Перейти к содержанию
АксКерБорж

Головные уборы монголоязычных народов

Рекомендуемые сообщения

Национальные головные уборы монголоязычных народов (по материалам этнографических исследований Кочешкова Н.В. в МНР в 1964 - 1966 гг.).

 

 

Автор пишет, что основную часть населения МНР составляют монголоязычные народы:

 

- халхасы (халха-монголы)

- дербеты

- буряты

- дариганга

- захчины

- торгуты

- олёты и др.

 

Каждая из этих народностей имела свои специфические особенности культуры и быта.

 

Еще выдающийся русский этнограф Г.Н. Потанин заметил, что головные уборы монгольских и других племен, населяющих Северо-Западную Монголию, являются наиболее устойчивой частью костюма вместе с тем весьма богатой разнообразием форм. По головным уборам, не раз отмечал Г.Н. Потанин, можно даже установить принадлежность монголов к тому или иному племени. «Каждое племя - дюрбеты, торгуты, баяты, - писал он, - имеет свою оригинальную шапку и, кроме нее, другой не носят». Г.Н. Потанин описал несколько головных уборов различных народов Северо-Западной Монголии. Им описаны халхасский, дербетский, баятский, урянхайский (тувинский) и хотонский головные уборы.

 

В этнографических коллекциях музеев МНР и У.Ядамсурэна значительное место занимают головные уборы халхасов. Это вполне закономерно, так как халхасы составляют 3/4 всего населения страны и заселяют большую часть ее территории (от восточных границ до Монгольского Алтая и котловины Больших озер).

 

Халхаские шапки:

 

halhaskiy-shapki.gif

 

а - «хилэн малгай» - халхасская мужская летняя шапка, конец XIX в. (соб­рание У.Ядамсурэна): 

 

Мужская летняя шапка конца XIX в. состояла из конической тульи, покрытой красной материей, простеганной сходящимися наверху выпуклыми швами. Поля шапки загнуты кверху, обшиты черным плисом и имеют сзади разрез. К верхушке тульи такой шапки пришивался шестиугольный лоскут материи, украшенный орнаментом. На этот лоскут насаживался узелок («жинс»), сплетенный обычно из красного шелкового шнурка... Из разреза сзади ниспадали две длинные шелковые ленты красного цвета. Голубая тесьма, завязывающаяся под подбородком, прочно удерживала шапку на голове. 

 

б - «минжин малгай» - халхасская мужская зимняя шапка, начало XX в. (собрание У.Ядамсурэна):

 

Мужская зимняя шапка начала XX в., в отличие от летней шапки с острым верхом и разрезом сзади, имела более плавные очертания. Различные материалы, из которых шилась шапка - бархат, плис, сукно, шелк и бобровый мех - давали в сочетании глубокие, мягкие тона и тонкие цветовые переходы на складках этой шапки.

 

Праздничная шапка «цагаансарын малгай» отличалась своими более изысканными пропорциями, заостренной в верхней части тульей и более широкими лентами, ниспадавшими из разреза сзади.

 

halhaskiy-shapki2.gif

 

Женские головные уборы халхасов различались по целому ряду признаков, главным образом в зависимости от возраста владелицы: 

 

в - «годон» - зимняя шапка молодой замужней женщины-халхаски, конец XIX в. (Государственный центральный музей МНР):

 

Отличался от головного убора девушки и пожилой женщины очень высокой тульей, изящными по форме отворотами.

 

г - «наадамын малгай» - почетный головной убор халхасов, современная работа (Государственный музей искусства народов Востока (Москва), колл. № 9479 - I):

 

Это нынче один самых распространенных головных уборов современной Монголии. Появился он в годы Народной революции. Основные части этого убора: три закругленных бортика (впереди и с боков) из черного бархата, тулья, обтянутая голубым узорчатым шелком, и желтый плетеный шарик «жинс» на остроконечной верхушке. По силуэту этот убор несколько напоминает будёновку времен гражданской войныОднако «наадамын малгай» сохранил национальные признаки халхасского головного убора (шестиугольный лоскуток, плетеный шарик «жинс», национальный орнамент на тулье).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дербетские шапки:

 

derbetskie-shapki.gif

 

а - «юудэн» - дербетская летняя шапка, современная работа (собрание У.Ядамсурэна)

 

Почти все дербеты, и мужчины и женщины, носят летом одинакового покроя головные уборы «юудэн», похожие на башлык. «Юудэн» шьется обязательно из красной материи, простеганной перекрещивающимися линиями. Он состоит из двух половин, края его загибаются наверх и сзади завязываются тесемками. Подкладка делается обычно из шелка «дурдан».

 

б - «жарантай малгай» - дербетская мужская зимняя шапка, конец XIX в. (Гос. центральный музей МНР):

 

Зимние шапки дербетов шьются из лисьего меха или меха барашка. Примером зимней дербетской шапки может служить мужской головной убор «жарантай малгай», привезенный У.Ядамсурэном из Алтай-сомона Кобдоского аймака. У него круглая, плоская матерчатая тулья, собранная в свободно лежащие складки под плоский, обтянутый тканью кружок из кожи. Середину кружка украшает шишечка «жинс», сплетенная из красного шнурка. Борт этой шапки сшит из черной мерлушки, он высок и плотно прилегает к тулье. Головной убор дополняют две ленты «чабцык» темно-красного цвета, которые пришиты к задней части тульи. Такие шапки, подбитые мехом, носили кобдоские дербеты в XIX в. и мужчины и женщины, знатные люди и простонародье. В отличие от халхасов, дербеты продолжают и поныне носить традиционные шапки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Баятские и торгутские шапки:

 

torgutskie-shapki.gif

 

в - «дзоо малгай» - баятская зимняя шапка, конец XIX в. (Гос. центральный музей МНР):

 

Весьма интересен баятский головной убор «дзоо малгай». Он имеет заостренную, кое-где простеганную тулью, напоминающую тулью халхасской шапки, и поля из черной мерлушки. При этом задние концы полей значительно длиннее, чем у какой бы то ни было иной монгольской шапки. Их можно, если нужно, опустить на уши, чего нельзя сделать у шапок халхасского или дербетского покроя. Форма убора и яркие, контрастные цвета отделки придают ему привлекательный вид.

 

г - «тоорцог» - торгутская летняя шапка, 40-е гг. XX в. (собрание У.Ядумсурэна):

 

(АКБ: название удивительно напоминает тюрко-казахское слово "торсық" - "бурдюк", из-за чего людей с большими выпуклыми головами называют "басы торсықтай" - "голова как бурдюк" или полных детей называют "торсықтай бала" - "ребенок полный как бурдюк") 

 

«Тоорцог» был широко распространен у торгутов еще в 1940 г. В настоящее время он встречается крайне редко. «Тоорцог» отличается от всех других монгольских головных уборов не только формой, но и декоративной отделкой. Его силуэт напоминает юрту кочевника. Яркие узоры-аппликации и мозаика из бисера и мелких лоскутов материи делают этот убор необычайно нарядным, праздничным. Интересно сочетание монгольского орнамента с китайским символическим знаком «шоу», выражающим пожелание долголетия. Изумительна техника исполнения декора, сочетающая вышивку, плетение, мозаику. «Тоорцог» носили мужчины и женщины. Мужской убор отличался от женского лишь отсутствием кистей, которые у женских шапок ниспадали прими от шишечки «жинс».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дербетские, торгутские, олётские, захчинские и бурятские шапки:

 

derbetskie-shapki2.gif

 

а - «лоовуз» - головной убор дербетов, торгутов и олётов, конец XIX в. (с рис. худ. У.Ядамсурэна): 

 

На западе Монголии долгое время бытовал головной убор «лоовуз», по своему покрою и отделке также не имеющий аналогий с головными уборами халхасов. Это зимняя шапка с очень высокой тульей, отороченной изнутри мехом барашка и не имеющей ни острой вершины, ни шишечки «жинс», ни лент. В нижней части тульи - широким кайма, украшенная растительным орнаментом «навчин хээ». Этим же орнаментом украшена и широкая полоска, пересекающая тулью от основания к вершине. В левом и правом углах, образуемых пересечением этих полос, вышит геометрический узор «зангилаа хээ». Широкий отпорот шапки сделан из меха черно-бурой лисицы. Темный пушистый мех красиво сочетается с нежно-голубой материей тульи и с позолотой узоров. «Лоовуз» носили в конце XIX в., по словам У.Ядамсурэна, некоторые дербеты и торгуты, а также немногочисленные олёты.

 

б - «товь» - олётская зимняя шапка, конец XIX в. (с рис. худ. У.Ядамсурэна):

 

У олётов была шапка «товь», которую носили только они, тулья кото­рой сшивалась из четырех клиньев. Отвороты шапки из черной мерлушки соединялись сзади тесемками. Как и «лоовуз», олётская шапка не имела традиционных для всех монгольских племен лент и шишечки «жинс». 

 

burjatskie-shapki.gif

 

в - «захчин малгай» - захчинская зимняя шапка, современная работа (собрание У.Ядамсурэна):

 

Красотой формы и отделки отличались захчинская шапка «захчин малгай». Отворот этой шапки делался обычно из черной мерлушки. Высокая стеганная тулья цвета охры украшалась снизу широкой голубой полосой. Эти цвета удачно сочетались с ярко-красной плетеной шишечкой на верхушке и красными длинными лентами, украшавшими тыльную часть шапки.

 

г - «буряад малгай» - бурятская зимняя шапка, начало XX в. (Гос. центральный музей МНР):

 

Бурятская зимняя шапка из Государственного центрального музея МНР заметно отличается от рассмотренных выше головных уборов ("лоовуз" и др.). У нее высокая коническая тулья с отворотами, очень похожими на отвороты русской зимней шапки. Тулья простегана не от основания к верхушке (как например, у халхасской шапки), а параллельно основанию. Нет разрезов, лент, шарика на верхушке. В отличие от других монгольских шапок к ее верхушке прикреплены шесть пучков красных ленткистей, ниспадающих с верхушки. Голубая матерчатая тулья оттеняется белым бараньим мехом обшивки и отворотов.

 

 

Шапки урянхайцев и хотонов:

 

Рассмотрим головные уборы урянхайцев и хотонов, относящихся к тюркским народам. Тесное общение урянхайцев и хотонов с монголами привело к тому, что их материальная культура имеет ныне немало общих черт.

 

Так, например, хотонская шапка, как и любая монгольская, имеет шестиугольный лоскуток и красную шишечку на верхушке тульи, простеганной швами, соединяющимися на верхушке. Единственное, что отличает хотонскую шапку от монгольских, - это отсутствие на тыльной части разреза и лент.

 

Еще больше похожа на монгольские урянхайская шапка. Неспециалист с трудом найдет различия, которые заключаются о фестончатой форме отворота урянхайской шпики.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

halhaskiy-shapki2.gif

 

в - «годон» - зимняя шапка молодой замужней женщины-халхаски, конец XIX в. (Государственный центральный музей МНР):

 

По головному убору, как и у казахов, у монголок можно установить социальный статус - судя по годону перед нами замужняя женщина:

 

460ib8.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

halhaskiy-shapki2.gif

 

 

 г - «наадамын малгай» - почетный головной убор халхасов, современная работа (Государственный музей искусства народов Востока (Москва), колл. № 9479 - I):

 

Это нынче один самых распространенных головных уборов современной Монголии. Появился он в годы Народной революции. Основные части этого убора: три закругленных бортика (впереди и с боков) из черного бархата, тулья, обтянутая голубым узорчатым шелком, и желтый плетеный шарик «жинс» на остроконечной верхушке. По силуэту этот убор несколько напоминает будёновку времен гражданской войны. Однако «наадамын малгай» сохранил национальные признаки халхасского головного убора (шестиугольный лоскуток, плетеный шарик «жинс», национальный орнамент на тулье). 

 

 

В первые годы после Народной революции:

 

b822badac0b9.jpg

 

Современные виды:

 

8f71fb621319.jpg mongol-cap3.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Получается, что самый распространенный нынче монгольский головной убор (на фото выше) это есть монгольская версия большевистской "будёновки":

 

964fa1896e74.jpg 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заметил еще одну особенность в национальной традиционной одежде монголов - головные уборы, халаты и сапоги практически одинаковые у мужчин и женщин. Судите сами:

 

 

В прошлом:

 

e3e2ed7cb6d6.jpg9b7bf5312189.jpg

 

4481e3ae8894.jpgb9ebb1b4277f.jpg

 

04f0a94fa045.jpg

 

e951dc56ba03.jpg

 

Наши дни:

 

3cd1b2d90188.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Брат-АКБ,

не кажется вам что казахо-киргизские, бурят-монгольские и манчжуро-кит. калпачки происходят от одного корня ?

 

Вы не знаете что делать когда что-то кажется? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наоборот на пару с вами мы поделим народы на "шапочников"(лесных) и "калпачковых"(в аридном коридоре от Желт.моря до Каспия).

Шапочники-ойраты и южносибирцы.

Калпачковые-казахи, киргизы, монголы, манчжуры и др.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3cd1b2d90188.jpg

 

Молодцы..Очень красивая пара..очень красиво и эффектно смотрятся на фоне современно одетых людей..

желаю им счастья и благополучия.. :)

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Действительно замеченная мной особенность национальной монгольской одежды уникальное явление, потому что очень редко можно найти какой народ, у кого мужское и женское одеяние почти одинаковые.

 

Интересен также монгольский головной убор, который емнип чисто маньчжурский:

 

14c4fd94ea6e.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Действительно замеченная мной особенность национальной монгольской одежды уникальное явление, потому что очень редко можно найти какой народ, у кого мужское и женское одеяние почти одинаковые.

Интересен также монгольский головной убор, который емнип чисто маньчжурский:

14c4fd94ea6e.jpg

О Хунну (сюнну):

http://polit.ru/article/2013/12/01/dibo/

"...Это самое начало того, когда они вообще начинают воспринимать, что вокруг живут какие-то варвары, и что это не просто дикие люди, которые не умеют надевать правильную одежду, непочтительны к старшим и не отличают мужчину от женщины, как обычно про них говорится в китайских хрониках. Возможно, что речь идет о том, что халаты мужские и женские, в отличие от китайских, не сильно различались у северных соседей..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы про монголов объясните. Тюрки хунну то причем? Или начнем темку про Аттилу халхасца или ойрата? Или что гунны и хунны разные народы?  :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы про монголов объясните. Тюрки хунну то причем? Или начнем темку про Аттилу халхасца или ойрата? Или что гунны и хунны разные народы? :lol:

М.б. Как вы выборочно отвечать ?

Я предлагаю вам открыть тему где вы докажете что гунну-хунну-сюнну это казахи или киргизы ! Если вы "уже доказывали" это, то жду ссылку !

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

М.б. Как вы выборочно отвечать ?

Я предлагаю вам открыть тему где вы докажете что гунну-хунну-сюнну это казахи или киргизы ! Если вы "уже доказывали" это, то жду ссылку !

 

Вы хотите заоффтопить тему, но не получится. Если нет что сказать по теме, то прошу пройти мимо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пишу в который раз.
Я без личных комментариев привел ссылку на схожесть муж.и жен.костюмов хунну-сюнну, вы также это отметили у прямых их наследников монголов.
Где оффтоп ?
Если вам не нравятся аргумент.ответы, а только беседы типа "я думаю", то это не повод удалять в 2-3-й раз.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне вот тоже интересно, в чем Мерген не прав. 

Карпини пишет: 

1. Одеяние же как у мужчин, так и у женщин сшито одинаковым образом.

2. Девушек же и молодых женщин с большим трудом можно отличить от мужчин, так как они одеваются во всем так, как мужчины. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Действительно замеченная мной особенность национальной монгольской одежды уникальное явление, потому что очень редко можно найти какой народ, у кого мужское и женское одеяние почти одинаковые.

 

Интересен также монгольский головной убор, который емнип чисто маньчжурский:

 

14c4fd94ea6e.jpg

 

 

Ваше же фото про женщин халха 

 

88398e98a218.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

t13-1_s.jpg

Шапки-орбэлге.

а – шапка из пещерного погребения в Цаган Чанан, Западногобийский аймак, МНР. Вторая половина XIII – XIV вв.
б – шапка из гробницы семьи Ван Шисян, уезд Чжансян, провинция Ганьсу, КНР. Конец XIII – начало XIV вв.

t14_s.jpg

Головные уборы боли.

а – Шляпа-боли. Династия Юань, конец XIII – XIV вв. Была представлена на выставке музея Внутренней Монголии в сентябре 2010 г., Хух-Хото, КНР.
б – шляпа-боли из гробницы семьи Ван Шисян, провинция Ганьсу, КНР. Конец XIII – начало XIV вв.
в – портрет на шелке императора Тэмура Олджейту. Династия Юань. Конец XIII – XIV вв.
г – фрагмент миниатюры «Рождение Фаридуна». Шахнаме. 1290-е гг.
д – фрагмент картины на шелке, иллюстрирующей поэму в прозе «Возвращение домой» автора Tao Qian. Династия Южная Сун, XIII в.
е – фрагмент картины на шелке «Возвращение леди Венчжи в Китай». Вторая четверть XII в.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Там же:

http://www.kitabhona.org.ua/costum_costum/khripunovorda2.html

"...Как можно видеть, комплекс монгольской одежды знати чингизидских государств, в том числе и Золотой Орды, во второй половине XIII – начале XIV в. продолжает развиваться: изменяются существовавшие ранее предметы, появляются новые. При этом говорить о полном единообразии костюма знати в разных улусах существующие источники не позволяют: даже несмотря на довольно скудную источниковую базу, для Золотой Орды можно выделить своеобразие монгольского костюма. В первую очередь стоит отметить, что долгое время высшая знать здесь старается придерживаться традиций, установленных Чингиз-ханом.

В конце XIII – начале XIV в., когда гражданская война между чингизидами начинает стихать, знать Волжского улуса воспринимает многое из костюма знати улуса Великого хана. К сожалению, недостаточность археологической базы в настоящее время не позволяет проследить, какие процессы в это время происходят на территориях улусов Ногая и Орды.

По-прежнему значительное влияние на монгольский костюм оказывают традиции тюрок, но в то же время тюркская знать активно перенимает и монгольскую одежду. Но не полностью, а в рамках установленных ограничений: будучи важным репрезентативным элементом, костюм по-прежнему показывает положение того или иного индивида во властной системе Улуса Джучи.

К сожалению, в настоящее время источники не позволяют в деталях рассмотреть ордынский монгольский костюм II периода, давая возможность закрыть только часть белых пятен и ставя при этом новые вопросы. Разрешить их позволит лишь наращивание источниковой базы, а также аккуратное рассмотрение имеющихся данных, с отделением сведений о костюме знати улуса Хулагу и Великого хана от данных о костюме в Улусе Джучи..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Национальные головные уборы монголоязычных народов (по материалам этнографических исследований Кочешкова Н.В. в МНР в 1964 - 1966 гг.).

 

«Наадамын малгай» - почетный головной убор халхасов, современная работа (Государственный музей искусства народов Востока (Москва), колл. № 9479 - I):

 

Это нынче один самых распространенных головных уборов современной Монголии.

 

Появился он в годы Народной революции.

 

Основные части этого убора: три закругленных бортика (впереди и с боков) из черного бархата, тулья, обтянутая голубым узорчатым шелком, и желтый плетеный шарик «жинс» на остроконечной верхушке.

 

По силуэту этот убор несколько напоминает будёновку времен гражданской войны

 

Однако «наадамын малгай» сохранил национальные признаки халхасского головного убора (шестиугольный лоскуток, плетеный шарик «жинс», национальный орнамент на тулье).

 

Наадыи малгай сейчас:

 

mongol-cap3.jpg

 

Рис. Урияа - Ням-Осорын Цултэм - символ нового искусства МНР:

 

5df207bb3b8b.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бобров Л.А.Худяков Ю.С.


(г.Новосибирск)

БОЕВЫЕ НАГОЛОВЬЯ КОЧЕВНИКОВ МОНГОЛИИ И КАЛМЫКИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI- НАЧАЛА XVIII


Украшения шлемов.


Представители знати очень часто украшали обыкновенные головные уборы (особенно малахаи) металлическими накладками с втулками для плюмажа (табл.3 - 2). Самым популярным типом плюмажа был султан из крашенного конского волоса или мелко разрезанных шелковых лент (<улан зала>). Волосяные или шелковые кисти на шапках и шлемах носили, видимо, разные монгольские племена, но только в Ойратии ношение султанов стало обязательным атрибутом мужчины-воина. В 1437 году джунгарский правитель Тогон-тайша ввел специальным указом ношение на шапке (шлеме) <улан-зала> (Сычев Д.В., 1973, с.10). Этот обычай у некоторых северо-монгольских племен сохранился вплоть до начала XX века, когда на стеганых шапках с наушами носили волосяные или ленточные (обычно красные) кисти (Кочешков Н.В., 1973, с.138, рис.3г, с.140; Бадмаева Р.Д., 1987, с.15). Ойраты настолько сроднились с <улан зала>, что в глазах остальных монголов красные кисти стали символом джунгарской независимости. Интересно, что после поражения ойратов в 1470 году от Мандухай-Сайн-Хатун, победительница потребовала, чтобы джунгары <:не называли свои дома дворцами, не садились, скрестив ноги и, преклонив одно колено и не носили кисточку на шапке шире, чем в два пальца (<Монгольские источники о Даян-Хане>, 1986, с.39). <Улан зала> носился на шлемах, стеганых шапках, войлочных шляпах.


Другим видом плюмажа были вставленные во втулку шлема перья. Наиболее часто, перьевые султаны употреблялись на северной периферии степи (Бобров Л.А., 2001, с.106). Они упоминаются в кыргызском эпосе (<Носимый на войне месяцеподобный, с тремя перьями шлем одел по самые плечи> (Бутанаев В.Я., 1981, с.189).


http://e-lib.gasu.ru/da/archive/2003/11/13.html


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.


×
×
  • Создать...