Перейти к содержанию
Гость Игорь

Скифский (Сакский) и Сарматский языки

Рекомендуемые сообщения

Уважаемый Scolot, кому как не Вам в первую очередь надо докопаться до истины о народе, чье название Вы взяли себе для ника.

Не затрагивая сильно материальной культуры скифов (кочевой быт, войлочные юрты, конеедство, доение кобылиц (питье кумыса), возведение умершим курганов, захоронение с человеком лошадей и прочая), частично затрону вопрос о их языке:(из сети)

1. Ни один древнегреческий, римский, византийский, арабский или персидский автор не утверждал, что скифы говорили на персидском (иранском) языке, хотя многие из этих авторов не раз подчеркивали мельчайшие подробности их быта, культуры, верований, обычаев и нравов.

Особенно важен тот факт, что Геродот, на сведения которого чаще всего опираются скифологи, будучи выходцем из малоазийского города Галикарнаса, входившего в одну из сатрапий древней Персии не мог не отличать персидский (иранский) язык от других, тем более, что он бывал в Персии и не раз встречался с иранцами вне Персии.

Тем не менее, Геродот нигде не говорит, что язык скифов был персидским или схожим с ним. Он пишет, что скифы и савроматы - родственные племена, близкие по быту и языку, но данных о их языке приводит крайне мало, причем даже эти скудные данные, как мы увидим ниже, подтверждают гипотезу о тюркоязычности скифов.

2. Очень бедны данные о языке сарматов и алан. Один из авторитетнейших авторов древности Аммиан Марцеллин (IV в. н.э.) подробно описывает жизнь и быт алан, наследников скифов и сарматов, но также не дает сведения о их языке. Антиохийский грек Марцеллин владел не только греческим и римским языками, но был знаком и с персидским, так как с 354 по 363 гг. служил в римской армии и участвовал в войне с персами, жил среди них, знал и аланских воинов из римских иностранных легионов, много путешествовал, но ни в одном из своих многочисленных трудов не сказал о сходстве персидского (иранского) и аланского языков.

Однако необходимо обратить внимание на следующие сведения, которые он дает в XXXI книге своей «Истории»: «Почти все аланы высокие ростом и красивые, с умеренно белокурыми волосами; они страшны сдержанно-грозным взглядом своих очей, очень подвижны вследствие легкости вооружения и во всем похожи на гуннов, только с более мягким и культурным образом жизни» (Античные источники, 1990, с. 163).

Здесь важно отметить, что, если аланы «во всем похожи на гуннов», которые были тюркоязычными, составитель сборника В.М.Аталиков, на наш взгляд, правильно комментирует эту схожесть: «очевидно, нужно понимать, что и по языку тоже?» (Там же, с.. 242).

3. О том, что язык скифов не мог быть иранским, прямо пишет автор III в. до н.э. Юстин (II, 3-5). по его словам, «Язык парфов средний между скифским и мидийским, помесь того и другого» (Латышев, 1900, с. 39).

4. В V в. н.э. византийский историк Зосим писал о гуннах: «Некоторые называют этот народ уннами, другие говорят, что его следует называть царственными скифами, или тот народ, про который говорит Геродот, что он живет у Истра «с сплюснутыми носами» (Цит. по: Ган, 1884, с 199).

5. П.Мела, Плиний, Дионисий, Периегёт, Клавдий Клавдиан, Феофилакт Симокатта, Зосим, Приск Панийский и другое античные авторы именуют «скифами» не какое-либо иное племя, а именно гуннов.

6. Приск Панийский, знаток кочевнического мира, сообщает, что гуннский царь Руа послал в Рим своего посла по имени Эсли Мудрый, а римляне в ответ направили к гуннам Плинта, «который был родом скиф». Вряд ли можно утверждать, что римская дипломатия не знала, к кому кого посылать, а римский двор не знал, кого Гесиод, Гомер, Геродот, Эсхил, Страбон, Гиппократ, Птолемей и другие греческие и римские авторы называли «доителями кобылиц» и «конеядами».

7. Показания древних авторов подтверждают и позднейшие научные данные. Первый русский переводчик Геродота Андрей Лызлов, свободно ориентировавшийся в европейской историографии XV-XVI вв., хорошо знакомый с трудами античных авторов, в частности, Гомера, Вергилия, Овидия, Юстина, Курция, Руфа, Диодора Сицилийского, еще в XVII в. пришел к убеждению, что татары и турки восходят по своей культуре к древним скифским кочевникам.

8. Точку зрения А.Лызова в разное время поддержали и развили такие видные ученые, как В.Н.Татищев, Н.М.Карамзин, Э.И.Эйхвальд, А.С.Лаппо-Данилевский, А.Н.Аристов, В.В.Латышев, Ф.Г.Мищенко.

9. Наличие среди скифов тюркских племен признавал и официальный печатный орган Российской Академии Наук. В одном из томов ее «Ученых записок» о скифах и сарматах говорилось: «О скифах и сарматах написано множество, но чрезвычайно мало с критическим тактом и с обширным знанием источников и новейших пособий... Если же греки и римляне в дошедших до нас сочинениях употребляли эти два имени не в народном смысле исключительно, то само собой разумеется, что многочисленные народы могли быть разного происхождения и языка... Были ли между ними, черноморскими скифами, уже и народы тюркского происхождения. По всей вероятности, они были уже во времена Геродота" (Ученые записки, 1855, с. 114-115).

10. Многие восточные авторы, хорошо знакомые с историей и бытом тюрко-монгольских племен, скифов называли «тюрками», а Скифию — «страной тюрок» (Караулов, СМОМПК, вып. 38).

Таким образом в XIX и начале XX вв. даже официальная историография признавала часть скифских племен тюркскими. Концепция советской историографии в этом вопросе, начиная с 30-х годов XX в. резко изменилась...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3. О том, что язык скифов не мог быть иранским, прямо пишет автор III в. до н.э. Юстин (II, 3-5). по его словам, «Язык парфов средний между скифским и мидийским, помесь того и другого» (Латышев, 1900, с. 39).

Так, так. Парфяне — ираноязычные. Мидийцы — ираноязычные. Вы готовы с этим поспорить? Вперёд!

Особенно важен тот факт, что Геродот, на сведения которого чаще всего опираются скифологи, будучи выходцем из малоазийского города Галикарнаса, входившего в одну из сатрапий древней Персии не мог не отличать персидский (иранский) язык от других, тем более, что он бывал в Персии и не раз встречался с иранцами вне Персии.

А почему языки одной группы уже тогда не могли сильно отличаться?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вам нечего сказать и хочется просто за что-то зацепиться. Про парфян действительно отдельная тема, но к этой она не относится. А отличия языков одной группы Геродот заметил бы или был бы наслышан об этом, но этого нигде нет к Вашему сожалению.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здравствуйте, Давид! Очень приятно и очень радует, что теперь у нас есть юзер из Греции, к которому мы можем обращаться по вопросам связанным с греческим написанием древних слов.

Здраствуйте Scolot!
Вы осетин живущий в Греции?.
Да

Хотел задать вопрос по поводу имен скифских царей из геродота: Ариапиф, Ариант.

Ариант (Αριαντας) – предводитель скифов, по приказу которого был изготовлен огромный котел в 600 амфор. Этот котел отлили из бронзовых наконечников стрел, якобы для того, чтобы оценить число жителей в Скифии.

Геродот IV 81.

Скиф. arya- "арийский, ариец" (ср. авест. aírya-, др.-перс. ariya-), выступающее обычно в именах собственных: Άρίαντας (< иран. *arya-vant-"ариеподобный")

Ариапиф (Αριαπειθης) – скифский царь, правил скифами Побужья и Поднепровья с 490 по 470 г. до н. э. Возможно, был сыном или внуком Иданфирса. Старший сын Ариапифа – Скил родился от жены-истрянки. Ариапиф воевал с Тересом I, царем Фракии, затем женился на его дочери и имел от нее сына Октомасада. Третий сын Орик был от скифянки Опии. Погиб сорокалетним в 470 г. до н. э. от рук Спаргапифа – царя агафирсов.

Геродот IV 76, 78.

Как по вашему можно этимологизировать эти имена?

Спасибо за вопрос,

Αριαντας->Арианд(ас)

Αριαπειθης->Ариапит(ис)

Возножно ср. авест. aírya-, др.-перс. ariya

Но это ничто не говорит Арийцем может называтся любой в тот период.

Возможно и следуюшшее что там не корень "Ариа"-"Арья" а корень "Ари" или "Ар"

как в Скифском имени Арифарн(ис)-Αριφαρνης

У Скифов много имён с корнем "Фарн"

Предлогаю следуюшие Скифские корни "Ари" "Анд" "Апит" "Фарн"

А если с Осетинского.

"Ар"=рука, Или оглобля, дышло, Или приставки "При" "Со" "О" "По".

"Ари"=Дай, Или Находить, Рождать, и так далее, Или приставки "При" "Со" "О" "По".

"Анд"=вне, снаружи, Или выдворять, убрать, убирать и так далее

"Ант"=разводить.

"Ап+ит"=Окончание "Т" + ядро, сердцевина, серединка, 2) семя, косточка, 3) содержание, сущность, смысл, суть

"æппǽт" весь, всё

"Апайда"=получить прибыль, использовать (что-либо), воспользоваться

"Фарн" Много у Скифов, Есть во второй вразе Цеца у Алан, и одно из главного для Осетин

"Фарн"=Что-то свешеное божественое, Божество

"фарн"=солнце, мир, спокойствие, обилие, счастье; благость, благополучие, благоденствие, приличность, и так далее

"Фарны"=почетный, славный, уважаемый; авторитетный

торжественный; почетный, воспитанный, вежливый, корректный; дисциплинированный, примерный; порядочный

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У Скифов много имён с корнем "Фарн"

А в тюркских звука [f] нет.

Хотя, разумеется, когда-то он мог в тюркских присутствовать (и быть позднее утраченным). Но не вижу смысла «плодить сущности» :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А если с Осетинского.

"Ар"=рука, Или оглобля, дышло, Или приставки "При" "Со" "О" "По".

"Ари"=Дай, Или Находить, Рождать, и так далее, Или приставки "При" "Со" "О" "По".

"Анд"=вне, снаружи, Или выдворять, убрать, убирать и так далее

"Ант"=разводить.

"Ап+ит"=Окончание "Т" + ядро, сердцевина, серединка, 2) семя, косточка, 3) содержание, сущность, смысл, суть

"æппǽт" весь, всё

"Апайда"=получить прибыль, использовать (что-либо), воспользоваться

"Фарн" Много у Скифов, Есть во второй вразе Цеца у Алан, и одно из главного для Осетин

"Фарн"=Что-то свешеное божественое, Божество

"фарн"=солнце, мир, спокойствие, обилие, счастье; благость, благополучие, благоденствие, приличность, и так далее

"Фарны"=почетный, славный, уважаемый; авторитетный

торжественный; почетный, воспитанный, вежливый, корректный; дисциплинированный, примерный; порядочный

Меня у David'а заинтерсовали эти:

"Ар"=рука, Или оглобля, дышло, Или приставки "При" "Со" "О" "По".

"Апайда"=получить прибыль, использовать (что-либо), воспользоваться

Дело в том, что на казахском:

"Ар-ыс" - тоже оглобля (звучит как "арс").

"Пайда" - тоже прибыль.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Пайда" - тоже прибыль.

В казахском из персидского.

Да и в осетинском, думаю, тоже из персидского (через посредство тюркских). Осетинский и персидский так далеко друг от друга, что практически все «идентичные» слова — заимствования.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Scolot, кому как не Вам в первую очередь надо докопаться до истины о народе, чье название Вы взяли себе для ника.

Народ Сколоти и в общем Номады-Скифы(Скитæ) а так же и Массагъэтæ, по Геродоту они выходцы из Асии-Азии за Араксом(Северней озера Ван) из Анатолии.

Окончания Имён народов "ti" "ta" "tha" являются Анатолийскими

"ti" у Осетин, Западных-Грузин и C.Итальянцев

"tæ" у Осетин

"tha" у Парфов

у Сколот была Долихокефалия, как у части Анатолийцев, и как севодня у Зап.Грузин и у Адыго-Абхазцев (и севодня у части Алагирцев Осетин и Ортсхойцев Ингушей)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Окончания Имён народов "ti" "ta" "tha" являются Анатолийскими

Иранскими.

"ti" у Осетин, Западных-Грузин и C.Итальянцев

А северные итальянцы тут при чём?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Иранскими.

Анатолийское влияние на некоторых из Иранцев.
А северные итальянцы тут при чём?

Сарматы-Роксоланы в С.Италии, возможно от них

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не затрагивая сильно материальной культуры скифов (кочевой быт, войлочные юрты, конеедство, доение кобылиц (питье кумыса), возведение умершим курганов, захоронение с человеком лошадей и прочая), частично затрону вопрос о их языке:(из сети)[/b]

У Геродота Сколоты и Массагеты, а так же и Аланы(бывшие Массагеты) Марцелинна не жили в Юртах, а жили в Кибитках, есть интересно у Тюрков кибитки?

Скифы Номады и Сколоты у Геродота не пили напитков-Кумысов из Молока кобылиц.

А кушали верхнею часть этого молока тоесть Масло, и не ценили нижнею не ценили сыр этого Молока

захоронение с человеком лошадей и Иранское обычае, в инете и для археологии для большинства раскопок это считается Иранским

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5. П.Мела, Плиний, Дионисий, Периегёт, Клавдий Клавдиан, Феофилакт Симокатта, Зосим, Приск Панийский и другое античные авторы именуют «скифами» не какое-либо иное племя, а именно гуннов.

...

Концепция, отождествляющая азиатских хуннов с европейскими гуннами и предполагающая выводы о родстве их языков, хотя и распространена в науке, но не является общепринятой

Иранские толкования

Г. Бейли [9], Я. Харматта [10] и Г. Янковски [11] исходят из иранских этимологий хуннских слов. Согласно Харматте, большинство хуннов говорило на одном из восточноиранских языков,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У Геродота Сколоты и Массагеты, а так же и Аланы(бывшие Массагеты) Марцелинна не жили в Юртах, а жили в Кибитках, есть интересно у Тюрков кибитки?

Конечно были. Вспомните юрты на телегах.

захоронение с человеком лошадей и Иранское обычае, в инете и для археологии для большинства раскопок это считается Иранским

Вы это серьезно?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Конечно были. Вспомните юрты на телегах.

Многие Иранцы и севодня Кочевники.

Вы это серьезно?

Например на первый сайт который наткнулся сейчас

http://annals.xlegio.ru/other/kovalevsk/05.htm

Первые века I тысячелетия до нашей эры знаменуют ряд новых, существенно важных для дальнейшего развития коневодства достижений. Сюда относится широкое освоение железа и возникновение кочевого быта, вызвавшее дальние передвижения и широкое, а не эпизодическое использование коня под верх, для выпаса стад, разъездов, посылки донесений или поспешного бегства, что было характерно уже для среднерусских степей и Кавказа (III тысячелетие до н. э.) и Передней Азии (II тысячелетие до н. э.). Речь идет о появлении вооруженного всадника вместо гонца или табунщика, замене отряда колесниц конницей, сначала иррегулярной, затем регулярной. В литературе укрепилась точка зрения, что если индоиранцы познакомили Азию с конем, то иранцы — с всадничеством. Изучая письменные [61] источники Ассирии (описания военных походов, состав войска и добычи), можно уточнить время появления первых вооруженных всадников. Но основной материал дает нам здесь археология.

Древнейшее изображение всадника на навершии бронзовой булавки

Это погребения с конем или конским снаряжением, изображения оседланных коней или всадников (будь то монументальные ассирийские рельефы или предметы мелкой пластики, глиняные сосуды в виде коней или вазовая роспись). Сложность датировки заключается в [62] том, что далеко не все находки происходят из хорошо документированных комплексов. Определенным источником является ономастика и топонимика. Так, очень большое число личных иранских имен связано с корнем асп — «конь» или бара — «ездить верхом» [52, 52; 172; 174; 215-217]. Интересно, что иранское название «люцерна» (лошадиная еда) уже в VIII в. до н. э. было известно вавилонянам и проникло затем к ассирийцам.

Наиболее любопытные ранние материалы о первых фактах езды верхом получены с территории Северного Кавказа. Они представлены памятниками кобанской культуры. Достаточно вспомнить всемирно известное навершие булавки с изображением всадника из собрания Венского музея [196; 197], булавки с головками лошадей из Сержень-Юрта, многочисленные (более 80 для восточного локального варианта кобанской культуры) глиняные фигурки лошадей и детали конского снаряжения — удила и псалии. Большинство этих вещей следует датировать первыми веками I тысячелетия до н. э. С этой же территории происходят бронзовые псалии III тысячелетия до н. э. из богатого подкурганного погребения в Бамуте, найденные в большой прямоугольной могиле площадью более 20 кв. м вместе с золотыми и серебряными вещами [118]. Эта находка может быть поставлена во вполне определенную связь с металлическими стержнеобразными предметами, которые, по мнению М. Э. Литтауэр, являлись прототипами псалии Передней Азии [209, 298]. Они могли употребляться не с мягкими удилами из сыромятных ремней и сухожилий (что было характерно для евразийских степей III—II тысячелетий до н. э.), но оказывать действие на края губ и нижнюю часть носовых костей в виде намордника. В настоящее время это наиболее раннее захоронение, где вместо верхового коня была положена (в специально сделанное углубление в северной части могилы, наряду с заупокойной пищей в сосудах) конская узда. Согласно исследованиям К. Н. Золотова [72], древние лошади Дагестана (домашние появляются в III тысячелетии до н. э, в Великенте) были значительно крупнее современных местных горских лошадок. Это — доказательство использования их для верховой езды. На основании северокавказских материалов мы можем [63] представить себе, какими лошадьми пользовалось местное население в первые века I тысячелетия до н. э. К сожалению, имеющиеся в нашем распоряжении изображения отличаются небольшими размерами и обобщенностью форм, что не дает необходимого количества информации по интересующим нас вопросам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы это серьезно?

http://kladina.narod.ru/kuzmina/kuzmina.htm

Следующий этап в развитии коневодства на Переднем Востоке — конец II — начало I тысячелетия до н. э. В эту пору колесницы вытесняют отряды всадников — лучников и копейщиков. Эта инновация в военном деле была вызвана необходимостью защищаться от проникавших из южнорусских степей ираноязычных всадников, овладевших искусством стрельбы из лука верхом с коня [83].

С приходом этого нового населения связано распространение культа коня на территории иранского плато, проявляющееся в многочисленных изображениях коня и фантастических конских грифонов, а также, на мой взгляд, и в ритуальных захоронениях коней или только их черепов и ног. Такие захоронения зафиксированы в Иране в Хасанлу [239, стр. 210—211; 255, стр. 5—6; 254, стр. 24—28; 263], Динкатепе [240; 317, стр. 35], Бабад-жантепе [257, стр. 126], Марликтепе [320— 322]. Обычно их относят к киммерийцам или скифам. Однако ни на одном из этих памятников нет доказательств присутствия скифов или киммерийцев, и по времени все эти погребения, как мне кажется, древнее скифской эпохи.

Кроме того, в могильнике Сиалк VI обнаружено конское снаряжение [253, стр. 49—51, табл. XXV, V, VI, XXV]. Захоронения удил и псалиев очень типичны и для погребений Луристана [306, стр. 55; 355, стр. 104—123]. По своему семантическому значению эти предметы, символизирующие коня и положенные в могилу по принципу pars pro toto, аналогичны конеким захоронениям. Поскольку в передне-азиатских культурах обряд захоронения коня не находит никаких истоков, мне кажется, появление его свидетельствует о проникновении в Иран одной из первых волн иранцев [87] 10, что подтверждает гипотезу Э. А. Грантовского [27, стр. 276—277; 363 - 305].

В конце II — начале I тысячелетия до н. э. культ коня распространяется также в Малой Азии, что знаменуется появлением многочисленных изображений лошади и фантастических конских грифонов в искусстве, а также захоронениями коня. Последние обнаружены, например, в Трое, в могильнике с трупосожжениями, датирующемся концом этапа VI А. Кости коня есть и на поселении Трои в VI слое [208, стр. 10, 253, 307, 351; 252, стр. 51-57 табл. 1,—8; 265, стр. 78]. Их появление здесь объясняют приходом из Европы разрушивших Трою фракийцев, использовавших коня под верх. Культ коня был у них развит, и широко практиковался обычай жертвоприношения коня и его головы [215; 344].

Таким образом, в истории коневодства в Передней Азии выделяются три периода [82]. Древнейший начинается со второй половины III тысячелетия до н. э., а возможно, и раньше, когда конь становится впервые известен населению древнего Востока, может быть, в результате контактов с проникающими в Малую Азию индоевропейцами (хеттами, лувий-цами, палайцами). Но конь в эту эпоху не получает никакого применения ни в хозяйстве, ни в военном деле. Ранее середины II тысячелетия до н. э. начинается второй этап в истории коневодства на древнем Востоке, связанный с проникновением в Переднюю Азию индоариев, которые принесли искусство тренинга и запряжки коней в боевые колесницы. Наконец, на рубеже II—I тысячелетий до н. э. начинается третий этап в истории переднеазиатского коневодства, ознаменованный применением коня под верх и распространением всадничества. Эта инновация обусловлена появлением ираноязычных племен в Иране и отдельных групп индоевропейского населения в Малой Азии.

Ритуальные захоронения коня в Передней Азии связываются только с индоевропейцами и фиксируются у хеттов (и, может быть, индоариев), иранцев и малоазийских групп индоевропейцев. Народам Передней Азии культ коня чужд, жертвоприношения коня у них не практикуются. Лишь в редких случаях конь выступает как атрибут богини плодородия или бога неба и солнца, в чем ясно видны следы индоевропейского влияния.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дорогой АксКерБорж

Насчет Гуннов

Был народ Восточно-Иранский(как Осетины) народ Хион-Хуна или Хионитае

С Осетинского

Хион=Свой

Хионтае=Свои, например есть название Вайнахи=Свои люди Самоназвание Чечено-Ингушей

и название части Восточно-Иранского народа Эфталитае под именем Алхон

в сказаниях Уаиги-великаны предков нашего народа называли Аллон

и Терек когда-то назывался Алонта(Заметте Осетинское окончание)

Чечено-Ингуши Иронцев называют "Хири" а Китайцы Хионитов называли "Хиронг"

С Осетинского

Ирон=Ирский, Осетинский

Иройнаг=Иронец, Осетин

Сваны только Иронцев называют именем Савиар и никого другого.

У С.Иронцев 70% G2a а у Терских Казаков которые имеют родственые связи с Гуной-Чеченцами 53% G2a

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Многие Иранцы и севодня Кочевники.

Уважаемый David, кочевник кочевнику рознь. Цыгане, бедуины, эвенки тоже своего рода кочевники, но бродячие. В официальной историографии данный термин применяется исключительно к тюрко-монгольским народам, ведущим экстенсивное кочевое скотоводство в степных и лесостепных районах Евразии (nomás, nomádos).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дорогой АксКерБорж

Насчет Гуннов

Был народ Восточно-Иранский(как Осетины) народ Хион-Хуна или Хионитае

С Осетинского

Хион=Свой

Хионтае=Свои, например есть название Вайнахи=Свои люди Самоназвание Чечено-Ингушей

и название части Восточно-Иранского народа Эфталитае под именем Алхон

в сказаниях Уаиги-великаны предков нашего народа называли Аллон

и Терек когда-то назывался Алонта(Заметте Осетинское окончание)

Чечено-Ингуши Иронцев называют "Хири" а Китайцы Хионитов называли "Хиронг"

С Осетинского

Ирон=Ирский, Осетинский

Иройнаг=Иронец, Осетин

Сваны только Иронцев называют именем Савиар и никого другого.

У С.Иронцев 70% G2a а у Терских Казаков которые имеют родственые связи с Гуной-Чеченцами 53% G2a

Самоназвание чеченцев нохчо, ингуши называют себя галгай.

Вайнах по этимологии означает не "свои люди", а "наш народ".

Язык эфталитов не известен доподлинно, поскольку нет текстов на эфталитском языке. Весьма сомнительно, что их язык был восточно-иранским, поскольку доподлинно известно, что они происходят из местности, прилегающей к центральной и восточной частям Китайской стены.

Эфталиты не народ, а название династии. Народ назывался Uar/War или в современной китайской тралиции Hua.

Алхоны не были частью эфталитов. Алхоны это кидариты, или красные гунны, или кармир хион в иранской традиции, или хара хуна традиции индийской. Эфталиты же это белые гунны, спет хион у иранцев или света хуна у индийцев. Вероятнее всего, это были родственные элитные группы, но все же разные. Разумеется, как и все подобные образования, красные и белые гунны имели пестрый этнический состав.

Китайцы не называли хионитов "хиронг", это от незнания транскрипционных правил. Xirong читается как си жун и означает "западные инородцы". Как правило, это название относилось к любым обитателям Туркестана, чаще всего так называли тибетцев.

Сваны не называют осетин савиарами. "Савиар" это сванское обозначение карачаевцев и балкар. См., например, Глашев А. А., Очерки истории хазар. М. 2009. с. 125 с дальнейшими ссылками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Хотелось бы узнать о пресловутом "надежном" корпусе эпиграфики онгутов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Самоназвание чеченцев нохчо, ингуши называют себя галгай.

Вайнах по этимологии означает не "свои люди", а "наш народ".

Язык эфталитов не известен доподлинно, поскольку нет текстов на эфталитском языке. Весьма сомнительно, что их язык был восточно-иранским, поскольку доподлинно известно, что они происходят из местности, прилегающей к центральной и восточной частям Китайской стены.

Эфталиты не народ, а название династии. Народ назывался Uar/War или в современной китайской тралиции Hua.

Алхоны не были частью эфталитов. Алхоны это кидариты, или красные гунны, или кармир хион в иранской традиции, или хара хуна традиции индийской. Эфталиты же это белые гунны, спет хион у иранцев или света хуна у индийцев. Вероятнее всего, это были родственные элитные группы, но все же разные. Разумеется, как и все подобные образования, красные и белые гунны имели пестрый этнический состав.

Китайцы не называли хионитов "хиронг", это от незнания транскрипционных правил. Xirong читается как си жун и означает "западные инородцы". Как правило, это название относилось к любым обитателям Туркестана, чаще всего так называли тибетцев.

Сваны не называют осетин савиарами. "Савиар" это сванское обозначение карачаевцев и балкар. См., например, Глашев А. А., Очерки истории хазар. М. 2009. с. 125 с дальнейшими ссылками.

Uar или Ар? И известно ли Вам, уважаемый Игорь, что у казахов есть род Кердери - потомки хуннов? Вообще-то названия "белые", "хара" (черные) и другие "цветовые названия" в основном присущи тюркским народам.

А приведенные названия просто завораживают! - хуа, вар, эфталит, алхон, кармир, хион, хиронг - такое чувство, что это имена или названия инопланетян. Не обижайтесь, честно так. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотелось бы узнать о пресловутом "надежном" корпусе эпиграфики онгутов.

Это вы, Стас, меня спрашиваете?

Надежный корпус эпиграфики онгутов состоит из т.н. сиро-тюркских надписей, обретенных в нынешней Внутренней Монголии. Большую часть ее обнаружили французы и затем японцы. Наиболее полный полное исследование, включая публикацию эпиграфики, провел японский исследователь Саэки Ёсиро - (Peter) Yoshiro Saeki (1871-1965). В особенности полезным и по сию пору незамещенным трудом является Nestorian Documents and Relics in China, (Tokyo: Toho bunkwa gakuin, 1937; 2nd edition, Tokyo: Maruzen, 1951), это сокращенный перевод его фундаментального исследования.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

..."хара" (черные)...

А теперь читаем:

Алхоны это кидариты, или красные гунны, или кармир хион в иранской традиции, или хара хуна традиции индийской.

Увы...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Да, я, т.к. про них узнал в Вашем беглом упоминании на форуме, а потом еще прочитал краткую характеристику ДНК-данных из "онгутского" кладбища.

Буду пытаться найти сведения по приведенным сейчас авторам, но, может быть, Вы традиционно квалифицированно, широко и исторично дадите расширенное толкование этим наблюдениям?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Uar или Ар? И известно ли Вам, уважаемый Игорь, что у казахов есть род Кердери - потомки хуннов? Вообще-то названия "белые", "хара" (черные) и другие "цветовые названия" в основном присущи тюркским народам.

А приведенные названия просто завораживают! - хуа, вар, эфталит, алхон, кармир, хион, хиронг - такое чувство, что это имена или названия инопланетян. Не обижайтесь, честно так. :)

Потомков гуннов, кажется, полным-полна вся ЦА...

Совершенно точно не Ар. Китайская транскрипция говорит, вероятно, о горловой смычке в начале слова. Было что-то вроде Гар или 'гар, с горловым приступом.

Названия - всего лишь транскрипции на русском транскрипций на других языках, что ж поделать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, я, т.к. про них узнал в Вашем беглом упоминании на форуме, а потом еще прочитал краткую характеристику ДНК-данных из "онгутского" кладбища.

Буду пытаться найти сведения по приведенным сейчас авторам, но, может быть, Вы традиционно квалифицированно, широко и исторично дадите расширенное толкование этим наблюдениям?

Так чего... Там часть на сирийском, не интересно, кроме имен. Часть - смешанная, особенно эпитафии. Половина на стандартно-тюркском. Не возьмусь квалифицировать диалект, но, в общем, это литературный язык, продолжение древне-тюркского, как мне кажется. Условно, ответвление древнеуйгурского. И то сказать - правящие роды происходили из уйгур самым прямым способом. И из чигилей (шато), но они тоже из уйгуров. Их родственниками были уйгуры из городов-оазисов Ганьсу и основатели Поздней Тан. Я имею ввиду, конечно, элитные группы, так то там всех полно было.

Самоназванием было татар, прямо сказано в эпитафии.

В основном 12 в, кой-чего 13, совсем мало более ранних надписей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...