Перейти к содержанию
koldenen_kypshak

Казахская степная лошадь и ее региональные подвиды

Рекомендуемые сообщения

Бәйге. Найманнның шабысы - Байга. Бег Наймана. Россия, Республика Алтай, казахи. 18.06.2011 г. Дистанция 6 км. Первое место Жатканбаев Мейрам:

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Жабы Айгыр , боевой конь воина казаха .

 

Не тролльте, я привел достаточно материала, что ДЖАБЫ - это одно из местных региональных казахских отродий Приаралья и юга Актюбинской области, не породистая, не приспособленная к скачкам, массивная телом, мясная порода, способная к быстрой нажировке (нагуливанию жира), за что и ценится в селекционной работе и фермерами. ДЖАБЫ - это не конь для войны и воина№

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, да, Кусаин, все ваши посты, где вы выступаете в роли заядлого специалиста по лошакам, мулам, женским лошадям, пастушьим лошадям и сивым меринам-моринам, естественно, скрыты от всеобщего обозрения, вам же на пользу. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Жабы Айгыр , боевой конь воина казаха .

 

я ведь не в актюбинске узнал про эту лошадь (ЖАБЫ) , вы как всегда не правы и притягиваете за уши всё... пускаете пыль в глаза ...

 

Казахские лошади юго-востока, Алтая. Фото Л.Полторацкой, 1870 год (никаких вам жабы):

 

0_c7d50_ab6f584b_XL.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из записок Л.К.Полторацкой:

 

«... Ничего нет увлекательнее, как лететь по степи на хорошей лошади; киргизские лошади особенно прелестны тем, что сама она входит в азарт от соревнования; нагайкой и не трогай, только крикнешь ей над ушами, да увидит, что другая лошадь обходит, так и летит, насколько хватает быстроты, летит так, что дух захватывает, в ушах воздух свищет, чувствуешь вроде опьянения и хочется еще скорей, скорей, точно крылья выросли за плечами, и вот-вот, если лошадь не пойдет еще быстрей, кажется, бросишь ее и полетишь сама! Что и случается, да только через голову на землю» (Полторацкая, 1871, с.634).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

у нагайцев также есть жабы?вот что пишет Дархан Тама на elim.kz :

Служивший в в Московии в конце 16 века француз Жан Маржерет писал, что ногаи делят своих скакунов на "тұлпаров" (богатырских), бәдәуи (княжеских), арғымақов (породистых скакунов), жүйрік ат (скаковых), жабы и алаша (ординарных) читая эти строки мне пришла мысль что имя название казахского рода Алаша значит не ковер как считается, а от слова "алаша", то есть "мерин".Все эти названия знакому каждому казаху. Например, бәдәуи это чистокровная арабская. К слову русское лошадь от тюркского "алаша ат".

История Ногайской Орды Трепвлов В.В.

Степные кони, по русским источникам, подразделялись на аргамаков, иноходцев, коней отрядных и кобыл". Все они славились силой и выносливостью. Настоящий гимн ногайскому коню сложил в конце XVI в. Ж. Маржерет , удивленный его превосходными качествами. Сами ногаи подразделяли своих скакунов на тулпаров (богатырских), бедеу (княжеских), аргымаков (породистых скаковых), юйрик aт (скаковых), ебе и аласа (ординарных).

Капитан ЖАК МАРЖЕРЕТ
СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА МОСКОВИИ С ОПИСАНИЕМ ТОГО, ЧТО ПРОИЗОШЛО ТАМ НАИБОЛЕЕ ПАМЯТНОГО И ТРАГИЧЕСКОГО ПРИ ПРАВЛЕНИИ ЧЕТЫРЕХ ИМПЕРАТОРОВ, ИМЕННО, С 1590 ГОДА ПО СЕНТЯБРЬ 1606.

Их лошади большей частью приводятся из Ногайской Татарии, каковых лошадей называют конями (Koin); они среднего роста, весьма хороши в работе и скачут семь-восемь часов без отдыха, но если их совсем загнали, нужно четыре-пять месяцев, чтобы восстановить их силы. Они весьма пугливы и очень боятся аркебузных выстрелов; их никогда не подковывают, так же как и местных лошадей; овса они едят мало или совсем не едят, и если есть намерение его давать, то нужно приучать их мало-помалу. Затем у них есть грузинские легкие верховые лошади, но они не распространены, это весьма красивые и хорошие лошади, но не сравнимые с конями по выносливости и скорости, разве только в беге на короткое расстояние. Затем у них есть лошади турецкие и польские, которых они называют аргамаками (Argamak), среди них есть хорошие; все их лошади — мерины; кроме того, среди ногайских встречаются, но довольно редко, очень хорошие лошадки, совсем белые и в мелких черных пятнах, как тигры или леопарды, так что их можно принять за раскрашенных. Местные лошади называются меринами (Merin), они обычно маленькие и хорошие, прежде всего те, что из Вологды и ее окрестностей, и гораздо скорее объезжаются, чем татарские. За двадцать рублей можно приобрести весьма красивую и хорошую татарскую или местную лошадь, которая послужит больше, чем аргамак — турецкая лошадь, которая будет стоить пятьдесят, шестьдесят и сто рублей. Все их лошади болеют больше, чем во Франции, они очень подвержены болезни, называемой норица (Naritse); это гной, скапливающийся спереди, и если его быстро не истребить, он бросается в ноги, и тогда нет спасения. Но как только его замечают, то прорезают кожу на груди почти между ногами и вкладывают туда веревку из пеньки и древесной коры, которую натирают дегтем, затем два-три раза в день заставляют лошадь бегать, пока она не будет вся в мыле, и часто передвигают названную веревку, и через три-четыре дня созревает нечистота, которая выходит через отверстие. Так продолжается до пятнадцати дней или трех недель, затем вынимают веревку, и дыра начинает закрываться, лошади после этого вполне пригодны. А чтобы избежать этой болезни, они загоняют всех лошадей в реку, когда та вскроется ото льда, где держат их по шею в воде час или два, пока они едва смогут держаться на ногах от сильной дрожи, от чего они весьма истощаются; так как это продолжается в течение пятнадцати дней, но после того становятся весьма резвыми. Названные лошади также весьма склонны к запалу. Татарскую или местную лошадь считают пригодной к работе лишь с семи или восьми лет и продолжают считать таковой до 20 лет; я видел двадцатипяти-и тридцатилетних лошадей, несущих добрую службу, а с виду их можно было принять за молодых десяти-или двенадцатилетних; и среди них есть весьма хорошие иноходцы.

http://www.elim.kz/forum/index.php?showtopic=3002&st=20

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

алаша (ординарных) читая эти строки мне пришла мысль что имя название казахского рода Алаша значит не ковер как считается, а от слова "алаша", то есть "мерин".Все эти названия знакому каждому казаху. Например, бәдәуи это чистокровная арабская. К слову русское лошадь от тюркского "алаша ат".

 

А еще от тюркского "алаша" (помесь хорошего с плохим или породистого с непородистым; не мерин!) происходит русское "лошак".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Найманы на своих лошадях найманской породы. Близ Найман-тага (нынче Чингиз-тау, Казахстан), юго-восточные области:

 

274c47af4099.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уникальные фотографии географа Поля А. Лаббе "Путешествие по Сибири и Туркестану". 1897 год. Оренбург, Южный Урал, Тургай, Гурьев.

 

Казахская лошадь северо-западных областей:

 

d9cd158a1efc.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Семипалатинск, 1919 год. Казахская степная лошадь (небольшая пометка - хвост и грива традиционно не стригутся, плохая примета):

 

0_a6b07_1379508e_orig.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Статистические данные о поголовье скота на начало 20 века по материалам Алихана Букейханова (Историко-этнографические труды):

На 1907 год количество казахов 4 696 600 чел.

Главным промыслом киргиз (казахов) является еще и теперь скотоводство, и основное богатство их составляет скот.

Приблизительное количество только лошадей составляло порядка 20 000 000 голов.

Прежде признавали бедным того киргизца (казаха), который не мог насчитать в своем табуне 1 000 овец и 100 лошадей. У людей достаточных число первых, как говорят киргизцы, счету не было, а последних иные имели до 10 000; но ныне начальник семьи, обладающий 5 000 лошадьми, 20 000 овец и 1 000 верблюдов может назваться кочевым Крезом. 
 

 

Как известно, основное богатство казахов (как некогда у хуннов) составляли лошади и овцы.

Из существовавшего в прошлом у казахов примерного качественно-количественного соотношения:

1 лошадь = 10 баранов

можно установить примерное количество овец в Казахстане на начало 20 века, это приблизительно 200 000 000 голов баранов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чокан Чингизович Валиханов в совместном с дядей по матери (нағашы) Мусой Шормановым письме на имя Генерал-губернатора Западной Сибири писали о прежней жизни степных (сибирских) казахов до принятия Устава о сибирских киргизах:

 

 

".... В старые времена, во время опустошительных войн и вседневной баранты, казахи были богаче, чем теперь, и повсеместные упадки случались редко… Что сибирские казахи были богаче до основания приказов - это факт, неподверженный ни  малейшему сомнению: стоит только посмотреть на число скота, который был пригоняем на Оренбургскую и Сибирскую линии в конце прошлого (АКБ: 18 века) и в начале нынешнего столетия (АКБ: 19 века), и на официальные  исчисления 20-х и 30-х годов 19 века. В эту последнюю эпоху было немало казахов, имевших 10-тысячные табуны лошадей."

 

По сведениям Чокана Валиханова, к примеру, Азнабай Акмырзин из Каржасовской волости Павлодарского уезда (нынче Баянаул) вместе с сыновьями (известнейшими батырами - сподвижниками Кенесары хана, Тайжаном и Сейтеном) владел до 17 000 лошадей."

 

Или, к примеру, Иса Казангапов (внучкой которого была моя мама) владел 10-тысячным табуном одних только лошадей не считая многочисленных КРС и неисчислимых стад овец.

 

Существует поговорка, мол, если хочешь стать баем, будь как Бапак, Азнабай и Сапакбай. Говорят, что кто-то из них поинтересовался у знакомого, сколько скота тот привез на Куяндинскую ярмарку (известная в 19 веке на всю Степь и Сибирь торговая ярмарка в приграничье Баянаула и Каркаралы). Узнав, что всего 400 голов, озадаченно воскликнул: "Да я столько на соғым режу!" (зимний забой скота на мясо)  :D  B) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В первой трети XIX века М.Красовский, собиравший статистические данные о животноводстве Баянаульского округа (нынче Павлодарская область), отмечал:

 

Что лошадь стоит 10-20 рублей. Аргамак или хороший иноходец идет по 60 рублей серебром. По этой цене продают славящиеся своими лошадьми айдабольцы (тортаульского поколения) лучших скакунов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По сведениям Чокана Валиханова, к примеру, Азнабай Акмырзин из Каржасовской волости Павлодарского уезда (нынче Баянаул) вместе с сыновьями (известнейшими батырами - сподвижниками Кенесары хана, Тайжаном и Сейтеном) владел до 17 000 лошадей."

 

Ермухан Бекмаханов писал, что сыновья Азнабая Тайжан (1802-1839) и Сейтен (1800-1840) приняли самое деятельное участие в восстании хана Кенесары (Кенесары Касымова). Сейтен присоединился к кенесары со всей Каржасовской волостью и стал его ближайшим сподвижником. Тайжан батыр был расстрелян сведениям Сейтен батыр был доставлен предателем неким Кубатовым, а по другим... Мусой Шармановым.

 

Машхур Жусуп Копеев писал: "Весь скот (АКБ: не только лошади) оставленный покойным Азнабаем своим сыновьям Сейтену и Тайжану, был передан братьями войску Кенесары."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Привет !

Почему у исконных номадов по Боль.Сов.Энциккл, а именно "казахская" лошадь произошла от калмыцкой (лесной народ), а не наоборот ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Привет !

Почему у исконных номадов по Боль.Сов.Энциккл, а именно "казахская" лошадь произошла от калмыцкой (лесной народ), а не наоборот ?

В моей советской энциклопедии нет подобного примечания в отношении к казахской лошади. Написано выведена и издавна разводится на территории Казахстана. Более того там вообще нет упоминания о калмыцкой лошади, лишь о калмыцком крупно-рогатом скоте. Судя по энциклопедии калмыцкой лошади вообще не существовало.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потому что в 1943 все упоминания о калмыках вырезались из энциклопедий, даже упоминания о калмыцких породах скота.

 

А скот кстати угоняли типа "в эвакуацию" в Казахстан, отсюда и "казахские" породы скота.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потому что в 1943 все упоминания о калмыках вырезались из энциклопедий, даже упоминания о калмыцких породах скота.

 

А скот кстати угоняли типа "в эвакуацию" в Казахстан, отсюда и "казахские" породы скота

Фантазии на пустом месте. Нужно понимать сколько было калмыков и казахов до революции и какие территории они занимали к этому времени.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не собираюсь вам ничего доказывать. Полно свидетелей еще живых. Да и геноцид 43 года хоть и пытались 70 лет замалчивать, но следы он оставил явные.

 

Для вас в вашей Казахии это конечно неактуально, а потому "фантазии".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обычная казахская лошадь нашего региона:

 

69b5985e9a12.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...