АксКерБорж

Казахская традиционная национальная одежда. Проблемы сегодняшних дней.

Рекомендованные сообщения

Казахская традиционная национальная одежда. Проблемы сегодняшних дней.

 

 

В принципе, традиции казахской одежды для специалистов достаточно хорошо известны и изучены.

 

Но для абсолютного большинства населения страны данный вопрос абсолютно не знаком, в результате чего в последнее время повсюду допускаются откровенные искажения и подмена фактов. Что имеет крайне опасную тенденцию, потому что такие заблуждения, а тем более от лиц, массово тиражирующих ее образцы, а это художники, модельеры, сценаристы и костюмеры, постепенно входят в обычай, в традицию, в повседневность, искажая представление об истинной национальной одежде и ее культуре как самих казахов, так и представителей других народов. 

 

Достаточно упомянуть пример, когда в результате чьего-то "шапанного почина" в 90-ые годы прошлого столетия казахи поголовно стали облачаться в яркие разноцветные узорчатые велюровые халаты (шапан) и колпаки (кьалпакь) совершенно не понятных форм и типажей, а женщины в такие же туники (бешмет).

 

Исконные же казахские одеяния, такие как такьия, бөрік, тымакь или малакьай, айыр кьалпакь, жаулыкь, кимешек, тонъ, тулып, кьамзол, көйлек, етік и другое осталось абсолютно не у дел и стало забываться. Например, традиционный кожаный ремень, мужской и женский, теперь стала заменять велюровая ленточка, сшитая из остатков ткани, хотя матерчатого пояса у казахов не было. Или, что вовсе странно, в большинстве своем нынешние "нано-халаты" вообще без поясов, о чем можно убедиться по ниже залитым фото. Кожаные же ремни из-за "халатного почина" совсем исчезли из казахского бытия. 

 

В результате этого в последнее время у большинства казахов и других народов, соприкасающихся с ними, сложился вполне четкий искаженный образ казаха в халатах ярких цветов с ляпистым орнаментом и головным убором непонятных форм и размеров.

 

Нельзя не отметить, что по ходу данного дилетантского новаторства исказилась и традиционная казахская тюбетейка (такъя), изменив свою форму, орнамент, материю и раскраску, например:

 

Примерный образец забытой тюбетейки (одеваемой под колпак или бөрік):

 

53c06be7af8c.jpg

 

А это уже велюровые "нано-тюбетейки":) 

 

1e30da809ab6.jpg

 

 

Далее. Кроме того, в последнее время усилиями всевозможных "модельеров", наверняка не блещущих знанием истории традиционной одежды, стало входить в моду фэнтэзи на тему национальной одежды, как результат всевозможные наряды далекие от истины. Но использование которых в фильмах и другой массовой продукции также может нанести вред вопросу точного соблюдения исторических традиций (примеры ниже).   

 

Данная проблема касательно искаженности орнамента и расцветок халатов затронута историком Ириной Ерофеевой в статье "Казахский костюм нуждается в серьезных исследованиях".  По ее справедливому мнению (на что не обращают внимание даже сами казахи), из-за таких коллизий нынешнее поколение не имеет верного представления об одеяниях предков.

          Автор пишет, что поверить в реальность того, что и в XV, и в XVI, и в XVII, и в XVIII, и в ХIХ веках чингизиды носили костюмы одинаковых покроев, цветов и орнаментов, - такая же иллюзия, как если бы княгиня Ярославна времен Киевской Руси и Екатерина II, жившая в конце ХVIII века, были одеты в один и тот же костюм.

          Далее она отмечает, что в иллюстрациях, книгах, на плакатах, открытках (АКБ: я бы добавил, что и во всех художественных фильмах последних 20 лет, а еще больше в интернете) в основном тиражируются костюмы, которые мало соответствуют тем реальным историческим описаниям, которые есть в архивах. Попросту говоря, постоянно фигурирующие однообразные кафтаны и шапки, отороченные мехами самых разных животных, в которых чаще всего изображается казахская правящая элита, - это "изобретение" современных художников, а главное, показатель того, что история костюмов разных социальных групп казахов изучена очень слабо.
          Или, что, например, в XVIII и в начале XIX веков исключительным, можно сказать монопольным, знаковым символом казахской правящей знати был мех черно-бурой лисицы, которым оторачивались их конусообразные шапки непременно белого или красного цвета.

От себя добавлю еще один нонсенс, когда доходит до абсурда, когда повсюду и ежедневно на многолюдных всевозможных мероприятиях стало обыденным делом, когда независимо от социального положения лица ему в дар накидывают на плечи халат, а наголову колпак, по сути атрибуты султанского и ханского статуса. :)   

 

Данные проблемы до сих пор никем не поднимались, не обсуждались, а потому из-за существующего вакуума вопрос никак не регламентирован и отдан историками и узкими специалистами в самодеятельность дилетантов художников, модельеров, костюмеров и сценаристов. Разве возможно подобное в других странах? Я так не думаю. Неужели там преподносят в дар и облачают любого кого не лень в царские, королевские, императорские наряды? Существует ли такое в той же Англии, Японии, Китае или даже в России? Увы, наверняка нет! Хотя вплоть до советизации у казахов существовала четкая регламентация и иерархия в данном вопросе.

 

Одежда четко подразделялась на:

 

- мужскую и женскую;

- повседневную и парадную;

- по социальному положению, например, одежда простого скотовода степняка отличалась от одежды знати, а султанов и ханов от более низких сословий;

- по возрастным и иным категориям внутри пола, например, в корне различалась одежда незамужней девушки от одежды ее сверстницы, но замужней, не говоря уже о различий одежды молодой женщины, женщины среднего возраста и пожилой женщины; аналогично было и среди мужчин;

- по сезонам года: на зимнюю, летнюю и переходного времени (так называемую демисезонную);

- по региону проживания рода-племени, например, традиции одежды юга имели отличия от одежды севера, а запада от востока, что было связано с несколькими факторами: культурными традициями конкретных родов-племен, культурным влиянием соседних народов, особенностями климата и различием хозяйственного уклада (кочевое скотоводство или оседлое земледелие).

 

Но, как указано выше, нынче в одежде казах "усреднен" под единый штамп, никаких вам различий, колорита и разнообразия! Теперь в представлении всех казахи испокон веков в любую погоду и при любых занятиях носили яркие тонкие велюровые халаты до земли, украшенные ляпистыми узорами.   :) 

 

Об узорах упоминает Ерофеева:

 

"... На нынешних халатах (чапанах), которые в настоящее время повсюду продаются на базарах и в магазинах, орнамент представлен в укрупненных громоздких размерах, - это результат влияния театральных костюмов (АКБ:  советских времен), которые шились так, чтобы зритель на большом расстоянии мог различать элементы орнамента, но в дальнейшем это получило не совсем вдумчивое воплощение в художественных изобретениях, в печатной продукции и массовом тиражировании национальной одежды."

 

"... Большую роль в символике одежды играл и цвет."

 

"... Из документальных источников известно, что те чапаны, которые выполняли функцию парадной одежды у представителей правящей элиты, шились из бархата или кармазинного сукна в основном различных оттенков красного цвета - пурпурного, алого, терракотового, малинового. Так одевались ханы и султаны на протяжении почти всего XVIII века... Простой кочевник не имел ни материальных возможностей приобретать такую одежду, ни тем более права появляться в ней на людях, поскольку это было атрибутом правящей элиты."

"... Насколько исключительное значение придавали знаковым элементам декора и одежды казахские правители, можно увидеть через переписку ханов Нуралы, Ералы и Абылая с царским правительством. Первые неоднократно пеняли разным оренбургским чиновникам, что им прислали не совсем того качества или оттенка мех для оторачивания шапки, или же они оскорблялись, когда мало сведущий в этих тонкостях царский чиновник, не учитывая их ханского достоинства, вместо меха черно-бурой лисицы посылал, допустим, мех рыжей лисицы или песца."

 

Несколько наглядных примеров:

 

"Нано-халат" в комплекте с "нано-колпаком":  :) 

 

9a27db1a80fa.jpg9a6ac2b881c1.jpgbfa31c9df3b4.jpgaa204a21e5a5.jpg62f91f1c247f.jpg8382a9915d63.jpg1c1b386b660b.jpg9441efffa3a3.jpg839c25cf2ebb.jpg7730d141a004.jpg

 

Вредное "Фэнтэзи" (прикольные головные уборы):

 

800369619ea3.jpg78282a52e074.jpg0d2124d62bb2.jpg6716ad644603.jpg9226431a810a.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А теперь реальное многообразие исторических исконно казахских костюмов:

 

Аксакал в зимней одежде:

321464931409.jpg

Воин:

72e1dfcc5f2d.jpg

Зимняя одежда мужчины и женщины среднего возраста:

7bfdc64974d5.jpg

Пожилые:

f8b97e998706.jpg

Разные возрасты:

887bb650fd4a.jpg

Разные возрасты, Оренбург:

d9e21908dbb1.jpg1429339074_4-orenburg146.jpg

Простолюдины. Базар, г.Омск:

7a9c1d4be515.jpg

Девичий наряд:

e39c1978187e.jpg

Свадебный наряд девушки. Джетысу:

595ddc2429fe.jpg

Замужние женщины среднего возраста:

02fc93a523c9.jpg

Женские кожаные сапоги:

f91b9b5fdc96.jpg669829dc11d5.jpg

Войлочный калпак ("айыр кьалпакь") знати:

be156776b33e.jpg97fa204d646e.jpg6bI0pupZBB8un5bbPb154psm37C8Wy.jpgh-281.jpg

Айыр калпак:

9cb5c7e980a0.jpg2297.jpg

Мужской кожаный ремень:

df16b0bea626.jpg

  • Одобряю 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Как видим нет ничего общего между исконной национальной одеждой и современным "нано-стандартом"!!!

 

А потому вопрос, имхо, подлежит государственной регламентации. Например, следует определить хоть какие-то приемлемые стандарты для общенародных церемоний и отдельно для протокола. Другими словами, границы дозволенного в нац. одежде, которые может использовать каждый и стандарты, которые позволительно использовать исключительно государству, почти как гос. символы.

 

Имхо, следует и разобраться со всякими искажениями и регламентировать эталоны исконной нац. одежды - по сезонам года, по возрастам, а не выдумать чего-то усредненное.  

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это время и оно на месте не стоит. Все старое уходит в прошлое, взамен приходит новое...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Все старое уходит в прошлое, взамен приходит новое...

 

Потому что не чтим старого. Не знаю как вам, но лично мне не хочется, чтобы казахи ассоциировались в современном мире с "нано-халатом" и с калпаком клоунского пошива.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

Все старое уходит в прошлое, взамен приходит новое...

 

Потому что не чтим старого. Не знаю как вам, но лично мне не хочется, чтобы казахи ассоциировались в современном мире с "нано-халатом" и с калпаком клоунского пошива.

 

Абсолютно с вами согласен. Нынешные якобы нац.одежды как у мужчин и так и у женщин вызывает у меня раздражение. 

  • Одобряю 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"Оралманы из Монголии и Китая выдают дикие расцветки в одежде за национальный колорит."

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ff35418974d5.jpg

 

d07ccb41f729.jpg

 

vs113_image051.jpg

 

1340929859.jpg

 

Во время работы в фондах библиотек и музеев Парижа впервые выявлена уникаль¬ная картина «Казахи преподносят дары лошадьми», хранящаяся в знаменитом Музее восточного искусства Гимэ в Париже, где хранятся художественные реликвии народов Востока [3; 4].

Это единственная на сегодняшний день картина 1757 г., представляющая дипломати¬ческий церемониал подношения даров в виде трех лошадей.

Картина с изображением трех казахских посланников и трех лошадей отображает факт передачи казахами даров китайскому императору Цяньлуну как знак союза и дружбы. Автор картины итальянский художник Джузеппе Кастильони - придворный художник императора Цяньлуна, который запечатлел историко-этнографические предметы. Картина дает представление о бытовавшей тогда, к примеру, одежде, предметах быта. При изучении одежды немаловаж¬ное значение имеет ткань, из которой она сшита, а также богатейшая символика. Несмотря на скудность археологических находок в этом плане мы все же можем представить себе, какого рода ткани были в употреблении в Казахстане в XVI-XVIII веках.

Анализ картины показал, что исторические события, представленные в этой картине, от¬носятся к эпохе правления Абылай-хана в Казахстане и императора Цяньлуня в Китае.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Peacemaker, хорош везде постить фейк!

 

Это не казах, а хакас.

 

Хакас в этнической хакасской одежде на традиционном праздновании напитка "айран" (тун айран)

Здесь: https://vk.com/wall-34759871?offset=200

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Одежда казахов была аскетичной и практичной, без всяких огромных и ярких узоров, без всякого гламура. 

permyakov_5.jpg
ivOvuyLN0kE.jpg

Не обращайте внимания на подпись

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Peacemaker, хорош везде постить фейк!

 

Это не казах, а хакас.

 

Хакас в этнической хакасской одежде на традиционном праздновании напитка "айран" (тун айран)

Здесь: https://vk.com/wall-34759871?offset=200

 

 

Это казахи?

 

 

2ba7ed1b3276de96a973e3ac0a2f19cd.JPG

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Одежда казахов была аскетичной и практичной, без всяких огромных и ярких узоров, без всякого гламура. 

permyakov_5.jpg

ivOvuyLN0kE.jpg

Не обращайте внимания на подпись

 

 

Мужский чапан монгольских казахов без всяких гламуров.

 

39eX4NqSafypgQmi0DvEU6dRuDNdC7.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

АКБ, наверное нужно чтобы историко-культурные кафедры университетов с разных регионов занялись этой проблемой. Порылись в архивах, поизучали историографию, картины, поездили по отдаленным аулам (хотя не факт, что осталась в аулах наст. каз. одежда). Обработать всю информацию, коллегиально, коллективно, с бесстрастной критикой, профильтровать все это дело и на основе всех собранных данных издать какой нибудь иллюстрированный атлас национальной одежды с содержательными пояснительными записками и комментариями. Чтобы запечатлеть и сохранить инф. о исконно каз. одежде, чтобы все создатели кино, постановщики спектаклей, церемонии, всяких праздничных представлении ссылались на этот атлас и брали инф. только оттуда. А тех, кто занимается сувенирами и продажей - проверять с атласом в руке. Даже закон можно продвинуть через минкультуры о сохранении материального культ достояния народа и о ее защите.

Меня тоже бесят эти тонкие яркие халаты и эти шапки, которые по идее должны были носить только султаны.

Тут я смотрю и халаты с жирными золотыми узорами (узбекское влияние), и яркие бархатистые (монгольское влияние).

  • Одобряю 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ff35418974d5.jpg

 

d07ccb41f729.jpg

 

vs113_image051.jpg

 

1340929859.jpg

 

Во время работы в фондах библиотек и музеев Парижа впервые выявлена уникаль¬ная картина «Казахи преподносят дары лошадьми», хранящаяся в знаменитом Музее восточного искусства Гимэ в Париже, где хранятся художественные реликвии народов Востока [3; 4].

Это единственная на сегодняшний день картина 1757 г., представляющая дипломати¬ческий церемониал подношения даров в виде трех лошадей.

Картина с изображением трех казахских посланников и трех лошадей отображает факт передачи казахами даров китайскому императору Цяньлуну как знак союза и дружбы. Автор картины итальянский художник Джузеппе Кастильони - придворный художник императора Цяньлуна, который запечатлел историко-этнографические предметы. Картина дает представление о бытовавшей тогда, к примеру, одежде, предметах быта. При изучении одежды немаловаж¬ное значение имеет ткань, из которой она сшита, а также богатейшая символика. Несмотря на скудность археологических находок в этом плане мы все же можем представить себе, какого рода ткани были в употреблении в Казахстане в XVI-XVIII веках.

Анализ картины показал, что исторические события, представленные в этой картине, от¬носятся к эпохе правления Абылай-хана в Казахстане и императора Цяньлуня в Китае.

Огромная просьба! Вы не могли бы разместить другие цинские рисунки представителей народов Центральной Азии из той же серии, что и первые два!!! там ведь есть и джунгары, и киргизы, и уйгуры!!!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

pogudx75m1nch40jl.16bedc1c.jpg

казахские сапоги.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ogiz%20mingizu.jpg

%D1%81%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%B8%200

5045675_w640_h640_img1983.jpg

национальные  мужские сапоги казахов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

Peacemaker, мужские кожаные сапоги с каблуком - это издревле обязательный атрибут народов всадников, первое и прямое предназначение которого - это стремя.

8f46a56f3240.jpg

e3d2c3cb9dacf086550e095f05f2d491.jpeg

 

Почему традиционный у монголоязычных народов сапог "гутал" не имеет каблука это для меня большая загадка. :o

Единственное объяснение которое приходит мне в голову, это то, что этот "монголо-маньчжурский" сапог приспособлен как раз к конструкции "монголо-маньчжурского" стремени, для которого каблук особо не требуется.

В обычном номадном (тюркском) стремени этот сапог просто застрянет. )))

 

4265967498_a0443e54db.jpg

images?q=tbn:ANd9GcQtoPsgFL3qcevNCx2lXES

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 hours ago, АксКерБорж said:

 

Peacemaker, мужские кожаные сапоги с каблуком - это издревле обязательный атрибут народов всадников, первое и прямое предназначение которого - это стремя.

8f46a56f3240.jpg

e3d2c3cb9dacf086550e095f05f2d491.jpeg

 

Почему традиционный у монголоязычных народов сапог "гутал" не имеет каблука это для меня большая загадка. :o

Единственное объяснение которое приходит мне в голову, это то, что этот "монголо-маньчжурский" сапог приспособлен как раз к конструкции "монголо-маньчжурского" стремени, для которого каблук особо не требуется.

В обычном номадном (тюркском) стремени этот сапог просто застрянет. )))

 

4265967498_a0443e54db.jpg

images?q=tbn:ANd9GcQtoPsgFL3qcevNCx2lXES

 

У монголов сапоги гуннские.

gallery_7383_23_2955.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас