вместе со своим сыном Абд аль-Рашидом на родину. Но возвратившийся в Ала-Тоо Мухаммед вновь возглавил кыргызские племена и стал собирать силы для борьбы с моголами. В 1524 г. в ставке кыргызов (Кочкор) был заключен договор с ханом казахов Тахиром о совместных действиях против моголов. Узнав об этом, Султан Сайд приказывает тайно схватить Мухаммеда. В 1525 г. его отправили в Кашгар, где мятежный хан находился под надзором до самой своей смерти (1533 г.). По преданию Тагай бий считается родоначальником основных родов «правого» крыла кыргызов, как солто, сарыбагыш, бугу, жедигер, карачоро, багыш, баарьщ, саяк, черик, азык, кон,урат, чертики и т. д.

Информация хорошая, вот только есть несколько моментов.

1. Говорить точно, что Мухаммед Кыргыз (он так и пишется в источниках, например "Тарих-и Рашиди")был легендарным Тагай-бием не совсем верно. Кроме предположения Белека Солтоноева пока нет ничего. Но в любом случае косвенная информация указывает на то, что возможно Мухаммед Кыргыз и есть Тагай-бий. Последний по преданиям несколько лет жил в ставке некотего Эреше-хана, которого Белек и отождествил с Абд ар-Рашид-ханом.

2. Ханом в те времена мог стать только чингизид, поэтому нигде не встречал упоминания Мухаммеда Кыргыза как хана. Он был очень влиятельным человеком, по сути посадившим на престол Моголистана "беженца" Султан-Саид-хана, однако он не был ханом.

Мухаммед вместе со своими кыргызами оказал ему военную поддержку, за что и был жалован привилегиями. После того, как Мухаммед взял в плен одного из шейбанидов и с почестями отпустил его, могольский Султан-Саид-хан, враждовавший с узбеками, был разгневан. В итоге он организовал поход против кыргызов, и нанес им поражение. После боя от отпустил всех пленных кыргызов просто так (он ранее, в тяжелые для себя годы, скрывался в кочевьях кыргызов вместе со своим братом Султан-Халилем), и забрал Мухаммеда в Кашгар.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо, уважаемый Руст, за поддержку темы.

Действительно, до сих пор точно не установленно были ли Тагай бий и Мухаммед Кыргыз одним лицом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алп-Сол, Табу Хэцзу, Тапу - один из основателей кыргызского великодержавна IX в., военачальник и посол кыргызов. Во время похода кагана кыргызов на государство уйгуров в 840г. возглавлял левое крыло войска. Внес большой вклад в дело образования Великого кыргызского каганата на Енисее. В марте 843 г. ездил послом к императору Китая из династии Тан. В китайских летописях повествуется, что взошедший на трон в 841 г. император Вуцзун был очень доволен прибывшим от далекого кыргызского кагана послом, которого посадил выше посланника из Бо-Хай, на почетное место. Военный предводитель кыргызского кагана и доверенный посол был в Китае не только с политической миссией, чтобы узнать о судьбе побежденных уйгуров, но и с целью оживить тор-гово-экономические отношения. В ответ китайский император несколько раз посылал к кыргызам своих представителей. Посвященная Алп-Солу эпитафия была обнаружена в Монголии.

post-214-1173777588_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алп-Сол, Табу Хэцзу, Тапу - один из основателей кыргызского великодержавна IX в., военачальник и посол кыргызов.
А хаксская фамилия Топоев , не от этого имени образована ? Ещё , вроде есть высокопоставленный военный в Киргизии с фамилией Топоев .
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А хаксская фамилия Топоев , не от этого имени образована ? Ещё , вроде есть высокопоставленный военный в Киргизии с фамилией Топоев .

Возможно, но долстоверно не знаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эрен-Улуг - талантливый полководец и дипломат, посланник кыргызов в Тибетское государство (VIII в.). Эти сведения отражены в руническом письме на камне (Алтын-Куль II) в местности Алтын-Куль (Хакасия), населенной кыргызами. Камень-памятник поставлен в честь посла кагана кыргызов в Тибет и по какой-то причине не вернувшегося Эрен Улука (размеры памятника 1,98 м х 46 см, толщина 18см). Выходец из кыргызского рода «болчар» (булсар). Перед назначением посланником ему исполнилось 38 лет. Как повествует надпись, за проявленную доблесть послу был присвоен титул Ынанчу-алп.

post-214-1173932072_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...