Перейти к содержанию
АксКерБорж

Поминки (ас) и пиры (той) у татар Чингизхана 12-13 вв. и у казахских п

Рекомендуемые сообщения

Поминки (ас) и пиры (той) у татар Чингизхана 12-13 вв. и у казахских племен 18-19 вв. - пышность и великолепие:

 

 

 

Свадебные пиры (той) и поминки по умершим (ас) у казахов проводились с особым размахом и богатством. Истории известны некоторые подробности таких мероприятий из записок русских этнографов и путешественников (для примера приведу случаи из разных регионов степи):

 

 

Западный Казахстан, Кіші жүз:

 

В 1803 году на поминках Сырым батыра Датулы было заколото на мясо 2 500 овец, 200 лошадей, испито гостями 1 000 бурдюков (саба) или 5 000 ведер кумыса.

 

На поминках Карибая из племени шөмекей (чжамуке) согласно данным И.В.Аничкова было заколото 200 овец, 40 лошадей, израсходовано 200 пудов риса, испито 200 сабов кумыса.

 

В 1860 году на поминках Ердена Сандыбайулы у одноименного озера "Ерденкөл" было изготовлено и поставлено 500 новых юрт для гостей, завалено на мясо 200 овец, 160 лошадей. В устроенных конных скачках участвовало 100 лошадей (прим: на поминках казахи как правило, устраивали состязания - конные скачки "bäyge", борьбу и прочее). Всего было проведено трое поминок в честь Ерден бая, на все про все израсходовано 600 овец, 1 860 лошадей, 1 000 бурдюков или 5 000 ведер кумыса.

 

В 1860 году у озера Қаракөл Куламбаевым из племени жаппас даны поминки в честь отца. По сведению В.Плотникова было израсходовано: 600 пудов мяса или по 5 фунтов на человека, 50 пудов сарацинского или сорочинского пшена (риса то есть), 150 бурдюков кумыса по 10 ведер в каждом, 25 фунтов чая, 8 пудов сахара, кроме того только для обслуги из соседнего аула в количестве 400 человек 20 овец, 8 лошадей, 8 пудов риса, 4 фунта чая и 2 головы сахара.

 

В 1861 году на поминках в честь Байдаулета  Кулбекулы в качестве главного приза на конных скачках были заявлены 100 голов лошадей, 100 овец, 10 верблюдов и 1 свежеизготовленная белая юрта для молодоженов (ақ отау).

 

В 1874 году на поминках сыну Куата было завалено 300 овец, 500 лошадей, установлено 700 новых белых юрт для гостей.

 

Особенно богатыми оказались поминки Сагыная, которые можно назвать сравнимыми с расходами на постройку самого мавзолея Тадж-Махал. :) Было поставлено 500 новых белых юрт, в которые было развешано 500 ковров из Бухары, 5 тонн чая, привезена новая посуда из Ташкента и Казани, закуплено и застилано в юртах для гостей 10 000 подушек и ковров, в качестве подарков для почитаемых гостей (киит) было приобретено 500 бухарских халатов (шапан) и 500 сибирских пушнин и шкур, заколото на мясо 20 000 овец, 1 000 лошадей, 500 джигитов верхом на лошадях развозили гостям чаши (табак) с мясом и 300 девушек накрывали угощения (дастаркан). В скачках (байге) участвовало 500 рысаков. Говорят, что знаменитый скакун Акана умер на этой скачке.

 

М.Леваневский в своих записках описывает поминки Жусупа Жолаева, проходившие в середине 19 века на берегу реки Иргиз. Конные скачки (байге) проводились на расстояние в 100 км., было объявлено 9 призов (АКБ: везде священная у тюрков и казахов число "9"...) - для первого места 500 овец, 100 верблюдов, 40 лошадей, 90 бобров и 1 девочка-сирота, невольница (күң).

 

Об обычае в качестве приза в конных скачках, в числе других подарков и скота, присуждать невольниц отмечено и в трудах И.Аничкова, Ы.Алтынсарина, І.Жансугурова (70-ые гг. 19 века).

 

 

Сарыарка, Орта жүз:

 

В 1894 году на поминках Жаманбала Курманова в местность Корык (курук) на берегу реки Нура были приглашены гости из Каркаралинского, Павлодарского и Акмолинского уездов. Было зарезано 160 овец, 100 лошадей, были закуплены мешки сахара и чая, испечено десятки мешков баурсаков.

 

В Баянауле на поминках Мусы Шорманова было заколото 300 овец, 200 лошадей, выпито 20 000 ведер кумыса и для гостей закуплена масса чая, баурсаков, лепешек, изюма, кураги и других угощений, приготовлен плов (палау). По словам Д.Путинцева, все это легло не на расходы сыновей умершего, а стало помощью от богатых казахов.

 

Например, казахи говорят "Қазақ жұртында Өскенбайдың асындай ас болмады", что означает "Не было у казахов поминок, сравнимых с поминками Оскенбая".

В связи с чем привожу свой перевод из Собрания сочинений М.Ж.Көпейұлы (Қазақ тарихы шығармалары. Т.7, С.152-153):

"... В народе говорят, что для проведения поминок по случаю смерти отца Оскенбая, Кунанбай из рода Тобықты (АКБ: отец великого Абая из Аргынского племени Тобыкты) специально прикочевал в Каркаралинские горы, где и провел поминки среди густого соснового бора. Говорят, что для тех, кто приехал участвовать в «жаназа» (АКБ: главная молитва перед погребением, своего рода проводы души умершего в иной мир) было поставлено 70 юрт. Говорят, что в юртах было все что нужно и все необходимое. Говорят, что у каждой юрты даже уголь для самоваров был припасен. Говорят, что «жайнамаз садақасы» (АКБ: пожертвование при чтении сур "дұға") было роздано каждому участвовавшему в нем. Говорят, что кроме скота, предназначенного для общего забоя, мулле, который совершил «жаназа шығару» были выданы 4 верблюда. Говорят, что не было использовано и пропало неисчислимое количество внутренностей от забитого скота (АКБ: хотя это своего рода деликатес в обычные дни). Говорят, что возле очагов, на которых были установлены казаны, было запрещено чистить и мыть внутренности. Говорят также, что возле каждого очага были выставлены меткие стрелки, которым было велено пристреливать любую приближавшуюся к очагу собаку. Говорят, что сколько бы не участвовало лошадей в байге, призы были выданы (выплачены) даже за лошадь, пришедшей последней, т.к. со слов Кунанбая: «Пусть душу моего отца даже не обременят не выданные награды за байгу «Ат тері» (букв: конский пот)."

 

Яркий этнограф Ибрагимов Ш.М. (Очерки быта казахов. Этнографические очерки киргизского народа) в качестве очевидца подробнейшим образом описывает поминки одного богатого казаха по имени Шалдык в Западно-сибирской степи (АКБ: наши края), состоявшиеся в июне 1869 года, лишь некоторые цитаты:
- Пока старшие занимались разговорами, молодежь удалилась в другую кибитку, где начались свои забавы: аульные молодые женщины и девицы стали задавать прибывшим гостям загадки и отгадавших награждали звонкими поцелуями.
- Потом начались песни.
- Отправились в другую кибитку, где, как нам сообщили, происходило, среди громадной толпы зрителей, состязание двух певцов (АКБ: аккомпонирующих себе на домбре), старавшихся превзойти друг друга ловкостью, умением и красноречием.
- На другой день, мы пошли смотреть борцов.
- На следующий, назначена была скачка лошадей.
(АКБ: никакого упоминания о мужских танцульках нет и в помине, это для АрстанОмара, если что )

 

 

Монголия, Баян-Ульгий:

 

Когда умер Ултарак бай поминки (ас) были даны по истечении 3-х лет со дня смерти. Это происходило в 1909 году в аймаке Баян-Ульгий в сомоне Дайын в местности Жаланаш, Тастыбулак. К месту поминок было согнано 2 000 лошадей. Стали накидывать аркан с петлей на конце для поимки лошадей (шалма) и валить всех подряд лошадей. Старики стали возмущаться, что мол среди табуна есть иноходцы и рысаки (жорга и рысаки), мол зачем их то резать, режьте избирательно. Но Дутбай зянги с сыновьями воспротивились, мол если они не пойдут на пользу умершему, чьей собственность они и являются, то кому они еще предназначены. На поминках участвовали казахи Алтая, Кобды, Чуи (Косагаша), а именно, 9-тамговые Найманы и 12-племенные Абак-Кереи. Были поставлены новые белоснежные юрты, в которых гости расположились отдельно по родам и коленам. Ежедневно закалывалось по 40 лошадей и по большому количеству овец. Поминки растянулись на неделю, в конных скачках участвовало 500 лошадей, по древней казахской традиции хозяину лошади, пришедшей первой (занявшей первое место), был вручен приз в виде 9 слитков серебра (жамбы), а хозяину лошади, пришедшей последней, по обычаю было присвоено звание "көк бұқа" или "көк өгiз" (сивый бык) и вручен приз из 9 быков.

 

На поминках Бурулбая Мойынбайулы было поставлено 200 новых белых юрт, установлен "тайказан" (громадный котел для варки мяса) , поминки тянулись 10 дней, было съедено 200 овец, 80 лошадей, было привязано для дойки и изготовления кумыса 300 кобылиц.

 

 

 

Истории также известные грандиозные поминки в честь знаменитых личностей, сохранившихся в памяти народа и превратившиеся в легенды: "Абылай ханның асы" (поминки Аблай хана), "Өскенбайдың асы" (поминки деда Абая Кунанбаева, см: выше), "Қанжығалы Шауыпкел батырдың асы" (поминки канжыгалинского батыра Шауыпкеля), "Керей Сағынайдың асы" (поминки керея Сагыная), "Дулат Сыпатай батырдың асы" (поминки дуглатского батыра Субэдэя) и другие.

 

Наличие вот таких традиций яркий признак почитания казахами духов своих предков, признак гостеприимства, щедрости, широкой души и взаимопомощи казахского народа, который усилиями всего народа (племен и родов), а не в узкой среде одной семьи или аула, проводил значимые мероприятия, такие как "ас" (поминки по году или позже) и "той" (свадебные пиршества), при этом многочисленный скот, кумыс, изготовление большого количества новых юрт и всепоможение другими ценностями осуществлялось гостями, съезжающимися со всех концов степи, из других племен и родов.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Западный Казахстан, Кіші жүз:

 

И.А.Кастанье “Надгробные сооружения киргизских степей”. Оренбург, 1911 г.:

 

“Собралось на поминальный пир до 12 000 человек... Пришли поесть и повеселиться, а главное - принять участие в скачках. Сын достойно почтил память отца. Он сам только лишь на одну еду истратил из отцовской кубышки четыреста рублей денег да зарезал двух кобыл и для плова привез четыре батмана риса... Влиятельные близкие родственники выставили сто юрт, и от каждой юрты по барану, а родовичи расставили двести кибиток. Четыре дня поминали покойного, проводя время то на его могиле в молитве, то за едой. В промежутках выезжали на соколиную охоту и устраивали пробные скачки”

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А теперь свидетельства из древности:

 

"Огуз-наме":

 

"По случаю благополучного возвращения в родной юрт Огуз приказал ради такого праздника зарезать 90 тысяч баранов900 жеребят и, задав большой пир, он воздвиг золотой дом (шатер, юрту)"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Юмор понял. Действительно упущение.  :)

 

При открытии темы я имел в виду свидетельства китайских путешественников об улусе керейтов, когда они отметили аналогичные пиры с тысячами юрт, мяса и кумыса путем такого же вспоможения улусными гостями. Надо привести эти данные.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Юмор понял. Действительно упущение. :)

При открытии темы я имел в виду свидетельства китайских путешественников об улусе керейтов, когда они отметили аналогичные пиры с тысячами юрт, мяса и кумыса путем такого же вспоможения улусными гостями. Надо привести эти данные.

Амыр, АКБ! Мы не можем хвалится такими размахами, но все это до сих пор соблюдаем. Те времена мы и монголы были основном бедны, про это господин каррутерс писал, ибо ламаизм привитый китайцами нас довел до бедства.
  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще данные:

 

Собе­седники А. И. Левшина (Описание киркиз-казачьих..., СПб) помнили, что поминки батыра Срыма, возглавившего в конце XVIII в. движение про­тив царской администрации, "стоили наследникам и родным более 2500 овец, до 2000 лошадей, до 500 ве­дер кумыса, несколько кибиток, панцирей и множества других вещей, розданных отличнейшим наездникам, стрелкам и борцам."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...