Перейти к содержанию
Hooker

Наурыз-праздник монголов из Эргэнэкона

Рекомендуемые сообщения

Kürtlerde, Nevruz bayramının Kürt mitolojisindeki Demirci Kawa Efsanesi'ne dayandığına inanılır.[5] Anadolu ve Orta Asya Türk halklarında da Göktürklerin Ergenekon'dan çıkışı anlamıyla ve baharın gelişi olarak kutlanır.[2][6]

 

http://tr.wikipedia.org/wiki/Nevruz

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

НовРуз это иранский праздник турки гонят, у ни и курды иранизированые огузы ( горные турки как они их называют)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Когда-то и у Туранцев, и у Иранцев были единые обычаи. Наурыз байрамы - не исключение. Вот что рассказывали каракалпакские старики (Каракалпак-Намэ):


 


Легенда, рассказанная дедушкой. Наши места некоторые люди называют еще и Туранской низменностью, потому что в давние-предавние времена здесь было царство, именуемое Тураном. И долгие века Туранское царство враждовало с царством Иранским. Войны между ними тогда велись часто. Что те цари не могли поделить меж собой, об этом ныне люди уже не помнят. А только помнят люди, что были те царства очень схожи и в обоих существовал общий обычай: детей, которые рождались слабыми, и стариков, доживших до немощи, вывозили в безводную пустыню и оставляли там. Таково было царское повеление и в Туране, и в Иране. И ослушаться тех повелений никто не смел, ибо лютой смертью карали ослушника, поскольку оба царя считали, что оставлять на свете людей, которые не могут прокормить себя,- казне в убыток.


И вот как-то вспыхнула между царствами еще одна война. Тысячи тысяч туранских воинов вышли в пустыню Каракумы от берегов Аральского моря. Тысячи тысяч воинов Ирана вышли в пустыню Каракумы от берегов Каспия. Всадники скакали с бархана на бархан, пешие ратники шли по их следу. А сзади тянулись караваны верблюдов, неся воду меж горбов в кожаных мешках. Сошлись рати и бились долго. То одна сторона верх берет, то другая. Но одолеть никто не может. Силы оказались равны. Прошла неделя, потом другая. Но нет победы у туранского войска. Нет ее и у войска иранского. И у обоих войск нет уже воды. Кончилась вода в кожаных мешках. Нет пути вперед - враг не пускает. Нет пути назад - не выйдут из пустыни люди и кони, умрут от жажды.


Тогда цари заключили перемирие. Вчера еще были врагами, сегодня - друзья по несчастью. Сели цари рядом, сели их визири и звездочеты, сели тысячники и сотники, сели муфтии и муллы, спешившись, сели конники, опустились на раскаленный песок пешие ратники - все сидят и думают, как избежать страшной смерти. Наконец с туранской стороны поднялся один воин и, поклонившись, говорит:


- Есть один человек, который нам посоветует, как отыскать воду.


- Кто он? Говори скорей,- требует царь Турана.


- Скажу, государь, если обещаешь пощадить нас обоих - меня и его.


- Обещаю!


- Это мой престарелый отец.


Как?!- удивился царь.- Разве ты не отнес его в пустыню? Ты посмел ослушаться моего приказа? Ты не убоялся грозящей кары?!


- О мудрейший из правителей и храбрейший из витязей,- отвечает воин,- тебе ли не знать, что смелого воспитывает смелый. Мой отец первым рискнул нарушить твой указ. Я появился на свет хилым и болезненным, но он не отнес меня в пустыню, а выходил, поставил на ноги и до тех пор, пока я не вырос и не окреп, носил меня на спине в плетеном коробе. Когда же он постарел и стал немощным, я понял, что наступила моя очередь нести ношу.


С этими словами воин снял с плеч плетеный короб, бережно поставил его на землю и открыл крышку. Из короба вылез сухонький, щупленький старичок с белой и легкой, как хлопок, бородой и в черной шапке. Поклонившись царям, их свите, всем собравшимся людям, белобородый черношапочник сказал:


- Во времена моей молодости в этой пустыне тоже была большая битва. Тогда нам пришлось худо, мы вынуждены были отступить. И, набрав воды про запас, засыпали единственный в этих местах колодец, чтобы враг не смог преследовать нас.


И ты сумеешь найти и раскопать этот колодец? Найти найду, а раскопать сил не хватит. Дайте мне сто крепких мужчин, и через полдня вода будет.


Ему дали сто могучих джигитов, усадили на коня, и он поскакал в пустыню. Скоро всадники увидели песчаный холм. Старик велел: Копайте.


К вечеру на дне колодца заблестела вода.


Милость рождает милость. Цари помирились, и каждый из них издал указ, который впредь строго-настрого запрещал вывозить стариков в пустыню. Теми же указами повелевалось: пусть каждый плюнет в того, кто обидит младенца или оскорбит аксакала.


Вот и вся легенда. Но дед еще добавлял: «Ты заметил, Тулек, что на голове у старика была черная шапка? Не он ли предок всех каракалпаков?»


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Турции Навруза нет, но празднуют его в Азербайджане и странах ЦА. Изначально это праздник иранских народов как я пологаю, но давно он уже праздник и для тюрских народов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Турции Навруза нет, но празднуют его в Азербайджане и странах ЦА. Изначально это праздник иранских народов как я пологаю, но давно он уже праздник и для тюрских народов.

 

Здравствуй, Чияль! Полагаю, что достоверно неизвестно, где впервые стали праздновать этот праздник.

Выше я разместил древнюю каракалпакскую легенду, намек на то, что Иран и Туран когда-то жили едиными, схожими обычаями. Кто от кого что заимствовал, разобраться нынче наверное будет тяжеловато. Навруз отмечается в течение тысячелетий. Где-то уже была письменность, но не было тех или иных традиции, а где-то эти традиции уже существовали, но не было письменности, а в свою очередь те, у которых была письменность обрисовали традиции других и т.д. и т.п. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

День добрый, я тоже об этом. К тюрко-монголам данный праздник пришел позже, ибо это изначально зороастрийский Новый год, до сих празднуется там где был распрастранен зороастризм. Это Персия и бывшие иранские земли - Передняя и Средняя Азия, при этом у арабов нет этого праздника (радикальные исламисты из СА также не празднуют Навруз, считая его языческим праздником).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

День добрый, я тоже об этом. К тюрко-монголам данный праздник пришел позже, ибо это изначально зороастрийский Новый год, до сих празднуется там где был распрастранен зороастризм. Это Персия и бывшие иранские земли - Передняя и Средняя Азия, при этом у арабов нет этого праздника (радикальные исламисты из СА также не празднуют Навруз, считая его языческим праздником).

Я считаю,что Зороастризм-древнемонгольская религия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Древнемонгольская религия

Л.Н. Гумилёв

Опубликовано // Доклады ВГО. Вып. 5. Л., 1968

Одной из наиболее пагубных для научного мышления ошибок являются предвзятые мнения, которые, будучи некогда высказаны как гипотезы, в дальнейшем принимаются как непререкаемые истины. Сила давности парализует критику, и ложное мнение укореняется, искажая картину исторического процесса. К числу таких мнений принадлежит представление о монгольской религии ХII-ХIII вв. как о примитивном язычестве.

В 1891 г. Дорджи Банзаров описал взгляды монгольских, вернее бурятских, современных ему язычников, снабдив сочинение большим количеством исторических экскурсов, и в заключение сделал вывод, "что так называемая шаманская религия, по крайней мере у монголов, не могла произойти от буддизма или какой-либо другой веры" [1, с. 5]. По его мнению, "черная вера монголов произошла из того же источника, из которого образовались многие древние религиозные системы; внешний мир - природа, внутренний мир - дух человека и явления того и другого, вот что было источником черной веры" [1, с. 5].

Согласно описанию Банзарова, черная вера заключается в почитании: а) неба, б) земли, в) огня, г) второстепенных богов - тэнгри и д) онгонов - душ умерших людей.

Уже самое количество и разнотипность божеств заставляют нас заподозрить, что мы имеем не стройную систему политеизма, как, например, эллинская религия, а синкретизм, т.е. сосуществование различных верований, не всегда достаточно увязанных между собой. Роль шамана, по Банзарову, заключается в том, что он "является жрецом, врачом и волхвом или гадателем" [1, с. 37]. Как жрец - он приносит жертвы по праздникам и по другим поводам, как врач - он вызывает духа, мучающего больного, и принимает его в свое тело; роль его как гадателя ясна.

Нет сомнений, что современные Банзарову буряты использовали именно такую систему. Но так ли было в XII и XIII вв.?

Несколько иначе выглядит монгольская религия XIII в. у Н. Веселовского [3, с. 81-101], писавшего исключительно на основании письменных источников. Несмотря на то что на первой странице перечислена почти вся известная литература о монгольских верованиях, Веселовский упорно называет религию татар шаманизмом, понимая под этим последним эклектическое сочетание всевозможных религиозных представлений.

На первое место Веселовский ставит поклонение огню, считая это явление свойственным всем примитивным религиям (?!), на второе - поклонение солнцу и луне [3, с. 92]; об этом культе Банзаров не сообщает. Затем идет поклонение кусту, "смысл которого мы разгадать теперь не можем" [3, с. 94], и поклонение идолам, которых Н. Веселовский отождествляет с онгонами-духами предков, хотя тут же называет их "хранителями счастья, стад, покровителями звероловства" и т.д. [3, с. 96]. Противоречие не смущает автора.

Конец работы посвящен вопросу о веротерпимости татар, вытекающей якобы из их религиозных представлений, но, однако, необходимо установить, что Веселовский дает совершенно иную картину, нежели Банзаров, и вместе с тем делает ту же ошибку, смешивая в одно целое: 1) культ природы, 2) магию и приметы и 3) экстатические манипуляции шаманских медиумов. Подобно Банзарову, он принимает исторически сложившийся синкретизм за догматику положительной религии.

Вернемся к Банзарову. При внимательном прочтении его книги немедленно возникают вопросы: 1) С какими духами имеют дело шаманы? С духами ли умерших, т.е. онгонами, или с духами природы - земли = этуген (что следует из именования шаманок-идоган) [1, с. 16]? 2) Какое отношение имеют шаманские духи к главному богу - Небу? 3) Почему главному богу шаманы никак не поклоняются и даже игнорируют его? 4) Банзаров пишет, что "Небо" нельзя считать тождественным с богом [1, с. 7-8], так как Небо монголы представляли Правителем мира, вечным Правосудным и Источником жизни. А что же тогда бог? 5) Банзаров усиленно и тенденциозно старается представить Небо безличным и сообщить культу Неба в XIII в. деизм, который он наблюдал в XIX в., хотя факты, приводимые им ниже из источников XIII в., противоречат этому. 6) Банзаров выводит культ огня из зороастрийской Персии, вопреки своему первоначальному утверждению об автохтонности шаманизма. Верный предвзятому мнению об автохтонности черной веры, Банзаров смешивает в одно религиозные понятия хуннов III векадо н.э., тюрков VI века н.э., монголов XIII века и бурят XIX века. Естественно, что эти различные культуры увязать в единую систему невозможно, но это и нужно было Банзарову, боровшемуся с шаманизмом с позиций буддизма [1, с. 45-46].

Чрезвычайно ценные сведения о древней религии монголов мы можем найти у Вельгельма Рубрука, монаха-минорита, ездившего к Мангу-хану и весьма интересовавшегося вопросами религии. Он предпринял свое путешествие, дабы убедиться, что Сартак, сын Батыя, действительно христианин, как ему сообщили его осведомители - черноморские купцы. Оно так и оказалось, но любопытно, что секретарь Сартака, Койяк запретил Рубруку говорить Батыю, что Сартак - христианин, сказав: "Он не христианин, а Моал" [6, с. 114]. Рубрук был возмущен тем, что татары путают религии и нации, однако надо думать, что Койяк, сам несторианин, понимал, что говорил. Когда Рубрук прибыл к Мангу-хану, то ему удалось участвовать в религиозном диспуте, где мусульмане и христиане, объединившись на платформе единобожия, полемизировали с буддистами. Тогда высказал свою точку зрения и Мангу-хан. Он сказал: "Мы, Моалы, верим в единого Бога, которым мы живем и которым умрем..." Волю бога узнавали через прорицателей [6, с. 173-174]. Это и было credo монгольской веры, столь сокращенно записанное Рубруком. Очевидно, ее и имел в виду Койяк, противопоставляя монголов христианам, и несомненно, что эта доктрина значительно отличается от описанного Банзаровым политеизма. Но можно ли все-таки считать ее монотеизмом?

Плано Карпини в главе "О Богопочитании татар" говорит следующее: "Они веруют в единого Бога, которого признают творцом всего видимого и невидимого, а также признают его творцом как блаженства в этом мире, так и мучений, однако они не чтут его молитвами, или похвалами, или каким-нибудь обрядом. Тем не менее у них есть какие-то идолы из войлока..." Сверх того, "они набожно поклоняются солнцу, луне и огню, а также воде и земле, посвящая им начатки пищи и пития и преимущественно утром, раньше чем начнут есть или пить" [6, с. 28, 29].

Плано Карпини хотя и не замечен в сознательной лжи, но требует осторожного к себе отношения. Во время бешеной езды на перекладных до ставки Гуюка и обратно, при недоедании и незнании языка трудно произвести исчерпывающие наблюдения. Поэтому нет на нем вины за то, что поклонение Небу он понял как поклонение светилам и к культу земли самочинно прибавил культ воды. В остальном он согласен с Гайтоном-армянином, сообщающим нам: "Они (татары) знают единого, вечного бога и призывают его имя, но это все. Они не молятся и не удерживаются от грехов ради страха божьего" [9, с. 72].

Не менее определенно о монотеистическом богопочитании говорит Рашид-ад-Дин:

1. В разговоре с сыновьями Чингис-хан сказал: "Силою Господнею и с помощью Небесною я завоевал для вас, деток, царство" [2, с. 96].

2. В наказе Джэбэ и Субутаю Чингис-хан сказал: "Силою Бога великого, пока не возьмете его (Мухаммеда) в руки, не возвращайтесь" [2, с. 60].

3. Чингис-хан сказал про себя "...дело его, словно новый месяц, возрастает со дня на день; от Неба силою Всевышнего Бога нисходит победоносная помощь, а на земле, помощью его, явилось благоденствие" [2, с. 121].

4. В наказе воинам: "И пусть он (воин), всегда моля усердно Всевышнего Бога, со смиренным сердцем желает украшения восьми сторон, дабы силою Предвечного Господа можно было взять в одном месте четыре предела" [2, с. 123].

5. Наконец, есть текст молитвы Чингис-хана, когда он молился на вершине холма, повесив на шею пояс, развязав завязки плаща и пав на колени: "О предвечный Господь, ты знаешь и ведаешь, что Алтан-хан начал вражду... Я есмь ищущий за кровь возмездия и мщения. Если знаешь, что возмездие мое правое, ниспошли свыше мне силу и победоносность и повели, чтобы мне помогали ангелы, люди, пери и дивы" [2, с. 127].

Эти слова могли бы показаться традиционными мусульманскими обращениями к Аллаху, но имя Аллаха нигде не упоминается, а везде стоит персидское слово "Худо".

Но самые драгоценные сведения о наличии у монголов культа верховного единого бога берем мы из "Сокровенного сказания". Там этот бог называется "Вечное Небо". Монголы различали материальное "голубое" небо от духовного "Вечного" Неба [1, с. 6]. "Вечное" Небо, согласно Банзарову, не было личным богом, а лишь мировым порядком, но не только вышеприведенные, но и нижеследующие цитаты убеждают нас в противном.

В словах Чингис-хана Вечное Небо выступает как податель помощи. "Вечное Небо умножит силу и мощь вашу и предаст в ваши руки Тогтаевых сыновей" [7, $ 199], или "Когда с помощью Вечного Неба будем преобразовывать всенародное государство наше..." [7, $203].

Но Вечное Небо требует не только молитвы, но и активности: "...ты, Чжурчедай, ударил на врага. Ты опрокинул всех: и чжиргинцев, и тубеганцев, и дунхаитов, и тысячу отборной охраны Хори-Шилемуна. Когда же ты продвинулся до главного среднего полка, то стрелою-учумах ты ранил в щеку румяного Сангума. Вот почему Вечное Небо открыло нам двери и путь" [7, $ 208].

Как мы видим, Вечное Небо - бог - не только податель активной помощи, но и требующий активности у своих верных, т.е. более активный, чем кальвинистский Gott, дающий спасение по вере без дел.

Как будто мы можем признать у монголов культ единого, всемогущего и активного бога, но дело обстоит не так просто.

"Сокровенное сказание" с полной определенностью сообщает нам, что Тэнгри был единственным богом монголов, наряду с Небом упоминается Земля - Этуген. Темучин сказал: "Мы... умножаемые в силе Небом и Землей, нареченные могучим Тэнгри и доставляемые матерью-Землей" [7, $ 113]; "...в кераитском походе мы, восприняв умножение сил от Неба и Земли, сокрушили и полонили кераитский народ" [7, $ 208].

Тут - явный дуализм, но надо полагать, что Небо почитается больше Земли, так как Небо постоянно упоминается без Земли, тогда как Земля без Неба - никогда.

Плано Карпини сообщает, что татары через чародеев вопрошают бога Итогу, которого команы (тюрки) называют Кам [6, с. 31]. Итога, по вполне справедливой догадке Банзарова, безусловно, монгольская Этуген, а кам - шаман [1, с. 16]. Согласно Плано Карпини, монголы боялись этого божества и приносили ему жертву. Этуген почиталась путем сооружения "обо", причем в Древности над обо совершались кровавые жертвоприношения [1, с. 18-19].

Не менее определенно говорит о наличии двоебожия Марко Поло: "Они (?) говорят, что есть верховный небесный бог: ежедневно они возжигают ему курения и просят у него доброго разумения и здоровья... Есть у них бог, зовут они его Натигай и говорят, что то бог земной, бережет он их сынов и их скот да хлеб" [4, с. 90,275].

И в другом месте: "...у каждого высоко на стене прибита табличка, на которой написано имя, обозначающее всевышнего небесного бога. Ей поклоняются с кадилом фимиама, поднимают руки вверх и кладут земные поклоны, чтобы бог дал хороший ум и здоровье, а другого не просят. Ниже, на полу стоит изображение, которое зовется Натигаем; бог земных вещей, рождающихся по всей земле. Ему придают жену и детей и поклоняются также... У него просят хорошей погоды, земных плодов, сыновей и т.п." [4, с. 126].

Это двуединое божество монголов было известно русским летописцам, которые рассматривали его как дьявола. В Ипатьевской летописи по этому поводу сказано: "Приходящая цесари, и князи, и вельможе, солнцю и лоуне (т.е. небу) и земли, дьяволу и умершим во аде отцомь их и дедом и матерямь (онгонам) водяше около коуста поклонятися им, о скверная прелесть их" [3, с. 806]. Понятия, разнящиеся между собой, разделены предлогом и, но в выражении "земли, дьяволу" "и" нет. Очевидно, по современной орфографии должно было бы стоять "земле-дьяволу". А русские люди XIII века о дьяволе имели достаточное представление и не путали его никогда и ни с кем. Верные ранневизантийской традиции Нового Завета, они считали дьяволами древних богов, противников Христа. Так, дух бездны назывался по-еврейски Абаддон, а по-эллински - Аполлон [5, IX, 11]. К числу дьяволов самого высокого разряда ранние христиане относили Митру, наиболее опасного соперника христианства. Так что тут можно с большой долей вероятия сказать, что Этуген в понимании русского летописца отождествилась с каким-то известным ему эллинским божеством. Но с каким? Ведь Этуген нераздельна с Тэнгри, и летописец это понимал.

А сами монголы? Ведь они-то свое божество не считали злым началом, что вполне вытекает из приведенных цитат. Но так как религии без определения зла не бывает, то обратимся к рассмотрению того, против чего боролось монгольское двуединое божество, иными словами: что монголы считали грехом?

Убийство, насилие, грабеж, угон скота как грех не рассматривались. Это была бытовая норма, способ взаимоотношений между племенами. Понятия "разврат" вообще не было, потому что женщина была уважаема и с ее желаниями мужчины считались. Непослушание каралось только в военных условиях; как расхлябанность оно осуждалось, но считалось за слабость, а не за грех. Только одно представлялось монголам чудовищным - обман доверившегося и предательство. Убийство посла монголы всегда рассматривали как повод к войне, и вполне достаточный. Когда воины мятежного Чжамухи выдали своего вождя Чингис-хану, их казнили перед глазами преданного князя. Зато когда кераитский полководец в арьергардном бою задержал монголов, чтобы дать время своему хану уйти от погони, он был помилован и принят в монгольское войско в чине нойона. Принцип был настолько силен, что выгода и ущерб при соблюдении его не принимались во внимание. Значит, этот принцип был частью мировоззрения, т.е. монгольское божество было врагом дней, дозволяя своим верным все остальные наклонности и поступки. Это - очень важная деталь. Так ведут себя по отношению к людям далеко не все боги. Поэтому обратим внимание на имя монгольского божества, тем более что оно сохранилось до XIX в. Это персидское слово, известное весьма широко, - Хормуста (не путать с именем Ормузд). Это имя помещено в словаре Голстунского и Ковалевского, у Дорчжи Банзарова [1, с. 11] и у Блоше [10, с. 41].

Банзаров не сомневается, что Хормуста и Небо - одно и то же. Чингис-хана называли то сыном Неба, то сыном Хормусты, то по-китайски Тянь-цзы (прекрасный корректив. - Л.Г.). Буддисты, переводя санскритские и тибетские книги на монгольский язык, именовали Индру Хормустой, что показывает на то, что этот термин успел уже укорениться в Монголии к моменту начала буддийской пропаганды. Тут даже Банзаров уступает очевидности и, вопреки собственным заявлениям об автохтонности черной веры, замечает: "При лучшем знакомстве с шаманством монголов найдется в нем, может, много общего с учением Зороастра" [1, с. 25]. Но что эти религии роднит и что разделяет? Прежде всего отпадает трактовка Тэнгри - Вечного Неба как безличного мирового порядка. Она и до этого противоречила фактам, а сейчас с ней можно вовсе не считаться. Но отсутствие вражды между небесным и земным божествами исключает концепцию влияния зороастризма.

Иранская терминология, очевидно, попала к монголам не через зороастрийцев, а через манихеев, обративших в 762-763 гг. уйгуров. Однако монголы полностью переосмыслили персидское слово и, назвав свое божество Хормустой, заставили его кооперироваться с подземным женским началом, что придало исповеданию черты, не свойственные прототипу. Равным образом невозможно называть Древнемонгольскую религию шаманизмом. В стройной философии шаманизма нет места для божества, создателя или промыслителя. Там мир состоит из верхнего, среднего, в котором живут люди, и нижнего; мы бы сказали макромир, мезомир и микромир. Люди верхнего и нижнего миров, попадая в средний мир, воспринимаются как духи, но так же воспринимаются ими люди среднего мира, попадающие к ним. Общение между мирами осуществляется шаманами (индийское слово, означающее "слушающий" звуки инобытия в состоянии экстаза). Это практика, а не догма. Общение связано с половой связью женщины иного мира (аями) с мальчиком, который и становится благодаря этому шаманом [8]. "Мировое древо", прорастающее через все три мира, - образ, который в переводе на современный язык означает имманентность инобытия. Ну что тут общего с древнемонгольской религией?

Несколько больше параллелей с угорской религией, которую сами ее носители не отождествляют с тунгусским шаманством. Там тоже есть небесное доброе божество - Юма и злое земное - Керемет, но, в отличие от монгольской веры, вся активность принадлежит Керемету. Это близко, но не то. Скорее, у монголов имела место древнеазийская концепция, подвергшаяся влиянию манихейства и оформившаяся не раньше IX в. в стройную систему. Крайне важно, что эта система резко противопоставляла себя христианству, игравшему в это время в Центральной Азии самую активную роль. Такой религией может быть только бон - тибетская черная вера.

И тут возникает последний вопрос: мог ли дружить монгольский бог Хормуста с Христом? Вряд ли! Ни манихейские традиции, ни объединение светлого, небесного начала с земным и темным не могли быть приемлемы для христиан. Соперничества между Триединым и Двуединым не могло не быть, и тень вражды легла на монгольскую историю XIII века.

Еще в 1206 г. светская власть в лице Чингис-хана и духовная, представленная священнослужителем - жрецом Кокочу, как это часто бывает, столкнулись, и Кокочу был предательски убит. Сама черная вера не была поколеблена, но с этого времени и речи не возникало об ограничении несторианства. Исключение представляли только члены ханского рода, которым запрещалось креститься. Но победа несторианства была эфемерна: в конце XIII в. оно претерпело военный разгром, от которого не оправилось. Разделение монгольского улуса оказалось роковым и для черной веры.

Древнемонгольская религия исчезла потому, что ее носители - монгольская знать - приняли на западе ислам, а на востоке - буддизм. И тогда-то в страну, лишенную вождей и принципов, широкой струей влилась шаманистская практика, образовав у бурят, халхасцев, алтайцев и тувинцев причудливые формы идеологического синкретизма, являющиеся продуктом распада оригинальных религиозных систем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

День добрый, я тоже об этом. К тюрко-монголам данный праздник пришел позже, ибо это изначально зороастрийский Новый год, до сих празднуется там где был распрастранен зороастризм. Это Персия и бывшие иранские земли - Передняя и Средняя Азия, при этом у арабов нет этого праздника (радикальные исламисты из СА также не празднуют Навруз, считая его языческим праздником).

Я считаю,что Зороастризм-древнемонгольская религия.

 

Почему бы и нет, версии могут быть разными. Если следовать нынешним представлениям, якобы о проиранских корнях разных народов, например: скифы это иранцы, скифы это славяне, скифы это европейцы и т.д., то предположительно праздник Навруз имел бы большее распространение. Но нынче Навруз отмечают только мусульманские страны и народности, а арабы, распространители Ислама, его почему-то не празднуют.

А вообще, Зороастризм ли является виновником этого праздника?

 

 
История праздника

Навруз считается одним из самых древних праздников в истории человечества, отмечать его в Персии (Иране) и Средней Азии начали ещё до VII века до н. э. Поскольку этот праздник появился в глубокой древности, точное его происхождение доподлинно не известно.

Празднование Навруза связывают с культом Солнца и огня и с именем пророка Заратустры, основателя религии зороастризма. Старейший источник, где говорится об этом празднике, – священная книга зороастризма Авеста. В этом тексте сказано, что каждую весну нужно отмечать появление жизни на земле.

Традиция празднования Навруза также связывается с правлением легендарного шаха Джамшида, о котором говорится в поэме «Шахнаме». Кроме того, считается, что в этот день был похоронен герой Сиявуш, убитый туранцем Афрасиябом.

В тюркских же легендах говорится, что в этот день тюркский народ вышел из Эргенекона – мифического места на Алтае, окружённого горами, которое считается родиной всех тюрков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Большинство монгольских шаманов(баксы-учители) считают,что предки монголов происходили из таджикского племени "могал" в Северной Индии.Mumbai-India-Indi-Hindu-smiley-emoticon-

Ергенекон находится на территории современной Бурятии.Топоним "Ергенекон,Эргунэхун" не сомненно связан с названием двух рек Аргунь и Кан мурен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вашим шаманам надо поменьше исторических книг читать и поменьше сидеть в интернете. А то скоро начнут считать себя дунху-сами или ши-вэй-ами.     :D

 

f374c2644ae5.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вашим шаманам надо поменьше исторических книг читать и поменьше сидеть в интернете. А то скоро начнут считать себя дунху-сами или ши-вэй-ами.     :D

 

f374c2644ae5.jpg

Почему вы так любите вешать фото якута?

 

Какое отношение имеет к вам маньчжурское племя "Кереи"/Kerei hala/?

 

Кереи хала значит кереи халык или кереи кала/город,древня/? :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про якутов я ничего не писал. Я про этническое родство современных монголоязычных народов с народами Дальнего Востока и Приморья.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про якутов я ничего не писал. Я про этническое родство современных монголоязычных народов с народами Дальнего Востока и Приморья.

 

Ответьте на мои вопросы!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Nevruz, the world’s oldest festival which is celebrated by festivities

under various names in many communities, is being
celebrated in the Turkish world as ‘’the exit of Turks from Ergenekon»
and ‘’the beginning of the new year in Turkish calendar
with 12 animals» since 5000 years ago. Some accept this
day as the day God created Earth, some as the day Prophet
Noah stepped on Earth after the Flood. Some accept it as the
day first human-being was created, and some as the messenger
of Spring.
Nevruz which means «New Day» in Persian, is called «Noruz»,
«Navrýz», «Ergenekon», «Bozkurt», «Chaghan», «Mart Dokuzu
(Nine of March)», «Ulusun Ulu Günü (Holy Day of the Nation)»,
«Ýlk Yaz Yortusu (First Summer Easter)», «Yengi Gün
(New Day)», «Köklü Marta (Rooted March)», «Sultan Nevruz»,
«Mart Bozumu (End of March)» in various Turkish communities
on Earth.
 

Где это наурыз называется "Чаган"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Новруз - традиционный праздник весны

На 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2010 году Новруз был включен в Список нематериального культурного наследия человечества. В соответствии с текстом соответствующей резолюции ГА ООН 21 марта признан Международным днем Новруз. Новруз - это традиционный праздник весны, нового года и пробуждения природы, который издавна празднуется в Турции, Азербайджане, Иране, Туркменистане, Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане, Казахстане, Монголии, в регионах России, где проживают тюрки, этот праздник отмечается крымскими татарами и турками Западной Фракии. Считатется, что этот праздник берет начало в Иране и Центральной Азии, однако человечество с самого начала своей истории отмечало приход весны и пробуждение природы. Люди, вынужденные жить в соответствии с природными условиями, ждали прихода весны и праздновали уход трудного зимнего времени. Для человека всегда было большим счастьем видеть как набухают почки, как оживляются животные, слышится жужжание пчел и жуков и наблюдать за постепенным пробуждением природы. Весна, приходящая на смену зимы, тем более, если последняя была суровой, увеличение продолжительности дня вселяют в человека надежду. Появляющиеся из-под снега подснежники, цветение шафрана и жасмина всегда быть предвестниками хороших времен и символом начала весны и нового года.

Первое письменное упоминание о празднике Новруз встречается в персидских источниках, датируемых 2-ым веком. Наряду с этим в исторических источниках есть сведения, что до 2-ого века в день Новруза различные народы, которые жили под господством Персидской империи, преподносили подарки персидскому шейху. На протяжении истории человечества приход весны имел большое значение для самых различных культур и так или иначе праздновался. Праздник Новруз отмечается и в Иране. Между прочим, название этого праздника происходит от персидского языка, на котором слова “новруз” означает «новый день и дневной свет». Это слово и в настоящее время имеет в персидском языке то же значение. Празднования Новруза проводятся в основном 21 марта, некоторые народы празднуют Новруз 22 или 23 марта. Причина этого несоответствия заключается в том, что весна в районах проживания этих народов начинается несколько позже. На северном полушарии 21 марта - день равноденствия, когда Солнце переходит из южного полушария в северное. Кроме того, 21 марта солнечный свет равномерно распределяется как на северном, так и на южном полушарии.

Новруз всегда занимал особое место у тюрок. Он стал традиционным праздником у хуннов, в Тюркском и Уйгурском каганате, Османской империи и Республике Турция и праздновался проведением различных мероприятий и развлечений. По мнению историков, в районах, которые находятся в настоящее время в пределах бывшего Сельджукского государства, праздник Новруз за исключением незначительных различий отмечается как начало нового года и предвестник прихода весны. В особенности в степных районах праздник называют Султан Новруз. В древних тюркских источниках указывается, что история Новруза уходит далеко в прошлое, он отмечался казахскими, киргизскими, узбекскими и татарскими тюрками, более того он оказал большое влияние и на китайский народ.

Новруз – это не только праздник нового года и прихода весны, в этот день отмечается выход гёктюрков (Тюрский каганат) из Эргенекона. В легенде об Эргенеконе говорится, что тюрки хотели выйти из равнины Эргенекон, однако не могли этого сделать из-за непреодолимых гор, окружающих равнину. Они решили расплавить огнем часть гор, которая состоит из железной руды, и тем самым открыть себе путь. Тюркам в конечном итоге удалось покинуть Эргенекон благодаря волку, который указал им путь. День, когда гёктюрки обрели свободу, преодолев огромные горы не иной день, как 21 марта и в этот день празднуется спасение из долины Эргенекон. Сельджуки и османы праздновали Новруз как национальный праздник, организовывали веселья, читали стихи «неврузие» и устраивали пиршества. В период Османской империи на Новруз готовилась особая паста. Позже стали проводиться праздничные мероприятия, посвященные пасте «месир», которая готовится из 41- ого вида пряностей и лекарственных трав. В турецком округе Маниса до сих пор в последнюю неделю марта проводятся мероприятия, на которых готовится паста «Месир» и раздается желающим. Последователи учения Мевляны, алевиты и бекташи читают на Новруз специальные молитвы. В ходе празднований Новруза есть традиция жечь костры и прыгать через них.

Для жителей Анатолии Новруз – это традиционный весенний праздник. В Новруз читаются молитвы, в домах проваодится уборка, готовятся вкусные блюда, устраиваются развлечения. В день Новруза рано просыпаются, одевают красивую одежду и собирают первые весенние цветы. При помощи луковой шелухи красят яйца в знак ого, чтобы в доме был всегла достаток. А крашенные яйца бьют друг о друга, желая изобилия. На вершине холма разжигают костер, который всех оповещает о приходе весны. Новруз в то же время - день прощения и примирения посорившихся. В народе есть верование, что делать подводку глаз в Новруз на протяжении всего года охраняет от некоторых заболеваний и в особенности от болей в шлазах. Согласно другому поверию, совершивгий в день Новруза полное омовение, на протяжении года не будут болеть. В Восточной Анатолии считается, что Новруз наступает тогла, как в ночь с 21 по 22 марта на небе появляется девушка и святой в облике птицы. Считается , что молитвы и желания тех, кто не спит в этот ммомент, исполнятся. Новруз оказал большое влияние на фольклор и литературу тюрских народов. О Новрузе рассказывается в народных песнях, стихах, в народных танцах и украшении яиц.

 

 

http://turkey-info.ru/forum/kultura-obichai/novruz-t3009329.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...