Перейти к содержанию
Polat

Каракалпакский Государственный музей искусств имени И.Савицкого

Рекомендуемые сообщения

Нукус – столица Каракалпакстана – город молодой, современный, основанный в 1932 году. Главной достопримечательностью этого города является каракалпакский Государственный музей искусств имени И.Савицкого. Известность этого «музея в пустыне», как его назвали ведущие искусствоведы и эксперты мира, давно вышла за пределы Узбекистана, настолько уникальна и своеобразна его коллекция.

 

История создания и развития музея уникальна, так же как и его собрание. Отдел изобразительного искусства музея – это крупнейшее художественное открытие. В нем сосредоточена не только национальная художественная школа Каракалпакстана, здесь – средоточие творений основоположников живописной культуры Узбекистана – многонационального коллектива художников, работавших в Средней Азии в начале ХХ века.

 

Музей был открыт в 1966 году. Изначально его коллекция ютилась в семи небольших комнатках и, лишь спустя двадцать лет было выстроено специальное здание. Музейная экспозиция состоит из трех отделов – древнего и средневекового искусства, посвященного культуре древнего Хорезма, на землях которого расположен Каракалпакстан, народного декоративно-прикладного искусства и изобразительного искусства.

 

Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И. В. Савицкого – это сокровищница, дающая представление о культурном отрезке, начиная с III века до нашей эры и до современности. Здесь представлены предметы материальной и художественной культуры древнего Хорезма, народно-прикладное искусство каракалпаков – немногочисленной в прошлом полукочевой этнической группы, проживающей на северо-западе Узбекистана, и имеющей древнейшую историю, самобытную культуру.

 

Немногие музеи республики могут похвастаться столь уникальной коллекцией полотен русских художников и такой известностью во всем мире, как нукусский музей им. Савицкого. Музей носит имя московского художника Игоря Витальевича Савицкого.

Создатель и первый директор музея Игорь Витальевич Савицкий учился в Московском художественном институте имени В.Сурикова, когда в годы Второй мировой войны был эвакуирован в Среднюю Азию. Знакомство с удивительной историей и древней культурой каракалпаков стало толчком к увлечению этнографией и археологией, а Каракалпакстан стал для него второй родиной.

 

Одновременно И. В.Савицкий посвятил себя собирательству произведений искусства и спасению полотен художников русского авангарда, репрессированных и сосланных в эпоху сталинизма в приаральские степи. Благодаря его энтузиазму и бескорыстию были найдены и спасены от гибели многие картины и рисунки на чердаках и в подвалах, куда спрятали их владельцы, опасаясь преследований за связь с «формалистами от искусства».

 

Игорь Савицкий приехал в Нукус в 50-х годах, а в 1966 году был назначен директором Нукусского музея. Тогда он и получил возможность приобретать произведения. Первоначально посвятивший себя археологическим исследованиям и этнографии каракалпаков, он заинтересовался приобретением произведений современного искусства, которое при существовавшем политическом режиме считалось запрещенным. Рискуя быть причисленным к разряду «врагов народа», И.В.Савицкий собирал запрещенные произведения мастеров, названных позже авангардистами. В результате коллекцию музея пополнили 50.000 единиц произведений авангардного и поставангардного периода советского изобразительного искусства. Здесь в далеком от официальных центров Нукусе можно было увидеть то, что подвергалось гонениям в СССР в течение многих лет.

 

Сегодня, коллекция музея им. Савицкого насчитывает свыше 90 000 экспонатов, включая коллекцию русского авангарда, изобразительное искусство Узбекистана, народно-прикладное искусство Каракалпакстана, искусство Древнего Хорезма, дополненное прекрасными копиями ряда экспонатов Парижского Лувра. Даже всемирно известные Русский музей в Санкт-Петербурге и Третьяковская галерея в Москве признают, что им есть чему позавидовать в Нукусском музее.

 

В экспозициях представлены археологические находки, рассказывающие об истории древнего Хорезма – родине «Авесты», о торговых связях хорезмийцев с античным миром, уникальные терракотовые статуэтки зороастрийской богини плодородия Анахиты, оссуарии – сосуды для хранения останков умерших предков огнепоклонников, изделия из керамики и бронзы.

 

В основу отдела народного декоративно-прикладного искусства легла коллекция изделий каракалпакских мастеров, собранная в экспедициях Каракалпакского филиала академии наук Узбекистана. Музей обладает богатейшим собранием национальных каракалпакских ювелирных украшений из серебра и сердолика, традиционных ковровых изделий, ручных вышивок и аппликаций.

 

Отдел изобразительного искусства музея сформировался из живописных и графических произведений, собранных И.Савицким, произведений, подаренных молодому музею ведущими художниками страны, и полотен каракалпакских живописцев.

 

Всемирную славу музею принесла коллекция русской авангардной живописи 20–40 годов ХХ века, вторая в мире по значимости после собрания Русского музея в Санкт-Петербурге. В залах музея представлены картины автора «Гранатовой чайханы» А.Волкова, ранние, близкие по духу и стилистике авангарду, произведения У.Тансыкбаева, М.Курзина и Н.Карахана, полотна известных художников-импрессионистов, живших в Узбекистане, П.Бенькова и З.Ковалевской, русских авангардистов начала ХХ века А.Шевченко, П.Кузнецова, А.Куприна, Н.Ульянова, В.Рождественского, Р.Фалька, скульптурные композиции В.Мухиной и С.Лебедевой. Имена некоторых из них хорошо известны на Западе. Почти все они получили образование в студиях Парижа и Мюнхена, учились в художественных училищах и институтах Москвы и Петербурга, их имена включены в каталоги парижских выставок начала ХХ века.

 

Большую роль в популяризации коллекции музея играет Клуб «Друзья Нукусского музея», членами которого являются дипломаты и представители международных организаций, работающие в Узбекистане. Выставки шедевров из коллекции музея экспонировались в последние годы в Швейцарии, Германии, Франции и Италии, музей имени И.Савицкого включен во многие престижные международные справочники. Однако с полным собранием музея, а оно насчитывает более 84 тысяч экспонатов, можно познакомиться только в Нукусе.

 

Настоящее официальное признание деятельности Савицкого, собранной им коллекции пришло с новыми переменами в стране, а популяризация музея началась с 1991 года, когда в Нукус открылась дорога журналистам и экспертам, работникам иностранных посольств и международных организаций. О феномене «музея в пустыне» заговорили во всем мире. Корреспонденты ведущих вещательных корпораций мира, журналисты известных изданий начинают «раскручивать» парадоксальные факты о музее. Имя музея попадает во многие престижные справочники мира.

 

f784b6107cd3.jpg

 

http://lookuz.com/uz/node/79

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

%D0%98%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C_%D0%A1%D0

Савицкий, Игорь Витальевич.

И́горь Вита́льевич Сави́цкий (4 августа 1915, Киев27 июля 1984) — советский художник, реставратор, этнограф, искусствовед, засл. деятель искусств Узбекистана, народный художник Каракалпакстана, создатель и первый директор Музея искусств в Нукусе («среднеазиатский Третьяков»), один из последних подвижников русской культуры в Средней Азии.

Биография

Игорь Витальевич Савицкий родился в Киеве в 1915 году, в семье юриста. Его отец имел польские и еврейские корни (дед родился в польской семье, бабушка в еврейской). Его дед по линии матери — Тимофей Дмитриевич Флоринский был известным русским славистом, профессором Киевского университета, членом-корреспондентом Российской Академии Наук, автором многих исследований, создавшим свою научную школу.

В детстве Игорь Савицкий получил хорошее образование, свободно говорил по-французски, так как в семье была гувернантка француженка. Родители Игоря часто бывали за границей, в Европе, были в курсе всех новостей культурной жизни Франции, Австрии, Германии и с детства привили отличный художественный вкус детям.

После революции в 1920 году Игорь Савицкий с родителями переехал на жительство в Москву, здесь он увлекся рисованием. Во время учёбы в фабрично-заводском училище завода «Серп и молот», где получил специальность электроустановщика, он брал частные уроки рисования у московских художников Р. Мазеля и Е. Сахновской.

С 1934 года Игорь Савицкий стал учиться на графическом отделении Московского Полиграфического института, а затем продолжил учёбу в Московском художественном училище памяти 1905 года. В 1938—1941 году он учился в Институте повышения квалификации художников в мастерской Льва Крамаренко, с которым совершал поездки на этюды в Крым и на Кавказ.

В 1941 году он поступил на учёбу Московский государственный художественный Институт им. Сурикова[1]. Из-за болезни он не был призван в армию, и с 1942 года по 1944 год находился в эвакуации вместе со своим институтом в Самарканде. Здесь он впервые ознакомился со своеобразной и интересной культурой народов Средней Азии, а также познакомился с такими выдающимися художниками как Роберт Фальк и Константин Истомин, брал уроки живописи у Николая Ульянова.

В декабре 1946 году Игорь Витальевич окончил графический факультет Института им. Сурикова, по специальности «офорт» (диплом от 3.XII.1946).

В 1950 году по приглашению Т. А. Жданко[2] он приехал в Среднюю Азию, в Каракалпакию для работы в составе Хорезмской Археолого-Этнографической Экспедиции АН СССР[3], руководимой Сергеем Павловичем Толстовым, где под руководством Т. А. Жданко изучал и коллекционировал предметы каракалпакского народно-прикладного искусства.

В годы работы в экспедиции, помимо прямых обязанностей художника, Савицкий участвовал в поездках по аулам Каракалпакии с целью сбора образцов народно-прикладного искусства. Эта деятельность захватила его настолько, что он в дальнейшем начал серьёзно интересоваться до этого малоизвестного искусства каракалпаков — малого народа, живущего среди пустынь, в низовьях Амударьи.

В 1950 году Игорь Витальевич окончательно переехал на жительство в Каракалпакию, посвятив себя археологическим исследованиям и этнографии каракалпаков, а позже увлекся и коллекционированием произведений современного искусства, впоследствии ставшей основой художественного музея, созданного им в Нукусе. Он был, по словам людей хорошо с ним знакомым, поистине гениальным собирателем, за что, по словам его знакомых, «с легкой руки каракалпаков, извечных шутников и балагуров, прослыл „старьевщиком“, причем народ вкладывал в это прозвище скорее положительный, нежели отрицательный смысл».

С 1956 года стал работать научным сотрудником в Отделе прикладного искусства (Лаборатории прикладного искусства) Каракалпакского научно-исследовательского института экономики и культуры, с 1957 года получившего название — Комплексный научно-исследовательский институт. С 1959 года И. В. Савицкий работал в Институте истории, языка и литературы Каракалпакского филиала АН Узбекистана, а позднее — в Каракалпакском историко-краеведческом музее.

27 июля 1984 года И. В. Савицкий после продолжительной болезни умер в больнице в Москве. Московские друзья, художники, искусствоведы прощались с ним в Государственном Музее Искусств Народов Востока.

Похоронен Игорь Витальевич Савицкий на русском кладбище в Нукусе, где на его могиле установлен памятник: «Гениальному спасителю красоты от благодарных потомков». Но лучшим памятником ему стал созданный им музей в Нукусе.


Оценка его деятельности
В многообразной деятельности И. В. Савицкого можно обозначить по крайней мере шесть основных направлений: художник-живописец, собиратель предметов искусства, реставратор, искусствовед-исследователь традиционного искусства каракалпаков, создатель и администратор музея, воспитатель и Учитель.

Масштаб его деяний сопоставим с деятельностью таких фигурам, как В. Ф. Войно-Ясенецкий, С. В. Стародубцев, В. А. Успенский, Е. Е. Романовская, А. Ф. Козловский, С. П. Толстов, И. А. Райкова и многими другими, то есть теми, кто оказался в Средней Азии волею судеб или по зову сердца, и посвятил всю свою жизнь служению науке и культуре этого края. Именно стараниями этих людей создавались первые научные школы и закладывались новые культурные традиции ныне независимых стран бывшей советской Средней Азии, сохраняющие свое значение и в наши дни.

И. В. Савицкий принадлежит к третьему, послевоенному поколению подвижников с момента прихода русских в Среднюю Азию, то есть тогда, когда по разным причинам уже стали иссякать мотивы и движущие силы для альтруистской деятельности, когда стал отступать и мир «загадочного Востока», уходить в тень вместе со старой традиционной культурой и её обесценившимся предметным миром.

Жизненный выбор Савицкого, даже в сравнении с выбором людей культуры двадцатых-тридцатых годов XX в., кажется удивительным. Он отказался от блестящих перспектив карьеры в Москве, от материального достатка и удобств столичной жизни, и переехал жить в «богом забытый край» — Каракалпакию. В его творческой жизни прежде всего поражает стойкая убежденность в необходимости своей деятельности, вера в будущее значение производимой им работы. Без такого твердого убеждения едва ли был бы возможен повседневный подвижнический труд на далекой окраине огромной страны.

Савицкого как художника и искусствоведа навсегда покорило увиденное. Участница экспедиции М. И. Земская припоминает его слова: «Кто бы здесь ни жил… а художники здесь жили гениальные, — бормотал ошеломленный Савицкий…». Он пишет изумительные пейзажи земли, ставшей для него тем, чем была Полинезия для Гогена. Игорь Витальевич писал виды с древних крепостей. Над золотистыми песками высились сиреневые замки. «Я никогда не думал, что ваши пески так нежны и красивы». Он открыл для нас пепельно — серебристьй колорит земли каракалпакской.

Игорь Витальевич — «среднеазиатский Третьяков» — не мучился дилеммой между традиционным и современным, не разделял их в своей деятельности, как это нередко делалось в ту пору отечественным искусствоведением. Он собирал не только самое ценное в художественном отношении, но и все, что имело хоть какое-либо историко- культурное значение. Ситуация не оставляла времени на раздумья.

Будучи свидетелем происходящего в культурной политике со времен сталинизма, он не мог пройти мимо и игнорировать целый пласт погибающей русской культуры, практически никому не нужной в СССР в то время (1960-е годы, период «бульдозерных» выставок). Игорь Савицкий начинает вывозить из Москвы и других городов Союза сотни, тысячи, десятки тысяч работ забытых, заклейменных в формализме художников-изгоев в далекий от политических центров Нукус. Постоянно рискуя быть причисленным к разряду «врагов народа», Савицкий разыскивал объявленных вне закона художников или их наследников, приобретая по всей Стране Советов осужденные и отвергнутые режимом произведения.

Его целью было создать необычный музей, не повторять повсеместно распространенный принцип малых Третьяковок. В результате кредита доверия от местных властей, Савицкий за 10-15 лет собрал коллекцию музея.

В 1966 году Игорь Витальевич Савицкий открыл совершенно уникальный музей. Там ярким пламенем сверкали картины Волкова. Это новое искусство было названо авангардным.

Собранная им коллекция музея опровергает суждения соцреализма о теории искусства и возвращает к жизни художников школы поставангарда, чьи диссидентские работы были вызволены из подполья, изгнания, лагерей и забвения.

Благодаря усилиям лишь одной личности целая эпоха была спасена. Более 50.000 единиц пополнили коллекцию музея- произведения авангардного и поставангардного периода советского изобразительного искусства, ценнейший архивный материал (фотографии, документы, воспоминания художников).

Само появление Нукусского музея — загадка и парадокс истории. Зачем нужно было создавать музей (равно как и филиал Академии Наук, многие другие научные и культурные структуры) для народа численностью всего-то в пределах одного миллиона? Ныне, касаясь этого вопроса, нередко пишут о неких коварных «тайных замыслах» советской власти, ставке на пропаганду для зарубежного Востока, других идеологических расчетах. Возможно, эти моменты и существовали, но все же нельзя не видеть главного: в этом был один из парадоксов советской культурной политики. В ней отсутствовали материальный расчет, идея самоокупаемости и ставилась задача реального подъема культуры у всех населяющих страну народов.

Музей Савицкого стал центром культурной жизни, куда потянулась интеллигенция Каракалпакии. Музеи и личность его создателя начали оказывать огромное влияние на развитие современной художественной культуры этого региона, на формирование каракалпакской творческой интеллигенции. Можно сказать, что на «нукусский период» жизни Савицкого пришлась эпоха расцвета каракалпакского искусства. Он воспитывал первых каракалпакских художников. Он также хотел показать молодым каракалпакским художникам, по какому пути шли их предшественники в Москве и в Ташкенте в 1920-1930- е годы.

В первые же годы существования нукусское собрание получает известность. В 1968—1969 годах его коллекция показана в Москве, в Музее Востока. Затем было парадное шествие по городам СССР: Таллин. Львов, Ленинград, Алма-Ата, Уфа, Казань, Ташкент и др. Авторитет Савицкого вырос настолько, что с ним считаются и в Москве. Министерство культуры СССР начинает оказывать ему поддержку, оплачивая его приобретения. Перед ним открываются двери архивов художественных ценностей. В 1975 году Савицкому было предложено отобрать для его музея часть коллекции произведений искусства, переданные в дар Министерству культуры СССР вдовой Фернана Леже Надеждой Леже. И теперь коллекцию музея дополняют десятки великолепных копий экспонатов Лувра.

Даже в последние месяцы жизни, находясь в больничной палате, превращеной в рабочий кабинет, Савицкий занимался научными описаниями, писал статьи в журналы, письма с очередными просьбами в различные учреждения и к руководству республики, вел переговоры с владельцами по вопросу новых приобретений, решал музейные проблемы.

27 июля 1984 года И. В. Савицкий после продолжительной болезни умер в больнице в Москве. Московские друзья, художники, искусствоведы прощались с ним в Государственном Музее Искусств Народов Востока. Его тело было погребено на нукусском русском кладбище, где установлен памятник: «Гениальному спасителю красоты от благодарных потомков». Но лучшим памятником ему стал созданный им музей.

Когда Игоря Витальевича не стало, его признал весь мир. Его признали как Спасителя, который сохранил целую эпоху авангардного искусства и огромный пласт прикладного искусства каракалпаков. О феномене «музея в пустыне» заговорили во всем мире.

Музей, дополненный историческими экспонатами и произведениями декоративно-прикладного искусства, несомненно, является одним из лучших в стране и в Центральной Азии. «Один из лучших музеев мира» — назвали его Ф.Миттеран и А.Гор.

В 2002 г. Указом Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова И. В. Савицкий был посмертно награждён одной из высших наград страны — орденом «За великие заслуги».

Наследие Савицкого составляют 7.452 произведения живописи; 25.223 графики; 1.322 скульптуры; 7.562 произведения народно-прикладного искусства; 1.902 монеты; 8.618 находок археологических исследований.

Краткая справка о жизни и деятельности И. В. Савицкого

1915, 4 августа — родился в Киеве в семье юриста.

1920-е годы, — переезд семьи в Москву.

1934 — учёба на графическом отделении Полиграфического института, затем в Художественном училище имени 1905 года.

1938—1941 — учёба в Институте повышения квалификации художников в мастерской Льва Крамаренко, с которым совершает поездки на этюды в Крым, на Кавказ.

1941—1946 — студент Московского государственного художественного Института им. Сурикова].

1942—1944 эвакуация в Самарканд вместе с Институтом им. Сурикова; знакомство и общение с Робертом Фальком, Константином Истоминым, занятия у Николая Ульянова.

1946 — окончил графический факультет Института им. Сурикова, по спец. «офорт» (диплом от 3.XII.1946).

1950 — переезд в Каракалпакию в составе Хорезмской Археолого- Этнографической Экспедиции (по приглашению Т. Жданко).

1950—1956 — работает экспедиционным художником в ХАЭЭ под руководством Т. А. Жданко, изучает и собирает предметы народно-прикладного искусства каракалпаков.

1956 — работает научным сотрудником в Отделе прикладного искусства (Лаборатории прикладного искусства) Каракалпакского научно- исследовательского института экономики и культуры, с 1957 г. — Комплексного научно-исследовательского института, с 1959 г. — Института истории, языка и литературы Каракалпакского филиала АН Узбекистана; затем — в Каракалпакском историко — краеведческом музее.

1957—1966 — собирает образцы народно- прикладного искусства каракалпаков с организацией многочисленны экспедиций по районам ККАССР.

1963 — вышла единственная книга И. В. Савицкого «Народное прикладное искусство каракалпаков. Резьба по дереву».

1966, 5 февраля — открытие по инициативе И. В. Савицкого Государственного музея искусств Каракалпакской АССР в г. Нукусе и его назначение директором этого музея.

1968- Лауреат республиканской премии нм. Бердаха «За собирательскую деятельность уникальных произведений каракалпакского народного прикладного искусства и за книгу „Резьба по дереву“.

1966—1984 — организация художественных выставок из собрания Музея в Нукусе, Москве, Ташкенте, Ленинграде, Таллине, Алма-Ате, Казани, Уфе, Львове, Махачкале и др. Ежегодные экспедиции по сбору предметов народного искусства каракалпаков; сбор произведений живописи русских, советских, среднеазиатских художников- авангардистов.

1984, 27 июля — Скончался в московском клинике — Всесоюзном центре гипербарической оксигенации, похоронен в Нукусе на русском кладбище.

1986 — Персональная выставка И. В. Савицкого (живопись, графика) в Государственном музее искусства народов Востока, Москва.

2002, 23 августа — Указ Президента Республики Узбекистан о награждении И. В. Савицкого (посмертно) орденом „Буюк Хизматлари учун“ (за великие заслуги») за огромный вклад в развитие науки и культуры каракалпаков.
user_online.gifreputation.gif report.gif
  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 июля 2013
 
Директор музея искусств имени Савицкого награждена французским орденом
 
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Директор Каракалпакского государственного музея искусств имени Игоря Савицкого Мариника Бабаназарова стала кавалером ордена «За заслуги в области искусства и литературы». Об этом сообщает пресс-служба Посольства Франции в Узбекистане.Во время приёма в честь Национального праздника Франции Посол Франсуа Готье вручил знаки отличия Кавалера Ордена «За заслуги в области искусства и литературы» директору Каракалпакского государственного музея искусств Маринике Бабаназаровой.«Эта выдающаяся личность олицетворяет многие ценности, которыми дорожат Франция и Узбекистан, такие как уважение культурной идентичности и забота об охране и пропаганде национального наследия», - отмечает Посольства Франции.В своей речи Посол Франсуа Готье отметил, что Бабаназарова уже на протяжении многих лет возглавляет музей, который знают и ценят во Франции, которая, в частности, имела честь принять замечательную выставку несколько лет назад. Сегодня, как об этом мечтал Игорь Савицкий, и благодаря Маринике «люди приезжают из Франции, чтобы посетить этот музей».«Почитаемый и желаемый художниками, писателями, творческими личностями», согласно определению Андре Мальро, орден «За заслуги в области искусства и литературы» присуждается Министром культуры Франции «лицам, отличившимся своим творчеством в области искусства или литературы или своим вкладом в их распространение во Франции и в мире», - отметил он.Среди кавалеров этого ордена – директоры известных музеев, такие как директор Музея изящных искусств Бостона Малкольм Роджер и бывший президент-директор Музея Лувра Анри Луаретт.
 
a54e5e917438.jpgb4500c12bd89.jpg

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


bc7d1b043142.jpg

 

Бабаназарова Мариника Маратовна родилась в 1955 году в семье известного каракалпакского академика Нурмухамедова Марата Коптлеуовича.В 1977 году она закончила факультет романо-германской филологии Ташкентского государственного университета по специальности «филолог-германист», в 1990 году — Ташкентский театрально-художественный институт имени Островского (заочно) по специальности «искусствовед».В 1977-1983 годах работала преподавателем английского языка в Нукусском государственном университете, в 1983-1984 годах она — ученый секретарь и главный хранитель Госмузея искусств. Проходила стажировки в Лувре (1998 год), Британском музее (2000), изучала музейное дело США (1993), Франции (1998), Австрии (2002), Швеции (1999, 2003) и Голландии (2007).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12446e22e506.jpg

На заседание была также приглашена директор Каракалпакского Государственного музея изобразительного искусства имени Савицкого М. М. Бабаназарова. Она напомнила о том, что новое здание музея, ставшего известным во всем мире, было построено по инициативе Президента Ислама Каримова и открыто главой государства в 2003 году в дни, когда отмечалось 70-летие столицы Каракалпакстана. В настоящее время принято решение правительства о значительном его расширении. В новых двух корпусах разместятся отдельно фондохранилище и экспозиционный блок. На эти цели выделено 10 миллиардов сум в 2013 году, а всего будет затрачено для осуществления этого проекта 36 миллиардов сум. Мариника Маратовна от имени коллектива музея поблагодарила министерство по делам культуры и спорта Узбекистана на оказываемую помощь и поддержку в осуществлении этих планов. Работа в этом направлении идет успешно. Предпринимаются все усилия для того, чтобы работа музея соответствовала мировым стандартам. При этом подчеркивалось, что теперь в музее стремятся побывать поклонники изобразительного искусства , туристы из многих стран мира.

 

И по признанию специалистов, музей, в котором представлены уникальные образцы каракалпакского народно-прикладного искусства, картины его основателя Игоря Витальевича Савицкого и коллекция русского авангарда 20 века, копии шедевров мирового искусства , признан четвертым по значению туристическим объектом в Узбекистане после Самарканда, Бухары и Хивы.

 

В 2015 году будет отмечаться 50-летие создания музея. И к этому событию идет должная подготовка. Мариника Маратовна Бабаназарова обратилась с просьбой решить вопрос о подготовке кадров для работы музея в будущем. Министр по делам культуры и спорта Т.Кузиев сказал о правильности постановки этого вопроса и необходимости открыть в Нукусе специальной учебной студии по подготовке кадров.

 

http://mcs.uz/ministry/press/pressculture/culturenews/print:page,1,1080-obschestvennyy-sovet-pri-ministre-kultury-i-sporta-uzbekistana-rassmotrel-ryad-novyh-vazhnyh-voprosov.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фестиваль "Эхо веков" устроил модное дефиле среди барханов Узбекистана
28.05.2012 20:36

Автор: Гуля Балтаева

 

6d8dda15b479.jpg

 

Конные скачки, петушиные бои и модное дефиле среди барханов. В Узбекистане прошел пятый фестиваль традиционной культуры "Эхо веков". В этот раз он организован в Каракалпакстане, районе, известном своими древними крепостями. Цель фестиваля — не только продемонстрировать старинные традиции всему миру, но и еще раз привлечь внимание к проблеме Аральского моря.

"Лувр в пустыне" окрестили французы музей имени Савицкого. Среди иностранцев, зачастивших сюда, в самую настоящую пустыню Кызылкум, граждан Франции больше всего. На втором месте — итальянцы. Здешнее собрание авангарда называют одним из лучших в мире. Речь о коллекции, что в небольшом узбекском городе Нукуcе. Основатель — выпускник Суриковского института художник Игорь Савицкий. Уехавший из Москвы еще в советскую Каракалпакию.

"Когда Савицкому говорили, куда ты уехал — вдаль от музеев, выставок, галерей, от искусства в какую-то тьмутаракань! Здесь же — импрессионисты! Он отвечал: "У меня в Каракалпакии — свои импрессионисты". Он имел в виду удивительное искусство каракалпаков. Посмотрите на эту вышивку, на платья", — рассказывает директор музея Мариника Бабаназарова.

В орнаменте свадебного платья элементы матриархата: форма серьги — символ женского начала, под воротником — символ праматери. Импрессионистическая вышивка на подоле имитирует кольчугу, напоминая о том, что предки нынешних каракалпачек — древние амазонки, с которыми, согласно легенде, Александр Македонский не рискнул воевать. Лица, исполненные достоинства, заставляют безоговорочно поверить в то, что были женские отряды в племенах саков и масагетов. Что подтверждает и фольклор, хранящий предания о женском царстве, о хитроумных и смелых воительницах. Степная культура способствовала свободе: паранжду здесь не носили никогда.

Проявление генетики налицо — в лице, во всем облике этих потомков амазонок: высокие, красивые, ни разу не встававшие на каблуки девушки через два дня идут по подиуму уверенной походкой от бедра, приводя в изумление режиссера.

Фестиваль традиционной культуры "Эхо веков" Фонда Форума, который за 5 лет посетило более 200 тысяч человек, делает историю зримой, осязаемой. Такой, что можно потрогать. Как руины крепости Тупрак-кала — памятника мирового значения, охраняемого ЮНЕСКО. Фестиваль проходит также под эгидой этой международной организации.

Цитадель, служившая защитой для хорезмских царства правителей. Здесь же располагался дворец. Древнее городище оказалось таким огромным, что раскопок может хватить, по словам археологов, на несколько поколений.

Ведь, эта территория была освоена человеком ещё в каменном веке. В Амударьинских оазисах зарождалась древнехорезмийская античная и средневековая цивилизация Хорезма.

Кочевые племена позже оставили колоссальное этнографическое наследие. "Улок-купкари", буквально — "козлодрание" — словно историческая реконструкция. Народная забава, где требуется завладеть тушей и, отбившись от соперников, доскакать до финиша, не потеряв по дороге трофей.

Старинная игра возрождается. Бывает, что бизнесмены проводят "Улок-купкари", когда женят детей. Но не все могут позволить себе свадьбу — чтобы слышала вся махалля, чтобы вся родня — за столом. Тогда на помощь приходит Фонд Форум.

И этот автобус — подарок. Музею, а значит — жителям Приаралья. Где еще недавно море было полноводным. Теперь — усыхает. Объем сократился в 13 раз, половина растений и животных исчезли. Люди стали чаще болеть. Ситуацию надо срочно исправлять. Международными силами. Поэтому фестиваль, предложения, инновационные проекты. Поэтому круглый стол проходит среди картин, спасенных когда-то от верной гибели.

 

http://www.vesti.ru/only_video.html?vid=422288

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В собрании коллекции русского авангарда, огромную поддержку Савицкому оказал тогдашний Глава каракалпаков Каллибек Камалов. Он смело выделил из бюджета Каракалпакстана 3 миллиона рублей на первоначальной основе, как говорится - на риск (при этом, сам же мог оказаться "врагом народа"). По нынешним меркам эта цифра увеличивается в сотни раз и для малочисленного народа это немало.

Я рад за Бабаназарову, что ее так достойно оценили. Хотелось бы и К. Камалов тоже получил хоть какое-то признание. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Facebook появилась информация о порче экспонатов музея имени Савицкого

19.07.2018 17:32 msk, Фергана

http://www.fergananews.com/news/31387

baba.jpg

baba.jpg
Александр Шевченко. «Баба с ведрами», 1913

В Каракалпакском музее имени Савицкого из-за проблем с системой пожаротушения, возможно, погибла картина художника Александра Шевченко «Баба с ведрами». Об этом сообщает учредитель турфирмы Asha Safar и гражданский активист Мурат Сарсенов на своей страничке в Facebook.

 

«На днях в результате ЧП с системой пожаротушения погибла картина - один из главных шедевров коллекции: Шевченко «Баба с вёдрами» 1913 года. Это работа из постоянной экспозиции, которую выставляли на международных выставках в Париже и Москве. Это одна из самых дорогих картин во всем регионе, представляет из себя настоящее сокровище мирового искусства. Картину просто залило водой, и восстановлению она не подлежит. Если это правда, то это уже третий известный нам случай за год, когда погибает экспонат музея», - пишет Сарсенов.

Активист напоминает, что сначала в музее была порвана картина Николая Карахана «Ночной намаз». Следом из экспозиции убрали знаковую скульптуру «Аму-Дарья» скульптора Жулдазбека Куттымуратова, по информации активиста, за скульптурой не следили, и она сгнила. Сарсенов называет вышеперечисленные случаи «преступлением против Узбекистана и против мирового культурного наследия» и интересуется, кто будет отвечать за эти преступления, так же как и за захват музея и угрозы в адрес лучшего в регионе музейного специалиста Мариники Бабаназаровой. Сарсенов в своем сообщении эмоционально призывает власти начать реагировать на происходящее и предъявляет претензии нынешнему руководству музея Гульбахор Изентаевой, которая возглавила музей в 2015 году, а также требует, чтобы она начала отвечать на критику, а не дистанцировалась от проблем.

В комментариях к посту отмечается, что пожара в музее не было: как оказалось, выбило пробку, и сработала система пожаротушения. Некоторые комментаторы предполагают, что картина Шевченко, как и остальные произведения искусства на самом деле не пострадали, а были проданы коллекционерам.

Кроме всего прочего, гражданский активист сообщает, что 24 июля планируется роспуск общества Друзей музея, которое состоит в основном из неравнодушных иностранцев и работает с 1997 года. По словам Сарсенова, Общество совместно с бывшим руководством музея провели большое количество удивительных проектов, проделали гигантскую работу.

В мае 2018 года обсерватория культурного наследия Центральной Азии Alerte Héritage опубликоваластатью с результатами собственного расследования вероятного исчезновения картин из Ферганского музея и замены оригиналов профессионально изготовленными копиями.

Следует отметить, что 17 июля текущего года, за два дня до появления поста Сарсенова, в конференц-зале Государственного музея искусств Узбекистана состоялась встреча, в которой приняли участие заместитель министра культуры Камола Акилова, работники музея искусств, художники, скульпторы, искусствоведы и представители Общественного совета. По заявлению местных СМИ, целью встречи было обсуждение проблем, накопившихся за многие годы в музее искусств. На саммите поднимались несколько тем, в частности реконструкция Государственного музея искусств, нехватка выставочных площадей, нехватка кадров, были выдвинуты предложения расширить состав существующего Общественного совета и включить туда деятелей искусства, а также заключать договоры с областными музеями о совместных мероприятиях. В заключение было сказано, что «музеи – это уникальное историко-культурное наследие, которое необходимо изучать и сохранить для будущих поколений».

Международное информационное агентство «Фергана»

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фонд друзей музея Савицкого объявил о своем закрытии

Базирующийся в Нидерландах благотворительный фонд друзей музея в Нукусе (Friends of Nucus Museum, FoNM) будет распущен в конце 2018 года. Об этом сообщает Artguide со ссылкой на председателя фонда Дэвида Пирса.
Фонд помогал Государственному музею искусств имени Игоря Савицкого в Нукусе (Каракалпакстан) с 2001 года, предоставляя материальную помощь, книги и оборудование. Причиной роспуска фонда Пирс назвал исчезновение благотворительных подарков музею, в число которых входили аудиооборудование и книги, предоставленные в течение последних трех лет. По мнению председателя фонда, подарки были конфискованы или украдены. Назначенная в феврале этого года директором музея Гульбахор Изентаева от комментариев отказалась.

Бывший директор музея Савицкого Мариника Бабаназарова, возглавлявшая учреждение с 1984 года, была уволена в 2015 году. Ее коллеги поднимали вопрос о восстановлении директора в должности, сама Бабаназарова признавалась, что написала заявление «по собственному желанию» под давлением. Многие эксперты назвали ее уход серьезной потерей и даже «трагедией». «Если другой человек займет ее место, наш музей может постичь судьба нукусского историко-краеведческого музея или ташкентского Музея искусств. Там, я слышал, исчезли многие картины. А также выставляемая одежда ханов, вытканная золотыми нитями, была заменена тряпьем — современными дешевыми халатами», — прокомментировал увольнение Бабаназаровой заслуженный деятель искусств Узбекистана и Каракалпакстана Жолдасбек Куттымуратов.

Летом 2018 года в музее имени Савицкого произошел инцидент с картиной Александра Шевченко «Баба с ведрами». Полотно залило водой в результате срабатывания противопожарной сигнализации. До сих пор неизвестно, удастся ли реставраторам восстановить шедевр. При этом гражданский активист Мурат Сарсенов написал в соцсетях, что за последний год это уже третий случай утраты экспонатов из экспозиции музея. До этого, по его данным, была порвана картина Николая Карахана «Ночной намаз», которая уже не подлежит восстановлению, а также подверглась разрушению в результате гниения деревянная скульптура «Аму-Дарья» Жолдасбека Куттымуратова. По мнению блогера, причина этих инцидентов в некомпетентной работе нынешнего руководства музея.

https://theworldnews.net/tj-news/fond-druzei-muzeia-savitskogo-obiavil-o-svoem-zakrytii

http://kruz.uz/uz/news/show/7394

 

Савицкий музейига ёрдам кўрсатиб келган жамғарма нима учун тарқатиб юборилади?

7248495a28d99fcc8270a11425e01c9e.jpg
 21:46, 08.11.2018  457  0 Жамият
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мариника Бабаназарова: «Если правительство попросит меня вернуться и наладить работу музея, я конечно вернусь» (аудио)

Август 01, 2018
Мариникa Бабаназарова более тридцати лет возглавляла Государственный музей искусств Каракалпакстана имени Игоря Савицкого.

Мариникa Бабаназарова более тридцати лет возглавляла Государственный музей искусств Каракалпакстана имени Игоря Савицкого.

Пока в Каракалпакском государственном музее имени Игоря Савицкого ищут пути реставрации поврежденной картины Александра Шевченко «Баба с ведрами», власти страны рассматривают вопрос о смене директора музея. 20 июля известный узбекистанский скульптор и общественный деятель Дамир Рузибаев обратился с письмом к президенту Шавкату Мирзияеву с просьбой вернуть уволенную в 2015 году Маринику Бабаназарову на должность директора Нукусского музея.

 

На пресс-конференции 25 июля в Ташкенте министр культуры Узбекистана Бахтиёр Сайфуллаев не исключил возможности, что Мариника Бабаназарова может снова возглавить Государственный музей искусств Каракалпакстана имени Савицкого.

После повреждения картины «Баба с ведрами», заместитель министра культуры Узбекистана Камола Акилова создала условия для того, чтобы Мариника Бабаназарова смогла посетить музей и осмотреть поврежденную картину.

31 июля этого года 63-летняя Мариника Бабаназарова, возглавлявшая Нукусский музей более 30 лет, дала эксклюзивное интервью Радио Озодлик.

«Озодлик»: Госпожа Бабаназарова, в августе 2015 года, когда Вас сняли с должности директора Нукусского музея, на нашем сайте была опубликована статья под заголовком «Что же теперь будет с судьбой коллекции?» Повреждение по меньшей мере трех картин в Нукусском музее за прошедшие три года показало, что эти опасения не беспочвенны. Теперь общественность просит Вашего возвращения. Министр культуры тоже не против. Скажите, как Вы сами относитесь к этому?

Мариника Бабаназарова: Мне отвратительно то, что сейчас происходит в коллективе музея. Там убит дух, который царил многие годы. Мы осуществили много успешных проектов. Однако сейчас из музея изгнали многих людей. Я сама не рвусь работать с этими людьми. Но если правительство попросит меня вернуться и наладить работу, я, конечно, вернусь. Потому что, музей – это мое дитя, которое от меня оторвали. И я, конечно, все время о нем думаю. Но ходить и умолять, чтобы мне вернули на эту должность, это не в моем характере. Помогать я готова. Все, что надо сделать, я всегда готова. Но выпрашивать эту должность, я не буду. Потому что, сейчас идет очень много разговоров, люди на улице меня встречают и говорят: «Апа (сестра на каракалпакском – Ред.), почему ты не возвращаешься в музей?» Все простые люди на улице, даже таксисты, видят, что музей гибнет. Все мне говорят: «Почему ты на обращаешься президенту?» Но я же не буду каждому объяснять, что происходит. А люди у нас боятся открыто говорить. Даже в коллективе музея мне рассказывают, какой кошмар там происходит. Но в музее репрессии, всем запрещают со мной общаться, на тех, кто общается с Бабаназаровой, заводят «черные списки». Там настоящая зона. Такая атмосфера царит в музее Савицкого. Даже если руководство попросит меня вернуться, там необходима чрезвычайная программа для того, чтобы восстановить нормальную работу в этом музее.

 

Мариника Бабаназарова: «Если правительство попросит меня вернуться и наладить работу музея, я конечно вернусь»

«Озодлик»: 16 июля в Нукусском музее имени Савицкого была повреждена картина Александра Шевченко «Баба с ведрами» (работа была написана в 1914 году), которая входила в основную экспозицию. Вы  одна из считанных людей, которая своими глазами увидела картину в поврежденном виде. Заведующая залом в разговоре со мной сказала, что «этот шедевр живописи восстановлению не подлежит». А каково Ваше мнение по этому поводу?

Мариника Бабаназарова: Полотно повреждено очень сильно. Картина повреждена очень сильно, как минимум, на 60 процентов. Они сами говорят, что картина повреждена на 80 процентов. Давайте скажем так, повреждено 60-70 процентов поверхности картины. В чем заключается повреждение: вся картина в пятнах с утратой красочного слоя. Слава богу, грунт не отвалился. Я боялась именно этого. Потому что, в противном случае, не знаю, какие усилия нужно было бы приложить, чтобы спасти картину. Картину можно восстановить, но это очень кропотливая и трудоемкая работа. Для этого потребуется не один день и не один месяц. Это на несколько лет работы, по-моему мнению. Я считаю, что эта картина ушла из художественного оборота и наши зрители потеряли возможность общаться с этим шедевром на несколько лет.

«Озодлик»: Госпожа Бабаназарова, скажите, что вообще случилось в тот день в музее. Ведь даже картина облитая серной кислотой картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа не была повреждена настолько? Неужели обычная вода могла повредить 70 процентов картины «Баба с ведрами» в Нукусском музее?

Мариника Бабаназарова: Мы пытались понять, почему столько часов картина находилась под напором воды. Это, конечно же, халатность персонала. Если бы они следили за ней, они бы ее быстро открыли и не было бы такого повреждения. По их словам, картина, как минимум, шесть или более часов находилась под воздушным распылением. Как мне сказала главный хранитель, когда они утром обнаружили картину, она находилась под воздействием воды, потом они ее вытащили в горизонатльном положении и перенесли в другое здание Фонда хранилища.

«Озодлик»: А какая там была температура?

Мариника Бабаназарова: Нет, там была нормальная температура. Но у них произошел контраст. Сейчас самая жара и надо ждать. Но за картиной нужно каждый день наблюдать, потому что она все еще высыхает.

«Озодлик»: Есть предположение, что оригинал шедевра русского авангарда, застрахованный государством на 3 миллиона долларов США, был заменен на подделку. Некоторые люди говорят, что инцидент с картиной художника Александра Шевченко был устроен специально, чтобы скрыть следы. Как Вы считаете, как специалист, видевший оригинал картины «Баба с ведрами», сейчас в Нукусском музее находится оригинал или же подделка картины?

Мариника Бабаназарова: Чтобы сказать, оригинал это или нет, необходимо специальное оборудование. Мне не дали возможности тщательно осмотреть картину, так как вокруг нее было около тридцати человек. Там были сотрудники прокуратуры, строители, пожарники, представители Минкультуры, директор Ташкентского музея искусств. Было слишком много народа, я не хотела привлекать сильного внимания какими-то лишними действиями. Надо посмотреть картину отдельно, дополнительно. Меня ведь пригласили позже, чем начался весь этот разбор.

Картина художника Александра Шевченко «Баба с ведрами».

Картина художника Александра Шевченко «Баба с ведрами».

«Озодлик»: В 2015 году Вас уволили под предлогом того, что Вы не смогли организовать работу в музее. Говорят, что именно при Вас устанавливали систему пожаротушения, которая повредила картину «Баба с ведрами». По имеющейся у меня информации, этот проект утверждали именно Вы. Вы считаете себя виноватой в случившемся в музее? 

Мариника Бабаназарова: Эту систему устанавливали без меня. В августе 2015 года меня уже не было в музее. А эту систему установили в 2016 году. При мне разговор шел о газовом тушении. Там пожарник сказал, что газовое тушение стоит дорого. Потом приняли решение поменять на воду. Мы начали спрашивать акт, о том, кто принимал это решение. Почему система, рассчитанная на газ, была наполнена водой? Изначально шло нарушение строительных норм. Газ легкий, вода – тяжелая. Поэтому было ясно, что эта система будет давать сбой. Сейчас руководство музея пытается переложить всю вину на других. Этот акт они прячут, первый акт не прошел испытание. Уже течи были. Они подписали все документы, несмотря на то, что было много недоделок и много изменений в проекте. А они взяли и приняли это сдание. Вот такими методам сейчас работает руководство музея.

«Озодлик»: Госпожа Бабаназарова, спасибо за интервью.

Беседовал журналист Радио Озодлик в Праге Шухрат Бабаджанов.

P.S. Мариника Бабаназарова возглавляла Нукусский музей более 30 лет. Игорь Савицкий лично назначил Бабаназарову хранителем коллекции перед своей смертью в 1984 году. После распада Советского союза она помогла сохранить ее и сделала очень многое для популяризации музея во всем мире.

Мариника Бабаназарова была уволена с занимаемой должности после того, как в августе 2015 года в узбекской прессе были опубликованы клеветнические статьи о том, что после проверок спецслужб в музее было обнаружено исчезновение пяти картин общей стоимостью около 582 миллионов сумов.

Против отстранения Бабаназаровой выступило подавляющее большинство сотрудников музея. Тогда некоторые наблюдатели высказали предположения, что к увольнению Бабаназаровой могли быть причастны частные коллекционеры и госчиновники, желающие завладеть произведениями искусства, хранящимися в музее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...